В 1924 году были учреждены.

31 января 1924 года, проходящий в Москве Второй съезд Советов СССР, на правах высшего законодательного органа Союза Советских Социалистических Республик, утвердил основной закон этой новой страны. У СССР появилась первая Конституция.

Основополагающие принципы советской Конституции были определены и сформулированы В.И. Лениным еще в 1918 году. Они легли в основу первой Конституции РСФСР, разработка которой проходила под его непосредственным руководством.

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции.

10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции. Проект текста был разослан ЦИК в республики для рассмотрения и утверждения. После активной работы и оживленных споров, летом 1923 года проект Конституции был одобрен Пленумом ЦК РКП (б) и ЦИК СССР.

В окончательной редакции Конституция была единогласно утверждена II Всероссийским съездом Советов 31 января 1924 года. Она стала первой Конституцией СССР и вошла в историю как Конституция СССР 1924 года - первый основной закон СССР.

Она состояла из двух разделов: Декларации и Договора об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР были сформулированы принципы объединения республик (добровольность и равноправие), а также особый характер национальной политики Советского государства (здесь были изложены сугубо политические, но не юридические аспекты).

Главным достижением первой союзной Конституции СССР было закрепление и окончательное юридическое оформление образования СССР и разделение прав СССР и союзных республик. Также она дала исчерпывающий перечень предметов ведения Союза, к которым были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства.

Целью существования СССР объявлялось добровольное объединение республик, их равноправие, суверенитет, право вступления в Союз и выхода из него. Хотя построение органов власти и управления производилось с учетом многонационального характера СССР, все же основные функции высшей власти передавались в ведение Центра - в Москву.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

Первая Конституция СССР просуществовала 12 лет. Следующая Конституция СССР была создана уже при Сталине в 1936 году.

Владимир Ленин умер 21 января 1924 года. Сразу после этого встал вопрос – что делать с телом вождя? Предлагались самые разные варианты, при этом большинство членов Политбюро Компартии было против того, чтобы забальзамировать вождя мирового пролетариата.

Эксперимент над мертвецом

Первоначально тело Ленина пытались сохранить хотя бы на время прощания. Вождь должен был выглядеть как при жизни. С этой целью через аорту в его тело был введен спирт, формальдегид и глицерин.
С наступлением оттепели тело вождя стало покрываться трещинами. На встрече с членами Политбюро ученые Борис Збарский и Владимир Воробьев лоббировали идею химического бальзамирования, что позволило бы поддерживать Ильича в презентабельном состоянии в течение десятилетий.
План медиков был принят. Из тела Ленина вытащили внутренности, пропитали раствором формальдегида, который уничтожает грибки и бактерии. По всему телу были сделаны разрезы, чтобы оно лучше пропиталось бальзамом. С тех пор Ильича раз в два года помещают в ванну со специальным раствором из ацетата калия, глицерина и хлор-хинина, что позволяет и дальше сохранять его тело.

«Красное богостроительство»

Однако изначально идея бальзамирования поддержки у партийцев не нашла. Против нее выступили Лев Троцкий, Николай Бухарин и многие другие влиятельные члены Политбюро. По словам Троцкого, бальзамирование тела Ленина и его выставление на всеобщий показ будет напоминать культ церковных мощей. Почитание тела вождя пролетариата он назвал «безумием».
Как гласит советская историография, идею поместить вождя в саркофаг высказали «многочисленные трудящиеся и рядовые партийцы», официально же «народную позицию» озвучил Михаил Калинин.
Но большинство историков полагают, что идея принадлежала Иосифу Сталину. Корни ее лежат в желании части большевиков создать новое «богостроительство» – коммунистическую религию победившего пролетариата, со своими «мощами» и «святыми». В итоге было решено пойти «навстречу пожеланиям трудящимся всего Советского Союза».

Заморозка Ленина

Бальзамирование было далеко не единственным вариантом, обсуждавшимся в партии. Одной из альтернатив была заморозка тела. По словам историка Евгения Антонюка, автор идеи Леонид Красин предполагал, что рано или поздно наука научится воскрешать замороженных людей, а значит, Ильича можно будет вернуть к жизни.
Ныне такие технологии уже не кажутся чем-то сверхфантастическим. Социолог и футуролог Валерия Удалова отмечает, что замороженного человека необходимо хранить при температуре 130 градусов. В свою очередь, кандидат медицинских наук Андрей Степанов подчеркивает, что была теоретическая возможность заморозки Ленина, а затем его клонирования, как сейчас пытаются клонировать мамонтов.

Кремация

Вместо бальзамирования Ленина могли кремировать. Тем более что сам Ильич в 1919 году подписал декрет о предпочтительности кремации покойных. Это нашло поддержку у Троцкого.
Таким образом, Ленина бы кремировали, а прах захоронили в Кремлевской стене. Там же сейчас покоятся Максим Горький, Валерий Чкалов Сергей Королев, а также видные члены партии.

Предать земле

В 80-е годы историком Акимом Арутюновым было распространено якобы завещание Ленина, который просил похоронить его рядом с матерью. Между тем вождь еще при жизни был отлучен от церкви и подвержен анафеме, что лишает его возможности предания земле по христианским традициям.
Тем не менее, традиционное погребение у советских вождений практиковалось. В некрополе у кремлевской стены покоятся Иосиф Сталин, Яков Свердлов, Леонид Брежнев, Юрий Андропов. Там же похоронены революционеры – жертвы боев декабря 1917 года в Москве. Вместо бальзамирования в землю могли положить и Ленина.

Сакральное тело

Появился бы в СССР культ поклонения Ленину, если бы его тело не было забальзамировано и выставлено на всеобщее обозрение как главная реликвия первого социалистического государства? Вряд ли. Так, антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли Алексей Юрчак отмечает, что фигура вождя выходила далеко за рамки одной лишь политики, а его тело, лежавшее в центре столицы, было символом социалистических идей, на которых строилось государство.
Похороненный, замороженный или кремированный Ленин, таким образом, терял бы свой сакральный смысл. Посему культ, может быть, и существовал, но в гораздо меньших масштабах.

Импортозамещение по-советски означало НЕ КУПИТЬ В ДРУГОМ МЕСТЕ, А ПРОИЗВЕСТИ САМИМ!

1 ноября 1924 года из сборочного цеха вышел первый в СССР автомобиль собранный полностью из отечественных материалов АМО -Ф-15
Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе был создан еще в 1896 году. Однако отечественная автомобильная промышленность до самой первой мировой войны не пользовалась государственной поддержкой и потому российские автомобили «Руссо-Балт», «Лесснер» и «Пузырёв» составляли лишь 3% от общего числа автомашин, встречавшихся на дорогах нашей империи.Лишь к 1916 году, ввиду острой нехватки автомобилей, правительство предприняло серьёзные усилия по созданию национального автомобилестроения. Из казны были выделены серьезные средства для строительства шести автомобильных заводов: АМО в Москве (ныне – ЗиЛ), РБВЗ в Филях, Русский Рено в Рыбинске (ныне – НПО «Сатурн»), завода В. А. Лебедева (в настоящее время Ярославский моторный завод) в Ярославле, Аксай в Ростове-на-Дону и Бекос в Мытищах.
До революции успели достроить лишь московский АМО. Поэтому-то именно на нём и началось производство первых серийных советских автомобилей. Ещё в том же 1916 году тогдашними владельцами завода братьями Рябушинскими в качестве базовой модели грузовика для нужд Императорской армии был выбран Fiat 15 Теr образца 1912 года, хорошо зарекомендовавший себя в условиях ливийского бездорожья во время Итало-турецкой войны. Фиат 15 Тер представлял собой двухосный заднеприводной грузовой автомобиль полуторатонной грузоподъёмности.
Такие автомобили в большом количестве имелись в России, и на их базе на Путиловском заводе даже создавали лёгкие пулемётные броневики. Строительство завода АМО «Кузнецов, Рябушинские и Ко» началось 2 августа 1916 года, а выпуск готовой продукции завод начал уже в марте 1917 года. До весны 1918 года он успел собрать 1317 автомобилей. Однако после этого ввезенные до революции машинокомплекты закончились, и сборка приостановилась. Лишь в 1923 году, когда Советскую Россию начали одна за другой признавать разные страны, советское правительство обратилось к итальянцам с предложением о возобновлении сотрудничества.
К тому времени на Фиате готовились к замене модели 15 Теr на более совершенный Fiat 505, и поэтому итальянцы легко согласились на поставку технической документации для снимаемой с производства модели. После доработки этой документации получился значительно «обрусевший» грузовик, названный АМО-Ф-15. Длина автомобиля при 3070-миллиметровой колёсной базе составляла 5050 мм. Ширина была равна 1710 мм, а высота при 245-миллиметровом дорожном просвете достигала 2250 миллиметров.
В качестве силовой установки в автомобиле использовался однорядный Почтовый АМО-Ф-15четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель Ф-15 с вертикальным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов. При 100-миллиметровом диаметре цилиндра и 140-миллиметровом ходе поршня рабочий объём двигателя составлял 4398 куб см. При 1400 оборотах в минуту двигатель, имевший четырёхкратную степень сжатия, развивал мощность, равную 35 лошадиным силам. Максимальная скорость автомобиля составляла 50 км/ч, средняя скорость движения по щебеночному шоссе - 30 км/ч, по грунтовым дорогам - 15 км/ч.
Пуск двигателя осуществлялся при помощи «кривого стартера» - заводной рукоятки. Вместо генератора искру зажигания вырабатывало магнето, а шестивольтовый аккумулятор служил лишь для питания фар. Энергии этого аккумулятора не хватало даже для звукового сигнала, и потому в АМО-Ф-15 комплектовался клизмоподобным ручным клаксоном.
Питание двигателя топливом из расположенного под капотом 70-литрового бензобака к карбюратору двигателя осуществлялось самотёком. Охлаждение двигателя было воздушным. Для создания потока охлаждающего воздуха вместо вентилятора использовался маховик двигателя, к которому крепились вентиляторные лопатки.
Трансмиссия автомобиля состояла из 41-дискового мокрого сцепления, механической четырёхступенчатой коробки передач и главной передачи. Крутящий момент на задний мост передавался с помощью карданного вала. Колеса имели стальные диски и шины размером 880 Х 185 мм. Передняя и задняя зависимые подвески автомобиля состояли из продольно расположенных полуэллиптических рессор. На переднем мосту устанавливались односкатные колёса, на заднем же они были двускатными, то есть, сдвоенными, что обеспечивало низкое (3,2 кгс/см2) удельное давление на грунт и, как следствие, весьма высокую проходимость.
Сборку первой машины завершили в ночь на 1 ноября 1924 года, а 6 ноября закончили сборку первой партии из 10 автомобилей, три из которых на следующий день проследовали Грузовик АМО-Ф-15с колонной демонстрантов завода АМО по Красной площади. Только что построенные машины решили испытать в трудных условиях автопробега по маршруту Москва - Ленинград - Смоленск - Москва. В полдень 25 ноября с Красной площади столицы стартовали три грузовика АМО-Ф-15 с заводскими номерами 1, 8 и 10. Весь маршрут в две тысячи километров автомобили прошли без поломок за 62 часа 29 минут со средней скоростью 32 км/ч. Автомобиль мог преодолевать подъёмы крутизной до 12°, двигаться по косогору с креном до 10°, преодолевать канавы шириной до 0,4 м и броды с твердым грунтом глубиной до 0,6 м.
И ножной, и ручной тормоза имели колодочные механизмы и механический привод. Первый воздействовал на карданную передачу, второй - на задние колеса. Однако тормозные колодки не имели фрикционных накладок и, быстро стираясь, требовали частой замены целиком. Машины первых выпусков имели двухместную деревянную кабину с брезентовым тентом и деревянную платформу с тремя открывающимися бортами. Позднее перешли к цельнодеревянной кабине, но боковые двери оставались неостеклёнными. Рычаг стояночного тормоза перенесли в кабину, механизм рулевого управления упростили, поставили сухое двухдисковое сцепление, а бензобак опустили ниже двигателя, применив вакуумный бензонасос.
Минимальный радиус поворота по наружной колее не превышал 7,2 м, и потому автомобиль мог сравнительно легко маневрировать среди ломовых телег и извозчичьих пролёток. Машины АМО-Ф-15 отличались большой прочностью, надежно работали на любых дорогах в разных погодных условиях. Но были у них и недостатки. Кабина на автомобилях первой серии плохо защищала от непогоды – машину сильно трясло, особенно при движении порожняком или с малой нагрузкой. Кроме того, многие водители жаловались, что из-за неудобной посадки у них болит позвоночник.
Автомобили АМО-Ф-15 строили с 1924 по 1931 год. За семь лет было построено 6383 автомобиля этой марки. Автомобили, выпускавшиеся в 1924-1926 годах можно условно назвать первой серией. Их было выпущено 446 экземпляров. В 1927-1928 выпускались автомобили второй серии, которых было выпущено 750 штук, а в 1928-1931 с конвейера (кстати, первого в СССР конвейера) сошли 5187 машин третьей серии. На грузовиках последней серии наконец установили более ёмкий аккумулятор, электростартер и электрический звуковой сигнал, но при этом вернулись к подаче топлива в карбюратор самотеком, как это было в машинах первой серии – вакуумный бензонасос оказался малонадежным.
На базе АМО-Ф-15 строили не только грузовики, но и пассажирские автобусы и даже легковые автомобили. Шасси АМО-Ф-15 вошло в основу бронеавтомобиля БА-27 , а многие его детали использовались при создании первого серийного советского танка Т-18 (МС-1) .
До наших дней сохранились лишь два экземпляра АМО-Ф-15. Один из них хранится на ЗИЛе, а другой - пожарная модификация - демонстрируется в Политехническом музее.

Горе и радость

Печальная весть приходит из подмосковных Горок: там умирает 53-летний Владимир Ленин. По официальной версии - от атеросклероза сосудов «на почве преждевременного их изнашивания». Прощание шло пять дней, пять ночей, а потом… «Вовек такого бесценного груза ещё не несли океаны наши, как гроб этот красный, к Дому Союзов, плывущий на спинах рыданий и маршей». В страшный мороз тело вождя мирового пролетариата укладывают в специально построенный мавзолей на Красной площади.

По этому случаю Петроград становится Ленинградом, чуть позже партийцы вспоминают о заслугах верного ленинца Якова Свердлова и его именем называют Екатеринбург.

У Сергея Есенина и переводчица Надежды Вольпин родился сыночек Сашенька. Отец, однако, все чаще тоскует, из его стихов рвутся пронзительные нотки:

«Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать».

Впрочем, многие жители Страны Советов преисполнены оптимизма. Как, например, кинематографисты, создавшие картину под названием «Всем на радость». Ее краткое содержание: вернувший в село демобилизованный красноармеец наладил кооперативную торговлю и полностью вытеснил кулака. Возможно, занятной получилась и другая лента «Слесарь и канцлер», снятая по мотивам пьесы наркома просвещения Анатолия Луначарского «Канцлер и слесарь». Действие картины происходит в вымышленной Нордландии, которая воюет с такой же придуманной Галиканией, где происходит… Правильно, революция!

Есть и другой повод для радости: в Москве открыт Театр Сатиры. Одним из первых его спектаклей был «Национализация женщин». Интересно, о чем он?

Валерий Бурт

Василий Иванович поручил Петьке написать объявление о том, что во вторник состоится партийное собрание. Петька спрашивает: - Как пишется: фторн… Василий Иванович поручил Петьке написать объявление о том, что во вторник состоится партийное собрание. Петька спрашивает: - Как пишется: фторниг или фторник? - Посмотри в словаре. Через час Петька приносит объявление и читает: "Днем раньше среды состоится партийное собрание". Чапаев: - А что, в словаре слова "фторник" нет? - А там на "ф" только "фуфайка" и "флаг". Тип: Садисткие стишки

Однажды две девочки пошли купаться на реку. Но пошли ночью, потому что проспорили мальчикам в карточной игре. Одна девочка испугалась и не пошла, а… Однажды две девочки пошли купаться на реку. Но пошли ночью, потому что проспорили мальчикам в карточной игре. Одна девочка испугалась и не пошла, а вторая сказала: - Ты что, боишься? Ха-ха! Это же всего лишь спор. Ничего не случится! Пришла она к реке и сидит. Купаться боится. Ровно в полночь выходит из воды маленькая девочка. И говорит: - Что же ты не пошла с подругой? Я тебя давно жду. - И как сверкнет своими глазами. На следующий день ту девочку нашли в воде, а у нее вместо своих глаз... зеленые глаза.

оценок: 0
Тип:

И Большой Лубянки Введенской церкви, освободившееся место получило название площади Воровского .

Родились

  • 14 января - Крылов Сергей Иванович , русский советский живописец (ум. в ).
  • 15 января - Варичев Иван Михайлович , русский советский живописец-пейзажист, народный художник Российской Федерации .
  • 2 апреля - Кравченко-Бувалец Валентина Алексеевна , советский живописец (ум. в ).
  • 5 апреля - Домашников Борис Федорович , советский живописец, Народный художник СССР (ум. в ).
  • 22 апреля - Наседкин Анатолий Леонидович , народный художник Украины (ум. в ).
  • 28 июня - Сидур Вадим Абрамович , советский художник и скульптор (ум. в ).
  • 4 июля - Скориков Юрий Иванович Заслуженный художник Российской Федерации (ум. в ).
  • 6 августа - Коростелёв Пётр Гурьевич , русский советский живописец, Народный художник Российской Федерации .
  • 26 августа - Ломакин Олег Леонидович , русский советский живописец и график, Заслуженный художник РСФСР (ум. в ).
  • 26 сентября - Фролов Сергей Кузьмич , русский советский живописец и график (ум. в ).
  • 2 октября - Молтенинов Константин Георгиевич , русский советский живописец.
  • 11 декабря - Хачатрян Захар Авакович Заслуженный художник Российской Федерации .
  • 18 декабря - Фурманков Николай Алексеевич , российский советский живописец (ум. в ).
  • 23 декабря - Савостьянов Фёдор Васильевич , российский советский живописец, Заслуженный художник Российской Федерации .

Скончались

  • 25 мая - Попова Любовь Сергеевна , русский советский живописец (род. в ).
  • 26 октября - Маковский Александр Владимирович , русский живописец, график, член Товарищества передвижных художественных выставок , академик и профессор Императорской Академии художеств (род. в ).
  • 24 декабря - Клевер Юлий Юльевич , русский живописец и педагог (род. в ).
  • 28 декабря - Леон Бакст (настоящее имя - Лейб-Ха́им Изра́илевич , или Лев Само́йлович Ро́зенберг ), российский живописец, сценограф, книжный иллюстратор, участник объединения «Мир искусства » и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева , с 1907 живший преимущественно во Франции (род. в ).

Напишите отзыв о статье "1924 год в истории изобразительного искусства СССР"

Примечания

Источники

  • Каталог VI выставки картин «Революция, быт и труд» . М., АХРР, 1924.
  • Каталог выставки группы художников «Мир искусства» . Петроград, Общество «Долой неграмотность», 1924.
  • Каталог отчетной выставки работ студентов и продукции производственного бюро Ленинградской Академии художеств . Л., 1924.
  • Памяти вождя. Конкурс проектов памятника тов. Ленину на площади у Финляндского вокзала . Л., «Красная панорама», 1924, № 17 (35). С.8.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.1. М., Искусство, 1970.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.2. М., Искусство, 1972.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.1. М., Искусство, 1983.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.2. СПб., 1995.
  • Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 - 1980s. London, Izomar Limited, 1998.
  • Иванов С. В. Хронология // Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.380.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915-2005. СПб., Первоцвет, 2007.

Отрывок, характеризующий 1924 год в истории изобразительного искусства СССР

Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.