Поурочные разработки ря 5 кл ладыженская

Хороший урок - это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему - и урок не получится. На данном уроке прослеживается межпредметная связь: русский язык-литература-музыка. Используются разнообразные ресурсы. Метод по типу познавательной деятельностичастично-поисковый и исследовательский. На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ, анализ. Функциональный: определяли, как правильно находить в тексте второстепенные члены (определение) через постановку проблемных вопросов. Коммуникативно-деятельный: работа с учебником, алгоритмом. Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам, игровой элемент(«чёрный ящик»: на осенних листьях соответствующие задания) Личностно-ориентированный подход реализовывался: внимание к речи других людей, обучению связной речи как устной, так и письменной. Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. При проведении урока с мультимедийным сопровождением использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе принципов информационного взаимодействия как более продуктивного подхода в формировании информационной культуры участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".

Учитель: Щербинина Любовь Ивановна

1.Предмет: русский язык

М.: Просвещение 2014

4. Тема урока: "Определение".

5. Тип урока: Урок общеметодической направленности.

6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

7. Задачи урока:

Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

8. УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные : учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать

определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;

должны уметь

находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,

использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

10. Межпредметные связи: литература, музыка

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

1.Организацион

ный момент

1. Приветствие учащихся

Приветствие друг друга

Принцип психологической комфортности

1 мин

УУД: личностные : создание доброжелательной атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации успеха);

коммуникативные умение работать в

коллективе

2.Мотивация к учебной

деятельности

1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование

презентации слайд 1 ) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается

Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

Чем будут для нас эти слова?

«Не говори – не умею, а говори – научусь!» - Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.
3-й слайд: Мудрая сова I. Проверка домашнего задания. На доске

Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам.

Что вы знаете о дополнении?

Фронтальный опрос по вопросам таблицы

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

2. Что обозначает?

На вопросы косвенных падежей

Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют

грамматическую

основу

С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)

Учащиеся дают характеристику предложения

Показывают знания предыдущей темы

2мин

3мин

Личностные : мотивация к учебной

деятельности,

Регулятивные : планирование своих

действий в диалоге с учителем

Познавательные (осознают познавательную

задачу)

коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные

мысли, высказывают свою точку зрения

3.Актуализация знаний

Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)

Прочитайте сочинение ученика.

Оно вам понравилось?

Чего не хватает?

Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.

Показ презентации (Приложение )

(см. Приложение. Слайд 1)

Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)

(см. Приложение. Слайд 2)

– Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.

(см. Приложение. Слайд 3)

Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл ) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”.

Как описывает С.Есенин зимнюю березу?

(см. Приложение. Слайд 4)

Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений)

(см. Приложение. Слайд 5)

Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений?

А передают ли они красоту природы, чувства?

(см. Приложение. Слайд 6)

Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?

На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)

Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

(см. Приложение. Слайд 7)

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.

Филин : работает, учится, думает!

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

От существительного

2. Что обозначает?

Предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета

3. На какие вопросы отвечает?

На вопросы косвенных падежей

Какой?
Чей?

4. Какой частью речи выражен?

Чаще существительным или местоимением

Прилагательным

(см. Приложение. Слайд 8)

Рассуждения и ответы учащихся

Работа с учебником – чтение определения

Заполнение таблицы, сравнение с учебником

10 мин

Личностные : оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

Регулятивные : самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование;

Познавательные : осуществляют для

решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;

Коммуникативные : слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей

4. Физкультминутка

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

2 мин

Личностные : осознание необходимости продолжать урок;

Коммуникативные : выполнение

упражнений вместе,

5.Целеполагание и

мотивирование

6. Применение нового знания в стандартной ситуации

Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов. (см. Приложение. Слайд 9-13)

(см. Приложение. Слайд 14)

Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь.

(см. Приложение. Слайд 15)

Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной.

Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).

Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)

Вывод о важности использования в речи определения

На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения.

Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения.

Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине

Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецен зируют работы

одноклассников.

Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись

5 мин

1 мин

Личностные: положительное отношение к обучению:

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно

– следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения

другого.

Личностные: осознание необходимости продолжать урок;

Регулятивные

Познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации;

- коммуникативные: умение работать в

7. Самостоятельная

работа в парах

Изображение мальчика и девочки: работа в парах.

1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан).

Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.

В глуш... л...сной, в глуш... з...леной,
Всегда т...нистой и сырой
В крутом овраг... под г...рой
Б...ет из к...мней родник студеный.
И. Бунин

А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?

Впечатления, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.

Выполняют задания предложенного материала.

Словесное рисование картины по прослушанной музыке.

8 мин

Личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную

информацию

Регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи;

Познавательные: способность понять

информацию;

Коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения

8. Письменная работа

Применение нового

знания в нестандартной ситуации

(вторая мини-физкультминутка)

Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень?

Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:

Унылая пора! очей очарованье! (на слайд)
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Изображение задумчивого ребёнка

Всем этим строкам можно найти подтверждение в ваших сочинениях

«Вид из окна» (Чайковский)

Задание. Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения.

8 мин

Личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию;

Регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану;

Познавательные: использует полученную информацию в действии;

Коммуникативные: учится искать свою позицию

9. Подведение итогов

Что узнали на уроке?

От какого слова зависит определение?

Что обозначает определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Какой частью речи выражено определение ?

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы

им хотелось бы

обсудить на последующих уроках

2 мин

Личностные: критическая оценка своих знаний;

- коммуникативные: умение слушать друг друга

10. Рефлексия

Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.

Оценивание своей

работы, возвращение к эпиграфу и

толкование

1 мин

коммуникативные (оценка своей

работы),

Личностные: приобретение мотивации к учебному процессу,

Познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,

- коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга,

умение посмотреть на ситуацию с иной

позиции

11. Домашнее задание

Предлагает проверить полученные знания

Упр. 186 или 187 (по выбору)

1 мин

личностные: учащиеся выбирают

упражнение по сложности.

Приложения:

задания в «сюрпризах»

1группа продолжает фразу и отвечает на теоретические вопросы

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

Что такое дополнение?

2 группа вставляет пропущенные определения в текст, напечатанный на «осеннем листочке»:

Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали, будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….

……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в воздухе… ……….снежинки.

Слова для справки:

3 группа вставляет пропущенные определения в текст (слова подбирают сами)

Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни. Небо над головой……………………..

……………..ветерок играет ……………..листьями. Между ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.

4 группа: продолжают начатый рассказ

КАК УКРАСИТЬ СВОЮ РЕЧЬ

ПОУЧИМСЯ У МАСТЕРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

Сергей Есенин Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой.

Береза принакрылась снегом. Распустились кисти.

какая? чьим? Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. каких? какой? На пушистых ветках снежною каймой какой? распустились кисти белой бахромой.

Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы к а к о й? ч е й? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными.

Члены предложения дополнение определение 1. От какого слова зависит? От глагола От существительного 2. Что обозначает? Предмет, с которым связано действие или признак Признак предмета 3. На какие вопросы отвечает? На вопросы косвенных падежей Какой? Чей? 4. Какой частью речи выражен? Чаще существительным или местоимением Прилагательным

Физкультминутка

ПОДБЕРИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРИЗНАКИ ИЗОБРАЖЁННЫХ ПРЕДМЕТОВ

ПОПРОБУЕМ САМИ УКРАСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ Осень. Падают листья. Пошёл дождь.

Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, музыкальной.

А.С.Пушкин Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Д/З: Упр. 186 или 187 (по выбору), правило

Предварительный просмотр:

Продолжить фразу и ответить на теоретические вопросы

Грамматическая основа предложения – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?

Какие члены предложения называются второстепенными?

Что такое дополнение?

Вставить пропущенные определения в текст, напечатанный

на «осеннем листочке»:

Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали,

будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….

……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в

Воздухе… ……….снежинки.

Слова для справки:

родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,

Вставить пропущенные определения в текст

(слова подбирают сами)

Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни.

Небо над головой ……………………..

……………..ветерок играет ……………..листьями. Между

Ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.

Продолжить начатый рассказ:

Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.

Сегодня…..

Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. УМК Т.А. Ладыженской.

Русский язык. 5 класс. 170 часов.

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

(УУД)

план

факт

    ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 +1)

Язык и человек.

Читаем учебник.

Слушаем на уроке.

Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога).

Общение устное и письменное.

Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми.

Р. Р. Стили речи.

Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.

    ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 + 3)

    1. Фонетика (1 час)

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе.

    1. Орфограмма. Орфография (8+2рр)

Орфограмма.

Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант: выбор заголовка, отражающего содержание.

Буквы и, у, а после шипящих.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём.

10.

Разделительные ъ и ь.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.

11.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации).

12.

Контрольный диктант №1 по теме: «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

Выполнение контрольной работы.

13.

Р. Р. Что мы знаем о тексте.

Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности.

14.

Р.Р. Обучающее изложение по Г. А. Скребицкому

Умение излагать текст художественного стиля.

Коммуникативные УУД

    1. Морфология (8+1рр)

15.

Части речи.

Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение.

16.

Глагол.

Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму.

17.

Тся и –ться в глаголах.

Активизация правил написания - тся и –ться в глаголах, выполнение упражнений, руководствуясь правилом.

18.

Р. Р. Тема текста. Основная мысль текста

Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта. Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос.

19.

Личные окончания глаголов.

Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами.

20.

Имя существительное.

Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных»

21.

Имя прилагательное.

Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ, работа с репродукцией картины.

22.

Местоимение.

Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки.

23.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 по теме:

«Части речи».

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

    СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 + 7ч)

    1. Синтаксис. Пунктуация (4 + 4рр)

24.

Синтаксис и пунктуация.

Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение.

25.

Словосочетание.

Разбор словосочетаний.

Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи.

26.

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания.

Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений.

27.

Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева (подготовка).

28.

РР. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.

Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения.

29.

Восклицательные предложения.

Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах.

30.

Р. Р. Сочинение на свободную тему. План.

Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения.

31.

Р. Р. Сочинение на свободную тему.

Написание сочинения.

    1. Члены предложения (8 часов)

32.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым.

33.

Сказуемое.

Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых.

34.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними.

35.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами.

36.

Второстепенные члены предложения.

Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения.

37.

Дополнение.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений.

38.

Определение.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями.

39.

Обстоятельство.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами.

    1. Пунктуация простого и сложного предложений (11+3рр)

40.

Предложения с однородными членами.

Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами.

41.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант.

42.

Предложения с обращениями

Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями.

43.

Р. Р. Письмо.

Работа с жанром письма. Написание письма товарищу.

44.

Синтаксический разбор простого предложения.

Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения.

Пунктуационный разбор простого предложения.

Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения.

Простые и сложные предложения.

Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам.

47.

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки» (подготовка)

Написание сочинения.

48.

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

Написание сочинения.

49.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения.

50.

Прямая речь.

Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем.

51.

Диалог.

Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине).

52.

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела.

53.

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация».

Выполнение работы над ошибками.

    ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 3)

54.

Фонетика.

Гласные звуки.

Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки».

55.

Согласные звуки.

Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом.

56.

Изменение звуков в потоке речи.

Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

57.

Согласные твердые и мягкие.

Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью.

58.

Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).

Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения.

59.

Согласные звонкие и глухие.

Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация.

60.

Графика. Алфавит.

Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии. Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста.

61.

Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета.

Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения.

62.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте.

63.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

64.

Орфоэпия.

Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок.

65.

Фонетический разбор слова.

Фонетический разбор.

66.

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

67.

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

68.

Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»).

Написание сочинения.

    ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 + 2ч.)

69.

Слово и его лексическое значение.

Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания

70.

Однозначные и многозначные слова.

Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему.

71.

Прямое и переносное значение слов.

Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения.

72.

Омонимы.

Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы.

73.

Синонимы.

Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы.

74.

Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Написание сочинения.

75.

Антонимы.

Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём.

76.

Р. Р. Контрольное изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег».

Написание изложения.

    МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 + 4ч)

    1. Морфемика (10+ 3рр)

77.

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

Морфемный анализ слов.

78.

Изменение и образование слов.

Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов.

79.

Окончание.

Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения.

80.

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

Написание сочинения.

81.

Основа слова.

Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания.

82.

Корень слова.

Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов.

83.

Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.

Написание сочинения.

84.

Суффикс.

Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

85.

Приставка.

Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов.

86.

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.

Написание изложения.

87.

Чередование звуков. Беглые гласные.

Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова.

88.

Варианты морфем.

Работа с однокоренными словами.

89.

Морфемный разбор слова.

Устный и письменный морфемный разбор.

    1. Орфография и культура речи (8+1рр)

90.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Обозначить приставки в словах, проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём.

91.

Буквы З и С на конце приставок.

92.

Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

93.

Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

94.

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

95.

Буквы И – Ы после Ц.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

96.

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

97.

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Выполнение работы над ошибками.

98.

Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»).

Написание сочинения.

    МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

    1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 4ч)

      1. Имя существительное как часть речи (8+2рр)

99.

Имя существительное как часть речи.

Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине.

100.

Р. Р. Доказательства в рассуждении.

Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение.

101

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений.

102.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Контрольный словарный диктант.

Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные. Сжатое изложение.

103.

Род имен существительных.

Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных.

104.

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст.

105.

Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»).

Написание изложения.

106.

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение.

107.

Три склонения имен существительных.

Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных»

      1. Правописание имён существительных (9+2рр)

108.

Падежи имен существительных.

Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже

109.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам.

110.

Р. Р. Подробное изложение с изменением лица.

Написание изложения.

111.

Множественное число имен существительных.

Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста.

112.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных во множественном числе.

Усвоение правила написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

113.

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Усвоение правила написания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.

114.

Буквы О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

Применение изученного правила при выполнении упражнений.

115.

Морфологический разбор имени существительного.

1

Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного.

116.

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

1

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

117.

Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

1

Составление устного описания картины. отзыва.

118.

Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием.

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

119.

Комплексный анализ текста.

1

Выполнение работы над ошибками.

7.2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (10 +4ч.)

120.

Имя прилагательное как часть речи.

1

Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

121.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных.

122.

Гласные в падежных окончаниях прилагательных.

1

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений

123.

Р. Р. Описание животного.

1

Написание изложения.

124.

Полные имена прилагательные.

1

Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине.

125.

Полные и краткие имена прилагательные.

1

126.

Р. Р. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение») (подготовка).

1

Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.

127.

Р. Р. Контрольное сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение».

1

Написание сочинения.

128.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

129.

Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»)

1

Написание изложения.

130.

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

131.

Комплексный анализ текста по теме «Имя прилагательное».

1

Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

132.

Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием.

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Выполнение работы над ошибками.

133.

Комплексный анализ текста.

1

7.3. ГЛАГОЛ (24 +6ч.)

7.3.1 . Глагол как часть речи (5+1рр)

134.

Глагол как часть речи.

1

Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим.

135.

Не с глаголами.

1

136.

Р. Р. Рассказ.

1

Создание устного рассказа по иллюстрациям

137.

Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант.

1

138.

Неопределённая форма глагола и личные формы глагола.

1

Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола.

139.

Правописание -ться и –тся в глаголах.

1

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

7.3.2. Виды глагола (4+1рр)

140.

Виды глагола. Глаголы несовершенного вида.

1

Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа).

141.

Виды глагола. Глаголы совершенного вида.

1

Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями.

142.

Буквы е – и в корнях с чередованием.

1

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

143.

Правописание корней с чередующимися гласными.

1

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

144.

Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).

1

Самостоятельное составление устного рассказа о себе.

7.3.3. Время глагола (5часов)

145.

Время глагола.

1

Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов.

146.

Прошедшее время глагола.

1

Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём.

147.

Образование глаголов прошедшего времени.

1

Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания.

148.

Настоящее время глагола.

1

Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа.

149.

Будущее время глаголов.

1

Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт».

7.3.4. Спряжение глагола (10+4рр)

150.

Спряжение глаголов.

1

151.

Глаголы 11 спряжения.

1

Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

152.

Глаголы 1 спряжения.

1

Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений.

153.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений.

154.

Морфологический разбор глагола.

1

Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

155.

Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица.

1

Написание изложения.

156.

Р. Р. Сжатое изложение по рассказу А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт».

1

Написание изложения.

157.

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

1

158.

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

1

Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

159.

Употребление времен.

1

Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа.

160.

Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

1

Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно).

161.

Повторение изученного по теме «Глагол».

1

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

162.

Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием.

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Выполнение работы над ошибками.

163.

Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).

1

Написание сочинения.

    ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 + 2ч.)

164.

Разделы науки о языке.

1

Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану.

165.

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору (подготовка)

1

Написание сочинения.

166.

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.

1

Написание сочинения.

167.

Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов.

1

Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений. Составление и анализ обобщающей таблицы.

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

168.

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

1

169.

Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием

1

Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

170.

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

К учебнику:

М.: 2014 - 411 с.

Поурочные планы составлены в
соответствии с новым, переработанным в соответствии с ФГОС,
учебником Т.А. Ладыженской и др. (М.: Просвещение), но могут
использоваться и учителями, работающими по учебнику М.М. Разумовской
и др. (М.: Дрофа). Пособие содержит подробное описание хода уроков с
указанием целей и методических приемов, разбором наиболее сложных
вопросов и характерных ошибок. В книге даны различные типы заданий:
словарные, объяснительные, контрольные диктанты, сочинения,
изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории
языка, практические работы, традиционные тесты, тесты по типу ЕГЭ,
лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания и
т.д. Издание адресовано учителям-словесникам, студентам
педагогических вузов.

Содержание
От автора 3
Тематическое планирование 4
Урок 1. Введение в курс 5 класса 11
Язык и общение
Урок 2. Язык и человек. Общение устное и письменное 14
Урок 3. Стили речи 18
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Урок 4. Звуки и буквы. Произношение и правописание 21
Урок 5. Орфограмма 24
Уроки 6, 7. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 28
Уроки 8, 9. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова 31
Урок 10. Правописание проверяемых согласных в корне слова 35
Урок 11. Правописание непроверяемых согласных в корне слова 37
Урок 12. Правописание непроизносимых согласных в корне слова 39
Урок 13. Буквы и,у, а после шипящих 41
Урок 14. Разделительные ъ и ь 43
Урок 15. Раздельное написание предлогов с другими словами. Повторение изученного 44
Урок 16. Проверочная работа 46
Урок 17. Развитие речи. Что мы знаем о тексте 47
Урок 18. Развитие речи. Обучающее изложение 49
Уроки 19, 20. Части речи 50
Урок 21. Глагол 52
Урок 22. - Тся и -ться в глаголах 54
Урок 23. Развитие речи. Тема текста 56
Урок 24. Личные окончания глаголов 59
Урок 25. Проверочная работа 61
Урок 26. Имя существительное 61
Урок 27. Проверочная работа 63
Урок 28. Имя прилагательное 64
Урок 29. Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» 66
Урок 30. Местоимение 67
Урок 31. Развитие речи. Основная мысль текста 69
Уроки 32, 33. Контрольный диктант, тест, работа над ошибками 72
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Урок 34. Синтаксис и пунктуация 73
Урок 35. Словосочетание 76
Урок 36. Словосочетание (продолжение) 77
Урок 37. Разбор словосочетания 79
Урок 38. Предложение 81
Урок 39. Развитие речи. Сжатое изложение 83
Урок 40. Виды предложений по цели высказывания 85
Урок 41. Восклицательные предложения 87
Урок 42. Развитие речи. Сочинение на тему «Памятный день в школе» 89
Урок 43. Тест по теме «Словосочетание и предложение» 90
Урок 44. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее 91
Урок 45. Сказуемое 92
Урок 46. Тире между подлежащим и сказуемым 94
Урок 4 7. Нераспространенные и распространенные предложения 95
Урок 48. Второстепенные члены предложения. Дополнение 97
Урок 49. Определение 100
Урок 50. Обстоятельство 102
Урок 5 1. Закрепление темы «Второстепенные члены предложения» 104
Урок 52. Предложения с однородными членами 105
Урок 53. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 107
Урок 54. Обобщающие слова при однородных членах 109
Урок 5 5. Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» 110
Урок 56. Предложения с обращениями 111
Урок 5 7. Развитие речи. Письмо -114
Урок 58. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения 116
Урок 59. Простые и сложные предложения 118
Урок 60. Простые и сложные предложения (продолжение) 120
Урок 61. Синтаксический разбор сложного предложения 123
Урок 6 2. Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения» 125
Урок 6 3. Прямая речь 126
Урок 64. Диалог 128
Урок 6 5. Проверочная работа по темам «Простые и сложные предложения», «Прямая речь» 130
Урок 66. Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» 131
Урок 6 7. Итоговый урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» 133
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Урок 68. Фонетика. Гласные звуки 133
Урок 69. Согласные звуки 135
Урок 70. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие 138
Уроки 71, 72. Развитие речи. Повествование. Изложение 140
Урок 73. Согласные звонкие и глухие 143
Урок 74. Графика. Алфавит 145
Урок 75. Развитие речи. Описание предмета 149
Урок 76. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака 150
Урок 77. Двойная роль букв е,ё,ю,я 153
Урок 78. Орфоэпия 155
Урок 79. Фонетический разбор слова 157
Урок 80. Повторение темы «Фонетика» 159
Уроки 81, 8 2. Контрольная работа и ее анализ 161
Урок 8 3. Развитие речи. Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица» 163
Лексика. Культура речи
Урок 84. Слово и его лексическое значение 165
Урок 85. Способы выражения лексических значений слов 168
Урок 86. Однозначные и многозначные слова 170
Урок 87. Прямое и переносное значения слов 172
Урок 88. Омонимы 175
Урок 89. Синонимы 177
Урок 90. Синонимы (продолжение) 180
Урок 9 1. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» 181
Урок 92. Антонимы 183
Урок 93. Развитие речи. Изложение 185
Урок 94. Повторение темы «Лексика» 186
Урок 95. Проверочная работа по теме «Лексика» 187
Морфемика. Орфография. Культура речи
Урок 96. Понятие о морфеме. Изменение и образование слов 188
Урок 97. Окончание 190
Урок 98. Основа слова 192
Урок 9 9. Развитие речи. Сочинение-письмо 194
Урок 100. Корень слова 196
Урок 10 1. Развитие речи. Рассуждение 197
Урок 102. Суффикс 199
Урок 103. Суффикс (продолжение) 202
Урок 104. Приставка 203
Урок 105. Развитие речи. Выборочное изложение 205
Урок 106. Закрепление тем «Корень», «Суффикс», «Приставка» 206
Урок 107. Чередование звуков 207
Урок 108. Беглые гласные 210
Урок 10 9. Варианты морфем 212
Урок 110. Морфемный разбор слова 215
Урок 111. Проверочная работа по теме «Варианты морфем» 216
Урок 112. Правописание гласных и согласных в приставках 217
Урок 113. Буквы з и с на конце приставок 219
Урок 114. Буквы з и с на конце приставок (продолжение) 221
Урок 115. Буквы о - а в корне -лаг лож- 223
Урок 116. Буквы о - а в корне -раст ращ рос- 224
Урок 117. Буквы ё - о после шипящих в корне 226
Урок 118. Буквы и - ы после ц 228
Урок 119. Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» 230
Урок 120. Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» 231
Урок 121. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» 231
Уроки 122, 123. Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» 233
Урок 124. Заключительный урок по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» 234
Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное
Урок 125. Имя существительное как часть речи 235
Урок 126. Имя существительное как часть речи {продолжение) 237
Урок 127. Развитие речи. Доказательства в рассуждении 240
Урок 128. Имена существительные одушевленные и неодушевленные 242
Урок 129. Имена существительные собственные и нарицательные 243
Урок 130. Род имен существительных 246
Урок 131. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 248
Урок 132. Развитие речи. Сжатое изложение 250
Урок 133. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 252
Урок 134. Три склонения имен существительных 253
Урок 135. Падеж имен существительных 255
Урок 136. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 258
Урок 137. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение) 259
Урок 13 8. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение) 261
Урок 13 9. Развитие речи. Изложение 264
Урок 14 0. Множественное число имен существительных 265
Урок 14 1. Множественное число имен существительных (продолжение) 267
Урок 14 2. Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных 268
Урок 14 3. Повторение темы «Имя существительное» 270
Урок 14 4. Морфологический разбор имени существительного 271
Уроки 14 5, 14 6. Контрольный диктант. Тест 272
Урок 147. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» 274
Имя прилагательное
Урок 148. Имя прилагательное как часть речи 276
Уроки 149, 15 0. Имя прилагательное как часть речи (продолжение) 277
Урок 151. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 280
Урок 152. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных (продолжение) 282<...>


8-е изд. - М.: 2011. - 237 с. Русский язык. 8 класс» авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и других. Учебник является продолже...


2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. - 112 с. Пособие содержит большой выбор диктантов по целям (диагностика, коррекция, контроль), соде...