Как научить ребенка правилам чтения по английски. Как хорошо уметь читать…(что делать, чтобы научить ребенка читать по-английски)

Многие родители понимают, что английский очень пригодится ребенку в будущем. И не только для того, чтобы уметь изъясняться в другой стране. Второй язык прежде всего откроет им больше возможностей в работе и серьезно повлияет на карьерный рост. Поэтому сейчас многие детки изучают его как только более и менее освоятся с родной речью, а то и раньше.

В связи с этим перед педагогами и родителями встает вопрос как научить ребенка читать по-английски . Здесь существует два основных подхода - фономатический (звуковой) и визуальный (чтение целыми словами). В обоих родители и преподаватели сталкиваются с определенными трудностями. Рассмотрим преимущества и недостатки этих способов и попробуем понять какой же все-таки лучше использовать.

Фономатическое чтение

Этот метод всем нам знаком. Он достаточно долго использовался для изучения английского в школах. В нем освоение языка начинается с букв и транскрипций к ним, причем у одной буквы может быть несколько вариантов произношения, соответственно несколько транскрипций. Чтение здесь начинается со слов, отрабатывающих пройденные варианты произношения гласных. В этом-то и минус, ведь слова эти часто не из очень активной лексики, а их нужно запоминать много, чтобы отработать все правила и исключения. В результате ребенку приходится перерабатывать большой объем информации, причем такой, которая ему вряд ли пригодится в ближайшее время. Фономатическое чтение - более долгий процесс, чем визуальное. Ребенок, пройдя больше половины учебника, может воспроизвести только две строчки слов, не связанных между собой смыслом, то есть он все еще не в состоянии прочесть текст.

Но есть в этом методе большое преимущество, которое не дает визуальный способ - по окончании года такого обучения дети уже знают знаки транскрипции и правила чтения.

Визуализация

Чтение целыми словами или метод визуализации сейчас можно встретить во многих учебниках современных авторов коммуникативных методик. Его активно начали внедрять в школы. В связи с этим у родителей, которые с детства привыкли к другому подходу, он вызывает много вопросов, поскольку такой способ не предполагает фономатического изучения слов. Взрослые удивляются: как могут ребенку задавать текст, если он не знает правил чтения и транскрипций.

Как научить ребенка читать по-английски таким способом? В визуальном методе ребенок воспринимает на слух и повторяет за учителем. Буквы здесь учат вместе со словами, на которые они начинаются, то есть дается буква и ее визуальный образ - слово, картинка. Ребенок должен запомнить, что вот это слово (эта картинка) произносится именно так, не смотря на то, что какая-нибудь буква в нем может называться в алфавите по-другому. Например, малыш видит на картинке кроватку и запоминает соответствующее слово «bed». При этом он не особо вдается в подробности, почему английская «e» читается здесь как «э», а не «и», как называется в алфавите. Когда дети доходят до конца, получается, что они уже знают по одному слову на каждую букву, то есть столько слов, сколько букв в алфавите. Это первые шаги обучения чтению методом визуализации.

Еще один плюс метода визуализации - осмысленное чтение. После пары недель изучения английского ребенок способен прочитать диалог, он сразу же видит результат, у него повышается мотивация. Это не те долгие занудные занятия фономатического метода, где на одно и тоже правило читаются слова через запятую, и ребенок не может толком воспроизвести какой-то более и менее объемный, связанный по смыслу текст. А навык чтения очень важен, так как дает навык осмысленной, разговорной речи.

С помощью визуализации дети учатся прежде всего полезным стратегиям - читать по ключевым словам. То есть ребенок может предугадывать какое слово в тексте будет дальше. Он знает, что после «I» часто идет «am», после «my name» идет «is». Малыш не будет уже задумываться как читается буковка «i», потому что он это просто знает. Такой навык очень важен для беглого чтения в будущем.

Многие представители «старой школы» против метода визуализации. Они считают, что нужно читать осмысленно - понимать, почему в конкретном случае употребляется именно этот звук, а не другой. Минус этого способа обучения как раз в том, что ребенок может путать слова, похожие по написанию, но отличающиеся, скажем, на одну букву. Он воспринимает слово как цельную единицу и когда попадается новая лексика, он просто не знает как ее прочесть. А так как малыш не имеет представления о транскрипции, то не может обратиться за помощью и к словарю. Ребенок не знает элементарных правил чтения, он может только догадываться. Возникают сложности: например, малыш не понимает задание на английском языке в учебнике, если там есть не знакомая ему лексика. К средней школе после изучения методом визуализации начинает страдать чтение.

Какой метод выбрать

Не впадайте в крайности. Не надо читать очень долго по каким-то правилам - ребенок должен понимать, что в английском много исключений и их все равно нужно будет учить наизусть, знать как они выглядят и как произносятся. Также не нужно давать только цельный образ слова, не вдаваясь в детали почему здесь буквы читаются именно так, а не иначе.

Метод визуализации эффективнее применять на слова-исключения, особенно когда идет буквенный период - дети еще изучают алфавит и могут запомнить много часто употребляемой лексики, не теряя времени на правила. Но в то же время нужно давать некоторый буквенно-фонетический анализ, чтобы ребенок не путал слова в будущем. Это можно делать с помощью определенных заданий, например, вставить пропущенные буквы в слова. Здесь ребенок уже будет выделяет буквы, то есть делить слова, не воспринимая их как целую картинку. Другое задание - правильно соединить перемешанные между собой части слов. В данном случае вводятся элементы звуко-буквенного анализа. И обязательно нужно давать упражнения с сочетаниями букв, которые произносятся определенным образом, например, «sh», «ch» и так далее. Это позволит автоматизировать чтение и намного облегчит восприятие новых слов.

Есть ли смысл давать правила чтения? Да, есть, но не сразу. Ребенку обязательно понадобятся транскрипция и понимание правил, но чуть позже - примерно в третьем классе. Но затягивать с этим тоже не нужно.

Если в вашей школе применяется визуальный метод, то дома давайте ребенку задания, описанные выше. Если фономатический - учите с помощью картинок. Во втором случае старайтесь правильно произносить слова. Очень важно, чтобы ребенок запомнил их не только зрительно, но и на слух, иначе верно читать и произносить тексты он не сможет, так как не знает правил чтения.

Помните, при грамотном сочетании фономатического и визуального методов можно получить намного лучшие результаты, чем используя только один из них.

И легко, достаточно часто на это уходит несколько месяцев, и в процесс обучения вовлекаются все члены семьи. Если родители задались целью привить своему ребенку навыки иностранного чтения и у них есть некоторые базовые знания языка, то они сами вполне способны . Чтение - весьма важная составляющая знания иностранного языка. Умение читать на английском языке, несомненно, пригодится вашему ребенку:

  • для эффективного овладения разнообразной информацией и расширения кругозора;
  • будет благоприятствовать активному погружению в языковое пространство, овладению навыками разговорной речи, письма и аудирования;
  • расширит словарный запас, а также сферу их употребления, будет способствовать закреплению пройденных слов.

Известно, что благоприобретенные навыки чтения по-английски сохраняются на протяжении нескольких лет - даже при отсутствии практики.

Обучению чтению по-английски необходимо уделять отдельное внимание, а не только время, оставшееся от упражнений на разговорную речь. При этом следует учесть некоторые нюансы:

  1. После того как ребенок уже ознакомлен с навыками чтения вообще - ему будет легче научиться читать и по-английски. Если он умеет складывать буквы, а также читает на своем родном языке хотя бы по слогам - можно приступать к иностранному чтению. Обучение будет протекать естественно, и результат закрепится надолго.
  2. До того как начать учиться читать, нужно, чтобы ребенок выучил на слух некоторое количество слов по-английски и понимал их значение.
  3. Сначала необходимо некоторое время заниматься развитием устной речи, особенно если вы еще вообще не приступали к освоению чтения на родном языке. Если же ребенок начал осваивать чтение в садике или школе или ему скоро предстоит этим заняться, можно одновременно начинать учиться и говорить, и читать по-английски.

Специалисты советуют сначала выучить, как произносится слово, а затем уже изучать, как оно пишется. Это будет полезно для произношения и для чтения.

С чего начать

Сначала необходимо выучить английский алфавит - изучаем английские буквы, причем необязательно в алфавитном порядке. Начинаем с букв, которые встречаются в уже знакомых ребенку английских словах. Буквы и звуки можно учить с помощью карточек, кубиков, находить их в книжке, рисовать на бумаге.

Для того чтобы выучить алфавит:

  1. Изучаем по несколько букв – запоминаем, как буквы читаются и пишутся, употребляем их в словах.
  2. Отмечаем, что отдельные буквы в алфавите и в употребляемом слове могут звучать по-разному – осваиваем звуки, которые они передают. Не стоит требовать от ребенка, чтобы он запомнил все звуки за короткое время, достаточно сначала выучить основные гласные, а также согласные. В процессе обучения он постепенно ознакомится с разными вариантами звучания. Могут возникать некоторые сложности с буквами, которые по написанию совпадают с буквами русского и читаются в английском языке по-другому (P, H, C и некоторые другие), а также с некоторыми сочетаниями согласных (sh, th). Не нужно торопиться - понимание закономерностей может прийти к ребенку с течением времени.

Так как произношение отдельных букв в английском языке в разных словах отличается, то для того, чтобы ребенок естественным образом учился их произносить, начинать нужно с простых и односложных слов, действуя по принципу «от простого – к сложному». Выученные буквы нужно закрепить в игровой форме – складывать звуки в короткие слова.

Далее потребуется плавно перейти к чтению более сложных слов, чтобы ребенок прочитывал целое слово и полностью его запоминал. Необходимо проследить за правильностью произношения. Можно при этом использовать аудиозаписи к упражнениям. Ребенок может читать и произносить слова вместе с вами или диктором. Очень важными являются регулярные тренировки под контролем родителей (или репетитора), а также достаточное количество упражнений.

Для эффективного обучения нужно, чтобы ребенок понимал то, о чем читает. Постарайтесь контролировать понимание значений слов, текста. Пусть ребенок рассказывает, о чем он читал. Если же он не понял смысла предложения, пусть переводит с вами вместе по словам.

Перед тем как приступить к чтению, напоминайте ребенку, чтобы он постарался понять смысл прочитанного текста. Со временем после таких упражнений дети начинают хотя бы частично понимать смысл пройденного материала, а далее уже и нюансы. При этом не стремитесь к ускорению темпа чтения, сначала нужно отработать правильное прочтение и хорошее английское произношение слов. Скорость чтения сама по себе не важна, а имеет значение только в связке с пониманием прочитанного.

Вспомогательные материалы

Существует достаточно большое количество разнообразных методических пособий, материалов, упражнений, с помощью которых можно обучить ребенка чтению по-английски.

Вам могут понадобиться:

  • английский алфавит в картинках;
  • карточки для изучения английских букв и слов;
  • магнитная азбука, кубики;
  • бумажные английские карточки (flash cards) – их можно купить или скачать в интернете;
  • развивающие раскраски с буквами и слогами;
  • рабочие тетради для обучения чтению – с увлекательными заданиями, развивающими мышление и память;
  • детские книжки на английском языке – желательно, с множеством картинок, напечатанные крупным шрифтом, с простыми для понимания текстами.

Кроме того, существует множество компьютерных и настольных игр для изучения английского алфавита и обучения чтению, видео-уроки, целые серии развивающих мультфильмов для изучения языка, а также обучения чтению в увлекательной форме. Многие дети с большим удовольствием наблюдают за приключениями забавных персонажей, в игровой форме запоминают буквы, написание английских слов, учатся вместе с мультипликационными героями читать по слогам, и по словам целиком. Это достаточно весомое подспорье для вечно занятых родителей. Можно развесить карточки с английскими словами, написанными крупными буквами, по квартире, и периодически менять тематику.

Песенки, стишки, загадки на английском обязательно пригодятся в изучении языка. Они не только помогут в ребенка и расширении его словарного запаса, а еще и поспособствуют в понимании грамматических конструкций. Пока ребенок еще не научился читать по-английски, это можете делать для него вы, выбирая несложные и занимательные тексты.

Как заинтересовать ребенка в обучении

Движущая сила любого обучения – это интерес. Постарайтесь с раннего возраста привить ребенку любовь к познанию. От взрослого требуется ненавязчиво и незаметно подтолкнуть свое чадо в нужном направлении. Не стоит требовать много в первые несколько месяцев. Ребенку нужно дать освоиться с новым для него направлением. Весьма эффективен коммуникативный игровой подход. Обучение чтению происходит в форме увлекательной игры, с помощью наблюдения и ассоциаций. Очень важны позитивные эмоции и отсутствие упреков за ошибки. Если не получилось - ничего страшного, будем разбираться вместе, исправим ошибку и будем двигаться далее.

  • ненавязчиво ориентировать его в обучении, а также всячески поддерживать;
  • не заострять внимание на ошибках, не одергивать, а направлять и помогать разобраться;
  • не принуждать к учебе, а подстраиваться под настроение ребенка;
  • его даже за небольшие достижения;
  • мотивировать ребенка способом вовлечения в игровой процесс обучения – так любые правила и закономерности чтения будут им осваиваться незаметно;
  • организовать процесс обучения в естественных условиях, комфортно и занимательно.

Существует миф, что книги в оригинале могут читать только знатоки английского. Но сегодня ты убедишься, что даже новичок способен осилить литературное произведение и понять его смысл (особенно, если это адаптированные книги на английском языке для начинающих). К тому же, на ты всегда можешь нажать на незнакомое слово и увидеть его перевод.

Почему так важно читать книги на начальном уровне?

  • Во-первых, чтение книг гарантирует более глубокое погружение в язык, чем тексты из учебников.
  • Во-вторых, это огромный плюс к самооценке и мотивации, что очень важно для дальнейшего изучения языка.
  • И, наконец, это одно из наиболее легких и интересных занятий, если подобрана подходящая литература.

Поэтому мы нашли для тебя лучшие адаптированные версии зарубежных произведений (просто переходи по ссылкам). Все книги переписаны профессиональными лингвистами и значительно сокращены: средний объем упрощенного варианта составляет примерно 10-20 страниц, что вполне реально прочитать за один вечер.

История о дружбе двух смышленых мышей из Франции и Великобритании, обеспокоенных судьбой культурного наследия Шекспира. В этой книге часто используется прямая речь, значит, в будущем у тебя не будет проблем с разговорным английским.

by Mark Twain (beginner - 7 pages)

Трудно найти того, кто не слышал о захватывающих приключениях Тома Сойера. А читать о них в оригинале еще веселее. Лексика рассказа подойдет даже тем, кто «вчера» начал учить английский.

by Sally M. Stockton (elementary - 6 pages)

Нестареющая повесть о храбром лучнике, который борется за справедливость. После прочтения книги можно посмотреть одну из многочисленных экранизаций.

by Andrew Mathews (elementary - 6 pages)

Прекрасный рассказ о девушке-подростке Сьюзи, живущей в тени своей более привлекательной подруги Донны. Сьюзи ненавидит свои веснушки и считает, что они делают ее некрасивой. Узнай, чем закончится история, и изменится ли отношение Сьюзи к самой себе.

by John Escott (elementary - 8 pages)

В нашей подборке нашлось место и для истории про призраков. У автора очень яркий стиль повествования, поэтому от рассказа сложно оторваться. Значит, ты запросто осилишь 8 страниц за один подход.

by Mark Twain (elementary - 9 pages)

Еще одно произведение Марка Твена в нашей подборке порадует тебя историей Гекльберри Финна. Отличный шанс вспомнить детство. Адаптированная версия этой детской книжки - настоящая находка для новичка!

Больше десяти страниц - успех! Простые книги на английском языке для начинающих

by Peter Benchley (elementary - 12 pages)

Адаптированная версия знаменитых «Челюстей» - романа о большой белой акуле, атакующей отдыхающих курортного городка (бррр, ужас!). Из-за длинных распространенных предложений книга может показаться сложной для уровня elementary, но мы верим, что 12 страниц для тебя не проблема.

by Lewis Carroll (elementary - 13 pages)

Замечательная возможность еще раз оказаться в Стране Чудес и узнать имена героев на английском языке. Книга читается очень быстро и легко - проверено на собственном опыте в начальной школе.

by Jack London (elementary - 15 pages)

Душещипательная история о жизни пса во времена золотой лихорадки. Книга заостряет внимание на отношении человека и животных. По-моему, это произведение одно из лучших в нашей подборке по сюжету и стилю написания.

by Roger Lancelyn Green (elementary - 16 pages)

Прекрасная возможность познакомиться с подвигами короля Артура и знаменитых рыцарей круглого стола. Добро пожаловать в эпоху английского Средневековья.

Для тех, кто настроен серьезно. Читаем книги на английском языке для начинающих

Вторая повесть Артура Конан Дойля, посвященная расследованиям Шерлока Холмса. В упрощенной версии произведения прекрасно сохранены красота повествования и таинственность этой детективной истории.

by Elizabeth Gaskell (pre-intermediate - 51 pages)

Роман «Север и Юг» описывает противостояние фабрикантов и аристократов во времена промышленной революции в Англии. Книга придется по душе не только поклонникам романтической классики в исполнении Джейн Остин, но и тем, кому нравятся исторические произведения.

Книги на английском с переводом для начинающих

Большинство родителей мечтает, чтобы ребенок с самого детства занимался английским. Это и полезно, и интересно – полученные знания не раз пригодятся в жизни. Но как правильно построить систему занятий, чтобы обилие знаний не вредило психике, а новая информация усваивалась грамотно?

Как самому научить ребенка читать по-английски

Трудно ли учить ребенка английскому, если вы совсем не педагог по образованию? Вовсе нет. Дело в том, что дети впитывают язык, словно губки, поэтому проблем возникнуть не должно. Главное – развить мотивацию и превратить её в дисциплину. Тогда малыш будет садиться за учебники с удовольствием, а привычка учиться закрепится надолго – детям это пригодится.

Методика занятий

Разумеется, что мозг ребенка устроен иначе, поэтому ни в коем случае не нагружайте его ни грамматикой, ни чтением. Начать лучше всего с повторения звуков – такое копирование, пусть даже и нелепое, даст хороший результат.

Ребенок должен прочувствовать язык, прежде чем вы перейдете к более активному его усвоению. Для этого важно, чтобы объяснения шли от близкого человека, члена семьи. Даже самое лучшее видео, где объясняется суть материала, не поможет так быстро, как мама или папа.

Существуют самые примитивные мультики для изучающих английский язык, где основная задача зрителя – просто копировать звуки. Ваша задача – просто мягко поправить малыша, если что-то пойдет не так, но он должен воспринять звуки сам.

Поэтапный план

1. Пальчиковые игры. Какие звуки издает пчела? Попробуйте показать её пальцами!

2. Окружите ребенка английским. Пьете чай? Скажите, как называется чайник, или стул, или печенье. Процесс пойдет гораздо быстрее, если перед началом изучения звуков ученик будет знать некоторые слова на английском. Вы же не начинали учить русский язык с чтения?

3. Сделайте «английский уголок». К примеру, пусть на одной из стен в детской висит плакат с алфавитом; как известно, каждую букву сопровождает яркая картинка. Вы можете играть возле этого плаката, время от времени показывая на картинку. Например, играете с ним машинками, а потом показываете на плакат: «Смотри, это машина. Знаешь, как будет машина по-английски?»

Это будет первыми шагами к изучению алфавита. Далее приобретите специальные кубики с буквами, карточки, раскраски; словом, вспомните, как вы развивали ребенка и учили его русскому языку, а теперь повторите то же, но с английским. Тогда буквы английского алфавита выучатся просто.

Главное – не привить ребенку отвращение к английскому. Следите за настроением малыша, старайтесь не заниматься тогда, когда он себя плохо чувствует – так вы только привьете неприязнь к языку, ведь в сознании прочно закрепится примитивная логическая цепочка «мне плохо – английский язык». Мы учим буквы только тогда, когда у ребенка хорошее настроение.

После того, как ваш ребенок научится распознавать буквы, можно переходить к слогам. Как же мы учимся читать на английском в этот период? Расскажите о гласных и согласных, поведайте историю о стране, в которой все буквы живут в разных домиках и ходят в гости друг к другу.

Слова – это последняя стадия. Но чтобы у ребенка не было проблем с чтением, необходимо освоить транскрипцию. Это здорово поможет ему в будущем, ведь тогда он научится понимать логику языка.

Ниже – подробная таблица с произношением звуков. Не упустите этот момент! Возможно, неизвестные «загогулины» вас пугают, но они очень легко учатся. К тому же, всегда можно придумать историю о том, как конкретная завитушка приняла именно такую форму. Транскрипция английских слов – это очень полезно.

Для того, чтобы успешно освоить чтение, вам не понадобятся замысловатые учебники и специальные книги для обучения чтению – разве что на более поздних этапах. Разыщите следующие материалы:

● карточки с буквами и картинками;
● кубики с английскими буквами для детей;
● английская азбука на постерах и в таблицах;
● сборник самых простых англоязычных мультиков – можно найти на любом видеохостинге;
● раскраски с алфавитом;
● английский букварь;
● пачка бумаги А4, разноцветные фломастеры и фантазия, если интересная идея (например, изобразить прописные буквы) появится прямо во время обучения.

На будущее следует распечатать простые прописи английских букв для детей, но не переходите к этому этапу, пока не начнете вплотную заниматься чтением.

Зрительные образы восхищают большинство детей, поэтому всегда легче нарисовать, чем долго рассказывать. Вспомните себя: возможно, вы не помните скучные лекции, но хотя бы опишете очертания кабинета, где вы учились; или же вы не запомните, что сказал вам официант, но отчетливо припомните, в чем он был одет и какую еду принес.

Например, если вам нужно выучить сложное для ребенка слово на букву «d» (например, «doll» – кукла), то нарисуйте красивую куклу, а затем ярко оформите само слово. Так оно закрепится зрительным образом.

Учить слова вам помогут картинки, специально подобранные по буквам. Например, если сегодня у вас по плану обучение детей чтению буквы «о», то вы можете специально ввести поисковый запрос «английские слова на букву» и распечатать или нарисовать легкие слова.

Для изучения многие выбирают простые слова на букву j (например, «jacket» – ассоциируется с аналогом «жакет») и слова на букву k (например, «koala» – все любят животных).

С какого возраста можно учить ребенка?

Специалисты склоняются к мысли, что лучше всего начинать учить малыша тогда, когда ему уже исполнилось два с половиной года.

Дело в том, что процесс формирования и закрепления родной речи уже будет завершен. Если начать раньше, то один язык будет «накладываться» на другой, и чистого произношения вы не добьетесь. После преодоления критической отметки можно смело приниматься за иностранный язык.

Подробное описание ситуации с точки зрения психолога и педагога описал в своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука. Почитайте, если будет свободное время. Откроете для себя много нового в обучении иностранному языку.

Правила чтения

Правила чтения в английском языке для детей начинаются со следующей базы:

● многие одинаковые звуки в разных словосочетаниях произносятся совершенно по-разному (например, буква «а» и буква «е») – в английском полно исключений;
● дифтонг – звук, состоящий из двух элементов, трифтонг состоит из трёх;
английские звуки не нужно «глушить» в конце, в большинстве случаев они произносятся звонко;
● если слово заканчивается открытым слогом, то последняя гласная буква не произносится, а вот в словах с последним закрытым слогом (слово оканчивается на согласную) конечная буква произносится.

Изучите, как читается «th» (можно сделать ассоциацию со змейкой), распечатывайте и показывайте как можно больше слов, содержащих этот звук. Не сидите над произношением слишком долго, идеально оно сформируется только при условии занятий с носителем или если вы часто смотрите обучающее видео на английском.

Иногда трудность вызывают слова на букву «g», потому что ребенок путается: как это читать – через «г» или через «дж»? К счастью, сейчас доступно много видео, где в форме песен изучаются сложные слова и разбирается проблема чтения сложных буквосочетаний в английском языке.

Будьте уверены, что многие слова ученик будет интуитивно читать правильно, если до этого он слушал много англоязычных видео. Исключения в английском есть, но иногда будет достаточно того, чтобы ребенок повторял слова за диктором, глядя на них – так он поймет логику языка. Данная методика еще называется коммуникативной. Согласно ей,ребенку не объясняются правила чтения, а он просто запоминается как пишется, произносится и переводится определенное слово.

Если требуется пояснить какой-то звук, обращайтесь к Международному фонетическому алфавиту (IPA) – там вы найдете много интересного. При изучении нового слова сразу же пишите его транскрипцию. Для этого полезно завести карманный словарик.