Что осталось от небес в этой душе? Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова.

Читать стих «Ангел» Лермонтова Михаила Юрьевича стоит как детям, так и взрослым. Это лирическое произведение заставляет читателей задумываться о Боге, о душе, о жизни на земле, а также о том, что ждет нас после смерти. Стихотворение читается очень легко. По звучанию оно напоминает колыбельную. Многие литературоведы проводят аналогию между ним и песней, которую маленькому поэту пела его мама на ночь. Хоть слова в них и отличаются, но вот тональность одинаковая. Возможно, это произведение и было написано, как детское воспоминание Михаила Юрьевича о матери.

Текст стихотворения Лермонтова «Ангел» был создан в 1831. Это одно из самых ранних произведений поэта. Опубликовано же оно было только спустя 8 лет после его написания. Высший свет с ним познакомился в «Одесском альманахе на 1840 год». Стих был подписан именем поэта. Примечательно то, что «Ангел» - это единственное юношеское произведение, которое было опубликовано при жизни Михаила Юрьевича под его именем. Все остальные стихи, написанные им в том возрасте, стали известны, как творения Лермонтова только после его смерти. В стихотворение «Ангел» Михаил Юрьевич рассказывает читателям о том, как душа попадает в тело еще нерожденного младенца. Он пишет, что именно ангел ее доставляет на землю. Сначала в стихах он летит по небу и поет ей тихую песенку. Ангел в ней славит Бога и его царство. Он поет о том, что малышу многое предстоит пережить, что в его жизни будет много трудностей, что он может неоднократно разочароваться в чем-то. Однако же он говорит и о том, что так будет не всегда. В конце концов, его будет ждать рай. Лермонтов противопоставляет в своем стихотворении жизнь на земле и жизнь на небе. Начинает он с последнего. Для него небесная жизнь представляется чем-то возвышенным. Заканчивает же стихи Михаил Юрьевич словом «земля». Для поэта жизнь на ней является низменной. При анализе этого стихотворения стоит обратить внимание на то, что поэт неоднократно использует такие литературные приемы, как аллитерация и ассонанс. Так, он пытается сделать произведение мелодичным и легким.

Стих «Ангел» Михаила Юрьевича изучается в 7 классе на уроке литературы. Нередко это произведение Лермонтова преподаватели задают учить детям на дом. На нашем сайте стихотворение можно скачать абсолютно бесплатно на телефон, планшет или любой другой гаджет. Также его можно полностью прочитать у нас в режиме «онлайн».

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831) некоторые исследователи считают ключом ко всей его поэзии. Да и сам поэт, по всей видимости, придавал ему особое значение: ведь это одно из немногих юношеских стихотворений, которое включено им в сборник произведений 1839 года, а Лермонтов был очень строг к их отбору. Значит, «Ангел» чем-то дорог ему. И в самом деле, в этом стихотворении много «знаков» лермонтовского мироощущения и мировосприятия.

Действо его совершается в необъятных просторах Вселенной и прежде всего в небесах, хотя устремлено оно к земле. Участники этого действа: месяц, звёзды, тучи, ангел, духи, душа. За ними угадывается Творец, объединяет их «тихая святая» песня ангела «о Боге великом» и «о блаженстве безгрешных духов / Под кущами райских садов». В этой песне вся суть жизни, она определяет тот пик совершенства, к которому должна устремляться душа человека. Отсюда и томления её в «мире печали и слёз».

К образу ангела не раз обращались и художники слова, в том числе и замечательный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Этот образ возникает во многих его произведениях, но мы обратимся к одному из ранних, юношеских стихотворений, созданному в 1831 году. Поэту не исполнилось тогда ещё и семнадцати лет … Некоторые считают, что в нём ключ ко всей поэзии Лермонтова. Следовательно, и для нас понимание его очень важно.

История создания стихотворения «Ангел».

Никто не знает точной истории создания этого стихотворения, но многие соотносят его с воспоминаниями поэта о рано ушедшей из жизни матери. Лермонтов не помнил её облика: ему было всего три года, когда она умерла. Но помнил её голос и мелодию колыбельной песни, которую она певала над ним. «Когда я был трёх лет, — вспоминал поэт, — то была песня, от которой я плакал … Её певала мне покойная матушка». Это воспоминание согревало его в дни одиночества и печали.

А теперь познакомимся со стихотворением «Ангел». (Стихотворение выразительно читает учитель.)

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?

Детям стихотворение нравится своей мелодичностью. Они замечают, что настроение его меняется от начала к концу произведения: если вначале оно радостное, умиротворённое, светлое, то к концу становится печальным, в чём-то даже безысходным.

Какие картины вам представлялись, когда вы читали и слушали стихотворение? Каким вам видится «небо полуночи»?

Сравните словосочетание небо полуночи с возможным небо полночи. Некоторым семиклассникам представляются райские сады, где ангел, играя на арфе или лире, поёт нежные песни. Но большинство рисует звёздное небо, по которому плывет лёгкое белое облачко; приближаясь, оно всё больше принимает очертания грациозной фигуры ангела с младенцем на руках … Голова склонена к младенцу, кудри касаются его щеки.

«Небо полуночи» учащимся кажется праздничным, сияющим мириадами звёзд, которые, словно свита, сопровождают посланца Бога, а месяц стелет ему похожий на кисейное покрывало путь. Небо не мрачное, не чёрное,скорее оно напоминает тёмно-синий бархат, в котором, словно корона, сверкает золотой месяц. Небо исполнено благоговейного внимания к песне ангела. Небо полночи, наверно, выглядело бы по-другому: непредсказуемое, настораживающее, полное страшных тайн и снов.

Почему так отчётливо, так ясно видится в ночном небе ангел?

Он светлый и потому особенно выделяется в темноте ночи и становится ещё ярче в свете звёзд и месяца.

Откуда и куда держит путь ангел? Какова его цель?

Ангел спускается с неба на землю, куда он несёт «душу младую». Обратите внимание на первое и последнее слово стихотворения. (Небо и земля.). Эти слова расширяют пространство произведения до космического, вселенского и чётко обозначают небесный и земной миры.

От кого мы узнаём о небесном мире? Каким вам представляется небесный мир?

Попробуйте доказать, что он воплощение гармонии. О небесном мире поёт ангел. Из его песни этот мир предстаёт перед нами прекрасным и гармоничным — в нём под райскими кущами блаженствуют безгрешные духи, а на них с радостью взирает Бог. Вся Вселенная внимает этой песне.

Какими эпитетами охарактеризована песня ангела? (Тихая, святая.)

Найдите в стихотворении контекстный синоним к слову песня. (Хвала.) Значит, песня хвалебная, а хвалебная песня, как мы знаем, — это гимн или, может быть, ода. Гимн — песня торжественная, обычно поэтому достаточно громкая, величественная.

Но у Лермонтова она тихая. Почему? Для кого она поётся и зачем?

Песня поётся для «младой души», которую ангел несёт на землю. Поэтому песня тихая, как колыбельная для младенца, и одновременно святая, потому что она «о Боге великом» и о «блаженстве безгрешных духов» в раю: «младая душа» должна знать, откуда она вышла, к чему ей надо стремиться и куда вернуться. Песня — «хвала». Объясните слова «И хвала / Его непритворна была». Песня ангела искренна, полна любви к небу и Богу. Песню слушает не только «младая душа», но и небеса.

Каким словом Лермонтов подчёркивает особое внимание небес к песне ангела? (Внимали.)

Что значит внимать? В чём отличие этого слова от слова слушать? Внимать — осторожно слушать, прислушиваться, жадно поглощая слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это волю свою. То есть «месяц, и звёзды, и тучи толпой» не просто слушают, а вбирают в себя каждое слово песни ангела. Она важна не только для «младой души», но для всех. Почему? Это песня о совершенстве небесном, о гармонии, блаженстве, о которых мечтает и к которым стремится каждый.

Обратите внимание, что в одной строфе душа названа сначала младой, а затем — молодой. Почему? На первый взгляд, это одно и то же слово, но первое взято из старославянского языка, второе — из современного.

Какой оттенок звучания при одном и том же лексическом значении приобретает в каждом случае слово? Старославянский язык — язык церковный. В первом случае использовано слово младая: ведь в этот момент душа в объятиях ангела, а значит, ещё чиста и невинна. Молодой, приземлённой она стала уже на земле, в «мире печали и слёз», где ею может овладевать множество соблазнов, вместе с которыми приходят и грех, и скорбь …

Что осталось от небес в этой душе?

Звук песни ангела. Слов нет — есть только мелодия. Между прочим, поэты-романтики, к которым на раннем этапе творчества принадлежал и Лермонтов, придавали особое значение музыке и считали, что только она может в
полной мере выразить душу человека.

Какое чувство вызывает песня у души? Почему?

Песня возвращает душу туда, откуда она спустилась на землю, — к небесам, к миру гармонии и блаженства. Она вызывает у неё томление по этой утраченной гармонии, рождает «желание чудное» вернуться к истокам.

А вы чувствуете, слышите звук чудесной песни ангела? Какова её мелодика? Что помогает её создавать?

Да, мы слышим эту песню в удивительном слиянии гласных (а, о, э, и, у), сонорных согласных (л, м, н), глухих звуков (п, т, х, с), которые создают ощущение плавных переливов тихой песни:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Лермонтов здесь использовал приёмы аллитерации и ассонанса. Песня томит душу, противопоставляя небесную гармонию земному миру.

Каким он предстаёт перед нами? Чьими глазами мы его видим? Какие детали помогают его
увидеть?

В земном мире нет гармонии и блаженства, он назван миром «печали и слёз», пребывание в нём кажется неимоверно долгим (И долго на свете томилась она), песни земли «скучные», Этот мир мы видим глазами «души молодой», которая не забыла песни ангела о прекрасном небесном царстве.

Почему Лермонтов так скупо описывает земной мир и так подробно — небесный?

Ведь земной он наверняка знает лучше. Небесный — воплощение мечты, идеала, устремления души к Богу, то, чего так не хватает душе на земле, и то, что она, «желанием чудным полна», с упоением рисует в своих мечтах. А земной заставляет её только плакать и томиться.

Сопоставьте земную и небесную песни. В чём различие?

Земная — скучная, небесная — святая, земная томит душу, небесная — увлекает к небесам. Первоначально стихотворение называлось «Песня ангела», затем Лермонтов изменил название. Литературовед Розанов считает, что первое название было точнее. Согласны ли вы с ним?

  • Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
  • обучение
интерпретации поэтического текста;
  • развитие
  • навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
  • воспитание
  • нравственно - духовных ценностей.

    Оборудование:

    • портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля;
    • иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»;
    • текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты);
    • стихотворения «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.);
    • аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий».

    О вещая душа моя,
    О сердце, полное тревоги!
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!
    Ф.И.Тютчев

    I. Вступление

    – Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

    II. Вхождение в урок

    Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

    – Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.

    – В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.

    Работа в группах

    – Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова:

    «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).

    – Над каждым из них интересно поразмышлять. Выберите себе одно. Объединитесь в группы те, кто выбрал одинаковые стихотворения. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях).

    Выступают группы, говорят о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

    Например:

    «Мой демон» (1829г.)

    унылый и мрачный
    зло – его стихия и т. д.

    «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)

    всесильный – бог
    я – грешник
    теснота мира и т. д.

    «Я не для ангелов и рая…» (1831г.)

    я – чужой для мира (земли) и небес
    я – зла избранник и т. д.

    «Ангел» (1831г.)

    соединение души с телом
    разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

    Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д.

    Проблема урока: Итак, что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?

    III. Анализ поэмы

    Сообщение учеников о поэме «Демон»

    1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

    2. Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. У Пушкина читаем:

    В дверях эдема ангел нежный
    Главой поникшею сиял,
    А демон мрачный и мятежный
    Над адской бездною летал.
    Дух отрицанья, дух сомненья
    На духа чистого взирал
    И жар невольный умиленья
    Впервые смутно познавал.
    «Прости, – он рек, – тебя я видел,
    И ты недаром мне сиял:
    Не все я в мире ненавидел,
    Не все я в мире презирал».

    3. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др.

    4. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

    5.Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

    Работа над образом главного героя

    – Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

    – Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

    Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

    – Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

    1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!...

    Его коварною мечтою
    Лукавый Демон возмущал:…

    2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

    Тоску любви, ее волненье
    Постигнул Демон в первый раз…

    Насквозь прожженный виден камень
    Слезою жаркою, как пламень,
    Нечеловеческой слезой!.. и др.

    – Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

    1. Природы блеск не возбудил
    В груди изгнанника бесплодной
    Ни новых чувств, ни новых сил;
    И все, что пред собой он видел,
    Он презирал иль ненавидел.

    2. И дик и чуден был вокруг
    Весь божий мир; но гордый дух
    Презрительным окинул оком
    Творенье бога своего.
    И на челе его высоком
    Не отразилось ничего.

    Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

    Образ Тамары (работа по группам )

    1 группа портретная характеристика:

    И ни единый царь земной
    Не целовал такого ока…
    …фонтан…своей жемчужною росою
    Не омывал подобный стан!...
    …рука земная…таких волос не расплела;…

    И влажный взор ее блестит
    Из-под завистливой ресницы;
    То черной бровью поведет… и др.

    Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

    2 группа – судьба героини:

    Увы! заутра ожидала
    Ее, наследницу Гудала,
    Свободы резвую дитя,
    Судьба печальная рабыни,
    Отчизна, чуждая поныне,
    И незнакомая семья.

    А мне не быть ничьей женой!
    Я гибну, сжалься надо мной!
    Отдай в священную обитель
    Дочь безрассудную свою… и др.

    Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

    – Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

    Любовь героев

    – Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

    Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

    – Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

    Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

    Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

    Ей часто слышалася речь.
    Под сводом сумрачного храма
    Знакомый образ иногда
    Скользил…Манил и звал он…но – куда?...

    Тоской и трепетом полна,
    Тамара часто у окна
    Сидит в раздумье одиноком…

    Все чувства в ней кипели вдруг;
    Душа рвала свои оковы! и др.

    Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

    Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

    …Будь к земному без участья
    И беспечна, как они!

    – Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

    Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

    Меня добру и небесам
    Ты возвратить могла бы словом
    Твоей любви святым покровом
    Одетый, я предстал бы там,
    Как новый ангел в блеске новом…
    Демон даже дает клятву Тамаре, что:
    Отныне яд коварной лести
    Ничей уж не встревожит ум;

    – Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,…

    Я отрекся от старой мести,
    Я отрекся от гордых дум;…

    Хочу я с небом примириться,
    Хочу любить, хочу молиться,…

    – Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

    И вечность дам тебе за миг;…
    И будешь ты царица мира,
    Подруга первая моя;…

    Я дам тебе все, все земное –
    Люби меня!.. и др.

    Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию ):

    1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

    2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

    1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

    Люби меня!..
    ………………………….
    Могучий взор смотрел ей в очи!
    Он жег ее.
    ………………………….
    Увы! злой дух торжествовал!
    ………………………….
    «Она моя! – сказал он грозно, – и др.

    Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои…

    2. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

    …И сладкой речью упованья
    Ее сомненья разгонял,
    И след проступка и страданья
    С нее слезами он смывал.

    Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

    …И вновь остался он, надменный.
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!...

    Итог урока

    Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

    Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

    Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

    В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

    То не был ада дух ужасный,
    Порочный мученик – о нет!
    Он был похож на вечер ясный:
    Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

    Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

    М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

    О вещая душа моя,
    О сердце, полное тревоги!
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!

    Домашнее задание

    Демоны близки духовному миру своих авторов. М.А.Врубель, иллюстрации картин которого вы видите, как и М.Ю.Лермонтов, рано почувствовал свою избранность. М.А.Врубель никогда бы не написал своего «Демона», если бы образ не был частью самого художника. Что вы можете сказать об авторе картин? Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова? Это тема вашей творческой работы.

    «Ангел» Михаил Лермонтов

    По небу полуночи ангел летел,
    И тихую песню он пел,
    И месяц, и звезды, и тучи толпой
    Внимали той песне святой.

    Он пел о блаженстве безгрешных духов
    Под кущами райских садов,
    О Боге великом он пел, и хвала
    Его непритворна была.

    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез;
    И звук его песни в душе молодой
    Остался — без слов, но живой.

    И долго на свете томилась она,
    Желанием чудным полна,
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.

    Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

    Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.

    «Ангел» — эпическое и очень романтичное произведение , которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами. Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.

    Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки . Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям. Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

    Используя противопоставление небесной и земной жизни , Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью. Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.

    Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо» , которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни. При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали. Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души. Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует.

    / / / История создания стихотворения Лермонтова «Ангел»

    Стихотворение М.Ю. Лермонтов создал в 16-летнем возрасте (1831 г.). В первой редакции оно имело название «Песнь ангела». Сохранилось два автографа текста: на отдельном листе и в альбоме Верещагиной. И хоть стихи Михаил Юрьевич начал писать гораздо раньше, это творение стало одним из первых, которое молодой поэт воспринимал всерьез. Исследователи его жизни и творчества до сих пор не разгадали до конца тайну истории создания стихов.

    Ни для кого не секрет, что Лермонтов очень рано потерял мать. Мария Михайловна ушла из жизни, когда сыну едва исполнилось три года. Литературоведы и биографы считают, что в основе ангела автобиографические мотивы: трепетные воспоминания о песне, которую мать напевала над колыбелью. Известно, что женщина имела талант к музыке, любила играть на фортепиано, взяв на руки сына. Не удивительно, что в памяти Лермонтова сохранилась именно песня матери.

    Можно выдвинуть и другую гипотезу об «истоках» стихотворения. Отец Лермонтова умер осенью 1831 г. Возможно, поэт чувствовал скорую потерю близкого человека, в этом состоянии в его блокноте появлись строки «Ангела». Эта версия менее правдоподобна в сравнении с первой. Тем не менее, она имеет право на существование. Михаил Юрьевич мало общался с отцом из-за запрета бабушки, но прекрасно знал, что Юрий Петрович его очень любил.

    В 1831 году Лермонтов уже был студентом Московского университета. Здесь он сталкивался с первыми трудностями взрослой жизни, знакомился с новыми людьми. Сердце юноши еще пылало безответной любовью к Екатерине Сушковой. В таких обстоятельствах молодой человек чувствовал острую необходимость в поддержке самых близких людей – родителей. И он представлял, что они всегда рядом, как ангелы.

    Не зря дорогой душе образ М. Лермонтов скрывает под «маской» ангела. Поэта воспитывала бабушка, которая очень серьезно относилась к религии. В сердце внука она тоже пыталась зажечь огонек веры. В молодости Михаил Юрьевич не особо верил в высшие силы, но о том, что каждого человека охраняет ангел, слышал неоднократно. Образ ангела, созданный в одноименном произведении, соответствует библейским представлениям. Серафим тихо летает по небу и поет святую песню о рае и Боге.

    Литературоведы утверждают, что на момент написания стихотворения поэт уже задумал создать поэму «Демон». Эта задумка повлияла и на стихи «Ангела». В нем, как и в «Демоне» есть душа, которая покинула рай, хоть и не была оттуда изгнана.

    Стихотворение «Ангел» было напечатано при жизни Лермонтова, чего «удостоились» немногие его шедевры. Из юношеских творений поэта это единственное, которое опубликовал сам автор. Впервые «Ангел» увидел мир в «Одесском альманахе на 1840 г.», изданном в 1839 г.

    Сегодня произведение известно не только русскому читателю, ведь существуют переводы текста на английский. Неоднократно стихотворение выбиралось композиторами для создания романсов. В свое время оно приглянулось А.Г. Рубинштейну, Н.А. Римскому-Корсакову, А. Е. Варламову.