Своеобразие методики формирования навыка чтения. Особенности усвоения навыка чтения в онтогенезе

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового), различных мозговых систем.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На основе зрительных процессов происходит соотнесение букв с соответствующими звуками, осуществляется звуковое воспроизведение зрительного образа слова, его прочтение. И, наконец, на основе соотнесения звуковой формы слова с его значением происходит понимание прочитанного.

Таким образом, в процессе чтения условно можно выделить две стороны: техническую и смысловую.

Техническая сторона процесса чтения включает узнавание букв, соотнесение зрительного образа написанного слова с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая сторона процесса чтения представляет собой основную его цель. Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Правильное понимание читаемого предопределяется точностью зрительного восприятия, речеслухового и кинестетического образа слова. С другой стороны, процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания прочитанного.

В процессе чтения взрослого человека осознаётся лишь смысл читаемого. Однако те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой, автоматически, неосознанно. Вместе с тем эти автоматизировавшиеся в процессе обучения грамоте операции являются сложными и многосторонними. Сложность технической стороны процесса чтения ярко проявляется уже при анализе движений глаз читающего.

Движение глаз опытного чтеца осуществляется быстрыми скачками, от одной точки фиксации (остановки) к другой.

В процессе чтения происходит движение не только вперёд, но и назад (влево). Такое возвращение к ранее прочитанному, движение глаз назад, носит название регрессии. Восприятие читаемого происходит в момент фиксации, остановки глаз на строке. В процессе же непосредственного движения глаз восприятие читаемого не происходит. Это подтверждается и длительностью этих процессов. Так, время остановок в 12 – 20 раз длительнее времени движения глаз на строке. Кроме того, при изменении условия чтения, при усложнении текста количество и длительность фиксации изменяются, в то время как скорость движения глаз от одной фиксации до другой остаётся неизменной. Количество фиксаций на строке может быть различным. Оно не зависит от количества слов или букв в строке, так как фиксации глаз могут быть как между словами, так и на середине слова.

Количество остановок меняется в зависимости от ряда условий: от звукослоговой структуры слова, от того, насколько оно знакомо, употреблено в прямом или переносном смысле и так далее.

В процессе чтения опытного чтеца относительно редко наблюдаются регрессии, то есть возвращение назад с целью уточнения ранее воспринятого. Количество и длительность регрессий во многом зависят от степени трудности читаемого текста, от его значимости, от установки читающего.

Опытный чтец воспринимает одновременно не букву, а слово или группу слов. Но это не означает, что игнорируется буквенный состав слова. Скорость чтения и точность зрительного восприятия слова во многом зависят от его длины, от графического начертания букв, от характера элементов, составляющих букву.

Опытный чтец узнаёт слово целиком, но при этом в процессе узнавания слова ориентиром служат доминирующие, наиболее характерные буквы, а также буквы, элементы которых выступают над строкой или находятся под строкой. Узнаванию слова во многом способствует смысл ранее прочитанной части текста. Особенно большое значение для правильного узнавания слова имеют предыдущие слова фразы. При чтении начального слова предложения или текста, малознакомых слов, а также при восприятии непривычной грамматической конструкции роль смысловой догадки в значительной степени снижаются. В этом случае процесс чтения основывается на непосредственном зрительном восприятии слов.

Таким образом, роль смысловой догадки при чтении зависит от многих факторов: места слова в предложении, особенностей лексики, грамматической конструкции читаемого предложения или текста.

Использование смысловой догадки имеет как положительное, так и отрицательное значение. Смысловая догадка способствует целостному восприятию текста, лучшему и более точному его осознанию. Она ускоряет процесс чтения. Вместе с тем использование смысловой догадки является причиной разнообразных ошибок: замен слов, пропусков, перестановок звуков в слове. Причиной этого является то, что смысловая догадка недостаточно контролируется зрительным восприятием.

Чтение взрослого человека представляет собой сформировавшееся действие, навык.

Прежде чем стать навыком, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. На каждом из предыдущих этапов формируются условия и предпосылки формирования последующего этапа, качественно более высокого.

Структура и психологическое содержание навыков чтения исследованы известным психологом Т.Г.Егоровым. Он рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трёх взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, произношения того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. В начале формирования навыка чтения все эти процессы протекают последовательно. Позднее эти действия синтезируются. « Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее» (Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтениюМ., 1953.-С.16) Им были названы основные этапы в формировании навыка чтения: аналитический этап; синтетический этап; этап автоматизации.

Каждый из этих этапов характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приёмами овладения навыком.

Аналитический этап включает две ступени:

1) Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями.

Овладение звуко-буквенными обозначениями осуществляется в процессе всего добукварного и букварного периода обучения грамоте. Вместе с тем психологическая структура этого процесса в добукварный период и в начале букварного периода будет иная, чем в его конце. На ступени овладения звуко-буквенными обозначениями дети анализируют речевой поток, предложение, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребёнок соотносит его с определённым графическим изображением, буквой. Затем в процессе чтения осуществляется синтез букв в слоги и слова, прочитанное слово соотносится со словом устной речи.

2)Ступень слогового чтения.

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами. Единицей чтения, таким образом, является слог.

Способ чтения на этой ступени ещё является аналитическим, отсутствует синтетическое чтение, целостное восприятие. Ребёнок читает слово по составляющим его частям, то есть по слогам, затем объединяет слоги в слово и лишь затем осмысливает прочитанное.

Синтетический этап процесса формирования навыка чтения.

Этот этап является переходным от аналитических к синтетическим приёмам чтения. На этом этапе простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре читаются ещё по слогам.

На этой ступени более важную роль играет смысловая догадка. У детей часто наблюдается угадывающее чтение. Основываясь на смысловой догадке и будучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать её с помощью зрительного восприятия, ребёнок часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него появляются вербальные парафразии, аграмматизмы. Ошибки чтения вызывают частые регрессии, возврат к ранее прочитанному для исправления, уточнения и контроля. Догадка имеет место лишь на уровне предложения, а не в пределах текста.

Относительно сформированным на этом этапе является синтез слов в предложении.

Этап автоматизации.

Данный этап характеризуется целостными приёмами чтения: ребёнок читает целыми словами, группами слов. Техническая сторона процесса чтения не затрудняет чтеца.

Главная задача – осмысление читаемого.Процессы осмысливания содержания превалируют над процессами восприятия.

На этом этапе осуществляется не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и смыслом, логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, так как догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием. Особенности понимания прочитанного определяются уровнем развития познавательной деятельности, объёмом словаря, степенью сформированности грамматического строя речи.

Таким образом, основными условиями успешного овладения навыком чтения являются:

1.Сформированность устной речи; фонетико-фонематической (произношение, дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) стороны речи; лексико-грамматической стороны речи;

2.Достаточное развитие пространственных представлений;

зрительного анализа и синтеза.

Качества полноценного навыка чтения.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглостью, правильностью, сознательностью, выразительностью. Все качества формируются параллельно и взаимосвязано. Часто уровень сформированности одного качества указывает на уровень развития другого.

Правильность чтения

Беглость чтения.

Оптимальная скорость чтения для каждого человека определяется рядом факторов. Главный из них – скорость чтения должна обеспечивать полноценное понимание читаемого. Ни количество прочитанных букв, ни количество прочитанных слов не могут служить показателями сознательного чтения. Ученик может «прочитать» очень много слов, не понимая в то же время значения этих слов, смысла прочитанных предложний, а тем более содержания всего текста в целом.

Главнейшим недостатком чтения учащихся являются или очень медленное или очень быстрое чтение (ориентиром беглости чтения считается скорость 120-130 слов в минуту). Чрезмерная медленность чтения является обычно следствием невыработанности механизма чтения, что, в свою очередь, определяется недостаточной практикой.

Невнятная и торопливая речь обычно связывается с неумением дышать в процессе речи, а также и с неумением управлять своим голосом, произносить звуки речи с достаточной ясностью и отчётливостью.

Все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, способствуют и совершенствованию беглости. Однако есть и специальные упражнения для выработки беглости чтения.

§ Совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задаёт учитель или хорошо читающий ученик.

§ Чтение небольших отрывков текста в разных темпах: в медленном, с плавным, протяжным произношением гласных; в среднем, разговорном темпе; в скороговорочном темпе.

§ Чтение отрывков «на время»; (М.И.Оморокова и др. «Преодоление трудностей» -М.,1990).

§ Тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а,у, о, и. ,э; э, и, у, а.

§ Чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ра,тра, три.

§ После этогочтение слов и предложений, включающих в себя эти слоги.

§ Чтение цепочек слов с общим корнем, с разными корнями: вода-водныйводица; булка-белка..

§ «Чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счёт).

§ «Быстро найди слово» (ученик в тексте должен найти заданное учителем слово).

§ .Упражнения в чтении слоговых таблиц

§ Приём «Сложи слова». Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая на другой. Слева кладут карточки с началом слов, а справа с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец. Можно попросит подобрать подходящие по написанию слова (например: моло-ко, моло-ток).

§ Приём «Словесные горки». Ученику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее из 15-16 букв. Чем ниже будет спускаться, тем труднее читать.

§ Можно устроить соревнование: кто прочитает правильно больше всех слов?

§ Приём «Чтение пунктирно написанных слов». Детям выдаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых элементов (буквы должны оставаться узнаваемыми). Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

§ Приём «Найди слова». Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или двумя буквами. Например, машина-малина, МашаМиша, ТоняТоля.

Сознательность чтения.

Методика определяет три уровня сознательности чтения (О. В. Сосновская)

1 уровень – понимание слов в прямом и переносном значении; понимание смысла каждого предложения, отдельных частей текста и связей между ними; понимание общего смысла текста.

2 уровень - осознание художественных особенностей текста, идейного содержания текста, собственного отношения к идее произведения.

3 уровень – читатель не только умеет адекватно воспринять идейно-художественные особенности текста, но и имеет собственные читательские интересы и способен полноценно реализовать их.

Все три уровня взаимосвязаны. На базе первого уровня формируется второй, а достижение третьего уровня сознательности чтения невозможно без умений, связанных с первыми двумя уровнями.

Работа по формированию сознательности чтения происходит на всех этапах анализа текста: при подготовке к восприятию, в процессе предметно-логического и идейно-художественного анализа, при осознании идеи произведения. Любой приём анализа художественного произведения способствует развитию сознательности чтения.

Выразительность чтения.

О значении выразительности чтения Д. И. Тихомиров писал следующее: «При выразительности чтения и сам читающий имеет возможность лучше понять, воспринять и усвоить читаемое; и слушатель имеет полную возможность и думать, и чувствовать во время чтения, и вполне разумно воспринимать прочитанное. Итак, основой выразительности чтения является понимание и переживание прочитанного».

Выразительное чтение должно иметь целью произнесение текста с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, должно быть громким, ясным и чётким. Важным условием в овладении умением выразительного чтения является сформированная техника речи (дыхание, голос, дикция, орфоэпия).

Важно помнить об условиях работы над выразительностью чтения:

§ Целесообразно демонстрировать образец выразительного чтения произведения. Такое чтение становится эталоном для учеников. Учителю надо иногда обсуждать своё чтение с учащимися, чтобы избежать слепого подражания. Такая беседа уместна в ходе анализа произведения. Можно, например, предложить ученикам объяснить выбор темпа чтения, или уместность использования психологической паузы. Обязательно обсуждение и сравнение с детьми вариантов прочтения проанализированного произведения. Тон такого обсуждения не должен оскорблять ребёнка.

§ Выбор интонационных средств и определение общей интонации чтения происходит в процессе анализа художественного произведения, на его завершающих этапах.

§ Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников.

§ Важно объяснить школьникам критерии оценки выразительности чтения: чем точнее передаётся авторское отношение к изображённым событиям, тем вернее выбор интонации.

§ Важнейшим условием является специальная работа над дыханием и дикцией.

§ Всякое нарушение орфоэпических норм чтецом мешает выразительному чтению. Поэтому безусловно важна работа по формированию правильности чтения.

Особенности формирования навыка чтения на разных годах обучения чётко изложены в программах по чтению.

Страница 1

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное» на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного умения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Т.П. Сальникова считает, что чтение относится к письменным формам речевой деятельности, так как связано с буквами и зрительным их восприятием. Буквы используются в качестве общепризнанных знаков (шифра, кода), посредством которых в одних случаях (при письме) записываются (кодируются) печатным или рукописным способом устные формы речи, а в других случаях (при чтении) эти формы восстанавливаются, воспроизводятся, декодируются. Если в устных формах речи своеобразным первичным элементом выступает звук – фонема, то для письменных форм таким первичным элементом оказывается кодовый знак – буква.

М.Р. Львов характеризовал навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Беглость М.Р. Львов характеризовал как скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и обусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет ней связи осознание произведения. В свою очередь, понимание общего осознания произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основной для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте.

А.Я. Савченко считает, что первый шаг на пути к овладению техникой чтения должен быть направлен на запоминание учениками букв, своеобразия их начертаний, конфигурации, на формирование умений быстро различать определённую букву среди других, соотносить ее со звуком или звуками, которые она призвана передавать на письме, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих письменное слово. Одновременно дети усваивают и умение, опознавая и декодируя буквы, воспроизводить по ним звуковую форму слова. Однако для осуществления чтения даже на этом первоначальном этапе от ребёнка требуется понимание значения каждого прочитываемого слова, смысловой связи между словами и мыслью, выраженной в предложении.

Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать ее, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.

Процесс формирования навыка чтения, по Т.Г. Егорову, проходит три этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап, по мнению Т.Г. Егорова, характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть букву, обозначающую гласный звук, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте.

Материалы по педагогике:

Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...

Принцип наглядности
Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта законом...

Логомиры
Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководством американского психолога С. Пейперта в 1989 г. в Масса-чусетском технологическом институте. Она была создана не просто как формализованный язык программирования, а как среда, в которой дети могли бы научиться естествен...

Этапы формирования навыка чтения.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения:

Аналитический - характеризуется тем, что все три компонента (восприятие слов, понимание содержания, оценка прочитанного) процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребёнка отдельных усилий. Аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте, на данном этапе характерно чтение по слогам.

Синтетический – предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, то есть восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходит одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами.

Автоматизации - описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма. Интеллектуальные усилия ребенка направлены на осознание содержания читаемого. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя.

Т.Г.Егоров выделяет следующие четыре ступени (этапы) формирования навыка чтения:

1). Стутень овладение звуко-буквенными обозначениями

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

2) . Ступень слогового чтения

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами. Темп чтения на данной ступени довольно медленный. Это можно объяснить тем, что способ чтения ещё является аналитическим, отсутствует целостное восприятие.

3). Ступень становления целостных приёмов восприятия

Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приёмам чтения. На этой ступени простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются ещё по слогам. Темп чтения на этой ступени возрастает.

4). Ступень синтетического чтения

Характеризуется целостными приёмами чтения: словами, группами слов. Главная задача – осмысливание читаемого. Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребёнку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Литература: Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.

На современном этапе выделяют два направления процесса обучения чтению: 1) собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях - формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию текста, формирование читательской самостоятельности; 2) получение ребенком литературного знания, т.е. обеспечения литературного образования и развития учащихся.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В ходе чтения в обработке информации участвуют: а) зрительный анализатор (восприятие графической формы слова, текста посредством движения глаз); б) речь (читаемое проговаривается, идет артикуляция, перевод читаемого в звуковую форму, т.е. его произношение по слогам или целыми словами в зависимости от овладения техникой чтения); в) слуховой анализатор (слушается произносимое вслух и осмысливается или осознается, происходит понимание читаемого).

Выделяются три этапа в формировании навыка чтения: 1) аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения (восприятие, произнесение и осмысливание) «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий. Данный этап соответствует периоду обучения грамоте, дети читают по слогам; 2) синтетический этап предполагает, что все три компонента процесса чтения происходят почти одновременно. На данном этапе ученик читает целыми словами. Главный признак этого этапа – наличие интонации, которая появляется в том случае, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. 3) этап автоматизации характеризуется тем, что техника чтения не осознается чтецом, его интеллектуальные усилия направлены на осознание читаемого и его формы: идеи произведения, композиции, художественных средств и др. На данном этапе наблюдается чтение «про себя».

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Показатели сформированности: а) чтение без пропусков, замены, перестановок букв в словах, слов в предложении; б) правильная передача слого-буквенного состава слова и его грамматических форм. В целях обучения правильному чтению используются следующие методические приемы: орфографическое чтение с переходом на орфоэпическое, работа над лексическим значением слова, предварительное чтение «про себя», методически верное исправление ошибок (ошибки в окончании слова исправляются после прочтения; ошибка, искажающая смысл слова или предложения – немедленным перечитыванием), приемы по системе Федоренко-Пальченко («за диктором», многократное чтение, чтение в паре), прием запрограммированной ошибки по Ш.А.Амонашвили, создание на уроке обстановки внимательного чтения, техническая подготовка перед чтением текста.


Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость характеризуется количеством слов, произносимых в минуту при чтении. Тренировка беглости чтения осуществляется с помощью приемов: а) динамического чтения (чтение с подсчетом слов, чтение-«спринт», чтение-«разведка»); б) системы Федоренко-Пальченко (чтение с отрывом взгляда от текста, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, чтение в паре и др.); в) системы В.Н.Зайцева («жужжащее чтение», ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, режим щадящего чтения, стимулирования желания читать).

Сознательность чтения трактуется как понимание фактического содержания читаемого текста, его идейной направленности, системы образов и художественных средств, осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Показатели сформированности: а) владение процессом перекодировки, т.е. умением переводить печатные знаки (буквы) и их комплексы в смысловые единицы (звуки); б) правильные ответы по содержанию; в) верный пересказ; г) понимание лексического значения слов и выражений; д) выразительное чтение. Сознательность чтения обеспечивается следующими приемами: словарная работа перед чтением текста и по ходу чтения; беседа, настраивающая на эмоциональное восприятие текста; работа над заголовком; постановка проблемных вопросов перед чтением; выборочное чтение; пересказ прочитанного; постановка вопросов самими учащимися к тексту; работа с пословицами, близкими к содержанию текста; выполнение творческих работ.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительно прочитать – значит использовать при чтении интонацию, соответствующую содержанию произведения. Показателями ее сформированности является наличие следующих компонентов в речи (средств речевой выразительности): правильное речевое дыхание, соблюдение орфоэпических норм, наличие силы голоса (выражается в ударении), направление движения голоса (мелодика речи), темп и ритм речи, тембр (эмоциональная окраска голоса), выражение собственного отношения к прочитанному.

Процесс чтения взрослого человека - это неосознанный автоматический акт, когда осознается только задача и смысл прочитанного. Этот автоматизировавшийся в процессе обучения грамоте навык чтения проходит ряд этапов, своеобразных ступеней, тесно связанных между собой. Не освоив начальную ступень, мы не можем перейти к последующей.(3, 5)

Т.Г.Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

I. Овладение звукобуквенными обозначениями.

II. Послоговое чтение.

III. Становление синтетических приемов чтения.

IV. Синтетическое чтение.(3,4)

Для каждой из этих ступеней характерно существование свого своеобразия, качественных особенностей, определенных психологических структур, своих трудностей, задач и приемов овладения.

I. СТУПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ ЗВУКОБУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.

Овладение звукобуквенными обозначениями осуществляется в течение всего добукварного и букварного периодов.

На ступени овладения звукобуквенными обозначениями дети учатся анализировать речевой поток: делят его на предложения, предложения - на слова, слова - на слоги, слоги - на звуки. Научившись выделять звук из речи, ребенок начинает соотносить его с определенным графическим изображением, буквой. Далее в процессе чтения дети осуществляют синтез букв, слогов и слова и соотносит прочитанное слово со словом в устной речи.

Сложный процесс усвоения звукобуквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков речи. И только затем предлагаются буквы, являющиеся зрительным изображением звука. Дети должны четко усвоить, что не звук является названием буквы, а наоборот, буква обозначает речевой звук. Чтобы ребенок мог правильно и успешно овладеть обозначением буквы, необходим ряд условий:

  • ~ Ребенок должен безошибочно дифференцировать звуки речи и по слуху и артикуляторно.
  • ~ Ребенок должен иметь представления об обобщенном звуке речи - фонеме, знать смыслоразличительные признаки звука (звонкость-глухость, мягкость-твердость) и его индивидуальные качества (высота, тембр, интонация).
  • ~ Ребенок должен уметь осуществлять оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, что возможно при достаточном развитии пространственных представлений.
  • ~ Усвоение оптического образа буквы осуществляется на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы буквы.

Следовательно, чтобы ребенок мог успешно и быстро усвоить буквы, необходима сформированность следующих функций:

  • А) фонематического восприятия;
  • Б) фонематического анализа;
  • В) зрительного анализа и синтеза;
  • Г) пространственных представлений;
  • В) зрительного мнезиса. (1, 11, 33)

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. В процессе чтения слога единицей зрительного восприятия является буква. Вначале воспринимается первая буква слога, затем происходит ее соотнесение со звуком, далее - вторая буква, затем происходит их синтез в единый слог. Как видим, на этой ступени формирования навыка чтения ребенок воспринимает сразу не слово или слог, а только одну букву, т.е. зрительное восприятие является побуквенным.(5, 13)

Основной трудностью этого этапа будет слияние звуков в слоги. После зрительного узнавания букв слога ребенок должен перейти от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в процессе речи, т.е. прочитать слог так, как он звучит в устной речи.(3,4) Для этого необходимо сформировать у ребенка умение различать и выделять звуки, выработать четкие представления о звуковом составе слога, слова устной речи.

Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Так простые слоги (ма, ра, до) читаются быстрее, нежели слоги со стечением согласных (ста, тра, тся).

Понимание прочитанного отстает во времени от зрительного восприятия слова. Ребенок осознает слово только после произнесения его вслух при этом слово должно еще соотнестись со знакомым словом устной речи (поэтому чтобы узнать слово ребенок может его несколько раз повторить).

При чтении предложений каждое слово прочитывается отдельно, поэтому и понимание связи его отдельных слов происходит с трудом.

В процессе чтения слов и предложений почти не используется смысловая догадка.

II. СТУПЕНЬ СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги не вызывает затруднений. Слоги быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами и являются единицей чтения.

Темп чтения довольно медленен, так как способ чтения остается аналитическим, отсутствует целостное восприятие. Ребенок прочитывает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное.

На этой ступени уже появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. На этом этапе для детей характерно повторять слова, которые только что прочитаны, для того, чтобы их осмыслить. Это объясняется тем, что слова, читаемые по слогам искусственно разбиваются на части и поэтому не похожи на соответствующие слова устной речи.

Процесс понимания текста еще отстает во времени от процесса зрительного восприятия читаемого, то есть не сливается с процессом восприятия, а следует за ним.

Как видим, на этой ступени для детей еще остаются трудности синтеза, объединения слогов в слово, особенно если оно длинное и трудное по структуре, наблюдается трудность в установлении грамматических связей между словами в предложении.

III. СТУПЕНЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ПРИЕМОВ ВОСПРИЯТИЯ

На этой ступени происходит переход от аналитического приема чтения к синтетическому. Простые и знакомы слова, дети уже способны прочитать целостно, а малознакомые и трудные по звучанию еще читаются по слогам.

Значительную роль начинает играть смысловая догадка. Опираясь на смысл, ранее прочитанного, и будучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать ее с помощью зрительного восприятия, ребенок часто заменяет слова и их окончания, то есть ребенок начинает угадывать. В результате этого увеличивается количество ошибок, так как происходит резкое расхождение прочитанного с напечатанным. Догадка имеет место только в пределах предложения, а не общего содержания текста.

Темп чтения увеличивается.

IV. СТУПЕНЬ СИНТЕТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

На этой ступени чтение происходит целостными приемами: словами или группами слов. Главная задача на этой ступени уже не техническая сторона чтения, а осмысливание читаемого. Ребенок уже умеет не только производить синтез слов в предложении, но и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется содержанием прочитанного предложения, смыслом и логикой всего рассказа. На этой ступени ошибки при чтении становятся редкими, так как смысловая догадка контролируется развитым целостным восприятием. Но важным условием понимания прочитанного будет знание ребенком значения каждого слова и понимание связи между словами в предложении.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, основными условиями успешного овладения навыком чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической сторон речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса.