Просвещенный деспот, бог растаманов. Интерес иностранных держав

«Вскрыть потомку моему в 100-летний день моей кончины». Такими словами начинает письмо Императора Павла I, которое шло до своего адресата ровно 100 лет.

Это Послание Императора Павла I хранили в особом ларце, в Гатчинском дворце. Император Николай II давно про него знал и ждал момента, чтобы вскрыть его, ведь многие говорили, что там послание знаменитого старца и монаха Авеля, всем императором на Российском престоле. Каждому своё, в его определенное время царствования. Не исключено, что такие послание были написаны не только Императорам, но и всем тем «вождям народа» нашего которые пришли после свержения Царя. Только эти послание скрыты от нас в гос. архиве. Наши власти не могут признать наличие высшего Божественного замысла. Но вернемся к Императору Николаю второму, который в 1901 году собирается в Гатчинский дворец:

«В то утро Государь и Государыня были очень оживлены и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гатчино вскрывать вековую тайну. К этой поездке они готовились как к праздничной веселой прогулке, обещавшей им доставить незаурядное развлечение. Поехали они веселы, но возвратились задумчивые и печальные, и о том, что они обрели в том ларце, никому, даже мне, с которой имели привычку делиться своими впечатлениями, ничего не сказали. После этой поездки я заметила, что Государь стал вспоминать о будущем 1918 годе, как о роковом для него лично и для династии». (Мемуары М.Ф.Герингер, обер-камерфрау императрицы Александры).

Вот, что было в том письме, хотя возможно не в таком полном варианте или в другом изложении, словами Императора Павла I но смысл его был именно таким.
«Император Павел Петрович спросил монаха Авеля, кому передаст наследие и правление царское правнук его, Александр III, которого Авель назвал Миротворцем и преемником на престоле Александру II Освободителю.

Авель отвечал: "Николаю Второму – святому царю, Иову многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: псалмы 90,10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно. Война будет,великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская".

"Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни её, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника. А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут. Новый Батый На Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного царя".

"Уже ли сие есть кончина Державы Российской и несть и не будет спасения?" - вопросил Павел Петрович.
"Невозможное человеком, возможно Богу, - ответствовал Авель, - Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения русского".

«И восстанет в изгнании из дома твоего князь великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Облик его будет державен и светел, и никто же речет: «Царь здесь или там», но «это он». Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит свое признание… Имя его троекратно суждено в истории Российской (примечание: Михаил).
(из книги «Житие преподобного Авеля прорицателя», издание Свято-Троицкого Ново - Голутвина монастыря, 1995г., стр. 42-45).

После прочтения этого письма, произошло знаменитое покушение на Императора Николая II, в начале 1905 года, за 3 дня до печальных событий с манифестации революционера-социалиста попа Гапона. Сам поп Гапон незадолго до этого, встречался с Лениным в Европе, получил от него личный автограф на его очередном «гениальном» труде. Да, судя по сему, не только автограф поп Гапон от него там получил. Получил еще деньги, инструкции и одобрение всех его провокационных действий в Петербурге, в событиях, которые вошли в историю, как кровавое воскресенье. Не исключено, что могло быть в планах заговорщиков и покушение на самого Императора во время провокационного крестного хода к Царю, во время которого засланные люди начали стрельбу по отцеплению у зимнего дворца.

Но сейчас не про это. Возвращаемся на дворцовую набережную за три дня до этой провокации, где Император со своей свиты, должен по обычаю совершить чин водосвятие иордани, но заметим, что не купаться в ней. Раньше этого обычая не было, на Православной России.

Это событие было описано их непосредственным очевидцем генералом А. А. Мосоловым, занимавшим должность начальника канцелярии министерства императорского двора.

«В день Крещения, 6 января, Государь с блестящей свитой, предшествуемый духовенством и митрополитом, вышел из Зимнего Дворца и отправился к беседке, устроенной на Неве, где происходило водосвятие. Началась торжественная служба, и был дан с Петропавловской крепости обычный салют орудийными выстрелами.

Во время салюта неожиданно для всех упали - как на павильон, так и на фасад Зимнего Дворца - крупные картечные пули. В беседке было насчитано около 5 пуль, из коих одна упала совсем рядом с Государем.

Ни Император и никто другой из свиты не дрогнули... Только пред самым уходом я и еще несколько лиц свиты подняли с пола павильона по одной пуле.

Крестный ход возвратился в Зимний Дворец, и, проходя мимо Николаевского зала, мы увидали несколько разбитых оконных стекол. Кто-то из начальствующих лиц Петербургского округа подошел к Государю и объяснил, что в дуле одного из орудий оказался забытый картечный снаряд. Государь молча прошел дальше..."

В тот день Государь еще раз скажет о 1918 годе, о том, что ему нечего бояться до этого года, когда узнает, что в результате не удавшегося покушения на него, случайно погиб солдат в оцеплении, по фамилии Романов. После этого, он спокойно будет бывать везде, даже на фронте под реальными обстрелами неприятеля. Иногда даже в одиночестве без своей личной охраны в безлюдных местах или наоборот, как это было в 1903 году на Саровских Торжествах, когда толпа оттолкнула государеву свиту. Царь Николай спокойно пошел в самый центр своего православного народа, который его окружил со всех сторон. Очевидцы, в то время вспоминали, что русский народ искренне любит своего Царя и если бы Царь им приказал в тот момент за него умереть в бою, вся эта многотысячная толпа в Саровском поле сделали это, не задумываясь.

Следующие послание Царской семье о своем будущем и будущем России, они получили в дни Саровских торжеств в момент прославление в лике святых Старца Серафима Саровского. Там Николаю II вручили письмо от Старца Серафима Саровского.
Известно, что со старцем встречался сам Император Александр I. По православному преданию, после смерти для престола Российского, бывший император Александра I, служил долгое время у него келейником под именем Фёдор, потом став святым Фёдором Томским. Так, что у Николая II уже был пример из его царствующих предков, которые ради спасения своей страны и своего народа уходили в монастырь, принимая святой подвиг.

Также есть основание полагать, что со старцем Серафимом Саровским встречался Пушкин, благодаря этой встречи Пушкин отошел от масонских дел декабристов, а в момент их восстание на сенатской площади, отказался их поддержать, якобы из-за какого-то там кролика, который перебежал ему карету по дороге в Петербург на сенатскую площадь.

Но вернемся опять к Саровским торжествам, что было в том письме, нам до словно не известно, но по тем словам самого Старца, который он часто говорил о России и её будущем, можно предположить следующее содержание этого письма:

«Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит...На земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь... хула на Духа Святого, которая не простится вовек. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил "Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня".

«Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт, и, так как многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют…»

«Когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за Государя и целость России, вот тогда, ваше боголюбие, усердие Ваше по Боге и ко времени – и Господь поможет правому делу – ставших за Государя и Отечество и Святую Церковь нашу - а Государя и всю Царскую Фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за Него (грядущего Государя), за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской – но не столько и тут крови прольется, сколько тогда как когда правая за Государя ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят, и вот тут то еще более прежнего крови прольется, но эта кровь будет последняя очистительная кровь ибо после того Господь благословит люди Своя миром и превознесет рог Помазанного Своего Давида раба Своего Мужа по сердцу Своему, Благочестивейшего Государя Императора. Его же утвердила и паче утвердит десница Его святая над Землею Русскою».

Ещё одна встреча Царской семьи была с Блаженной Пашой Саровской, к которой они пришли в Дивеевский монастырь, за молитвой о даровании им наследника престола, после четырех дочерей.
Блаженная Паша Саровская
(Рассказ Игумена Серафима Путятина, 1920 г.)

«Современная великая подвижница-прозорливица, Саровская Прасковья Ивановна, жившая последние годы жизни в Дивееве, а до сего несколько десятков лет в лесу, начавшая свои подвиги ещё при жизни преподобного Серафима, та, которая предсказала Государю и Государыне за год рождение сына, но "не на радость, а на скорбь родится этот царственный птенчик," невинная и святая кровь которого будет вопиять на Небо. Она в последние дни земной жизни в своих условных, но ясных поступках и словах предсказывала надвигающуюся на Россию грозу. Портреты Царя, Царицы и Семьи она ставила в передний угол с иконами и молилась на них наравне с иконами, взывая: "Святые Царственные мученики, молите Бога о нас".

В 1915 году, в августе, я приезжал с фронта в Москву, а затем в Саров и Дивеево, где сам лично в этом убедился. Помню, как я служил Литургию в праздник Успения Божией Матери в Дивееве, а затем прямо из церкви зашёл к старице Прасковье Ивановне, пробыв у неё больше часа, внимательно слушая её грядущие грозные предсказания, хотя выражаемые притчами, но все мы с её келейницей хорошо понимали и расшифровывали неясное. Многое она мне тогда открыла, которое я тогда понимал не так, как нужно было, в совершающихся мировых событиях. Она мне ещё тогда сказала, что войну затеяли наши враги с целью свергнуть Царя и разорвать Россию на части. За кого сражались и на кого надеялись, те нам изменят и будут радоваться нашему горю, но радость их будет ненадолго, ибо и у самих будет то же горе.

Прозорливица при мне несколько раз целовала портреты Царя и семьи, ставила их с иконами, молясь им как святым мученикам. Потом горько заплакала. Эти иносказательные поступки понимались мною тогда, как переживаемые великие скорби Царя и Семьи, связанные с войной, ибо хотя они не были растерзаны гранатой и ранены свинцовой пулей, но их любящие сердца были истерзаны беспримерными скорбями и истекали кровью. Они были действительно бескровные мученики. Как Божия Матерь не была изъязвлена орудиями пытки, но при виде страдания Своего Божественного Сына, по слову праведного Симеона, в сердце ей прошло оружие. Затем старица взяла иконки Умиления Божией Матери, пред которой скончался преподобный Серафим, заочно благословила Государя и Семью, передала их мне и просила переслать. Благословила она иконки Государю, Государыне, Цесаревичу, Великим Княжнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии, Великой Княгине Елисавете Феодоровне и А. А. Вырубовой.

Только теперь мне представляется более ясным, как Богом было открыто этой праведнице всё грядущее грозное испытание уклонившемуся от Истины русскому народу. Непонятно было для меня тогда, почему всем, кроме Великого Князя Николая Николаевича иконки не преподобного Серафима, а Умиления Божией Матери, пред которой скончался преподобный Серафим. В настоящее время для меня это ясно: она знала, что все они кончат жизнь кончиной праведников-мучеников. Целуя портреты Царя и Семьи, прозорливица говорила, что это её родные, милые, с которыми скоро будет вместе жить. И это предсказание исполнилось. Она через месяц скончалась, перейдя в вечность, а ныне вместе с Царственными мучениками живёт в небесном тихом пристанище».

Также она предсказал, что будет со странной после смерти царской семьи: ещё 1 августа 1903 года святая пророчица Паша Саровская предрекла Царю и Царице страшную участь: быть убитыми вместе с детьми через 15 лет. Так и произошло.
Святая Паша Саровская сказала царской семье в своей комнате:

«вместе с тобою будут замучены четверо твоих слуг. За каждого убиенного из 11 человек Господь кладет по 10 лет. За Твою Семью - семь человек, вынь да положь - дьявол будет ходить по России. (Красные дьяволята ходили по России ровно 70 лет - автор) А за каждого из Твоих слуг Господь будет через каждые десять лет перепроверять: а покаялся ли русский народ? И если не покаялся, жаль мне этот русский народ: блевотиной должен изойти (от либерализма и республиканизма), пока не закричит: Монархию нам! И здесь – чем хуже, тем лучше, скорей покается. Но говорю тебе, Царь, к концу этих 110-ти лет будет Царь на Руси из твоей династии". Ждём 2028 год, явление нашего Православного Царя.

Это самые крупные и известные явление предсказаний Царской Семье и Николаю II его судьбы, судьбы государства Российского.

Все это исполнилось, мы можем это смело констатировать спустя 100 лет этих событий, не считая того, что сам Император Николай II, говорил о дне своего Рождения и своем будущем святом подвиге.

В 1909 году Николай II в разговоре с П.А. Столыпиным посетовал на участившиеся неудачи всех его начинаний. В ответ на протест министра царь вдруг спросил:

Читали ли вы жития Святых?

Да, по крайней мере, частью, так как, если не ошибаюсь, этот труд содержит около двадцати томов.

Знаете ли вы также, когда день моего рождения?

Разве я мог бы его не знать? Шестого мая.

А какого Святого праздник в этот день?

Простите, Государь, не помню!

Иова Многострадального.

Слава Богу! Царствование Вашего Величества завершится славой, так как Иов, смиренно претерпев самые ужасные испытания, был вознаграждён благословением Божьим и благополучием.

Нет, поверьте мне, Пётр Аркадьевич, у меня более чем предчувствие, у меня в этом глубокая уверенность: я обречён на страшные испытания, но я не получу моей награды здесь, на земле. Сколько раз применял я к себе слова Иова: «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня. И чего я боялся, то и пришло ко мне». И дальше проговорил: ««Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой - да свершится воля Божия!».

От себя добавлю, что сама Библейская история Иова Многострадальная действительно очень хорошо ложится на то, что произошло с Российской Империи в пик её взлета, когда казалось, что все было уже сделано и все жертвы принесены на алтарь её исторической победы. Если мы вместо персонажа Иова, поставим все наше Государства Российское и Русский православный народ в частности. То слова нашего святого Государя о Иове Многострадальном (о русском многострадальном народе) приобретают другой смысл не менее значимый для нас сегодня.

Получается следующая картина: Россия, благодаря, своей Богом откровенной и вдохновенной политики её Императоров, Царей процветала из в года в год. И вот пришёл сатана на нашу русскую землю. Читаем библейскую книгу Иова:

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла».

Нет такой страны, как Российская Империя и нет такого народа, как Русский Православный, который любит Господа Бога своего и благоволить Ему.

«9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;»

Не Господь Бог ли дал всё России и Русскому народу, в лице своих избранных Царей и Императоров, не Он ли хранил от врагов её.

«11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?».

Сатана предложил Господу Богу в пик расцвета и могущества Российской Империи, Русского мира, на рубеже времён испытать нас, на верность Господу Богу. Сможем ли Мы, также после все этих кровавых и богоборческих событий, благодарить нашего Господа Бога и не отвернуться от его лица.

«12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей».

С этого момента началось наше испытание, жесткое и кровавое, это испытание нашей православной веры и верности нашим Богом нам данным Царям, Императорам. Это испытание не одного человека в случае с Иовым, но именно целого Богом избранного народа, Русского народа Нового Завета, народа многострадального за эти 100 лет. Попустил Господь Бог на нас руку дьявола, но не навсегда, на время, которое подходит к своему концу. Поэтому и масштаб в нашем случае другой и время другое, доколе не пройдем до конца своё испытание. Но смысл испытание тот же, перед бездной своей гибели, на краю своего государства признать всем народом русским и самим себе, что без Господа Бога Нашего и его Богом данным Царем Православным не можем ничего. Ни в делах повседневных, ни в делах государственных. «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим» (Преподобный Анатолий Оптинский).

К какому году относятся события, описанные в историческом источнике?

«Когда этот воин и воевода, князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский,послушался царя и приехал в Москву, родился у боярина Ивана МихайловичаВоротынского сын Алексей. И не прошло двух месяцев после его рождения, какстал князь Михаил крестным кумом, а кумой стала жена князя ДмитрияИвановича Шуйского, княгиня Марья, дочь Малюты Скуратова. И по советузлых изменников замыслила она злой умысел… И после пира веселого княгиняМарья подносила чару питья куму крестному и поздравляла с крестником.

А в той чаре – питье приготовлено лютое, питье смертное».

  1. 1591 г.
  2. 1610 г.
  3. 1646 г.
  4. 1730 г.

Задание 2

Как называется документ, отрывок из которого представлен ниже?

«Ст. 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе. Ст. 2. Цельвсякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемыхправ человека. Таковые – свобода, собственность, безопасность исопротивление угнетению».

  1. Табель о рангах
  2. Хабеас корпус акт
  3. Декларация прав человека и гражданина
  4. Соборное уложение

Задание 3

В каком году был составлен документ, отрывок из которого представленниже?

«…должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, чего длязаблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в волеправительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство,и определенному, видя какое непотребство, паки отменит… Того радиповелеваем, дабы все наши верные подданные сей наш устав утвердили натаком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковатьстанет, тот… смертной казни и церковной клятве подлежать будет».

  1. 1584 г.
  2. 1605 г.
  3. 1682 г.
  4. 1722 г.

Ответ:

1 2 3
2 3 4

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Какие из понятий, явлений появились в российском обществе в XVIII в.?

  1. рекрут
  2. тягло
  3. копейка
  4. ассамблея
  5. коллегия
  6. рейтар

Задание 5

Кто из исторических деятелей был участником войны, которая привела к созданию Республики Соединенных провинций?

  1. Жильбер де Лафайет
  2. Вильгельм Оранский
  3. Жорж Дантон
  4. Гильом Каль
  5. Фернандо Альба
  6. Джеймс Уатт

Задание 6

Какие из сражений произошли в ходе русско-турецких войн?

  1. сражение у деревни Лесной
  2. взятие крепости Измаил
  3. битва под Клушино
  4. битва при Ларге
  5. сражение при Рымнике
  6. сражение у Гросс-Егерсдорфа

Ответ:

4 5 6
145 25 245

По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 6 баллов.

Задание 7

Перед Вами перечень событий, произошедших в трёх городах. Укажите названия этих городов и соотнесите с ними соответствующие события. Занесите всю информацию в таблицу.

  1. принятие Соборного уложения
  2. гибель Павла I
  3. начало работы Уложенной комиссии при Екатерине II
  4. окончательное поражение войск И. Болотникова
  5. строительство Адмиралтейства
  6. основание А. Виниусом металлургических мануфактур

Ответ:

Всего за задание 9 баллов.

Задание 8

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

8.1. Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер, Ф. Вольтер.

8.2. Макарьев монастырь, Ирбит, Астрахань, Свенский монастырь.

Ответ:

8.1. Французские просветители.

8.2. Центры ярмарочной торговли в России XVII–XVIII веков.

Всего за задание 4 балла.

Задание 9

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

9.1. Е.Р. Дашкова, Б.И. Морозов, А.Г. Орлов, Г.А. Потёмкин.

9.2. Семеновский, Преображенский, Павлоградский, Измайловский.

Ответ:

9.1. Государственные деятели эпохи Екатерины II; лишний элемент – Б.И. Морозов.

9.2. Названия гвардейских полков в России; лишний элемент – Павлоградский.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Расположите в хронологической последовательности перечисленные события.

А) первый созыв Генеральных штатов во Франции

Б) принятие Устава о резах и закупах

В) Вестфальский мир

Г) учреждение патриаршества в России

Д) Нормандское завоевание Англии

Е) Великое посольство в Европу

Ответ:

4 балла – полностью верная последовательность. 2 балла – последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов – допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 12

Установите соответствие между событиями отечественной и зарубежной истории, произошедшими в том же веке. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
4 6 3 1 2

4 балла – полностью верное соответствие.

2 балла – допущена одна ошибка.

0 баллов – допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 13

Определите пропущенные в тексте названия, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в таблицу.

В эпоху Петра I появились новые учебники, самый знаменитый из них — «Арифметика» (1 — фамилия автора) , по которой учились почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введён гражданский шрифт, похожий на современный, и (2 — название) цифры. В 1702 г. начала издаваться первая печатная газета (3 — название) , сообщавшая о событиях за рубежом, о строительстве новых предприятий. В 1700 г. царь приказал считать началом года не 1 (4 — месяц) , а 1 января и одновременно ввёл летосчисление от Рождества Христова, а не от (5 — событие библейской истории) .

При Петре I началось создание первого в России музея — (6 — название) , положившей начало формированию исторических и естественно-научных коллекций. Большое значение для развития науки в России имело создание Петербургской академии наук, открытой в (7 — год) .

Уникальным по своему архитектурному облику является СанктПетербург, ставший столицей государства в (8) году. Город был не только любимым детищем царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. Пётр I пригласил знаменитого итальянского архитектора (9 -фамилия) , который построил в новой столице Летний дворец царя, здание

Двенадцати коллегий и (10 — название) собор.

Ответ:

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 14

Рассмотрите схему и выполните задания.

14.1. Крепость, обозначенная на схеме цифрой _____, была взята русскими войсками в 1696 г.

14.2. С неудачного штурма русской армией крепости, обозначенной на схеме цифрой ______ , началась Северная война.

14.3. Город, обозначенный на схеме цифрой ____, был основан в 1703 г.

14.4. Предводителем восстания, район которого обозначен на схеме, был ____________________.

14.5. Территории, обозначенные на схеме штриховкой, были присоединены к России по условиям ______________________ мирного договора.

Ответ:

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 15

Определите исторических деятелей, которым посвящены представленные ниже фрагменты текста. Соотнесите их с соответствующими фрагментами и связанными с ними изображениями. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите имя деятеля, в третью колонку таблицы запишите номер соответствующего фрагмента текста.







Фрагменты текстов

1) «Собралось монахов не очень много, не больше двенадцати человек… Когда кельи были построены и тыном ограждены, не очень большим, поставили и привратника у ворот, сам же он три или четыре кельи сам своими руками построил. И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, он участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Вокруг церкви много колод и пней повсюду было, здесь же различные сеяли семена и выращивали огородную зелень. Но вернемся снова к оставленному рассказу о подвиге преподобного …, как он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех, как было сказано, колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

2) «»Вот я поручаю престол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, завещав им не переступать границы уделов других братьев и не изгонять их, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть своего брата, ты помогай тому, кого обижают». И так наставил сыновей своих жить в любви».

3) «Закон Божий… научает нас седмый день посвящать ему; почему в день настоящий торжеством веры Христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное мира помазание и Царское на Прародительском Престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим… подтвердить во всей Империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемыя, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

4) «От Великого войска Донского в город Харьков полковнику Грицьку и всем мещаном челобитье. В нынешнем во 179-м году октября в 15 день по указу великого государя и по грамоте его, великого государя, вышли мы, великое войско Донское, з Дону Донцом ему, великому, государю, на службу, потому что у нево, великого государя, царевичев не стала и от них, изменников бояр, и мы, великое войско Донское, стали за дом Пресвятыя Богородицы и за ево, великого государя и за всю чернь. И вам бы, атаманом молотцом, Грицко полковник, со всеми городовыми людьми и мещанами, стать с нами, великим войском Донским, заедина за дом Пресвятыя Богородицы и за ево, великого государя, и за всю чернь потому, чтобы нам всем от них, изменников бояр, в конец не погибнуть».

5) «Выступил в поход он, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал он, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от него и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал он Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…»

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 16

Перед Вами фрагмент исторического источника. Прочитайте его и выполните предложенные ниже задания.

«В это же время поднялся на православную христианскую веру нечестивый литовский король (1) и воздвиг великую ярость и злобу. Пришел он в пределы Московского государства под град Смоленск и многие города и села разорил, церкви и монастыри разрушил. Живущие же во граде Смоленске благочестивые люди решились лучше в мученических страданиях умереть, нежели в лютеранство уклониться, и многие от голода погибли и насильственную смерть приняли. (…)

А тот последователь антихриста, что назвался царем Димитрием, по лукавому совету треклятого воинства литовского начал многие местности всеядным огнем истреблять и насилие великое творить царствующему граду. Люди же… не поняли враждебного лукавства королевского, захотели принять королевича (2) царем в Московское государство. И простоты ради своей и из-за несовершенства ума богом избранного царя (3) свергнули с престола, и от царства отлучили, и в иноческий чин насильно облекли, и к королю под Смоленск отослали, и гетмана польского и литовского с войском его впустили в царствующий град Москву».

16.1. Напишите, в каком году началась осада Смоленска.

16.2. Напишите название населённого пункта, в котором находилась ставка «царя Димитрия».

16.3. Напишите, в каком году свергли «богом избранного царя».

16.4. Назовите имена обозначенных в тексте порядковыми номерами участников событий.

16.6. Что такое «лютеранство», о котором пишет автор текста, и уместно ли он употребляет этот термин?

16.8. На основании текста укажите три причины того, что «люди захотели принять польского королевича царём и свергли богом избранного царя».

Ответ:

16.1. Напишите, в каком году началась осада Смоленска. 1609 год (1 балл).
16.2. Напишите название населённого пункта, в котором находилась ставка «царя Димитрия». Тушино (1 балл).
16.3. Напишите, в каком году свергли «богом избранного царя». 1610 год (1 балл).
16.4. Назовите имена обозначенных в тексте порядковыми номерами участников событий. 1 ‒ Сигизмунд III; 2 ‒ Владислав;

3 ‒ Василий Шуйский.

По 1 баллу за каждое названное имя.

Всего 3 балла.

16.5. Почему автор текста называет польского короля «нечестивым»? «Нечестивым», т. е. оскорбляющим что либо священное, порочным, грешным, автор текста называет польского короля потому, что тот «поднялся на православную христианскую веру» и «воздвиг великую ярость и злобу».

2 балла

16.6. Что такое «лютеранство», о котором пишет автор текста, и уместно ли он употребляет этот термин? Лютеранство – одно из наиболее старых течений в протестантизме, получившее своё название по имени основателя

Мартина Лютера, – 2 балла.

Ответ может быть дан в иных формулировках.

Всего 4 балла.

16.7. Почему автор называет «царя Димитрия» последователем антихриста? Автор текста называет «царя Димитрия» последователем антихриста, поскольку считает его царём ненастоящим, самозваным (подобно Антихристу, который выдаёт себя за Мессию, но в действительности имеет злую сущность)

2 балла.

Ответ может быть дан в иных формулировках.

16.8. На основании текста укажите три причины того, что «люди захотели принять польского королевича царём и свергли богом избранного царя».
  • «Не поняли враждебного лукавства королевского», не осознали истинных замыслов польского короля – 1 балл;
  • «Простоты ради своей», т. е. недалёкости, недальновидности – 1 балл;
  • «Из-за несовершенства ума», т. е. глупости – 1 балл.

Всего 3 балла.

Ответ может быть дан в иных формулировках.

Всего за задание 17 баллов.

Максимум за работу 85 баллов.

Кто мог править в такой разоренной стране, какой на тот момент была Россия? Только гениальный полководец. Жесткий, волевой, да к тому же имеющий мощную армию, способную усмирить всех врагов. Больше всего на занятие престола подходил бы Царь подобный Иоанну Грозному. Свидетель тех событий голландец Исаак Маас писал: «Надеюсь, что Бог откроет глаза юному царю, как то было с прежним царем Иваном Васильевичем; ибо такой царь нужен России, иначе она пропадет».

Однако Русь избрала миролюбивого, «Кроткого» Царя, не имеющего ни армии, ни денег, чтобы нанять армию. Не имеющего даже элементарного образования (приняв престол, Михаил не умел писать и едва читал по складам). Такого Царя могли избрать только по Божьему промыслу. По всецелой вере людей в Бога и в то, что Он Сам назначит им Царя. И, конечно же, по народным соборным молитвам, ведь перед решением избрать Михаила на царство Русь три дня постилась и молилась от мала до велика. Даже скот и тот не получал пищи, чтобы участвовать в пощении «всякой твари». И призрел Господь на Русь. И дал ей Царя благочестивого, кроткого симренного, который находясь в ссылке, в Ипатьевском монастыре проводил время в молитвах за своих плененных родителей. Отрок искренне надеялся на Бога, он верил, что если будет усердно молиться, то все опасности, грозящие его маме и папе, минуют. Михаил очень почитал своих родителей. И года стал Царем, сразу же позаботился о своем плененном поляками отце, послав к нему игумена Ефрем, чтобы Филарету не было так одиноко на чужбине. Через некоторое время Михаил, специально направил к нему боярина, Желябовского, который должен был лично убедиться в добром здравии Филарета и взять благословение для сына-Царя. Сам же Михаил усердно молился в московских монастырях об освобождении отца. С этой же целью он предпринимал паломничества и в отдаленные святые обители.

Так, не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, Михаил Романов имел другой, самый главный дар – дар общения с Богом, познание Его воли и принятия этой воли. Он возложил все упование на Господа и не посрамился. Когда Михаил отправился в Москву, чтобы венчаться на царство, то ехал он медленно, не торопясь, посещая святые места, и молясь Богу. И Господь умудрил его останавливаться в больших и малых городах, и проводить активную переписку с боярами. Михаил останавливался в Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Потому путь из Костромы до Москвы продолжался долго - полтора месяца, но за это время Михаил вполне освоился со своим новым положением. Благодаря переговорам и переписке он собрал вокруг себя именно таких людей, которые стали для него верными помощниками в правлении страной. Как и надеялся голландец Макс Исаак «Бог открыл глаза юному царю».

Хайле Селассие I, один из самых известных монархов XX века, самодержавно правивший своей страной 44 года и считавший себя потомком легендарных царя Соломона и царицы Савской.

Его полный титул звучал как "Царь Царей, Властитель Господ, Лев Иудейский, Избранный Богом и Светом Мира", само же имя "Хайле Селассие" означало "Сила Троицы". ​Хайле Селассие был императором одного из древнейших христианских государств планеты и практически единственной страны "Черной Африки", никогда, за исключением короткого периода перед и во время Второй мировой войны (когда Эфиопия на несколько лет была захвачена фашистской Италией), не только не являвшейся колонией ни одной европейской державы, но и поддерживавшей с Европой и всем миром равноправные отношения. За время своего правления он успел лично познакомиться почти со всеми выдающимися политиками эпохи, со многими учеными, писателями и общественными и религиозными деятелями, чьи имена до сих пор формируют наши представления о развитии мира в середине XX века.

​До сих пор покойный император Эфиопии почитается во всем мире растаманами – как воплощение их бога Джа на земле. Само название этого религиозного движения, "растафарианство" , происходит от его титула и имени до коронации, "Рас (то есть верховный феодал, князь) Тэфери Мэконнын".

Хайле Селассие I, несколько раз лично водивший (хотя чаще безуспешно) своих почти необученных солдат в бой против итальянских фашистов, применивших в этой войне не только авиацию и танки, но и химическое оружие, стал символом борьбы Эфиопии против оккупантов. Независимость страны восстановилась при помощи британских войск в 1941 году, а император был награжден многими высшими орденами стран-победительниц во Второй мировой войне. В 1963 году во многом по его инициативе была создана Организация африканского единства (ныне – Африканский союз).

Портрет Хайле Селассие в растафарианской деревне Порт-Буэ в Кот д"Ивуар

Вместе с тем к моменту свержения император, как на Западе, так и в странах социалистического мира, считался совершенно одиозным и кровавым деспотом, силой подавлявшим любое инакомыслие: например, официальное рабство в Эфиопии было отменено лишь в 1951 году. Первую в истории Эфиопии конституцию Хайле Селассие даровал своим подданным в 1931 году – и она во многом была списана с японской Конституции Мэйдзи 1890 года . Сотни тысяч людей в годы его правления умерли от голода (несмотря на помощь от США, СССР и Всемирного банка на общую сумму, с 1950 по 1970 годы, в 600 миллионов долларов, колоссальная сумма по меркам тех лет), что тщательно скрывалось властями от внешнего мира, были казнены или погибли во внутренних и внешних военных конфликтах, в первую очередь в Эритрее , присоединенной к Эфиопии после Второй мировой.

При этом Хайле Селассие всегда оставался одним из самых богатых людей планеты, владевшим золотыми приисками, корпорациями, предприятиями и недвижимостью в странах от Индии до Бразилии.

Вскоре после переворота император умер, по самой распространенной версии – был задушен в заключении, а тело его спрятали в уборной под полом в солдатских казармах.

После смерти Хайле Селассие I Эфиопия вступила на "социалистический путь развития" и стала ближайшим союзником СССР в Африке, в течение многих лет получавшим от Москвы колоссальную финансовую, материальную и военную помощь, а в стране начался "красный террор" и появилась масса советских и кубинских военнослужащих и гражданских специалистов. С 1974 года бедственное положение Эфиопии, на десятилетия оказавшейся под властью безжалостных леворадикальных революционеров во главе с Менгисту Хайле Мариамом и его последователями , лишь ухудшалось, и она еще глубже погрузилась в пучину голода, непрерывных внешних и внутренних военных конфликтов и тотальной нищеты.

В 2000 году найденные останки последнего императора Эфиопии торжественно перезахоронили в главном соборе Аддис-Абебы.

О покойном Хайле Селассие I вспоминает бывший советский инженер-нефтяник Григорий Липкин , работавший во второй половине 60-х годы XX века в Эфиопии на отладке оборудования нефтеперерабатывающего завода. Ему довелось лично, хоть и очень коротко, пообщаться с императором:

– Это было в 1967 году в городе Асэб на Красном море . Тогда это была Эфиопия, сегодня это Эритрея. Когда завод был достроен, на его торжественное открытие приехал император Эфиопии Хайле Селассие I. Когда он пришел на один из объектов, который я пускал, я его там встретил. Мы с ним поздоровались – причем Хайле Селассие здоровался так, как будто все остальные нам мешают: "Сейчас, мол, они уйдут и, наконец, мы с тобой посидим и поговорим!" Мы прошли с ним метров 100-150 по объекту. Он общался на амхарском языке с моим эфиопским напарником. После этого был царский прием-обед. Но это уже не было общением с монархом, это было общение с элитой. С ним была его внучка, тогда ей было, наверное, лет 10-11, милая девочка. У него был еще внук – адмирал эфиопского флота, которому было, наверное, лет 25, не больше, а думаю, что и меньше. Он как-то неожиданно появился на моем объекте. Я даже подошел к нему и спросил: что вы тут делаете? Мы с ним потом немножко поговорили. Общение шло на английском.

– Хайле Селассие вел себя как монарх европейского типа? Или все-таки вы чувствовали, что народ его обожествляет, что имеется какое-то к нему совершенно особое отношение?

– Он был "наш" монарх. А вот его окружение – негодяи. Примерно так, как и в России это бывало. Это я мог тоже наблюдать, потому что видел его окружение – это были члены парламента, которых, по-моему, он сам и назначал. Аристократы, которые владели большими земельными участками, не производившие впечатления самых умных людей на свете. Они больше мне тогда напоминали советский Верховный Совет! Ну, туповатые, прямо скажем, люди... Они могли раздражать. Была сцена, когда во время обеда (это было на полуоткрытой местности) к императору пытался прорваться какой-то человек, видимо, с прошением. Но охрана быстренько с ним справилась и, помню, прикладами его куда-то там загнала... Но я так думаю, что в народе было обожествление его личности. Наверное, это правильное слово. Добраться до него было очень трудно. Кроме всего прочего, он же герой! Он же "победил" итальянцев в противостоянии. Эритрея до Второй мировой была итальянской колонией. Потом оттуда итальянцы захватили всю Эфиопию, пытались, во всяком случае, это сделать , и он возглавил сопротивление итальянской агрессии. Тем самым стал героем нации, а не просто императором.

– Он продолжал опираться на своих соратников, тех, вместе с кем он воевал?

– Этого я точно не могу сказать. Я помню, какие-то люди были рядом с ним, например, "полицай-президента". У Хайле Селассие была вечно какая-то любимая маленькая собачка. Так она все время висела на брючинах этого "полицай-президента"! Уж не знаю, насколько это был человек, на которого он "опирался"... Смешной момент, который мне запомнился.

– Для вас как для иностранца создавались какие-то особые условия, когда вы жили в Эфиопии?

– Смотря что считать особыми условиями. Мы были советскими людьми, и любое "условие за границей" было уже для нас "особым". Город Асэб тогда был очень маленький. Улицы были не асфальтированы. Их асфальтировали только после того, как мы построили нефтеперерабатывающий завод, и то это было через несколько лет. Я не знаю даже, сколько там было населения, но очень немного. Правда, это портовый город. Туда заходили достаточно крупные суда – китайские, американские, советские. Специально для советских специалистов (а там было достаточно много народа, потому что советскими силами проводился монтаж, строительство этого завода, потом мы приехали пускать его) там была построена гостиница. Но гостиница – не в таком прямом американо-европейском смысле этого слова, а этакое легкое строение, с множеством открытых площадок. Было достаточно комфортабельно.

– Вы находились в Эфиопии в 1967 году. Прошло 7 лет, и режим императора Хайле Селассие I был свергнут. Когда вы были там, закрадывались мысли, что режим неустойчив?

– Таких мыслей напрямую не было, но брожение умов я отчасти мог наблюдать. Например, операторы, которые работали у меня, прошли подготовку, по-моему, в Капотне в Москве , они немного говорили по-русски и по-английски. Нужно сказать, что оператор нефтеперерабатывающего завода – это и по советским понятиям была рабочая аристократия, а в Эфиопии – это уже просто часть интеллектуальной элиты… Так вот, эти молодые ребята читали журналы и иногда вдруг задавали мне вопросы: а какой строй был бы лучше для Эфиопии? Потому что что-то тут не так... То ли как в Америке, то ли как в СССР? Я, как советский человек, пытался уйти от этих вопросов.

Российский, госпиталь, имени Деджазмач Балча , эфиопского героя. Там много было всяких советских "учреждений". Думаю, что это было все не зря, конечно.

– Вы считаете, что Советский Союз ставил целью свержение этого режима?

– У меня в этом сомнений нет. Но это уже, конечно, последующий анализ. Тогда, когда я работал там на нефтеперерабатывающем заводе, меня больше интересовали задвижки и краны, – рассказывает бывший советский инженер-нефтяник Григорий Липкин .