Ипат кому на руси жить хорошо. Народ - герой поэмы кому на руси жить хорошо

Изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии «Кому на Руси жить хорошо» - это проблема счастья. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!

» Как и прежде, крестьяне - люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной». С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие.

У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом.

Яким честный труженик с большим чувством собственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника.

Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Но лишь в главе «Савелий - богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества.

Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой: Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после «освобождения».

О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов.

Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушав рассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали: Ты мимо их, помещиков! Известны нам они! Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно «слово христианское».

Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам Они обладают чувством собственного достоинства. В главе «Счастливые» сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: «Проваливай!» Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему: На, выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего: Ты счастлив - слова нет.

Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают: А мы на что, кума Давай серпы!

Все семеро Как станем завтра, к вечеру Всю рожь твою сожнем! Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии: Как зубы с голоду. Работает у каждого Проворная рука.

Однако более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле...Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян. Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос - голос самых решительных крестьян. У каждого крестьянина Душа что туча черная - Гневна, гроза - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям...С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян, В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил...

Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься.

По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой». Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ер-милу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие.

Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда... Бунтовалась вотчина Помещика Обрубкова...Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста. Савелий, богатырь святорусский - борец за народное дело. Тяжела была жизнь Савелия.

В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живого немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!

» - говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость.

В поэме он показан как народный мститель:...Наши топоры Лежали - до поры! О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие...

пропащие».Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным.

Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно.

Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Большая часть поэмы посвящена русской женщине.

Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору.

Вырвала Федотушку, когда вздумали наказать его розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием.

О себе Матрена Тимофеевна говорит: Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!.. По мне обиды смертные Прошли неоплаченные... Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело - между бабами счастливую искать! В последней главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит об общей женской доле: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого. Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова: Еще ты в семействе покуда - раба, Но мать уже вольного сына!

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель нс закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с «раз-битым на ноги дворовым человеком», который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его «дочка - вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин.

Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью - подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения.

Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:А я князей Утятиных Холоп - и весь тут сказ! Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены креп ного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменю только формы угнетения крестьян. Но среди крестьян проявляв люди, способные к сознательному, активному протесту, и верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем б; хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь русского народа. Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь.

Над своим произведением "Кому на Руси жить хорошо" Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" -- итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа.

Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить. Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их -- найти "счастье мужицкое". В поэме решается самый главный вопрос современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью?

Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.

О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность.

А у Григория Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты.

В семинарии семинаристов "недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино.

Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась".

И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:

И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу.

Иди к униженным,

Иди к обиженным

Будь первый там!

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша -- поэт, создавший песню "Русь".

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Сила с неправдою

Не уживается,

Жертва неправдою

Не вызывается...

Рать подымается -

Нейсчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы -- кому на Руси жить хорошо.

Счастье -- понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым -- значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то -- быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие "счастье" является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего -- приятная мелодия и хорошая погода на улице. В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека -- воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н.А. Некрасов изобразил другое счастье -- радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.

Произведение "Кому на Руси жить хорошо?" является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели. Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.

Начало поэмы -- написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права -- представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье. Заступником и защитником человечества становится "счастливчик" Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши -- "чахотку и Сибирь", ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое -- убого и жалко, второе -- по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека. Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку -- путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.

Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам. Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшнным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами -- Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин -- вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы -- слуги богатых помещиков -- тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.

Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы "Пир на весь мир".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти "счастье мужицкое". В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?",

Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: "...И лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка". Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам.

Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: "Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь". Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает пробудившуюся Россию:

"Рать подымается -

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая".

Поэму Николая Алексеевича Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" принято называть поэмой- эпопеей. Эпопея -- это художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты и объективности целую эпоху в жизни народа. В центре этого произведения -- изображение порефор- менной России. Некрасов писал свою поэму в течение 14 лет, собирая для нее материал "по словечку". Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от порабощенного крестьянства до процветающего дворянства во главе с царем. Гражданственность лирики Некрасова определялась, прежде всего, назначением поэта в жизни, его способностью в отдельных эпизодах увидеть основные законы жизни и не остаться равнодушным к народным чаяниям. Основной темой произведения стала жизнь народа, жизнь крестьян. С необычайной яркостью и точностью описываются все беды и невзгоды, которые приходится терпеть народу, все трудности его существования. Несмотря на реформу 1861 г., "освободившую" крестьян, они оказались в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу, и через всю поэму проходит мысль о невозможности такой жизни, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Сюжет поэмы похож на народную сказку, здесь семь крестьян путешествуют в поисках счастья. Об их положении свидетельствуют названия тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: "уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож". В начале поэмы у них возникает вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?" Странники ищут счастливого человека среди всех сословий, но главная цель их путешествия -- найти "счастье мужицкое". Некрасов не может не показать низкий уровень жизни народного сознания, его ограниченность. Я Мужики понимают счастье примитивно, сводят к материальной обеспеченности, к покою, богатству Я и чести. Но встречи с разными людьми меняют взгляды странников. Они знакомятся с попом, который опровергает крестьянскую формупу счастья. Для него покой -- равнодушие, честь человека -- отношение окружающих к нему, а оно не всегда бывает положительным и объективным. Странники знакомятся с Якимом Нагим, чья история тоже внесла изменения в мировоззрение путников. Для него богатство не критерий жизни, ведь во время пожара он с женой бросается спасать не накопленное богатство, а картиночки и иконы, что свидетельствует об их духовности, возвышенном отношении к жизни и непрактичности. Примечателен и Ермил Гирин. Он был писарем, прославился на всю округу умом, справедливостью, бескорыстной преданностью народу и заслужил его уважение. На аукционе Ермилу не хватило денег на покупку мельницы, и все люди помогли, собрали нужную сумму, зная о честности Гирина. Но он не идеален: Ермил, пожалев своего брата, назначил в рекруты сына Власьевны. Затем он раска- ивается о совершенном поступке: Судил я вас по совести, Теперь я сам грешнее всех. Судите вы меня! Гирин "имен все, что надобно для счастья", но он принес это в жертву ради народной правды и попал в тюрьму за свое выступление во время бунта. Другой яркий представитель протестующего крестьянства -- Савелий Корчагин. Убийство немца, притесняющего крестьян, произошло незапланированно, оно олицетворяет крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокость со стороны помещиков. В Савелии живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются такие человеческие качества, как искренняя любовь, сила духа, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. Особой темой становится судьба русской крестьянки, потому что она оказывается еще тяжелее, чем судьба остальных крестьян. "Не дело между бабами счастливую искать", -- говорит Матрена Тимофеевна, героиня главы "Крестьянка". Матрена Тимофеевна, Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. В ее жизни было несколько моментов, когда чувства, переполняющие ее душу, готовы были вып- леснуться наружу и заставить ее перейти к решительным действиям. Это вскрытие лекарями тела Демушки, публичное наказание за проступок ее сына Федотушки. Но после известия о том, что ее мужа забирают в армию, она решает бороться за свое счастье до конца. Ей помогает сама губернаторша. Оказывается, счастье крестьянки просто не стать солдаткой. У всех героев разное понимание счастья, но все они не похожи на первоначальное представление семерых правдоискателей: счастье не в деньгах, не в почете, а в чем-то другом. Последним героем этой поэмы является Гриша Добросклонов. Он борец, заступник крестьян и свое предназначение осознал в 15 лет -- "будет жить для счастия... родного уголка". Слышал он в груди своей Силы необъятные, Услаждали слух его Звуки благодатные, Звуки лучезарные Гимна благородного -- Пел он воплощение Счастия народного! Добросклонова не пугают испытания, ибо он свято верит в торжество дела, которому посвятил свою жизнь. Гриша пошел по трудному, тесному пути, но именно на нем ждет человека счастье, потому что оно несет людям свет и радость жизни. После столь долгого и продолжительного путешествия путники вернулись домой, так и не найдя счастье "мужицкое". Для Некрасова счастье-- это освобождение народа от рабства. Именно через образ Гриши Добросклонова автор доносит до читателя эту идею: Рать подымается -- Неисчислимая. Сила в ней скажется Несокрушимая. Для Некрасова плач народный являлся набатом, призывающим всех порядочных интеллигентов и демократов к решению проблем послереформенной Руси. Уничтожение или отмена крепостного права сами по себе еще не несут в себе освобождения крестьян. Признание их прав произошло только на юридическом уровне, осмысление же себя как полноправного члена общества произошло лишь в некоторых представителях крестьянства. По косогору тянется, Потом в овраг спускается, А там опять на горочку-- Как грязи тут не быть? Две церкви в нем старинные, Дом с надписью: училище, Пустой, забитый наглухо, Изба в одно окошечко, С изображеньем фельдшера, Пускающего кровь... Описание природы тоже не вызывает радостных чувств: Не греет землю солнышко, И облака дождливые, Как дойные коровушки, Идут по небесам, Согнало снег, а зелени. Ни травки, ни листа!

Складывается такое впечатление, что все настроено против народа, но, несмотря на все преграды, встречающиеся на пути к счастью, каждый борется за него, надеется на лучшее. Каждый понимает счастье по-своему. Например, крестьянка Матреёна Тимофеевна видит свое счастье, я считаю, в детях, ведь в первую очередь она является матерью. Вспомним трепетное отношение ее к своему погибшему сыну Демушке: Носила я Демидушку, По поженкам... лелеяла... Да и положение женщины на Руси было незавидное. Матрёна Тимофеевна так описывает отношение к ней в доме мужа: В работу муж отправился Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо -- зашипит... Но Матрёна Тимофеевна все-таки произносит заветные слова: "Тогда и было счастьице!" Крестьянка чувствовала себя счастливой, когда жила в родном доме, когда в ее жизнь пришла любовь. Я счи-таю это важным для каждой женщины. Но счастливые времена в жизни этой женщины промелькнули как сладкий сон: Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей прямо в ад! Ад... Это слово вызывает у меня страх, а ведь именно такую характеристику Матреёна Тимофеевна] дает своей жизни. Но все же крестьянка борется за свое счастье, используя все возможные средства. С помощью собирательною образа Матрёны Тимофеевны Некрасов описывает жизнь всех русских] женщин. В заключение Матрёна говорит: А вы -- зр счастьем сунулись! Обидно, молодцы! Идите вы к чиновнику, К вельможному боярину, Идите вы к царю, А женщин вы не трогайте, -- Вот бог! Ни с чем проходите До гробовой доски. Другой не менее яркий образ поэмы -- Яким Нагой. Яким -- честный труженик с чувством собственного достоинства. Он умен, прекрасно понимает, почему крестьянин так плохо живет: У каждого крестьянина Душа что туча черная -- Гчевна, грозна и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Яким призывает народ к борьбе, верит в лучшее, в свободный труд. Он не может смириться с такой беспросветной жизнью, борется, ищет свою правду. Примечателен и Ермил Гирин, который прославился справедливостью, умом, преданностью народу, именно поэтому его избирают старостой, но Ермил -- простой человек, которому свойственны ошибки Гирин совершил ошибку, из-за которой чуть не кончил жизнь самоубийством. Был случай, и Ермил-мужик Свихнулся из рекрутчины. Меньшого брата Митрия Повыгородил он. Ермил преданно служил народу. В главах о Матрёне Тимофеевне, Якиме Нагом, Ермиле Гирине мы чувствуем, как нарастает недовольство крестьян, их протест. Но лишь в главе "Савелий-- бог"! тырь святорусский" крестьянский протест превратился в бунт, который завершился убийством. Я в землю немца Фогеля Христьяна Христианыча Живого закопал.... Значит, крестьянское терпение не вечно, ведь невозможно бесконечно терпеть издевательства помещиков, их насмешки. Какие же возможны дороги к счастью? Средь мира дальнего Для сердца вольного Есть два пути... Итак, к счастью можно идти двумя дорогами. Во-первых: Одна просторная Дорога -- торная, Страстей раба, По ней громаднёя, К соблазну жадная, Идет тропа. О жизни искренней, О цели выспренней. Там мысль смешна... К людям, которые избирают этот путь, автор относится сатирически. У меня же они вызывают caмые отрицательные чувства. Но ведь есть и другая дорога: Другая тесная, Дорога честная, По ней идут лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд.... Образ Григория я связываю со светлым будущим, ведь не случайно Некрасов называет его ангелом милосердия. Я надеюсь, что он изберет верный путь и поднимет мощную рать на борьбу. Рать подымается -- Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая.... А что же такое счастье? И кому на Руси жить хорошо? Это один из "вечных вопросов", своевременный и для нашей сегодняшней жизни.

«Кому на Руси жить хорошо» - одно из самых известных произведений Н.А. Некрасова. В поэме писателю удалось отразить все тяготы и мучения, которые терпит русский народ. Особенно значима в этом контексте характеристика героев. «Кому на Руси жить хорошо» - произведение, богатое яркими, выразительными и самобытными персонажами, которых мы и рассмотрим в статье.

Значение пролога

Особую роль для понимания произведения играет начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Пролог напоминает сказочный зачин по типу «В некотором царстве»:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай…

Далее рассказывается о мужиках, пришедших из разных деревень (Неелова, Заплатова и т.д.). Все названия и имена говорящие, ими Некрасов дает четкую характеристику мест и героев. В прологе же начинается путешествие мужиков. На этом заканчиваются и сказочные элементы в тексте, читателя вводят в реальный мир.

Список героев

Всех героев поэмы можно условно разделить на четыре группы. Первая группа состоит из главных героев, отправившихся за счастьем:

  • Демьян;
  • Роман;
  • Пров;
  • Пахом;
  • Иван и Митродор Губины;
  • Лука.

Затем идут помещики: Оболт-Оболдуев; Глуховской; Утятин; Шалашников; Переметьев.

Холопы и крестьяне, встреченные путешественниками: Яким Нагой, Егор Шутов, Ермил Гирин, Сидор, Ипат, Влас, Клим, Глеб, Яков, Агап, Прошка, Савелий, Матрена.

И герои, не относящиеся к основным группам: Фогель, Алтынников, Гриша.

Теперь рассмотрим ключевых персонажей поэмы.

Добросклонов Гриша

Гриша Добросклонов появляется в эпизоде «Пир на весь мир», этому персонажу посвящен весь эпилог произведения. Сам он семинарист, сын дьяка из деревушки Большие Вахлаки. Семья Гриши живет очень бедно, только благодаря щедрости крестьян удалось поднять на ноги его самого и брата Савву. Их мать-батрачка рано умерла от непосильного труда. Для Гриши ее образ слился с образом родины: «С любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине».

Будучи еще пятнадцатилетним ребенком, Гриша Добросклонов решил посвятить свою жизнь помощи народу. В будущем он хочет отправиться в Москву на учебу, а пока вместе с братом помогает мужикам как может: работает с ними, объясняет новые законы, читает им документы, пишет для них письма. Гриша сочиняет песни, в которых отражаются наблюдения за бедностью и страданием народа, рассуждения о будущем России. Появление этого персонажа усиливает лиричность поэмы. Отношение Некрасова к своему герою однозначно положительное, писатель видит в нем революционера из народа, который должен стать примером для высших слоев общества. Гриша озвучивает мысли и позицию самого Некрасова, решения социальных и нравственных проблем. Прототипом этого персонажа считают Н.А. Добролюбова.

Ипат

Ипат - «холоп чувствительный», так называет его Некрасов, и в этой характеристике слышится ирония поэта. Смех этот персонаж вызывает и у странников, когда те узнают о его жизни. Ипат - гротескный персонаж, он стал воплощением верного лакея, барского холопа, который остался верен своему хозяину даже после отмены крепостного права. Он гордится и считает для себя великим благодеянием то, как барин его купал в проруби, запрягал в телегу, спас от смерти, на которую сам и обрек. Подобный персонаж не может вызывать у Некрасова даже сочувствия, только смех и презрение слышны со стороны поэта.

Корчагина Матрена Тимофеевна

Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина - героиня, которой посвятил Некрасов всю третью часть поэмы. Вот как описывает ее поэт: «Осанистая женщина, лет тридцати осьми, широкая и плотная. Красива… глаза большие… сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький». Путешественников приводят к женщине ее слова. Матрена соглашается рассказать о своей жизни, если мужики помогут в жатве. Название этой главы («Крестьянка») подчеркивает типичность для русских женщин судьбы Корчагиной. А слова автора «не дело между бабами счастливую искать» подчеркивают бесплодность поисков странников.

Матрена Тимофеевна Корчагина родилась в непьющей, хорошей семье, и там жилось ей счастливо. Но после замужества она оказалась «в аду»: свекор - пьяница, свекровь суеверна, на золовку приходилось работать, не разгибая спины. С мужем Матрене еще повезло: он только раз ее побил, но все время, кроме зимы, он был на заработках. Поэтому за женщину некому было и заступиться, единственный, кто пытался ее защитить, - дедушка Савелий. Женщина терпит домогательства Ситникова, на которого нет управы, потому что он господский управляющий. Единственным утешением Матрены становится ее первый ребенок - Дема, но из-за недосмотра Савелия он гибнет: мальчика съедают свиньи.

Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.

Агап Петров

Агап - непокладистый и глупый мужик, по словам знающих его крестьян. А все потому, что Петров не желал мириться с добровольным рабством, на которое толкала крестьян судьба. Единственное, что могло его успокоить, - вино.

Когда его поймали, несшего бревно из барского леса, и обвинили в воровстве, он не выдержал и высказал хозяину все, что думает о реальном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует жестокую расправу над ним. А потом, желая утешить, поит его. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что утром он умирает. Такова плата крестьян за право открыто высказывать свои мысли и желание быть свободными.

Веретенников Павлуша

Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».

Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».

Яков

Яков - холоп верный, бывший дворовый, о нем рассказывается в части поэмы под названием «Пир на весь мир». Герой был верным хозяину, терпел любые наказания и выполнял безропотно даже самую тяжкую работу. Это продолжалось до тех пор, пока барин, которому приглянулась невеста его племянника, не отправил того на рекрутскую службу. Яков сначала запил, но все же вернулся к хозяину. Однако мужик желал отомстить. Однажды, когда он вез Поливанова (барина) к сестре, Яков свернул с дороги в Чертов овраг, распряг лошадь и повесился на глазах у хозяина, желая оставить того на всю ночь наедине с совестью. Подобные случаи мести действительно были распространены среди крестьян. За основу своей истории Некрасов взял подлинный рассказ, услышанный им от А.Ф. Кони.

Ермила Гирин

Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» невозможна без описания этого персонажа. Именно Ермилу можно отнести к тем счастливцам, которых искали путники. Прототипом героя стал А.Д. Потанин, крестьянин, управляющий имением Орловых, прославившийся своей небывалой справедливостью.

Гирин почитаем среди крестьян из-за своей честности. Семь лет он был бургомистром, но только единожды позволил себе злоупотребить властью: не отдал своего младшего брата Митрия в рекруты. Но неправедный поступок до того мучил Ермила, что он едва не убил себя. Спасло положение вмешательство барина, тот восстановил справедливость, вернул несправедливо отправленного в рекруты крестьянина и отправил служить Митрия, однако лично заботился о нем. Гирин после этого ушел со службы и стал мельником. Когда же мельницу, что он арендовал, продавали, Ермила выиграл торг, но у него не было с собой денег уплатить задаток. Крестьянина выручил народ: за полчаса собрали для него тысячу рублей помнящие добро мужики.

Всеми поступками Гирина управляло желание справедливости. Несмотря на то что он жил в достатке и имел немалое хозяйство, когда вспыхнул крестьянский бунт, не остался в стороне, за что и попал в острог.

Поп

Продолжается характеристика героев. «Кому на Руси жить хорошо» - произведение, богатое персонажами разных сословий, характеров и устремлений. Поэтому Некрасов не мог не обратиться к образу священнослужителя. По мнению Луки, именно попу должно «житься весело, вольготно на Руси». И первым на своем пути искатели счастья встречают сельского священника, который опровергает слова Луки. У попа нет счастья, богатства или спокойствия. Да и получить образование очень нелегко. Совсем не сладка жизнь священнослужителя: он провожает в последний путь умирающих, благословляет рождающихся, и болит у него душа о страждущем и мучающемся народе.

Но и сам народ не особо чтит попа. Он и его семья постоянно становятся объектами для суеверий, анекдотов, непристойных насмешек и песен. А все богатство попов состояло из пожертвований прихожан, среди которых было много помещиков. Но с отменой большая часть богатой паствы разбрелась по свету. В 1864 году духовенство лишается и еще одной статьи дохода: раскольники по указу императора переходят под опеку гражданской власти. А с грошей, что приносят крестьяне, «живиться тяжело».

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Наша характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» подходит к концу, разумеется, мы не смогли дать описания всем персонажам поэмы, но включили в обзор самых важных. Последним их значимых героев стал Гаврила Оболт-Оболдуев - представитель барского сословия. Он кругленький, пузатенький, усатенький, румяненький, присадистый, ему шестьдесят лет. Один из прославленных предков Гаврилы Афанасьевича - татарин, который развлекал императрицу дикими зверями, воровал из казны и замышлял поджог Москвы. Оболт-Оболдуев горд своим предком. Но его печалит так как теперь он уже не может наживаться на крестьянском труде, как раньше. Свои печали помещик прикрывает заботой о мужике и судьбе России.

Этот праздный, невежественный и лицемерный человек убежден, что предназначение его сословия в одном - «жить чужим трудом». Создавая образ, Некрасов не скупится на недостатки и наделяет своего героя еще и трусостью. Эта черта проявляется в комическом случае, когда Оболт-Оболдуев принимает безоружных крестьян за грабителей и угрожает им пистолетом. Больших трудов мужикам стоило разуверить бывшего хозяина.

Заключение

Таким образом, поэма Н. А. Некрасова насыщена рядом ярких, самобытных персонажей, призванных со всех сторон отразить положение народа в России, отношение к нему разных сословий и представителей власти. Именно благодаря такому количеству описаний людских судеб, часто имеющих в своей основе реальные истории, произведение никого не оставляет равнодушными.

В центре великого произведения Н.А.Некрасова находится собирательный образ главного героя - народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы.

Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.

Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказки построен ее "Пролог", из сказок заимствован зачин ("В каком году - рассчитывай..."), встречаются и сказочные формулы:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли...

Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок.

Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впервые ввел близкий к народному белый (нерифмованный) стих в эпопею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе.

Так создает Некрасов "стиль, отвечающий теме" - теме борьбы за народное счастье.

Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоречивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зерна протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним. Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая категория крестьян - люди, безнадежно отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.

Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы. Вот характерный рассказ:

Слыхал ли кто из вас,

Как бунтовалась вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревни Столбняки?..

В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о страхе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась! Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить народные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянской революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и решительные поступки свидетельствуют о революционной направленности поэмы.

В легенде "О двух великих грешниках" выражена идея революционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа. Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя.

Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделяется Яким Нагой. Он - защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые зреют в крестьянской массе. Яким - плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет - портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами. Выразительны и его фамилия-прозвище, и название деревни, где он живет - Босово.

Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима "пьяненьким", "убогоньким", но какой силой, каким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за оскорбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная -

Гневна, грозна, - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи!..

Во многом похож на Якима Нагого Савелий - богатырь святорусский. Роднит их протест против общественной несправедливости, раздумья о судьбе крестьянина, любовь к родному народу-труженику. И вместе с тем Савелий - своеобразная, необычайно яркая фигура. Яким внешне тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь. За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, он провел двадцать лет на каторге, двадцать - на поселении и все не смирился. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий свято верит в богатырскую мощь народа, но видит с болью, что все силы народные уходят на бесконечное терпение.

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла! -

тоскует Савелий.

В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю.

Но видя, как бесконечно долго сносит народ розги и цепи, Савелий и сам временами начинает проповедовать терпение, безропотную веру в мудрость Бога. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы... И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия:

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть - пропасть.

Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!.. -

говорит многострадальная крестьянка. Не покорность судьбе, не "тупое терпенье", а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплачённые...

В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянский, однако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы.

И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми "крестьяне надрожалися". Несчастная мать говорит от лица всего народа:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее - нет креста!

Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасенное

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Однако поэт не идеализировал народ, зная, что не все сердца устояли против растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с горечью и презрением.

Лакей Ипат из главы "Последыш" счастлив своим холопским званием. Он и слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его "князюшкой", а себя "рабом последним". Автор дает Ипату меткую и злую оценку: "холуй чувствительный".

Такого же раба встречаем мы и в главе "Счастливые". Это лакей князя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина "любимым рабом", болел "благородною болезнью" - подагрой, лизал барские тарелки.

Ненависть к холопству, к рабьему терпению - одна из характер-пых черт нравственного облика революционеров-демократов. Это чувство разделяет народ. В рассказе "Про холопа примерного - Якова верного" дворовый человек барона Синегузина выражает народную точку зрения:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания.

Тем им милей господа.

Однако история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Верный холоп господина Поливанова не выдержал издевательств и, хотя бы собственной смертью, отомстил барину. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.

Некрасов понимает, что именно калечит души людей. Если в среде народной встречаются холопы, безгласные рабы и предатели, то "всему виною крепь": крепостное право развратило подневольных людей, наложило на них страшное клеймо рабства.

Над своей поэмой Н. А. Некрасов работал в течение долгого времени - начиная с 1860-х годов и вплоть до конца своей жизни. При жизни отдельные главы произведения были опубликованы, однако полностью оно увидело свет только в 1920-м году, когда К. И. Чуковский решил выпустить полное собрание сочинений поэта. Во многом произведение «Кому на Руси жить хорошо» построено на элементах русского народного творчества, язык поэмы близок к тому, который был понятен крестьянам того времени.

Основные персонажи

Несмотря на то что Некрасов планировал в своей поэме осветить жизнь всех сословий, основные герои «Кому на Руси жить хорошо» - это все же крестьяне. Поэт рисует их жизнь в мрачных тонах, в особенности, сочувствуя женщинам. Самыми яркими образами произведения являются Ермила Гирин, Яким Нагой, Савелий, Матрена Тимофеевна, Клим Лавин. При этом перед глазами читателя предстает не один лишь мир крестьянства, хотя на нем и сделан основной акцент.

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания описать кратко героев «Кому на Руси жить хорошо» и их характеристики. Для получения хорошей оценки обязательно нужно упомянуть не только о крестьянах, но и о помещиках. Это князь Утятин со своей семьей, Оболт-Оболдуев, великодушная губернаторша, управляющий-немец. Для произведения в целом характерно эпическое единство всех действующих героев. Однако вместе с этим поэт представил и немало личностей, индивидуализированных образов.

Ермила Гирин

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо», по мнению тех, кто с ним знаком - счастливый человек. Окружающие люди его ценят, а помещик проявляет уважение. Ермила занимается общественно полезным делом - содержит мельницу. На ней он работает, не обманывая простых крестьян. Гирин пользуется доверием у всех. Это проявляется, к примеру, в ситуации сбора денег на сиротскую мельницу. Ермила оказывается в городе без денег, а мельница выставлена на продажу. Если он не успеет вернуться за деньгами, то она достанется Алтынникову - от этого никому не поздоровится. Тогда Гирин решает обратиться к народу. И люди объединяются для того, чтобы сделать хорошее дело. Они верят в то, что их деньги пойдут на добро.

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо» был писарем и помогал обучиться грамоте тем, кто ее не знает. Однако странники не сочли Ермилу счастливым, ведь он не выдержал самого трудного испытания - властью. Вместо своего родного брата Гирин попадает в солдаты. Ермила раскаивается в содеянном. Его уже нельзя считать счастливым.

Яким Нагой

Одним из главных героев «Кому на Руси жить хорошо» является Яким Нагой. Сам себя он определяет так - «до смерти работает, до полусмерти пьет». История Нагого проста и в то же время очень трагична. Когда-то он жил в Петербурге, однако попал в тюрьму, потерял имение. После этого ему пришлось поселиться в деревне и приняться за изматывающую работу. В произведении ему доверено защищать сам народ.

Духовные потребности человека неистребимы

Во время пожара Яким теряет большую часть нажитого, так как принимается спасать картинки, которые приобрел для своего сына. Однако и в своем новом жилище Нагой принимается за старое, покупает другие картинки. Почему он решает спасти эти вещи, на первый взгляд, являющиеся простыми безделушками? Человек старается сохранить то, что ему дороже всего. И эти картинки оказываются для Якима дороже денег, нажитых адским трудом.

Жизнь героев «Кому на Руси жить хорошо» - это непрекращающаяся работа, результаты которой попадают в чужие руки. Но душа человека не может довольствоваться таким существованием, в котором есть место только для бесконечного каторжного труда. Дух Нагого требует чего-то высокого, а эти картинки, как ни странно, являются символом духовности.

Бесконечные невзгоды только укрепляют его жизненную позицию. В III главе он произносит монолог, в котором детально описывает свою жизнь - это каторжный труд, результаты которого оказываются в руках трех дольщиков, бедствия и беспросветная нищета. И этими бедствиями он оправдывает свое пьянство. Оно было единственной радостью для крестьян, единственным занятием у которых был тяжкий труд.

Место женщины в произведении поэта

Значительное место в произведении Некрасова занимают и женщины. Их долю поэт считал самой трудной - ведь именно на плечи русских крестьянок ложился долг воспитания детей, сохранения домашнего очага и любви в суровых русских условиях. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» герои (точнее, героини) несут самый тяжелый крест. Наиболее детально их образы описаны в главе под названием «Пьяная ночь». Здесь можно столкнуться с непростой судьбой женщин, работающих прислугой в городах. Читатель встречает Дарьюшку, которая исхудала от непосильной работы, женщин, у которых обстановка в доме хуже, чем в аду - где зять постоянно берется за нож, «того гляди, убьет».

Матрена Корчагина

Кульминацией женской темы в поэме является часть под названием «Крестьянка». Ее главный персонаж - это Матрена Тимофеевна по фамилии Корчагина, жизнь которой является обобщением бытия русской крестьянки. С одной стороны, поэт демонстрирует всю тяжесть ее судьбы, но с другой - несгибаемую волю Матрены Корчагиной. Народ считает ее «счастливой», и странники отправляются в путь, чтобы своими глазами посмотреть на это «чудо».

Матрена поддается на их уговоры и рассказывает о своей жизни. Она считает свое детство самой счастливой порой. Ведь ее семья была заботливой, никто не пил. Но вскоре настал тот момент, когда нужно было выходить замуж. Здесь ей вроде бы повезло - супруг любил Матрену. Однако она становится младшей снохой, и ей приходится угождать всем и каждому. Рассчитывать на доброе слово она даже не могла.

Только с дедушкой Савелием Матрена могла раскрыть душу, поплакаться. Но даже дед, хоть и не по своей воле, но причинил ей страшную боль - не усмотрел за ребенком. После этого судьи обвинили в убийстве младенца саму Матрену.

Счастлива ли героиня?

Поэт подчеркивает беспомощность героини и словами Савелия велит ей терпеть, ведь «нам правду не найти». И эти слова становятся описанием всей жизни Матрены, которой пришлось пережить и потери, и горе, и обиды от помещиков. Только один раз ей удается «отыскать правду» - «вымолить» супруга от несправедливой солдатчины у помещицы Елены Александровны. Возможно, именно поэтому Матрену стали звать «счастливой». А быть может и потому, что она, в отличие от некоторых других героев «Кому на Руси жить хорошо», не сломалась, несмотря ни на какие невзгоды. По мнению поэта, доля женщины является самой тяжелой. Ведь ей приходится страдать и от бесправия в семье, и волноваться за жизнь близких людей, и выполнять непосильную работу.

Гриша Добросклонов

Это один из главных героев «Кому на Руси жить хорошо». Родился он в семье бедного дьяка, который к тому же был ленивым. Мать его являла собой тот образ женщины, который был детально описан в главе под названием «Крестьянка». Гриша сумел понять свое место в жизни уже в юном возрасте. Этому способствовала трудовая закалка, голодное детство, великодушный характер, жизнестойкость и упорство. Гриша стал борцом за права всех униженных, он стоял за интересы крестьян. На первом месте у него находились не личные потребности, а общественные ценности. Основные черты героя - это неприхотливость, высокая работоспособность, умение сострадать, образованность и острый ум.

Кто может обрести счастье на Руси

На протяжении всего произведения поэт пытается ответить на вопрос о счастье героев «Кому на Руси жить хорошо». Возможно, именно Гриша Добросклонов - самый счастливый персонаж. Ведь когда человек делает доброе дело, у него появляется приятное ощущение собственной ценности. Здесь же герой спасает целый народ. С самого детства Гриша видит несчастных и притесненных людей. Некрасов считал способность к состраданию источником патриотизма. У поэта человек, который сострадает народу, поднимает революцию - это Гриша Добросклонов. В его словах отражена надежда на то, что Русь не погибнет.

Помещики

Среди героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо», как было указано, есть и немало помещиков. Один из них - Оболт-Оболдуев. Когда крестьяне спрашивают его о том, счастлив ли он, в ответ он лишь смеется. Затем с некоторым сожалением вспоминает ушедшие годы, которые были полны достатка. Однако реформа 1861 года отменила крепостное право, хотя и не была доведена до конца. Но даже изменения, которые произошли в общественной жизни, не могут заставить помещика трудиться и почитать результаты труда других людей.

Под стать ему еще один герой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова - Утятин. Он всю жизнь «чудил и дурил», а когда нагрянула общественная реформа, то его хватил удар. Его дети, чтобы получить наследство, вместе с крестьянами разыгрывают настоящий спектакль. Ему внушают, что он не останется ни с чем, а на Руси до сих пор господствует крепостничество.

Дед Савелий

Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» была бы неполной без описания образа деда Савелия. Читатель знакомится с ним уже тогда, когда тот прожил долгую и тяжелую жизнь. В старости Савелий живет вместе с семьей сына, он приходится свекром Матрены. Стоит отметить, что старик недолюбливает свою семью. Ведь домочадцы обладают не лучшими характеристиками.

Даже в родном кругу Савелия называют «клейменым, каторжным». Но он не обижается на это и дает достойный ответ: «Клейменый, да не раб». Таков характер этого героя «Кому на Руси жить хорошо». Краткое описание характера Савелия можно дополнить и тем фактом, что он не прочь иногда подшутить над членами своего семейства. Главное, что отмечается при знакомстве с этим персонажем - это его отличие от остальных, как от сына, так и от других обитателей дома.