Николай асеев краткая биография. Асеев Н

Асеев Николай Николаевич

Г. Лелевич

Асеев Николай Николаевич — совр. русский поэт. В войну 1914-1918 мобилизован. После Октябрьской революции живет во Владивостоке, работает на бирже труда, затем в полулегальной советской газете, печатает там антиинтервенционистские политические фельетоны, в то же время организует литературное общество «Балаганчик», преследующее чисто богемные цели. Вернувшись в Москву, А. стал одним из виднейших поэтов и теоретиков «Лефа» (см.).

А. дебютировал книжкой стихов в 1914. Вот как А. рисует свой предреволюционный облик: «я, двадцатисемилетний поэт, выученик символистов... я, увлекавшийся переводами Маллармэ, Верлена и Вьеле Гриффена, благоговевший перед Теодором Амедеем Гофманом, восторженно носивший в сердце силу и выдержку горестной судьбы Оскара Уайльда, одним словом, я — рафинированный интеллигент». В первых же книгах А. выступил как типичный декадент-романтик. А. примкнул к группе С. Боброва «Центрифуга», пытавшейся сочетать классическую «чистую» лирику с техническими завоеваниями молодого еще тогда кубо-футуризма.

Богемный характер творчества молодого А. быть может ярче всего сказался в образах «Океании» (небоночное кафе, полуголая луна, возлежащая на синей покатой софе, дежурящая звезда, подающая устриц) или «Нового утра» (курят ангелы сигары, вчерашняя ночь — старая кокотка). А. презирал трезвенно-меркантильный мир. Ему казалось, что «мир — только страшная морда», он мечтал с любимой «из мира убежать», «чтобы вечно не встречаться ни друзьям, ни домочадцам». Он скорбел, что «жизнь осыпается пачками рублей». Он провозглашал свою особность, свою несвязанность с миром меркантильного мещанства — «меня не заманишь ты в клерки». И войну 1914-1918 А. радостно воспринял как грандиозное крушение устоявшегося мещанского уклада («Время Европу расшвырять. Пусть рушатся камни зданий в огне, пусть исказится за чертою черта поношенной морды мира»). В дореволюционных стихах А., кроме всего этого, чувствовалась романтика запорожских песен («Песни сотен», «Песня Ондрия»), образы русских сказок («Еще! Исковерканный страхом»), славянская мифология («Над Гоплой»). Эти элементы, усилившиеся под бесспорным влиянием В. Хлебникова, (см.), окрасили в свои цвета на первых порах и асеевское восприятие революции. Он славит из Владивостока Советскую Россию («Россия издали») в деревенских образах: лен, синь, черные пашни, ковыли, черешни, зеленя, покос. Еще до революции А. провидел «судьбу грядущую свою, протоптанную Пугачевым», а в торжествующей революции А. разглядел «Степана Тимофеевича». В этом стилизованном и бунтарском восприятии революции сказался восторг индивидуалиста из богемы, дождавшегося крушения ненавистного ему мещанского уклада. Вот как А. рисует свое послеоктябрьское настроение: «Старая культура отгремела за плечами, как ушедшая туча. Возврата к ней для меня, недостаточно приросшего к ней, недостаточно пустившего в нее корни, быть не могло; на моих чувствах и мыслях не были еще набиты мозоли привычек. И радость от изменения поношенных черт мирового лица несла меня в сторону нового. Это новое не было миросозерцанием. Оно для меня, да и для большинства окружавших, скорее было выходом из старого, возможностью, предощущением, тем, что выражалось в коротеньком определении „хуже не будет“, определении, ставившем многих на невозвратный путь».

Это восприятие революции со стороны стихийного разгрома мещанского уклада выразилось в большой силе ненависти к реакционной обывательщине («Мы пели песни») и в значительной беспомощности при выявлении положительных стремлений революции (стершиеся штампы — правда, кривда, свобода, народ, враги народа и т. д.).

С переездом в Москву — центр пролетарской революции — А. сумел разглядеть и иные стороны революционной борьбы, революционных сдвигов. Еще до 1917 в стихотворении А. «Заржавленная лира» встречается «завод стальных гибчайших песен», но там — это случайная ассоциация, не связанная ни с мироощущением автора, ни с тематикой, ни с системой образов. Но этот случайный старый мотив развертывается в целую программу в прекрасном стихотворении «О нем». «О нем» и «Гастев» означали конец восприятия Октябрьской революции как новой разиновщины и начало творческого приближения к подлинно пролетарскому, индустриальному Октябрю. Асееву, как и его «стальному соловью», захотелось в одно ярмо «с гудящими всласть заводами». А. приветствует Гастева, как «Овидия горняков, шахтеров, слесарей». А. сознает огромную разницу между своим мировосприятием и мировосприятием пролетарского авангарда («Мы — мещане. Стоит ли стараться, из подвалов наших, из мансард, мукой бесконечных операций нарезать эпоху на сердца?»), но в то же время провозглашает: «Нет. Никто б не мог меня поссорить с будущим, зовущим за собой».

На этом третьем этапе своего творчества (первый — 1912-1917, второй — 1918-1922, третий — 1923 и дальше) А. выступает как романтик, преданный делу пролетарской революции, но задыхающийся в революционных буднях. А. кажется, что «стало — очень похоже на прежнюю канитель», он с ужасом слышит, «как томно скулит Травиата со всех бесконечных эстрад». Поэта пугает не кажущееся или действительное наступление антипролетарских социальных сил, а цепкость мещанских бытовых навыков и старой эстетики. Богемные корни этого — в большей мере эстетического и бытового, чем политического — подхода к революционным будням — очевидны. Поэма «Лирическое отступление» особенно характерна для А. последнего периода. Призывы быть на-чеку против вкрадчивых, внешне-лойяльных, идущих не штурмом, а тихой сапой, врагов, неискоренимая, органическая ненависть к варварству мещанского быта, калечащего и грязнящего всякое сильное чувство, всякое человеческое переживание, — таковы сильные стороны поэмы. Явная переоценка эстетических и бытовых моментов, отчаяние, ощущение, что «день революции сгаснет в неясном рассветном бреду», что «крашено рыжим цветом, а не красным — время», — таковы ее вывихи. Но в другой поэме, «Свердловская буря», А. разглядел то, чего не заметил в «Лирическом отступлении»: «проросший сквозь нэп строевой молодняк», который «не сдастся на милость врага» и «прождет — пока не избудем буден». К числу лучших стихотворений А. за последние годы, кроме названных, принадлежат: поэма «Черный принц», «Русская сказка», «Синие гусары» и т. д.

А. — один из лучших современных мастеров стиха. А. напевнее и лиричнее Маяковского, хотя нередко пользуется ораторским синтаксисом и лозунговостью последнего. Сам А. говорит о своих стихах как «о напеве» («Полярное путешествие»), а «Свердловскую бурю» начинает признанием: «Я лирик по складу своей души, по самой строчечной сути».

Первый значительный опыт А. в области стихотворного повествования — поэма «Семен Проскаков», созданная к десятилетию Октябрьской революции и разработавшая подлинную биографию пролетария-партизана, героя гражданской войны. «Семен Проскаков» — шаг вперед к овладению конкретным революционным материалом. И это повествование А. насквозь лирично.

Для стиха А. характерна «установка на звук и ритм» (И. Аксенов). А. любит «звуковые повторы внутри фразы, доходящие до почти полного совпадения звуков слов, близких одно к другому» (Г. Горбачев). Подобно Б. Пастернаку, А. охотно сближает в стихе слова по звуковым ассоциациям: «Я запретил бы „Продажу овса и сена“... Ведь это пахнет убийством отца и сына», «Матерой материк», «Солнце опалом на пальце», «Стекало с стекольных», «Тебе бы не повесть, а поезд, тебе б не рассказ, а раскат» и т. д. Редкое звуковое мастерство А. хранит однако отпечаток декадентского прошлого. Чрезмерная изощренность звукового строя стихотворений А. нередко противоречит их идейному и эмоциональному содержанию, нередко затемняет смысл, делая целые строфы непонятными. Эти недостатки свойственны даже агитационным стихотворениям А. Искусственность эта особенно явственна в рифмах А. Декадентски футуристический формализм приводит порою к совершенно нестерпимым срывам. Таков размен революционной трагедии на дешевые аллитерации в стихотворении «Тайга» («Тебя расстреляли, меня — расстреляли, и выстрелов трели ударились в дали, а даль растерялась — растрелилась даль»).

Трагедия А. — трагедия литературного попутчика, искренне рвущегося к революции, но отягощенного богемно-футуристическим прошлым.

Список литературы

I. Ночная флейта, М., 1914

Зор, М., 1914

Ой кониндан окейн, М., 1915

Океания, М., 1916

Бомба, Владивосток, 1921

Стальной соловей, М., 1922

Софрон на фронте, М., 1922

Буденный, М., 1923

Совет ветров, М., 1923, Избрань, М., 1923

Октябрьские песни, М., 1925

Поэмы, М. — Л., 1925

Самое лучшее, М., 1926

Изморозь, М. — Л., 1927

Семен Проскаков, М. — Л., 1928. Критические статьи печатались в «Красной нови», «Печати и революции», «Лефе», «Новом лефе», «Новом мире», «Октябре» и альманахе «Удар». Интересны воспоминания А. — «Октябрь на Дальнем» («Новый леф», № 8-9), 1927.

II. Брюсов В. Я., Вчера, сегодня и завтра русской поэзии, журн. «Печать и революция», № 7, 1922

Гусман Б., 100 поэтов, М., 1923

Родов С., В литературных боях, М., 1926

Селивановский А., «На литературном посту», № 2, 1927

Горбачев, Г., Современная русская литература, Л., 1928.

Асеев Николай Николаевич – известный советский поэт и сценарист. Один из ярчайших представителей футуризма в России. Был не раз награжден советской властью за свои стихотворения, в том числе и Сталинской премией.

Детство и юность

Сразу оговоримся, Асеев – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Штальбаум. Часто публиковал свои произведения под другими именами: Иволга, Н. А. Буль-Буль, Нав Фундаментальников.
Николай Асеев, биография которого представлена здесь, родился 27 июня 1889 года во Львове (Курская губерния). Его отец Николай Николаевич был страховым агентом, а мать, Елена Пинская, скончалась в молодости, когда сыну было всего 8 лет. Вскоре после этого отец женился второй раз.
Свое детство будущий писатель провел у деда по матери, Николая Павловича Пинского, который был заядлыми рыбаком и охотником, обожал фольклор, особенно песни, и слыл превосходным рассказчиком. Его бабушка, жена Пинского, родилась крепостной, которую и выкупил будущий муж, влюбившись в девушку во время своих охотничьих прогулок.
В 1909 году Асеев окончил Курское реальное училище. После этого поступил в московский Коммерческий институт. Также посещал филологический факультет Московского университета, где слушал лекции.

Первые публикации

Николай Асеев опубликовал первые свои произведения в 1911 году. Московская литературная жизнь захлестнула поэта. В это время он - частый гость «брюсовских вечеров» и ужинов у Вячеслава Иванова. На одной из встреч познакомился с Пастернаком, который покорил юного писателя своими произведениями.
В 1914 год в альманахе «Лирика» публикуется подборка асеевских стихов. С этого момента начинается активная литературная жизнь поэта. И уже через четыре года было издано 5 его сборников: «Зор», «Ночная флейта», «Леторей», «Оксана», «Четвертая книга стихов».

Война и революция

Во время Первой мировой Николай Асеев был призван в армию. Сначала его отправляют в Мариуполь, где проходит боевая подготовка. Затем посылают в составе полка в сторону Австрийского фронта. В это время он серьезно заболевает – начинается воспаление легких, осложненное туберкулезом. Асеева признают негодным к службе и отсылают в тыл. После выздоровления поэта снова отправили на фронт, где он прослужил до 1917 года, когда его избрали в члены Совета солдатских депутатов.
Разгорелась Февральская революция. Полк писателя отказался воевать. Асеев, взяв семью, отправляется на Дальний Восток. Путь его пролегал через голодную и послевоенную, охваченную мятежом страну. Свои скитания он описал в очерке «Октябрь на Дальнем», который принес ему первым настоящий литературный успех.

Поселившись во Владивостоке, писатель начал сотрудничать с новой газетой «Крестьянин и рабочий». В это время стало известно об Октябрьской революции, Асеев принял с радостью эту новость. Вскоре ему пришло приглашение от Луначарского переехать в Москву. И в 1922 Асеев перебирается в столицу. Здесь он встречается с Маяковским, который имел очень большое на него влияние.

Жизнь в Москве

В Москве Николай Асеев продолжает писать, выпускает несколько сборников: «Совет ветров», «Стальной соловей». В 20-х годах были опубликованы революционные поэмы и стихи писателя: «Чернышевский», «Лирическое отступление», «Синие гусары», «Свердловская буря».
В эти же годы Асеев отправляется в путешествие на Запад, из которого возвращается в 1928. После этого он пишет несколько стихов-впечатлений: «Рим», «Дорога», «Форум-Капитолий». После гибели Маяковского поэт опубликовал поэму «Маяковский начинает».

Последние годы и смерть

Во время Великой Отечественной Николай Асеев продолжает работать. Многие его произведения называют настоящей военной хроникой. Среди таких стихотворений: «Пламя победы», «Радиосводки», «В последний час», «Полет пули» и пр.
В 1961 году выходит книга писателя «Зачем и кому нужна поэзия», которой он подводит итоги своей жизни и творческого пути.
Скончался Асеев 16 июля 1963 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Стихотворения Асеева раннего периода

Несмотря на то что Асеева относят к футуристам, начинал он как символист. В юности был сильно увлечен Верленом, Гофманом и Оскаром Уайльдом. Не удивительно, что в стихотворениях этого времени он предстает романтиком-декадентом.
Поэт в эти годы примыкает к группе «Центрифуга», представители которой пытались соединить кубо-футуризм, только набирающий обороты, и «чистую» классическую лирику. Асеев с презрением относился к «трезвенно-меркантильному» миру обывателей. Окружающую действительность он описывал как «страшную морду», которая «осыпается пачками рублей». Мечта поэта – убежать из этого мира с возлюбленной и «не встречать ни друзей, ни домочадцев». Первую мировую Асеев воспринял как долгожданное крушение мещанского устоявшегося порядка: «пусть рушатся камни зданий в огне».
Кроме этих мотивов в стихотворениях поэта присутствуют образы из русских сказок и славянской мифологии, а также запорожские напевы.

Период революции

Николай Асеев – поэт-новатор. Большое влияние на него оказали Маяковский и В. Хлебников. Они сыграли главную роль в формировании его стиля. Во время революции Асеев находился во Владивостоке. Отсюда он начинает прославлять Советскую Россию. Поэт обращается к классическим деревенским образам: синь, лен, пашни, черешни, ковыли, покос и пр.
Еще в дореволюционных стихах Асеев предсказывал скорое торжество нового порядка. Поэтому переворот он воспринял с восторгом. Старую культуру он называет «ушедшей тучей», которая наконец-то «отгремела». Новый же мир стал «выходом из старого, предощущением, возможностью». Таким образом, поэт воспринимает революцию как стихийную силу, разгромившую мещанский уклад и давшую возможность для развития.

Послереволюционный период

После переезда в столицу мировоззрение Асеева несколько меняется. Революция из призрачного идеала превращается в совершившееся действие, результаты которой можно оценить. В произведениях появляется тема индустриализации, которая неразрывно связана с творчеством.
Писатель всегда тяготел к экспериментам, поэтому часто испытывал на себе влияние различных литературных течений. Например, древнерусские мотивы, заимствования у Гумилева, Гофмана, Блока, Хлебникова.
По своей тематике от предыдущих произведений отличается поэма «Лирическое отступление», написанная в 1924 года. В сочинении звучат тревожные, драматичные и взволнованные ноты. Асеев упрекает своих современников в том, что они не отошли от мещанства и все еще тянутся к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе. Эта поэма была высоко оценена современниками, а позднее стала считаться классикой 20 века.
Второе известное произведение этого периода – сюита «Синие гусары», которая была посвящена памяти декабристов. В произведении Асеев описывает подготовку восстания и трагическое завершение задуманного.

В 1929 году вышла книга «Дневник поэта». В этой книге на задний план уходят эстетические искания, а вперед выступает лиричность окружающего мира и бытовой стороны жизни. Вновь возвращается к романтическому пафосу Николай Асеев.
Самые известные стихи перечислим ниже:

    «Я знаю: все печали…»;«Контратака»;«Предгрозье»;«Что такое счастье?»;«Об обыкновенных»;«Песня славы»;«Каждый раз, как смотришь в воду…»;«Счастье»;«Памятник»;«Созидателю»;«Снегири».

Поздний этап творчества

Во второй половине 20-х ищет нового героя Николай Асеев. Стихи этого времени свидетельствуют о том, что поэт начинает воспевать рабочего, поэзии же, говорит он, нужно учиться «у станка и комбайна». Выходят несколько стихотворений, в которых воспеваются трудовой коллективизм, народная жизнь и обычная работа простых людей. Среди таких произведений можно назвать «Курские края», «Электриада», «Песня о нефти».
30-е годы знаменуются для Асеева продолжением жанровых поисков. В частности, он разрабатывает международные фельетоны на политические темы: «Берлинский май», «Надежда человечества». Одновременно с этим поэт занимается переводами.
Во время Великой Отечественной его произведения печатаются на страницах фронтовых и центральных газет. В стихах этого периода главное место занимает патриотизм и вера в победу в войне.
В послевоенные годы Асеев уделял большое внимание теоретической части поэзии. Часто публиковал в газетах статьи на литературные темы и издал несколько книг.

«Я не могу без тебя жить»: анализ стихотворения

Стихотворение было написано в 1960 году, поэтому его относят к поздней поэзии Асеева. Тема любви нехарактерна для творчества писателя и является скорее исключением, чем правилом. У стиха есть название – «Простые строки». Оно не всегда упоминается в сборниках, но имеет ключевое значения для осмысления произведения.
Сюжета у стихотворения как такового нет. В нем только описывается чувство – лирический герой признается в любви. Он говорит о том, что без возлюбленной ему ничего не нужно в этом мире. Асеев пишет о настоящей пламенной любви, но озаглавливает стихотворения «Простые строчки». Этим поэт хотел сказать, что для окружающих его исповедь не является каким-то откровением, подобные слова произносили многие. Но для самого лирического героя его чувства сильны и невероятны.
«Я не могу без тебя жить» - одно из известнейших стихотворений Асеева. Этим оно обязано своей лиричности и искренности.

Асеев Николай Николаевич - известный советский поэт и сценарист. Один из ярчайших представителей футуризма в России. Был не раз награжден советской властью за свои стихотворения, в том числе и Сталинской премией.

Детство и юность

Сразу оговоримся, Асеев - это псевдоним. Настоящая фамилия писателя - Штальбаум. Часто публиковал свои произведения под другими именами: Иволга, Н. А. Буль-Буль, Нав Фундаментальников.

Николай Асеев, биография которого представлена здесь, родился 27 июня 1889 года во Львове (Курская губерния). Его отец Николай Николаевич был страховым агентом, а мать, Елена Пинская, скончалась в молодости, когда сыну было всего 8 лет. Вскоре после этого отец женился второй раз.

Свое детство будущий писатель провел у деда по матери, Николая Павловича Пинского, который был заядлыми рыбаком и охотником, обожал фольклор, особенно песни, и слыл превосходным рассказчиком. Его бабушка, жена Пинского, родилась крепостной, которую и выкупил будущий муж, влюбившись в девушку во время своих охотничьих прогулок.

В 1909 году Асеев окончил Курское реальное училище. После этого поступил в московский Коммерческий институт. Также посещал филологический факультет Московского университета, где слушал лекции.

Первые публикации

Николай Асеев опубликовал первые свои произведения в 1911 году. Московская литературная жизнь захлестнула поэта. В это время он - частый гость «брюсовских вечеров» и ужинов у Вячеслава Иванова. На одной из встреч познакомился с Пастернаком, который покорил юного писателя своими произведениями.

В 1914 год в альманахе «Лирика» публикуется подборка асеевских стихов. С этого момента начинается активная литературная жизнь поэта. И уже через четыре года было издано 5 его сборников: «Зор», «Ночная флейта», «Леторей», «Оксана», «Четвертая книга стихов».

Война и революция

Во время Первой мировой Николай Асеев был призван в армию. Сначала его отправляют в Мариуполь, где проходит боевая подготовка. Затем посылают в составе полка в сторону Австрийского фронта. В это время он серьезно заболевает - начинается воспаление легких, осложненное туберкулезом. Асеева признают негодным к службе и отсылают в тыл. После выздоровления поэта снова отправили на фронт, где он прослужил до 1917 года, когда его избрали в члены Совета солдатских депутатов.

Разгорелась Февральская революция. Полк писателя отказался воевать. Асеев, взяв семью, отправляется на Дальний Восток. Путь его пролегал через голодную и послевоенную, охваченную мятежом страну. Свои скитания он описал в очерке «Октябрь на Дальнем», который принес ему первым настоящий литературный успех.

Поселившись во Владивостоке, писатель начал сотрудничать с новой газетой «Крестьянин и рабочий». В это время стало известно об Октябрьской революции, Асеев принял с радостью эту новость. Вскоре ему пришло приглашение от Луначарского переехать в Москву. И в 1922 Асеев перебирается в столицу. Здесь он встречается с Маяковским, который имел очень большое на него влияние.

Жизнь в Москве

В Москве Николай Асеев продолжает писать, выпускает несколько сборников: «Совет ветров», «Стальной соловей». В 20-х годах были опубликованы революционные поэмы и стихи писателя: «Чернышевский», «Лирическое отступление», «Синие гусары», «Свердловская буря».

В эти же годы Асеев отправляется в путешествие на Запад, из которого возвращается в 1928. После этого он пишет несколько стихов-впечатлений: «Рим», «Дорога», «Форум-Капитолий». После гибели Маяковского поэт опубликовал поэму «Маяковский начинает».

Последние годы и смерть

Во время Великой Отечественной Николай Асеев продолжает работать. Многие его произведения называют настоящей военной хроникой. Среди таких стихотворений: «Пламя победы», «Радиосводки», «В последний час», «Полет пули» и пр.

В 1961 году выходит книга писателя «Зачем и кому нужна поэзия», которой он подводит итоги своей жизни и творческого пути.

Стихотворения Асеева раннего периода

Несмотря на то что Асеева относят к футуристам, начинал он как символист. В юности был сильно увлечен Верленом, Гофманом и Оскаром Уайльдом. Не удивительно, что в стихотворениях этого времени он предстает романтиком-декадентом.

Поэт в эти годы примыкает к группе «Центрифуга», представители которой пытались соединить кубо-футуризм, только набирающий обороты, и «чистую» классическую лирику. Асеев с презрением относился к «трезвенно-меркантильному» миру обывателей. Окружающую действительность он описывал как «страшную морду», которая «осыпается пачками рублей». Мечта поэта - убежать из этого мира с возлюбленной и «не встречать ни друзей, ни домочадцев». Первую мировую Асеев воспринял как долгожданное крушение мещанского устоявшегося порядка: «пусть рушатся камни зданий в огне».

Кроме этих мотивов в стихотворениях поэта присутствуют образы из русских сказок и славянской мифологии, а также запорожские напевы.

Период революции

Николай Асеев - поэт-новатор. Большое влияние на него оказали Маяковский и В. Хлебников. Они сыграли главную роль в формировании его стиля. Во время революции Асеев находился во Владивостоке. Отсюда он начинает прославлять Советскую Россию. Поэт обращается к классическим деревенским образам: синь, лен, пашни, черешни, ковыли, покос и пр.

Еще в дореволюционных стихах Асеев предсказывал скорое торжество нового порядка. Поэтому переворот он воспринял с восторгом. Старую культуру он называет «ушедшей тучей», которая наконец-то «отгремела». Новый же мир стал «выходом из старого, предощущением, возможностью». Таким образом, поэт воспринимает революцию как стихийную силу, разгромившую мещанский уклад и давшую возможность для развития.

Послереволюционный период

После переезда в столицу мировоззрение Асеева несколько меняется. Революция из призрачного идеала превращается в совершившееся действие, результаты которой можно оценить. В произведениях появляется тема индустриализации, которая неразрывно связана с творчеством.

Писатель всегда тяготел к экспериментам, поэтому часто испытывал на себе влияние различных литературных течений. Например, древнерусские мотивы, заимствования у Гумилева, Гофмана, Блока, Хлебникова.

По своей тематике от предыдущих произведений отличается поэма «Лирическое отступление», написанная в 1924 года. В сочинении звучат тревожные, драматичные и взволнованные ноты. Асеев упрекает своих современников в том, что они не отошли от мещанства и все еще тянутся к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе. Эта поэма была высоко оценена современниками, а позднее стала считаться классикой 20 века.

Второе известное произведение этого периода - сюита «Синие гусары», которая была посвящена памяти декабристов. В произведении Асеев описывает подготовку восстания и трагическое завершение задуманного.

В 1929 году вышла книга «Дневник поэта». В этой книге на задний план уходят эстетические искания, а вперед выступает лиричность окружающего мира и бытовой стороны жизни. Вновь возвращается к романтическому пафосу Николай Асеев.

Самые известные стихи перечислим ниже:

  • «Я знаю: все печали…»;
  • «Контратака»;
  • «Предгрозье»;
  • «Что такое счастье?»;
  • «Об обыкновенных»;
  • «Песня славы»;
  • «Каждый раз, как смотришь в воду…»;
  • «Счастье»;
  • «Памятник»;
  • «Созидателю»;
  • «Снегири».

Поздний этап творчества

Во второй половине 20-х ищет нового героя Николай Асеев. Стихи этого времени свидетельствуют о том, что поэт начинает воспевать рабочего, поэзии же, говорит он, нужно учиться «у станка и комбайна». Выходят несколько стихотворений, в которых воспеваются трудовой коллективизм, народная жизнь и обычная работа простых людей. Среди таких произведений можно назвать «Курские края», «Электриада», «Песня о нефти».

30-е годы знаменуются для Асеева продолжением жанровых поисков. В частности, он разрабатывает международные фельетоны на политические темы: «Берлинский май», «Надежда человечества». Одновременно с этим поэт занимается переводами.

Во время Великой Отечественной его произведения печатаются на страницах фронтовых и центральных газет. В стихах этого периода главное место занимает патриотизм и вера в победу в войне.

В послевоенные годы Асеев уделял большое внимание теоретической части поэзии. Часто публиковал в газетах статьи на литературные темы и издал несколько книг.

«Я не могу без тебя жить»: анализ стихотворения

Стихотворение было написано в 1960 году, поэтому его относят к поздней поэзии Асеева. Тема любви нехарактерна для творчества писателя и является скорее исключением, чем правилом. У стиха есть название - «Простые строки». Оно не всегда упоминается в сборниках, но имеет ключевое значения для осмысления произведения.

Сюжета у стихотворения как такового нет. В нем только описывается чувство - лирический герой признается в любви. Он говорит о том, что без возлюбленной ему ничего не нужно в этом мире. Асеев пишет о настоящей пламенной любви, но озаглавливает стихотворения «Простые строчки». Этим поэт хотел сказать, что для окружающих его исповедь не является каким-то откровением, подобные слова произносили многие. Но для самого лирического героя его чувства сильны и невероятны.

«Я не могу без тебя жить» - одно из известнейших стихотворений Асеева. Этим оно обязано своей лиричности и искренности.

Николай Николаевич Асеев (наст. фам. — Штальба́ум ; 1889—1963) — русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма . Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Был другом В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака.

Н. Н. Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента Николая Николаевича Штальбаума. Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни.

Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1909—1912) и на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов. В 1915 году призван в армию и попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.

В 1920 году вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. Участник группы «Творчество» вместе сС. М. Третьяковым, Д. Д. Бурлюком, Н. Ф. Чужаком. В 1922 году приехал в Москву. С 1931 года и до своей кончины жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке, о чём напоминает установленная на здании мемориальная доска. В годы войны, как невоеннобязанный по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе.

Активно помогал выдвижению молодых поэтов в период хрущёвской «оттепели». Сохранились его письма Виктору Сосноре, написанные незадолго до смерти. Письма полны живого участия в творческой карьере молодого поэта.

Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

В своём письме Б. Л. Пастернаку в 1956 г. дочь М. И. Цветаевой А. С. Эфрон называет его убийцей своей матери («Для меня Асеев — не поэт, не человек, не враг, не предатель — он убийца, а это убийство — похуже Дантесова»). Получив отказ на просьбы о помощи, — даже в предоставлении места посудомойки в писательской столовой, — и непосредственно после разговора с Асеевым , Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

В честь поэта названа улица Асеева в Москве. Курская областная научная библиотека и одна из улиц Курска носят имя Асеева . В городе Льгове действует литературно-мемориальный музей поэта, его именем названа улица.

Начал печататься в 1909 года. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика», затем группы «Центрифуга », исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915). Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева . В его поэзии усиливаются революционные мотивы. Сборник «Бомба» (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. «Марш Буденного» из поэмы «Буденный» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе «ЛЕФ ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу уступок в идеологической сфере и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.

Революционно-романтическим пафосом проникнуты поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 — типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского). Поэма «Маяковский начинается» (1940).

Переводил стихи Мао Цзэдуна.

Жена — Ксения Михайловна (урожд. Синякова) (1900—1985)

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за поэму «Маяковский начинается»
  • орден Ленина(1939)
  • орден Трудового Красного Знамени

Книги Н. Асеева

  • Николай Асеев. Ночная флейта: Стихи. / Предисл. и обл. С. Боброва. — М.: Лирика, 1914. — 32 с.
  • Николай Асеев. Зор. / Обл. М. Синяковой. — М.: Лирень, 1914. — 16 с.
  • Николай Асеев, Григорий Петников . Леторей: Кн. стихов / Обл. М. Синяковой. — М.: Лирень, 1915. — 32 с.
  • Николай Асеев. Ой конин дан окейн! Четвёртая кн. стихов. — М.: Лирень, 1916. — 14 с.
  • Николай Асеев. Оксана. — М.: Центрифуга, 1916. — 88 с.
  • Николай Асеев. Бомба. — Владивосток: Вост. трибуна, 1921. — 64 с.
  • Николай Асеев. Сибирская бась. — Чита, 1922
  • Николай Асеев. Софрон на фронте. — М., 1922
  • Николай Асеев. Аржаной декрет. — М.: Гиз, 1922. — 20 с.
  • Совет ветров. — М., ГИЗ, 1923. — 56 с.
  • Стальной соловей. — М., Вхутемас, 1922. — 26 с.
  • Николай Асеев. Октябрьские песни., М., Мол. гвардия, 1925. — 32 с.
  • Николай Асеев. За рядом ряд. М., 1925 — 32 с.
  • Николай Асеев. Расстрелянная земля (рассказы). М., Огонёк, 1925. — 44 с.
  • Николай Асеев. Зачем и кому нужна поэзия. 1961. — 315 с.

Сценарии

  • Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков, 1924.
  • Броненосец «Потёмкин», 1925, совместно с Ниной Агаджановой.
  • Федькина правда, 1925, совместно с Александром Перегудой.

Асеев Николай Николаевич (1889 - 1963), поэт. Родился 28 июня (10 июля н.с.) в городе Льгов Курской области в семье страхового агента. Детские годы провел в доме деда, Николая Павловича Пинского, охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика.


В 1909 закончил Курское реальное училище, поступает в Коммерческий институт в Москве и одновременно слушает лекции на филологическом факультете Московского университета. В 1911 опубликовал свои первые стихи.

Литературная жизнь Москвы захватила молодого поэта, он посещает брюсовские "вечера", "ужины" Вяч. Иванова, знакомится с Б. Пастернаком, который покорил его всем: и внешностью, и стихами, и музыкой.

С 1913, когда в альманахе "Лирика" появляется подборка стихов Асеева, начинается его активная литературная деятельность. Через 4 года он издал пять сборников оригинальных стихотворений: "Ночная флейта" (1913), "Зор" (1914), "Оксана" (1916), "Леторей", (1915), "Четвертая книга стихов" (1916).

Начинается первая мировая война, и Асеева призывают на военную службу. В Мариуполе он проходит обучение в запасном полку, который вскоре отправляют ближе к Австрийскому фронту. Заболевает воспалением легких, осложнившимся вспышкой туберкулеза. Его признают негодным к службе и отправляют домой на поправку; через год он проходит переосвидетельствование, и его снова направляют в полк, где он пробыл до февраля 1917, когда был избран в Совет солдатских депутатов.

Началась Февральская революция, полк отказался идти на фронт.

Асеев вместе с женой "двинулся" на Дальний Восток. Этот длинный путь через фронтовую, голодную, мятежную страну стал его путем в большую поэзию (очерк "Октябрь на Дальнем"). Во Владивостоке он сотрудничал в газете "Крестьянин и рабочий" - органе Совета рабочих и крестьянских депутатов. Октябрьскую революцию, о которой узнал во Владивостоке, принял безоговорочно.

По предложению Луначарского Асеев был вызван в Москву и в 1922 он туда приезжает. Возобновляет знакомство с Маяковским, который имел на него большое влияние. Выходят сборники его стихов: "Стальной соловей" (1922), "Совет ветров" (1923). С 1923 Асеев участвовал в литературной группе "Леф" (левый фронт искусств), возглавлявшейся Маяковским. До конца жизни Маяковский поддерживал его, помогал издавать его книги.

В 1920-е годы вышли поэмы "Лирическое отступление", "Свердловская буря", стихи о русских революционерах ("Синие гусары", "Чернышевский"). В 1928, после поездки за границу, написал стихи о Западе ("Дорога", "Рим", "Форум-Капитолий" и др.).

Перед войной Асеев публикует поэму "Маяковский начинается" ("...я написал о нем поэму, чтобы хоть отчасти выполнить свой долг перед ним. Без него мне стало труднее...", - писал Асеев).

Многие его военные стихи и поэмы - страницы поэтической хроники Отечественной войны: "Радиосводки" (1942), "Полет пуль", "В последний час"(1944), "Пламя победы" и др. В 1961 книгой "Зачем и кому нужна поэзия" (1961) Асеев подводит итоги своего творчества и своей жизни. В 1963 поэт умирает.