Карелия история названия. История карелии в доисторические и древние времена

В раннем средневековье для Карелы были характерны достаточно сильные пережитки родоплеменных отношений, но вместе с тем наличествовала и сложная социальная организация, дававшая существенные преимущества в противостоянии с другими народами. В отличие от выделившейся примерно в VI веке из состава карел ижоры, сохранившей чисто родоплеменное управление старейшинами, карелы уже к VII веку избирали себе князей, носивших специфический карельский титул валит. Выборные князья первоначально руководили только военными делами избравшего их населения и не были ни феодалами, ни суверенными государями, а их титул не был наследуемым. Более того, до позднего средневековья сохранялась практика смешения функций собственно князей и старейшин крупных карельских погостов, которые зачастую тоже носили титул валитов. Поэтому достоверно определить, когда именно у средневековых карел сложились именно феодальные государства, очень сложно. Изначально по всей видимости существовало множество мелких княжеств, вполне самостоятельных во внутренних делах, но связанных общими обычаями и объединявшихся против внешнего врага. Кроме того, валиты возглавляли походы существовавшего у карел всенародного ополчения и наемных дружин для присоединения новых земель (как правило это были походы с целью покорения лопарей), а на вновь присоединенных территориях власть валитов уже не ограничивалась авторитетом старейшин и была по сути абсолютной.

Предполагалось ранее, что древние карельские княжества образовывались по этническому принципу - то есть это были протогосударственные образования т. н. пяти «родов карельских детей» - пяти крупнейших родоплеменных объединений карелы. Однако в результате исследований выяснилось, что это рода имели значение, скорее подобное кастам в Индии, нежели были средством внутриплеменной самоидентификации[источник не указан 223 дня]. То есть карельские княжества изначально были полиэтническими государственными образованиями, формировавшимися по географическому, а не этническому принципу. Их населяли как карелы, так и представители других финно-угорских народов (ижора, сумь и емь, весь, лопь), а также славяне.

Карелия и Русь

В конце VII века несколько западных карельских княжеств завоевал и включил в состав своей державы датский конунг Ивар Широкие Объятья, однако в битве с союзным войском всех карельских валитов он потерпел поражение и был убит. В VIII-IX веках возвышается в качестве общекарельского центра Корела, и валит этого города считается старшим среди прочих[источник не указан 223 дня]. Постепенно в результате процесса централизации путем объединения мелких карельских погостов и княжеств формируются более крупные, главным из которых считалась т.н. Собственно Карелия - карельск. Varsinais Karjala со столицей в Кореле[источник не указан 223 дня]. Аналогичные крупные княжеские центры с укрепленными замками создавались в Выборге и Тиверске, но их формирование было прервано шведской экспансией[источник не указан 223 дня]. В результате Выборгское княжество прекратило свое существование, а Тиверское вошло в состав Собственно Карелии, хотя Тиверский княжеский стол сохранялся как минимум до 1411 года. Судя по «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна» в X веке Карелия уже вполне централизованное государство.

Как следствие шведской и датской активности на Балтике карельские князья всё более тяготели к союзу с Новгородом и в XI веке уже неоднократно участовали в походах русских князей на емь (финское племя, принявшее шведский вассалитет и досаждавшее набегами) вместе с Ярославом Мудрым и затем с его сыном Владимиром[источник не указан 223 дня]. В 1042 году Владимиром установил договорную границу с шведами по реке Кюми к западу от Выборга. В это же время мелкие княжества всё более и более интегрируются в состав единого карельского государства, хотя остаётся ещё четкое разделение Собственно Карелии и прочих территорий. К северу от Собственно Карелии формируется второе крупное карельское княжество - Саво (Саволакс). В XII?XIII веках Собственно Карелия и признававшие старшинство её валита более мелкие княжества постепенно интегрировались в состав Новгородской республики в качестве союзников (федератов). Одновременно с этим не ослабевал и натиск шведов. После 30 лет перманентной войны на Карельском перешейке в 1323 году между Швецией и Новгородской республикой был заключён «вечный» Ореховский мир, известный также как Ореховецкий мирный договор. По договору Новгород уступал Швеции часть Собственно Карелии до реки Сестры, признавал власть Швеции над Саволаксом и мелкими карельскими княжествами в южной Ботнии, но зато в состав теперь уже единого Карельского княжества вошли территории северной Ботнии, почти вся Лапландия, приполярные территории, Поморье и Прионежье. Был окончательно официально закреплён полувассальный статус всей Карелии по отношению к Новгороду.

В составе Новгородской республики

После Ореховского мира на территории, отошедшей шведам, карельское самоуправление был ликвидировано, все угодья реквизированы, а местные жители закрепощены[источник не указан 223 дня]. В уцелевшей под новгородской властью части Карельского княжества карельское самоуправление сохранялось еще более двухсот лет. Однако Новгород уже открыто игнорировал автономию Карелии и в 1333 году отдал Корелу вместе с другими своими пригородами в кормление князю Наримунду Гедиминовичу.

Вот что указывает о Наримунте «Бархатная книга»:

Наримантъ, после отца своего Едимана селъ на великомъ княжении на Литовскомъ, и бысть ему брань съ Татары, и впаде въ руце Татаромъ, въ тожъ время бывшу Великому Князю Ивану Даниловичу въ орде, и Нариманта выкупилъ, и отпустилъ его на великое княжение. Наримантъ же, не дошедъ въ своея вотчины, крестися по своему обещанию, и нареченъ бысть во святомъ крещении Глебъ; и тогда братья его и вся земля Литовская не даша ему великаго княжения, а посадиша на великое княжение Олгерда, а Нариманта взяли въ Великий Новгородъ на пригороды...

Как следствие, в зиму 1337-1338 годов была предпринята последняя попытка суверенизации Карелии - в Кореле валит тайно призвал шведов, с их помощью выбил малочисленных новгородцев и литовцев, а после этого выбил из крепости самих шведов, и пользуясь замерзшими озерами Вуоксы как зимниками, дошел до Выборга и попытался его взять[источник не указан 223 дня]. За это время проновгородская партия у него в тылу подняла мятеж и в результате автономия Карельского княжества, как векового союзника Новгорода была окончательно ликвидирована. С этого времени сложилась парадоксальная ситуация - Карельское княжество стало по сути удельным княжеством внутри Новгородской земли, и его территория была административно разделена между Водской и Обонежской пятинами, но при этом проживавшие на территории княжества карелы продолжали подчиняться своему валиту. За Корелой окончательно закрепился статус новгородского «пригорода», а валиты отныне утверждались Новгородом и получили статус посадников. При это валиты продолжали расширять территорию Карельского княжества, в частности был присоединен Кольский полуостров и нынешнее норвежское заполярье. В период своего максимального расширения Карельское княжество охватывало всю территорию современной Карелии и Мурманской области, северные и восточные губернии Финляндии, часть полярной Норвегии, а также часть Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей. Кроме валитов Карельским княжеством после Наримунда правили ещё четыре удельных князя-гедиминовича, но после начала процесса постепенного подчинения Новгородской земли Московскому княжеству роль и валитов, и удельных князей все более снижалась. Потомки валитов ко второй половине XV века перешли в боярское сословие, а последним удельным князем Карельским был видимо Иван Владимирович Бельский. В это время Карельское княжество в новгородских и московских документах иногда называли Карельской землёй, хотя административно из состава Новгородской земли она не выделялось. Россия окончательно утратила контроль над Корелой и Собственно Карелией по результатами Столбовского мира, и вернула его себе только после Северной войны.

В составе Швеции

После заключения Столбовского мира короли Швеции приняли также титул князей Карельских, а значительная территория Карельского княжества вместе со столицей Корелой, переименованной в Кексгольм, была включена в состав существовавшего в рамках шведского королевства Великого герцогства Финляндского. По другим источникам, княжество не было включено в состав Финляндии (в отличие от Ореховецкого княжества, ставшего Нотеборгским леном), а было включено в состав Швеции на правах личной унии. Территория княжества была разделена на административные лены, кроме того в рамках княжества было создано несколько более мелких феодальных владений, например графство Кронборг со столицей в крепости Кронборг (совр. Куркиёки), Кексгольмское графство и др. Политика государственного протекционизма в шведском королевстве по отношению к шведам и отчасти финнам на завоёванных землях, жестокая дискриминация местных жителей по национальному признаку и вероисповеданию привела к массовому исходу карельского, русского и вообще православного населения с территории Собственно Карелии. Большинство беженцев осело в той части Карельской земли, которая осталась в составе России, а также образовало крупные компактные районы расселения карел в окрестностях Тихвина, Твери и на Валдае.

Карельские князья

В средние века под названием Карелия понималась территория т. н. «собственно Карелии» - протогосударственного образования карельских племенных союзов, некоторое время входившего на правах вассалитета в состав державы конунга Ивара Широкие Объятья. В отличие от соседней ижоры, управлявшейся родовыми старейшинами, у карел сложилась военная аристократия, из среды которой и выдвинулись первые карельские князья, носившие специфический местный титул валит.
Первоначально существовали несколько автономных княжестких столов т. н. «родов карельских детей» - в Кореле (Приозерск), Тиверске, Олонце и нескольких других «карельских городках», среди них стол в Кореле считался «старшим», возможно в дальнейшем титул валит носил только старший из князей (своего рода аналог великого князя на Руси). Суверенная власть местных князей была окончательно ликвидирована в 1338 году после заключения (в 1323 году) Ореховецкого договора и последовавшей за этим «замятни» - своего рода небольшой гражданской войны между сторонниками интеграции с Новгородом (естественно поддержанных новгородцами) и сторонниками суверенизации Карелии, сперва запросившими помощи Швеции, а затем успешно выбившими шведов из Корелы и попытавшимися выбить их из Выборга.

В результате победила проновгородская партия, поднявший мятеж и принявший шведов в Корелу карельский валит был низложен, а Карельское княжество окончательно получило статус «пригорода» Великого Новгорода, находящегося под администрацией новгородского посадника, в роли которого однако мог быть и карельский валит. После заключения договора со шведами были определены границы Карельского княжества - в него вошли часть нынешних Ленинградской, Мурманской областей, Республики Карелия и Финляндии.

Через десять лет после заключения мира (по сведениям Псковской летописи несколько ранее - в 1331 году) новгородцы, имея ввиду обезопасить себя как от растущего влияния Москвы, так и от ливонцев, пригласили на карельское княжение сына первого великого князя Литвы Гедимина - Наримунда Гедиминовича, принявшего в крещении имя Глеб. Затем карельский удельный стол наследовали его сын Александр[источник не указан 221 день] и внук Патрикей, основавший в низовьях Луги крепостицу Ям (ныне - районный центр Ленинградской области Кингисепп). Последним наримундовичем на карельском княжении был правнук Наримунда князь Александр Патрикеевич Патрикеев.

В 1443 году новгородцы пригласили князем в Карелию сына Владимира Ольгердовича Киевского - Ивана Владимировича, первого князя Бельского. С этого года он носил титул князя Карельского и Бельского, но его потомки наследовали только Бельский удел, а карельский - уже номинально, поскольку к этому времени Новгород все более подпадал под влияние Москвы. В 1613 году шведы оккупировали всю территорию Карельского княжества, а в 1617 году после заключения Столбовского мира титул князей Карельских приняли шведские короли.

В 1721 году титул князей Карельских вслед за титулом князей Бельских перешел российским императорам и вошел в полную их титулатуру, но раздельно, а не в виде титула «князей Карельских и Бельских»). После отречения 2 марта 1917 года Николая II в силу отказа от титула за себя и потомков номинально титул князей Карельских и Бельских перешел вновь Корявцевым-Игнатьевым как последним, его наследовавшим до того. 16 декабря 1917 года декретом ЦИК и СНК титулы, сословные, почетные звания и чины в России были отменены. Однако с февраля до ноября 1918 года титул короля Финляндии и Карелии носил после избрания на этот трон финляндским сеймом германский принц Карл Гессенский - зять германского кайзера Вильгельма I

В 1700 г. началась Северная война между Россией и Швецией. С 1701 г. русские войска начинают рейды на Карельском перешейке и в Приладожье. В 1703 г. Петр I захватил Ниеншанц и заложил на Заячьем острове Петропавловскую крепость. Началось строительство С.-Петербурга.

В 1706 г. русская армия численностью 18000 человек осадила Выборг, но взять не сумела.

В марте 1710 г. Петр I возглавил ледовый поход на Выборг. В июне 1710 г. Выборг сдался. В этом же году русские войска заняли г. Кексгольм и прилежащие территории. Местное население восстало против шведов и присягнуло русскому правительству. Окончилось столетие шведского господства в Приладожской Карелии. С приходом русских войск шведское население в основном бежало, а финское осталось.

В 1715 г. возобновляется деятельность Валаамского монастыря.

В 1721 году между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мирный договор, согласно которому Приладожская Карелия вошла в состав России. После реорганизация 1744 года, в результате которой расширилась территория Выборгской губернии, волости Хийтола, Кронеборг (Куркиеки) и Яккима вошли в Кексгольмский округ. Главой администрации был губернатор, ему помогало правление, состоящее из советника и двух секретарей. У главы округа, наместника, были в подчинении писарь, пристав, старосты, управляющие по обороне,по дорогам и мостам.

Еще в 1710 году, когда были освобождены Выборг и Кексгольм, Петр I стал жаловать деревни и целые округи своим соратникам. Так, 22.06.1711 г. земли в Хиитола были пожалованы подполковникуГ. В.де Геннину а затем и Сиверсу, 16.06.1720 г. в Яккима- тайному советнику, сенатору Якову Федоровичу Долгорукому.

В окрестностях Кексгольма и Выборга в разное время были расквартированы Инженерные войска, Архангельский полк, Великолукский егерский полк. Численность войск зависела от политической обстановки.

Доля подсечного земледелия в середине18 века составляла примерно 20%, а позже постепенно уменьшалась. Пожоги делали лишь на небольшихучастках на островах и по береговой линии, где была меньшая вероятность распространения пожара. При подсечном методе земледелия после пожога сажали рожь или репу, на следующий год опять те же культуры, затем овес, гречиху или рожь. Поле использовали 6-7 лет, затем оставляли на зарастание кустарником и лесом, а через 15-20 лет вновь использовали для подсеки.

Посев ржи на 1724 год в волостях Яккима, Куркиеки, Хийтола был около 1000 бочек (бочка - мера объема, составляющая 146,5 литра). Урожай был 1:5, на подсеках до 1:8. Крестьяне обрабатывали лишь столько земли, сколько требовалось на жизнь и уплату налогов. Зерно на продажу выращивать было не выгодно.

В 18-19 в. в. сохранились большие лесные массивы, из которых каждый мог брать участкидля подсеки и на строительные нужды. На дрова разрешалось использовать ольху,осину и поваленные деревья. Общие леса находились вокруг деревень или в других местах, определенных общиной.

Новый дом можно было строить на земле деревни только с общего разрешения жителей. Деревня следила за состоянием леса. Частное лесовладение развилось в окрестностях Куркиек значительно раньше, чем в других районах Карелии. Это было связано с тем, что местность была гуще заселена и лесных участков было мало.

По сложившейся традиции прилежащий к дому участок леса принадлежал семье. Никто другой не имел права пользоваться лесом вблизи чужого дома. Первоначально при небольшой плотности населения границы лесных владений были условными, так как дома отстояли очень далеко друг от друга. Позже, когда плотность населения возросла, появилось право наследуемых лесных владений. Участки и границы владений были зафиксированы в документах.

В 1763 году вышел указ, согласно которому налагался большой штраф за использование хозяйского леса.

На удобных речных перепадах с давних времен строили водяные мельницы. Они действовали весной и осенью, когда в реках был высокий уровень воды. При строительстве на чужой территории договаривались с владельцем порога о его доли дохода от мельницы. Каждый житель деревни мог вложить в строительство свою долю и в будущем иметь скидку при оплате помола.

Многие мельницы были оборудованы пилами, на которых можно было распилить доски для строительства. В усадьбе Яккима на реке Ихаланйоки граф Скавронский владел крупной пилорамой, которая имела специальные подъездные пути, места для хранения бревен и пиломатериалов. Известно, что в 1779 году там было обработано 15056 бревен. Пильщик получал 1 копейку за обработку каждогобревна. Пилорамы были и на других реках в Хиитола, Яккима, Куркиеках. Яккима считалась одним из крупнейших поставщиков пиломатериалов в Выборгской губернии.

В 1741 - 1743 годах Швециянеудачно предприняла попытку вернуть часть Карелии, в том числе и Приладожье. В 1743 г. в г. Або был подписан мирный договор по которому к России были присоединена Кюменгородская губерния с городами Хамина, Лаппеенранта и Савонлинна. Новая граница прошла по р. Кюми.

В 1744 г. была образована Выборгская губерния, в которую входили уезды Выборгский, Кексгольмский и Кюменгородский. Государственными языками в губернии были русский, шведский и немецкий.

На территории губернии наряду с российскими продолжали действовать и шведские законы, что создавало большую путаницу. Много для упорядочивания законодательства сделал в 1772-1767 гг. губернатор Николай Энгельгардт. Его отчет 1767 г. наряду с работой Петера Фриккиуса (1807 г.) представляет наиболее детальное описание губернии.

11.07.1743 г. императрица Елизавета даровала в наследуемую собственность будущему государственному канцлеру, графу Михаилу Илларионовичу Воронцову волости Яккима, Куркиеки и Париккала. После смерти графа Воронцова в 1767 году земли отошли его супруге, главной придворной даме Анне Карловне Скавронской и дочери Анне Михайловне. Графиня Анна Михайловна вышла замуж за тайного советника, канцлера Александра Сергеевича Строганова. В последующие годы земли принадлежали разным наследникам по линии Воронцовых - Скавронских.

В 1754 году в Хийтольской волости было 33 деревни, в Яккимской - 29, в Куркиекской - 33.

Жители ладожского побережья преимущественно пользовались водными путями и были хорошими мореходами. Купцы и промышленники были заинтересованы в развитии транспорта для торговли с Санкт-Петербургом и другим территориям России.

В 1757 году коллежский советник Иоганн Вильгельм Таваст представил несколько проектов соединения системы озер Саймаа с Ладожским озером. По одному из вариантов канал должен был иметь выход в Ладогу черезЛахденпохья. Проект был утвержден в 1810 году. Часть работ была выполнена, но в целом не завершена. По другому варианту канал должен был строиться по руслу реки Хиитоланйоки. Этот проект также остался неосуществленным.

Наземные дороги соединяли Яккима, Куркиеки, Хиитола с Выборгом и С.-Петербургом. Дороги были очень плохие. Проехать без затруднения можно было лишь на участках у подножия гор, где был скальный грунт. По низинам путь сужался до ширины тропы. Зимой, где было возможно,сокращали путь по льду. Время от времени для поддержания состояния дорог привлекали войска. С увеличением использования леса в промышленных масштабах, развитием почтового сообщения расширением усадеб землевладельцев государство и частные владельцы стали вкладывать больше средств для улучшения дорог. Особое внимание этому уделяла Екатерина II.

Охота продолжалась вестись традиционными способами. На птиц ставили силки. Лосей прикармливали, а затем охотились. Против волков устраивали облавы. Была специальная должность егеря по организации облав на волков. Ему помогал еще один государственный служащий, который оповещал людей и оглашал правила. В каждой деревне был ответственный за организацию облавы, как правило, этим занимался староста. Отлынивающие от повинности наказывались в судебном порядке. На лис охотились профессиональные охотники. Реже охотились на медведя.

При Екатерине II в России было основано около 200 новых городов и множество торговых мест. В 1775 году Сортавала и Кексгольм получили статус города.

Проведение ярмарок было выгодно местному населению, так как не надо было нести затрат на дорогу и можно было на месте получить хороший доход от продажи зерна,продуктов животноводства, ремесленных изделий, а также сделать необходимые покупки. Зимой 1776 года в суде разбирался вопрос о присуждении статуса города Яккима и Кроноборгу (Куркиеки). Основанием для спора было то, что в шведское время Сиеклахти Яккимской волости и Кроноборг были городом и торговым местом. В результате суда, Яккима и Куркиеки добились разрешения на проведение ярмарок.

Ярмарка открывалась в ноябре после завершения сельскохозяйственных работ и продолжалась около двух недель. Товары привозили из Санкт-Петербурга, соседних городов и деревень. В продаже были зерно, соль,сапоги, шляпы, костюмы, галантерея, скобяные изделия.

Покупательная способность населения Приладожья была не очень высокой, тем не менеежителям и купцам ярмарка приносила доход, а крестьянепутем обмена могли получить необходимый товар. В конце торговли проходил сбор уездного налога.

Между ярмарками за покупками и на торговлю ездили большими группами в Выборг. Там останавливались у знакомых и через несколько дней возвращались назад.На продажу перегоняли скот, возили рыбу, мясо, зерно, шкуры, деготь.

Изданная Екатериной II в 1785 г. «Жалованная грамота» позволила любому состоятельному лицу войти в состав купеческой гильдии. Это способствовало появлению большого количества купцов в Приладожье и оживлению торговли.

Куркиеки славились по всей округе разведением лошадей и изготовлением упряжи, особенно дуг и кнутов. Изготовление дуг и кнутов было большим искусством. Секреты ремесла передавались из рода в род и тщательно охранялись. Одним из развлечений была покупка, продажа и обмен лошадей. Часто это проходило «на пьяную голову», сохранилось множество судебных записок о том как протрезвевшие хозяева пытались оспорить состоявшуюся сделку.

По деревням ездили торговцы, которые скупали у крестьян по выгодным ценам все, что можно: шкуры, дичь, масло, глиняную посуду, ножи. Когда набирались полные сани, везли товар в Санкт-Петербург. Из города привозили мануфактуру, соль в обмен на товар.

Очень выгодной была торговля сливочным маслом. В деревне оно стоило около 15-17 копеек за 1 кг., а в городе на 3 копейки дороже. Товар доставляли на лодках в Санкт-Петербург. Торговцы останавливались у бывших куркиекцев, осевших в городе. Столица быстро росла из-за притока жителей окрестных деревень. Так, с 1723 по 1773 г.г. численность населения города увеличилась с 75000 до 200000.

По деревням ходили коробейники с мелким товаром - нитками, пуговицами, колечками, гребешками, губными гармошками, картами. После торговли рассказывалижителям деревни о столичных новостях.

В летнее время по деревням ходили старьевщики. Они собирали тряпье для бумажных фабрик в длинные телеги. Тряпье меняли на мелкий товар. В запасе были сладости, чай, кофе, печенье, свистульки, глиняные игрушки. Закликали народ шутками и прибаутками, рассказывали много веселых историй.

Для крупного кожевенного производства в Санкт-Петербурге была организована скупка дубильного корья. Корье собирали по всему ладожскому побережью. За сезон заготовщик сдавал несколько телегкоры. Закупочная цена была 10-12 копеек за пуд. В Санкт-Петербурге продавали за 28-30 копеек с учетом накладных расходов. Годовой вывоз корья из Кексгольмского округа составлял 150000 пудов.

Жители побережья Ладоги испокон веков занимались рыбным промыслом. С начала мая до начала июля ловили неводами длиной по 3-4 версты. Такой невод тянуло несколько десятков человек. Считалось хорошим днем, когда забрасывали невод три раза и попадалось по 300 - 400 лососей. Сигов ловили неводами длиной около 300 метров. В день вытаскивали тысячи сигов.

Рыбакипродавали рыбу оптовым покупателям из Ст.-Петербурга. Те приходили на специально оборудованных лодках - соймах, которые были приспособлены для перевозки живой рыбы. Уснувшую рыбу потрошили и солили пряным посолом, и также отвозили на продажу.

Существовали также и другие способы рыбалки. Так, шли рядом две лодки на расстоянии 4 - 5 саженей друг от друга. В каждой лодке был шест длиной по две сажени с закрепленной сетью, образующей пирамидальный мешок. Ловили удочками на мушку. Мушку делали из шерсти беличьего хвоста. Ловили также донками. Была распространена и ночная рыбалка. Хорошим считался улов около 10 пудов. Каждый дом солил на зиму около 80 пудов рыбы. Хорошие рыбные места старались застолбить и чужаков туда не пускать. Понятно, что при этом возникало множество споров.

В 1777 г. была построена деревянная лютеранская церковь в Ильме.

В 1792-1795 гг. учеником известного архитектора Туомаса Суйкканена была построена деревянная церковь в Хийтола (Куликово).

В конце 1780-х годов, шведский король Густав III вновь предпринял попытку захватить Карельский перешеек, включая Приладожье. Военные действия вяло продолжались с 1788 по 1790 год, так как шведский король особо не рассчитывал на успех, а Екатерина II не хотела посылать лучшие подразделения на карельский театр военных действий.

В окрестностях Куркиек в это время перемещались различные группы войск. Во время войны России с Наполеоном в Куркиеках и Хиитола стоял Великолукский полк, в Яккима Петрозаводский егерский и Софийский пехотный. Отношения военных и местного населения были хорошими. Старосты деревень выполняли распоряжения военных, помогали в закупке продовольствия, в организации извоза и в поиске жилья. Зерно и провиант частично привозили из Санкт-Петербурга или закупали у населения.

Существовала поселенная система, крестьянские хозяйства поставляли и содержали своих солдат, которые служили в пехоте или в обслуге.

В 1797 г. в Выборгской губернии была введена рекрутская система набора в армию. Призыв шел весной. Призывной возраст был от 18 до 37 лет. На флот забирали подростков 10-15 лет. Преимущественно брали сирот, безземельных, холостых. От 500 человек населения набирали 3-5 рекрутов. Служба в армии длилась 25 лет. Можно было избежать воинской повинности, заплатив огромную по тем временам сумму в2000 рублей.

В 1781 года Яккима, Куркиеки и Париккала перешли графу Павлу Скавронскому,дальнему родственнику Екатерины I.

В 1797 г., Куркиеки и половина Яккима перешли Воронцовым. 30.04.1797 г. Екатерина Пембрук (дочь генерала от инфантерии графа Семена Романовича Воронцова) продала Куркиеки и часть земель Яккима тайному советнику, сенатору, графуАлександру Кушелеву-Безбородко. Его земли делились на три части: 1. Терву с прилежащими деревнями Терваярви, Хухтерву, Костамоярви; 2. Безбородко (Лумиваара, Ихала и др.); 3. Кушелевка (Сорола, Коконниеми и др.). Часть земель Яккима оставалась казенной.

Усадьба Лахденпохья в 1797 была продана монастырю Александра Невского, а в 1798 году Валаамскому монастырю и принадлежала ему некоторое время. На деньги графа Михаила Ларионовича Воронцова во второй половине 18 века была построена лютеранская церковь в Куркиеках, а со временем был произведен капитальный ремонт на средства его дочери Екатерины Пемброк. Граф Кушелев-Безбородко в середине 19 века пожертвовал на строительство Яккимской кирки значительную сумму денег.

В 1808 г. началась новая война между Россией и Швецией. Войска под командованием генерала Алексеева действовали на территории Финляндии. Однако боевые действия для русских складывались неудачно. Алексеев был отброшен к Сортавала.

Положение изменилось со сменой командования. Прибывший в войска князь Михаил Петрович Долгорукий разбил шведские войска. Однако 15 октября 1808 г., в бою у Иденсалми князь был убит. Князь был женихом великой княжны Екатерины Павловны, сестры императора Александра I и очень знатным человеком.

В 1809 г. был подписан Фридрихсгамский мир по которому Финляндия вошла в состав Российской империи. Финляндия стала называтьсяВеликим княжеством Финляндским, и получила относительную самостоятельность. У Финляндии были свой парламент, своя валюта, своя судебная система, своя армия. По сути дела с этого момента Финляндия становится государством.

403 руб


Сочи и Черноморское побережье. Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Большой Сочи, Центральный Сочи, Адлер, Красная Поляна, Абхазия. Путеводитель

Хотите ли вы стать обладателем волшебного оранжевого ключа от всех ворот Черноморского побережья, от Анапы до Адлера? Самые популярные пляжи, прибрежные аквапарки, пристанища для любителей дикого отдыха... Особое внимание уделено героям богатой истории Северного Кавказа, ведь именно их здесь почитают наравне с богами. На полях внутри книги вы найдете точные расстояния между предложенными для прогулки объектами, чтобы вы смогли рассчитать свои силы и успеть все, что запланировали.
Вся информация обновлена и актуализирована в 2017 году.

379 руб


Калининград

Калининград - один из красивейших городов России. Он гордо стоит на месте впадения реки Преголи в Калининградский залив и является административным центром Калининградской области.
Гостеприимен, предприимчив и открыт для любых народов красавец-Калининград.
Растет город Калининград, а вместе с ним и богатство всей нашей великой Родины - России.

165 руб


Построенная в форме справочника-путеводителя, книга включает исторический очерк развития архитектуры на территории Белорусской, Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик, альбом иллюстраций и справочная часть.

454 руб

левая сторона Онежского озера, занятая частию корелами, говорят, имеет множество жителей, которые по изобилию железных руд имеют множество частных железных заводцев; в некоторых из них, сказывают, делают нарочитый уклад не высокой цены и порядочное количество. Живущие по обеим сторонам Онега дворцовые и экономические крестьяне почти все раскольники, живут очень бедно, ибо хлебопашества у них еще меньше, нежели у крестьян, живущих по Свири, да и урожаи гораздо хуже, а привозят себе рожь, овес и ячмень водою, покупаючи без мало что не на весь год в городе Ладоге и Вытегре, на что зарабатывают деньги мужчины, отходя в Петербург и Петрозаводск в разные работы, иные на целый год, а другие на лето, а оставшиеся дома жгут в Петрозаводск для продажи на заводы уголье, гонят деготь и ездят с грузом с Петрозаводска в Петербург, а больше никакого промыслу не имеют. Хотя ж в озере Онеге и довольно ловится разной рыбы, а именно: пальи, и лососей, и лохов, лещей, судаков, сигов, щук, окуней и прочих мелких озерных и речных рыб, а изредка и шерашперов, однако ж, они от оной ловли большой прибыли не имеют, затем что только продают одним проезжающим, да и то весьма дешевою ценою, а в города продавать не возят, а довольствуются сами рыбою во весь год.

Петр Иванович Челищев (1745-1811) - близкий друг А. Н. Радищева, его соученик по Санкт-Петербургскому пажескому корпусу и Лейпцигскому университету. За отсутствием улик он не был привлечен по делу Радищева, но находился под сильным влиянием его гуманистических идей. Через десять месяцев после ссылки друга в Сибирь в 1791 г. Челищев предпринял путешествие по северному краю, во время которого вел «подробный журнал», в который день за днем записывал ценнейшие сведения экономического и этнографического характера.

Единственным крупным индустриальным предприятием был Онегзавод в Петрозаводске. Опираясь на слова старых рабочих, можно с уверенностью сказать, что подпольного заводского фольклора на нем складывалось немало, но фольклор этот тщательно укрывался от глаз прежних собирателей и до советских фольклористов дошел только в незначительных обрывках. Но у карельской деревни были и другие, бесконечно обширные темы для художественного использования в песне: семейный уклад, любовная лирика, рекрутчина, солдатчина; эти частушки до нас дошли, и по ним мы можем проследить сегодня целый ряд социальных моментов из быта старой Олонии. Для этих лирических частушек были найдены в свое время такие тонкие рисунки, такие нежные краски, что и сегодня, через много десятков лет, когда от хозяйства и быта старой России остались только печальные воспоминания, ни тщательно собираем и бережем эти лирические миниатюры, как ценное художественное наследство.

Финны, -к Балтийскому морю переселились еще до Рождества Христова, в XIII столетии были покорены шведами и под их влиянием переняли земледелие, лютеранскую веру, общественное устройство. Национальность свою финны не утратили и язык их сохранился в первобытной чистота до настоящего времени.

Карелы - Финское племя, ныне сильно обрусевшее. Главные источники существования карелов: земледелие, скотоводство и рыболовство; живут довольно зажиточно, говорят по русски.
Исповедание: Православное и частью лютеранское.

Реакционные круги Финляндии, спекулируя на национальных чувствах карельского народа, обещая всевозможные материальные блага, пытались склонить на свою сторону трудящихся Карелии и захватить ее. Они засылали в Карелию вооруженные банды, поднимали кулацкие мятежи против советской власти, агитировали среди карельского населения за присоединение к Финляндии, инсценировали карельские съезды, состоявшие из кулаков и их последователей.

Пытались также заигрывать с карельским народом и англичане, вторгшиеся летом 1918 года в Советскую Карелию. Они лицемерно пропагандировали свое «бескорыстие» и высокие «освободительные» цели похода. Англичане не гнушались никакими средствами для осуществления своих корыстных империалистических целей. Они использовали голод, переживаемый карельским населением в 1918-1919 гг., обещая доставку продовольствия и других товаров и всячески склоняя карельское крестьянство к переходу на свою сторону.

На восточном склоне Маасельги, на берегу Ладвозера, в районе Калевалы Карело-Финнской ССР, широко раскинулась деревня Ладвозеро, в которой жили знаменитые певцы карело-финских рун из рода Перттуненов.
Один из представителей этого рода Архип Иванович Перттунен родился, примерно, в 1754 году. Точная дата его рождения не установлена. Вырос он в бедняцкой карельской семье и, по его собственным словам, от отца воспринял исполняемые им руны, увековечившие его имя.

когда Новгород переживал крайне тяжелую внутреннюю междуусобицу (1132-1141 гг.) и соседние племена начали восставать, только «одни карелы... выступили в его интересах против других финских племен». Этот метко подмеченный факт опрокидывает огульное зачисление карел без каких-либо конкретных для этого данных в ряды так называемых «покорных данников».
Прав Д. В. Бубрих, называя карел «союзником и другом русского народа на Севере»- их, действительно, связывали общие интересы. Благополучие торговых операций Новгорода в значительной степени зависело от степени дружелюбия карел, занимавших территорию современного Карельского перешейка.

Земледелие, скотоводство, ткачество, гончарное и кузнечное ремесла- такова характеристика хозяйства на Ояти XI в. На наличие каких-то торговых взаимоотношений в известной степени указывают средне-азиатские диргемы, западно-германские пфенниги н английские пенни, находимые в курганах Ояти и в кладах на соседних реках.

В конце XVII в. старообрядцы, скрываясь от преследования правительства в глухих Обонежских лесах, организовали на реке Выге, в 40 км от Повенца, Выговское общежительство, просуществовавшее более 150 лет. Создав общежительство, выговцы развили в нем большую деятельность по переписке необходимых им книг Опираясь на традиции древнерусской письменности, выговцы вместе с тем выработали некоторые новые технические приемы, ускорявшие и облегчавшие переписку рукописей, внесли много нового в само оформление рукописной книги, как в области графики, так и в области ее орнаментирования.

На изготовку рукописи уходило много времени, несмотря на существовавшее в школе разделение труда между художницей, выполнявшей работы по написанию заставок, миниатюр и инициалов, и переписчицей текста. В день писали не больше десяти-одиннадцати листов текста на бумаге размером в четверку, а рукописи большего формата писались еще медленнее. Большие житийные сборники переписывались по нескольку месяцев и до полугода.

К началу XIX столетия общее число приписных крестьян Олонецких горных заводов составляло 20.167 ревизских душ. По вотчинному наставлению, утвержденному берг-коллегией 11 января 1799 года, начальство заводов имело над приписными крестьянами „власть хозяйственную, распорядительную и полицейскую” . Среди многочисленных озер, густых лесов и топких болот было разбросано 898 населенных пунктов, объединенных в 44 волости во главе с волостными старостами. Волостному старосте были подчинены сотские, десятские, сборщики податей и полесовщики (все вместе они составляли сельскую власть и полицию). По указу от 7 августа 1797 года волости должны были иметь население около 3 тыс- душ- Однако, учитывая бездорожье и малонаселенность Олонецкого края, здесь были созданы волости с населением от 150 до 1000 душ мужского пола, т. к.
оставлять сельское население „без особого там жившего надзора не могло иметь места".

Профессор Лаксман (Труды Имп. Вольно-экономич. о-ва, 1763 г.) так писал о почвах Олонецкой губернии: "Всю землю удобно можно разделить на 2 части, а именно: на сухую или плодородную, на мокрую и почти неудобрительную... Если взять в рассуждение находящиеся на сухой земле почвы, то состоят они по большей части из песчаного илу, наполненного круглыми, то большими, то маленькими камешками, которыми и поверхность усыпана. Прочие роды земли суть: ил, песок, содержащие в себе железные частицы глины, и разноцветная известковая жирная земля."
Академик Севергин в своем"Обозрении Российской Финляндии или минералогические и другие примечания, учиненные во время путешествия по оной в 1804 г.“, еще более кратко говорит о почвах: „Почва, в отношении к хлебопашеству, редко состоит из хорошего чернозема, а бывает либо глинистая, либо песчаная, либо болотная, либо, наконец, из голого камня состоящая".

Эта „Олонецкая черная почва с 7% гумуса", судя по густоте и росту произрастающей в этом месте ржи, должна считаться очень плодородной и, в известной мере, вознаграждает северянина за непроизводительность прочих почв севера. Таким образом, самые первые сведения об „Олонецком черноземе", развивающемся на шунгитах, и данные валовых анализов этой почвы мы находим в этой работе Ф. 10. Левинсона Лессинга, относящейся к последним годам прошлого столетия.

Обрядность, связанная с подготовкой жениха к браку, была относительно простой. Она сводилась главным образом к тому, чтобы символизировать брачный характер его взаимоотношений с невестой и тем самым способствовать их развитию. Ярче всего это видно в таких обычаях, как демонстративное целование и совместное катание с невестой по деревне. Надо сказать, что совместные предсвадебные катания брачащихся было принято устраивать у большей части карел

Подруги свежим березовым веником парили невесту. Часто веник украшали лептами или разными цветами, кое-где его называли «веник лемби» (lempivasta) При уходе из бани девушки забрасывали веник на крышу ее или, развязав, подбрасывали прутья вверх, чтобы «поднять свою лемби».

Монография посвяшена изучению свадебных причитаний - одного из наиболее характерных жанров для устного народного творчества Русского Севера. Причитания рассматриваются в обрядовом контексте:их место и роль в обрядовом действии, семантика мотивов и образов, восходящая к древним представлениям и культам, взаимосвязи с другими словесными и несловесными текстами свадебного обряда. Исследуются и основные общие мотивы и значения для произведении этого жанра у соседних финно-угорских народов.
Издание предназначено для фольклористов, этнографов, историков культуры, а также для всех интересующихся народными традициями.

Карелы-людики и карелы-ливвики составляют коренное население большей части южной Карелии. Карелы, говорящие на людиковском диалекте (lyydikot), занимают узкую полосу, которая тянется с севера на юг от дер. Шайдома на севере Кондопожского района через Спасскую Губу, Пряжу до самой южной точки республики - Лояницкого куста деревень (Михайловского сельсовета) Олонецкого района (Kuud"arvi). На запад от карел-людиков живут карелы, говорящие на ливвиковском диалекте (livvikot). Севернее карел-ливвиков и карел-людиков живут карелы, говорящие на собственно карельском диалекте (karjalaiset), а восточнее и отчасти южнее - вепсы.

в ряде случаев мы находим русские сказки, близкие к карельским версиям сюжетов, лишь у русских, проживающих на территории Карелии. Если у карел какая-либо версия широко распространена и национально своеобразна, а у русских подобная встречается лишь в Карелии в единичных записях и к тому же обнаруживает какие-то «слабые места» в логике развертывания сюжета, мы имеем основание говорить о влиянии карельской традиции на севернорусскую сказку. Но такие факты встречаются гораздо реже, чем факты обратного порядка.

В литературных источниках по истории Олонецких металлургических заводов почти полностью отсутствуют сведения о появлении и деятельности в крае первых частных чугуноплавильных и железоделательных заводов, за исключением скромных сведений о заводах Марселнса-Бутенанта, прекративших свое существование в начале XV1I1 столетия и не имевших органической связи с развитием местной металлургии.

По прошению приписных к заводам государственных крестьян Кижского погоста Карельской трети Фефила Терентьева и Ивана Антонова „...по силе присланного из Государственной Берг Коллегии Е. И. В. указу в прошлом 1730 году апреля 10 дня..." велено было „...им просителем близ домов их на Тивдей речки, на своей их тяглой земли на писке или на леп порогах, построить молотовую малую для кузла железа и укладу ис покупных выдуванных малых криц..." , „...которые покупать они будут Олонецкого уезду и в Лопских погостах у крестьян...“

Существовал Тивдийский завод 9 лет, до 1740 г. В 1736 г. завод бездействовал: производилась починка плотины и молота." В год заводом выпускалось около 200 пудов железа и уклада, на что расходовалось до 400 пудов криц. Так, например, в 1737 г. „...куплено в Лопских погостах у разных крестьян чугунных малых криц на ковку укладу числом 130 весом 330 пуд, которые крицы выдуваютца в малых домницах, и с того чугуну выковано укладу... 188 пуд 20 фунт..." .
За весь период действия заводом выковано железа и уклада „1842 пуда 31 фунт" . Это официальная цифра, показанная заводчиком для обложения „десятиной".

Заводские строения Повенецкого завода, по данным Рожкова (32), составляли: 4 доменных печи, кричные горна с 3 молотами, 4 малых молота для тяги железа на корабельные гвозди и мелкие поделки, проволочная о семи станках машина, якорная, кузница о 4-х горнах, находившиеся к моменту передачи в ветхом состоянии. Откупщику передавались вся руда и припасы: известь, уголь, брусенский камень (песчаник с острова „Брусно" на Онежском озере, употреблявшийся как горновой камень)

До пуска водяного завода разрешалось содержать построенные ими сыродутные печи „...и плавку чугуна и дело железа иметь..." и.... брать с них десятину и за пошлину с сего числа по обязательству его по двадцать рублев в год..."

По заверению заводчика, вохтозерское железо „на оружейное дело весьма годно", и ни на Сибирских казенных и „партикулярных" заводах, ни в иных местах такого железа не делалось.

Началом Вохтозерского завода надо считать сыродутную домницу крестьянина Сямозерской волости Степана Алексеева, построенную им в 1734 г. по разрешению и договору с надзирателем Кончезерского завода, Яковом Бланком, в урочище Ганч Болоте. Степан Алексеев обязывался поставлять Кончезерскому заводу крицы по 10 копеек с пуда. Количество поставки не указывается, но имеется указание, что Степаном Алексеевым продавались крицы и „...по полной цене разных чинов людем по октябрь месяц 1736 году..."

Организация первого фарфорового производства в России в середине XVIII столетия вызвала потребность в отечественных сырьевых материалах, необходимых для составления фарфоровой массы, для изготовления капселей, а также для сооружения некоторых заводских установок. Значительная доля работы по отысканию минерального сырья для изготовления фарфора была проведена на территории бывшей Олонецкой губернии, ныне Карело-Финской ССР. Здесь были найдены и получили применение в фарфоровом производстве такие главнейшие материалы, как кварц для фарфоровой массы, огнеупорная глина для производства капселей, а также кварцевые породы для изготовления мельничных жерновов. Несколько позже нашел применение в фарфоровом производстве полевой шпат, который также стал добываться в бывшей Олонецкой губернии.

Опыты Виноградова по составлению фарфоровых масс начались, по-видимому, в 1746 г., когда еще на „порцелиновой мануфактуре" в Петербурге находился Гунгер. Среди различных рукописных материалов, хранящихся в Центральном государственном архиве древних актов (Москва) и принадлежащих Виноградову, находятся его записи составов фарфоровых масс, над которыми он экспериментировал. В Центральном государственном архиве Карело-Финской ССР (Петрозаводск) хранятся документы, свидетельствующие о розыске, по заданиям Виноградова, сырьевых материалов на территории бывшей Олонецкой губернии, необходимых для организации фарфорового производства в Петербурге.

До Великой Октябрьской социалистической революции вепсов называли не вепсами, а чудью, чухарями. Это объясняется тем, что для русского населения многие инородцы, говорящие не по-русски, а на чужом для них языке, были «не своими», т. е. «чужими», отсюда и чудь, ч у х а р ь. Корень слов чудь, чухарь для нас ясен - это «не наш», чуж (ой), чуж (анин).2 Так русское население могло прозвать позднее X-XI вв. и древнюю летописную весь. И не эго ли является причиной «исчезновения» веси и появления чуди в районе Белого озера и в районе водной М!агистрали реки Свири?
Итак, в настоящее время вепсы живут небольшими разрозненными группами поселений.

Мы привели очень незначительный список топонимического материала на широкой полосе, заселенной теперь русским населением. Число таких названий можно было во много раз увеличить, если включить в него наименования урочищ, полей и пр. Но и приведенный выше список дает нам основание думать, что северные вепсы исторически соприкасались с южными вепсами и они-то и были тем местным населением на Свири, которое жило здесь до русской новгородской колонизации. Следовательно, племенные группы вепсов, ныне живущие раздельно к северу и югу от р. Свири, до IX-X вв. н. э., т. е. до заселения бассейна Свири русскими, составляли одно племя - вепсов. Это же подтверждается языковыми данными: тождеством языка вепсов, живущих ныне к югу и к северу от Свири.

Для определения типа исполнителя важно учитывать не только диапазон и приемы варьирования текста, но и материал для варьирования. Им бывает «эпический запас», присущий данной былине, общеэпический фонд, другие фольклорные жанры и их тексты. Традиционность былин сказителей также является типологическим определителем их творчества

Верховище- зд.: макушка головы, теменная часть («Да на головушке да у Добрынюшки/Было родимное знадебко на верховище»),
Взапреку - неприятно, досадно («Это слово королю да взапреку пришло»),
Взродаваться - возрадоваться.
Виловатая (береза)-извилистая, искривленная.
Владать - владеть, обладать....

Карельские крестьяне вынуждены были веками вести борьбу со скоплениями валунов, мешающих обработке полей под сельскохозяйственные культуры. Чтобы очистить от валунов небольшой пахотный участок, нередко приходилось затрачивать силы не одному поколению той или другой деревни. Кто ездил по Карелии, не мог не заметить среди полей груды собранных валунов и даже каменные заборы вокруг очищенной от них пашни. Иногда валуны служат серьезным препятствием при проведении дорог. Но есть и положительная сторона этого геологического фактора. На территориях, которые не имеют близко к поверхности коренных выходов каменных пород, например, гранита и песчаника, валуны, чаще всего сложенные крепкими породами, оказываются единственным материалом для фундаментов зданий, при прокладке шоссейных дорог и т. п.
Геологи выяснили происхождение валунов, пути и причины их перемещения и накопления.

На территории Карелии ведутся широкие археологические исследования -мест обитания древних карельских поселенцев. Стоянки первобытного человека относятся к каменному веку и эпохе раннего металла. Раскопки таких стоянок дали богатый вещественный материал. по которому мы можем судить о характере и культурном уровне доисторического населения Карелии.

Еще в 1860-х годах Л. А. Иностранцев нашел по соседству с Олонецкой равниной, на берегах Сясьского и Свирепого каналов, первое такое поселение с остатками каменных орудий, костей первобытного человека, современных ему животных и рыб. Находки А. А. Иностранцева, описанные им в специальной работе, глубоко заинтересовали ученый мир. В 1940 году у деревни Рышкола Олонецкого района, на территории Олонецкой равнины. были открыты новые, более северные стоянки каменного века с каменными топорами и стамесками из серого и черного плотного глинистого сланца и глиняными изделиями.

Плачи, известные в Греции под названием мирологов («печально-словия» в переводе Н. И. Гнедича), Раевский предложил называть «воплями» (от глагола «вопить»), как обычно говорит простой народ.

Плачи или причитания относятся к обрядовой поэзии. Похоронный обряд существовал с незапамятных времен, В глубочайшую древность человек искренне верил, что умерший приобретает особую силу воздействия на окружающий мир, что мертвец обладает свойствами темной и враждебной стихии. В результате возникла потребность в специальных проводах на «тот свет», в прощаниях с умершими.

И.А. Федосова, Н.С. Богданова и А.М. Пашкова - крупнейшие вопленицы русского Севера. Их плачи вошли в науку и стали достоянием широких читательских масс.

Причитания - обрядовый жанр, известный почти всем народам мира. Однако большинству народов известны только похоронные причитания. Традиционный похоронный обряд предписывал не только определенные обрядовые действия, по и произнесение словесных текстов, в которых должно было выражаться как сожаление об умершем, так и отчаяние оставшихся в живых, (’читалось, что причитания имеют не только эмоциональное, но и магическое значение - они облегчают покойнику путь в иной мир и оберегают живых от дальнейшего воздействия злых сил. Они произносились в определенной обстановке, им передавалось то эмоциональное перенапряжение, которое владело горюющими, они как бы намагничивались чувствами скорбящих и производили необыкновенно сильное впечатление. Они не только выражали и концентрировали переживаемое, по и способствовали эмоциональной разрядке. Если согласно русской пословице «слезы помотают горю», то причитания способны «помочь» ему еще в большей мере - горюющая не только плачет, но и выговаривает свое горе, облегчая свою душу, делится своим горем с близкими людьми, осмысляет свою беду и тем самым готовится преодолеть ее.

Поэтическое наследие замечательной заонежской крестьянки Ирины Андреевны Федосовой - одно из высших достижений поэтического творчества русского крестьянства прошлого

"Ряженых в Карелии называли хухляки (huhl’akat, kuhl’akat, huuhel’nikat), У части людиков - smuutat (от рус. «смуты», «смутьяны»), а в западной части Калевальского р-на - kummat (от фин. и карел, kumma - «чудо»). Были еще и некоторые локальные термины, например, в Тунгуде особую группу ряженых составляли буколицые. Размалеванные и вымазанные сажей, с палками и поленьями они с шумом врывались в дома и устраивали потасовки. Буколицые нападали и на другие артели «мирных» ряженых, а если «завидят на улице парнишек, то натолкают им полные штаны снега» (2581/1, д. Тунгуда).

Термины хухляк, хухлик, хухоль, хухолъник и другие им подобные, употребляемые в Карелии и Архангельской обл., О. А. Черепанова считает финно-угорскими по происхождению.3 Термин huuhel’nikka, huhl’akka, возможно, связан с основой huu- (hu-), которая, в свою очередь, есть звукоподражание дыханию (ср.: дух). Ю. X. Тойвонен в «Этимологическом словаре финского языка» объединяет huu- с понятиями «душа умершего», «человеческая душа», находя ему соответствия в других языковых системах.3 В словаре В. И. Даля приведен глагол хухлякать - «плакать, кричать по покойнику». С терминами hurri и hurrikas (восходящими к вышеприведенному huu-), обозначающими тех или иных действую-щих лиц в свадебном ритуале и обряде инициации, в карельской и финской традиции связаны элементы ряжения и иносказания («волк», «бык», «медведь» и т. д.), имеющие, по-видимому, целью скрыть собственную сущность в момент отсутствия покровительства личных духов (переходный период), одновременно маркируя таким образом свою ущербность и через данную атрибутику пытаясь получить покровительство духов нового социального статуса. Такие термины, как, например, хухор - "мельник" (заонеж.) также, вероятно, связаны с вышеприведенной мифологической основой уже в силу специфики профессии, которой вменялась связь с нечистой силой (см. ниже). Возможна связь основы hu(u)- и карельского huhuta - "кричать" (ср.: хухлякать - «кричать по покойнику»). Здесь особо интересны такие значения глагола, как huhuta kaskelle - букв, «кричать пожоге», что означает вызывать, заклинать ветер (ср.: рус. "кликание"), huhuta pirulle - "вызывать черта или лешего" и т. д. У украинцев и западных славян «гукать» означает «выкликать русалок».

Для обозначения ряженых в вывернутых шубах, с волосами из пакли, такими же усами и бородой в тверских карельских деревнях существовал термин čuudot - чуды.7 Известен он и в Карелии (2936/2, д. Кимовары), глагол čuudittaa, т. e. "чудиться" («на святках все что-нибудь чудится») общеупотребителен. Чуды известны веп¬сам и коми и, возможно, имеют в своей основе этноним "чудь, чуды", обозначающий некогда живший здесь полулегендарный народ, упоминание о котором можно встретить только в преданиях. В частности, термин чудилко - "маскированный" - был широко распространен на Вытегорщине. Стоит упомянуть еще об одном термине из Сямозера - kruhl"atta, так здесь называли ряженых. В своем прямом значении слово употребляется для обозначения большой по объему ноши, копны. «Была как хорошая копна, эдакая большая крухлятта» (Суоярви, д. Корписелькя).

Ряженые в Карелии начинали обходы дворов сразу после Рождества. Обходы длились до Крещения, когда кто-то из ряженых мог выкупаться в иордани, снимая грехи. "

Заонежский полуостров, находящийся в северной части Онежского озера, приобрел мировую известность благодаря уникальным памятникам деревянного зодчества. Кижский ансамбль - воплощение поистине высокой культуры его создателей. Умелыми руками заонежских мастеров-художников соЗДавались просторные добротные жилища, украшенные деревянным кружевом, изготовлялась прочная и изящная резная мебель, строились быстроходные красавицы лодки-кижанки. Высокого расцвета достигли в Заонежье декоративно-прикладное искусство и ремесла.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые вепсские заветные праздники конца XIX - начала XX в., посвященные охране скота. Они вызывают интерес, поскольку представляют собой своего рода спрессованное выражение напластований прошлых эпох, связаны с судьбой прежних систем ценностей, историей идей, структурными и функциональными преобразованиями исследуемого этноса. В конце XIX - начале XX в. вепсские заветные праздники - zavetan praznikad - включали в себя не только церковные ритуалы (крестные ходы, «поднятия» икон, молебны), но и многие элементы древнего народного происхождения, которые сохранились в праздничной терминологии, в предметной, половозрастной, акциональной символике обрядов, в местах и во времени проведения празднеств; они по-разному сочетались в вепсских этнолокальных группах.


В относительно недавнее время, на рубеже XIX-XX вв., характерным и значительным явлением карельского народного календаря были общественные (в основе своей, по-видимому, родовые или фратриальные) праздники с жертвоприношениями животных, проводимые в пери-од летнего календарного цикла, в основном в июле-августе.
Кратких упоминаний о жертвоприношениях из разных районов Карелии в литературе и полевых материалах достаточно много. Данная статья представляет неизвестный для русского читателя материал о жертвоприношениях, составленный из нескольких наиболее полных и характерных описаний обряда.

Сначала соломенные шляпы продавались местным крестьянам по баснословно дешевой цене , 3 - 5 коп. за штуку, и частью вывозились по воскресеньям на базар в г. Олонец, находящийся в 12 верстах от места производства, но сбыт там встречали самый ничтожный. Выгоднее соломенные шляпы продавали в Свирском монастыре, на Троицкой ярмарке, а затем, началась отправка их и в Петербург.

В Карелии и Архангельской области до сих пор говорят: «шить лодку», вместо «строить лодку» или «делать лодку», хотя теперь имеется в виду именно постройка лодки на гвоздях. При этом только пожилые люди помнят, что глагол «шить» когда-то имел прямой смысл. По их словам, последние шитые лодки существовали «до войны», затем мастера перешли на гвозди, и со сменой поколений технология была полностью утеряна. Конструкция же, форма и основные приемы постройки оставались прежними, благодаря этому для реконструкции требовалось сделать только один шаг, обратный переход с гвоздей на шитье корнями. Опыт постройки традиционных лодок на гвоздях имелся основательный: на Водлозере я много лет строил такие лодки на заказ, они до сих пор используются для рыбной ловли и хозяйственных целей. Методику шитья помогла восстановить находка фрагментов лодочных досок с сохранившимися отверстиями, желобками и остатками стежков. Эти доски уцелели благодаря тому, что были вторично использованы в старом деревенском доме как настил на чердаке; их возраст, вероятно, не столь велик - 70–100 лет, материал - сосна, изготовлены при помощи ручной продольной пилы. Кроме того, удалось собрать много устных свидетельств пожилых людей, большинство из которых помнили шитые лодки по 1930–1940 гг.

Первые люди на территории Карелии появились здесь после схода ледниковых покровов - VII-VI тысячелетии до н. э. Основными промыслами для древнего населения Карелии были охота и рыболовство. Уже к I тысячелетию до н. э. появляются зачатки в области животноводства и земледелия, начато освоение железа. Известно, что к концу I тысячелетия нашей эры Карелию населяли финно-угорские племена. Так, карелы жили в районе Карельского перешейка и на Северном Приладожье, вепсы - между Ладожским и Онежским озером, саами (лопь) - еще дальше на севере. Сюда же, в районы Онежского озера и Белого моря стали проникать и славянские племена , занимавшиеся солеварением, земледелием и морскими промыслами, в частности ловлей рыбы.

История Карелии во времена викингов

В VII веке Карелия упоминается как самостоятельное государство карелов находящееся под управлением Ивара Приобретателя (конунг получил и другое прозвище - Ивар Широкие Объятия). В X веке Карелия упоминается в «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна».

Карелия в составе Новгородской республики

С XI века по 1338 год Карельская земля входила в состав Новгородской республики в качестве автономного региона. В 1277 - 1278 годах был предпринят поход новгородской дружины под предводительством князя Дмитрия Александровича, после чего регион стал называться Корельской землей, а центром становится город Корела. Управление этой территорией осуществлялось служилым князем и воеводою.

В 1338 году в Корельской земле вспыхивают восстания, а затем она была отдана литовскому князю Наримонту.

Карелия в составе Русского государства

В 1478 году большая часть Карелии, входившая в состав Новгородской республики, вошла вместе с Новгородом Великим в состав Русского государства . Земли новгородских бояр, находившиеся здесь, были конфискованы в государственную казну.

В XVII - XVIII веке карелы и русские сдерживали шведскую экспансию, так в 1610 - 1611 годах местное население стойко сражалось в при обороне города Корел, который шведские войска смогли взять только спустя 6 месяцев осады.

В 1617 году согласно Столбовскому договоры России пришлось передать Карельский перешеек Швеции, что вызвало массовое переселение карел в пределы Российского государства.

История Карелии в период Российской империи

При Петре I в Карелии были построены несколько заводов, которые сыграли значимую роль в Северной войне со Швецией, а Петровский завод, основанный в 1703 году, разросся до современного города Петрозаводска.

В XVIII веке Карелия входила в состав вначале Петербургской, а затем Новгородской губернии, а в 1784 году стала Олонецкой губернией с центром в Петрозаводске.

История Карелии во второй половине 18 века развивалась достаточно быстро. В крае появились предприятия по лесозаготовке, а после отмены крепостного права в крае появились первые лесопилки с паровыми двигателями. Карелия становится одним из важнейших мест в империи по поставкам древесины, отсюда она уходила в Петербург и на экспорт за границу.

В середине 19 века на Онежском озере и на Белом море началось движение пароходов. В 1914 - 1916 годах через территорию Карелии прошла Мурманская железная дорога , что позволило связать этот важный регион с остальными частями страны.

Советская власть в Карелию пришла в ноябре 1917 года - октябре 1918 года. В 1918 году Карелия стала местом ожесточенных боев между Красной Армией и войсками Антанты и белогвардейцев. К лету 1919 года сложилась обстановка, благодаря которой отряды белогвардейцев и Антанты смогли захватить северное побережье Онежского озера и Карельское Поморье, а отряды финнов - западные районы Карелии граничащие с Финляндией.

Ситуация изменилась после боев в районе Петрозаводска, Видилицей и Лижмой, когда летом - осенью 1919 года Красная Армия перехватила инициативу, а в феврале - марте 1920 года в результате наступления противники были окончательно разгромлены.

Последними проявлениями смуты на территории Карелии стали крестьянские восстания , поддержку которым оказали вторгнувшиеся из-за границы финские вооруженные силы. К февралю 1922 года эти выступления были полностью ликвидированы Красной Армией.

25 июля 1923 года постановлением ВЦИК Карельская Трудовая Коммуна была преобразована в Карельскую АССР. Как и в других частях Советского Союза в Карелии осуществлялась насильственная коллективизация.

26 ноября 1939 года произошел обстрел позиций советских войск у пограничного поселка Майнила, вина в этом была возложена на Финляндию. Были разорваны дипломатические отношения, и 30 ноября Красная Армия вторглась на территорию Финляндии. За месяц до этого на территории СССР была образована финская Народная Армия, которая должна была стать вооруженным оплотом для марионеточного правительства Отто Куусинена.

Руководство Красной Армией планировало закончить войну быстро и «малой кровью», однако этим планам не суждено было сбыться. Лобовая атака Красной Армии на укрепления линии Маннергейма окончилась не просто неудачей, а большим поражением. Красная Армия забуксовала, не сумев преодолеть даже первую линию обороны.

Только собрав подкрепления Красной Армии удалось 1 февраля 1940 года возобновить наступление в районе Карельского перешейка. Ежедневно, на протяжении нескольких дней, финские позиции подвергались мощным артиллерийским обстрелам.

Вспомогательные удары двух дивизий Красной Армии в районе Ладожского озера, закончились окружением и уничтожением этих дивизий.

11 февраля 1940 года, с утра, началось главное наступление, в ходе которого с большими потерями были взяты несколько оборонительных рубежей финской армии. Тяжелые бои продолжались вплоть до заключения перемирия.

После подписания мирного договора территории, уступленные Финляндией Советскому Союзу, были объединены с Советской Карелией, и была образована Карело-Финская ССР.

Во время Великой Отечественной войны армия Финляндии, союзницы фашисткой Германии, вторглась на территорию СССР. С 1941 года по 1944 год большая часть Карело-Финской СССР была занята финнами. Множество мирных граждан и советских военнослужащих попали в финские лагеря. В составе финских войск воевали и части немецкой армии, однако, несмотря на большие усилия, финнам не сразу удалось занять всю Карелию. Так сильно укрепленный полуостров Рыбачий немецким частям в составе финской армии взять не удалось. Особенно тяжелыми были бои за Петрозаводск , который обороняли части 114-ой дивизии Красной Армии.

Во время оккупации на территории Карелии, по финским данным, умерло более 18 тысяч советских граждан из 64 тысяч прошедших через финские лагеря.

Многие из жителей Карелии вынуждены были бежать от захватчиков в другие регионы Советского Союза, а мужчины в большом количестве шли служить в Красную Армию, многие из них в 1944 году освобождали от финнов свою «малую» Родину.

Послевоенный период в истории Карелии

После войны Карелия постепенно начала возвращаться к мирному укладу жизни, были восстановлены промышленные предприятия, колхозы и совхозы. Однако уже к середине - концу 70-х годов в Карелии, как и в других регионах Советского Союза. Началось снижение темпов промышленного и социального роста, что в первую очередь было вызвано тем, что административно-командная система управления государством не могла оперативно реагировать на новые кризисные явления.

9 августа 1990 года в результате различных факторов, в первую очередь кризиса государственной власти, Верховный Совет Карелии принял решение одобрить декларацию, провозглашавшую государственный суверенитет Карельской АССР. 13 ноября 1991 года Карельская АССР была переименована в Республику Карелия, а 31 марта 1992 года был подписан федеративный договор о вхождении Карелии в состав Российской Федерации.

90-е годы в Карелии, как и во всей России, отмечены тем, что уровень доверия к государству был невысок, рост рыночных отношений приводил зачастую к росту криминала в регионе, стоит отметить и рейдерские захваты многих предприятий в Карелии.

Ситуация постепенно стабилизировалась , и к концу 90-х годов регион постепенно начал справляться с кризисными ситуациями.

Сейчас Карелия не только один из центров деревообрабатывающей и металлургической промышленности, она является одним из важных регионов на севере России, связывая порт Мурманск с центральными регионами страны.

Территория Карелии начала заселяться в послеледниковое время. К этому времени на территории Карелии уже проживали племена финно-угорской группы.
С возникновением Киевской Руси территория Карелии как бы тоже к ней относилась, но насколько непонятно - Карелия была независимой частью. После распада Киевской Руси в 12 в. Карелия стала частью Новгородской феодальной республики. В 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович крестил карел в православную веру. Православие приняли также вепсы (маленький народ Карелии, еще меньше, чем карелы).

В ский период (12-15 вв.) в Карелии произошел переход от племенных отношений к феодальным, а также в основном завершился процесс формирования карельской народности, в состав которой вошла и часть вепсов, жившая на Олонецком перешейке.
В 1478 г. Карелия вместе с другими землями Великого Новгорода была присоединена к Русскому государству.
В конце 16 - начале 17 вв. вновь усиливается экспансия Швеции на восток. В 1610-1611 гг. русские и карелы героически обороняли г. Корелу от шведских войск, которым удалось овладеть городом лишь после 6-месячной осады. По Столбовскому договору 1617 г. Россия была вынуждена оставить за Швецией Карельский перешеек.
При Петре 1 на территории Карелии была построена группа ких горных заводов (Петровский, Повенецкий, Алексеевский, Кончезерский), сыгравшая во время Северной войны 1700-1721 гг. важную роль в обеспечении русской армии и флота пушками, ружьями и другим снаряжением. завод (1703) дал жизнь одноименной слободе, выросшей в дальнейшем в г. Петрозаводск.
В 19 веке на Онежском озере и Белом море началось пароходное сообщение. Но в целом к началу ХХ в. хозяйство Карелии в значительной мере сохраняло традиционный аграрно-промысловый облик.
Значительную роль в развитии Карелии в 20 веке сыграл "лагерный сектор экономики". В крае возникли одни из первых в стране лагерей - СЛОН, Белбалтлаг, Сороклаг. Руками заключенных были построены Беломорско-Балтийский канал, Сегежский ЦБК, Пиндушская судоверфь и др. объекты. К 1940 г. Белбалтлаг давал более 50% заготовляемого в КАССР леса.
После советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Карельская АССР была преобразована 31 марта 1940 г. в Карело-Финскую ССР. Статус союзной республики сохранялся до 1956 г., когда Карелия вновь стала автономной республикой в составе РСФСР.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 большая часть территории Карелии была оккупирована финскими и немецко-фашистскими войсками.
Карелия издавна славится высоким уровнем народной художественной культуры. Всемирным признанием пользуются самобытные иконы древних мастеров края и уникальные памятники деревянного зодчества - Кижский ансамбль (1714-1874), Кондопожская Успенская церковь (1774), Кемский Успенский собор (1711-1717) и др. В 1830-х финским фольклористои.Леннротоом в Северной Карелии были записаны карельские эпические руны, положенные им в снову знаменитого эпоса "Калевала".

Путеводитель по Карелии - версия WEB2.0! Что это значит? Читать комментарии авторов к Путеводителю