Полное имя н а кун. Кун николай альбертович - крупный отечественный ученый-историк, педагог, писатель

Годы жизни:

С 01.01.1877 по 28.10.1940

Происходил из обрусевшего немецкого рода. Отец Николая Альбертовича - Альберт Францевич - был человеком образованным, увлекался наукой, хорошо знал русскую культуру.

Мать - Антонина Николаевна Игнатьева - из старого дворянского рода, способная пианистка, ученицей Рубинштейна и Чайковского.

Николай Альбертович окончил Московский университет в 1903 г. с дипломом первой степени. После окончания университета ученый уехал в Тверь, где начал работу в женской учительской семинарии им. П.П. Максимовича. В 1905 - 1906 гг. Николай Альбертович работал в Берлинском университете у выдающихся ученых по изучению классических древностей и в музее народоведения. В конце 1906 г. вернулся в Тверь, где его избрали председателем совета Тверского частного реального училища. В январе 1907 г. в Твери был открыт Народный университет и его председателем стал Кун, читавший лекции по истории культуры.

В 1908 году Н.А. Кун избирается профессором всеобщей истории Московских высших педагогических курсов им. Д.И. Тихомирова, где преподавал до их закрытия в 1918 г. Одновременно Н.А. Кун преподавал историю в учебных заведениях Москвы, читал лекции в Московском обществе народных университетов. В 1911 - 1912 гг. Николай Альбертович руководил экскурсиями российских учителей в Риме, в римских музеях читал лекции по истории античного искусства. Первое издание самой известной работы ученого - книги с первоначальным названием "Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях" вышло в 1914 году.

В 1915 году Н.А. Кун был избран профессором Московского городского университета им. А.Л. Шанявского по кафедре истории религий. Годом позже - профессором по кафедре всеобщей истории Нижегородского народного университета. Н.А. Кун совмещал педагогическую работу с просвещением - чтением лекций в городах средней России, на Урале, Украине. В 1920 г. Николай Альбертович был назначен профессором Московского государственного университета по кафедре История религии. С 1933 года Н.А. Кун преподает в Московском государственном институте истории, философии и литературы (МИФЛИ). Н.А. Кун принимал непосредственное участие в создании Большой и Малой Советских энциклопедий, с 1933 года он был бессменным редактором отдела Древней истории, на писал более 300 статей.

28 декабря 1940 года Николай Альбертович приехал в МИФЛИ читать доклад "Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев", однако чтение не состоялось, в час открытия заседания он скоропостижно скончался. Похоронен в Черкизове (станция Тарасовка Ярославской железной дороги), рядом с преждевременно ушедшими из жизни старшим сыном и двумя дочерьми.

Интересные факты из жизни

Николай Альбертович отлично знал изобразительное искусство, сам рисовал, сам фотографировал, поэтому его книги отличаются продуманным и научно выверенным оформлением, он сам подбирал иллюстрации и рисовал заставки.

Николай Альбертович владел двадцатью языками — всеми европейскими, "мертвыми", классическими.

Интервью с внучкой Н. А. Куна

Внучка Н. А. Куна, - Инна Иполитовна Кун-Немировская, продолжает дело своего деда: научно-педагогическую и гуманитарную деятельность. Она является генеральном директором Московского центра Евразийского гуманитарного сотрудничества, вице-президентом Движения гуманитарных сил, архивистом, библиотекарем. И. И. Кун-Немировской, которая любезно согласилась рассказать о жизни и деятельности своего выдающегося деда.

С именем моего деда и опекуна Николая Альбертовича Куна в нашей стране и за границей связывают "Легенды и мифы Древней Греции" . Книга стала поистине народной, выдержав более сотни изданий на многих языках народов бывшего СССР и основных европейских языках. Часто - миллионными тиражами. Только в одном 2003 году вышел ряд новых изданий. Мне известны не все из них, но пять таких изданий у меня есть. Я испытываю огромную радость, когда вижу популярность книги, люблю незнакомых мне пап и мам, читающих ее детям, учителей, преподавателей, деятелей культуры, просто людей, интересующихся основой гуманитарного образования - античностью.

Испытываю я и огромное чувство горечи. Скажу словами С. С. Илизарова, первого ученого, исследовавшего творчество и биографию Н. А. Куна. Симон Семенович так описывает в статье "Возвращение Николая Куна" судьбу книги Николая Альбертовича : "После смерти Куна его главная книга в сокращенной, неавторской редакции, с чужим предисловием и чужим названием многократно переиздавалась во многих городах СССР и за рубежом без упоминания автора. Одно из последних массовых "макулатурных" изданий труда Н. А. Куна можно разглядеть под обложкой странной книги "Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима".

Авторское название книги, которую автор предназначал "главным образом, для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также и для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян", звучит иначе "Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях" . Предназначена она для учениц и учеников. Это воистину знаменательно: ученики - главное в жизни Николая Альбертовича.

Автор уделил большое внимание к оформлению своей книги. В ней отражены только великие творения античности: греческая скульптура, рисунки на вазе, изображения на храмах, фотографии подлинников. Никаких вольностей - все строго научно. Дедушка сам рисовал, отлично знал изобразительное искусство. Все иллюстрации для него были святы. Это я знаю совершенно точно, так как сама выросла среди античных богов и героев, которые были у нас на всех стенах, да и во всем нашем быту (я росла в музее).

Особое чувство вызывает отношение к книге Нади Рушевой - выдающейся юной художницы , ушедшей из жизни в 17 лет, но оставившей миру 10000 замечательных рисунков. Она очень любила "Легенды и мифы Древней Греции". Когда еще не умела читать, долгими вечерами слушала родителей, перечитывающих вслух любимую детскую книжку. Восьмилетней девочкой под впечатлением книги Николая Альбертовича Надя создала цикл из ста маленьких этюдов "Подвиги Геракла". Это настоящие шедевры.

Зная античное изобразительное искусство с детства, я плачу над многими изданиями Николая Альбертовича: их оформление привело бы его в отчаяние. Но я бессильна что-либо изменить. Только некоторые издания особенно порадовали: в 1992 году Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина выпустил книгу с авторским названием и текстом 1914 г. Издательство "СТД" в 2000 году бережно отнеслось к иллюстрациям, поместило авторское введение к книге 1914 года и отрывок из "Введения" 1940 года. Остается большая надежда на издание, планируемое в программе "Наследие Н. А. Куна".

И все же ни в одном из более чем ста изданий книги нет портрета автора (он был очень красивым человеком!). Ни в одной книге нет хотя бы краткой его биографии. И только фамилия автора. Иногда с неверными инициалами.

В 2003 году к 100-летию начала творческой деятельности просветителя, историка и педагога Николая Альбертовича Куна и 90-летию первого издания его книги "Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях" разработан международный благотворительный проект "Наследие Куна". Важную роль в создании проекта сыграла московская журналистка Галина Николаевна Роганова. Ее целенаправленная энергия и любовь к народной книге сделали возможным начать работу. В ближайшее время коллективом государственных деятелей, ученых, издателей, меценатов будут ликвидированы "белые пятна" жизни и творчестве Николая Альбертовича Куна: все почитатели таланта выдающегося просветителя и исследователя получат возможность познакомиться с полным юбилейным изданием его работ:

Книга "Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях" была завершена в мае 1914 года. В том же году она вышла в известном московском издательстве "И. Н. Кушнарев и К". Во введении автор писал: <Образы богов Греции не умерли, не умерли и образы великих героев. Они пережили века и живут вечно юные в наше время:. Мифы Греции не могут быть забыты, так как они являются одним из прекраснейших созданий гения греческого народа, вся культура которого оказала неизмеримое влияние на культуру Европы>.

При жизни автора книга вышла еще два раза: в 1922 и 1937 гг. Перед смертью Кун успел подписать сигнальный экземпляр издания 1940 года. Как всегда, иллюстрации подбирал сам Николай Альбертович. Он же рисовал и заставки.

Я была ребенком, но хорошо помню, скольких сил и здоровья ему стоило издание 1937 года. Из названия книги исчезли "римляне". Точно не знаю, почему, но теперь можно предположить: 1937 год, Европа, Италия, Рим, Муссолини:

Вокруг этого издания было много споров. Чиновники не хотели выпускать книгу: боги в ней голые. А это неприлично. Поэтому фотографии всемирно известных памятников нужно было публиковать в урезанном "по пояс" виде. Вопрос не решался долго, пока журналисты братья Тур ни опубликовали в "Известиях" талантливый фельетон "Олимп в трусиках". Сатира помогла - книга вышла с фотографиями античных шедевров: без нижнего белья. Спасибо журналистам. И сейчас в программе, посвященной Н. А. Куну, горячее участие принимают именно они: в Москве - Г. Н. Роганова, в Алма-Ате - Л. Ф. Енисеева, в Павлодаре - Тамара Карандашова, в Черкесске - Михаил Накохов. Я не смогу назвать всех журналистов: многих я не знаю лично. Это люди из Украины, Казахстана, Белоруссии, Дагестана. Словом, изо всех республик бывшего СССР. А городов еще больше: от Владивостока до Минска, от Архангельска до Тбилиси:

В 1907 году Николай Альбертович опубликовал свой перевод книги <Письма темных людей> - памфлета начала XVI века Ульриха фон Гуттена, видного деятеля реформации в Германии. Книга считалась непереводимой, так как являлась сатирой на невежество, мнимое знание латыни. Для любого переводчика - труднейшая задача. Необходимо в совершенстве владеть не только двумя языками, но и сохранить остроту сатиры тех давних времен. Кун блестяще справился с этой задачей. Предисловие и комментарии представляют самостоятельную научную ценность: история Реформации была одним из постоянных интересов Николая Альбертовича. Второе издание книги с предисловием автора вышло (1935 год) в издательстве "Academia". До сих пор специалисты настаивают на ее переиздании.

Интересны статьи в книге для чтения по древней истории: "Во дворце критских царей", "У дельфийского оракула", "В древнегреческом театре", Александр Македонский в Персии", "Что мы знаем об италийской старине", "Римляне перед лицом своих богов.

В 1910 году вышла книга "Сказки африканских народов" (с вводными статьями) В 1915 году - "Магомет и магометанство" В 1915 - "Италия в 1914 г." (в серии "Война и культура") В 1921 - 1922 гг. - два выпуска "Сказок цыган" , множество статей. В 1922 - "Предшественники христианства (восточные культуры в римской империи)", "Первобытная религия", "Сказки народов островов великого океана". Подготовил Николай Альбертович к печати и "Историю транспорта", "Историю труда в очерках" . В 20-е годы вышло много работ Куна. Сам же он большое значение придавал книге "Греческие колонии на берегу Черного моря" .

Большой научной заслугой Куна стала его деятельность в Большой и Малой советских энциклопедиях, где с 1933 года он был бессменным редактором отдела древней истории, написав свыше 300 статей и заметок.

Стержнем всей жизни деда являлась работа, направленная на воспитание молодых учителей.

В 1903 году Николай Альбертович начал работу в Твери в женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича, которая была основана в 1869 году членом Тверской губернской земской управы Максимовичем. Деятельность школы была весьма успешна: к работе привлекались крупные педагоги. Слушательницами учительской школы являлись будущие педагоги провинциальных городских и сельских школ. Россия всегда должна вспоминать их с уважением и теплотой - они несли в Россию просвещение. В Твери Кун прочитал в женской учительской семинарии первую лекцию по истории Древней Греции. С этого момента и началась его работа по образованию учителей.

В 1905г. Николай Альбертович работал в университете Эд. Мейера в Берлине. В конце 1906 вернулся в Тверь, где был избран председателем совета Тверского частного реального училища. В январе 1907 года в Твери был открыт Народный университет. Его председателем стал Кун, читавший свои блестящие лекции по истории культуры.

В 1908 году Кун был избран профессором всеобщей истории Московских высших женских педагогических курсов, основанных при Обществе воспитательниц и учительниц им. Д. И. Тихомирова. Там и читал он свои лекции до закрытия курсов в 1918 году. Именно Высшие женские курсы осуществили издание первой крупной работы деда <Письма темных людей>. Одновременно ее автор преподавал историю в учебных заведениях Москвы, читал лекции в Московском обществе народных университетов. Когда маленькой девочкой в 30-е годы я приходила в школу и называла свою фамилию, реакция учителей была очень теплой: <А кто тебе Николай Альбертович?> Я отвечала: <Дедушка>. Вот тут и начинался поток воспоминаний о своем учителе.

В 1911 - 1912 гг. Николай Альбертович руководил экскурсиями российских учителей в Риме, читал им лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина. Даже римские катакомбы помнят голос моего деда и его увлекательные истории о первых христианах. В нашей семье хранится красивый бронзовый прибор, подаренный деду римскими деятелями культуры за пропаганду истории и искусства античного мира. Это наша семейная реликвия.

В 1915 году Кун был избран профессором Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий. Этот университет открылся в 1908 году на средства отставного генерал-майора Шанявского, целью которого было <служить широкому распространению высшего научного образования и привлечению симпатий народа к науке и знанию>. Работа в университете была для Николая Альбертовича созвучна цели всей его жизни.

17 января 1916 года был открыт Нижегородский городской Народный университет, по духу близкий университету Шанявского. История его создания прекрасно изложена в книге А. Ф. Хохлова <Университет, рожденный трижды. История создания и становления Нижегородского университета>. Я сердечно благодарна автору за ту любовь к просвещению, с которой написана эта книга, за вдумчивое, серьезное отношение к вопросам истории развития образования в России. Нижегородцам особенно приятно будет узнать, что в 1916 году Николай Альбертович был избран профессором Нижегородского Народного университета.

В 1920 году дедушка стал профессором Московского государственного университета. Одновременно преподавал в 1-м Московском педагогическом институте (1918-1925 годы) историю культуры. Любовь к музыке привела Николая Альбертовича в Московский музыкальный техникум им. Римского-Корсакова.

С 1935 вплоть до смерти Николай Альбертович Кун состоял профессором Московского государственного института истории, философии и литературы, читал лекции для учителей и учительниц.

Проект, разработанный к 100-летию выхода книги Куна, прежде всего, просветительский: его целью является забота об учителях и воспитателях российских школ и детских домов.

Дед мой был увлеченным человеком. Звездное небо он знал как свой письменный стол и рассказывал о нем с необыкновенным азартом. Летом все домашние и гости под дедушкиным руководством разглядывали звездное небо: ждали, когда взойдет та или иная звезда. Все это было романтично, вызывая неподдельный интерес у всех участников "лекции под открытым небом". Николай Альбертович был натурой романтической, очень любил театр, в молодости играл в любительских спектаклях, писал пьесы и рассказы, стихи. Сам прекрасно читал свои "Мифы" - это признавали актеры МХАТ, среди которых находилось много его больших друзей.

Я уже писала об увлечении Куна рисованием. Это проявлялось во всем: оформлении своих рассказов, любительских спектаклей, рисунках для бабушкиных вышивок, письмах в картинках для детей:

Руки у него были золотые. Весь свой кабинет, кроме вольтеровского кресла, дедушка сделал сам: письменный стол, шкафы для книг, рабочее кресло, рамки для картин. Я особенно любила абажур для настольной лампы. На нем, разумеется, оказались изображенными античные боги и герои.

Письменный стол был большой, и я на нем с удовольствием играла. Дедушка делал мне луки, стрелы, копья, шлемы, все было здорово! Он даже смастерил мне "всамделишный" кукольный дом и всегда с увлечением делал с детьми елочные игрушки и костюмы.

В Тарасовке, где мы летом снимали дачу (своей не было), дедушка со мной и соседскими мальчишками пускал самодельных змеев - он прекрасно их мастерил. Летчики позволяли заниматься этим прямо на аэродроме, ведь Николай Альбертович много им рассказывал интересного, особенно миф о Дедале и Икаре. Дедушка любил летчиков. Но главное требование для дачи, которую собирались снимать, - свободная земля, ведь у дедушки был замечательный цветник и всегда свой "научный огород". А еще Кун увлекался фотографией: особенно много осталось фотопортретов крестьян и ярких русских людей. Фотографировал сельских учителей - это особое место в его фотоальбоме. А походы за грибами:

Кун был неотделим от леса, реки, земли в Тарасовке так же, как и от своего кабинета, университетов, книг, родной земли - России.

Удивительным человеком являлась и жена Николая Альбертовича (моя бабушка) Елена Францевна Кун. Она происходила из родовитой англо-шотландской семьи, у которой также были и немецкие ветви. К XIX веку семья прочно укоренилась в России. Бабушка была 12 ребенком в семье. Ее братья и сестры породнились со старинными дворянскими семьями, с отпрысками представителей крупной буржуазии. Бабушка одна оставалась с престарелыми родителями, вела обширную переписку своего отца на английском, немецком, французском языках. Очень много читала. По вероиповеданию Елена Францевна принадлежала к англиканской церкви, став православной лишь после замужества. Потому меня воспитывали в православии. Семья бабушки была категорически против ее брака с начинающим ученым: из-за этого можно было лишиться наследства. На следующий день после тайного венчания Николай Альбертович и Елена Францевна вместе написали отказ от наследства.

Николай Кун
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:

историк античности

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

«Легенды и мифы Древней Греции»

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Никола́й Альбе́ртович Кун (21 мая 1877 года, Москва - 28 декабря 1940 года, Московская область) - русский историк , писатель, педагог ; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках. Профессор МГУ.

Биография

Отец, Альберт Францевич, был человек образованный, увлекался наукой, хорошо знал русскую культуру; имел глубокие немецкие и англо-шотландские корни. Мать, Антонина Николаевна, - из старого дворянского рода Игнатьевых , была очень способной пианисткой, ученицей Рубинштейна и Чайковского.

После окончания в 1903 году с дипломом первой степени и престижной премией им. Сазиковой за реферат, историко-филологического факультета Московского университета , его оставляли при университете, но из-за участия его в студенческом движении представление не было утверждено попечителем Московского учебного округа и он начал работать в Тверской женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича . В 1905 году работал в Берлинском университете у профессора Мейера и в музее народоведения. В конце 1906 года вернулся в Тверь; был избран председателем совета Тверского частного реального училища. С открытием в Твери Народного университета в январе 1907 года читал в нём лекции по истории культуры.

В 1908 году был избран профессором всеобщей истории московских Высших женских педагогических курсов Д. И. Тихомирова , где читал лекции до закрытия курсов в 1918 году. Одновременно читал лекции в Московском обществе народных университетов, преподавал историю в учебных заведениях Москвы (в 1915 году по данным ежегодника «Вся Москва» преподавал в гимназии им. Г. Шелапутина).

В 1911-1912 годах руководил экскурсиями российских учителей в Риме , читал лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина . С 1915 года - профессор Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий. С 1916 года он - профессор Нижегородского городского народного университета .

С 1920 года Н. А. Кун - профессор факультета общественных наук Московского государственного университета . Одновременно преподавал историю культуры в 1-м Московском педагогическом институте (1918-1925). В 1920-х годах Н. А. Кун преподавал также в Московском государственном музыкальном техникуме им. Римского-Корсакова, так называемой «Народной консерватории», в поселке Черкизове .

С 1935 года и до конца жизни состоял профессором .

С 1933 года был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии , написал несколько сотен статей и заметок.

Женат Н. А. Кун был на Елене Францевне Роупер (1871-1961). Она происходила из старинного англо-шотландского рода. Будучи двенадцатым ребёнком в семье, Елена Францевна жила с престарелыми родителями; вела обширную деловую переписку своего отца на английском, французском и немецком языках. Брак с начинающим учёным оказался не по душе родителям Елены Францевны, и они пригрозили ей лишением наследства. Перед бракосочетанием, Елена Францевна перешла из англиканской церкви в православие и на следующий день после тайного венчания молодые супруги вместе написали отказ от наследства.

Последние годы Н. А. Кун провёл на даче в Черкизовском парке . Умер он перед чтением своего доклада «Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев», ставшего его последней работой.

Напишите отзыв о статье "Кун, Николай Альбертович"

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 24-04-2014 (1779 дней)) - доступная
  • Кун-Немировская И. И.
  • // Литературная Россия . - № 24. - 15 июня 2007.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Кун, Николай Альбертович

18 мая, 1927 года. Отрывок из письма княжны Елены к Александре (Аlix) Оболенской:
«Опять приходил тот же милый доктор. Я никак не могу ему доказать, что у меня просто нет больше сил. Он говорит, что я должна жить ради маленького Василька... Да так ли это?.. Что он найдёт на этой страшной земле, мой бедный малыш? ..................................... Кашель возобновился, иногда становится невозможно дышать. Доктор всё время оставляет какие-то капли, но мне совестно, что я не могу его никак отблагодарить. ..................................... Иногда мне снится наша любимая комната. И мой рояль… Боже, как же это всё далеко! Да и было ли всё это вообще? ............................... и вишни в саду, и наша нянюшка, такая ласковая и добрая. Где всё это теперь? ................................ (в окно?) не хочется смотреть, оно всё в копоти и видны только грязные сапоги… Ненавижу сырость».

Моя бедная бабушка, от сырости в комнате, которая даже летом не прогревалась, вскоре заболела туберкулёзом. И, видимо ослабленная от перенесённых потрясений, голодания и болезни, при родах скончалась, так и не увидев своего малыша, и не найдя (хотя бы!) могилы его отца. Буквально перед смертью она взяла слово у Серёгиных, что они, как бы это для них не было трудно, отвезут новорождённого (если он, конечно же, выживет) во Францию, к дедушкиной сестре. Что, в то дикое время обещать, конечно же, было почти что «неправильно», так как сделать это никакой реальной возможности у Серёгиных, к сожалению, не было... Но они, всё же, обещали ей, чтобы хоть как-то облегчить последние минуты её, так зверски загубленной, совсем ещё молодой жизни, и чтобы её измученная болью душа могла, хоть с маленькой на то надеждой, покинуть этот жестокий мир... И даже зная, что сделают всё возможное, чтобы сдержать данное Елене слово, Серёгины всё же в душе не очень-то верили, что им когда-нибудь удастся всю эту сумасшедшую идею воплотить в жизнь...

Итак, в 1927 году в городе Кургане, в сыром, нетопленом подвале родился маленький мальчик, и звали его принц Василий Николаевич де Роган-Гессе-Оболенский, Лорд Санбурский (de Rohan-Hesse-Obolensky, Lord of Sanbury)... Он был единственным сыном герцога де’Роган-Гессе-Оболенского и княжны Елены Лариной.
Тогда он ещё не мог понять, что остался на этом свете совершенно один и, что его хрупкая жизнь теперь полностью зависела от доброй воли человека по имени Василий Серёгин…
И ещё этот малыш также не знал, что по отцовской линии, ему подарено было потрясающе «цветастое» Родовое Дерево, которое его далёкие предки сплели для него, как бы заранее подготовив мальчика для свершения каких-то особенных, «великих» дел… и, тем самым, возложив на его, тогда ещё совсем хрупкие плечи, огромную ответственность перед теми, кто когда-то так усердно плёл его «генетическую нить», соединяя свои жизни в одно сильное и гордое дерево…
Он был прямым потомком великих Меровингов, родившимся в боли и нищете, окружённый смертью своих родных и безжалостной жестокостью уничтоживших их людей… Но это не меняло того, кем по-настоящему был этот маленький, только что появившийся на свет, человек.
А начинался его удивительный род с 300-го (!) года, с Меровингского короля Конона Первого (Соnan I). (Это подтверждается в рукописном четырёхтомнике – книге-манускрипте знаменитого французского генеалога Norigres, которая находится в нашей семейной библиотеке во Франции). Его Родовое Дерево росло и разрасталось, вплетая в свои ветви такие имена, как герцоги Роганы (Rohan) во Франции, маркизы Фарнезе (Farnese) в Италии, лорды Страффорды (Strafford) в Англии, русские князья Долгорукие, Одоевские… и многие, многие другие, часть которых не удалось проследить даже самым высококвалифицированным в мире специалистам-генеалогам в Великобритании (Rоyal College of Arms), которые в шутку говорили, что это самое «интернациональное» родовое дерево, которое им когда-либо приходилось составлять.
И думается мне, что эта «мешанина» тоже не происходила так уж случайно… Ведь, все, так называемые, благородные семьи имели очень высококачественную генетику, и правильное её смешение могло положительно повлиять на создание очень высококачественного генетического фундамента сущности их потомков, коим, по счастливым обстоятельствам, и являлся мой отец.
Видимо, смешение «интернациональное» давало намного лучший генетический результат, чем смешение чисто «семейное», которое долгое время было почти что «неписаным законом» всех европейских родовитых семей, и очень часто кончалось потомственной гемофилией...
Но каким бы «интернациональным» ни был физический фундамент моего отца, его ДУША (и это я могу с полной на то ответственностью сказать) до конца его жизни была по-настоящему Русской, несмотря на все, даже самые потрясающие, генетические соединения...
Но вернёмся в Сибирь, где этот, родившийся в подвале, «маленький принц», для того, чтобы просто-напросто выжить, по согласию широкой и доброй души Василия Никандровича Серёгина, стал в один прекрасный день просто Серёгиным Василием Васильевичем, гражданином Советского Союза… Коим и прожил всю свою сознательную жизнь, умер, и был похоронен под надгробной плитой: «Семья Серёгиных», в маленьком литовском городке Алитус, вдали от своих фамильных замков, о которых никогда так и не слыхал...

Я узнала всё это, к сожалению, только в 1997 году, когда папы уже не было в живых. Меня пригласил на остров Мальта мой кузен, принц Пьер де Роган-Бриссак (Prince Pierre de Rohan-Brissac), который очень давно меня искал, и он же поведал мне, кем по-настоящему являюсь я и моя семья. Но об этом я расскажу намного позже.
А пока, вернёмся туда, где в 1927 году, у добрейшей души людей – Анны и Василия Серёгиных, была только одна забота – сдержать слово, данное умершим друзьям, и, во что бы то ни стало, вывезти маленького Василька из этой, «проклятой Богом и людьми» земли в хоть сколько-то безопасное место, а позже, попытаться выполнить своё обещание и доставить его в далёкую и им совершенно незнакомую, Францию... Так они начали свое нелёгкое путешествие, и, с помощью тамошних связей и друзей, вывезли моего маленького папу в Пермь, где, насколько мне известно, прожили несколько лет.
Дальнейшие «скитания» Серёгиных кажутся мне сейчас абсолютно непонятными и вроде бы нелогичными, так как создавалось впечатление, что Серёгины какими-то «зигзагами» кружили по России, вместо того, чтобы ехать прямиком в нужное им место назначения. Но наверняка, всё было не так просто, как мне кажется сейчас, и я совершенно уверена, что на их странное передвижение были тысячи очень серьёзных причин...



Кун, Николай Альбертович

Николай Кун

Историк Николай Альбертович Кун
Имя при рождении:

Кун Николай Альбертович

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:
Род деятельности:

историк античности

Дебют:

«Легенды и мифы Древней Греции»

Произведения на сайте Lib.ru
в Викитеке.

Никола́й Альбе́ртович Кун (21 мая 1877 года - 28 октября 1940) - русский историк, писатель, педагог; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.

Биография

С 1933 года был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии , написал несколько сотен статей и заметок.

Последние годы провёл на даче в Черкизовском парке . Похоронен на Черкизовском кладбище .

Научное наследие

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 21 мая
  • Родившиеся в 1877 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 28 октября
  • Умершие в 1940 году
  • Умершие в Московской области
  • Историки Российской империи
  • Историки СССР
  • Историки России
  • Выпускники МГУ
  • Преподаватели МГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кун, Николай Альбертович" в других словарях:

    Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Кун фамилия. Этимология может быть различна, в зависимости от оригинального написания. B русском языке ирландская фамилия Coon, Couhan, немецкая Kuhn или иного происхождения произносятся и пишутся одинаково. Существуют две китайские фамилии … Википедия

    Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Феникс (значения). Брисеида и Феникс. Килик … Википедия

    Брисеида и Феникс. Килик, прибл. 490 до н.э., Лувр (G 152) Феникс или Фойникс (др. греч. Φοῖνιξ) персонаж древнегреческой мифологии , сын Аминтора, верный друг Пелея . Участник Калидонской охоты . С … Википедия



Кун, Николай Альбертович

Николай Кун

Историк Николай Альбертович Кун
Имя при рождении:

Кун Николай Альбертович

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:
Род деятельности:

историк античности

Дебют:

«Легенды и мифы Древней Греции»

Произведения на сайте Lib.ru
в Викитеке.

Никола́й Альбе́ртович Кун (21 мая 1877 года - 28 октября 1940) - русский историк, писатель, педагог; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.

Биография

С 1933 года был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии , написал несколько сотен статей и заметок.

Последние годы провёл на даче в Черкизовском парке . Похоронен на Черкизовском кладбище .

Научное наследие

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 21 мая
  • Родившиеся в 1877 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 28 октября
  • Умершие в 1940 году
  • Умершие в Московской области
  • Историки Российской империи
  • Историки СССР
  • Историки России
  • Выпускники МГУ
  • Преподаватели МГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Система управления
  • Пространство анти-де Ситтера

Смотреть что такое "Кун, Николай Альбертович" в других словарях:

    Кун Николай Альбертович

    Николай Альбертович Кун - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Кун, Николай - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Кун - Кун фамилия. Этимология может быть различна, в зависимости от оригинального написания. B русском языке ирландская фамилия Coon, Couhan, немецкая Kuhn или иного происхождения произносятся и пишутся одинаково. Существуют две китайские фамилии … Википедия

    Николай Кун - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Кун Н. - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Кун Н. А. - Легенды и мифы Древней Греции. Издание третье. Москва: Государственное учебно педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСП, 1955 Николай Альбертович Кун (1877 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор популярной… … Википедия

    Феникс (сын Аминтора) - У этого термина существуют и другие значения, см. Феникс (значения). Брисеида и Феникс. Килик … Википедия

    Феникс (герой Иллиады) - Брисеида и Феникс. Килик, прибл. 490 до н.э., Лувр (G 152) Феникс или Фойникс (др. греч. Φοῖνιξ) персонаж древнегреческой мифологии , сын Аминтора, верный друг Пелея . Участник Калидонской охоты . С … Википедия

Действительно, легендарная книга. Конечно, нужно помнить, что адресована она школьникам, при этом учебником не является и не претендует на серьезный уровень. По сути, работа Куна - это кратчайшая история мифологии Древней Греции. Ключевое слово - "кратчайшая". Самые сливочки. Но с каким интересом она читается!

Книга разделена на три части - боги Олимпа, герои на Земле ну и плюс отдельно вынесена Одиссея. Причем, я считаю, что пересказ гомеровского эпоса у Куна получился великолепным и я бы рекомендовал сначала читать его, а потом уже погружаться в первоисточник. Вот такой парадокс.

Итак, о чем бы я узнал из этой книги, если бы читал ее вчера впервые:

1. О религии. То, что для древних мифы были собственно сводом религиозных верований, думаю, ни для кого не секрет. Но тут другое. Сравнение политеизма греков с современным монотеизмом. Вот смотрите: у верующих в единого Бога есть собственно он, куча ангелов и еще всякая свита. У Греков есть главный Зевс и куча мала богов поменьше и попроще. А теперь легкое сравнение-допущение. Если Зевс - это Бог-отец, то боги-покровители всяких моряков, хлебопашцев, беременных женщин, влюбленных и так далее - это те же современные святые Николай, Просковья, Николай Чудотворец, Анастасия Узорешительница и снова и так далее. Ну а боги на побегушках вроде радуги-Ириды или Гермеса - это ангелы и архангелы всякие. И внимание вопрос - так в чем разница???
Это я еще Тартар с адом не начал сравнивать, а ведь стонущие души и ослоногие черти там вообще такие же самые.

2. О политике. Власть - она и в Древней Греции власть. Сын свергает отца, подставляет друга, идет по головам и трупам. Разборки на Олимпе не прекращаются как и в любой Раде, Думе и Белом Доме. Постоянные преследования одним другого и всякие кражи - как пример, Гермес угнал коров у Аполлона, про Прометея и огонь Гефеса я вообще молчу.
Более того, частенько междусобойчики этих божков напоминали мне разборки новых русских в 90-е годы, с тем отличием, что олимпийцы, собственно, бессмертные.

3. О браке и изменах. О, это моя излюбленная тема в мифологии. Иногда говорят, что Бог - это и есть любовь, но греки, видимо, полагали, что и заниматься ею боги должны безостановочно. Не Олимп, а бордель какой-то. И самый активист сексуального фронта, конечно же, папаня Зевс. А его жена Гера только тем и занималась, что преследовала его очередную возлюбленную. Ту на гору загонит, ту на остров, ту в море или вообще к людям отправит. Вот чего было бы не подсыпать алмазной крошки в амброзию разок и всех делов? Ладно, он же главный. Да и опять же - бессмертный. Просто так хотелось детектив в мифологию всунуть, вот я и сказал.
Кстати, чтобы нимфа или богиня вышла замуж ее в 90% случаев должны похитить и принудить сходить в олимпийский ЗАГС. Нормальная дамочка в своем уме у них там так не поступает, потому что оставшиеся 10% - это сестры, вышедшие замуж за братьев. Ну ладно, 9%, оставим процент на случайность... Да, и колец у них там не надевали женам, а кормили их зернами граната - и все, уже супружница. Так что, девушки, не покупайте гранат у женатых продавцов!

4. О головной боли. Да, и об этом тоже. Всем известная богиня Афина родилась, когда у Зевса разболелась голова, ему ее раскроили мечом и оттуда вылезла эта прекрасная милитаристка и ткачиха. И вот, дорогие коллеги-мужчины, если у самого Зевса голова может быть беременная и-за воинственно настроенной женщины, то что говорить о нас, простых смертных!

5. О словообразовании. Это так, мимо проходя - ого-го сколько международных слов являются чьими-то мифологическими именами! Эхо, Ямб, Океан, Арахна... Но это так - минутка информации.

6. О невинности. Напоследок. Девственность в мифологии - штука весьма необычная. Есть кто-то кто не слышал о прекрасной богине красоты Афродите? Вот.
Красавица. Спортсменка. Не комсомолка, понятно, ну так не в то время родилась просто. И девственница - навечно, что характерно. При этом у нее несколько детей и фигова туча любовников.
А знаете почему так? У богов все просто - если не замужем, значит девственница! Весьма удобно, на мой взгляд! А не замужем помните почему? Потому что не смогли украсть...

В общем, вот такая шикарная книга, которую можно читать как сказку, а можно найти пищу для размышлений на практически любую тему.

Отдельно я не могу не поблагодарить мою близняшку Леночку @bonita_senorita , которая подарила мне эту книжку в рамках "Тайного Санты". Причем в умопомрачительном оформлении! Благодаря тебе я не только с интересом перечитал мифы и истории от Владимира Куна, но и насладился репродукциями знаменитых мировых шедевров Врубеля, Боттичелли, Рубенса, Гойя и многих других. Спасибо тебе огромное! ☺