Северо западный фо города. Северо-Западный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 от 13.05.2000 г.

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика , Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, город Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр Северо-Западного федерального округа - город Санкт-Петербург (площадь - 1,4 тыс. км2, численность населения на 01.01.2007 г. - 4,6 млн человек).
Площадь территории Северо-Западного федерального округа составляет 1 687 тыс. км2 или 9,9% от площади территории России.

На 01.01.2007 г. в округе проживало 13,6 млн человек (9,53% ), из них городское население составляло 82,2%, сельское население - 17,8%, мужчины - 45,9%, женщины - 54,1%. Плотность населения - 8,0 чел. на 1 м2.

Крупнейшими городами Северо-Западного федерального округа являются Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Архангельск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Северодвинск, Новгород, Сыктывкар. Санкт-Петербург - город-миллионер. Численность остальных городов не превышает 230 000 человек.

Ресурсно-сырьевая база Северо-Западного федерального округа не относится к числу наиболее богатых в России, тем не менее в округе сосредоточены добыча почти всего российского объема апатитов (при запасах в 72% от общероссийского) и титана (77% запасов). Запасы нефти и газа составляют около 8% от общероссийских, запасы угля около 3% российских запасов. При этом добыча топливных ресурсов играет важную роль в экономике округа, хотя и составляет лишь 4% от общероссийской по нефти и 7% по углю. В округе сосредоточены большие запасы торфа и горючих сланцев. Здесь добывается около 19% никеля и железных руд при том, что запасы никеля составляют 18% от общероссийских. Запасы бокситов (45% от общероссийских) освоены пока не полностью - их добыча составляет лишь 15% от уровня России. В округе расположены крупные запасы алмазов (19% от общероссийских), имеются месторождения редких металлов, золота, барита, урана. Ведется разведка запасов марганцевых и хромовых руд.

На территории Северо-Западного федерального округа производится 10% валового внутреннего продукта страны (5–е место среди округов). По размеру среднедушевого валового регионального продукта округ занимает 3–е место среди .

Экономика Северо-Западного федерального округа растет более низкими темпами, чем экономика России в целом.

Важную роль в экономике округа играют металлургический комплекс, состоящий на 75% из предприятий черной и на 25% из предприятий цветной металлургии, а также машиностроение. В округе развито наукоемкое производство, специализирующееся на выпуске электроники и электротехники, приборостроении; развито судостроение.

Северо-Западный федеральный округ России - один из наиболее развитых лесопромышленных регионов страны, а лесопромышленный сектор - один из ключевых в экономике региона. Здесь произрастает почти 60% лесов Европейской части России. Запас древесины - около 10 млрд м3. Здесь производится 30% российских пиломатериалов, 40% клеёной фанеры, порядка 40% деловой древесины, 50% картона и 60% бумаги.

На базе использования фосфатного сырья, газа и утилизации отходов металлургии налажено производство сложных минеральных удобрений и пластических масс, производятся резинотехнические изделия, синтетические смолы, лакокрасочные материалы, бытовая химия. Легкая промышленность Северо-Западного федерального округа специализируется на производстве льняных тканей.

Развита рыбная промышленность. По улову рыбы Северо-Западный федеральный округ занимает второе место после Дальневосточного. В ведется лов трески, сельди, морского окуня, камбалы, палтуса, в реках и озерах - семги, сиги, хариуса, ряпушки, корюшки. Переработка рыбы осуществляется на рыбокомбинатах Мурманска и Архангельска.

Абсолютным лидером среди видов деятельности являются обрабатывающие производства, где осуществляется почти 75% выпуска промышленной продукции.

На территории Северо-Западного федерального округа ежегодно вводится в действие 9% площади жилья в России (5-е место среди федеральных округов). В расчете на 1 000 жителей в 2006 г. в округе введено в эксплуатацию 340 м2 жилья, что ниже среднероссийского значения, однако по этому показателю Северо-Западный федеральный округ среди других округов занимает 3-е место.

На протяжении последних 5 лет среднедушевые денежные доходы в Северо-Западном федеральном округе были выше, чем в России, достигнув в 2006 г. 10 640 рублей, что соответствует 3-му месту среди федеральных округов. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2006 г. составила 14,5% от общей численности населения округа.

На конец 2006 г. в органах государственной службы занятости Северо-Западного федерального округа было зарегистрировано в качестве безработных 119 тыс. человек, что составило 6,9% от общего числа безработных по России. Пособие по безработице получали 103 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в Северо-Западном федеральном округе - 1,6% - один из самых низких в России.

Основной производственный потенциал приходится на Санкт-Петербург, Ленинградскую и Вологодскую области. Экономическим ядром региона является Санкт-Петербург с рядом городов-спутников. Экономика данного региона базируется на наукоемких и высококвалифицированных производствах. В сосредоточено производство турбин, генераторов, компрессоров, развито приборостроение и производство средств автоматизации. Выборг специализируется на и электронике, Гатчина - на производстве сельскохозяйственных машин и запасных частей. Производственный потенциал Вологодской области составляют черная металлургия, химическая промышленность и машиностроение. В области действуют также предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) расположен на севере и северо-западе Европейской части России и включает в свой состав 11 субъектов Федерации - республики Карелия и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области, г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ образован Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. Центром округа является г. Санкт-Петербург.

Площадь федерального округа 1677,9 тыс. км 2 , что составляет 9,9% территории России.

Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение. Это единственный из федеральных округов Российской Федерации, который непосредственно граничит со странами Европейского союза, Центральной и Северной Европы: Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона.

Его внутренние границы сопредельны с территориями Уральского, Приволжского, Центрального федеральных округов. Регион занимает всю территорию Европейского Севера, имеет выход к Северному Ледовитому океану и Балтийскому, Белому, Баренцеву, Карскому морям, что создает благоприятные условия для развития экспортно-импортных связей.

Численность населения Северо-Западного федерального округа составляет 13,5 млн чел., или 9,5% населения России. Начиная с 1992 г. численность жителей, проживающих на его территории, сокращается. Наибольшие показатели естественной убыли населения отмечались в Вологодской области, Республике Карелия и Санкт-Петербурге. Сокращение численности населения связано с неблагоприятной демографической ситуацией во всех регионах округа, характеризующихся как отрицательными показателями естественного прироста, так и усилившимися миграционными процессами.

Существенный вклад в значительную естественную убыль населения округа вносит старая возрастная структура населения. Людей в пенсионном возрасте в СЗФО уже в 1,5 раза больше, чем детей до 16 лет. Особенно старой возрастной структурой населения выделяются Псковская и Новгородская области, что связано с многолетним оттоком молодежи из этих регионов в предшествующие десятилетия. Более молодой возрастной структурой населения выделяются северные территории (Ненецкий АО, Республика Коми, Мурманская область). Старой возрастной структурой населения выделяются также г. Санкт-Петербург.

Депопуляция, т.е. сокращение населения, - серьезная демографическая и социально-экономическая проблема федерального округа, требующая как государственного стимулирования достижения положительных показателей естественного воспроизводства, так и регулируемого притока мигрантов (то и другое осуществляется в рамках новой федерального демографической политики на период до 2025 г.).

При этом стабильным миграционным притоком в СЗФО выделяются лишь г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. Эти регионы постоянно имеют положительное сальдо миграционного баланса, как с другими регионами округа, так и с большинством остальных субъектов РФ и новых независимых государств. Особенно интенсивен относительный миграционный приток в Калининградскую область, где он часто перекрывает естественную убыль населения. Поэтому численность населения этого региона страны по сравнению с началом 90-х гг. увеличилась, тогда как во всех остальных регионах СЗФО - сократилась.

Все остальные регионы СЗФО имеют отрицательное сальдо миграционного баланса. Особенно интенсивен отток жителей с северных территорий - из Республики Коми, Ненецкого АО, Мурманской и Архангельской областей. В этих регионах выездная миграция является главной причиной сокращения численности населения. Уезжает в основном молодежь и люди трудоспособного возраста с детьми, что ведет к дальнейшему старению возрастной структуры населения и усугублению демографических проблем.

Население Северо-Западного федерального округа размещено неравномерно. Средняя плотность населения составляет 8,2 чел. на 1 км 2 . Основная часть жителей приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область (72,0 чел на 1 км 2). Наибольшая плотность населения характерна для Калининградской области (63,1 чел. на

1 км 2). Северная часть округа отличается слабой заселенностью, причем самым слабозаселенным регионом является Ненецкий автономный округ (24,0 чел на 1 км 2), расположенный в Заполярье.

Федеральный округ отличается высоким уровнем урбанизации для России - почти 82% населения проживает в городских поселениях, при этом почти третья часть населения сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Наименьшая часть городского населения отмечается в Псковской, Архангельской, Вологодской областях и Республике Коми.

Национальный состав населения округа неоднороден. СЗФО отличается многонациональным составом населения; большую часть составляют русские. Среди других национальностей преобладают коми, карелы, саами, на северо-востоке Архангельской области - ненцы. На Европейском Севере остро стоит проблема выживаемости коренных малочисленных народов в связи с сокращением среды их обитания. Многонациональностью отличается и Санкт-Петербург, где, как и в Москве, имеются диаспоры: украинская, татарская, народов Кавказа, эстонская и другие.

Трудовые ресурсы округа, особенно в Санкт-Петербурге, отличаются наличием значительного числа высококвалифицированных специалистов, занятых в наукоемких отраслях промышленности, в науке и торговле, включая частное предпринимательство, а также в рыночной инфраструктуре.

В структуре занятого населения по отраслям экономики повышается доля работающих в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании и здравоохранении при одновременном сокращении занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Решение социально-демографических проблем возможно путем стабилизации и подъема экономики, принятия действенных общегосударственных и региональных мер по реализации социальных программ федерального и регионального уровней, направленных на социальную защиту населения.

В СЗФО, где общая численность населения сокращается, происходит увеличение численности экономически активного населения, в том числе занятых в экономике. Стабильно сокращаются как уровень безработицы, так и численность безработных. Уровень регистрируемой безработицы в СЗФО (1,4%) один из самых низких в России.

Прямые выходы на мировой рынок и близость европейских государств, наличие двух незамерзающих морских портов - Калининграда и Мурманска, созданная сухопутная транспортная сеть и соседство с основными индустриально развитыми округами России - Центральным и Уральским во многом определили многоплановую роль территории округа как крупного поставщика разнообразного сырья и промышленной продукции, топливно-энергетических ресурсов, кузницы квалифицированных кадров, важнейшего российского экспортера не только продукции собственной, но и произведенной в других регионах России. Одновременно округ может рассматриваться как крупнейший импортер разнообразной продукции, основной получатель иностранных инвестиций, важный транзитный район.

Основой хозяйства Северо-Западного федерального округа является использование богатого природно-ресурсного потенциала и выгодного экономико-географического положения региона.

Основными отраслями рыночной специализации, определяющими его место в общероссийском территориальном разделении труда, являются черная и цветная металлургия, топливная промышленность (угольная, нефтяная, газовая), многопрофильное машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и рыбная промышленность. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве и оленеводстве.

Федеральный округ занимает ведущее место по выпуску электротехнического оборудования, электроники, оптико-механической продукции, судостроения, производит значительную часть республиканского объема фосфатного сырья (являясь лидером по производству апатитового и нефелинового концентратов), деловой древесины, более 45% целлюлозы, 62% бумаги, 52% картона, готового проката, значительна его доля в улове рыбы. Это один из ведущих центров научно-технического прогресса, подготовки высококвалифицированных кадров, центр истории и культуры России, а также туризма. Округ выполняет важные транспортные функции в осуществлении морских перевозок.

Журнальные статьи

1. Бадокина Е. А. Использование цены капитала при обосновании инвестиционной политики / Е. А. Бадокина, И. Н. Швецова // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 20. - С. 88-97 (На примере Республики Коми)

2. Берендеев М. В. Постсоветская региональная идентичность социума Калининградской области: проблема формирования и измерения / М. В. Беренедеев// Вестник МГУ. Сер. Социология и политология. - 2007. - N. 3. - С. 29-42

3. Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России / В. Бескровная // Федерализм. - 2008. - N. 2. - С. 113-124 (Приведены таблицы доходов и расходов бюджетов Санкт-Петербурга, Псковской области и Республики Карелия за 2005-2007 гг.)

4. Боос Г. Основные направления бюджетной политики Калининградской области / Г. В. Боос, Е. Ю. Матвеева // Финансы. - 2009. - N. 2. - С. 3-8

5. Броило Е. В. Основные проблемные тенденции развития Северо-западного федерального округа в условиях рынка / Е. В. Броило // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 97-103

6. Броило Е. В. Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного федерального округа / Е. В. Броило // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 2. - С. 262-266 (На примере Псковской области)

7. Броило Е. В. Проблемы стабильного экономического развития Северо-Западного региона / Е. В. Броило / / / ЭКО. - 2007. - N. 2. - С. 51-61

8. Броило Е. Финансовая стабилизация организаций Республики Коми и применение факторинга / Е. Броило // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N. 8. - С. 35-40

9. Бруссер П. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций / П. Бруссер, С. Рожкова // Рынок ценных бумаг. - 2007. - N. 2. - С. 29-33 (На примере Санкт-Петербурга)

10. Буданов Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально - экономической политики: этапы эволюции / Г. А. Буданов // ЭКО. - 2008. - N. 6. - С. 92-105 (На примере Вологодской области)

11. Булавин И. В. Анализ качества программно - целевого планирования в условиях реализации социально - экономической стратегии региона / И. В. Булавин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 6. - С. 17-28 На примере Вологодской области

12. Бушуева Л. И. Статистический анализ инновационной активности предприятий Республики Коми / Л. И. Бушуева // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 73-77

13. Бырко А. Н. Региональное налоговое регулирование социально - экономических процессов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Бырко // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 8. - С. 171-175

14. Ваниев А. Г. О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона / А. Г. Ваниев // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 18. - С. 50-59

15. Верхоланцева К. Опыт участия российских регионов в европейских трансграничных пространствах (на примере еврорегиона "Карелия") / К. Верхоланцева // Власть. - 2009. - N. 3. - С. 70-73

16. Винокуров А. А. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития / А. А. Винокуров // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 5. - С. 12-21

17. Винокуров Е. Калининградская область: между Россией и Европой / Е. Винокуров // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - N. 8. - С. 25-30

18. Волков В. А. Организация публичной власти в городах федерального значения / В. А. Волков // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 226-233

19. Вульфович Р. М. Перспективы развития системы управления Санкт-Петербурга / Р. М. Вульфович // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 140-151

20. Гаджиев Ю. Экономика Республики Коми / Ю. Гаджиев // Экономист. - 2007. - N. 2. - С. 66-75

21. Гехт А. Н. Инвестиционная политика и межбюджетные отношения как инструменты территориального развития регионов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Гехт // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 10. - С. 96-104

22. Глушанок Т. Республика Карелия: трудовые ресурсы и рынок труда / Т. Глушанок // Человек и труд. - 2007. - N. 3. - С. 25-28

23. Гогоберидзе Г. Г. Морехозяйственный потенциал и стратегии развития приморских районов Мурманской области / Г. Г. Гогоберидзе // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 14. - С. 21-29

24. Гостева Л. Ф. Туризм как фактор экономического развития региона / Л. Ф. Гостева, Н. Д. Середа // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 15. - С. 88-94 (На примере Вологодской области)

25. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области / Л. Г. Иогман [и др.] // Проблемы прогнозирования. - 2009. - N. 1. - С. 74-92

26. Евтюгин А. А. К вопросу об эффективности живого и овеществленного труда в современном сельскохозяйственном производстве (на примере Вологодской области) / А. А. Евтюгин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 21. - С. 88-91

27. Егоров Д. Г. Модификация межотраслевого баланса для оценки альтернативных социально - экономических стратегий развития северных регионов России (на примере Мурманской области) / Д. Г. Егоров, А. В. Егорова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N. 2. - С. 38-49 + Таблицы.

28. Жевлаков В. З. Проблемы и перспективы развития банковской сферы / В. З. Жевлаков // Финансы и кредит. - 2008. - N. 42. - С. 10-14 На примере Калининградской области.

29. Жирнель Е. В. Территориальная структура экономики и проблемы конкурентоспособности региона (на примере Республики Карелия) / Е. В. Жирнель // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 108-112

30. Засядь-Волк В. В. Факторы эффективной земельной политики в регионе / В. В. Засядь-Волк // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 62-82 (На примере Ленинградской области)

31. Иванов В. АПК Республики Коми: возможности инновационного развития / В. Иванов // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N. 6. - С. 27-33

32. Иванов С. Н. Интеграция информационных потоков в регионе с целью снижения трансакционных издержек в строительстве / С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 4. - С. 67-72 (На примере г. Санкт – Петербурга)

33. Ильина И. Качество и структура питания населения Архангельской области: динамика и социально - демографическая дифференциация / И. Ильина // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 11. - С. 71-80

34. Кашина М. А. Совет муниципальных образований субъекта РФ как механизм горизонтальной и вертикальной координации деятельности органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / М. А. Кашина // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 3. - С. 129-148

35. Кириллов А. А. Управление по результатам: возможные подходы (на примере реализации "программы реформирования региональных финансов в Ленинградской области") / А. А. Кириллов // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 219-225

36. Клебанов И. О развитии Северо-Западного федерального округа / И. Клебанов // Вопросы местного самоуправления. - 2007. - N. 3. - С. 4-5 (Выступление на северо-западном межрегиональном форуме партии "Единая Россия" 5 марта 2007г.)

37. Клепиков А. Безрадостные рекорды: анализ итогов развития регионов в 2008 г. показывает, что кризис ударил по Северо-Западу сильнее, чем по большинству других федеральных округов / А. Клепиков // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 11. - С. 18-19

38. Ковалев В. А. Республика Коми: от поставторитарного синдрома к административному режиму / В. А. Ковалев // Политическая наука. - 2007. - N. 2. - С. 172-187

39. Козырева Г. Экономическое поведение предприятий лесного сектора Карелии в условиях рыночных преобразований / Г. Козырева // Вопросы экономики. - 2007. - N. 7. - С. 136-151

40. Колосова Г. В. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы / Г. В. Колосова // Работник социальной службы. - 2007. - N. 4. - С. 6-16

41. Колотнеча О. Фанерный тромб. Причина краха одного из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Новгородской области / О. Колотнеча // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 9. - С. 14-15

42. Кондаков И. А. Сравнительная оценка научно - технического потенциала Вологодской области / И. А. Кондаков // Экономика региона. - 2009. - N. 1. - С. 104-118

43. Костылева Л. В. Статистические оценки приоритетов региональной социально - экономической политики (на материалах Северо - Западного федерального округа) / Л. В. Костылева, Е. А. Чекмарева // Вопросы статистики. - 2008. - N. 7. - С. 34-39

44. Крумгольц Д. В. Возможности и основные направления развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного Федерального округа в долгосрочной перспективе / Д. В. Крумгольц // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 3. - С. 457-459

45. Ларичев А. А. Республика Карелия - субъект Российской Федерации или государство? / А. А. Ларичев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N. 18. - С. 21-23

46. Левина И. В. Региональные проблемы развития лесопромышленного комплекса / И. В. Левина // Региональная экономика России. - 2009. - N. 7. - С. 12-15 (На примере Республики Коми)

47. Лутова С. К. Этнополитическая ситуация в Санкт-Петербурге в начале XXI века / С. К. Лутова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 56-61

48. Маклахов А. В. Региональная стратегия инновационного развития промышленности / А. В. Маклахов, В. В. Митенев // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 3. - С. 31-36 (На примере Вологодской области)

49. Мамедов А. К. Экономический анализ демографической составляющей сельских территорий Псковской области / А. К. Мамедов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 35. - С. 77-83

50. Менькова Н. М. Нетрадиционные методы повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере исторического развития Архангельской области) / Н. М. Менькова // Финансы и кредит. - 2007. - N. 42. - С. 51-59

51. Миронова Н. Архангельская область: опыт самоорганизации и местного развития / Н. Миронова // Муниципальная власть. - 2007. - N. 6. - С. 36-42

52. Михель Е. Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе / Е. Михель // Человек и труд. - 2009. - N. 3. - С. 39 (На примере Республики Карелия)

53. Москаленко К. А. Особая экономическая зона в Калининградской области в условиях глобализации: политэкономические аспекты формирования и развития / К. А. Москаленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Философия. Культурология. Политология. Право.... - 2008. - N. 2. - С. 117-124

54. Немина В. Н. Некоторые аспекты деятельности и формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге / В. Н. Немина // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 1. - С. 134-137

55. Овчинников В. А. Реформирование местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / В. А. Овчинников, Н. Г. Барбарова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 32-40

56. Овчинникова Е. Расширение горизонта / Е. Овчинникова // Эксперт. Северо-Запад. - 2008. - N. 22. - С. 30-38 (О разработке долгосрочных, минимум до 2020года, стратегий социально-экономического развития Северо-Запада)

57. Пастарнакова О. А. Проектный подход в организации приграничного сотрудничества на местном уровне / О. А. Пастарнакова // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 1. - С. 203-215 (Н примере Северо-Запада Российской Федерации)

58. Рожкова С. А. Использование мирового опыта государственно - частного партнерства в России / С. А. Рожкова // ЭКО. - 2008. - N. 2. - С. 104-112 (На примере г. Санкт – Петербурга)

59. Рыбаков Ф. Ф. Перспективы социально-экономического развития Санкт-Петербурга / Ф. Ф. Рыбаков // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 1. - С. 56-61

60. Рыбаков Ф. Ф. Промышленность Санкт-Петербурга: структурные сдвиги последних лет / Ф. Ф. Рыбаков // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.Экономика. - 2008. - N. 3. - С. 37-44

61. Сергеев А. Динамика социально-экономического развития Санкт-Петербурга / А. Сергеев // Экономист. - 2008. - N. 5. - С. 52-62

62. Сидоров Ю. Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга / Ю. Ю. Сидоров // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 400-402

63. Синицкий В. Развитие Севера должно оставаться стратегической задачей государства / В. Синицкий // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 4. - С. 52-55

64. Синцов К. В. Концепция социально-экономического развития Псковского региона / К. В. Синцов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 113-116

65. Скачков И. Спасательный узел / И. Скачков, А. Ефремов // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 48-50 (О проекте развития Мурманского порта)

66. Соболев О. Н. Об основных направлениях оптимизации деятельности органов государственной власти РФ по обеспечению национальной безопасности в Калининградской области / О. Н. Соболев // Государство и право. - 2008. - N. 7. - С. 76-81

67. Стрикунов А. В. Интеграционные процессы в агропромышленном производстве / А. В. Стрикунов, Л. И. Стрикунова // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 46-51

68. Стыров М. Оценка финансовых ресурсов промышленности Республики Коми / М. Стыров // Федерализм. - 2009. - N. 1. - С. 237-242

69. Тажетдинов С. Р. Об увеличении доходов региональных бюджетов / С. Р. Тажетдинов // Финансы. - 2007. - N. 3. - С. 19-21 (На примере Санкт-Петербурга)

70. Тенденции рынка труда в сфере ритейла / Е. Разумова [и др.] // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - N. 10. - С. 114-117 (На примере рынка труда в сфере ритейла (розничной торговли) в Санкт-Петербурге)

71. Толстогузов О. В. Проблемы совершенствования государственного планирования развития экономической системы на уровне региона (опыт Республики Карелия) / О. В. Толстогузов // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 6. - С. 9-15

72. Трофимов А. Я. Проблемы реформирования местного самоуправления Псковской области на современном этапе / А. Я. Трофимов // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 12-16

73. Ускова Т. В. Проблемы оценки конкурентоспособности регионов / Т. В. Ускова, А. С. Барабанов // Вопросы статистики. - 2009. - N. 1. - С. 49-56 На примере Северо - Западного федерального округа.

74. Ускова Т. В. Промышленный сектор Вологодской области: проблемы и тенденции развития / Т. В. Ускова // Проблемы прогнозирования. - 2008. - N. 5. - С. 81-87

75. Ферару Г. С. Социально - экономические тенденции развития лесопромышленного комплекса Архангельской области: проблемы и пути их решения / Г. С. Ферару // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 22. - С. 32-40

76. Фофанова Н. Активные формы защиты населения от безработицы способствуют реализации государственной политики занятости на Кольском Севере / Н. Фофанова, Л. Грушевская // Служба кадров и персонал. - 2007. - N. 10. - С. 6-9

77. Чайка Л. В. Прогноз развития энергетики и экономики региона (на примере Республики Коми) / Л. В. Чайка // Проблемы прогнозирования. - 2007. - N. 3. - С. 94-105

78. Чалдаева Л. А. Региональный рынок ценных бумаг: проблемы формирования и развития / Л. А. Чалдаева, И. Н. Федоренко // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 5. - С. 20-23 (На примере Северо - Западного федерального округа)

79. Червонная И. И. Формирование регионального трудового потенциала (на примере Архангельской области) / И. И. Червонная // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 443-446

81. Черняева З. История и состояние государственного долга Республики Карелия / З. Черняева // Рынок ценных бумаг. - 2008. - N. 23/24. - С. 65-69

82. Чужмаров А. Проблемы обеспечения экономической безопасности промышленности Республики Коми / А. Чужмаров // Федерализм. - 2008. - N. 3. - С. 236-243

83. Харин А. Г. Исследование особенностей инвестиций в Калининградской области: источники финансирования и оценка ожиданий инвесторов / А. Г. Харин // Финансы и кредит. - 2009. - N. 14. - С. 79-82

84. Хаймур Э. Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009 - 2011 годы / Э. Хаймур // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 62-64

85. Шиловский А. В. Дипломатия регионов: опыт и перспективы / А. В. Шиловский // Регионология. - 2008. - N. 1. - С. 30-40 (На примере Мурманской области)

86. Шишкина Е. А. Калининградская область как региональная модель глобального социокультурного и социоприродного пространства / Е. А. Шишкина // Регионология. - 2008. - N. 4. - С. 340-346

87. Яковлева А. В. Анализ безработицы в крупном городе и его прогнозно - аналитическое значение для регулирования рынка труда (на примере Москвы и Санкт - Петербурга) / А. В. Яковлева // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 30. - С. 53-59

– образован 13 мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Северо-Западный район расположен на севере и северо-западе европейской части нечерноземной зоны РФ. Центром Северо-западного федерального округа является город Санкт-Петербург.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) , включающий 11 субъектов Федерации, играет важную стратегическую роль приграничной части России на Европейском Севере и западе страны. Северо-Западный федеральный округ объединяет 2 экономических района: Северный и Северо-Западный. Территория округа находится в зоне смешанных лесов, тайги, лесотундры и тундры. СЗФО занимает выгодное геополитическое положение - граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря. В его пределах находятся очень крупные промышленные и яркие культурные центры, важные морские порты, уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия (в городах Санкт-Петербург и Новгород, а также на Соловецких островах и острове Кижи).

– это озёрный регион. Многочисленные озёра располагаются в основном в западной части; самые крупные из них Ладожское, Онежское, Ильмень. По территории округа протекают полноводные реки. Равнинные реки имеют судоходное значение. Среди них – Печора, северная Двина, Онега. Нева и др. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют Свирь, Волхов, Нарва и Вуокса.
Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской части страны: руды черных и цветных металлов, химическое сырье, лесные и водные ресурсы.
Развитие экономики Северо-Западного округа стимулирует наличие значительных запасов минерально-сырьевых, топливо–энергетических и водных ресурсов, которые могут не только обеспечить потребности хозяйственного комплекса страны, но и экспортироваться во многие государства мира.
На округ приходится значительная часть балансовых запасов меди, олова, кобальта. Топливные ресурсы представлены запасами угля, нефти, природного газа, горючих сланце, торфа. Округ богат рудами цветных металлов. Большую ценность представляют промышленные запасы алюмосодержащего сырья. Леса очень богаты пушным зверем (песец, черно – бурая лисица, соболь, горностай и др.). Моря, омывающие территорию округа, богаты ценными породами рыб (тресковых, семговых, сельди, пикши и др.).
Наличие в округе значительных минерально-сырьевых и топливных запасов, а также водных и лесных ресурсов является важным фактором его экономического развития в условиях формирования рыночной экономики.
Экономический потенциал территории Северо-Западного федерального округа – один из крупнейших среди других округов, расположенных в Европейской части России. Его ведущая отрасль хозяйства – промышленность.
В СЗФО производится значительная часть республиканского объема фосфатного сырья, деловой древесины, около 33% целлюлозы, готового проката, велика его доля и в улове рыбы.
Экономико-географическое положение округа имеет ряд достоинств. Выходы к морям - Балтийскому, Баренцеву и Белому - обеспечивают судоходные пути на запад - в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток - по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Большое значение имеют общие границы со странами Европейского Союза - Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей.
Основными отраслями рыночной специализации в индустриальной сфере являются топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная), черная и цветная металлургия, многопрофильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, пищевая, рыбная промышленность, а в сельском хозяйстве - льноводство, молочно-мясное скотоводство, оленеводство, рыболовство. Ведущие позиции в промышленном развитии регионов Европейского Севера к настоящему времени сохраняли черная и цветная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность и топливная промышленность.
По объемам внешнеторгового оборота СЗФО находится в России на третьем месте после Центрального и Уральского федеральных округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга, тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2,5 раза. Можно сказать, что СЗФО специализируется на импорте продукции зарубежных государств в Россию.

Северо-Западный федеральный округ занимает одно из первых мест в Росси по производству морских судов разного типа, уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции.
Широко развито в округе точное и сложное машиностроение: приборостроение, радиотехническое, электронное, электротехническое, которое размещено в Санкт – Петербурге. Перспективы развития отрасли связаны с дальнейшим развитием наукоемких и точных отраслей, машиностроения, судостроения.

Северо-Западный федеральный округ - один из крупнейших в России производителей и экспортёров черных и цветных металлов, и в первую очередь стали, меди, алюминия, никеля.
В Северо-Западном федеральном округе химическая промышленность относится к отраслям рыночной специализации. Получили развитие как основная химия, в частности производством минеральных удобрений, так и химия органического синтеза. Здесь производят удобрения, резинотехнические изделия, синтетические смолы, пластмассы, лакокрасочные изделия, различные кислоты и аммиак, фармацевтические препараты, фосфатное сырье, продукцию бытовой химии.
На использовании отходов деревообработки развивается химия органического синтеза – производство спирта, канифоли, скипидара, вискозных волокон. На базе местных ресурсов нефти и газа в Сыктывкаре (Республика Коми) производятся пластмассы, спирты, красители.
Уровень сельского хозяйства не обеспечивает местное население продуктами питания, а промышленность – сырьем.
Сельское хозяйство специализируется на молочно – мясном животноводстве, картофелеводстве, овощеводстве и льноводстве. На севере округа развито оленеводство. Ведущая роль сельскохозяйственного производства – животноводство.
Город Санкт-Петербург занимает ведущее место в экономике округа.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ федеральный округ: Площадь 1,677,900 кв.км. Административный центр федерального округа - город

Города по областям Северо-Западного федерального округа.

Города Архангельской области: Вельск, Каргополь, Коряжма, Котлас, Мезень, Мирный, Нарьян-Мар, Новодвинск, Няндома, Онега, Северодвинск, Сольвычегодск, Шенкурск. Административный центр г. .

Города Вологодской области: Бабаево, Белозерск, Великий Устюг, Вытегра, Грязовец, Кадников, Кириллов, Красавино, Никольск, Сокол, Тотьма, Устюжна, Харовск, Череповец. Административный центр г. .

Города Калининградской области: Багратионовск, Балтийск, Гвардейск, Гурьевск, Гусев, Зеленоградск, Краснознаменск, Ладушкин, Мамоново, Неман, Нестеров, Озёрск, Пионерский, Полесск, Правдинск, Приморск, Светлогорск, Светлый, Славск, Советск, Черняховск. Административный центр г. .

Города Ленинградской области: Бокситогорск, Волосово, Волхов, Всеволожск, Выборг, Высоцк, Гатчина, Ивангород, Каменногорск, Кингисепп, Кириши, Кировск, Коммунар, Лодейное Поле, Луга, Любань, Никольское, Новая Ладога, Отрадное, Пикалёво, Подпорожье, Приморск, Приозерск, Светогорск, Сертолово, Сланцы, Сосновый Бор, Сясьстрой, Тихвин, Тосно, Шлиссельбург. Административный центр г.

Се́веро-За́падный федера́льный о́круг - административное формирование на севере и северо-западе европейской части России, включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации: Количество городов 152

Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург.

Территория Северо-Западного федерального округа составляет 9,8 % от территории Российской Федерации. Численность населения округа на 1 января 2009 - 13 462 000 чел. (9,5 % населения России). Основу населения составляют горожане.

Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение - граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.

Центр ФО г. Санкт-Петербург Территория - площадь 1 689 тыс. км² (9,8 % от РФ)

Население 13 652 525 тыс. чел. (9,545 % от РФ, 1 января 2012) Плотность 8 чел./км² (2012)

% городского нас. 82,4 %

Объём пром. производства 671 млрд руб. (2002

Экономика Северо-Западного федерального округа имеет большую сырьевую направленность. Здесь сосредоточено почти 72% запасов и почти 100% добычи апатитов, около 77% запасов титана, 45% запасов бокситов, 19% запасов минеральных вод, около 18% запасов алмазов и никеля. Важнейшим звеном для экономики округа является добыча нефти и угля.

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская; Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ включает все субъекты Российской Федерации, относящиеся к Северо-Западному и Северному экономическим районам.

Округ занимает площадь 1 687 тыс. кв. км, что составляет 9,9% территории России. На территории Северо-Западного федерального округа проживает 13 501 тыс. человек (9,5% населения России). Основу населения составляют горожане. Центром федерального округа является г. Санкт – Петербург. Крупнейшими городами Северо-Западного федерального округа являются Санкт- Петербург, Калининград, Архангельск, Мурманск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Сыктывкар, Великий Новгород, Псков, Северодвинск, Ухта, Великие Луки. Всего на территории округа расположены 152 города.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе - Илья Иосифович Клебанов.

1. Экономико-географическое положение района

Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями:

1. Расположение района на отшибе, удаленность от центра России. Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига даже не было на севере крепостных крестьян)поморы).

2. Район резко выдвинут в сторону Европы. Здесь находятся Псков и Новгород-Великий - самые знатные города, долгое время связанные с Европейскими странами посредством торговли в составе Банзы (средневековый союз прибалтов). Регион наряду с Киевом и Великим Новгородом является третьим историческим центром формирования восточнославянской культуры.

3. Приморское и приграничное положение района. Северо-Западный район уступает большинству экономических районов Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города – Петербурга. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.

В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.

Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России.

Северо-Западный район расположен на Русской равнине. Климат в районе морской, умеренно-континентальный. Воздух имеет высокую влажность, почвы дерново-подзолистые