Готовность ребенка к началу школьного обучения. Цикл диагностических занятий по выявлению уровня готовности ребенка к школьному обучению

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.

Перспектива и жизненный путь личности: виды и определения

2.1. Жизненный путь как общественно-исторический способ индивидуального развития

Для психологической науки XX века характерен принципиально новый взгляд на постановку научных теоретических и практических задач. В этот период происходит планомерное соединение многочисленных теоретических концепций, которые посвящены психологическим проблемам человеческого существования. Зарубежные и отечественные ученые сконцентрировали свое внимание на выявлении и объяснении психологически обусловленной совокупности состояний и процессов, последовательных и необычных фактов и явлений, которые обеспечивают выстраивание личностью индивидуального жизненного пути, а также прогнозируют ее развитие в качестве субъекта жизни. Перед исследователями обозначились практические задачи по психологической диагностике, развитию и коррекции психобиографических образований личности, профилактике и предупреждению психобиографических кризисов, а также по просвещению в области психологических проблем человеческой жизни.
Как раз в это время современная психологическая наука наметила поиск решений таких психологических проблем, как причастность человека ко времени, отношение к жизни и смерти; проблемы свободы, выбора судьбы; проблемы коммуникации, любви, веры и одиночества; проблемы осмысленного и бессмысленного бытия.

Личность воспитателя: история развития, важные качества, выполняемые функции

1.1. Становление отечественной науки дошкольного воспитания

Появление педагогики как науки и как профессии располагает объективным началом своего возникновения. Для каждого подрастающего поколения важно применять те знания, умения, навыки, которые уже имели место в предшествующей жизни и были испытаны на практике, те явления культуры, быта, оставшиеся от прежних деятелей.
Наука относит возникновение педагогической профессии к временам Древней Греции, когда в материально обеспеченных семьях раб осуществлял надзор за ходом, состоянием, развитием детей, сопровождал их в школу, принося с собой нужные, обязательные учебные принадлежности, старался уберечь от опасных, нежелательных, вредных ситуаций, тем самым непреднамеренно, непроизвольно воспитывая в ребёнке определенные качества, черты характера и вырабатывая характер его поступков, образ действий и жизни вообще. Именно такого раба именовали «педагог», который дословно с греческого языка переводится как «воспитатель, наставник». По прошествии определенного времени развитием и обучением детей уже занимался домашний воспитатель, а позднее, когда пропаганда образования, осуществляемого обществом и учитывающего его запросы и потребности, сделала его широко распространенным, возникла профессия «воспитатель».

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, посту­пающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиоло­гов, психологов и педагогов показывают, что среди пер­воклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгод­ники. Традиционная система образования не способна обес­печить соответствующий уровень развития и для детей, об­ладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен до­стичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определен­ного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифферен­цировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконт­роль. Важны положительное отношение к учению, способ­ность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому по­нятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, мно­гогранное и охватывает все сферы жизни ребенка; в зависи­мости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

Современная школа находится в поиске моделей обуче­ния, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологичес­ких и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффек­тивной формой индивидуализации учебного процесса, обес­печивающей максимально комфортные условия для ребен­ка (при подборе соответствующего содержания, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), яв­ляетсядифференцированное обучение , в основе которого лежит комплектование классов 1, 2, 3-го уровней на осно­ве глубокой психофизиологической и психолого-педагоги­ческой диагностики.

Ниже приводятся методики диагностирования детей при поступлении в школу*. Они помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень школь­ной зрелости ребенка. Все методики апробированы и при комплектовании разноуровневых классов.

*Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обуче­нию в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уро­вень развития интеллекта.

1. Планирование - умение организовать свою деятель­ность в соответствии с ее целью:

низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень - действия ребенка частично соответ­ствуют содержанию цели;

высокий уровень - действия ребенка полностью соответ­ствуют содержанию цели.

2.Контроль - умение сопоставить результаты своих дей­ствий с намеченной целью:

низкий уровень- полное несоответствие результатов уси­лий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоот­ветствия не видит);

средний уровень- частичное соответствие результатов уси­лий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);

высокий уровень - соответствие результатов усилий ребен­ка поставленной цели; ребенок может самостоятельно сопос­тавить все полученные им результаты с поставленной целью.

3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружаю­щего мира и использовать их:

низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны орга­нам чувств;

средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - на­ходить и использовать эти обобщения;

высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окру­жающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

4.Уровень развития интеллекта :

низкий - неумение слушать другого человека, выпол­нять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего - неумение слушать другого человека; ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

средний - неумение слушать другого человека, простые логические операции - сравнение, обобщение в форме сло­весных понятий - выполняются без ошибок, в выполне­нии более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез - допускаются ошибки;

высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических опера­ций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без по­мощи взрослого;

очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.

Ребенок к школе не готов

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и вы­полнять логические операции в форме понятий.

Ребенок к школе готов

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стре­мится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логи­ческие операции в форме словесных понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель - май). На основании ре­зультатов обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комис­сия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педи­атра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.

При определении уровня готовности ребенка к школь­ному обучению ориентиром может служить карта-характе­ристика, в которой заложены три уровня готовности к обу­чению по следующим параметрам:

1. Психологическая и социальная готовность.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

3. Развитие познавательной деятельности.

4 Состояние здоровья.

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.Психологическая и социальная готовность к школе (со­ответствующий уровень обводится кружком)

А.Желание учиться в школе

1. Ребенок хочет идти в школу.

2. Особого желания идти в школу пока нет.

3. Идти в школу не хочет.

Б.Учебная мотивация

1. Осознает важность и необходимость учения, собствен­ные цели учения приобрели или приобретают самостоятель­ную привлекательность.

2. Собственные цели учения не осознаются, привлека­тельна только внешняя сторона учения (возможность об­щаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).

3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

В.Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно вос­принимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные зат­руднения в общении, в понимании ситуации.

Г.Организованность поведения

1. Поведение организованное.

2. Поведение недостаточно организованное.

3. Поведение неорганизованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и соци­альной готовности к школе

Выше среднего, средний

Ниже среднего

Низкий

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

A. Фонематический слух, артикуляционный аппарат

1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование лого­педом).

3. Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение лого­педа).

Б.Мелкие мышцы руки

1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет каран­дашом, ножницами.

2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, нож­ницами ребенок работает с напряжением.

3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

B.Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, ко­ординирует движения, подвижен, ловок.

2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориен­тации в пространстве, координации движений, недостаточ­но ловок.

3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Г.Координация в системе глаз - рука

1. Может правильно перенести в тетрадь простейший гра­фический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимае­мый на расстоянии (с классной доски).

2. Графический образ, зрительно воспринимаемый на рас­стоянии, переносится в тетрадь с незначительными иска­жениями.

3. При переносе графического образа, зрительно воспри­нимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д.Объем зрительного восприятия (по количеству выде­ленных объектов в картинках-нелепицах, картинках с мно­жеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значи­мых психофизиологических функций

Выше среднего, средний : большинство показателей го­товности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего : большинство показателей готовности оце­нивается 2-м уровнем.

Низкий : большинство показателей готовности оценива­ется 3-м уровнем.

3. Развитие познавательной деятельности

А.Кругозор

1. Представления о мире достаточно развернуты и конк­ретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в кото­ром живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б.Развитие речи

1. Речь содержательна, выразительна, грамматически пра­вильна.

2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические по­грешности, она недостаточно выразительна.

3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего од­носложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

В.Развитие познавательной активности, самостоятель­ности

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низ­кий, при выполнении заданий требуется постоянная вне­шняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаружи­вается, любознательность не проявляется.

Г.Сформированного, интеллектуальных умений (анали­за, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со сти­мулирующей помощью взрослого.

3. Задания выполняются с организующей или направляю­щей помощью взрослого, ребенок может перенести освоен­ный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, срав­нения, выделения главного, установления закономернос­тей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов дея­тельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности

1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет резуль­тат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выби­рает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности пре­одолевает только при психологической поддержке.

3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные ус­ловия решаемой задачи в процессе работы теряются, ре­зультат не проверяется, прерывает деятельность из-за воз­никающих трудностей, стимулирующая, организующая по­мощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности

1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставлен­ной цели, он может сам сопоставить все полученные ре­зультаты с поставленной целью.

2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может ви­деть это неполное соответствие.

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставлен­ной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

Ж.Темп деятельности

1 Соответствует средним показателям возрастной группы,

2. Ниже средних показателей возрастной группы,

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы,

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности

Выше среднего, средний : большинство показателей оце­нивается 1-м уровнем.

Ниже среднего : большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уров­нем.

Очень низкий : интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.

4. Состояние здоровья

1. Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).

2. Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

3. Состояние соматического здоровья (характер отклоне­ний в системах и функциях организма, болезненность сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

Группа здоровья ________________

Заключение_____________________________________

Возможен другой подход при обследовании будущих пер­воклассников. В основе его принцип достаточного миниму­ма: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить сте­пень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него тип класса. Такими по­казателями считаются:

Способность ребенка к умственной активности (ини­циативность и настойчивость в умственной деятельности);

Способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достиже­нию делей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

Способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выпол­нения задания (кратковременная память);

Способность осуществлять элементарные умозаключе­ния, рассуждать;

Словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

В этом случае степень готовности ребенка 6-7 лет к обу­чению определяется при помощи комплекса, состоящего из одного сложного и трех простых тестов. К простым относят­ся тест фонематического слуха, тест копирования бессмыс­ленных слогов и тест словаря. Сложным является тест крат­ковременной памяти и умозаключений. Испытание прово­дится в течение 15-20 мин.

ТЕСТ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой заду­маем слово, например "окно". Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру "табуретка". Как только услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбра­ли, тогда в конце ты скажешь: "Все правильно". Понятно?»

После удовлетворительного ответа можно приступить не­посредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (его резуль­таты не учитываются при выставлении оценки за выполне­ние данного теста). Остальные три задания - зачетные.

Первое задание -контрольная фонема Р

Рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рам­па, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.

Второе задание -контрольная фонема С

Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон. Коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса. Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рас­свет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет. Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

Третье задание -контрольная фонема Ч

Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, ща­дить, чадить. Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щи-кать чикать, чикать. Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть

Четвертое задание -контрольная фонема Г

Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 с) ребенок не смог выявить «лиш­нее» слово или допустил ошибку, то через 1-2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 с).

Шкала оценок

Система выставления оценок в данном тесте имеет суще­ственную особенность: с одной стороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении всех трех зачетных заданий, с другой - не имеет значения, в каком количестве зачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку - в одном или в трех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наихудшим образом (т.е. ошиб­ки, допущенные в нескольких заданиях, не суммируются). Используется четырехбалльная шкала оценок:

0 баллов - если хотя бы в одном задании дошкольник не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов.

1 балл - заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.

2 балла - заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу - «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла - во всех заданиях с первого предъявления вов­ремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал «лиш­нее» слово.

Шкала эта применяется как к шестилеткам, так и к се­милеткам. Ведь сам по себе возраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уровень определяется по следую­щим единым критериям:

Уровень развития фонематического слуха

Низкий

Средний

Высокий

ТЕСТ КОПИРОВАНИЯ БЕССМЫСЛЕННЫХ СЛОГОВ

Это могут быть бессмысленные слоги, написанные кал­лиграфическим почерком. Один набор слогов из приведен­ных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, -~ говорит проверяющий, - тут что-то написа­но. Ты еще не умеешь писать, но попробуй это перерисо­вать. Хорошенько присмотрись, как тут написано, и сделай так же вот на этом листочке». При этом время выполнения задания не ограничивается.

Бывает, несмелый ребенок заявляет, что он не может выполнить задание, потому что не умеет писать. В таком случае можно предложить ему перерисовать вначале домик, затем простой геометрический узор (квадратики, кружки, ромбики) и только затем, после неоднократного поощре­ния выполненных действий, - буквенные слоги. Оценива­ется, конечно, только это последнее задание.

Шкала оценок

1 балл - каракули.

2 балла - есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв.

3 балла - прочитывается, по крайней мере, четыре бук­вы.

4 балла - можно прочитать все буквы.

5 баллов - каждая буква написана четко, вся фраза име­ет уклон не более чем на-30°.

Уровень развития саморегуляции

Количество полученных баллов

Уровень развития саморегуляции

Низкий

Средний

Высокий

ТЕСТ СЛОВАРЯ

Как и другие тесты проверочного комплекса, данный тест построен по принципу выборки: берется определенная (стандартная) совокупность слов и определяется, какие из них ребенку извертны. На основании полученных ответов судят о словарном развитии ребенка вообще. В распоряжении прове­ряющих пять стандартных взаимозаменяемых наборов. По­этому в процессе обследования будущих первоклассников проверяющие могут и должны чередовать эти комплексы: одному ребенку дается один набор, другому - другой и т. п.

Наборы слов

1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.

3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.

5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

Приступая к проверке словарного запаса ребенка, учи­тель говорит: «Представь себе, что ты встретился (встрети­лась) с иностранцем - человеком из другой страны, кото­рый плохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово «велосипед». Как ты отве­тишь?»

Поскольку свои ответы ребенок дает в словесной форме, можно судить о его словаре - как пассивном (знает значе­ние лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то проверяющий предлагает ему нарисо­вать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.

Следует подчеркнуть, что тест не предполагает проверку умения владеть понятием, обозначенным определенным сло­вом. Случается, что ребенок этим понятием владеет, но, не будучи знаком с соответствующим словом литературного языка, употребляет вместо него какое-нибудь другое, чаще всего диалектное слово.

Нельзя в подобной ситуации предлагать детям слова-си­нонимы, которые, по мнению проверяющего, они знают, поскольку тест направлен не на проверку овладения тем или иным понятием, а на знание слов, причем именно та­ких, которые принадлежат литературному языку.

Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выс­тавленных за каждое из десяти слов набора.

Ш к а л а о ц е н о к

0 баллов - отсутствует понимание слова. Ребенок заяв­ляет, что не знает значения слова или неправильно объяс­няет его содержание, например: «Мех - его кладут в по­душку и спят на нем».

1 балл - понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов.

1,5 балла - ребенок словесно описывает предмет, на­пример: «Велосипед - на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше - два больших и одно малень­кое». Или: «Это - чтобы на нем кататься». «Зонтик - чтобы прятаться от дождя».

2 балла - ребенок дает определение, которое приближа­ется к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Например: «Письмо - это бумага, на которой можно написать о себе и послать в кон­верте по почте».

Таким образом, максимально возможная оценка по дан­ному тесту составляет2x10 = 20 баллов.

Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогаща­ется, ответы шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней разви­тия данной способности рекомендуется пользоваться следу­ющей таблицей:

Возрастные группы

Уровень словарного развития (сумма набранных баллов)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

7-12

12,5

Семилетки

11,5

12-15

15,5

ТЕСТ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

Как видно из названия, данный тест носит комбиниро­ванный характер. Выражается это в использовании одного и того же учебного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей - кратковременной памяти и логического мышления. После­дняя способность представлена одним из видов умозаклю­чений.

Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:

Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обыч­но отвечает утвердительно .)

Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хо­рошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен?(Ребе­нок обычно отвечает согласием .)

Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.

Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...»

В протоколе фиксируется количество повторений, кото­рые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше по­требовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развития кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

Семилетки

Как только ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит к проверке его способностей осу­ществлять простейшие умозаключения:

Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь по­думай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий говорит:

Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заключительная часть рассказа - сам вопрос .)

После того как ребенок дает правильный ответ, ему за­дается еще один вопрос:

А кто из мальчиков самый низкий?

При определении уровня развития способности ребенка осуществлять простейшие умозаключения учитывается об­щее количество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запомина­ния). При этом используется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повто­рений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

Семилетки

Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех опи­санных выше тестов дают возможность судить об уровне его умственной активности. При этом используются следующие критерии:

1. Низкий уровень умственной активности : к выполне­нию заданий ребенок приступает только после дополни­тельных побуждений, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия инте­рес ребенка вызывает не обнаружение ошибок в артикуля­ционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).

2.Средний уровень : ребенок не проявляет интереса к вы­полнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ре­бенок вначале проявляет интерес к работе, который, одна­ко, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнитель­но немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А инопланетянин хо­роший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с препо­давателем и выполнении заданий отсутствует.

3. Высокий уровень умственной активности: ребенок про­являет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, об­становке, в которой проводится собеседование, к учителю.

Охотно поддерживает с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий включается без промедления, прила­гает усилия к преодолению трудностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста сло­варя охотно включается в игровую ситуацию, внося в нее элементы фантазирования.

Анализ результатов проверки степени готовности ребенка к обучению

Итак, в результате применения проверочных тестов вы­являются шесть показателей, характеризующих степень го­товности ребенка к школьному обучению. По каждому из показателей ребенок относится к одному из трех уровней низкому, среднему или высокому. Эти оценки заносятся в специальную карточку проставлением отметки в соответ­ствующей графе.

Карточка психологического обследования первоклассника

Фамилия, имя …………………………………………

Дата обследования…………………………….

Психологические по­казатели готовности

Оценочный уровень

низкий

средний

высокий

1 . Умственная активность.

2. Саморегуляция. 3. Фонематический слух.

4.Словарное развитие.

5. Кратковременная память.

6. Умозаключение (мышление).

На основании этих данных решается вопрос о зачисле­нии ребенка в класс того или иного типа. Каким образом это делается?

Если бы оценки по всем показателям у каждого ребенка были одинаковыми (скажем, все - средний уровень или-все - высокий уровень), не было бы никаких проблем: имеющие низкий уровень направлялись бы в класс повы­шенного индивидуального внимания, имеющие средний уровень - в класс нормального обучения, а те, кто оцени­ваются по высокому уровню, - в класс ускоренного обу­чения. Но так бывает крайне редко. Чаще оценки распреде­ляются в двух или даже трех уровнях, причем два уровня могут оказаться крайними. Как поступать в этих случаях? Рассмотрим все возможные варианты и подварианты.

Вариант I. Наличие показателей преобладающего уровня (4-5 оценок одного уровня).

1-й подвариант. Преобладающим является средний или низкий уровень. Независимо от того, как распределились ос­тальные одна-две оценки, ребенок рекомендуется соответ­ственно в класс особого типа или в класс повышенного ин­дивидуального внимания. При этом родители ребенка долж­ны получить рекомендации, каким образом следует развивать отстающие способности в условиях семейного воспитания.

2-й подвариант. Преобладающим является высокий уро­вень. Здесь должен быть более дифференцированный, взве­шенный подход. Если остальные одна-две оценки относятся к среднему уровню, ребенок рекомендуется в класс уско­ренного обучения. Если же хоть один показатель находится на низком уровне, зачисление ребенка в такой класс ста­вится под вопрос. Можно порекомендовать родителям по­тренировать отстающую способность в течение лета, в кон­це августа проверить ребенка еще раз.

Низкие оценки по двум показателям принципиально не меняют ситуацию, однако должны рассматриваться как бо­лее серьезное противопоказание в отношении возможного зачисления данного ребенка в класс ускоренного обучения. В конечном счете решающей должна стать предосенняя пе­репроверка отстающих способностей. Если по ее результатам хоть одна из них по-прежнему будет находиться на низком уровне, ребенок пока зачисляется в класс обычного типа. Дальнейший его статус (как и статус всех остальных детей) будет определяться его учебными успехами.

Вариант II . Отсутствие преобладающего уровня (здесь возможны несколько подвариантов).

1-й подвариант можно выразить формулой «2, 2, 2». Ре­бенок рекомендуется в класс обычного типа. Родители и будущие учителя принимают меры, направленные на фор­сированное развитие отстающих способностей.

2-й подвариант имеет формулу «3, 3, -». Ребенок реко­мендуется в класс повышенного индивидуального внимания (при условии, что на данное место нет более нуждающихся претендентов, т.е. детей с преобладанием низкого уровня).

3-й подвариант выражается формулой «-, 3, 3». Ребенок рекомендуется в класс обычного типа с перспективой пере­хода в класс ускоренного обучения (при условии быстрого развития способностей, которые пока находятся на среднем уровне). Следует, однако, учитывать, что такая перспектива сопряжена с необходимостью догнать ушедший вперед класс, а это возможно лишь в том случае, если ребенок обладает крепким здоровьем и высокой умственной активностью.

4-й подвариант выражается формулой «3, -, 3». Малове­роятен, но если встретится, ребенок рекомендуется в класс обычного типа.

Родители и учитель принимают меры к форсированному развитию отстающих способностей у ребенка.

Представленные способы диагностики готовности ребен­ка к школьному обучению (с помощью карты-характерис­тики и четырех тестов) выбраны нами как наименее трудо­емкие. Проведенная работа поможет учителю не только пра­вильно организовать набор учащихся в первые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный под­ходы к ним в процессе всего периода обучения.

Психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения «Карта-характеристика»

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

1. Психологическая и социальная готовность к школе.

A. Желание учиться в школе:


  • ребенок хочет идти в школу

  • особого желания пока нет

  • идти в школу не хочет

Б. Учебная мотивация:


  • осознает важность и необходимость учении; учение приобретает самостоятельную привлекательность

  • привлекательна только внешняя сторона учения, т.е. иметь школьные
    принадлежности, возможность общения со сверстниками и т.д.

  • цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе не видит
B. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

  • легко вступает в контакт, правильно воспринимает учебную ситуацию, понимает ее смысл и адекватно ведет себя

  • контакт и общение затруднены, неправильно понимает и реагирует на общение и обучение, поведение можт быть не совсем адекватным в контакт вступает плохо, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации (где он и что от него требуется)
Г. Организованность поведения:

  • поведение организованное

  • недостаточно организованное

  • неорганизованное
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

  • нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильна и отчетлива

  • в фонеме, строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения ребенок косноязычен.

Б. Мелкие мышцы руки:


  • рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;

  • недостаточно хорошо, работает с напряжением;

  • развита плохо, работает плохо.
В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

  • хорошо ориентируется в пространстве, подвижен, ловок;

  • имеются признаки недоразвития ориентации в пространстве, координация движений, недостаточно ловок;

  • неуклюж, малоподвижен, координация движений развита плохо, снижена ориентация в пространстве
Г. Координация в системе «Глаз -рука»:

  • может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски до своей парты);

  • графический образ переносится в тетрадь с доски с незначительными искажениями;

  • при переносе графического образа допускаются грубые искажения.
Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках с множеством контуров):

  • соответствует средним показателям возрастной группы

  • ниже средних показателей

3. Развитие познавательной деятельности.

A. Кругозор:


  • представление о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;

  • представления достаточно конкретны, но ограничены;

  • кругозор ограничен, знания отрывочны и бессистемны
    Б. Развитие речи:

  • речь содержательна, выразительная, грамматически правильна;

  • ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

  • слова приходится вытягивать, ответы односложные, в речи много ошибок.
B. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

  • ребенок любознателен, активен, задание выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

  • ребенок достаточно активен, самостоятелен, круг интересующих вопросов достаточно узок, при выполнении заданий требуется дополнительная стимуляция;

  • любознательность не проявляется, интерес не обнаруживается, активность низкая, от учителя требуется постоянная внешняя стимуляция при выполнении заданий.
Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):

Ребенок определяет содержание, смысл анализируемого (в том числе, скрытый); точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи, интеллектуальные умения выполняются со стимулирующей помощью


взрослого;

  • задания выполняются не только с организующей, но и направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;

  • нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д. Произвольность деятельности:

  • ребенок удерживает цель деятельности, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе и доводит начатое дело до конца;

  • в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при поддержке взрослого;

  • деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия в процессе работы теряются, результат не проверяется, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна.
Е. Контроль деятельности:

  • результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели;

  • самостоятельно ребенок не видит соответствие своих результатов и поставленной цели учителем;

  • результаты не соответствуют, ребенок не видит этого соответствия.
    Ж. Темп деятельности:

  • соответствует средним показателям возрастной нормы

  • ниже средних показателей

  • намного ниже средних показателей

4. Состояние здоровья.

Заключение: Показателями готовности считаются:

  • способность ребенка к умственной активности

  • способность к саморегуляции учебной деятельности

  • способность удерживать в памяти информация и указания учителя

  • способность осуществлять элементные умозаключения и рассуждать

  • словарное развитие и способность фонематического восприятия

Психологическая диагностика готовности ребенка составляет 15-20 минут.


(по Овчаровой Р.В.)

1. Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б) учебная мотивация;

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г) организованность поведения.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б) мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­

г) координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в

картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

3. Развитие познавательной деятельности:

а) кругозор;

б) развитие речи;

в) развитие познавательной активности, самостоятельности;

г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения,

обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е) контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4. Состояние здоровья.

Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к обучению в школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а, следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения.

Такими показателями являются:

Способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

Способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

Способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания

педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

Способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;

Словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

Личностноориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его.

Психологическое исследование процесса адаптации ребёнка в школе проводит школьный психолог в середине октября. С результатами исследования знакомит классного руководителя и родителей даёт рекомендации, консультации по коррекции признаков дезадаптации (разработана карта адаптации первоклассника ПРИЛОЖЕНИЕ №3).

Педагоги используют следующие способы изучения течения адаптации первоклассников к школьному обучению:

· рисунки на тему «Что мне нравится в школе»;

· анкетирование родителей

· карта адаптации первоклассника (заполняется в середине октябре - конце первой четверти педагогами, с учётом наблюдений психолога, логопеда, медицинского работника) тестирование умственной работоспособности первоклассников, всего классного коллектива в начале и конце учебных занятий (в качестве корректурного теста используется таблица Анфимова) с целью выделения учащихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением («группа риска»), с целью снижения и профилактики нарушений нервно-психического здоровья у первоклассников;

· минутки рефлексии в конце урока.

Планируемый результат работы по данной программе адаптации:

Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.

В течение ряда лет в ГОУ СОШ №299 при переходе воспитанников детских садов в первый класс администрация, педагоги, психологи организуют работу по вопросу адаптации по следующему плану:

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

1. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) //

Начальная школа, 2000, № 29.

2. О сроках обучения в начальной школе. Письмо от 26.06.1997 г. № 818/14-12.

3. О нарушении при приеме детей в первые классы общеобразовательных

учреждений. Письмо МОПО РФ от 19.06.1998 г. № 06-51-138 ин/14-06.

4. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 //Завуч начальной школы, 2001,

период (дополнение к письму от 25.09.2000).

6. О подготовке детей к школе. Письмо МОПО РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15.

совершенствованию структуры и содержания образования (1-й класс четырехлетней начальной школы) // Завуч начальной школы, 2002, № 5. - С. 5-18.

Обведите номер позиции, соответствующей уровню готовности ребенка

I. Психологическая и социальная готовность к школе

А) Желание учиться в школе

1. Ребенок желает учиться

2. Особого желания учиться не имеет

3. Учиться не хочет

Б) Учебная мотивация

1. Понимает важность и необходимость обучения, собственная цель обучения приобретает самостоятельную привлекательность

2. Собственная цель обучения не осознается, привлекает только внешняя сторона обучения

3. Цель обучения не осознается, ничего привлекательного в школе ребенок не видит

В) Умение общаться и адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Ребенок легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, действует в соответствии

2. Контакт и общение затруднены, реакция на ситуацию не всегда правильная

3. Трудно вступает в контакт, имеет осложнения в общении, в понимании ситуации

Г) Организованность поведения

1. Поведение организовано

2. Недостаточно организованое

3. Поведение неорганизованное

II. Развитие школьно-значимых психофизических функций

А) Фонематический слух:

1. Нарушений в фонематическом (звуковом) строении речи нет, речь правильная, четкая

2. В произношении звуков есть отдельные недостатки (требуется помощь логопеда)

3. Преобладают звуковые нарушения (занятия логопеда обязательны)

Б) Мелкая моторика рук

1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами

2. Рука развита недостаточно, есть напряжение во время работы с карандашом и ножницами

3. Рука развита плохо

В) Пространственная ориентация, координация движений

1. Ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижный, движения скоординированы

2. Есть отдельные признаки недоразвитости ориентации в пространстве и координации движений

3. Ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок малоподвижный, неуклюжий

III. Развитие познавательной деятельности

Интеллектуальная готовность - это овладение простейшими формами мышления (понятиями, суждениями) умственными операциями (анализом, синтезом, сравнением); она обеспечивается развитием любознательности, инициативы, самостоятельности; формированием умений и навыков учебной деятельности (планировать работу, работать в определенном темпе)

А) Уровень осведомленности

1. Представление ребенка о мире достаточно развито и конкретное. Ребенок может рассказать о своей стране, городе, времени года, о растениях, о животных.

2. Представление ограничено непосредственным окружением

3. Знания даже о непосредственном окружении ограничены, бессистемные

Б) Развитие речи

1. Речь выразительная, грамматически правильная

2. Ребенок имеет осложнения в подборе слов, в передаче собственных мыслей, речь недостаточно выразительная

3. Ответы односложные, в речи много ошибок, предложения не заканчиваются, слова из ребенка надо «вытаскивать»

В) Познавательная активность и самостоятельность

1. Ребенок активный, задачи выполняет с интересом, не нуждается в дополнительных внешних стимулах

2. Ребенок недостаточно активный и самостоятельный, круг интересов узкий, требует дополнительных стимулов

3. Во время выполнения заданий необходима постоянная дополнительная стимуляция, интереса к окружающему миру не проявляет, уровень активности и самостоятельности низкий

Г) сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, видение закономерностей и т.д.)

1. Ребенок может определить содержание (даже глубинное), анализирует, обобщает, видит и осознает при сравнении предметов и явлений различия, устанавливает закономерные связи

2. Задачи, требующие определенных умений, выполняет после стимулирования взрослого

3. При выполнении задач ребенок нуждается в учебном пособии и подсказках, воспринимает тяжело, самостоятельного переноса усвоенных средств деятельности на выполнение подобных задач нет

Д) Контроль деятельности

1, Умеет сопоставить результаты деятельности с определенной целью

2. Самостоятельно ребенок не может увидеть соответствие результата и цели

3. Результаты деятельности совсем не соответствуют поставленной цели, но ребенок этого не видит

Е) Темп деятельности

1. Соответствует требованиям возрастной группы: укладывается в определенное время

2. Ниже среднего показателя для определенной группы

3. Гораздо ниже определенного лимита. Выполняется меньше трети объема