Какие народы населяли древнюю русь. Из каких славян возник русский народ? Древние жители Руси

Публикации раздела Традиции

Древние жители Руси

И стория земель, которые сегодня считаются исконно российскими, началась задолго до появления у восточных славян государства. Русскую равнину обжили еще 25 тысяч лет назад - под Владимиром нашли стоянку древнего человека этого периода. На территории нашей страны жили предки балтов и германцев, а первые «москвичи» были из финно-угорских племен. Портал «Культура.РФ» собрал 7 интересных фактов о жителях Центральной России до появления здесь славянских народов.

Первые стоянки Русской равнины

Считается, что люди обжили Русскую равнину в верхнем палеолите. К этому периоду относится стоянка древнего человека - Сунгирь под Владимиром . Возраст стоянки - около 25 тысяч лет. Это было сезонное охотничье стойбище, которым пользовались, как полагают ученые, на протяжении двух-трех тысяч лет. Сегодня этот памятник находится под охраной ЮНЕСКО .

В поселении археологи обнаружили захоронение двух мальчиков - 12 и 14 лет. Здесь также нашли кость взрослого человека, наполненную охрой. Исследователи выяснили, что кость принадлежала прапрадедушке похороненных подростков и имела особое значение в погребении: мальчиков, скорее всего, принесли в жертву в честь культа плодородия.

В могилах были копья и дротики из бивня мамонта, а также диски, символизирующие солнце. Одежда детей была вышита бусинами из бивня мамонта - ученые нашли их около 10 тысяч штук. Наряды напоминали костюмы нынешних северных народов, а после реконструкции их внешнего облика стало ясно, что сунгирские люди могли быть предками современных североевропейцев.

Европейцы-кочевники

Во III–II тысячелетии до н. э. на территории Центральной России жили высокие люди европейского типа с широкими лицами. Они относились к общности, из которой позднее выделились балты, германцы и славяне. Эту археологическую культуру назвали фатьяновской - по могильнику, который открыл археолог Алексей Уваров в 1873 году. Ученый обнаружил его у деревни Фатьяново (сегодня - Ярославский район). Второе название - «культура боевых топоров» - возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы топоры, выточенные из камня. Хоронили они, кстати, не только людей, но и животных - в основном медведей и собак. Их фатьяновцы почитали как предков своего рода.

Фатьяновцы кочевали, устраивая легкие жилища, разводили свиней, овец и коз, изготавливали костяные и каменные мотыги. Имущество они перевозили на повозках и телегах.

Ученые нашли следы кочевников в Ивановской и Ярославской , Тверской и Костромской , Нижегородской и Владимирской , Рязанской и Тульской областях, а также в предгорьях Урала . Со временем фатьяновцев стали теснить наступавшие с востока племена - часть народа отступила на запад, а другая часть смешалась с захватчиками.

Первые москвичи

С VIII–VII веков до н. э. земли от Вологды до Смоленска населяла дьяковская археологическая культура. Только в границах современной Москвы обнаружено 10 дьяковских городищ - все они были построены на высоких мысах при слиянии рек. Именно так возникло древнейшее поселение на месте Московского Кремля. Известно, что дьяковцы относились к финно-угорским племенам. Именно от их потомков - племен меря и весь - нам достались многие названия рек: Яхрома, Кашира, Вологда, Вычегда.

Дьяковцы вели оседлый образ жизни - в каждом городище проживало от 50 до 200 человек. Примерно с IV века до н. э. широко распространилось железо и выросло благосостояние родов, а поэтому участились и грабительские набеги. Дьяковцы стали укреплять свои поселения частоколами, земляными валами и рвами. Основным занятием их было скотоводство: они разводили лошадей. Причем в основном на еду, как тягловую силу коней практически не использовали. Также население охотилось: на лосей и оленей, медведей и кабанов. Шкурки бобров, лис, куниц и выдр использовали как ходовую валюту во время обмена с другими племенами.

Мертвых дьяковцы сжигали и хоронили в «домиках мертвых». Такие захоронения нашли в Березняках на реке Волге (сегодня Ярославская область), недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря в Московской области . Одна из гипотез говорит, что сказочная избушка на курьих ножках Бабы-яги - это найденные в лесу «домики» дьяковцев.

Прародина славян

Археологи и языковеды установили, что славяне отделились от древнеевропейской общины в 400 году до н. э. К тому времени уже существовали кельты и италики, германцы и западные балты, венеты и иллирийцы. По одной версии, прародиной славян была долина между реками Вислой и Одрой (Одером) на территории современной Польши. Другие ученые предполагают, что славяне изначально селились между Западным Бугом и средним течением Днепра - сегодня это территория на пересечении Польши, Украины и Беларуси. Долгое время считалось, что предки славянских народов пришли с Дуная - эта теория была основана на сведениях из Повести временных лет. Сегодня ученые признали ее ненаучной.

Североевропейское происхождение славян неожиданно подтвердил древнеанглийский язык. В нем было много славизмов - заселившие в IV–V веке Британские острова англы, саксы и юты прежде жили на датском полуострове Ютландия и нижней Эльбе. Их соседями были славяне.

«Великая славянская миграция»

Сергей Иванов. Жилье восточных славян. Иллюстрация к сборнику «Картины по русской истории». Издание Иосифа Кнебеля. 1909

В IV веке на земли готов и римлян вторглись гунны - азиатские кочевники , занявшие Юго-Восточную и Центральную Европу. Спасаясь от них, европейцы массово бежали на запад, тесня другие племена. Так на протяжении почти трех веков проходило Великое переселение народов. В учебниках истории миграцию славянских народов объясняют именно этим процессом, но археологи подчеркивают: славяне стали расселяться на юг и восток еще до гуннов, в начале новой эры. В VI веке они уже составляли основную часть населения Аварского каганата - государства, основанного в Центральной Европе аварами.

Настоящая «великая славянская миграция» была спровоцирована похолоданием, начавшимся в конце IV века. Самым холодным за прошедшие 2000 лет был V век. В это время поднялся уровень воды в Северном и Балтийском морях, реки затопили прибрежные поселения. Из-за затопленных полей и разрастания болот люди стали массово покидать Висло-Одерский регион - свою исконную территорию. К VII–VIII векам они пересекли границу современной России.

Подмосковные прибалты

В IX веке к моменту образования Древнерусского государства на территории нынешней Центральной России было смешанное население. Коренными на тот момент были финно-угры и балты, иноземными - славяне и варяги. В Повести временных лет летописец перечислял племена, «дающие дань Руси»: весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, пермь, печера, ямь, литва, зимиголы, корсь, нарова и ливы.

На границе Московской, Калужской и Смоленской областей жило племя голядь, которое окончательно ассимилировалось лишь в XIV веке. Вероятно, сами себя представители этого народа называли галиндами, а пришли они из прусской области Галиндии. Говорили они на языке, родственном литовскому и латышскому. Переселившись на Оку во II веке, галинды быстро смешались с обитавшими здесь восточными балтами. На память об этом народе нам остались балтские названия подмосковных рек: Ока, Дубна, Протва и Истра. По одной из версий, и слово «Москва» имеет балтийский корень.

Какие славянские племена жили в России

В Повести временных лет автор упомянул 15 славянских племенных союзов - на территории современной России жили три: словене, кривичи и вятичи. Словене основали Великий Новгород , Ладогу, Белоозеро, Старую Руссу и. На момент образования Древнерусского государства они платили дань хазарам и жили обособленно. Окончательно присоединить земли вятичей к Древней Руси удалось лишь в XI веке.

Вопрос о том, что представляли собой восточно-славянские племена Повести временных лет, не раз поднимался в исторической литературе. В русской дореволюционной историографии было распространено представление, согласно которому славянское население на территории Восточной Европы появилось буквально накануне образования Киевского государства в результате миграции из прародины сравнительно небольшими группами. Такое расселение на обширной территории нарушило их прежние родоплеменные связи. На новых местах жительства между разрозненными славянскими группами образовались новые территориальные связи, которые из-за постоянной подвижности славян не были прочными и могли быть утрачены вновь. Следовательно, летописные племена восточных славян являлись исключительно территориальными объединениями. «Из местных названий XI в. летопись сделала „племена” восточного славянства»,- писал С. М. Середонин, один из последовательных сторонников этой точки зрения (Середонин С. М., 1916, с. 152). Аналогичное мнение развивали в своих исследованиях В. О. Ключевский, М. К. Любавский и другие (Ключевский В. О., 1956, с. 110-150; Любавский М. К., 1909).

Другая группа исследователей, в том числе большинство лингвистов и археологов, рассматривала летописные племена восточного славянства в качестве этнических групп (Соболевский А. И., 1884; Шахматов А. А., 1899, с. 324-384; 1916; Спицын А. А., 1899в,с. 301-340). В пользу этого мнения определенно говорят отдельные места Повести временных лет. Так, летописец сообщает о племенах, что «живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ местехъ, владеюще кождо родомъ своимъ» (ПВЛ, I, с. 12), и далее: «Имяху бо обычаи свои, и законъ отецъ своих и преданья, кождо свой нравъ» (ПВЛ, I, с. 14). Такое же впечатление складывается и при чтении других мест летописи. Так, например, сообщается, что первыми поселенцами в Новгороде были словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома (ПВЛ, I, с. 18). Здесь очевидно, что кривичи и словене приравнены к таким бесспорно этническим образованиям, как весь, меря, мурома. Исходя из этого многие представители лингвистики (А. А. Шахматов, А. И. Соболевский, Е. Ф. Карский, Д. Н. Ушаков, Н. Н. Дурново) пытались найти соответствие между современным и раннесредневековым диалектным членением восточного славянства, полагая, что истоки нынешнего деления восходят к племенной эпохе.

Имеется и третья точка зрения о сущности восточнославянских племен. Основатель русской исторической географии Н. П. Барсов видел в летописных племенах политико-географические образования {Барсов Н. П., 1885). Это мнение было анализировано Б. А. Рыбаковым {Рыбаков Б. А., 1947, с. 97; 1952, с. 40-62). Б. А. Рыбаков полагает, что названные в летописи поляне, древляне, радимичи и т. д. были союзами, объединившими несколько отдельных племен. В период кризиса родоплеменного общества «родовые общины объединились вокруг погостов в „миры“ (может быть,верви“); совокупность нескольких „миров» представляла собой племя, а племена все чаще объединялись во временные или постоянные союзы… Культурная общность внутри устойчивых племенных союзов ощущалась иногда довольно долго после вхождения такого союза в состав Русского государства и прослеживается по курганным материалам XII-XIII вв. и по еще более поздним данным диалектологии» {Рыбаков Б. А., 1964, с. 23). По инициативе Б. А. Рыбакова предпринята попытка выделить по археологическим данным первичные племена, из которых составились крупные племенные союзы, названные летописью {Соловьева Г. Ф., 1956, с. 138- 170).

Рассмотренные выше материалы не позволяют решать поднятый вопрос однозначно, присоединившись к одной из трех точек зрения. Однако, бесспорно, прав Б. А. Рыбаков, что племена Повести временных лет до сложения территории древнерусского государства были и политическими образованиями, т. е. племенными союзами.

Представляется очевидным, что волыняне, древляне, дреговичи и поляне в процессе своего формирования прежде всего были территориальными новообразованиями (карта 38). В результате распада праславянского дулебского племенного союза в ходе расселения происходит территориальное обособление отдельных групп дулебов. Со временем у каждой локальной группы складывается свой жизненный уклад, начинают формироваться некоторые этнографические особенности, что находит отражение в деталях погребальной обрядности. Так появляются волыняне, древляне, поляне и дреговичи, названные по географическим признакам. Сложению этих племенных групп, бесспорно, способствовало политическое объединение каждой из них. Летопись сообщает: «И по сих братьи [Кия, Щека и Хорива] держати почаша родъ ихъ княженье в поляхъ, а в деревляхъ свое, а дреговичи свое…» (ПВЛ, I, с. 13). Очевидно, что славянское население каждой из территориальных групп, близкое по системе хозяйства и живущее в сходных условиях, постепенно объединялось для целого ряда совместных дел - устраивало общее вече, общие совещания воевод, создавало общую племенную дружину. Формировались племенные союзы древлян, полян, дреговичей и, очевидно, волынян, подготовившие будущие феодальные государства.

Не исключено, что формирование северян в какой-то степени обусловлено взаимодействием остатков местного населения с расселившимися в его ареале славянами. Название племени, очевидно, осталось от аборигенов. Трудно сказать, создали ли северяне собственную племенную организацию. Во всяком случае летописи ничего не говорят о таковой.

Аналогичные условия имелись и при формировании кривичей. Славянское население, расселившееся пер-воначально в бассейнах р. Великая и оз. Псковское, не выделялось какими-либо специфическими особен¬ностями. Формирование кривичей и их этнографиче¬ских особенностей началось в условиях стационар¬ной жизни уже в летописном ареале. Обычай соору¬жать длинные курганы зародился уже на Псковщине, часть деталей погребального обряда кривичей была унаследована кривичами у местного населения, браслетообразные завязанные кольца распространяются исключительно в ареале днепро-двинских балтов и т. п.

По-видимому, формирование кривичей как отдельной этнографической единицы славянства началось в третьей четверти I тысячелетия н. э. на Псковщине. В их состав, помимо славян, вошло и местное финское население. Последующее расселение кривичей в Витебско-Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье, на территории днепро-двинских балтов, привело к их членению на кривичей псковских и кривичей смоленско-полоцких. В результате накануне образования древнерусского государства кривичи не образовывали единого племенного союза. Летопись сообщает об отдельных княжениях у полочан и у смоленских кривичей. Псковские кривичи, видимо, имели собственную племенную организацию. Судя по сообщению летописи о призвании князей, вероятно, новгородские словене, псковские кривичи и весь объединились в единый политический союз. Центрами его были словенский Новгород, кривичский Изборск и весское Белоозеро.

Вероятно, что и формирование вятичей в значительной степени обусловлено субстратом. Группа славян под предводительством Вятка, пришедшая на верхнюю Оку, не выделялась собственными этнографическими особенностями. Они сформировались на месте и отчасти в результате воздействия местного населения. Ареал ранних вятичей в основных чертах совпадает с территорией мощинской культуры. Славянизированные потомки носителей этой культуры вместе с пришлыми славянами и составили отдельную этнографическую группу вятичей.

Регион радимичей не соответствует какой-либо субстратной территории. По-видимому, радимичами назывались потомки той группы славян, которая расселилась на Соже. Вполне понятно, что эти славяне включили в себя и местное население вследствие метисации и ассимиляции. Радимичи, как и вятичи, имели свою племенную организацию. Таким образом, и те и другие были одновременно этнографическими общностями и племенными союзами.

Формирование этнографических особенностей словен новгородских началось только после расселения их предков в Приильменье. Об этом свидетельствуют не только археологические материалы, но и отсутствие собственного этнонима у этой группы славян. Здесь же, в Приильменье, словене создали политическую организацию - племенной союз.

Скудные материалы о хорватах, тиверцах и уличах не дают возможности выявить сущность этих племен. Хорваты восточнославянские, по-видимому, были частью большого праславянского племени. К началу древнерусского государства все эти племена были, очевидно, племенными союзами.

В 1132 г. Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств. Это было подготовлено историческими условиями - ростом и усилением городских центров, развитием ремесел и торговой деятельности, укреплением политической силы горожан и местного боярства. Возникла необходимость создания крепкой власти на местах, которая бы учитывала все стороны внутренней жизни отдельных регионов древней Руси. Боярству XII в. нужна была местная власть, которая могла бы оперативно выполнять нормы феодальных отношений.

Территориальное дробление древнерусского государства в XII в. в значительной степени соответствует ареалам летописных племен. Б. А. Рыбаков отмечает, что «столицы многих крупнейших княжеств были в свое время центрами союзов племен: Киев у Полян, Смоленск у Кривичей, Полоцк у Полочан, Новгород Великий у Словен, Новгород Северский у Северян (Рыбаков Б. А., 1964, с. 148, 149). Как свидетельствуют археологические материалы, летописные племена в XI-XII вв. были еще устойчивыми этнографическими единицами. Родовая и племенная знать их в процессе зарождения феодальных отношений превратилась в бояр. Очевидно, что географические границы отдельных княжеств, которые образовались в XII в., были определены самой жизнью и прежней племенной структурой восточного славянства. В некоторых случаях племенные территории оказались весьма устойчивыми. Так, территория смоленских кривичей в течение XII-XIII вв. была ядром Смоленской земли, границы которой во многом совпадают с пределами коренного региона расселения этой группы кривичей (Седов В. В., 1975в, с. 256, 257, рис. 2).

Славянские племена, занявшие обширные территории Восточной Европы, переживают процесс консолидации и в VIII-IX вв. образуют древнерусскую (или восточнославянскую) народность. Современные восточнославянские языки, т. е. русский, белорусский и украинский, сохранили в своей фонетике, грамматическом строе и словаре ряд общих черт, свидетельствующих о том, что после распадения общеславянского языка они составляли один язык - язык древнерусской народности. На древнерусском (восточнославянском) языке написаны такие памятники, как Повесть временных лет, древнейший свод законов Русская Правда, поэтическое произведение Слово о полку Игореве, многочисленные грамоты и др. Начало сложения древнерусского языка, как отмечалось выше, определяется лингвистами VIII-IX вв. На протяжении последующих веков в древнерусском языке происходит ряд процессов, характерных только для восточнославянской территории {Филин Ф. П., 1962, с. 226-290).

Проблема образования древнерусского языка и народности рассматривалась в трудах А. А. Шахматова {Шахматов А. А., 1899, с. 324-384; 1916; 1919а). Согласно представлениям этого исследователя, общерусское единство предполагает наличность ограниченной территории, на которой могла выработаться этнографическая и лингвистическая общность восточного славянства. А. А. Шахматов предполагал, что анты - часть праславян, спасаясь от авар, в VI в. поселялись на Волыни и Киевщине. Эта область и стала «колыбелью русского племени, русской прародиной». Отсюда восточные славяне и качали заселение других восточноевропейских земель. Расселение восточных славян на обширной территории привело к дроблению их на три ветви - северную, восточную и южную. В первые десятилетия нашего столетия исследования А. А. Шахматова пользовались широким признанием, а в настоящее время представляют чисто историографический интерес.

Позднее историей древнерусского языка занимались многие советские лингвисты. Последней обобщающей работой по этой теме остается книга Ф. П. Филина «Образование языка восточных славян», в которой основное внимание уделяется анализу отдельных языковых явлений (Филин Ф. П., 1962). Исследователь приходит к заключению, что сложение восточнославянского языка произошло в VIII-IX вв. на обширной территории Восточной Европы. Исторические условия оформления отдельной славянской народности остались в этой книге не выясненными, поскольку они в большей степени связаны не с историей языковых явлений, а с историей носителей языка.

Вопросами о происхождении древнерусской народности интересовались также советские историки, в частности Б. А. Рыбаков (Рыбаков В. А., 1952, с. 40-62; 1953а, с. 23-104), М. Н. Тихомиров (Тихомиров М. Н., 1947, с. 60-80; 1954, с. 3-18) и А. Н. Насонов (Насонов А. Н., 1951а; 19516, с. 69, 70). На основе исторических материалов Б. А. Рыбаков показал прежде всего, что сознание единства Русской земли сохранялось как в эпоху Киевского государства, так и в период феодальной раздробленности. Понятие «Русская земля» охватывало все восточнославянские области от Ладоги на севере до Черного моря на юге и от Буга на западе до Волго-Окского междуречья включительно на востоке. Эта «Русская земля» и была территорией восточнославянской народности. Вместе с тем Б. А. Рыбаков отмечает, что имелось еще узкое значение термина «Русь», соответствовавшее Среднему Поднепровью (Киевская, Черниговская и Северская земли). Это узкое значение «Руси» сохранилось от эпохи VI - VII вв., когда в Среднем Поднепровье существовал племенной союз под главенством одного из славянских племен - русов. Население Русского племенного союза в IX-X вв. послужило ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли славянские племена Восточной Европы и часть ославяненных финских племен.

Новая оригинальная гипотеза о предпосылках формирования древнерусской народности изложена П. Н. Третьяковым (Третьяков П. Н., 1970). По мнению этого исследователя, восточные в географическом смысле группировки славян издавна занимали лесостепные области междуречья верхнего Днестра и среднего Днепра. На рубеже и в начале нашей эры они расселяются на север, в области, принадлежащие восточнобалтским племенам. Метисация славян с восточными балтами и привела к сложению восточного славянства. «При последующем расселении восточных славян, завершившемся созданием этногеографической картины, известной по Повести временных лет, из Верхнего Поднепровья в северном, северо-восточном и южном направлениях, в частности в поречье среднего Днепра, двигались отнюдь не «чистые» славяне, а население, имевшее в своем составе ассимилированные восточнобалтийские группировки» (Третъяков П. Н., 1970, с. 153).

Построения П. Н. Третьякова о формировании древнерусской народности под воздействием балтского субстрата на восточную славянскую группировку не находят оправдания ни в археологических, ни в языковых материалах. Восточнославянский язык не обнаруживает каких-либо общих балтских субстратных элементов. То, что объединило всех восточных славян в языковом отношении и в то же время отделило от других славянских групп, не может быть продуктом балтского воздействия.

Как же позволяют решать вопрос о предпосылках образования восточнославянской народности материалы, рассмотренные в настоящей книге?

Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится в основном на VI-VIII вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных областей праславянского ареала. Следовательно, всякие предположения о «русской прародине» или о зачатках восточнославянской народности внутри праславянского мира ничем не оправданы. Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах и имела в своей основе славянское население, объединенное не на этнодиалектной, а на территориальной почве.

Языковым выражением по крайней мере двух источников славянского расселения на территории Восточной Европы является противопоставление g~K (h). Из всех восточнославянских диалектных различий эта особенность - наиболее древняя, и она дифференцирует славян Восточной Европы на две зоны - северную и южную (Хабургаев Г. А., 1979, с. 104-108; 1980, с. 70-115).

Расселение славянских племен в VI-VII вв. на огромных пространствах Средней и Восточной Европы привело к разобщенности эволюции различных языковых тенденций. Эта эволюция стала носить не всеобщий, а локальный характер. В результате «в VIII-IX вв. и позже рефлексы сочетаний типа *tort, *tbrt, *tj, *dj и *kt‘, деназализации о и g и ряд других изменений фонетической системы, некоторые грамматические инновации, сдвиги в области лексики образовали особую зону на востоке славянского мира с более или менее совпадающими границами. Эта зона и составила язык восточных славян, или древнерусский» (Филин Ф. П., 1972, с. 29).

Ведущая роль в сложении этой народности, по-видимому, принадлежит древнерусскому государству. Ведь недаром начало формирования древнерусской народности по времени совпадает с процессом складывания русского государства. Совпадают и территория древнерусского государства с ареалом восточно-славянской народности.

Возникновение раннефеодального государства с центром в Киеве активно содействовало консолидации славянских племен, составивших древнерусскую народность. Русской землей, или Русью, стали называть территорию древнерусского государства. В этом значении термин Русь упоминается Повестью временных лет уже в X в. Появилась необходимость в общем самоназвании всего восточнославянского населения. Прежде это население называло себя славянами. Теперь самоназванием восточных славян стала Русь. При перечислении народов Повесть временных лет отмечает: «В Афетове же части седять русь, чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва» (ПВЛ, I, с. 10). Под 852 г. тот же источник сообщает: «…приходиша Русь на Царьгородъ» (ПВЛ, I, с. 17). Здесь под Русью подразумевается все восточное славянство - население древнерусского государства.

Русь - древнерусская народность получает известность в других странах Европы и Азии. О Руси пишут византийские авторы и упоминают западноевропейские источники. В IX-XII вв. термин «Русь» и в славянских и в иных источниках употребляется в двояком смысле - в этническом и в значении государства. Это можно объяснить только тем, что древнерусская народность складывалась в тесной связи с формирующейся государственной территорией. Термин «Русь» первоначально применялся только для киевских полян, но в процессе создания древнерусской государственности быстро распространился на всю территорию древней Руси.

Древнерусское государство объединило всех восточных славян в единый организм, связало их общностью политической жизни, и, безусловно, способствовало укреплению понятия о единстве Руси. Государственная власть, организующая походы населения из различных земель или переселения, распространение княжеской и вотчинной администрации, освоение новых пространств, расширение сбора дани и судебной власти способствовали более тесным связям и сношениям между населением различных русских земель.

Сложение древнерусской государственности и народности сопровождалось бурным развитием культуры и экономики. Строительство древнерусских городов, подъем ремесленного производства, развитие торговых связей благоприятствовали консолидации славянства Восточной Европы в единую народность.

В результате складывается единая материальная и духовная культура, что проявляется почти во всем - от женских украшений до архитектуры.

В формировании древнерусского языка и народностей существенная роль принадлежала распространению христианства и письменности. Очень скоро понятие «русский» и «христианин» начали отождествляться. Церковь играла многостороннюю роль в истории Руси. Это была организация, способствовавшая усилению русской государственности и сыгравшая положительную роль в формировании и развитии культуры восточных славян, в развитии просвещения и в создании важнейших литературных ценностей и произведений искусства.

«Относительное единство древнерусского языка… поддерживалось разного рода экстралингвистическими обстоятельствами: отсутствием территориальной разобщенности среди восточнославянских племен, а позже отсутствием устойчивых границ между феодальными владениями; развитием надплеменного языка устной народной поэзии, тесно связанного с языком религиозных культов, распространенных на всей восточнославянской территории; возникновением зачатков публичной речи, звучавшей при заключении межплеменных договоров и судопроизводстве по законам обычного права (нашедших частичное свое отражение в Русской Правде) и т. п.» (Филин Ф. П., 1970, с. 3).

Материалы языкознания не противоречат предлагаемым выводам. Лингвистика свидетельствует, как показал недавно Г. А. Хабургаев, что восточнославянское языковое единство оформилось из неоднородных по происхождению компонентов. Гетерогенность племенных объединений Восточной Европы обусловлена и расселением их из разных праславянских группировок, и взаимодействием с различными племенами автохтонного населения. Таким образом, формирование древнерусского языкового единства является результатом нивелировки и интеграции диалектов восточнославянских племенных группировок (Хабур¬гаев Г. А., 1980, с. 70-115). Обусловлено это было процессом сложения древнерусской народности. Археологии и истории известно немало случаев формирования средневековых народностей в условиях сложения и упрочения государственности.


Первые упоминания о славянах встречаются письменных источниках V-VI вв. Но современная археология утверждает, что первые племена Древней Руси жили на территории нынешней России ещё до нашей эры.
Изначально народы, жившие до IV-VI вв. в междуречье Одера и Вислы, около реки Днепр, назывались венедами. Позже их стали называть славянами. Венеды занимались земледелием, скотоводством, знали ремёсла, строили укреплённые дома. Все члены племени трудились наравне, социальное неравенство отсутствовало. Такой образ жизни сделал славян цивилизованным и развитым народом. Наши предки одними из первых стали строить города и крупные поселения, налаживать дороги и торговые отношения.
Историки насчитывают несколько племён, которые жили в Древней Руси с VI по XI века.
Кривичи занимали обширную территорию современных Витебской, Могилёвской, Смоленской, Псковской областей. Главными городами рода были Смоленск и Полоцк. Это племя - одно из самых многочисленных в Древней Руси. Подразделяются на две группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В состав племенного союза кривичей входили полочане.
Вятичи были самым восточным племенем Древней Руси, они обитали по берегам реки Москвы и в верхнем течении Оки. Их земли располагались на территории современных Московской, Орловской, Рязанской и других соседних областей. Центральный город - Дедославль, его точное расположение ещё не установлено. Народ долгое время сохранял язычество и сопротивлялся навязываемому Киевом христианству. Вятичи были воинственным и своенравным племенем.
Ильменские словене соседствовали с Кривичами, населяли земли около озера Ильмень, которое и дало племени название. Согласно письменным источникам, они вместе с другими народами призвали родственных словенам варягов править землями Древней Руси. Воины племенного союза входили в дружину князя Олега, участвовали в походах Владимира Святославича.
Вместе с вятичами и кривичами сформировали народ великороссов.
Дулебы являются одними из самых древних родов славян. Жили они в районе притоков реки Припять. Сведений о них сохранилось немного. В письменных источниках того времени указывается, что дулебы участвовали в военных походах князя Олега. Из народа позднее произошли две группы: Волыняне и Древляне. Их земли принадлежали Киевской Руси.
Волыняне обитали возле Буга и около истока Припяти. Некоторые исследователи утверждают, что Волыняне и Бужане - одно и то же племя. На территории, которую занимал этот славянский род, насчитывалось до 230 городов.
Древляне жили в районе Полесья, на правом берегу реки Днепр. Название племени произошло от места обитания рода - лесов. Занимались они в основном земледелием, скотоводством. В исторических источниках указывается, что племя было мирным и почти не воевало. С древлянами связана известная история об убийстве князя Игоря в 945 году. Княгиня Ольга, вдова Игоря, сожгла их главный город - Искоростень, позднее известный как Вручий.
Поляне жили на территории нынешнего Киева и около реки Днепр. Их поселения располагались в самом центре восточнославянских земель. Культура полян была очень развита, именно поэтому Киев подчинил себе народы других племён уже к IX веку. Самыми крупными городами племени считаются Киев, Белгород, Звенигород. Считается, что название рода произошло от места их обитания - полей.
Радимичи населяли Верхнее Приднестровье, бассейн реки Сож и её притоков. Родоначальником этого племенного союза был Радим, его брат Вятко основал народ вятичей. Археологи отмечают схожесть обычаев этих племён. В последний раз радимичи фигурируют в записях источников 1169 года. Их территории позже стали принадлежать Смоленскому и Черниговскому княжествам.
Дреговичи - одно из самых загадочных и малоизученных племён Древней Руси. Предположительно обосновались они в средней части бассейна Припяти. Точные границы их земель всё ещё не установлены. Дреговичи перемещались с юга к реке Неман.
Северяне жили около Десны примерно до IX-X вв. Название племени не происходит от их географического расположения. Исследователи предполагают, что слово переводится как «чёрный». Подтверждает эту теорию то, что главным городом племени был Чернигов. Занимались они главным образом земледелием.
Тиверцы населяли междуречье Днестра и Прута. В настоящее время эти земли располагаются на территории Украины и Молдавии. В XII веке племя покинуло эти земли из-за военной агрессии соседних княжеств. Впоследствии тиверцы смешались с другими народами.
Уличи занимали территорию нижнего Днепра. Их главный город назывался Пересечен. Долгое время племя противостояло попыткам столицы Древней Руси подчинить их себе.
Все племена Древней Руси обладали своими обычаями, укладом жизни, но их объединяла общая вера и религия, язык, культура.

Тысячу лет назад летописцы древнего Киева утверждали что они, киевляне - это Русь, и что государство Русь пошло из Киева. Новгородские же летописцы, в свою очередь, утверждали, что Русь - это они, и что Русь пошла из Новгорода. Что же это за племя Русь, и к каким племенам и народам оно относилось.

Следы этих племён, оставивших глубокий след в истории Европы и Азии, можно встретить в географических названиях от Рейна до Урала, от Скандинавии до Ближнего Востока. О них писали древнегреческие, арабские, римские, германские, готские историки. Была Русь в Германии в округе Гера, и только по приказу Гитлера во время войны с Россией отменили это название. Была Россия в Крыму на Керченском полуострове ещё в VII веке нашей эры. Только в Прибалтике было четыре Руси: остров Рюген, устье реки Неман, побережье Рижского залива, в Эстонии Роталия-Руссия с островами Эзель и Даго. В Восточной Европе кроме Киевской Руси были: Русь в Прикарпатье, в Приазовье, в Прикаспии, в устье Дуная, Пургасова Русь на нижней Оке. В Центральной Европе в Подунавье: Ругия, Рутения, Руссия, Рутенская марка, Рутония, Ругиланд на территории Нынешней Австрии и Югославии. Два княжества «Русь» на границе Тюрингии и Саксонии в Германии. Город Руссия в Сирии, возникший после первого крестового похода. Рожер Бэкон (английский автор XIII века) упоминает о «Великой Русции», которая опоясывает Литву с обеих сторон Балтийского моря, включая и современную Калининградскую область. В этом же веке сюда пришли немцы-тефтоны, и эта территория стала немецкой Пруссией.

Германские историки, авторы норманнской теории, заявляют, что Русь - это одно из германских племён. Российские учёные утверждают обратное: Русь - это одно из славянских племён. Но ближе всех к истине, всё-таки, арабский учёный и историк, современник Древней Руси и сторонний, независимый наблюдатель Аль-Масуди, писавший: «Русы - многочисленные народы, подразделяющиеся на различные племена, среди них наиболее сильное Лудаана». Но слово «лудаана» однозначно объясняется из славянских языков, как «люди», это славянские племена, жившие на южных берегах Балтийского моря от Восточной Германии между Эльбой и Одером до побережья Белого моря. Западная часть этих земель называлась Славией («Славянская хроника» Гельмгольда, 1172г.), и простирались от Греции до Балтийского (Скифского) моря. Об этом же говорит ал-Истархи «Книга путей государств»: «И самая отдалённая из них (руссов) группа, называемая ас-Славия, и группа их, называемая ал-Арсания, и царь их сидит в Арсе». Лютичи получили своё название, вероятней всего, от слова «лютые, жестокие, беспощадные». Это они стояли на острие наступления балканских славян на север и запад, вынудившие германцев перейти Рейн и уходить в Италию и Галлию (нынешняя Франция). В VIII франки разбили русско-славянское племя варинов, известных из скандинавских и русских сказаний как вэрингов-варангов-варягов, и заставили часть из них уйти на восточный берег Балтики. В начале X века, собрав всю мощь Германской империи, император Генрих I объявил «Drang nah Osten» (натиск на восток) против славян, живших тогда на территорию нынешней Восточной Германии. Русско-славянские племена: вагры, ободриты (ререги), полабы, глиняне, лютичи (они же вильци: хижане, черезпеняне, ратари, доленчане), попав под жестокий гнёт немецких баронов, стали уходить из Славии (Восточной Германии) на восток в поисках свободы и воли. Многие из них осели у Новгорода и Пскова, другие ушли дальше в сторону Урала, на Русский Север. Оставшиеся на месте были постепенно ассимилированы тевтонами, хлынувшими из Германии на богатейшие славянские земли.

В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении государством» перечислены названия днепровских порогов по-славянски и по-русски. Русские названия порогов звучат как скандинавские: Эссупи «не спи», Улворси «остров порога», Геландри «шум порога», Аифор «пеликаны», Варуфорос «порог с заводью», Леанти «бурление воды», Струкун «малый порог». Славянские названия: Не спи, Островунипраг, Геландри, Неясыть, Вульнипраг, Веруци, Напрези. Это говорит о том, что русский и славянский языки всё - таки разные, русский язык Константина Багрянородного отличается от славянского, но не на столько что бы его причислить к германскому языку. В литературе упоминается много племён русов, ведущих свою историю с берегов Балтики. Руги, роги, рутулы, роталы, рутены, росомоны, роксаланы, розци, герулы, руяны, рены, раны, аорсы, руззи, гепиды, и говорили они на разных языках: славянских, балтийских, кельтских.

Всё-таки прав Аль-Масуди, писавший, что русы - это многочисленные народы, подразделяющиеся на различные племена. К русам относились северные народы: славяне, скандинавы, северные кельты «флави рутены», то есть «рыжие рутены», а в начале II тысячелетия нашей эры и финно-угры (имена русов из договора Игоря с греками: Каницар, Искусеви, Апубьксарь). Название «русы, Русь» племена получали вне зависимости от национальной принадлежности. Ещё в X веке североитальянский историк Лиутпранд название племён «Русь» объяснял из греческого языка, как «красные», «рыжие». И этому есть многочисленные подтверждения. Почти все названия русских племён происходит от слова «красные» или «рыжие» (роталы, рутены, розци, руяны, Русь и т.д.), или же от иранского слова «рус», что значит светлые, русые, блондины. Многие древние авторы, писавшие о русах, характеризуют их как светлокожих, рыжих, красноволосых. Для греков же красный цвет был отличительной чертой верховной власти, и пользоваться им могли только цари и императоры. Чтобы подчеркнуть своё прирождённое право на власть, Византийский император Константин прибавил к своему имени титул Багрянородный, то есть рождённый рыжим или красным. Поэтому греки особо отличали северные рыжеволосые племена, называя их Русью вне зависимости от языка, на котором это племя разговаривало. В начале нашей эры именно византийские греки несли свет цивилизации в Восточную Европу, давая на свой манер названия европейским народам. Поэтому на карте Европы название Русь появляется именно в зоне влияния Византийской империи.

Такой светлокожий и рыжеволосый тип людей мог сформироваться только при долгом существовании на севере, в холодном климате и, как определили современные учёные, при большом потреблении рыбы. К этим условиям вполне подходит археологическая культура «кьеккенмедингов» или куч кухонных отбросов, оставленных на месте стоянок рыболовов и охотников по берегам Северного и Балтийского морей. После себя они оставили огромные кучи рыбьих костей, раковин и костей морских животных. Это создатели так называемой «ямочной» керамики. Свои горшки они украшали одним или несколькими рядами небольших, круглых ямок вдоль венчика и штрихами по стенкам. По этой керамике можно безошибочно проследить пути движения русских племён. Вероятней всего, в начале они разговаривали на балтийском языке, среднем между германскими и славянскими языками. В их древнем языке было много слов со славянскими корнями. В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О Руссах, приезжающих из России на однодеревках в Константинополь» упоминается названия семи днепровских порогов на славянском и на русском языке. Из семи названий два имеют одно звучание, как на славянском языке, так и на русском: Эссупи (не спи) и Геландри (шум порога). Ещё два русских названий имеют славянский корень и могут так же объясниться на славянском языке: Варуфорос (славянский корень «вар» в значении «вода», от которого в современном русском языке сохранилось значение «варить», и Струкун со значением «струиться, струящийся»). В итоге получается, что из семи русских слов четыре, а это 57%, то есть больше половины имеют славянские корни. Но, занявшись наукой раньше славян, германские учёные, ввиду громкой воинской славы русских племён, причислили балтийские языки к германским и назвали их «восточногерманскими». С таким же успехом языки северных русских племён, в том числе и скандинавские, можно назвать «северно-славянскими» языками. Это в наше время шведский язык стал ближе к германским языкам, подвергнувшись сильнейшему влиянию немецкой культуры, навязанной ему извне. То же самое произошло и с норвежским языком. Ещё готский историк Иордан упоминает норвежцев под их первоначальным именем «Навего». Вероятней всего это название произошло от тотема покровителя племени и имело корень в названии рыбы (например «навага») или морского зверя (например «нарвалы»). На рубеже II тысячелетия нашей эры это балтийское племя так же подверглось сильнейшей германизации. Название «навего» было переосмыслено на германский манер и стало звучать как «норвежцы» от немецкого слова «дорога на север», но при чём тут норвежский народ и «дорога на север»?

Целесообразней всего выделить древние русско-балтийские языки в отдельную группу индоевропейских языков и дать ей название «балтийская», что полностью соответствует действительности.

Обилие пищи: рыбы и морского зверя, климатический оптимум на берегах Балтийского моря, способствовало быстрому росту населения, избыток которого, волна за волной, стал уходить на юг. В верховьях Волги и Оки русские племена смешались с восточными славянами, и с небольшим числом сибирского населения, пришедшего из-за Урала. От этого смешения появились русско-славянские племена, создатели культур «ямочно-гребёнчатой» керамики. Самые древние их стоянки находят под Москвой (Льяловская стоянка), и по всему Волго-Окскому междуречью с IV тысячелетия до нашей эры. Распространение ямочно-гребёнчатой керамики показывает широкое расселение Русско-славянских племён по территории лесной полосы Восточной Европы, включая и Скандинавский полуостров. Они говорили на славянском языке, но, в отличие от балканских и дунайских славян, имели светлые, голубые глаза и светло-русые или рыжие волосы, все признаки русских племён. И по культуре они были близки русско-балтийским племенам. Это о них писал Прокопий Кесарийский: «Они (анты) очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый, и не совсем чёрный, но все они темно-красные».

И вот еврейский пророк Иезекииль говорит о народе Рос:
1. «Ты же сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я - на тебя, Гог, князь Роса, Мешеха и Фувала!
2. И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краёв севера и приведу тебя на горы Израилевы» (Иезекииль, глава 39).

Под понятие: русские племена подпадали все народы севера Европы, говорившие на славянских языках: руги, руяне, вагры-варяги, ободриты-бодричи-ререги, вильцы, лютичи и т.д. На балтийских языках: чудь, готы, шведы, навего (будущие норвежцы), ижора и т.д. На кельтских языках: эстии, рутены, и т.д. На финно-угорских языках (ассимилированные балтийские, кельтские и русско-славянские племена). К русским племенам относились и североиранские скифы, издревле живущие на севере Восточной Европы. Поэтому в литературе о русских племенах создалась такая путаница, что распутать её до сих пор не может никто. Одни русы сжигали своих умерших сородичей в лодке, другие хоронили в простых грунтовых ямах, третьи закапывали в землю целый бревенчатый дом и хоронили вместе с живой женой. Одни русы носили короткие куртки, другие не носили ни курток, ни кафтанов, а носили «кису» - длинный лоскут материи, обмотанный вокруг тела, третьи русы носили широкие шаровары, на каждые из которых шло по сто «локтей» материи. Безусловно, к русским племенам относились и готы, пришедшие с южных берегов Балтики. В литовском языке до сих пор русские именуются словом «гути», то есть «готы» (Татищев). Одним из самоназваний готов было «гут-тиуда», но название «тиуда», что признано многими современными историками, обозначает прибалтийское племя «Чудь». Это племя, совместно со славянами и древними финно-уграми сыграло огромную роль в развитии средневековой культуры на территории от Белого моря до Испании. Племена «чудь» разговаривали на балтийском языке, близком русско-славянскому. В современном русском языке от того времени остались слова «чудные», «чудо», «чудаки», то есть люди, очень близкие по культуре и языку, но имеющими свои чудные обычаи. К примеру, от общения с древним, финно-угорским племенем меря, говорившем на чужом, непонятном языке, в русском языке остались слова: «мерзкие», «мерзость». От контакта с финно-угорским племенем «мари» в русском языке осталось слово «мара», то есть «смерть». Встреча с ними для славян означала физическую или этническую смерть, потерю жизни либо потерю своего языка и своей культуры.

В начале нашей эры народ «Чудь» (тиуды) жил по всему Балтийскому побережью, к ним себя относили готы (гут-тиуды) и шведы (свиет-тиуды). Имя готского короля Теодориха можно перевести как Тиудо-рикс, то есть «чудский царь». Все факты говорят о том, что Чудь - это очень древнее русско-балтийское племя, от которого отпочковались, выделились как готы, так и шведы.

По преданиям удмуртского народа богатейшую чегандинскую (пьяноборскую) археологическую культуру II века до нашей эры - III века нашей эры на территории Удмуртии создала чудь светлоглазая, пришедшая с севера. Это подтверждает и археология: исчезает «шнуровая» керамика с оттисками шнура, широко распространяется керамика балтийская «ямочная». Этот период времени полностью укладывается на то время, когда готы продвигались с южного берега Балтики в Причерноморье. В книге «Гетика» готского историка Иордана (VI век нашей эры) написано, что готы, при движении на юг, вытеснили со своих мест родственное им племя ульмеругов, то есть островных ругов. С тех пор руги считали готов своими злейшими врагами и неоднократно побеждали их в сражениях. Сам Иордан не считал ругов германцами, они изначально были Русско-славянским племенем. Прорываясь через Германию на запад, готы в сражениях буквально залили их земли кровью, избивая германские племена по одиночке и всех вместе. С тех пор название балтийского племени готов для немцев приобрело значение Бог.

Можно уточнить: богатейшую чегандинскую (пьяноборскую) археологическую культуру (II век до нашей эры - V век нашей эры) в низовьях Камы создало Русско-славянское племя ругов, вытесненное в Причерноморье готами. Вероятно, и несколько поколений готов жило в Прикамье, собирая силы для прорыва на плодороднейшие земли Причерноморья.

Далее, Иордан пишет, что царь готов Филимер, перед нападением на спалов, которые преграждали готам выход на степные просторы, послал половину своего войска на восток. Они переправилась через реку (предположительно Каму, потому, что в низовьях Камы уже расстилаются степи), ушли и пропали в бескрайних болотах и бездонных топях. Этими землями могут быть только обширнейшие болота Западной Сибири. Следы этих готов в наше время находят археологи, в виде «случайно туда попавших» скандинавских изделий, по всей лесостепной части Западной Сибири. Они дошли до Тувы, становясь князьями и царями для местных народов. Свою культуру и руническую письменность они передали енисейским киргизам, хакасам и древним тувинцам. Название «руническое» переводится с готского языка, как «тайное».

По описаниям китайских историков, монгольский род борджигинов, к которому принадлежал Чингисхан, пришёл в Монголию с севера, с территории нынешней Тувы и сильно отличался от местных татар. Они были высокого роста, сероглазые и светловолосые. Вполне возможно, что Чингисхан - прямой потомок русов-готов, ушедших с территории Прикамья на восток во втором веке до нашей эры. Писали монголы, к тому же, скандинавским руническим письмом. Вероятно, помня о своём русском происхождении, борджигины (чингизиды), не уничтожили русских князей на Руси, как они поголовно уничтожили князей татарских, булгарских, финно-угорских, кыпчакских, куманских, а приняли их практически как равных. Имя «Урус-хан» - «Русский хан», часто упоминается среди верховных правителей монгольских Орд. Сын Бату-хана (Батыя), Сартак, посчитал за честь стать побратимом русского князя Александра Невского.

Готы, порвавшиеся в Причерноморье, попали под удар гуннов, и ушли в Западную Европу, где, изменив весь ход европейской истории, постепенно растворились среди итальянцев, французов и испанцев.

Если говорить о том, к каким племенам относилась Русь, создавшая государство Древняя Русь, то тут можно сказать однозначно - Русь славянская, говорившая на славянском языке. К этому выводу можно придти, проанализировав современный русский язык. Слово «работа» одного корня со словом «раб», работать - значит выполнять функцию раба, быть рабом. Зато слово «мечта» одного корня со словом «меч». Мечтать, значит думать, как с помощью меча добиться всего желаемого: счастья, славы, богатства и власти. Большинство русских народных сказок очень увлекательно рассказывают о том, как младший сын нашел меч-кладенец и, уйдя в дальние страны, добыл себе всё: богатство, славу, невесту и царство в придачу. Это полностью соответствует тем характеристикам, которые давали древние авторы при описании русов (например, Ибн-Русте «Дорогие ценности»). Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорождённому обнаженный меч, кладёт его перед ребёнком и говорит: «Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечём», «Русы не имеют ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашень и питаются лишь тем, что добывают в земле Славян», «зато у них много городов, они воинственны, храбры, драчливы». Но и сами «русы… принадлежат к славянам» (Ибн-Хордадбег IX век нашей эры).

Одно из названий русско-балтийского племени шведов - «свиет-тиуды», то есть «светлая чудь». Ибн-Русте пишет, что у славян, граничащих с печенегами, царя называют «свиет-малик», то есть «швед-амалик» (швед из царского рода Амалов), и питается он только кобыльим молоком. Вероятней всего произошло то, что, в отличие от славянской Руси, шведская Русь попала под сильнейшее влияние сарматов-финноугров и скифов-иранцев. Они пересели с лодок на коней и стали типичными кочевниками широко известными из русских летописей, как «половцы». Половцы - от слова «половый», что, опять же, значит «рыжий», а кочевники тюрки не могли быть светловолосыми по своей южной природе. Вплоть до монгольского нашествия, половцы (шведы - ставшие кочевниками) были хозяевами Причерноморских степей. Даже после монгольского нашествия половецкие (шведские) ханы правили в Причерноморских степях наравне с монгольскими ханами. До сих пор половецкие курганы в Причерноморье местное население называет «шведскими могилами». Да и знаменитый половецкий хан Шарукан, у средневековых историков упоминается как предводитель готов (шведов). Вполне возможно, что поэтому половецкие ханы и русские князья быстро нашли общий язык и совместно пытались противостоять монгольскому нашествию. Постепенно шведы-половцы растворились среди славян и стали частью украинского народа.

Русско-балтийскими были племена «чудь», и «ижора», они жили от района нынешнего Петербурга и Эстонии до верховий Вятки и Камы. На рубеже второго тысячелетия они, испытав сильнейшее влияние финно-угров, частично взяли их язык и стали эстонцами, удмуртами и коми, но большинство остались русскими, освоив, более близкий для них, родственный славяно-русский (современный русский) язык. В Удмуртии ассимилированные финно-уграми русско-балтийские чудские племена составляют более 30% процентов удмуртов, и известны под названием Чудна и Чудьза. Одним из древних центров расселения русско-балтийского племени Чудьза был район города Ижевска, а село Завьялово, земли которого расположены вокруг Ижевска, носил название Дэри-Чудья.

Крупное русско-славянское племя «Весь», следы пребывания которого можно отыскать на географической карте от Прибалтики до восточных склонов Алтая: реки, название которых имеют индоевропейское окончание «-ман» и населённые пункты, которые начинаются или оканчиваются на «вес» или «вас». Оно только частично было ассимилировано финно-уграми - это нынешние вепсы. Подавляющее же большинство веси изначально входило в состав русского народа. В гениальном произведении древнерусского летописца «Слово о Полку Игореве» слово «весь» употребляется в значении «родное село». В знаменитых Словах: «Как ныне сбирается вещий Олег…» эпитет «вещий» не имеет отношения к слову «вещать» или «предсказывать». Олег ничего не предсказывал, это ему предсказали волхвы смерть от его любимого коня. Вероятней всего слово «вещий» означало, что князь Олег был из русско-славянского племени Весь или был князем Веси, да и само имя Олег происходит от иранского слова Халег (творец, создатель). Часть русско-славянского племени Весь, жившая в Сибири, была отрезана, наступающими из Казахских степей, финно-уграми от основной массы соплеменников и получила название «челдоны». Они были широко известны на Урале и в Сибири, и в небольшом количестве сохранилась до наших дней под этим же названием. Название «чел-дон» состоит из двух слов. Слово «чел» - от самоназвания славян - человек, и древне уральского слова «дон»- что значит князь. Вполне возможно, что славяне челдоны, до прихода угров были княжеским племенем в Западной Сибири и на Урале. После присоединения Сибири к России, первых русских поселенцев местные народы называли словом «паджо», означающем «князь» или «царь», видимо в память о том древнем русско-славянском племени Весь, что жила в Сибири до прихода угров. Само название «весь» происходит от слова «весть», «вещать», то есть - говорить. С незапамятных времён жила Весь и на территории Удмуртии. От них остались развалины города - крепости Весьякар на реке Чепце и предания Удмуртского народа о богатыре Весья.

В Германии со средних веков считали, что государство Древнюю Русь создали руги, о которых писал ещё Тацит (I - II век нашей эры): «У самого Океана (север Восточной Германии, район города Росток) проживают ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племён - круглые щиты, короткие мечи и покорность королям». Видимо после прихода с территории нынешней Швеции на южный берег Балтики, руги разделились. Одна половина ушла в Прикамье, вторая - на земли нынешней Восточной Германии. Активно участвуя во всех войнах середины первого тысячелетия нашей эры, часто, в составе обеих противоборствующих сторон, руги рассеялись по всей Европе, и везде, где в начале появлялись руги, на карте появлялось название Русь или Рос. Например: Руссия в Штирии на юге Австрии, Россия на Керченском полуострове в Крыму. Но, где были руги, там обязательно были и их извечные соперники - готы, и нельзя однозначно сказать, кто создал очередную Русь. Это ещё раз подтверждает предположение, что название «Русь» греки давали вне зависимости от племенной принадлежности создателей очередной Руси, и вне зависимости от языка, на каком они говорили. На том месте, где Тацит помещает «германские» племена Ругов и Лемовиев «вдруг» появляются славянские племена Луги (Лужичане) и Глиняне. Можно уверенно утверждать, что «германские» племена Ругов и Лемовиев - это германская огласовка изначально русско-славянских племён Лугов (Лужичан) и Глинян (глина по-немецки звучит как «лем» - Lehm, глиняне - они же лемовии). Часть Русско-славянского племени Ругов (Лужичан), создавших государство Древнюю Русь (Киевскую и Новгородскую), до сих пор живут на своей древней прародине - в Славии, то есть в Восточной Германии.

http://www.mrubenv.ru/article.php?id=4_5.htm

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.