Паттерны добродетелей. План-конспект занятия (2 класс) на тему: Кто такой "доброжелательный человек"

«Умей думать хорошо! Умей быть добрым в чувствах и мыслях!» - так наставлял своих воспитанников великий советский и украинский педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский. Он по праву считал доброжелательность одним из основных качеств Настоящего Человека.

Василий Александрович в своём труде «Как воспитать человека» пишет следующее: «Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», - это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим» .

«Для чего же тут большая сила духа?» – может возникнуть вопрос. Известно, что доброжелательный человек – это тот, кто всегда готов помочь ближним, проявляет внимание к окружающим людям, не спешит критиковать их поступки. И, кажется, что в этом нет ничего сложного, ведь желать добра другим естественно и не должно требовать каких-то особых усилий. Так и есть, но в то же время, так ли легко быть положительно расположенным к людям, к которым мы привыкли относиться негативно? Ведь в ситуациях, когда наше эго цепляют за живое, бывает довольно не просто остаться на позиции доброжелательности. Почему же мы не всегда помним о доброте в подобные моменты? Потому что в это время свои правила нам пытается навязать эго, а мы безвольно ему повинуемся, хотя в действительности имеем достаточно сил и возможностей для того, чтобы избавиться от такого влияния. И самый верный путь это сделать – развивать в себе благородное и необходимое качество - доброжелательность.

Быть открытыми и внимательными к окружающим, готовыми помочь и поддержать, искренне радоваться чужим победам, значит быть доброжелательными. И в тоже время настоящая доброжелательность заключается именно в том, чтобы искренне желать добра людям, независимо от опыта общения с ними. О положительном восприятии окружающих Василий Александрович писал: «Умение чувствовать и видеть по-доброму окружающих тебя людей - результат огромной внутренней работы духа» . И правда, чтобы суметь изменить своё отношение к человеку надо сначала разобраться в себе, проанализировать и переоценить собственные мысли и переживания относительно него. Поступив так, мы делаем осознанный выбор в сторону своего благого намерения. Таким образом, внутренняя доброта поистине закаляет наше умение владеть своими эмоциями и сознательно управлять мыслями, а это, в свою очередь способствует утверждению доброты во внешнем мире.

Согласитесь, зачастую ссоры или конфликты гораздо проще избежать доброжелательным отношением к человеку, который пытается этот конфликт развязать. Таким образом, воздерживая себя от вспышки гнева, не давая мыслям осуждения пустить свои корни, переключая внимание на положительные эмоции, мы даём зерну доброты прорости в себе и в окружающих. Подобные ситуации являются ярким примером того, что искренне добра желая, мы добро творим. А творить добро – это самая насущная потребность Настоящего Человека, формирование которой, как утверждал Василий Александрович, должно начаться как можно раньше.

Становится очевидно, насколько важно закладывать основы доброжелательности с детства. Сухомлинский призывал родителей к предельной внимательности и чуткости, чтобы не дать зерну невежества и грубости прорасти в детском сердце. Даже если субъективно родителю и будет казаться, что ребёнок прав в своей негативной позиции к какому-то человеку или событию – нельзя позволить, чтобы эта отрицательная эмоция стала в ребёнке доминирующей даже на минуту. Ведь любая ситуация произошедшая в детстве и, кажущаяся пустяковой, может стать фундаментом для формирования определённого качества будущего взрослого человека.

Выходом из подобной ситуации может быть вопрос в следующем ключе: «А с чего ты взял, что этот человек плохой? Если ты из-за него расстроился, это ещё не значит, что он плохой. Он должно быть хороший, просто пока ты ещё этого не заметил. Желай людям только добра и они обязательно ответят тебе тем же!». Такие слова только на первый взгляд кажутся наивными. В. А. Сухомлинский, считал, что истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься . Очевидно, что не только желать добра людям, но и видеть в них добро – способность Настоящего Человека.

Таким образом, призывая своего ребёнка найти хорошее и доброе в человеке, которого он посчитал «плохим», родитель формирует в нём незаменимое качество «Доброжелательность», которое неоднократно в жизни поможет ему и, окружающим его людям. Кстати говоря, касательно общения родителей и детей, прекрасным примером является социальный ролик «Семья ДоброТы» . В нём наглядно продемонстрированы мудрые родительские ответы на вопросы ребёнка об абстрактных понятиях, таких как, мысли и желания. Из этого видео понятно, что искренний и добрый ответ, основанный на глубоком убеждении, способен затронуть душу ребёнка.

Возвращаясь к труду В. А. Сухомлинского, хотелось бы обратить внимание на следующие слова: «Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям» . Педагог справедливо считал, что быть счастливым от того, что отдаёшь другим частичку своей души – одна из главных наук, которым нам всем стоит научиться и научить своих детей. Хотя может именно в процессе их обучения, и мы сами станем чуточку ближе к пониманию сути этой глубокой фразы.

Как же Василий Александрович в своих подопечных культивировал это удивительное чувство? Прежде всего, Сухомлинский обращал сердца детей к людям, нуждавшимся в помощи. Убедившись, что внимание ребят всецело приковано к человеку, и они прониклись его нуждой, Василий Александрович направлял их к действию, показывая своим примером, как предложить и оказать помощь, как поддержать человека. Другими словами, великий педагог учил детей, как делать добро людям. И на этом воспитательный процесс не заканчивался. После того, как воспитанники Сухомлинского завершали свои добрые дела, Василий Александрович просил их обратить внимание на своё собственное внутреннее состояние. Чуткий педагог спрашивал о том, что ребята чувствуют внутри, в своих душах, после труда, проделанного на благо других, после оказания помощи ближнему. Ребята ему отвечали, делились радостью, светом, трепетом своих душ. В подобные моменты, по мнению Сухомлинского в детях формировалась одна из важнейших способностей Настоящего Человека – умение чувствовать радость от дел, совершённых на благо людей.

Поражает мудрость слов Сухомлинского, которые адресованы не только детям, но и воспитателям: «Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, - значит, тебе надо ещё много, очень много учиться, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие» .

В итоге, благодаря трудам гения духа, Человека с большой буквы В. А. Сухомлинского, мы находим исчерпывающий ответ на вопрос о том, что такое «доброжелательность». Прежде всего – это образ мыслей человека, умение думать хорошо, умение быть добрым в мыслях и чувствах. Быть доброжелательным значит в своих мыслях радоваться успехам других, не осуждать их поступки, верить в человеческую доброту и главное – стремиться делать больше хорошего, полезного для людей!

В. А. Сухомлинский отмечал: «Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера, а чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье» .

Анна Дубровская,
участница Международной общественной организации «ЛАГОДА»

Сценарий мероприятия «Доброжелательность – что это значит?»

Цель и задачи мероприятия:

1. Дать обобщенное представление о доброжелательности;

2. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

3. Прививать навыки вежливого обращения к друзьям, родным;

4. Работать над понятиями «хорошо – плохо», «добро – зло».

Методическое обеспечение:

Музыкальный фрагмент «Песенка кота Леопольда»

Ромашка (ситуации, написанные на лепестках )

Возраст, класс : 1 – 3 класс

Кол-во участников : 15 – 20 человек

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    Вступительная беседа. Определение темы занятия.

Ребята, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)

Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”?

( Здоровья, хорошего настроения .)

Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

Теперь прочитайте на доске тему нашего мероприятия.

«Доброжелательность – что это значит?»

    Беседа

Кто увидел, какие два слова спрятались в этом слове? (Добро, желать .)

Значит, доброжелательность – это…(Желание добра.)

Каждый человек: и взрослый, и ребёнок хочет, чтобы все друзья, соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к нам внимательно, по - доброму, с уважением.

А как думаете, каким должен быть человек, чтобы к нему так относились?

Подумайте, если человек будет грубить, всех оскорблять и обижать, будут ли окружающие относиться к нему доброжелательно?

Да, только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся по-доброму. Такого человека все любят, уважают, у него есть верные, надежные друзья.

    Игра "Наоборот” ( Звучит песенка кота Леопольда.)

К чему призывает нас кот Леопольд? Каким нужно быть? (Добрым .)

А если наоборот? (Плохо. )

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется " Наоборот”. Я буду называть вам слова, а вы мне будете говорить слова с противоположным значением.

Хороший – (плохой);

Добрый – (злой);

Веселый – (грустный);

Вежливый – (грубый);

Смеяться – (плакать);

Грустить – (радоваться);

Хорошо – (плохо);

Добро – (зло).

Молодцы!

    Работа над пословицами

Добрым – добрая слава.

Доброе дело два века живет.

- Как понимаете смысл пословиц?

Есть ли разница между словами " добрый” и "добренький”?

( Добренький только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)

    Просто ли быть добрым?

А легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста…
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды…

Как думаете, просто быть добрым, доброжелательным? Почему?

( Если человек стремится помочь другому, просто потому, что человек нуждается в помощи, если доброта – это его внутреннее, душевное качество, тогда быть добрым легко. А если человек эгоист, думает только о себе, тогда добрым быть трудно .)

- Доброта – это сопереживание, сочувствие, желание помочь.

Важно быть внимательным, вежливым, предупредительным - уступать места пожилым людям в транспорте, помогать старшим, не дожидаясь когда тебя об этом попросят.

Помогите мне, каким еще нужно быть? (Быть аккуратным, опрятным, говорить "волшебные” слова: здравствуйте, спасибо, извините, не грубить)

- Как понимаете слова: "не зависит доброта от роста”?

(Даже малыш может совершить добрый поступок. И не всегда взрослые поступают порядочно.)

А слова: "не требует взамен награды”?

(Нужно совершать поступки от чистого сердца, не ждать ничего взамен.)

    Ситуация. Разбор ситуаций, написанных на лепестках ромашки:

1. Ты нечаянно толкнул товарища. Как ты поступишь?

2. Тебе нужно узнать который час, а часов у тебя нет. Но навстречу идёт прохожий. Как ты поступишь?

3. Ты поссорился с товарищем, а потом понял, что ты не прав. Как ты будешь действовать?

4. Товарищ приглашает тебя в гости, а ты не можешь пойти. Попробуй отказать так, чтобы он не обиделся.

5. Ты едешь в автобусе, сидишь у окна. Входит пожилой человек. Как ты будешь действовать?

    «Театральное мастерство»

инсценировка стихотворения А. Л. Барто.

Было лето, пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.

Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.

Павлик понял: иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
Первый раз у нас в стране?

И с трудом он по-английски
Произнёс: -Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!

Было лето, пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
- Между прочим, мы москвички, -
Улыбается одна.

Павлик крикнул:
- Как же так! Значит я…
Попал впросак?!
И теперь не пьёт, не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему.

Хороший ли поступок совершил Павлик? Почему же он мучился? Будем ли мы ему сочувствовать? Почему?

Добрые дела только тогда по-настоящему добрые, если совершаются бескорыстно – не требуется ничего взамен.

    Заключительное слово. Подведение итога.

Какого человека можно назвать доброжелательным?

А как каждый из вас относится к своим родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам? Доброжелательно? В чем это выражается?

В делах и играх мы с вами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится.

Проявления доброжелательности в повседневной жизни

Жесты открытости

Так сложилось, что открытая ладонь у самых разных народов мира символизирует дружелюбие, искренность и отсутствие агрессивных намерений.

Когда один человек убеждает в чем-нибудь другого, он инстинктивно держит ладони открытыми, разворачивает их в сторону собеседника или протягивает к нему, то есть демонстрирует честность и незащищенность.

И, наоборот, человек, который желает ввести собеседников в заблуждение, бессознательно закрывает ладони, сжимает руки, теребит их, прячет под стол, в карманы или за спину.

Доброжелательность – стремление человека быть открытым другим людям.

Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный.

· Доброжелательность – это способность отдавать лучшую частичку себя другим.

· Доброжелательность – это постоянное позитивное отношение к окружающему миру.

· Доброжелательность – это талант искреннего, душевного общения с людьми вне зависимости от их взглядов и убеждений.

· Доброжелательность – это свойство сильного и благородного человека.

· Библия. «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» - так говорится о доброжелательности.

· Семейное воспитание. Родители и дети тепло и уважительно обращающиеся друг с другом – проявляют доброжелательность.

· Межличностное общение. Человек, всегда готовый помочь ближним, внимательный ко всем окружающим людям, не спешащий критиковать их поступки – проявляет доброжелательность.

· Государственная политика. Готовность к поиску компромиссов с учетом интересов других государств; материальная помощь «странам третьего мира» – проявление доброжелательности на международном уровне.

· Национальные традиции. В Японии доброжелательность – не просто добродетель, но часть национального этикета; то же справедливо и для некоторых других восточных стран. На Кавказе радушие, гостеприимство и доброжелательность – черты национального характера населяющих его народностей.

· Общение. Общайся! Общаясь с людьми разного возраста, разных убеждений и интересов, разных профессий и стараясь с каждым найти общий язык, ты воспитываешь в себе доброжелательность.

· Семейное воспитание. Родители, проявляющие доброжелательность, с радостью встречающие гостей, всегда готовые помочь тем, кто оказался в сложной ситуации, воспитывают доброжелательность и в своих детях.

· Чтение. Бесценным источником душевных богатств является литература. Читая классическую литературу, книги по философии и психологии, человек воспитывает в себе уважение к людям, и, как следствие, доброжелательность.

  • Доброжелательность даёт радость – от общения.
  • Доброжелательность даёт возможности – проявить лучшие черты своего характера.
  • Доброжелательность даёт уверенность – в лучшем будущем.
  • Доброжелательность даёт энергию – для добрый дел и благородных начинаний.
  • Доброжелательность даёт свободу – от разрушительного человеконенавистничества.
  • Доброжелательность даёт открытость – новым людям и новым событиям.

Проявления доброжелательности в повседневной жизни

  • Библия. «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» - так говорится о доброжелательности.
  • Семейное воспитание. Родители и дети тепло и уважительно обращающиеся друг с другом – проявляют доброжелательность.
  • Межличностное общение. Человек, всегда готовый помочь ближним, внимательный ко всем окружающим людям, не спешащий критиковать их поступки – проявляет доброжелательность.
  • Государственная политика. Готовность к поиску компромиссов с учетом интересов других государств; материальная помощь «странам третьего мира» – проявление доброжелательности на международном уровне.
  • Национальные традиции. В Японии доброжелательность – не просто добродетель, но часть национального этикета; то же справедливо и для некоторых других восточных стран.

Как достичь доброжелательности

  • Общение. Общайтесь! Общаясь с людьми разного возраста, разных убеждений и интересов, разных профессий и стараясь с каждым найти общий язык – вы воспитываете в себе доброжелательность.
  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие доброжелательность, с радостью встречающие гостей, всегда готовые помочь тем, кто оказался в сложной ситуации – воспитывают доброжелательность и в своих детях.
  • Чтение. Бесценным источником душевных богатств является литература. Читая классическую литературу, книги по философии и психологии, человек воспитывает в себе уважение к людям, и, как следствие – доброжелательность.
  • Работа над собой. Желая достичь доброжелательности, человеку необходимо подавлять в себе агрессивность, а так же изживать равнодушие и апатию.

Золотая середина

Недоброжелательность, враждебность

Доброжелательность

Всепрощенчество, непротивление злу

Крылатые выражения о доброжелательности

Доброе слово лечит, злое убивает. - Русская пословица - Как мать, даже с риском для собственной жизни, защищает своего единственного сына, так пусть тот, кто постиг истину, развивает безграничную доброжелательность ко всем существам. - Будда - В ком добра нет, в том и правды мало. - Русская пословица - Крофорд Вернон / Три кита успеха. Доброжелательность, мудрость, смелость Доброжелательность – это выгодно, считает автор. Это мощная сила, позволяющая добиться от мира взаимности, а значит успеха. Добротолюбие В книгу вошли значимые труды христианских мыслителей. Среди них - Макарий Великий, Максим Исповедник, Григорий Палама.

Доброжелательный … Орфографический словарь-справочник

См. милостивый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. доброжелательный благожелательный, благосклонный, сочувственный, (благо)расположенный, доброхотный, дружественный,… … Словарь синонимов

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, доброжелательная, доброжелательное; доброжелателен, доброжелательна, доброжелательно (книжн.). Проявляющий дружеское расположение, участие, приязнь к окружающим людям. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

доброжелательный - необычайно доброжелательный … Словарь русской идиоматики

Прил. 1. Проявляющий дружеское расположение, участие к окружающим. 2. Свойственный такому человеку. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Доброжелательный, доброжелательная, доброжелательное, доброжелательные, доброжелательного, доброжелательной, доброжелательного, доброжелательных, доброжелательному, доброжелательной, доброжелательному, доброжелательным, доброжелательный,… … Формы слов

доброжелательный - доброжел ательный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

доброжелательный - кр.ф. доброжела/телен, доброжела/тельна, льно, льны; доброжела/тельнее … Орфографический словарь русского языка

доброжелательный - Syn: см. расположенный … Тезаурус русской деловой лексики

Ая, ое; лен, льна, льно. Проявляющий доброе отношение, расположение к кому, чему л., готовый содействовать благополучию кого л. Д. человек. // Выражающий участие, расположение. Д. смех. Д ая улыбка. Д ые слова. Д ое отношение. ◁ Доброжелательно … Энциклопедический словарь

Книги

  • Доброжелательный оскал
  • Доброжелательный оскал , Агол Вадим Израилевич. В новой книге стихов выдающегося российского ученого, вирусолога В. И. Агола читатель найдет образцы интеллектуальной поэзии, своего рода короткие басни и побасенки, иронические,…