«Адмирал Кузнецов» — плавучий позор России. Мемы и скандалы

"Оказывается, кран, упавший на "Кузю" - авианосец "Адмирал Кузнецов", все еще лежит, словно рухнувший египетский гранитный обелиск, на поврежденной палубе "Кузи", - пишет телеграм-канал Серпом По . - Как всегда, бравурные сообщения начальников в стиле "все хорошо, прекрасная маркиза", "сроки ремонта не будут нарушены", сейчас быстро разберемся - действительности не соответствуют. До сих пор кумекают, как этот кран получше с "Кузи" снять.

Это прямо, не корабль, а какое-то горе луковое. Он вызывает жалость во всем, начиная с облака густого черного дыма, который отмечает его присутствие. Не должен грозный боевой корабль вызывать жалость, но никчемный "Кузя" только это чувство и вызывает. И против него, натурально, происходит какое-то "восстание машин".

В 2004-м на палубу "Кузи" рухнул Су-25. Самолет списали. В 2005-м при посадке в Атлантике Су-33 оборвался трос, и самолет нырнул рыбкой в океан, утонул, с миром покоится на глубине 1100 метров. В 2009-м пожар – один человек погиб. В 2016-м – во время эпического "дымного марша" к берегам Сирии разбился Миг-29 и, опять из-за обрыва троса, нырнул в море и утонул еще один Су-33. Видимо, чтобы первому утопленнику на дне морском не было скучно.

Просто какой-то могильщик авиации этот "Кузя". И, наконец, происшествие 30 октября с гигантским плавучим доком ПД-50, который затонул, предварительно уронив на палубу "Кузи" 70-тонный башенный кран.

Кстати, для ностальгирующих патриотов СССР, считающих, что Союз, помимо "вкусного пломбира" обладал невероятно мощной судостроительной промышленностью, сообщаем, что ПД-50 был построен в 1980-м году в Швеции. Сами построить не сумели.

Читаешь про мытарства "Кузи" и думаешь, что лучше его списать – отправить на пенсию, чем так с ним мучиться. Несчастливый он какой-то".

МУРМАНСК, 30 окт - РИА Новости, Анастасия Яконюк. Гигантский плавучий док ПД-50, где ремонтировали единственный авианосец России "Адмирал Кузнецов", затонул в ночь на вторник при спуске крейсера на воду на 82-м судоремонтном заводе в Мурманске. Один человек пропал без вести, четверо пострадали, специалисты обследуют авианосец на предмет повреждений, а следователи рассматривают все возможные версии случившегося.

Утонул за 3,5 часа

В понедельник в 23.56 на пульт управления правительства Мурманской области поступил доклад от диспетчера системы "112" о том, что на 82-м судоремонтном заводе в Росляково (район Мурманска) при доковой операции произошло притопление плавучего дока с находящимся внутри тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

К месту происшествия выдвинулись спасательные службы и правоохранительные органы. Первые фотографии тонущего дока также появились в социальных сетях, пользователи делились слухами и рассказами очевидцев. Сообщалось, что во время выхода корабля из дока упали два башенных крана, а также о возможных жертвах и пострадавших.

"При проведении доковых работ работниками 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково произошел перебой в подаче электроэнергии, в результате чего были заполнены нештатно цистерны плавдока ПД-50. Как следствие, плавдок резко ушел под воду. Жертв нет", — сообщил РИА Новости ночью представитель завода.

Позже эту версию подтвердили в центре судоремонта "Звездочка" (исполнитель контракта на ремонт корабля) и добавили, что упавший кран плавучего дока повредил часть палубы авианосца.

Сразу после того как док стал тонуть, "Адмирал Кузнецов" буксирами вывели на рейд, на безопасное расстояние. Из зоны ЧП эвакуировали 71 человека. В 03.30 док полностью ушел под воду.

Пропавший и пострадавшие

Как выяснилось позже, пять работников оказались в ледяной воде. В Мурманске температура держится ниже 0 градусов, и для спасения людей счет шел на секунды. Поиски одного человека оказались безрезультатными. К месту ЧП было стянуто девять машин скорой помощи. Пострадавшие получили переохлаждение и травмы различной степени, четверых отправили в больницы.

После осмотра медики отпустили двух пострадавших домой. Еще двоих направили в реанимацию, состояние одного удалось стабилизировать, за жизнь другого борются врачи.

"Один пациент находится в крайне тяжелом состоянии, врачи борются за его жизнь — у него тяжелые сочетанные повреждения. Крайне тяжелый пациент, проведен консилиум, прогноз — сложно судить, но делается все для спасения жизни", — сообщил журналистам во вторник днем первый заместитель министра здравоохранения Мурманской области Эдуард Гончаров.

"К сожалению, один человек до сих пор не найден", — сообщила глава региона Марина Ковтун в Instagram во вторник утром.

"Адмирал Кузнецов" не пострадал

Авианосец проходил на 82-м заводе плановый доковый ремонт с сентября, он находился в одном из крупнейших в мире плавучих доков (площадь ПД-50 составляет 23 тысячи квадратных метров, что сопоставимо с размерами Красной площади), следует из материалов на сайте завода.

"Корпус корабля в результате инцидента на 82-м заводе не пострадал. Корабль в штатном режиме буксируется к своему причалу на 35-м заводе в Мурманске для продолжения плановых ремонтных работ", — пояснил РИА Новости представитель завода.

Руководитель пресс-службы центра судоремонта "Звездочка" Евгений Гладышев отметил, что после инцидента с плавдоком "Адмирал Кузнецов" ошвартовался на 35-м судоремонтном заводе под Мурманском.

"Происходит детальный осмотр корпуса корабля после инцидента на 82-м заводе. Пока никаких неполадок не выявлено. На сроки ремонта корабля инцидент не повлияет", — сказал Гладышев во вторник утром. Он напомнил, что ремонт корабля должен завершиться в 2021 году.

"Сроки сдачи корабля заказчику, то есть министерству обороны, несмотря на сегодняшний инцидент, остаются прежними — 2021 год", — подтвердил РИА Новости во вторник официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Илья Житомирский.

По его словам, корабль уже прошел плановый доковый ремонт, все остальные регламентные ремонтно-организационные работы будут проходить у штатного причала на 35-м заводе.

Как уточнил глава ОСК Алексей Рахманов, в соответствии с графиком доковый осмотр крейсера был закончен, и ожидалась постановка корабля у причальной стенки. Рахманов не уточнил, возможен ли перевод "Адмирала Кузнецова" из Мурманска в другой регион для завершения ремонта.

"Сначала необходимо получить ответ, будет ли восстановлена работоспособность дока. Если ответ будет отрицательный, мы начнем прорабатывать альтернативные варианты", — отметил он.

Уголовное дело

Следственное управления на транспорте СК России после инцидента возбудило уголовное дело. "Возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил безопасности при организации работ по ремонту на судоремонтном плавучем доке по признакам преступления, предусмотренного статьей… "Нарушение правил безопасности при ведении иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека", — говорится в сообщении.

По предварительной информации следователей, затопление дока произошло в результате нарушения правил техэксплуатации судоподъемных сооружений. Уточняется, что в ходе следственных действий будут устанавливаться причины возникновения крена дока. Кроме того, следствие даст юридическую оценку действиям работодателя по обеспечению безопасности работников.

"Рассматриваются все возможные версии случившегося, в том числе отрабатываются версии, связанные с причинами возникновения крена на судне. Но говорить о причинах преждевременно, поскольку док находится под водой — и основные причины также на дне Кольского залива. Прежде всего, необходимо обследовать судно и убедиться в тех или иных повреждениях, после этого делать выводы", — сообщил РИА Новости руководитель мурманского следственного отдела Северо-Западного СУСК РФ на транспорте Артем Кытин.

По его словам, в ближайшее время будут организованы следственные действия: с помощью водолазов обследуют судно, установят повреждения в доке внутри и снаружи. "В основном обследование будет происходить с применением спецтехники, видеосъемка также будет применена для обследования", — добавил руководитель отдела.

Проверки энергетиков и экологов

В последние дни на Мурманск обрушился серьезный снегопад, и в несколько суток жители города наблюдали перебои в подаче электричества. Возникали они и в районе Росляково, где находится 82-й судоремонтный завод.

Однако сразу после ЧП "Россети" провели проверку и сделали вывод, что отключений в их электросетях, снабжающих завод, не было.

"В ночь с 29 на 30 октября отключений в сетях "Колэнерго", питающих 82-й судоремонтный завод, не было. Сети, питающие подстанцию завода, отработали в штатном режиме", — говорится в сообщении.

Кроме того, власти Мурманской области держат на контроле экологическую ситуацию в Кольском заливе после затопления плавдока.

"Сейчас мы ситуацию на контроле держим, собираем информацию. По возможным экологическим рискам информации ни от экологов, ни от завода, ни от других источников по Кольскому заливу нет. Но это не значит, что этого нет: пока нет ни подтвержденной информации, ни сигналов об экологических последствий нет. Будем дальше мониторить", — сообщил РИА Новости замгубернатора Мурманской области Евгений Никора.

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун также сообщила, что экологической угрозы нет, однако специалистам все же пришлось ликвидировать разлив дизтоплива.

"На месте работают специалисты "Экосервиса" - предприятия, специализирующегося на ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Ими своевременно была обнаружена емкость с дизтопливом, периметр разлива ограничен бонами и обработан реагентами", — сообщила глава региона.

По ее словам, в настоящее время угрозы судоходству и безопасности мореплавания, экологической угрозы нет.

Следят за ситуацией в столице Заполярья и в Кремле. "Уже были заявления Объединенной судостроительной корпорации о том, что каких-то повреждений, которые способны повлиять на сроки выполнения работ по "Адмиралу Кузнецову", нет. Ситуация нештатная, но предпринимаются меры, естественно. В данном случае мы ориентируемся на информацию, которая идет от ОСК", — заявил журналистам во вторник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Крупный док

Затонувший док был крупнейшим в регионе и обладал грузоподъемностью 80 тысяч тонн.

"Наличие у предприятия единственного в Европейской части России плавучего дока грузоподъемностью 80 тысяч тонн и площадью стапель-палубы 23 тысячи квадратных метра (ПД-50), делает его единственным в регионе исполнителем докового ремонта крупнотоннажных кораблей, стратегических атомных подводных лодок, транспортных судов водоизмещением свыше 25 тысяч тонн", — сообщается на сайте завода.

Береговая линия в губе Рослякова оборудована причальной стенкой длиной 325 метров, имеет удобные подходы, не требующие лоцманской проводки. Глубины в районе набережной — от 5 до 14 метров.

Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" снова показал миру свою мощь. В том смысле, что дыра четыре на пять метров, пробитая в нем упавшим краном, признана "незначительной". До этого "незначительным" был признан дым, шедший из недр авианосца во время его движения по Средиземному морю на всю Южную Европу и половину Африки. А еще раньше "незначительной" оказалась потеря двух палубных истребителей, которые не смогли сесть на корабль.

В таких условиях, надо полагать, значительным является только само существование пока еще самого крейсера. Перспектива которого теперь тоже под вопросом, потому что при его ремонте утоплен один из самых больших в мире доков. Размером примерно с Красную площадь. Док сначала еще придется поднять, операция займет полгода и потребует миллиардов даже в условиях дедолларизации и импортозамещения.
Интересно, что в России уже начали проектировать авианосцы новых поколений. Стоимость их будет астрономической. Сопоставимой с астрономической стоимостью "Адмирала Кузнецова" во время его строительства.
Сам "Кузнецов", между прочим, так именовался не всегда. До этого он назывался "Советский Союз", потом - "Рига", потом "Леонид Брежнев", а далее - "Тбилиси". Сам адмирал флота Советского Союза Кузнецов, выдающийся военачальник Великой Отечественной, именем которого назван авианосец, был судим за передачу Британии и Америке секретных сведений и восстановлен в звании только посмертно. В общем, полный набор символических интересностей и незначительностей. Как вы лодку назовете, так она и поплывет.
Поскольку повреждения корабля носят "незначительный" характер и никто, вроде бы, не погиб, то никто и не будет всерьез виноват. Потому что на нет и суда - нет. Точно так же, как никто не виноват в том, что кто-то просверливает на космической станции дырки, ведущие во Вселенную. Могли оказаться виновными американцы, но как-то не срослось, поэтому ответственных нет. Как и в случае, когда взорвался "Союз", чудом не убив космонавтов. А начальник всего этого космического проекта переключился на сельское хозяйство и испытывает беспилотные комбайны. И говорит, что успешно.
Если ремонт и ходовые испытания "Адмирала Кузнецова" пойдут такими же темпами, как идут сейчас, то завершатся они где-то к сорокалетию спуска крейсера на воду. Или к сорокапятилетию начала его строительства. Это, наверное, не предел, но как-то уже несколько озадачивает. Все-таки когда-то идеология закладывалась под соответствующие представления о войне. Между прочим, не было такого бурного развития крылатых ракет и другого концептуально нового оружия.
Впрочем, самое интересное даже не в этом мощном корабле, а в том, что вообще происходит и способно ли выжить государство, где никто не знает когда и что на кого упадет? И где абсолютно все, кроме денег конкретных лиц, считается "незначительным". И допинг с мировым позором, и космос, и передовое оружие, и непрерывные предательства больших и маленьких людей.
Ладно хоть Чернобыль остался не у нас...
Фото Андрей Лузик, пресс-служба Северного флота

Да и на других снимках больше трех-четырех самолетов вы на этой палубе не увидите. Почему? Потому что больше их у великой страны попросту нет, ни Су-33, ни летчиков, способных сесть на палубу.

Итак, самый крупный корабль России, авианосец «Адмирал Кузнецов» подходит к Сирии. После двух лет простоя у заводской стенки в Североморске он снова в походе. Асаду срочно понадобилась стратегическая неотложная помощь? Но в состоянии ли «Кузя» ее оказать? Каковы вообще глобальные интересы России?

Тяжелый авианесущий крейсер эффектно смотрится на снимках. Но этим его возможности и ограничиваются. Он вечно в ремонте, у него отвратительная силовая установка, морально и физически устаревшая электроника и сейчас, как сообщают военные, «головной ракетный комплекс «Гранит» в строю после ремонта, больше двух третей зенитной артиллерии в строю, средства наблюдения и наведения функциональны более чем на 60 %». Для похода путинская Россия собрала все, что смогла: восемь Су-33, пару экспериментальных МиГ-29К для индийского флота и пару вертолетов. Обычно же в ангарах гиганта (60 тыс. тонн водоизмещения!) стоит не более семи самолетов, остальное место занимают машины офицеров и всякие иные… А ведь по проекту он рассчитан на полсотни штурмовиков и вертолетов!

Поход начался со скандала. Би-Би-Си сообщило, что экипаж «Кузнецова», укрывшегося от шторма у берегов Шотландии (спасибо Британии, пошедшей на встречу и позволившей зайти в одну из бухт) загрязняет окружающую сред. «Избавляться от мусора, просто выбрасывая его за борт — это более чем дурной тон. Это идет вразрез с международными конвенциями и, в конце концов, просто неприлично», — заявил представитель комитета по обороне Шотландской национальной партии Ангус Робертсон. Так отблагодарили Британию за помощь.

«Кузю» как его не то ласково, не то презрительно называют моряки, сопровождают БПЛ «Адмирал Чабаненко», буксир и три танкера. По ходу дела подойдут сторожевик «Ярослав Мудрый» и танкер из Балтийска, да сторожевик «Ладный» из Севастополя. Все это называется корабельная авианосная группа (КАГ). С бору по сосенке, но все равно негусто. В таком же сопровождении пару лет назад «Кузя» плыл в Венесуэлу, к другу Чавесу (специфические друзья, однако, у России). По большому счету, это и все, что способно плыть за океан в российском флоте. Но обязательно в сопровождении буксира…
В американских АУГ (авианосная ударная группировка), пародией на которые является российская КАГ, преобладают крейсера, фрегаты и атомные подлодки. Возражают, что «Кузнецов», мол, универсальнее и кроме авиации несет также 12 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Гранит». Но американским плавучим аэродромам (это и есть функциональное назначение авианосца) ударный ракетный комплекс ни к чему. Эту задачу выполняют самолеты, которых у «Кузнецова» унизительно мало, и ракетные крейсера сопровождения, которых в его эскорте вообще нет.

Какие же цели преследует поход в Средиземное море, который продлится как минимум до февраля будущего года? Трудно сказать. То, что плывет эта армада к Сирии, понятно. Непонятно, зачем. Поначалу начальник генштаба России утверждал, что поход связан с учениями. У России, мол, есть обязательства перед западными коллегами. В Средиземном море на постоянной основе проходит операция стран НАТО и их партнеров Active Endeavor, в которой время от времени участвуют и российские корабли , проводя досмотр подозрительных гражданских транспортов, контролируя режим нераспространения оружия массового поражения и ракетных технологий, присутствие там террористов.

Зачем для этого привлекать авианосец, который за один такой поход съедает чуть ли не весь запас топлива Северного флота? Для солидности, наверное. К тому же моряков надо обучать и тренировать: ракетные и артиллерийские стрельбы, полеты палубной авиации и т.д. И вообще, в Баренцевом море в это время года неуютно, вот адмиралов и тянет на юг.

Однако по ходу похода оказалось, что в учениях русские корабли участвовать не будут. Значит, имеет место демонстрация силы и моральная поддержка Асада? От которого даже арабы отвернулись? Планировался заход в сирийский Тартус, другой базы у России в Средиземном море нет. Да и эта неважная, хотя ее много лет углубляют. Даже пришвартоваться к ее плавпричалам «Кузнецов» не сможет, осадка не позволит. Но можно будет заправиться топливом, продуктами, пресной водой, чуток подремонтироваться, как всегда, когда наши дряхлые корабли сюда заходили. Да и не менее двух, как скупо сообщают источники в МО РФ противокорабельных комплексов «Бастион», вооруженных 36 ракетами «Яхонт» каждый, надо будет выгрузить для ВМС братской страны — будь они у Ливии, флот НАТО не смог бы так свободно ходить под берегом друга Каддафи.

Моряки и летчики смогут пройтись по магазинам, купить сувениры, отдохнуть. Не зря же плыли в такую даль. Впрочем, зря. Как стало известно на днях, от этой мысли отказались. И правильно сделали. Еще лучше было бы не устраивать подобных походов, настоящей демонстрации бессилия и потери ориентиров, как моральных, так и стратегических. А если уж принес черт, куда не нужно, то хотя бы не устраивать боевые тренировки летчиков у берегов Израиля. А то в прошлый поход, когда им вздумалось устроить высший пилотаж под боком у страны обетованной, израильских пилоты уже держали пальцы на пусковых кнопках ракет. Так «Кузя» мог вызвать грандиозный международный скандал. И остаться вообще без авиагруппы, и без того жалкой…

Хорошо, если ТАВКР вернется домой без серьезных ЧП. Обычно без них не обходилось. Тем более что почти половина его матросов и старшин срочники весеннего призыва. Салаги. Так что кузькину мать он никому не покажет, главной его опасностью будет не открытое море, не Сирия и не американцы, а он сам. После похода корабль планируется снова отправить на капремонт, который продлится как минимум до 2017 г. Спрашивается, если за двадцать лет, из которых большая часть приходится на период путинского процветания , страна так и не смогла привести в порядок свой единственный «авианосец», то нужны ли они ей вообще? По силам ли? Не проще ли «Мистрали» покупать?

Веское слово «Стенниса».

30 декабря «Кузнецов» находился вблизи от цели похода, у берегов Кипра. Хотя цель, как мы уже говорили, крайне сомнительна и вряд ли достижима. Кроме насмешек поход ничего не вызывает. Но он дает возможность еще раз сравнить технические возможности и уровни стратегии, а попутно и уровни мышления руководства России и США.

В тот же день, — в ответ на угрозы Тегерана перекрыть в случае дальнейших санкций против него Ормузский пролив и на провокационные учения иранского флота в районе пролива, не обращая никакого внимания на строгие предупреждения командования иранских ВМС, — через зону учений демонстративно, показывая, кто в море хозяин, проследовал американский атомный авианосец «Джон С. Стеннис». Гигант класса «Нимитц». Девять эскадрилий на борту.
Командование Пятого флота Соединенных Штатов выступило с жестким заявлением о том, что не позволит ВМФ Ирана блокировать водный коридор ни при каких обстоятельствах. Что намерения Ирана выходят за рамки международного права и любые попытки такого рода будут немедленно пресечены. И знаете, подействовало!

Перед нами великолепный пример, подтверждающий правоту американского адмирала Альфреда Тайера Мэхэна, который написал классический труд «Влияние морской мощи на историю». Он сформулировал знаменитый принцип Fleet in being. Собственно говоря, именно за эту книгу, за формулировку, за обоснование роли флота в геополитике, — редкий случай в истории литературы! — капитан Мэхен и был возведен в ранг адмирала. Суть его принципа заключается в том, что флот влияет на политику уже самим фактом своего существования. Разумеется, если это сильный флот. Такой, какой был у Британии. Или такой, какой есть у Америки.

В ответ на это напоминание об очевидном, я имею в виду рейд авианосца «Стеннис» и демонстрацию силы и решительности намерений США, Тегеран тут же заявил, что он белый и пушистый, что у него и в мыслях не было перекрывать пролив, через который перевозится более трети нефти, добытой в мире. Еще бы не подействовало — взгляните на палубу этого американского авианосца. Сравните ее с палубой «Кузнецова». Таких авианосцев у Америки много. И, как видите, они весьма эффективны.

Статья прислана в редакция читателями. Редакция газеты «Мир Путешествий» не несёт ответственности за содержание статьи.

Авианосец неоднократно менял имя. В стадии проекта он назывался «Советским Союзом». При закладке был наречен «Ригой». После смерти Леонида Ильича стал «Брежневым». На испытаниях - «Тбилиси». А в 1990 году был назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова, у которого сложилась трагическая судьба. Его сняли с поста главнокомандующего ВМФ после взрыва на линкоре «Новороссийск», понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте». Всю жизнь он добивался реабилитации, но получил восстановление в звании и широкое общественное признание заслуг лишь после смерти.

2 Едва не достался Украине

В 1991 году, когда авианосец был официально сдан и зачислен в состав Северного флота, на него заявила права Украина. Из Верховной рады командиру крейсера сообщили, что корабль является собственностью Незалежной и до принятия правительственного решения должен оставаться на севастопольском рейде. Но референдума о независимости еще не было, поэтому командир, оставив часть команды и летного состава на берегу, скрытно и спешно взял путь на Босфор. При этом на корабле еще полном объеме не были завершены технические работы, в том числе по энергетической установке. В противном случае он мог повторить судьбу «Варяга» - строившегося по аналогичному проекту в Николаеве авианосца, который в 1998 году был продан Украиной Китаю.

3 С испытаний в долгий ремонт

До 1994 года корабль проходил испытания, и в 1995 году «Адмирал Кузнецов» отправился в первый дальний поход в Средиземное море, который приурочили к предстоявшему 300-летию российского флота. Но он же чуть не стал последним — поломка энергетической установки едва не привела к потере корабля в шторм. Авианосец после этого встал на серьезный ремонт, сильно затянувшийся из-за недостатка финансирования. Увидели его на крупных учениях лишь в 1998 году. И с этого момента ремонт вообще стал перманентным состоянием крейсера.

4 Взрыв и спасение «Курска»

В 2000 году «Адмирал Кузнецов» оказался тесно связан с трагедией «Курска». Он принимал участие в учениях, при которых затонула подлодка, и использовался для проведения спасательной операции, которая завершилась гибелью всех выживших при первоначальной катастрофе подводников. В результате был отменён запланированный второй поход корабля на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года. А в 2001 году он снова встал на ремонт, который продлился еще несколько лет.

5 Сирийский путь позора

В 2016 году крейсер во второй раз отправился в Сирию выполнять боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ. Тогда весь мир облетели снимки российского авианосца, окутанного клубами густого черного дыма, как будто его топили углем. Специалисты связали это с неисправностью автоматики управления главной энергетической установки, что не позволило использовать оптимальные режимы сжигания топлива. Командир авианосца заявил, что неисправностей на борту нет и дымят все корабли, просто у «Кузнецова» - «самая высокая труба во всем флоте».

6 Не ввысь, а вглубь

В Сирии корабль впервые с момента постройки принял участие в боевых действиях и сразу понес потери. 14 ноября 2016 года потерпел крушение МиГ-29К во время захода на посадку. А 3 декабря утонул Су-33. Причиной в обоих случаях стал обрыв аэрофинишера - троса, за который садящийся на очень короткую палубу самолет цепляется специальном крюком - гаком. Вся разница в авариях была в том, как писали в СМИ, что пилот МиГа-29 после первого захода на посадку сумел остаться в воздухе, но у него кончилось топливо, и он вынужден был катапультироваться. А его коллега машину снова поднять в небо уже не смог.

7 Ремонт со спецэффектами

В 2017 году корабль встал на модернизацию, которая должна отчасти решить вышеперечисленные проблемы. Но она только добавила новые. 30 октября 2018 года затонул плавучий док ПД-50, в котором ремонтировался «Адмирал Кузнецов». Самый большой в мире док, построенный по заказу СССР в Швеции в 1970-е, служил верой и правдой стране на протяжении целых 30 лет. Но последняя встреча с кораблем-трагедией закончилась для дока внезапным затоплением из-за сбоя в работе электросети. Один из установленных на доке кранов рухнул на палубу авианосца и пробил в нем пятиметровую пробоину. Пострадали четыре человека, один пропал без вести. Возвращение «Кузнецова» из ремонта ожидается в 2021 году.

Илья Казаков, «Фонтанка.ру»