Русские в косово 1999. Вяземская десантная операция

Ветераны ВДВ угрожают Кремлю созданием оппозиционного Народного фронта. Мы хотели быть вне политики, но нас вынуждают заняться ею, – заявляют ветераны ВДВ в своем открытом письме на имя Путина и Грызлова (текстом которого располагает редакция РИА «НР»).

Как передает корреспондент «Нового Региона», вчера состоялось заседание Центрального совета Союза десантников России (см. ВИДЕО по ссылке). Возмущенные ветераны ВДВ отмечали, что «дамба прорвалась» и после истории в «Сельцах», где министр обороны позволил себе «орать матом» на офицеров, делать вид, что все стабилизировалась, не получится.


Напомним, 30 сентября министр обороны Анатолий Сердюков посетил учебный центр «Сельцы» Рязанского высшего командного училища ВДВ. По свидетельству очевидцев, выйдя из вертолета, министр сразу стал крыть нецензурной бранью начальника училища гвардии полковника Андрея Красова. Сердюков многократно называл Героя России «долбоё…м» и другими ненормативными словами. Министр обороны объяснил, что причина его гнева – построенный на территории учебного центра деревянный храм Илии Пророка.

Позже заместители Сердюкова пояснили прессе, что министра рассердили недостроенная столовая и другие учебные объекты, «при этом храм был достроен полностью». Представители министерства утверждали, что Сердюков отчитывал командиров резко, но матом не крыл.

Ветераны ВДВ обратились за поддержкой в РПЦ. Представители Патриархата поддержки не оказали:

«Московский патриархат все свои вопросы решил – капелланов будут готовить в Москве, а не в Рязани, храм, построенный на средства десантников, сносить не будут. И их голос – больше нигде не звучит. Замолкли. Свои вопросы решили», – возмущенно заявили участники вчерашнего совещания.

Они говорят, что «в Сельцах было озвучено не личное оскорбление гражданским лицом героя России, а озвучено отношение нынешнего режима в целом к русской армии, и суть реформы – армия режиму не нужна».

«Нужны те, кто будет обслуживать засредиземноморские и заокеанские интересы. Флота уже нет. ВВС, как единой силы, не стало. Спецназ ГРУ – частью расформирован, остальное предано в «сухопутье» и уж не будет выполнять тех задач, что были раньше».

Ветераны ВДВ говорят, что они уже созрели для того, чтобы сформулировать власти свои политические требования. В итоге на заседании Центрального совета Союза десантников России 17 ноября 2010 года был принят проект обращения к руководству страны.

«НР» приводит его с сокращениями»:

«Председателю партии «Единая Россия» В. Путину

Председателю Высшего совета партии «Единая Россия» Б.Грызлову

Требования Союза десантников России

…Ожидания избирателей оказались напрасными. Партия власти молчит. Складывается впечатление, что в партии не только отсутствуют внутрипартийные дискуссии, политический разум, но и «суверенная форма внутрипартийной дисциплины» стала больше похожа на круговую поруку.

Союз десантников России, поддержанный многочисленными политическими, общественными, профсоюзными организациями, простыми гражданами страны так и не смог привлечь внимание правящей партии к вопиющему случаю неуставных отношений со стороны Министра обороны, отсутствию в армии законности и правопорядка, катастрофической ситуации, складывающейся с реальным уровнем боевой готовности войск. Мы вам не верим!

Мы требуем: Владимир Путин, Вы, как лидер партии, выполните волю избирателей и донесите до Верховного Главнокомандующего необходимость высказаться и дать оценку аморальному поступку А.Э. Сердюкова. Обращаем Ваше внимание – своим молчанием и непринятием мер Вы рушите последние нравственные устои в обществе. Общество объявило А.Э. Сердюкова «нерукопожатным». Сердюкова – в отставку!

Борис Грызлов, мы настоятельно, повторно требуем от Вас, как от Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Руководителя фракции «Единая Россия» В ГД РФ, назначить и провести объективное, независимое парламентское расследование хода военной реформы в стране. Ваша личная позиция в должности Спикера Государственной Думы вызывает у нас сомнения.

Приступаем к подготовке общероссийской акции протеста «военную реформу под парламентский контроль, Сердюкова – в отставку!». Снимаем с себя ответственность за участие в протестных мероприятиях военнослужащих и широких масс населения страны. Мы говорим, Стоп! Дальше – политика.

С этого момента Союз десантников России продолжит заниматься выполнением своих уставных задач. Но мы никогда не предадим друзей и товарищей, выступивших на борьбу с хамством и беззаконием в армии и на флоте, обеспокоенных обороноспособностью страны. Мы, так же как и они, считаем, что разрешение конфликта ушло в политическую область.

Мы готовы поддержать членов «Союза десантников России», участвующих в создании оппозиционного Народного фронта. Вы нас к этому вынудили.

«Единая Россия» своим бездействием собственноручно формирует широкую оппозицию себе. Партия Власти, задумайся! В таком виде, такая партия власти – нам не нужна!».

Исполнилось 15 лет со дня легендарной боевой операции российской армии, примера которой не было в новейшей истории Европы. В июне 99-го наши десантники совершили марш-бросок в Косово и захватили аэродром Слатина. Это было полной неожиданностью для командования НАТО, которое в то время проводило карательную операцию в бывшей Югославии. Участники операции были отмечены государственными наградами. Ее успех положительно сказался на имидже вооруженных сил России.

ВВС стран НАТО начали бомбить Югославию 27 марта 1999 года. За два с половиной месяца была фактически разрушена инфраструктура страны, погибло множество мирных граждан. Югославская армия, правда, сохранила боеспособность. Однако Запад уже сделал ставку на расчленение страны.

На 12 июня был назначен ввод НАТОвского сухопутного контингента на территорию Косовского края. А соглашения, достигнутые Москвой и Вашингтоном, в последний момент были переиграны.

"Договоренности, что входим, не было. Договоренности как бы программировались, но потом были разрушены, и НАТО присвоило себе право действовать вне согласованных действиях со всеми. Они сами стали навязывать, предлагать нам батальон туда, поставили нас в унизительно-подчинённое положение. И первым нужно было спасти престиж России. И не входить нельзя, и входить на их условиях нельзя. Поэтому нужно было сыграть в самостоятельную игру в соответствии с резолюцией Совета Безопасности", - вспоминает начальник Главного управления Международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ (в 1999 году) Леонид Ивашов.

В этих условиях Кремль ставит задачу - совершить параллельный с натовским ввод войск, чтобы контролировать свой сектор Косово, а главное - ключевой аэропорт в Слатине недалеко от столицы края Приштины.

Но венгры и болгары под давлением Запада закрывают своё воздушное пространство для наших самолётов. Тогда в ночь с 11 на 12 июня батальон ВДВ России, расположенный в Боснии, в рамках миротворческой миссии скрытно выдвигается в сторону Югославии.

Именно этим бойцам была поставлена задача: избежав противодействия сил НАТО, в кратчайшие сроки совершить бросок на 600 километров, занять аэродром, и удерживать его. Это - единственный в регионе аэродром, способный принимать тяжёлые транспортные самолёты. И нужно было занять его первыми.

Благодаря умелым действиям разведки, удалось перехитрить тактическое командование НАТО. И когда те спохватились, БТРы нашего десантного батальона, развернув российские триколоры, уже двигались по территории Сербии к своей цели. Выиграно 6 часов.

Та же задача - контроль над ключевым аэродромом - поставлена передовым частям сил НАТО, стоящим совсем рядом с Косово - у македонской границы. Они тоже выдвигаются к объекту.

Третий час ночи 12 июня. Российский батальон уже входит в Приштину. Но здесь колонна замедляется. Вынужденно. Весть о том, что идут русские, разлетелась по стране очень быстро. И косовские сербы, несмотря на позднее время, высыпают на улицы и приветствуют нашу колонну.

"В голове - Россия, Россия, Россия. Большая русская земля. Земля моему сердцу", - вспоминает местный житель Радован Печич.

Отсюда до аэропорта Слатины всего 15 километров. Ранним утром туда же уже движутся две передовые британские бронетанковые колонны. В распоряжении нашего командования всего 200 бойцов ВДВ и восемь БТРов. Но к семи часам утра батальон занимает позиции.

Для прибывших к 11-ти англичан появление русских сюрпризом не стало - только в пути ситуацию им доложила разведка, которая сам бросок нашего батальона прозевала. На аэродроме англичане действительно обнаружили уже хорошо окопавшихся и занявших круговую оборону русских десантников. Высадка основного контингента НАТО в единственном пригодном для этого месте стала просто невозможной.

Сергей Псурцев, "ТВ Центр".

MENSBY

4.2

В этот день тысячи мужчин разных возрастов в голубых беретах, тельняшках и с бирюзовыми флагами будут вспоминать с сослуживцами армейские годы, а мы вспомним бессмертные подвиги десантников.

В день 85-летия Воздушно-десантных войск вспоминаем героев ВДВ.

"Расплескалась синева, расплескалась, по тельняшкам разлилась по беретам". Голубые береты, тельняшки, парашюты и голубое небо – это все незаменимее атрибуты бойцов уже ставших элитными войск – воздушно-десантных.

2 августа в России и Беларуси отмечают день ВДВ. В этом году воздушно-десантные войска празднуют 85-летний юбилей.

В этот день тысячи мужчин разных возрастов в голубых беретах, тельняшках и с бирюзовыми флагами будут купаться в фонтанах и вспоминать с сослуживцами армейские годы, а мы вспомним бессмертные подвиги десантников.

Бой псковских десантников в Аргунском ущелье

Говоря о подвигах русского десанта, невозможно не вспомнить невероятно трагический и настолько же героический бой псковских десантников в Аргунском ущелье в Чечне.29 февраля - 1 марта 2000 года бойцы 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка Псковской дивизии вели тяжелый бой с боевиками под командованием Хаттаба у высоты 776 в окрестностях города Аргун в центральной части Чечни. Двум с половиной тысячам боевиков противостояли 90 десантников, 84 из которых героически пали в бою.В живых осталось шестеро солдат. Рота загородила путь чеченским боевикам, пытавшимся прорваться из Аргунского ущелья в Дагестан. Информация о гибели целой роты долгое время держалась в секрете.

О том, что пришлось пережить военнослужащим в этом страшном бою, можно только догадываться. Бойцы подрывали себя, уже раненные они бросались на боевиков, не желая сдаваться. "Лучше ведь умереть, чем сдаться", - говорили солдаты роты.

Это следует из протокольных записей: "Когда кончались боеприпасы, десантники шли в рукопашный бой и подрывали себя гранатами в толпе боевиков".

Один из таких примеров – старший лейтенант Алексей Воробьев, уничтоживший полевого командира Идриса. Воробьеву осколками мин перебило ноги, одна пуля попала в живот, другая - в грудь, но он бился до последнего. Известно, что, когда утром 2 марта 1-я рота прорвалась на высоту, тело лейтенанта было еще теплым.

За победу наши ребята заплатили большую цену, но им удалось остановить врага, который так и не смог вырваться из ущелья. Из 2500 боевиков в живых остались только 500

22 бойца роты получили звание Героя России, 21 из них - посмертно, остальные стали кавалерами ордена Мужества.

Можайский десант

Примером величайшего мужества и доблести российского десанта может служить подвиг сибирских солдат, погибших в 1941 году под Можайском в неравной битве с фашистскими войсками.

Дело было холодной зимой 1941 года. Совершавший разведывательный полет советский летчик увидел, что к Москве двигается колонна бронетехники противника, а на ее пути не было ни заградотрядов, ни противотанковых средств. Советское командование приняло решение выбросить перед танками десант.

Когда командир пришел к десантной роте сибиряков, которых привезли на ближайший аэродром, им предложили прыгать с самолетов прямо в снег. Причем прыгать надо было без парашютов на бреющем полете. Примечательно, что это был не приказ, а просьба, но шаг вперед сделали все военнослужащие.

Немецкие солдаты были неприятно удивлены, увидев низколетящие самолеты, а затем и вовсе поддались панике, когда из них один за другим посыпались люди в белых полушубках. И этому потоку не было конца. Когда казалось, что немцы уничтожили уже всех, появлялись новые самолеты с новыми бойцами.

Автор романа "Княжий остров" Юрий Сергеев так описывает эти события. "Русских не было видно в снегу, они словно вырастали из самой земли: бесстрашные, яростные и святые в своем возмездии, неудержимые никаким оружием. Бой кипел и клокотал на шоссе. Немцы перебили почти всех и уже радовались победе, увидев догнавшую их новую колонну танков и мотопехоты, когда опять волна самолетов выползла из леса и из них хлынул белый водопад свежих бойцов, еще в падении поражая врага…

Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло всего двенадцать процентов десанта.
Остальные приняли неравный бой".

Документальных подтверждений этой истории нет. Многие полагают, что она, по каким-то причинам засекречена до сих пор, а другие считают ее красивой легендой о подвиге десантников. Однако, когда скептики спросили об этой истории известного советского разведчика и десантника, рекордсмена по числу прыжков с парашютом Ивана Старчака, он не поставил под сомнение реальность этой истории. Дело в том, что и он сам со своими бойцами так же высаживался по Москвой, чтобы остановить моторизованную колонну противников.

5 октября 1941 года наша советская разведка обнаружила 25-километровую немецкую моторизированную колонну, которая полным ходом двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова. 200 танков, 20 тысяч пехоты на автомашинах в сопровождении авиации и артиллерии представляли смертельную угрозу для Москвы, до которой оставалось 198 километров. Советских войск на этом пути не было. Лишь в Подольске имелось два военных училища: пехотное и артиллерийское.

Для того, чтобы дать им время занять оборону, был сброшен небольшой авиадесант под командованием капитана Старчака. Из 430 человек только 80 были опытными парашютистами, еще 200 – из фронтовых авиачастей и 150 – недавно прибывшее пополнение комсомольцев, и все без орудий, пулеметов и танков.

Десантники заняли оборону на реке Угре, минировали и взрывали дорожное полотно и мосты на пути следования немцев, устраивая засады. Известен случай, когда одна из групп совершила нападение на захваченный немцами аэродром, два самолета ТБ-3 сожгла, а третий увела в Москву. Его вел десантник Петр Балашов, который до этого ни разу не управлял такими самолетами. Он благополучно приземлился в Москве с пятой попытки.

Но силы были не равны, к немцам пришло подкрепление. Уже через три дня из 430 человек в живых остались только 29, в том числе и Иван Старчак. Позже к советским военным пришла подмога. Погибли почти все, но не дали фашистам прорваться к Москве. Все были представлены к ордену Красного Знамени, а Старчак – к Ордену Ленина. Буденный, командующий фронтом, назвал Старчака "отчаянным командиром".

Потом Старчак неоднократно вступал в бой в годы Великой Отечественной, был несколько раз ранен, но остался жив.

Когда один из британских коллег спросил его, почему русские не сдаются даже перед лицом смерти, хотя иногда это и проще, он ответил:

"По-вашему, это фанатизм, а по-нашему, любовь к земле, на которой вырос и которую возвеличил трудом. Любовь к стране, где ты - полный хозяин. И то, что советские бойцы бьются за Родину до последнего патрона, до последней капли крови, мы считаем самой высокой воинской и гражданской доблестью".

Позже Старчак написал автобиографическую повесть "С неба – в бой", в которой рассказал об этих событиях. Старчак умер в 1981 году в возрасте 76 лет, оставив после себя бессмертный подвиг, достойный легенд.

Лучше смерть, чем плен

Другой известный эпизод в истории советского и российского десанта – это бой в Старом городе Герата во время войны в Афганистане. Когда 11 июля 1985 года советский бронетранспортер подорвался на мине, в живых остались всего четыре человека во главе с младшим сержантом В.Шиманским. Они заняли круговую оборону и решили ни при каких условиях не сдаваться в плен, в то время как противник хотел захватить советских солдат.

Окруженные солдаты приняли неравный бой. У них уже закончились патроны, неприятель сжимал в тесное кольцо, а подкрепления все не было. Тогда, чтобы не попасть в руки врагов, командир приказал бойцам застрелиться.

Они собрались под горящим БТРом, обнялись, попрощались и потом каждый выстрелил из автомата в себя. Последним стрелял командир. Когда прибыло советское подкрепление, четверо убитых военнослужащих лежали рядом с бронетранспортером, куда их вытащили неприятели. Удивление советских солдат было велико, когда они увидели, что один из них оказался жив. У пулеметчика Теплюка четыре пули прошли в нескольких сантиметрах выше сердца. Именно он потом и рассказал о последних минутах жизни героического экипажа.

Гибель Мараварской роты

Гибель так называемой Мараварской роты во время войны в Афганистане 21 апреля 1985 года – это еще один трагический и героический эпизод в истории отечественного десанта.

1-я рота советского спецназа под командованием капитана Цебрука попала в окружение в Мараварском ущелье в провинции Кунар и была уничтожена противником.

Известно, что рота осуществляла учебный выход в кишлак Сангам, расположенный в начале Мараварского ущелья. В кишлаке противника не оказалось, однако в глубине ущелья были замечены моджахеды. Когда бойцы роты начали преследовать неприятеля, они попали в засаду. Рота разделилась на четыре группы и начала углубляться в ущелье.

Увидевшие противника душманы вошли в тыл 1-й роты перекрыли путь бойцам к Даридаму, где располагались 2-я и 3-я рота, они выставили посты, вооруженные крупнокалиберными пулеметами ДШК. Силы были не равны, а боекомплекта, который спецназовцы взяли с собой на учебный выход, хватило только на несколько минут боя.

В то же время в Асадабаде спешно сформировали отряд, который отправился на подмогу к попавшей в засаду роте. Усиленный бронетехникой отряд не смог быстро перебраться через реку и ему пришлось идти в обход, что заняло дополнительное время. Три километра по карте превратились в 23 по напичканной минами афганской земле. Из всей бронегруппы в сторону Маравар прорвалась только одна машина. Это не помогло 1-й роте, однако спасло 2-ю и 3-ю роту, которая отбивала атаки моджахедов.

Во второй половине дня 21 апреля, когда сводная рота и бронегруппа вошли в Мараварское ущелье, навстречу им шли уцелевшие бойцы, выводя и вынося раненых товарищей. Они рассказывали об ужасной расправе взбешенных яростным отпором врагов над оставшимися на поле боя: им вспарывали животы, выкалывали глаза, жгли живьем.

Тела погибших солдат собирали два дня. Многих пришлось опознавать по наколкам и деталям одежды. Некоторые тела пришлось везти вместе с плетеными кушетками, на которых бойцов пытали. В бою в Мараварском ущелье погиб 31 советский военнослужащий.


12-часовой бой 9-й роты

Подвигом отечественных десантников, увековеченным не только историей, но и кинематографом, стал бой 9-й роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка за господствующую высоту 3234 в городе Хост в время войны в Афганистане.

Рота десантников в составе 39 человек вступила в бой, пытаясь не пустить на свои позиции моджахедов 7 января 1988 года. Противник (по разным данным 200-400 человек) намеревался сбить сторожевое охранение с господствующей высоты и открыть себе доступ к дороге Гардез-Хост.

Неприятели открыли огонь по позициям советских войск из безоткатных орудий, минометов, стрелкового оружия и гранатометов. Всего за день до трех часов ночи моджахеды предприняли 12 атак, последняя из которых была критической. Противнику удалось приблизиться на максимально близкое расстояние, но в это время на подмогу 9-й роте пробился разведывательный взвод 3-го парашютно-десантного батальона, который доставил боеприпасы. Это и решило исход боя, моджахеды, неся серьезные потери, начали отступать. В результате двенадцатичасового боя захватить высоту не удалось.

В 9-й роте погибло 6 военнослужащих, 28 получили ранения.

Эта история легла в основу известного фильма Федора Бондарчука "9 рота", повествующего о доблести советских солдат.


После боя за высоту 3234 - Игорь Печерских и Сергей Рожков (командир взвода 9 роты)с солдатами и сержантами 9 роты:справа - гв.сержант Веригин Владимир (Боксер - с ударением на "о"), гв.сержант Борисов

Вяземская операция советского десанта

Ежегодно в России вспоминают подвиг советских фронтовиков-десантников. Среди них так называемая Вяземская воздушно-десантная операция. Это операция Красной Армии по высадке десанта в тыл немецких войск в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции, которая проводилась с 18 января по 28 февраля 1942 года с целью содействия войскам Калининского и Западного фронтов в окружении части сил немецкой группы армий "Центр".

Воздушно-десантных операций такого масштаба в годы Великой Отечественной войны никто не проводил. Для этого под Вязьму был десантирован 4-й воздушно-десантный корпус, насчитывающий более 10 тысяч человек. Командовал корпусом генерал-майор А.Ф. Левашов.

27 января передовой десантный отряд под командованием капитана М.Я. Карнаухова был выброшен за линией фронта на десятках самолетов. Затем за шесть последующих суток в тыл противника была десантирована 8-я воздушно-десантная бригада общей численностью около 2100 человек.

Однако общая остановка на фронте для советских войск была тяжелая. Часть высаженных десантников слилась с действующими подразделениями, а высадка оставшихся бойцов была отложена.

Через несколько недель в тыл врага десантировался 4-й батальон 8-й воздушно-десантной бригады, а также части 9-й и 214-й бригад. Всего в январе-феврале 1942 года на смоленскую землю было десантировано свыше 10 тысяч человек, 320 минометов, 541 пулемет, 300 противотанковых ружей. Все это происходило при острой нехватке транспортных самолетов, в тяжелых климатических и погодных условиях, при сильном противодействии противника.

К сожалению, решить задачи, возложенные на десантников, так и не удалось, так как противник был очень силен.

Бойцам 4-го воздушно-десантного корпуса, имевшего лишь легкое вооружение и минимум продовольствия, боеприпасов, пришлось сражаться в тылу врага долгих пять месяцев.

После войны бывший гитлеровский офицер А. Гове в книге "Внимание, парашютисты!" был вынужден признать: "Высаженные русские парашютисты в течение многих дней удерживали в своих руках лес и, лежа при 38-градусном морозе на положенных прямо на снег сосновых ветках, отбивали все немецкие атаки, которые сначала носили импровизированный характер. Лишь при поддержке прибывших из Вязьмы немецких самоходных орудий и пикирующих бомбардировщиков удалось освободить дорогу от русских".

Это лишь несколько примеров подвигов десантников, которые не только вызывают гордость у соотечественников, но и уважение врагов, которые преклоняются перед храбростью "парней в тельняшках".

РЕН ТВ : Елена Манихина

"Расплескалась синева, расплескалась, по тельняшкам разлилась по беретам". Голубые береты, тельняшки, парашюты и голубое небо – это все незаменимее атрибуты бойцов уже ставших элитными войск – воздушно-десантных.

2 августа по всей России отмечают день ВДВ. В этом году воздушно-десантные войска празднуют 85-летний юбилей. Во всех городах России в день ВДВ пройдут праздничные мероприятия.

В Москве основное действие развернется в парке Горького: концерты, выставки, полевая кухня, встречи бывших сослуживцев и, конечно, военная техника десанта. Начнутся праздничные мероприятия с божественной литургии в храме Ильи Пророка при штабе ВДВ и возложения цветок к мемориалам.

В этот день тысячи мужчин разных возрастов в голубых беретах, тельняшках и с бирюзовыми флагами будут купаться в фонтанах и вспоминать с сослуживцами армейские годы, а мы вспомним бессмертные подвиги русских десантников.

Бой псковских десантников в Аргунском ущелье

Говоря о подвигах русского десанта, невозможно не вспомнить невероятно трагический и настолько же героический бой псковских десантников в Аргунском ущелье в Чечне. 29 февраля - 1 марта 2000 года бойцы 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка Псковской дивизии вели тяжелый бой с боевиками под командованием Хаттаба у высоты 776 в окрестностях города Аргун в центральной части Чечни. Двум с половиной тысячам боевиков противостояли 90 десантников, 84 из которых героически пали в бою. В живых осталось шестеро солдат. Рота загородила путь чеченским боевикам, пытавшимся прорваться из Аргунского ущелья в Дагестан. Информация о гибели целой роты долгое время держалась в секрете.

О том, что пришлось пережить военнослужащим в этом страшном бою, можно только догадываться. Бойцы подрывали себя, уже раненные они бросались на боевиков, не желая сдаваться. "Лучше ведь умереть, чем сдаться", - говорили солдаты роты.

Это следует из протокольных записей: "Когда кончались боеприпасы, десантники шли в рукопашный бой и подрывали себя гранатами в толпе боевиков".

Один из таких примеров – старший лейтенант Алексей Воробьев, уничтоживший полевого командира Идриса. Воробьеву осколками мин перебило ноги, одна пуля попала в живот, другая - в грудь, но он бился до последнего. Известно, что, когда утром 2 марта 1-я рота прорвалась на высоту, тело лейтенанта было еще теплым.


За победу наши ребята заплатили большую цену, но им удалось остановить врага, который так и не смог вырваться из ущелья. Из 2500 боевиков в живых остались только 500

22 бойца роты получили звание Героя России, 21 из них - посмертно, остальные стали кавалерами ордена Мужества.

Можайский десант

Примером величайшего мужества и доблести российского десанта может служить подвиг сибирских солдат, погибших в 1941 году под Можайском в неравной битве с фашистскими войсками.

Дело было холодной зимой 1941 года. Совершавший разведывательный полет советский летчик увидел, что к Москве двигается колонна бронетехники противника, а на ее пути не было ни заградотрядов, ни противотанковых средств. Советское командование приняло решение выбросить перед танками десант.

Когда командир пришел к десантной роте сибиряков, которых привезли на ближайший аэродром, им предложили прыгать с самолетов прямо в снег. Причем прыгать надо было без парашютов на бреющем полете. Примечательно, что это был не приказ, а просьба, но шаг вперед сделали все военнослужащие.

Немецкие солдаты были неприятно удивлены, увидев низколетящие самолеты, а затем и вовсе поддались панике, когда из них один за другим посыпались люди в белых полушубках. И этому потоку не было конца. Когда казалось, что немцы уничтожили уже всех, появлялись новые самолеты с новыми бойцами.

Автор романа "Княжий остров" Юрий Сергеев так описывает эти события. "Русских не было видно в снегу, они словно вырастали из самой земли: бесстрашные, яростные и святые в своем возмездии, неудержимые никаким оружием. Бой кипел и клокотал на шоссе. Немцы перебили почти всех и уже радовались победе, увидев догнавшую их новую колонну танков и мотопехоты, когда опять волна самолетов выползла из леса и из них хлынул белый водопад свежих бойцов, еще в падении поражая врага…

Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло всего двенадцать процентов десанта.
Остальные приняли неравный бой".

Документальных подтверждений этой истории нет. Многие полагают, что она, по каким-то причинам засекречена до сих пор, а другие считают ее красивой легендой о подвиге десантников. Однако, когда скептики спросили об этой истории известного советского разведчика и десантника, рекордсмена по числу прыжков с парашютом Ивана Старчака, он не поставил под сомнение реальность этой истории. Дело в том, что и он сам со своими бойцами так же высаживался по Москвой, чтобы остановить моторизованную колонну противников.

5 октября 1941 года наша советская разведка обнаружила 25-километровую немецкую моторизированную колонну, которая полным ходом двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова. 200 танков, 20 тысяч пехоты на автомашинах в сопровождении авиации и артиллерии представляли смертельную угрозу для Москвы, до которой оставалось 198 километров. Советских войск на этом пути не было. Лишь в Подольске имелось два военных училища: пехотное и артиллерийское.

Для того, чтобы дать им время занять оборону, был сброшен небольшой авиадесант под командованием капитана Старчака. Из 430 человек только 80 были опытными парашютистами, еще 200 – из фронтовых авиачастей и 150 – недавно прибывшее пополнение комсомольцев, и все без орудий, пулеметов и танков.

Десантники заняли оборону на реке Угре, минировали и взрывали дорожное полотно и мосты на пути следования немцев, устраивая засады. Известен случай, когда одна из групп совершила нападение на захваченный немцами аэродром, два самолета ТБ-3 сожгла, а третий увела в Москву. Его вел десантник Петр Балашов, который до этого ни разу не управлял такими самолетами. Он благополучно приземлился в Москве с пятой попытки.

Но силы были не равны, к немцам пришло подкрепление. Уже через три дня из 430 человек в живых остались только 29, в том числе и Иван Старчак. Позже к советским военным пришла подмога. Погибли почти все, но не дали фашистам прорваться к Москве. Все были представлены к ордену Красного Знамени, а Старчак – к Ордену Ленина. Буденный, командующий фронтом, назвал Старчака "отчаянным командиром".

Потом Старчак неоднократно вступал в бой в годы Великой Отечественной, был несколько раз ранен, но остался жив.

Когда один из британских коллег спросил его, почему русские не сдаются даже перед лицом смерти, хотя иногда это и проще, он ответил:

"По-вашему, это фанатизм, а по-нашему, любовь к земле, на которой вырос и которую возвеличил трудом. Любовь к стране, где ты - полный хозяин. И то, что советские бойцы бьются за Родину до последнего патрона, до последней капли крови, мы считаем самой высокой воинской и гражданской доблестью".

Позже Старчак написал автобиографическую повесть "С неба – в бой", в которой рассказал об этих событиях. Старчак умер в 1981 году в возрасте 76 лет, оставив после себя бессмертный подвиг, достойный легенд.

Лучше смерть, чем плен

Другой известный эпизод в истории советского и российского десанта – это бой в Старом городе Герата во время войны в Афганистане. Когда 11 июля 1985 года советский бронетранспортер подорвался на мине, в живых остались всего четыре человека во главе с младшим сержантом В.Шиманским. Они заняли круговую оборону и решили ни при каких условиях не сдаваться в плен, в то время как противник хотел захватить советских солдат.

Окруженные солдаты приняли неравный бой. У них уже закончились патроны, неприятель сжимал в тесное кольцо, а подкрепления все не было. Тогда, чтобы не попасть в руки врагов, командир приказал бойцам застрелиться.

Они собрались под горящим БТРом, обнялись, попрощались и потом каждый выстрелил из автомата в себя. Последним стрелял командир. Когда прибыло советское подкрепление, четверо убитых военнослужащих лежали рядом с бронетранспортером, куда их вытащили неприятели. Удивление советских солдат было велико, когда они увидели, что один из них оказался жив. У пулеметчика Теплюка четыре пули прошли в нескольких сантиметрах выше сердца. Именно он потом и рассказал о последних минутах жизни героического экипажа.

Гибель Мараварской роты

Гибель так называемой Мараварской роты во время войны в Афганистане 21 апреля 1985 года – это еще один трагический и героический эпизод в истории отечественного десанта.

1-я рота советского спецназа под командованием капитана Цебрука попала в окружение в Мараварском ущелье в провинции Кунар и была уничтожена противником.

Известно, что рота осуществляла учебный выход в кишлак Сангам, расположенный в начале Мараварского ущелья. В кишлаке противника не оказалось, однако в глубине ущелья были замечены моджахеды. Когда бойцы роты начали преследовать неприятеля, они попали в засаду. Рота разделилась на четыре группы и начала углубляться в ущелье.

Увидевшие противника душманы вошли в тыл 1-й роты перекрыли путь бойцам к Даридаму, где располагались 2-я и 3-я рота, они выставили посты, вооруженные крупнокалиберными пулеметами ДШК. Силы были не равны, а боекомплекта, который спецназовцы взяли с собой на учебный выход, хватило только на несколько минут боя.

В то же время в Асадабаде спешно сформировали отряд, который отправился на подмогу к попавшей в засаду роте. Усиленный бронетехникой отряд не смог быстро перебраться через реку и ему пришлось идти в обход, что заняло дополнительное время. Три километра по карте превратились в 23 по напичканной минами афганской земле. Из всей бронегруппы в сторону Маравар прорвалась только одна машина. Это не помогло 1-й роте, однако спасло 2-ю и 3-ю роту, которая отбивала атаки моджахедов.

Во второй половине дня 21 апреля, когда сводная рота и бронегруппа вошли в Мараварское ущелье, навстречу им шли уцелевшие бойцы, выводя и вынося раненых товарищей. Они рассказывали об ужасной расправе взбешенных яростным отпором врагов над оставшимися на поле боя: им вспарывали животы, выкалывали глаза, жгли живьем.

Тела погибших солдат собирали два дня. Многих пришлось опознавать по наколкам и деталям одежды. Некоторые тела пришлось везти вместе с плетеными кушетками, на которых бойцов пытали. В бою в Мараварском ущелье погиб 31 советский военнослужащий.

12-часовой бой 9-й роты

Подвигом отечественных десантников, увековеченным не только историей, но и кинематографом, стал бой 9-й роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка за господствующую высоту 3234 в городе Хост в время войны в Афганистане.

Рота десантников в составе 39 человек вступила в бой, пытаясь не пустить на свои позиции моджахедов 7 января 1988 года. Противник (по разным данным 200-400 человек) намеревался сбить сторожевое охранение с господствующей высоты и открыть себе доступ к дороге Гардез-Хост.

Неприятели открыли огонь по позициям советских войск из безоткатных орудий, минометов, стрелкового оружия и гранатометов. Всего за день до трех часов ночи моджахеды предприняли 12 атак, последняя из которых была критической. Противнику удалось приблизиться на максимально близкое расстояние, но в это время на подмогу 9-й роте пробился разведывательный взвод 3-го парашютно-десантного батальона, который доставил боеприпасы. Это и решило исход боя, моджахеды, неся серьезные потери, начали отступать. В результате двенадцатичасового боя захватить высоту не удалось.

В 9-й роте погибло 6 военнослужащих, 28 получили ранения.

Эта история легла в основу известного фильма Федора Бондарчука "9 рота", повествующего о доблести советских солдат.

Вяземская операция советского десанта

Ежегодно в России вспоминают подвиг советских фронтовиков-десантников. Среди них так называемая Вяземская воздушно-десантная операция. Это операция Красной Армии по высадке десанта в тыл немецких войск в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции, которая проводилась с 18 января по 28 февраля 1942 года с целью содействия войскам Калининского и Западного фронтов в окружении части сил немецкой группы армий "Центр".

Воздушно-десантных операций такого масштаба в годы Великой Отечественной войны никто не проводил. Для этого под Вязьму был десантирован 4-й воздушно-десантный корпус, насчитывающий более 10 тысяч человек. Командовал корпусом генерал-майор А.Ф. Левашов.

27 января передовой десантный отряд под командованием капитана М.Я. Карнаухова был выброшен за линией фронта на десятках самолетов. Затем за шесть последующих суток в тыл противника была десантирована 8-я воздушно-десантная бригада общей численностью около 2100 человек.

Однако общая остановка на фронте для советских войск была тяжелая. Часть высаженных десантников слилась с действующими подразделениями, а высадка оставшихся бойцов была отложена.

Через несколько недель в тыл врага десантировался 4-й батальон 8-й воздушно-десантной бригады, а также части 9-й и 214-й бригад. Всего в январе-феврале 1942 года на смоленскую землю было десантировано свыше 10 тысяч человек, 320 минометов, 541 пулемет, 300 противотанковых ружей. Все это происходило при острой нехватке транспортных самолетов, в тяжелых климатических и погодных условиях, при сильном противодействии противника.

К сожалению, решить задачи, возложенные на десантников, так и не удалось, так как противник был очень силен.

Бойцам 4-го воздушно-десантного корпуса, имевшего лишь легкое вооружение и минимум продовольствия, боеприпасов, пришлось сражаться в тылу врага долгих пять месяцев.

После войны бывший гитлеровский офицер А. Гове в книге "Внимание, парашютисты!" был вынужден признать: "Высаженные русские парашютисты в течение многих дней удерживали в своих руках лес и, лежа при 38-градусном морозе на положенных прямо на снег сосновых ветках, отбивали все немецкие атаки, которые сначала носили импровизированный характер. Лишь при поддержке прибывших из Вязьмы немецких самоходных орудий и пикирующих бомбардировщиков удалось освободить дорогу от русских".

Это лишь несколько примеров подвигов российских и советских десантников, которые не только вызывают гордость у соотечественников, но и уважение врагов, которые преклоняются перед храбростью "этих русских в тельняшках".

Дню ВДВ посвящается.

В ночь с пятницы на субботу 11 июня 1999 г. двести российских десантников вошли в Косово. Две роты наших ребят взяли под свой контроль аэропорт Приштина. Плацдарм для высадки главных сил был обеспечен.

В дальнейшем численность наших десантников была доведена до батальона "в плановом порядке". ВДВ спутали все планы НАТО. В те дни пресс-служба объединенного командования НАТО в македонской столице Скопье сообщила, что "между руководством десантного батальона РФ и британскими офицерами идет спокойный диалог". И "никакого противостояния нет". Сообщается, что парашютно-десантная бригада Великобритании отведена ночью от аэропорта в городские кварталы Приштины.

Честь принятия решения на маршбросок потом оспаривали многие российские политики. Однако и Государственная Дума и Совет Федерации решение о вводе российских войск в Косово приняли уже задним числом. Никто не ожидал от России, задавленной экономическими и политическими проблемами, пробуждения державных амбиций. Только-только начали выкарабкиваться после дефолта 1998 года. И тут вдруг попытка принять активное участие в новом переделе Балкан.

Агрессия НАТО против Югославии началось после обвинения правительства Слободана Милошевича в "зверствах против албанского населения". Доказательств этому не найдено и до сих пор. Впрочем, обвинение не есть истинная причина. США тоже обвиняли Ирак в обладании оружием массового поражения. А причина войны - желание контроля над важнейшей геостратегическим регионом. Косово, имевшее в СРЮ статус автономного края, перешло под контроль войск НАТО после 76-дневных бомбардировок Югославии в 1999 году.

Марш-бросок наших десантников в Приштину застал врасплох даже собственное командование. В 51-м тульском парашютном полку, где находился тогда штаб Косовской миротворческой миссии решение об увеличении численности российской группировки застало врасплох. Бригада в тот момент была укомплектована лишь на две трети, пришлось объявить дополнительный набор через военкоматы. Отбор был очень жесткий - требуются только специалисты: механики-водители и пулеметчики для зенитных подразделений. Однако кадровая проблема - не единственная. Людей мало призвать, их еще и обучить нужно. В годы Великой Отечественной войны (в 1943 - 1945 годах), вновь сформированная дивизия проходила боевое слаживание в течении 6 - 8 месяцев. А тут даже государственных флагов не хватало. В Косово для каждого поста, а их было организовано меньше сотни, потребовался флаг. И обновлять их нужно было через месяц, ну в лучшем случае через два. Очень быстро они на солнце выгорают. А кроме того, нужны были и флаги с символикой ВДВ. В конце концов флаги "победившей демократии" были закуплены в одном похоронном агентстве по цене 150 рублей.

Передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.

Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» на «KFOR». Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу после Приштины колонна ВДВ въехала в Косово поле, где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года.Прямую трансляцию о вводе российского батальона в Приштину вела телекомпания CNN

Примерно в 11 часов 00 минут в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.
Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Генерал Майкл Джексон - командующий группировкой силами НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Один из офицеров, находившийся на блокпосту, попросил генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатометов британские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина».
Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских, британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала.Кроме того, Блант рассказывал:
«Около 200 русских расположились на аэродроме…. Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было „подавить их“. Кларк использовал необычные для нас выражения. Например - „уничтожить“. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».
В конце концов командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну». Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром».

По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолеты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжелая военная техника. Однако Венгрия (член НАТО) и Болгария (союзник НАТО), отказали России в предоставлении воздушного коридора, в результате 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со все прибывающими силами НАТО.

В течение нескольких дней переговоры между Россией и НАТО (в лице США) на уровне министров иностранных дел и обороны происходили в Хельсинки (Финляндия). Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.

В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые подконтрольны Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооруженных сил и других нужд.

В течение июня-июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иваново, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом (ВДВ), военной техникой и оборудованием. Однако большее число российских военнослужащих вошло в Косово по морю, высадившись на побережье Греции с больших десантных кораблей - «Николай Фильченков», «Азов» (БДК-54), Цезарь Куников (БДК-64) и «Ямал» (БДК-67), и в дальнейшем совершив марш-бросок в Косово через территорию Македонии.

Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта.

Российская Федерация, распоряжаясь единственным аэропортом в регионе, смогла диктовать НАТО свою позицию, что в итоге привело к тому, что НАТО выделило российским миротворческим силам зоны ответственности, в том числе под контролем России оставался сам аэропорт «Слатина».

12 июня 2011 года, то есть спустя ровно двенадцать лет после начала знаменитого марш-броска, была обнародована книга одного из участников этой уникальной операции. Книга, названная «КОСОВО99», была выложена на одноимённом сайте (www.kosovo99.ru). Автор книги, Александр Лобанцев, был одним из двухсот участвующих в операции десантников. Книга полностью основана на реальных событиях и представляет собой рассказ об увиденном в Косово в те дни. Кроме того, в основной сюжет книги удачно вплетены небольшие фрагменты, касающиеся жизни российской армии тех лет, её иностранных «союзников» по миротворческой деятельности, а также и местного населения. Кроме того, в книге проведены параллели между ситуацией в бывшей Югославии и тем, что происходит в современной России. Произведение позиционируется автором как приключенческая книга со смыслом. Примечательно, что рассказ Александра Лобанцева несколько отличается от общеизвестной, «официальной» версии происшедшего.



Участники «Броска на Приштину» и лица участвовавшие в его подготовке были награждены специально учрежденной медалью «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово».