Переход детей в школу новостройку советы психолога. Новая школа

Переход в другую школу может стать серьезным испытанием для ребенка. Новый коллектив, новые правила — все это усиливает естественные переживания от начала учебного года и смены ритма жизни. Чтобы адаптация ребенка к новой школе прошла легче и безболезненнее, родителям нужно принять активное участие в этом процессе.

Если вы знаете о том, что ваш малыш отличается застенчивостью, ему непросто дается установление контакта с людьми, он с трудом заводит друзей — не пускайте его адаптацию в новом коллективе на самотек. Ему сейчас нужна помощь и поддержка родителей.

Во-первых, обязательно проконсультируйтесь со школьным психологом по поводу адаптации ребенка. Он подскажет, на что обратить внимание, поговорит с вашим малышом и поможет снять стресс от предстоящего знакомства с новым классом.

Адаптация ребенка к новой школе фото

Во-вторых, очень важно познакомить ребенка с его новым учителем. Ведь для младшего школьника большой стресс таит в себе именно смена учителя — с ней связаны новые правила поведения, новые методики обучения, которые кажутся ему непривычными и сложными. Поэтому дайте возможность пообщаться ребенку с учителем один на один, прежде чем он окажется в классе и будет бояться сделать что-то не так на глазах у всех. Попросите учителя заранее объяснить вашему ребенку те правила, которые ему нужно соблюдать в классе. Расскажите об особенностях ребенка и о его способностях и талантах — пусть учитель поможет ему влиться в коллектив, давая поручения или прикрепляя его к творческой группе класса.

Адаптация ребенка к новой школе видео

В-третьих, вы должны максимально помочь ребенку чувствовать себя комфортно в новом коллективе. Здесь важно многое - и успеваемость, и внешний вид, и увлечения. Помогайте ребенку, контролируйте его сборы в школу и готовность домашнего задания - ведь в младших классах очень стыдно, если тебя ругают при всех за забытую тетрадку или ты не выучил стих. Постарайтесь записать его в ту же секцию или кружок, куда ходят его новые друзья, если сам ребенок хочет, конечно. Что же касается «материального соответствия» - не стоит брать кредит, чтобы купить своему малышу такой же Iphone, как и у одноклассников.

В-четвертых, вы можете помочь своему малышу влиться в новый коллектив, организовав для его новых друзей какое-нибудь неформальное мероприятие. Пригласите их домой на чай с тортом, предложите устроить пикник в парке на выходных. В такой непринужденной атмосфере и на «своей территории» ребенку будет легче общаться - ведь у него будет много «своих» тем для разговора. А вы сможете познакомиться с родителями его одноклассников, это тоже поможет наладить контакт. Но не переборщите с энтузиазмом в организации праздников - вы же не хотите, чтобы с ребенком дружили только потому, что «у него дома много игрушек и угощают сладостями».

В этой статье:

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе . Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей .

Переход из садика в садик

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие . Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть
практически незаметным
. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения . Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной. Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима,
питания… Все поменялось очень резко . Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи .

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову .

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места. Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо . Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом . Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него
проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Привыкнуть к воспитательнице

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми. Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком. Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение .

Здесь есть опасный
момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя - это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем . Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста.

Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее .
Кстати, это еще одна причина для того, чтобы водить малыша в садик, а не оставлять дома с родителями.

Помощь родителей

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему
справиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное - подготовить его к переходу в новый садик . Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание . Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием . Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик
тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Отвечайте честно на вопросы

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов . Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно. Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу. Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

Дайте немного времени

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно . Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации . Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее .

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя .

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему . Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители - самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Иногда так складываются жизненные обстоятельства, что ребенку приходится переходить в другую школу: переехали на другое место жительства, перевелись в более сильную школу, конфликт с одноклассниками или учителями, не устраивают методы обучения и т.д. В любом случае для ребенка (да и для родителей) смена школы – это сильный стресс.

Чем могут помочь ребенку родители в этой ситуации?

Прежде всего, вопрос о переезде и переводе в другую школу с самого начала должен обсуждаться на равных всеми членами семьи. Рассказывайте, что послужило причиной этому, каких положительных результатов ожидаете. Ребенок должен принимать участие в принятии решения. В этом случае он будет чувствовать себя увереннее на новом месте, так как он сам выбрал этот путь, а не выполнил приказ родителей.

По возможности лучше перейти в другую школу в сентябре, когда в класс приходят и другие новенькие, да и старожилы не виделись целое лето.

Особенно тяжелое в плане адаптации первое время. В прежней школе и учителя, и одноклассники хорошо знали вашего ребенка. А теперь придется все начинать с нуля, завоевывать авторитет, доказывать на что способен.

Если ребенок общительный, легко контактирует со всеми людьми, то он быстро найдет общий язык с новыми одноклассниками. А вот если, наоборот, молчаливый, замкнутый, от вас потребуется постоянная поддержка. Спрашивайте у него, как прошел день, какие внешкольные мероприятия планируются и каким образом можно принять участие в них. Выслушайте его внимательно, дайте выговориться, затем, при необходимости, посоветуйте, посочувствуйте. Ведь он попал в класс, где уже выстроены отношения, есть свои лидеры и отверженные, и ему приходится вновь утверждаться как личность. А сделать это очень непросто.

Он потерял привычный коллектив, реже видится с друзьями, знакомыми. Объясните, что они же не исчезли, не забыли его. Он может с ними часто созваниваться, переписываться, посещать кружки, секции, курсы, проводить свободное время. Плюс появятся новые друзья.

Расскажите, как вы налаживали отношения в новом коллективе, что чувствовали, как действовали. Пусть ребенок видит, что не только для него это некомфортное, трудное время, но и для всех, меняющих место работы, учебы. Всем нужно время для акклиматизации в новом коллективе.

Не лишне будет напомнить и о ребятах, которые едут учиться по обмену вообще в другую страну. Каково им? Новая страна, язык, класс. Да еще и одни, без родителей.

Первое время не требуйте от ребенка хорошей успеваемости, возможно, что поначалу она и снизится. Убеждайте его, что все будут хорошо, все получится, и вы даже не сомневаетесь в этом.

Если ребенок замкнут, постоянно расстроен, не делайте вид, что не замечаете этого. Проблема сама собой не исчезнет, не решится. Расспросите о причине такого состояния, заверьте, что вы всегда на его стороне. И если отношения с ребятами, учителями в новой школе не сложатся, вы все вместе обязательно придумаете, как решить эту проблему, потому что для вас очень важно, чтобы ему было комфортно учиться и хотелось идти в школу.

А как себя вести ребенку? Ведь он оказался один среди чужих? Как стать своим?

Не стоит сразу всех новых одноклассников считать своими врагами и относится ко всем с недоверием, предвзято. Ведь в этом случае любое их слово или действие можно расценить как проявление недружелюбия. Но и ждать всеобщего признания, что примут как долгожданного друга в первое время не стоит. Ребята будут присматриваться к новичку, проверять, как он поступит в том или ином случае.

В каждом коллективе, естественно, имеются свои устоявшиеся правила и порядки. Нужно попытаться их понять и считаться с ними. И если начать сразу устанавливать свои правила игры, можно остаться в одиночестве.

Сначала, конечно, необходимо познакомиться с ребятами из класса, постараться запомнить их имена (людям всегда приятно, когда называют по имени).

Приходя утром в класс, обязательно поздороваться (вполне достаточно сказать «Привет!» всем).

Присмотреться, как принято одеваться, какая манера общения, как выстраиваются отношения.

Будь приветлив, улыбчив (но в нужный момент). Угрюмых, насупившихся, вечно сердитых обычно стараются обойти стороной.

Если кто-то забыл какой-нибудь школьный предмет (ручку, линейку и т.д.), а у тебя есть – одолжи. Но не торопливо, угодливо, а спокойно, с достоинством (но не заносчиво и высокомерно).

Спрашивай, если не знаешь чего-то, рассказывай о себе (но ненавязчиво), о том, как было в прежней школе (но без сравнений с этой), о своих увлечениях. Всегда найдутся ребята, увлекающиеся тем же (той же музыкой, искусством, видом спорта и т.д.). Наладьте с ними отношения. Но не делайте это слишком напористо.

Естественно, ни о ком не сплетничай, резко не высказывайся. Злословие – самый легкий способ нажить себе врагов.

Вообще первое время не стоит быть особенно активным, нужно посмотреть на жизнь класса как бы со стороны, понять, как расставлены силы, и кто есть кто. Надо быть самим собой, не заискивать, не стараться во всем услужить, предугадывать все желания. Таких ребят в школе обычно не любят.

От того, как ребенка примут в новом коллективе, зависит комфортность обучения. Вряд ли хочется учиться в напряженной обстановке.

Успешная адаптация в новом коллективе запомнится, и этот жизненный опыт пригодится в будущем при обучении в других учебных заведениях, при устройстве на новое место на работы.

Иногда случается так, что родители переводят ребёнка в новую школу. Безусловно, это сильный психоэмоциональный стресс для школьника в любом возрасте. Помочь ребёнку справится с появившимися трудностями – задача взрослых, которые его окружают.

Мотивы перехода в новую школу и особенности адаптации

При переводе ребёнка в другую школу у родителей появляется множество новых проблем. Для того чтобы грамотно подойти к решению вопроса адаптации, необходимо понимать, что стратегия помощи напрямую зависит от обстоятельств перехода в новую школу.

  • Перевод в другую школу ради углублённого изучения определённых предметов. В этом случае ребёнок меняет привычный коллектив, но остаётся в родном городе, поэтому адаптация пройдёт значительно легче. Психологи советуют поддерживать общение ребёнка с прежними одноклассниками, приглашать их в гости – так ваш школьник примет ситуацию как нечто естественное, меняющее только коллектив, но не весь образ жизни. Также нужно поощрять общение в новом коллективе, приглашать новых одноклассников в гости, одобрительно относиться к совместному времяпрепровождению вне школы.

Это интересно: По статистике, каждому третьему школьнику приходится сталкиваться с переходом в новую школу

  • Новая школа в связи с переездом в другой город. Эта ситуация сложнее предыдущей. Дело в том, что с переходом в другую школу ребёнок меняет привычный образ жизни: знакомые лица, привычные домашние условия, любимые улицы – всё остается в прошлом. Эта ситуация не только вызывает стресс, но и, если ребёнок не получает поддержки со стороны родных, может привести к депрессии. Чтобы помочь школьнику привыкнуть к новой школе, следует наладить тесный контакт с учителями, как можно чаще появляться в школе и первое время присутствовать на уроках, особенно если ребёнок – младший школьник. Также будет очень полезным, если время позволяет, до начала учебного года устроить ребёнка в пришкольный лагерь. Там он сможет наладить контакт с одноклассниками в более свободном общении, чем это происходит в классе. Если же ребёнок уже вышел из младшего школьного возраста, не лишним будет узнать, какие секции есть в новой школе. Это не только позволит раскрыть способности вашего чада, но и поможет ему познакомиться с местными ребятами.

Важно объяснить ребенку причины перехода в другую школу

  • Переход в новую школу из-за конфликтной ситуации. Иногда случается так, что возникший конфликт между ребёнком и учителем или другими детьми лучше всего решить переходом в другую школу. Конечно, для родителей это должно быть крайней мерой, только если другие способы разрешения сложившейся ситуации не помогли. Однако в любом случае нужно постараться помочь ребёнку справиться с новыми условиями жизни. Важно объяснить мотивы перехода, чтобы в дальнейшем ситуация не повторилась.

Задача родителей помочь ребенку адаптироваться в школе

Как известно, дети сложнее переживают адаптационный период, чем взрослые. Это связано с тем, что у детей на первом месте стоит эмоциональное осмысление ситуации, и им трудно понять новые условия жизни разумом. Поэтому задача родителей – приложить максимум усилий и помочь ребёнку справиться с данным этапом. Для этого психологи разработали ряд рекомендаций, облегчающих адаптацию.

  • Не нужно давить на ребёнка. Это касается абсолютно всех аспектов жизни маленького человечка: от оценок в школе до домашних обязанностей. Не нужно требовать отличной успеваемости с первых дней в новой школе – это просто невозможно. Учителя ещё не знают ребёнка, а он, в свою очередь, не рвётся проявлять свои знания и способности – они присматриваются друг к другу. Для этого нужно время – проявите терпение.
  • Подружитесь с ребёнком. Естественно, что между родителями и детьми существуют определённые доверительные отношения. Но в период адаптации мама и папа должны стать друзьями своему малышу. Ведь пока в новом коллективе у него ещё нет друзей-сверстников, а приятельское общение ребёнку необходимо.
  • Общайтесь с учителями, регулярно наведывайтесь к классному руководителю. Лучше родителей никто не объяснит особенности характера ребёнка, его слабые и сильные стороны. Особенно это важно, если у вашего школьника есть какие-то проблемы со здоровьем. Тем более, что учитель знает, как помочь адаптироваться в новом ученическом коллективе.
  • Заинтересуйте ребёнка. Кроме школьных занятий, ваше чадо должно иметь какое-то занятие по душе: кружок, секция, студия. Так у него будет меньше времени на переживания и тоску по прежнему месту учёбы и приятелям.

При правильной стратегии поведения близких людей адаптация в новой школе может стать безболезненным жизненным этапом, просто очередной ступенью развития. А главным принципом взаимоотношений с детьми должна быть родительская любовь. Именно она помогает и поддерживает ребёнка в любых жизненных переменах в любом возрасте.

Для любого ребенка адаптация в новом коллективе – это непростой процесс. Все зависит от особенностей личности и воспитания. Сложнее всего привыкают к новым людям и находят себе друзей замкнутые и застенчивые дети. Любой коллектив через некоторое время распадается на «кучки», где в каждой формируется свой неформальный лидер и манера взаимоотношений. Те, кто не примыкают никуда, становятся изгоями.


Чтобы помочь преодолеть малышу адаптацию в новом коллективе, установите с ним прочный эмоциональный контакт. Ребенок должен доверять вам и не замыкаться в себе при возникновении сложной ситуации. Наблюдайте первое время за ним, если что-то не так, это будет видно сразу. Обычно в этом случае ребенок становится замкнутым, агрессивным и плаксивым. Чтобы урегулировать ситуацию, нужно сделать следующее:


Постараться выйти на откровенный разговор с малышом;


Поговорите или учителем о возникшей ситуации;


Наладьте дружеские контакты с родителями друзей вашего ребенка, чтобы получить дополнительную информацию;


Больше общайтесь с ребенком, посетите психолога;


Не вмешивайтесь в его отношения со сверстниками, пусть он учится находить выходы из сложных и конфликтных ситуаций сам;


Подбадривайте его, приведите примеры из своей жизни, пусть он не чувствует, что одинок в своей проблеме.


Процесс построения гармоничных дружеских отношений с другими людьми непрост. Человек учится этому всю жизнь, начиная с детства. Поэтому старайтесь всячески поддерживать ребенка в этих начинаниях.

Самое сложное позади - вы прошли собеседование, и та работа, о которой вы мечтали, уже ваша. Но все-таки на душе вместо долгожданной радости какой-то страх. И это совсем не означает, что вы плохой работник или заболели, все это связано с тем, что влиться в новый коллектив, где все уже всех знают, очень сложно. В такой ситуации даже самый раскрепощенный и коммуникабельный человек может превратиться в зажатого и необщительного.

Многие исследователи признают, что существует моббинг, то есть травля новичков. Это приносит неудобства как сотруднику, так и самой организации, поэтому в последнее время стало активно развиваться обучение специалистов, которые помогают пройти успешное вливание в коллектив. Но если при трудоустройстве на работу таких специалистов нет, то это не означает, что необходимо загонять себя в угол. Нужно здраво посмотреть на ситуацию, ведь все выживают после знакомства с новым коллективом. Для того чтобы адаптироваться и сохранить нервы, стоит успокоиться и соблюдать такие правила:

Даже если после двух дней на новом месте у вас не будет друзей, это не беда. Ведь новичку требуется пара месяцев, чтобы окончательно влиться в новый коллектив.

Во время первого рабочего дня большинство людей считают, что проявление вежливости значит, что вы мягкий и бесхарактерный человек. Совсем наоборот, требуется проявлять искренность, доброжелательность к новым коллегам. В дальнейшем следует научиться и свою позицию высказывать, но при этом не обижая других.

Неформальное общение, это отличный способ преодоление ряда комплексов и неуверенности. Официальное общение сковывает не только вас, но и других. Поэтому после недели, проведенной на новой работе, пригласите коллег в кафе или к себе домой, узнав личные вещи о сотрудниках, вы станете своей рыбкой в этом океане.