Змея из черепа коня. Князь олег

Олег, он же Вещий Олег (др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ). Умер ок. 912 года. Князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет» (ПВЛ), и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и ПВЛ), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно ПВЛ, Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином - братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в ПВЛ не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег - это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, - взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам» .

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» - и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной , объявив: «Да будет это мать городов русских» . Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» .

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение - появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги.

Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы: И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд.

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком - поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение - 945 - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI-XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском - Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI-IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

Вещий Олег (документальный фильм)

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии:

Львова А. Д. драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.

В литературе летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге»;
Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге»;
Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий. 1825;
Васильев Б. Л. «Вещий Олег»;
Панус О. Ю. «Щиты на вратах».

В кино:

Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин;
Покорение / Honfoglalás (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей;
Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости);
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) - документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.

Вещий Олег. Обретённая быль

Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе? Жанр летописи - вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были погодные (по годам) записи или сбор­ник различных произведений как общерус­ских, так и местных. Слово лето (год) оп­ределяло следование записей. Записав со­бытия одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. Так в руках потомков оказывалась последова­тельная картина событий жизни. «Повесть временных лет» - общерусская летопись. Как создавалась летопись? Монах-летописец записывал день за днем важнейшие события, обозначая, ког­да они свершились. Так в монастырских кельях оставляла след история с ее беда­ми и радостями. Безымянные летописцы помогают нам представить прошлое: в летописи включе­ны и жизнеописания святых, и тексты до­говоров, и поучения. Летописный свод пре­вращался в своеобразный учебник муд­рости. Особое место в русских летописях зани­мает «Повесть временных лет», созданная в 10-е годы XII века монахом Киево-Пе­черского монастыря Нестором. О чем рассказывает «Повесть временных лет»? Нестор так определил свои задачи: «…откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как воз­никла Русская земля». В «Повести…» ос­новная тема - тема Родины. Именно она диктует летописцу оценку событий: ут­верждается необходимость согласия меж­ду князьями, осуждаются распри между ними, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. События истории следуют друг за другом. История княже­ния всех властителей содержит и описа­ние событий, и оценку их поступков. Перескажите отрывок из летописи от лица князя Олега. В учебнике-хрестоматии есть рассказ о смерти князя Олега от своего коня. Пере­сказать его целиком от лица князя нель­зя, но до того места, где он погибает от укуса змеи - можно. «Я долгие годы жил в мире со своими соседями, и долгие годы любимый конь носил меня по дорогам моей Родины. Но однажды волхвы предсказали мне смерть от этого коня, и я решил с ним расстаться. Я сожалел, что больше никогда не сяду на него и даже не увижу его больше. Когда после долгого похода я вернулся домой и узнал, что конь мой давно умер, то посме­ялся над словами кудесника. Затем я ре­шил увидеть кости коня». На этом можно закончить свой рассказ, поскольку от ли­ца Олега его дальше продолжать нель­зя - мы знаем, что князь погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его коня. Что может привлечь современного читателя в летописном повествовании? Летопись привлекает читателей совер­шенством своей формы, которая доносит до нас манеру повествования далекой эпо­хи, но еще в большей степени тем, что со­общает нам о событиях далекого времени, о людях и их

Для современных конников лошадь - это, прежде всего, любимый питомец, верный товарищ или партнер на спортивной арене. Однако за всю многовековую историю взаимоотношений человека и лошади наши четвероногие спутники прямо или косвенно отправили на тот свет немало людей, среди которых были и весьма известные личности. Лошади не хотят убивать всадников и практически никогда не делают это специально, но факты остаются фактами. Предлагаем вашему вниманию десять великих людей, погибших от своих непарнокопытных

в далеком Средневековье.

Олег, великий князь киевский

Лидирует в нашей десятке, безусловно, знаменитый Вещий Олег. Это един-ственный из представленных персонажей, принявший смерть не в результате падения с лошади.

По преданию, волхвы предсказали сыну Рюрика и первому князю Киевскому смерть от любимого коня. Олег к совету прислушался и отослал коня прочь, заявив: «Так никогда же не сяду на этого коня и не увижу его». Олег велел кормить лошадь отборным зерном, холить и лелеять, но не подводить к себе. Спустя четыре года князь вернулся в Киев после греческого похода и решил узнать о судьбе своего любимца. Он призвал конюшего и спросил: «Где тот конь, что я поставил кормить и беречь?» Конюший ответил: «Он умер же». Олег посмеялся над предсказанием и решил лично увидеть кости. Когда князь приехал на место, где лежали голые конские кости и череп, то сошел с лошади и наступил ногой на череп, говоря со смехом: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из черепа выползла змея и укусила Олега в ногу, отчего он заболел и умер. В Повести временных лет летописец написал: «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три».

Чингисхан

Один из самых жестоких завоевателей в истории человечества - Чингисхан - согласно преданию родился, «сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток крови». Он покорил Китай и Тибет, государства Средней Азии, дошел до Кавказа и Восточной Европы. Быть может, монгольский правитель подчинил бы себе весь мир, если бы не лошадь. Существует несколько версий смерти Чингисхана. По одной из них однажды во время охоты он упал с лошади и сильно ушибся. К вечеру у императора начался сильный жар, он проболел целый год и, как сказано в монгольской хронике, «восшел на небеса в год Свиньи» 25 августа 1227 года.

Фридрих I Барбаросса

Император Священной Римской империи Фридрих I, получивший из-за своей рыжей бороды прозвище Барбаросса («рыжебородый»), выстоял против многочисленных врагов, но пал жертвой несчастного случая. В 1187 году Иерусалимское королевство было вновь захвачено мусульманами, и на призыв Папы Римского Климента III начать очередной крестовый поход откликнулись почти все европейские монархи. Англичане, французы и норманны под предводительством Ричарда Львиное Сердце и Филиппа II отправились в Палестину по морю, а Барбаросса со своим войском выступил по суше. Далее мнения историков расходятся: по одной версии, при переправе через горную реку Селиф конь императора, споткнулся, тот упал в воду и, будучи облаченным в тяжелые доспехи, захлебнулся, прежде чем его успели вытащить рыцари. По другой версии, Барбаросса хотел избежать подъема на вершину горы, поскольку стояла необычайно сильная жара, поэтому попытался сократить путь через реку. Конь сбросил полководца, тот упал в воду, но умер вследствие инфаркта от резкого переохлаждения. Так, благодаря лошади Палестина в тот раз осталась незавоеванной.

Вильгельм I Завоеватель

Герцог Нормандии и впоследствии король Англии, Вильгельм Завоеватель, основал единое Англий-ское королевство, создал армию и флот, провел первую земельную перепись, начал строить каменные крепости (среди которых известный Тауэр) и «офранцузил» английский язык. По иронии судьбы, смерть королю принесли не многочисленные войны, а свой собственный конь. Когда Вильгельм прибыл в Нормандию в конце 1086 года, после осады он приказал сжечь город Мант. Проезжая по пожарищу, королевский конь наступил на горячие угли, опрокинулся и ранил Вильгельма в живот (рожок седла повредил брюшную полость). В течение последующих шести месяцев завоеватель медленно умирал, страдая от жестоких болей, вызванных нагноением раны. В итоге король скончался в возрасте 60 лет в мона-стыре Сен-Жерве.

Джеффри II Плантагенет

Джеффри II Плантагенет был провозглашен герцогом Бретани, завоеванной его отцом. Джеффри был бы наследником английского трона в царствование Генриха II, если бы умер Ричард Львиное Сердце, но поскольку Джеффри скончался раньше Генриха II, трон перешел к Ричарду. Герцог писал стихи, покровительствовал трубадурам при своем дворе в Ренне и, как все рыцари, обожал турниры. Именно они его и погубили: по наиболее распространенной версии Джеффри погиб на рыцарском турнире в Париже под копытами своей лошади 19 августа 1186 года.

Александр III, король Шотландии

Александр III стал королем Шотландии уже в возрасте восьми лет. Как и положено всем монархам, он вел войны и заключал браки, но больше всего его беспокоил вопрос о престолонаследии. Первая жена Александра умерла, родив ему трех детей, но все они погибли. Тогда король женился еще раз, но мечтам о наследнике все равно не суждено было сбыться. Во время ночного путешествия к своей королеве Александр отделился от проводников, в темноте его лошадь оступилась, и 44-летний король погиб, упав на острые скалы. Поскольку Александр так и не оставил наследников, королем Шотландии стал Иоанн Баллиоль, признавший суверенитет Англии, что послужило причиной трехсотлетней войны за независимость Шотландии. Таким образом, если бы не эта случайность и король остался бы жив, все могло бы сложиться совершенно иначе.

Изабелла Арагонская

Девятнадцатая королева Франции Изабелла Арагонская была четвертой дочерью короля Арагона Хайме I Завоевателя и его второй жены Иоланды Венгерской. 28 мая 1262 года Изабелла вышла замуж за наследника французского престола Филиппа и впоследствии родила ему четверых сыновей. Будучи женщиной смелой, она отважилась сопровождать мужа в Восьмом крестовом походе в Тунис, несмотря на то, что ждала ребенка. На обратном пути Изабелла неудачно упала с лошади, что вызвало преждевременные роды и смерть пятого сына королевской четы. Спустя семнадцать дней после этого скончалась и сама Изабелла. Филипп перевез останки жены и ребенка в Париж, где они были со всеми почестями похоронены в Аббатстве Сен-Дени.

Король Родерих

Родерих, король вестготов, правивший в 709-711 годах, воевал и с басками, и с арабами, но решающим стало сражение при Гвадалете. Армии короля и арабского полководца Тарика, пытавшегося овладеть Испа-нией, встретились на берегах речушки Гвадалете у Хереса де ла Фронтера. По легенде, битва длилась восемь дней. Родерих отступал и утонул, упав с коня во время бегства с поля сражения, пересекая реку. Мусульмане отыскали только его белую лошадь с парчовым седлом, украшенным рубинами и изумрудами, которая завязла в трясине. В стремени обнаружили сапог, а тело самого короля так и не было найдено. Со смертью Родериха организованное сопротивление вестготов было сломлено, и мавры установили контроль над большей частью Пиренейского полуострова.

Король Иерусалима Фульк также не избежал печальной участи быть сброшенным лошадью. В 1143 году король с супругой были на отдыхе на берегу Средиземного моря и отправились на охоту. Во время преследования зверя конь короля споткнулся, упал, и деревянное седло ударило Фулька по голове. Современник так описывает этот эпизод: «И его мозги хлынули из ушей и ноздрей». Фульк однако умер не сразу, пролежав без сознания в течение трех дней. Похоронили короля в церкви Гроба Господня в Иерусалиме.

Некоторые впечатлительные личности, прочитав данную подборку, возможно, задумаются, прежде чем сесть в седло. Однако не стоит бояться - для раннего Средневековья езда верхом была обычным делом, зато медицина и техника безопасности явно «хромали». Тем не менее эти неизвестные лошади сыграли значительную роль в истории, изменив судьбу целых государств. Кто знает, каким бы сейчас был мир, если бы в один прекрасный день кто-то из монархов воздержался от того, чтобы сесть в седло.

«И жил Олег, княжа в Киеве, и мир имея со всеми странами». Сей Герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствия. Окруженный знаками побед и славы, Государь народов многочисленных, повелитель войска храброго мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Необычайные удачи в походах, находчивость и смекалка, удаль и хитрость породили немало преданий об Олеге. Ему стали приписывать особенные свойства, дар предвидения, вследствие чего и утвердилось за ним прозвание "вещий". Обремененный годами, Олег хотел уже тишины и наслаждался миром. Никто из соседей не дерзнул нарушить его покой. Умер Олег в 912 году. По преданию, смерть предсказал ему старый волхв (колдун): "Примешь ты смерть от коня своего".

Олег усмехнулся - однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит, и треплет по шее крутой...

С тех пор Олег не садился на своего коня. Прошло много лет. Как-то вспомнив о любимом скакуне и узнав, что он уже давно сдох,

Могучий Олег головою поник

И думает: " Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня".

И хочет увидеть он кости коня.

Скорбя над останками верного друга, князь, наступив на череп коня, продолжал иронизировать над "лживым предсказанием":

"Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!"

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

А.С. Пушкин

Русичи горячо переживали кончину Олега. "Народ стонал и проливал слезы", - записано в летописи. «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе называемою Щековица. Есть же могила его о до ныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения тридцать и три.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как можно сказать выразительнее в похвалу умершего государя. Вещий Олег вошел в историю России как истинный герой, деяния которого возвеличили ее. Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все, что до них касается, благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег, в самом деле, был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности. Итак, Олег не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей, Князь был истинным основателем ее величия. История признает ли его незаконным Властелином с того времени, как возмужал наследник Рюриков? Великие дела и польза государственная, не извиняют ли властолюбия Олегова? И права наследственные, еще не утвержденные в России обыкновением, могли ли ему казаться священными?.. Но кровь Аскольда и Дира осталась пятном его славы. Но как бы то ни было, Олег остался в русской истории как объединитель северной и южной Руси в одно государство, слава о котором гремела и в Византии, и на Европейском Севере. Из всего этого следует, что Олег был первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил её пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, нанес первый ощутимый удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега и его дружины «неразумные хазары» безнаказанно собирали дань с соседних славянских племён. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец пытались навязать совершенно чужую русскому народу идеологию - исповедуемый хазарами иудаизм.

Как писала ранее, что с 882 г. по 907 в летописи нет никаких данных. Но если исходить данными В.Н. Демина «Русь летописная», то князю Олегу мы обязаны письменностью. Вернее он опирается на летопись Нестора, где в 898 г. Нестор соединил появление письменности на Руси со времен княжения Олега. Имена солунских - братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом.

Из всего выше описанного можно сделать вывод, что деяния Олега Вещего, верховного правителя созданной им державы, сплошная череда героических подвигов, которая увенчалась беспримерными событиями в истории Руси: и тем, что вещий князь прибил щит победителя над воротами поверженного Царьграда, и тем, что именно во время правления получила хождение русская азбука. Он заключил договора с Византией. После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут Государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное». Сильно сказано! И главное- правильно! Вот только где же эти герои в наши дни? Где созидатели?

К несчастью, в последнее время у нас перед глазами мелькали одни разрушители….

Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном русской земли - Вещим Олегом: одиннадцать веков назад князь - язычник и воитель жрец сумел подняться над собственным религиозно - идеологической ограниченностью во имя культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало неизбежным после обретения ими своего священного сокровища - славянской письменности и русской азбуки.

СМЕРТЬ ОЛЕГА ОТ СВОЕГО КОНЯ

В год 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами, й пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов{58} и кудесников{59}: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе умереть!» Запали слова эти в душу Олега, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше!» И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же досмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не право говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все...

автора

4. Смерть князя Олега - ещё одно отражение истории Христа на страницах русских летописей 4.1. Романовская версия гибели князя Олега Рассказав об Аскольде и Дире, русские летописи переходят к правлению князя Олега якобы 879–912 годов , т. 2, с. 14–21. Сразу скажем, что

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

4.8. Казнь Христа на Лобном месте и смерть Олега, ступившего ногой на лоб Христос был распят на горе Голгофе. В Евангелиях и других церковных источниках Голгофа названа также Лобным местом. «И привели Его на место Голгофу, что значит Лобное место» (Марк 15:22). Старинное

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

автора Носовский Глеб Владимирович

4. Смерть князя Олега - еще одно отражение истории Христа на страницах русских Летописей 4.1. Романовская версия гибели князя Олега Рассказав об Аскольде и Дире, русские летописи переходят к правлению князя Олега, якобы 879–912 годы , т. 2, с. 14–21. Сразу скажем, что

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.8. Казнь Христа на лобном месте и смерть Олега, ступившего ногой на лоб Христос был распят на горе Голгофе. В Евангелиях и других церковных источниках Голгофа названа также Лобным местом. «И привели Его на место Голгофу, что значит Лобное место» (Марк 15:22). Старинное

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.10. Смерть Клеопатры от укуса змеи и смерть Олега Смерть от укуса змеи на страницах летописей - событие довольно редкое. Из особо знаменитых героев истории так умирали только русский князь Олег и «античная» египетская царица Клеопатра. Историю Олега мы подробно обсудили

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Кто принял смерть от коня своего? В поисках первоисточников, давших основания для написания «Начальной» Несторово-Сильвестровой летописи мы прежде всего с удивлением обнаруживаем скандинавскую сагу.Сага о норвежском витязе Олдуре повествует: «Воротившись в Норвегию,

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

Глава XXV Управление и смерть Иовиана. - Избрание Валентиниана, который берет в соправители своего брата Валента и окончательно отделяет Восточную империю от Западной. - Восстание Прокопия. - Светское и церковное управление. - Германия. - Британия. - Африка.- Восток.-

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Кто принял смерть от коня своего? В поисках первоисточников, давших основания для написания «Начальной» Несторово-Сильвестровой летописи мы прежде всего с удивлением обнаруживаем скандинавскую сагу.Сага о норвежском витязе Олдуре повествует: «Воротившись в Норвегию,

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Смерть Олега Конец княжения Олега описан в знаменитой летописной новелле, помеченной 912 г.: «И жил Олег в мире со всеми странами, княжа в Киеве. И приспела осень, и вспомнил Олег о своем коне, которого когда-то поставил кормить, решив никогда не садиться на него. Ведь

автора

907, 912 Походы Олега на Константинополь. Заключение договоров с греками. Смерть Олега Согласно летописям, Олег подошел к стенам столицы Византии с флотом в две тысячи судов и осадил ее. Воины Олега поставили свои суда на колеса и, подняв паруса, двинулись к укреплениям

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1115 Смерть Олега Гориславича Одним из постоянных претендентов на киевское княжение считался знаменитый Олег Святославич. Этот сын великого князя Святослава Ярославича сыграл печальную роль в истории усобиц и распрей на Руси. Он прожил полную приключений и авантюр жизнь,

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Смерть Олега Далекі походи і підбої Олега дали йому славу й імя незвичайної людини, казкового героя, чудодія. «І прозвали Олега Віщим, - бо були погани й невчені», каже літописець-чернець. І про смерть Олега переказували незвичайну історію.Питався Олег віщунів і знахорів,

Из книги Аналітична історія України автора Боргардт Олександр

Доповнення 1 Смерть Олега Смерть Ольгова-коганя так само оповита леґендою, як і його походження та походи. Кажуть, що колись князь, по черговій перемозі, запитав старого волхва – вайделота («всезнаючого»), – якою смертю він помре? А той, обмежився коротким: «від улюбленого

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Посадка на коня и слезание с коня Как садиться на коня, разбирать поводья и слезать – большая наука. Многие казаки умеют это делать, но немногие делают сие красиво.Поэтому, перед тем, как сесть на коня (лошадь), следует поставить ее и самому встать рядом.Садиться на лошадь

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

17.5. Обезумевшие кони, протащившие повозку через труп Сервия Туллия, и «обезумевшие» Комнины, убившие Андроника А также смерть русского князя Олега «из-за коня» Тит Ливий сообщает еще одну интересную подробность гибели царя Сервия Туллия. Его жестокая дочь Туллия ПОГНАЛА