Конспект занятия по окружающему миру покорение космоса. Конспект нод по фцкм «космическое путешествие» в старшей группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Планета моих фантазий".

Автор: Щукина Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 174», г. Воронеж
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего и подготовительного возраста по теме «Планета моих фантазий». Данный материал будет полезен воспитателям старшей, подготовительной группы. Это конспект занятия по развитию речи, направленного на развитие связной речи посредством составления рассказов.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Планета моих фантазий"

Цель: развивать связную речь посредством составления рассказов.
Образовательные задачи:
- составлять связные рассказы, используя мнемотаблицы;
- закрепить четкость дикции при проговаривании чистоговорок;
- выявлять умение образовывать сравнительную степень прилагательных.
Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, чувство доброжелательности к жителям других планет.
- воспитывать навыки позитивного поведения в процессе игры.
Разгадывание загадок по теме.
Приемы:
музыкальное сопровождение;
вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;
развивающие упражнения («Центрифуга», «Космические лучики» игровые приемы (введение детей в игровую ситуацию)
словесные игры («Скажи наоборот», «Хвастунишки»)
художественное слово (чистоговорки, загадки).
Методы:
словесные (беседа, составление рассказа);
наглядные (карта солнечной системы, поделки детей по теме «Космос», слайды);
практические (выкладывание схемы слова.),
игровые (имитация действий и движений)
Демонстрационный материал: карта солнечной системы, планеты, созвездия, обручи, музыкальные композиции группы «Space», компьютерная презентация.
Раздаточный материал: картинки с изображением продуктов питания, карточки со схемой слова.
Оформление зала: модель солнечной системы, космические тела, планеты.

Ход НОД
Зал украшен по теме "Космос". Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель: Добрый день ребята и уважаемые гости. Я вас всех очень рада видеть. Мы с вами любим путешествовать по разным местам. И сегодня я снова приглашаю вас в одно неизведанное нами место. Вы догадаетесь, куда мы отправимся, если отгадаете загадки.
Загадка № 1. Белые цветочки на синем платочке вечером расцветают, а утром увядают. (небо, звезды)
Загадка № 2. Из какого ковшика не пьют, не едят, а только на него глядят? (Большая Медведица)
Загадка № 3. Желтая тарелка на небе лежит, желтая тарелка нам тепло дарит (солнце)
Загадка № 4. У бабушки над избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут (месяц)
Загадка № 5. Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят (планеты Солнечной системы)
Загадка № 6. Состоит из точек свет, полна горница планет (космос)
Воспитатель: Летать человек мечтал с давних пор, об этом говорится во многих сказках. Вспомните сказочных героев, которые летали?
Ответы детей.
Воспитатель: Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь? Космонавты, чтобы полететь в космос очень долго готовятся. Каким должен быть космонавт?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами тоже пройдем курс подготовки. Всем кто отправляется в полет нужно знать, как устроена галактика.
1.Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
2.Сколько времени нужно Земле, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца?
3.Куда лететь дальше с Луны на Землю, или с Земли на Луну?
4. Какие планеты входят в Солнечную систему?
5. Почему вращаясь вокруг Солнца, планеты не сталкиваются и не натыкаются друг на друга?
6. Какая планета самая большая? А самая маленькая?

7. Добавьте нужное слово:
а) в космосе летает – (космонавт)
б) звезды наблюдает – (астроном)
в) предсказывает судьбу по звездам – (астролог)
Воспитатель: Молодцы, первый этап вы прошли успешно. Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете почему?
Ответы детей: Тренируются.
Воспитатель: Вы все, наверное, знаете, как настоящие космонавты тренируются в специальных центрифугах, подготавливая свой организм к перегрузкам. Чтобы быть готовым к полету мы проведем тренировку. У нас нет центрифуг, но мы можем организовать сами.
-Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Разложить обручи. Дети встают в обручи.
Состязание "Центрифуга" звучит музыкальная композиция группы «Space»

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Я думаю, мы сможем отправиться в космос. А теперь вспомните и скажите, в чем еще трудность жизни на космическом корабле, какое состояние испытывают космонавты?
Ответы детей: Невесомость.
Воспитатель: Путь нам предстоит длинный, давайте перекусим. Присаживайтесь к столу. Перед вами еда. Выложите схему слова.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какую космическую еду нам приготовили ученые и врачи. В условиях невесомости трудно принимать пищу, чтобы она не улетела, не растеклась по кораблю, еду хранят в тюбиках.
На тюбиках нарисованы 1, 2 или 3 полоски. Вы должны, назвать пищу, в названии которой 1, 2 или 3 слога (работа по определению слогов в словах: суп, борщ, мясо, котлета, гуляш, кисель, компот, вода.)

Воспитатель: Приглашаю вас в полёт на планету Альфа-бета, которая находится в другой галактике. Прошу экипаж занять свои места на корабле, у вас написаны цифры занимайте соответствующее место.
Перед полетом все вместе произносим чистоговорку: Мы летим все на планету, на планету Альфа бету. Космонавты не боятся и вперед к звезде стремятся. 3, 2, 1- Пуск! Поехали!
Звучит музыкальная композиция группы «Space»
Слайды
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами в солнечной системе: это наша галактика. В центре нашей галактики расположена большая звезда – Солнце. Вокруг Солнца движутся девять планет.


1. Первая, ближе всех к Солнцу расположена самая маленькая планета Меркурий. Днем здесь очень жарко, ночью – очень холодно. На этой планете нечем дышать. Ни один человек не ступал на планету Меркурий.


2.Следующая от Солнца планета Венера. На ней очень жарко. Ее сложно увидеть, так как она закрыта облаками.


3.Третья от Солнца планета, на ней живем мы с вами – это Земля. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь.


4. Четвертая от Солнца планета Марс – красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались.


5. Пятая самая большая планета – Юпитер состоит из жидкости и газа.


6. Планета Сатурн шестая от Солнца. Сатурн – красивая планета желто-оранжевого цвета, и кольцами камней и льда окружена она всегда.


7. Самые удаленные от Солнца планеты, а значит на них очень холодно и людям малоизвестные Уран изо льда и газа с полосками. Вращается лежа на боку.


8. Восьмая планета синего цвета – Нептун – больше Урана. Царит на ней вечно зима ледяная.


9. Дальше всех от Солнца находится Плутон. Это серая планета поменьше Нептуна.


Воспитатель: Вот мы прибыли на планету. Как вы думаете, что это за планета? Кого мы можем встретить на новой планете? Но, ведь земляне ничего не знают о планете Альфа-бета. Кто хочет пофантазировать и составить рассказ инопланетянина?
Рассказы детей. (каждый рассказывает о своей планете)


Воспитатель: Но инопланетяне ничего не знают о нас и нашей планете. Давайте им расскажем о ней, а помогут нам картинки.
Составление рассказа Землян о своей планете.
1. Какую форму имеет наша планета и как называется?


Дети: Наша планета Земля имеет форму шара.
2. Почему на Земле происходит смена времен года?


На нашей планете происходит смена времен года: зима, весна, лето и осень. Потому что Земля вращается вокруг Солнца.

3.Почему происходит смена дня и ночи?


На Земле происходит смена дня и ночи. Утром светит солнце, а ночью на небе появляются луна и звезды. Потому что Земля вращается вокруг своей оси.

4. Что есть на Земле?


На Земле есть горы, леса, реки и поля.

5. Кто обитает на нашей планете?


На нашей планете обитают звери, птицы, рыбы, насекомые.

6. Кто живет на планете?


На планете Земля живут дети разных национальностей. У них различный цвет кожи. И говорят они на разных языках.

Воспитатель: А сейчас давайте общаться в парах. Выйдет Землянин и инопланетянин. Вы должны дополнить рассказ друг друга (общение в диалоге.)
Игра "Скажи наоборот"
Землянин: У нас сейчас весна.
Инопланетянин: А у нас зима.
Землянин: У нас наступил день.
Инопланетянин: А у нас ночь.
Игра «Хвастунишки» А теперь похвастаемся
Землянин: Наша планета красивая,
Инопланетянин: а наша еще красивее.
Землянин: У нас моря глубокие,
Инопланетянин: а у нас еще глубже
Землянин: Наши горы высокие,
Инопланетянин : а у нас - выше.
Землянин: Наш хлеб вкусный,
Инопланетянин: а у нас вкуснее.
Землянин: Наши реки чистые,
Инопланетянин : а наши чище.
Землянин: Наши солдаты смелые,
Инопланетянин : а наши смелее.
Воспитатель: Инопланетяне и Земляне подружились. И сейчас мы придумаем, как лучше сохранить в памяти эту встречу двух миров.
Дети предлагают.
Давайте представим себя теплыми космическими лучиками.
" Космические лучики" (дети встают в круг, протягивают правую руку в центр, касаясь слегка пальцами друг друга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым космическим лучиком.) Звучит музыкальная композиция группы «Space»,
Воспитатель: Нам пора прощаться и возвращаться на родную Землю. До свидания! Занимайте свои места на корабле, мы отправляемся в путь! Три, два, один –Пуск! Звучит музыкальная композиция группы «Space».

МБДОУ детский сад №156

Конспект занятия
По познавательному развитию
В старшей группе на тему:
«Покорение космоса»

Выполнила:
Кузнецова Ольга Юрьевна
Воспитатель старшей группы
город Тверь

2016 год
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Покорение космоса».
Кузнецова Ольга Юрьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 156. Первая квалификационная категория.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция с другими областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание:
Расширить представление детей старшего дошкольного возраста о космических полетах.
Познакомить их с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики,- К.Э. Циолковским, С.П. Королевым.
Закрепить знания детей 6-го года жизни о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
Подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию того, что летчиком-космонавтом может быть только здоровый, тренированный, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.
Воспитывать у детей интерес к космонавтике, чувство патриотизма и гражданственности через гордость за свою великую страну- Россию.
Структура:
Организационный момент: 0,5 минут.
часть: 4,5 минуты.
часть: 1 минута.
часть: 10 минут.
часть: 2 минуты.
часть: 5 минут.
Игровая мотивация (организационный момент): Отгадывание загадки о теме занятия.
часть: вступительное слово воспитателя о первых покорителях космоса;
часть: исполнение отрывка из песни А.Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был?» /запись/;
часть: рассказ воспитателя о первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине с чтением отрывка из рассказа В.Бороздина «Первый в космосе»;
часть: физкультурная минутка «Мы летим в космос»;
часть: создание коллективной работы «Далекий космос» аппликация.
Итог: Покорение космоса продолжается- создание альбома «О космосе».
Общее время: 23 минуты.
Резервное время: 1-2 минуты.
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
часть: правильные ответы детей на вопросы воспитателя;
часть: внимательное прослушивание отрывка из песни А. Пахмутовой о первом космонавте Земли, гражданине России - «Знаете, каким он парнем был?»;
часть: усвоение детьми материала познавательной беседы о Ю.А. Гагарине;
часть: точное и быстрое выполнение детьми команд воспитателя;
часть: создание красивой аппликационной картины «Далекий космос» для познавательной зоны старшей группы.
Организация детей:
часть: сбор детей в познавательной зоне (+ книжный уголок);
часть: свободная посадка на ковре;
часть: посадка на стульчики перед одним большим столом;
часть: свободное перемещение детей на ковре;
часть: посадка на стульчики за одним большим столом.
Оборудование: доска с магнитами, музыкальный центр, диск с записями песен и мелодий.
Демонстрационный материал: фотографии российских ученых- К.Э. Циолковского и С.П. Королева, первого космонавта Земли - Ю.А. Гагарина, собак, побывавших первыми в космосе - Белки и Стрелки, различных иллюстраций о космосе.
Раздаточный материал: заготовки звезд, планет, ракеты и ее частей, изображение космонавта.
Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о покорителях космоса (В. Гагарин «Грустная история Найденыша», Ю. Гагарин «Шла война», В. Терешкова «Старт корабля «Восток-6», А. Леонов «Шаги над планетой», Ю. Яковлев «Трое в космосе» и др.); рассматривание иллюстраций в книгах, картинок, репродукций с картин советских и российских художников о покорителях космоса, о далеком космосе; организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Космодром», «Юные исследователи космоса»; конструирование «Готовим ракету к полету»; оригами «Космонавт»; оформление выставки детских работ «12 апреля - День российской космонавтики»; организация выставки книг, пособий, альбомов и др. о космосе и космонавтах.

1 часть. Воспитатель: «Ребята! Человек с давних пор стремился в небо, он хотел летать высоко-высоко, как птицы, даже еще выше птиц...Но у него не было крыльев и тогда он стал изобретать летательные приборы. Какие?»
-Ответы детей (воздушные шары, дирижабли, аэропланы, аэростаты, вертолеты, самолеты и...шары-спутники, ракеты).
Догадайтесь, о каком летательном аппарате говорится в этой загадке:

Чудо-птица, алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету).

Кто же в России придумал первую ракету?
- Наш русский ученый и изобретатель из маленького городка Калуга Константин Эдуардович Циолковский. (Воспитатель показывает портрет ученого).
Он долгими вечерами наблюдал за звездами в телескоп, проводил расчеты, делал чертежи и... придумал ракету, но не успел ее сделать.
И только через много-много лет другой ученый-конструктор - Сергей Павлович Королев (воспитатель показывает портрет ученого) вместе со своими помощниками смог сконструировать и изготовить сначала первый космический спутник, в котором вокруг Земли летали собаки- Белка и Стрелка, а потом ракету, на которой 12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек.
Словесные:
-вступительное
слово педагога;
-вопросы-ответы;
-загадывание
загадки;
-краткий рассказ об ученых- изобретателях и первых полетах в космос.

2 часть. Воспитатель: «Кто же был первым космонавтом Земли?»- Ответы детей.
-Это был Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин России. (Воспитатель показывает портрет Ю.А. Гагарина. Звучит отрывок из песни А. Пахмутовой «Знаете каким он парнем был?»).

Словесные:
-вопрос-ответ. Наглядные:
-портрет, илл.

3 часть. Воспитатель: «Юрий Гагарин открыл людям дорогу в космос благодаря своему труду, упорству, летному мастерству. До 1960 года он служил военным летчиком в частях истребительной авиации Северного флота, затем был принят в отряд космонавтов, а через год стал его командиром.
День 12 апреля - стал всенародным праздником в честь летчиков- космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.»

В космической ракете Поет об этом песни
С названием «Восток» Весенняя капель:
Он первым на планете Навеки будут вместе
Подняться к звездам смог. Гагарин и апрель. /В.Степанов/.

Что чувствовал Ю.А. Гагарин во время своего первого в мире космического полета, что он пережил, мы узнаем из рассказа Виктора Бороздина «Первый в космосе». Послушайте внимательно. (см. в Приложении).
Словесные:
-краткий рассказ воспитателя;
-чтение отрывка из стихотворения о Ю.А. Гагарине;

Чтение рассказа; -вопросы-ответы.

4 часть. Воспитатель: «Ребята! Как вы думаете, каким должен быть космонавт?»
- Ответы детей. Воспитатель суммирует: «Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, мужественным, смелым, т.к. во время космического полета человек испытывает огромные физические и психические перегрузки. А если сбой системы или какие-то поломки на корабле... Космонавт должен быть ко всему готовым. Хотите проверить на выносливость себя, как будущих летчиков и космонавтов?» - Да, хотим.
Тогда займите и.п. на ковре для проведения физкультминутки

«Мы летим в космос».

Разомнем мы ручки, ножки
И побегаем немножко.
Полетим мы в темный космос
К самым дальним, дальним звездам.
(Дети выполняют под музыку и слова педагога).

Словесные:
-вопросы-ответы;
-суммирование
(подведение
итогов дискуссии);
-предложение.

5 часть. Воспитатель: «Ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Сегодня мы с вами должны закончить большую картину «Далекий космос». Она украсит нашу познавательную зону и весь месяц апрель пройдет под девизом: «Вперед! Снова к звездам!».
(Дети, под тихую музыку, выполняют коллективную аппликационную работу под общим названием «Далекий космос»).

Практические:
-изготовление отдельных частей для коллективной работы.

ИТОГ: Дети вместе с воспитателем радуются красивой картине. В конце занятия воспитатель говорит: «После Юрия Гагарина в космосе побывало уже 440 человек. Мы многих космонавтов помним. Это и Алексей Леонов, первый космонавт, который вышел в открытый космос, это и женщины космонавты Валентина Терешкова и Светлана Савицкая (показ портретов) и многие другие.»

В ряду десятилетий каждый год Но помним:
Мы метим новыми К звездам начался поход:
Космическими вехами. С гагаринского
Русского «Поехали!» А может быть кто-то и из вас, когда вырастет, тоже захочет стать летчиком, космонавтом или конструктором, будет сам летать, изобретать новые летательные аппараты, на которых люди смогут открыть новые планеты.
Задание: собираем наглядный материал для альбома «О космосе».
Словесные:
-подведение итогов познавательной беседы;
-предложение
на будущее;
-«дача» задания.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Е.А. Паникова, В.В. Инкина. Беседы о космосе. /Методическое пособие/.
М., ТЦ «Сфера», 2012.
2.О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом.
/Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/. М., ТЦ. «Сфера», 2001.
3.Наша Родина. /Пособие для воспитателей детского сада/.
Составители: Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. М., Просвещение, 1994.
4.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Автор-составитель Н.В. Лободина. Старшая группа.
Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
5.Ю.М. Нагибин. Рассказы о Гагарине, /сборник рассказов/.
М., изд-во «Детская литература», 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Виктор Бороздин.
Первый в космосе.
Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.
Тело стало вдруг невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать стало трудно.
А с Земли по радио уже спрашивали: «Как себя чувствуешь?» Надо ответить, но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рот. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь недаром перед полетом он столько тренировался.
- У меня все в порядке, все в порядке,- передал он,- лечу нормально. Чувствую себя хорошо.
Ракета дрожала. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту высоту, которую ей указали ученые.
И вдруг стало тихо - это перестал работать двигатель. Но корабль мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало все меньше. Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом, и тело его ничего не весит. Он поднял руку - она так и осталась приподнятой, поднял ногу - она не опускалась.
Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмотрел, а карандаша на месте нет: он плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было попробовать, ведь еда в космосе тоже ничего не весит, и, как знать, сможет ли он ее проглотить? А что, если в горле застрянет? На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. Ну а тут?
Пища у Гагарина была специальная, «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородиновый сок. Все проглотил.
Вот только тогда, когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху...

ЗАНЯТИЕ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА»

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-и с следовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цели : познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности .

Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения .

Материалы и оборудование: книги о космосе, портреты космонавтов, Белки и Стрелки; портреты учёных-конструкторов; видеоматериалы.

Музыкальное сопровождение: Песня «Межпланетный круизер».

1. Вводное слово воспитателя.

- Отгадайте загадку:

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд. (Ракета.)

Сегодня, 12 апреля, наша страна отмечает День Космонавтики. А кто такие космонавты? (Ответы детей)

2. Рассказ воспитателя о покорении космоса.

Пройдут годы, десятилетия, века, но этот день 12 апреля люди будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня - 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. В России мы отм е чаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множес т вом сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч лет. Ребята, а какой вы представляете себе Землю? (Ответы детей). На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешес т вия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год, а вокруг своей оси - за 24 часа.

Ребята, а вы знаете, что первую в мире ракету изобрел русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь. (Показать портрет К. Э. Циолковского) . Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И, только, через много лет, другой русский ученый - С. П. Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летала собачка, а потом, в 1961 году полетел человек. (Показать портрет С. П. Королева) Кто знает как звали этих собак? (Ответы детей). Посмотрите на них. (Показать иллюстрации с изображением Белки и Стрелки). Это Белка и Стрелка. Когда они благополучно вернулись на Землю, то к полёту стали готовить человека. Чтобы полететь в космос нужно много тренироваться, быть очень здоровым.

3. Физкультминутка «Космонавт».

В небе ясном солнце светит

Космонавт летит в ракете.

(Потягивания - руки вверх)

А в низу леса, поля –

Расстилается земля

(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны).

4. Рассказ воспитателя о космонавте Ю.А. Гагарине.

Ребята, а вы знаете как звали человека, который первым полетел в космос? (Ответы детей).

12 апреля 1961 года - день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. Этот день стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

В. Степанов

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в деревне Клушино Гжатского ра й она Смоленской области. В 1951 г. он с отличием окончил ремесленное училище, Чкаловское военное авиационное училище. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации, с 1960 г. в отряде космонавтов, а потом стал его командиром..

После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте. В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский района Смоленской области переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. Также имя Гагарина носят многие улицы и площади в городах, учебные заведения. Ему установлены памятники. Именем Гагарина назван кратер на Луне.

Да, это верно - не забудем

Ни малой мелочи о нём.

И жизнь его изучат люди

Всю - год за годом, день за днём.

Он вровень встал с грядущим веком. Но скорбь лишь глубже оттого,

Что до бессмертья своего

И он был смертным человеком.

В. Туркин

После Юрия Гагарина в космосе побывало 436 человек.

Конспект занятия по познанию в старшей группе.

Тема: «Покорение космоса».

Программное содержание:

    Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство.

    Познакомить с названиями планет солнечной системы.

    Рассказать о первом космонавте Юрии Гагарине.

    Объяснить значение космических исследований в наше время.

    Воспитывать уважение к трудной профессии космонавта.

Демонстрационный материал. Иллюстрации: космос, ночное небо, солнечная система, космический корабль, Ю. Гагарин, белка и стрелка, земля, скафандр, ракета, Валентина Терешкова.

Раздаточный материал. Звезды (3), треугольники(3), квадраты(3), круги(2), ½ листа А4 синего цвета.

Ход занятия:

Ребята, послушайте стихотворение и скажите о чем оно.

— Я хотел бы слетать на луну,

В неразгаданный мир окунуться.

И подобно красивому сну

К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далеких орбит,

Неизвестных всем нам измерений,

Где загадочный космос хранит

Много тайн необъятной вселенной.

(Стихотворение о космосе)

— Верно. А вы знаете, какой праздник к нам приближается? – День космонавтики.

— 12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса. В России мы отмечаем этот день «День космонавтики – первый полет человека в космос».

— Раньше, давным – давно, когда люди только начали узнавать Землю, они представляли ее повернутой чашей, которая стоит на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо – черепаха плавает в море – океан, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд.

— С тех пор прошло много лет. На нашей земле выросло много умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что земля – шар. (Показываю иллюстрацию).

— А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год, а вокруг своей оси за 24 часа.

— Вначале в космос полетели животные. А вы знаете, как их зовут? – Белка и стрелка (Показываю иллюстрацию).

— 12 апреля – полетел человек в космос. Как его зовут, вы знаете? – Юрий Гагарин (Показываю иллюстрацию).

— В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поют об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

— Вот такое стихотворение сочинили про Гагарина.

— Ученые определили, что в нашей Солнечной системе 9 планет.

1. Ближе всех к Солнцу расположена самая маленькая планета, ее поверхность каменная и пустынная, на планете нет воды и воздуха. Она называется – Меркурий.

2. А эта планета затянута облаками, на ней очень жарко. Это Венера.

3. Третья планета от Солнца, окрашена в разные цвета: голубой, синий, зеленый, коричневый, желтый, но больше всего синего и голубого цвета. Это планета – Земля.

4. Четвертая планета – красная планета, на ее поверхности углубления, похожие на пересохшие каналы. Это Марс.

5. Следующая планета самая большая, она состоит из жидкости и газа. Она называется – Юпитер.

6. А эта планета окружена кольцами. Называется она Сатурн.

7. Эта единственная планета, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета» — Уран.

8. Эта планета холодная и синяя. Это огромный шар, состоящий из газа и жидкости – Нептун.

9. Очень холодная, так как находится далеко от Солнца – Плутон.

— А чтобы запомнить названия планет и очередь нам поможет «Астрономическая считалка».

На земле жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

— В космос летали не только животные и Юрий Гагарин, но еще и женщина.

— Кто из вас знает, как её зовут? – Валентина Терешкова (Показываю иллюстрацию).

— Космонавты отправляются в космос в защитной форме, которая называется скафандр. Он защищает человека, который находится в космосе от жидкостей, газов и излучений. В комплект входят: оболочка, шлем, перчатки и ботинки (Показываю иллюстрацию).

— Ребята, а сейчас проходим за столы на свои места. Вы сейчас создадите свой космодром, на котором будут только ракеты.

— Сначала вы раскладываете на листе и смотрите, где, что будет располагаться, затем аккуратно убираете и начинаете клеить.

— Клей наносим на фигуру, начиная с середины и к углам.

— После того как закончите работу, берете и прицепляете ее к доске, а затем убираете свое рабочее место.

Методическая разработка занятия для детей шести лет по теме "Космос"

Космос – это интересно!

Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: методическая разработка занятия по теме «Космос» для детей шести лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.
Ход занятия
На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)


Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)


Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)


Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)


Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)


Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.


Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.


Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.


Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.


На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)


Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень - самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)


Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)
Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Ведущий: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)
(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос) »


Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)


Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... (спутник)


С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)


Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)


Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)


Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... (луна)


Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)


Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)


Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.
На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны
Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Задание: Сложите картинку-мозаику «Луноход» (Слайд №30)


Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
(ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей) .
Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)


Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)


Ребенок читает стихотворение
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)


Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей) .
А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей) . (Слайд №34)


Игра «Найди лишнее» (Слайд №35-36)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены: планета,


ракета,


скафандр,


спутник,


книга.


На втором слайде - шлем танкиста,


шлем космонавта,



луноход,
созвездие

Метеорит

На третьем слайде - космонавт,

Луна,


комета,


телефон,