Краткая биография томаса гексли.

Гексли

(Thomas Henry Huxley) -- зоолог, один из известнейших естествоиспытателей Англии, род. в 1825 г.; изучал в Лондоне медицину; в 1846-50 гг. принимал участие, в качестве младшего врача, на военном судне Rattlesnake, в экспедиции в Тихий океан и Индийский архипелаг; по возвращении в Англию был избран членом Королевского общества; в 1854 г. занял после Эдуарда Форбса кафедру естественной истории при Королевской горной школе в Лондоне и кафедру физиологии в Королевском институте; с 1863 по 69 г. Г. был профессором анатомии в медицинской коллегии; с 1869 по 1870 г. президентом геологического и этнографического обществ, в 1870 г. стал президентом Британской ассоциации и членом комиссии для содействия преподаванию естественных наук, в 1878 г. членом Лондонского училищного совета. Работы Г. как в области эмбриологии, так особенно в области сравнительной анатомии доставили ему громкую известность. В эмбриологии Г. первый указал в 1849 г. ("On the anatomy and affinities of the family of Medusae", "Philosophical Transactions", 1849), что два слоя тела медуз, наружный и внутренний, соответствуют наружному и внутреннему зародышевым пластам позвоночных, и тем положил основание учению о зародышевых пластах применительно ко всем многоклеточным животным. Большое внимание привлекло сочинение Г. "Man"s place in nature" (1863), переведенное на русский язык под редакцией профессора А. Бекетова, в котором доказывается что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами. Важнейшие работы Г., кроме отдельных статей: "History of the oceanic Hydrozoa" (Лондон, 1858); "Elements of comparative anatomy" (1864, переведенная на русский под заглавием "Начальные основания сравнительной анатомии", СПб., 1865); "Elementary atlas of comparative osteology" (1864); "Lessons in elementary physiology" (1866); "Paleontologia indica" (1866); "The physical basis of li f e" (1868), собрание статей и лекций, под заглавием: "Lay sermons" (1870); "A manuel of the anatomy of vertebrated animals" (1871; на русском: "Руководство к анатомии позвоночных животных" (перев. Мензбира, под ред. Борзенкова, 1880); "Practical instructio n in elementary biology" (1875; перев. на русский язык Гердом под заглавием "Элементарный практический курс биологии. Практические работы по ботанике и зоологии Гексли и Мартина", СПб., 1877); "Critiques aud adresses" (1873); "American adresses" (1877); "A n atomy of invertebrated animals" (1877); "The crayfish" (3 изд. 1881); "Physiography" и "Science and culture, and other esseys" (1882). Из популярных сочинений Г. на русский язык переведены: "Уроки элементарной физиологии" (СПб., 1877) и ряд статей ("Кусок мела", "Учение Декарта об автоматизме животных", "Образование каменного угля", "Автоматы ли животные", "Самозарождение"), в журналах "Природа" (1873-75) и "Знание" (1874).

Н. Книпович.

Гексли (дополнение к статье)

(Thomas Henry Huxley) -- английский зоолог; умер в 1895 г. Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

Гексли , Хаксли (Huxley) Томас Генри (4.5.1825, Илинг, близ Лондона, - 29.6.1895, Истборн, Суссекс), английский естествоиспытатель, ближайший соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения. В 1846-50 участник экспедиции к восточным берегам Австралии и Новой Гвинеи. В 1854-95 профессор Королевской горной школы. В 1871-80 секретарь, в 1883-85 президент Лондонского королевского общества. Исследования Г. относятся к области зоологии, сравнительной анатомии, палеонтологии, антропологии и эволюционной теории. Г. доказал родственную связь между медузами и полипами (1849); развил и обосновал положение о единстве строения черепа позвоночных животных. На основании сравнительно-анатомического изучения строения таза и конечностей пресмыкающихся и птиц установил общность их происхождения и доказал, что птицы произошли от пресмыкающихся. В работах по геологии подверг критике старое представление о геологической одновременности происхождения земной коры и выдвинул идею гомотаксиса, т. е. отложений одинаковых фаций, характеризующихся сходной или одинаковой флорой или фауной, но различного возраста. Г. выдвигал неверное представление об отсутствии прогресса в большинстве групп органического мира, утверждая, что на протяжении доступного для исследований геологического времени в подавляющем большинстве групп животных и растений заметного повышения организации не произошло. После выхода в свет книги Дарвина Происхождение видов" (1859) Г. стал настойчиво и убедительно доказывать животное происхождение человека. В результате изучения и сопоставления многочисленных сравнительно-анатомических данных о строении тела человека и обезьяны Г. пришёл к выводу, что анатомические различия, отделяющие человека от высших обезьян - гориллы и шимпанзе, гораздо меньше тех различий, которые отделяют гориллу от низших обезьян. Г. горячо отстаивал дарвинизм от нападок со стороны клерикалов и стремился сделать научные знания достоянием самых широких слоёв населения.

Сочинения :

Life and letters..., v. 1-2, L., 1900; в рус. пер. - О положении человека в ряду органических существ, СПБ, 1864; Основы физиологии, М., 1899 (совм. с И. Розенталем); Практические занятия по зоологии и ботанике, М., 1902 (совм. с Г. Мартином); О причинах явлений в органическом мире, 2 изд., М. - Л., 1927.

Литература:

Давиташвили Л. Ш., В. О. Ковалевский и Т. Гексли как естествоиспытатели-эволюционисты, в кн.: Тр. Института истории естествознания, т. 3, М, 1949; Bibly С., Т. Н. Huxley, L., 1959 (имеется библ.). Источник текста: Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. -- М.: Советская энциклопедия. 1969--1978.

Юность и самообразование

Wikipedia.org, Томас Гексли

Томас Гексли родился в 1825 году в городе Илинге близ Лондона. Он рос в нищете и получил всего два класса образования. В возрасте двенадцати лет он прочел книгу Джеймса Геттона «Теория Земли» – это стало его знакомством с антибиблейской геологией. До поступления в медицинскую школу при больнице Чаринг-Кросс он, будучи пытливым читателем, обучался всему самостоятельно. В Лондонском университете после сдачи первой части экзамена на получение степени бакалавра медицины за знание анатомии и физиологии он получил золотую медаль, однако на вторую часть экзамена не явился.

Затем Гексли поступил помощником хирурга на корабль ее величества «Раттлснейк», отправлявшийся в морское путешествие по акваториям южного полушария. Опубликование результатов исследования различных видов морских беспозвоночных обеспечило Гексли признание британского научного сообщества. В двадцать пять лет Гексли был избран в члены Лондонского королевского общества, которое также удостоило его Королевской медали – за год до того, как этой же награды был удостоен Чарльз Дарвин.

Гексли и Дарвин

Хотя сам Дарвин старательно избегал этой формулировки, из его «Происхождения видов» (1859) вытекало, что человек не был сотворен, а просто эволюционировал из обезьяны. Гексли же, в отличие от Дарвина, еще раньше писал одному из коллег: « … быть усовершенствованной обезьяной не менее достойно, чем усовершенствованной грязью» . Вскоре Дарвин провозгласил Гексли своим «самым пылким и ценным сторонником» и «добрым и замечательным помощником в распространении омерзительных ересей» .

Вскоре Дарвин провозгласил Гексли своим «самым пылким и ценным сторонником» и «добрым и замечательным помощником в распространении омерзительных ересей».

Гексли горячо защищал идею материалистической эволюции, хотя, как ни странно, не до конца поддерживал предложенный Дарвином механизм ее действия. Он также расходился с Дарвином в вопросе о темпах эволюции; в частности, Дарвин исключал любые эволюционные «скачки».

Несмотря на эти расхождения, Гексли фанатично и упорно пропагандировал дарвиновскую теорию. Как отмечает профессор права Филлип Джонсон, «эволюционистов разных фракций объединяет не единство мнений по каким-либо отдельным научным идеям, а вера в эволюционный натурализм» .

Гексли и Евангелие

По отношению к себе Гексли употреблял изобретенное им самим слово «агностик» (от греч. a – «отрицание», gnosis – «знание») – тот, кто считает, что невозможно узнать, существует ли Бог. Будучи неверующим, он, тем не менее, прекрасно знал Евангелия и критиковал христиан, поддерживавших антибиблейские эволюционные представления. Он писал:

«Я в полном недоумении: как можно хоть на миг усомниться, что судьба христианского богословия полностью зависит от достоверности иудейских Писаний? Само зачатие Мессии, или Христа, неразрывно переплетается с иудейской историей; отождествление Иисуса из Назарета с Мессией основано на толковании отрывков из иудейских Писаний, которые имеют ценность свидетельств лишь в том случае, если действительно носят приписываемый им исторический характер. Если не было завета с Авраамом … если «десятисловие» не было записано рукою Бога на каменных скрижалях; если … история Потопа – вымысел; рассказ о грехопадении – легенда; хронология сотворения – сон ясновидца; если все этих точные и подробные повествования о предположительно реальных событиях имеют не бóльшую историческую ценность, чем истории царского периода Древнего Рима, – что говорить о мессианской доктрине, изложенной еще менее внятно? И что говорить о доверии к авторам новозаветных книг, которые, согласно этой теории, не просто приняли шаткие домыслы за твердую истину, но еще и основали на мифических зыбучих песках христианское вероучение?»

Гексли добавлял, что «всемирный масштаб Потопа считают не просто частью истории, но и неизбежным следствием некоторых ее деталей» . Комментируя попытки богословов сузить масштаб Потопа до локального события, он писал: «Даже ребенку понятно, что это чушь» . И далее: «Когда Иисус говорил – как о свершившемся факте, – что «пришел Потоп и всех истребил», Он верил в то, что Потоп действительно произошел, или нет?.. Осмелюсь спросить: какой же смысл в том, чтобы в качестве примера Божьих способов возмездия за грех приводить событие, которого не было? Если не было Потопа, уничтожившего легкомысленное человечество, то это предостережение имеет не большую ценность, чем крик «Волки, волки!», когда никаких волков нет … Предположим, что оратор от консервативной партии предупреждает своих слушателей об угрозе больших политических и социальных перемен, из-за которых все может кончиться как во Франции при Робеспьере; насколько ценны его доводы, да и правдивость в целом, если сам он не верит, что Робеспьер действительно существовал и совершал те поступки, которые ему приписывают?»

Комментируя слова из Евангелия от Матфея 19:5 « … посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» , Гексли писал:

« … В чем ценность этого высказывания, если за ним не стоит божественная истина двадцать четвертого стиха второй главы Бытия? Если можно с легкостью трактовать историю грехопадения как «притчу» или «аллегорию», что, спрашиваю я вновь, произойдет с основами богословия апостола Павла?»

О Первом послании к Коринфянам 15: 21-22 «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут … », он писал:

Смерть Дарвина и Вестминстерское аббатство

Когда умер Дарвин, его похоронили в Вестминстерском аббатстве – в основном стараниями Гексли. Вместе со своими неверующими друзьями он добился согласия каноника Фаррара; другим в это время удалось заручиться поддержкой в Палате общин. Либеральный клир, столь презираемый Гексли за готовность к компромиссам, предоставил останкам агностика Дарвина духовное пристанище в Вестминстерском аббатстве.

Сам Гексли умер тринадцать лет спустя. В городке, где он жил, прошли скромные похороны, на которых присутствовали некоторые из его друзей – атеистов и ученых. Один из них, выдавая желаемое за действительное, заявил, что «слова “неверующий осужден” касаются лишь простых людей; к членам Королевского общества это не относится»!

Диспут Гексли с Уилберфорсом

Сэмюэл Уилберфорс
wikipedia.org

Гексли, вероятно, более всего известен благодаря диспуту, который состоялся у него в 1860 году с англиканином Сэмюэлом Уилберфорсом, епископом Оксфордским. Уилберфорс был вице-президентом Британской ассоциации по распространению научных знаний, получил диплом с отличием первой степени по математике, увлеченно занимался орнитологией. Его научная рецензия на «Происхождение видов» объемом в восемнадцать тысяч семьсот слов была опубликована журналом «Куотерли ревью» в июле 18601 года; шесть страниц (сс. 239–245) в ней было посвящено отсутствию геологических свидетельств происхождения одного вида живых существ от другого. Комментируя рецензию Уилберфорса, Дарвин отмечал: «Она написана непривычно умно; она искусно выявляет все, что построено на предположениях, и высвечивает все недостатки …» 2

В ходе диспута Уилберфорс сжато представил свою рецензию на «Происхождение видов». Обычно пишут, что его речь послужила «отражением невежества, предубежденности и религиозных сантиментов»; в действительности же она «объединила в себе множество научных возражений против книги Дарвина, высказанных его современниками».3 Уилберфорс «доказывал, что с научной точки зрения она ошибочна, и лишь установив это, перешел к тому, что в ней есть “и нечто хорошее”» .4

В большинстве современных описаний этой дискуссии встречается следующий эпизод: Уилберфорс спросил у Гексли, по линии деда или бабки тот ведет свое происхождение от обезьяны; Гексли парировал, что обезьяну в качестве предка он предпочел бы человеку, который расходует свои способности и влияние на превращение серьезной научной дискуссии в балаган.

В действительности же вероятность подобного обмена колкостями между оппонентами крайне низка.5 О нем не упоминается ни в письме Гукера Дарвину, написанном через два дня после диспута,6 ни в репортажах журналистов в тогдашней прессе7, 8 . Более того, описания этого эпизода в письмах единомышленников Дарвина, опубликованных десятилетия спустя, тоже серьезно различаются. Стенограмму во время диспута не вели. «[Дискуссия] не привлекала особого внимания до тех пор, пока ее не описал сын ученого, Фрэнсис Дарвин, в книге «Жизнь и переписка Дарвина» (“Darwin’s Life and Letters”, 1887)»9, 10 .

Сам же Гексли утверждал: «Если бы, сказал я, передо мной встал вопрос о том, хотел бы я иметь в качестве деда ничтожную обезьяну или же человека богато одаренного природой и обладающего большим влиянием, но при этом использующего свои способности и влияние с единственной целью превратить серьезную научную дискуссию в балаган, – я без колебаний выбрал бы обезьяну» . Заметим, что Гексли говорит о гипотетическом вопросе, который мог бы быть ему задан. Если бы такой вопрос действительно был задан Уилберфорсом, Гексли, вне сомнений, высказался бы иначе: «Епископ спросил меня … » – или, обращаясь к Уилберфорсу: «Вы спрашиваете … » . Однако ничего подобного он не сказал. «Бабка», в отличие от деда, тоже не была упомянута.

  1. , 27 марта 2008 года.
  2. Из письма Ч. Дарвина к Дж. Гукеру, июль 1860 г.; из письма Ч. Дарвина к Т. Гексли от 8 августа 1860 г. Life and Letters of Charles Darwin , edited by Francis Darwin, 2 :117-118, D. Appleton & Co., New York, 1911.
  3. Gauld C., Update: The Huxley-Wilberforce Debate, [анализ 63 книг по данной теме] Ships Resource Center, 13 марта 2008 года.
  4. Lucas, J.R., Wilberforce and Huxley: a Legendary Encounter, The Historical Journal 22 (2):319, 1979.
  5. Дж. Р. Лукас обобщает свидетельства «за» и «против» вероятности этой истории в подробной статье, см. сноску 4, рр. 313–330.
  6. Bowlby, J., Charles Darwin: A New Life , W.W. Norton & Co., New York, pp. 354–355,1990.
  7. The Athenaeum , nos. 1705,1706,1707, 30 June, 7 July, 14 July 1860; Jackson’s Oxford Journal , 7 July 1860. См. сноску. 4, p. 315.
  8. Включая и репортаж в газете «Ивнинг стар» от 1 июля 1860 года, см. сноску 6, pp. 358-359.
  9. Blackmore, V. and Page, A., Evolution the Great Debate, A Lion Book, Oxford, UK, p. 103,1989. См., в частности, Isabella Sidgwick, "A Grandmother’s tales" (Macmillan’s Magazine 78 (468):433-434) в октябре 1898 года, то есть тридцать восемь лет спустя. См. сноску 4, pp. 313–314.
  10. Из письма Т. Гексли к Ф. Дистеру от 9 сентября 1860 г., цит. в: Desmond, A., Huxley: From Devil’s Disciple to Evolution’s High Priest , Addison-Wesley, Massachusetts, p. 279,1997.

Ссылки и примечания

Подпишись на рассылку

Томас Генри Гексли
Thomas Henry Huxley
267x400px
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научная сфера:
Место работы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научный руководитель:
Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

То́мас Ге́нри Ге́ксли (или Ха́ксли ) (англ. Thomas Henry Huxley , 4 мая (18250504 ) - 29 июня ) - английский зоолог, популяризатор науки и защитник эволюционной теории Чарлза Дарвина (за свои яркие полемические выступления он получил прозвище «Бульдог Дарвина»[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] ). Член (в -1885 годы - президент) Лондонского королевского общества . В 1890 году награждён почётной Медалью Карла Линнея за продолжение линнеевских традиций в современной биологии. Иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1864) .

Труды

Его исследовательские интересы были связаны со сравнительной анатомией и возможностями её эволюционной интерпретации. Наиболее известны его дебаты с Ричардом Оуэном по вопросу о степени анатомической близости человекообразных обезьян и человека (иллюстрация с фронтисписа его работы о месте человека в природе на долгие годы стала популярным символом дарвиновской теории и прототипом для многих подобных иллюстраций и карикатур). Томас Гексли отстаивал независимость профессиональной науки, построенной на принципах материализма . Для описания своего отношения к господствовавшим в его время религиозным верованиям, он ввёл термин агностицизм .

Семья

Гексли был основателем целой династии выдающихся английских учёных и деятелей культуры. Его внуками были писатель Олдос Хаксли , сэр Джулиан Хаксли (известный биолог-эволюционист, первый генеральный директор ЮНЕСКО и основатель Всемирного фонда дикой природы), и сэр Эндрю Хаксли (физиолог и Нобелевский лауреат).

Награды

  • В 1973 году Международный астрономический союз присвоил имя Гексли кратеру на видимой стороне Луны .

Гексли и обезьяны

Епископ Оксфордский Сэмюэл Уилберфорс был одним из противников Дарвина. В июне 1860 года, выступая в Британском научном форуме, он назвал «Происхождение видов» дурно написанной книгой. В конце выступления епископ спросил Томаса Гексли, одного из сторонников Дарвина, по какой линии - дедушки или бабушки - тот происходит от обезьяны. Позже Гексли говорил, что в тот момент он повернулся к сидевшему рядом приятелю и сказал: «Господь сам отдал его в мои руки» (англ. The Lord hath delivered him into mine hands ) . Гексли ответил, что предпочел бы иметь в качестве предка обезьяну, чем болтливого человека, вмешивающегося в научные споры, о которых не имеет никакого представления. Публика напряженно ожидала, что ответит ему епископ, но тот покинул зал, не сказав ни слова.

Напишите отзыв о статье "Гексли, Томас Генри"

Примечания

Ссылки

  • , by P. Chalmers Mitchell, 1900, from Project Gutenberg
Научные и академические посты
Предшественник:
Уильям Споттисвуд
Президент Королевского общества
1883-1885
Преемник:
Джордж Стокс

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Гексли, Томас Генри

Тем же вечером у меня сильно поднялась температура. Бабушка ходила кругами, что-то чувствуя, и я решила, что будет самое время честно ей всё рассказать...
Грудь у меня странно пульсировала, и я чувствовала, будто кто-то издалека пытается что-то мне «объяснить», но я уже почти что ничего не понимала, так как жар всё поднимался, и мама в панике решила вызывать скорую помощь, чтобы меня хоть как-то от всей этой непонятной температуры «защитить»... Вскоре у меня уже начался настоящий бред, и, испугав всех до смерти... я вдруг перестала «гореть». Температура так же непонятно исчезла, как и поднялась. В доме висело насторожённое ожидание, так как никто так и не понял, что же такое в очередной раз со мной стряслось. Расстроенная мама обвиняла бабушку, что она за мной недостаточно хорошо смотрела, а бабушка, как всегда, молчала, принимая любую вину на себя...
На следующее утро со мной снова всё было в полном порядке и домашние на какое-то время успокоились. Только бабушка не переставала внимательно за мной наблюдать, как будто чего-то ожидала.
Ну и, конечно же, как уже стало обычным, ей не пришлось слишком долго ожидать...

После весьма необычного «всплеска» температуры, которое произошло после возвращения домой с «этажей», несколько дней ничего особенного со мной не происходило. Я прекрасно себя чувствовала, если не считать того, что мысли о девочке с фиолетовыми глазами неотступно будоражили мой взвинченный мозг, цеплялся за каждую, даже абсурдную мысль, как бы и где бы я могла бы её снова найти... Множество раз возвращаясь на Ментал, я пыталась отыскать раннее нами виденный, но, казалось, теперь уже навсегда потерявшийся Вэйин мир – всё было тщётно... Девочка исчезла, и я понятия не имела, где её искать...
Прошла неделя. Во дворе уже ударили первые морозы. Выходя на улицу, от холодного воздуха пока ещё непривычно захватывало дыхание, а от ярко слепящего зимнего солнышка слезились глаза. Робко припорошив пушистыми хлопьями голые ветви деревьев, выпал первый снег. А по утрам, раскрашивая окна причудливыми узорами, шаловливо гулял, поблёскивая застывшими голубыми лужицами, весёлый Дедушка Мороз. Потихоньку начиналась зима...
Я сидела дома, прислонившись к тёплой печке (дом у нас в то время ещё отапливался печами) и спокойно наслаждалась чтением очередной «новинки», как вдруг почувствовала уже привычное покалывание в груди, в том же месте, где находился фиолетовый кристалл. Я подняла голову – прямо на меня серьёзно смотрели огромные, раскосые фиолетовые глаза... Она спокойно стояла посередине комнаты, такая же удивительно хрупкая и необычная, и протягивала мне в своей крошечной ладошке чудесный красный цветок. Первой моей панической мыслью было – быстрее закрыть дверь, чтобы не дай Бог, никто не вошёл!..
– Не надо, меня всё равно никто кроме тебя не видит, – спокойно сказала девчушка.
Её мысли звучали в моём мозгу очень непривычно, как будто кто-то не совсем правильно переводил чужую речь. Но, тем не менее, я её прекрасно понимала.
– Ты меня искала – зачем? – внимательно глядя мне в глаза, спросила Вэя.
Её взгляд был тоже очень необычным – как будто вместе со взглядом она одновременно передавала образы, которых я никогда не видела, и значения которых пока, к сожалению, ещё не понимала.
– А так? – улыбнувшись, спросила «звёздная» малышка.
У меня в голове что-то «вспыхнуло»... и открылось умопомрачительное видение совершенно чужого, но необыкновенно красивого мира... Видимо того, в котором она когда-то жила. Этот мир был чем-то похож на уже нами виденный (который она себе создавала на «этажах»), и всё же, чем-то чуточку отличался, как если бы там я смотрела на рисованную картину, а сейчас вдруг увидела эту картину наяву...
Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.
Удивлённо оглядываясь по сторонам, я вдруг заметила причудливое явление – у растений появилась вторая тень... И она почему-то очень резко контрастировала с освещённой частью – как будто светотень была нарисована яркими, кричащими цветами, резко противоположными друг другу. В теневой части воздух мерцал яркими миниатюрными звёздочками, вспыхивающими от малейшего движения. Это было сумасшедше красиво... и необыкновенно интересно. Пробудившийся волшебный мир звучал тысячами незнакомых голосов, будто радостно оповещая о своём счастливом пробуждении всю вселенную. Я очень сильно, почти наяву, почувствовала, насколько невероятно чистым был здесь воздух! Он благоухал, наполненный удивительно приятными, незнакомыми запахами, которые чем-то неуловимо напоминали запахи роз, если бы их было здесь тысяча разных сортов одновременно. Повсюду, сколько охватывал глаз, алели те же самые ярко-красные, огромные «маки»... И тут только я вспомнила, что Вэя принесла мне такой же цветок! Я протянула к ней руку – цветок плавно перетёк с её хрупкой ладошки на мою ладонь, и вдруг, в моей груди что-то сильно «щёлкнуло»... Я с удивлением увидела, как миллионами невиданных фантастических оттенков на моей груди раскрылся и засверкал изумительный кристалл... Он всё время пульсировал и менялся, как бы показывая, каким ещё он может быть. Я застыла в шоке, полностью загипнотизированная открывшимся зрелищем, и не могла отвести глаз от всё время по-новому открывающейся красоты...

1825-1895) - англ. биолог, друг Дарвина и популяризатор его учения. Науч. работы Г. характеризуют его как стихийного материалиста и атеиста, хотя сам он не считал себя материалистом. Г. ввел термин «агностицизм» и с позиций агностицизма считал, что невозможно ни опровергнуть, ни доказать существование бога. В. И. Ленин писал, что агностицизм Г. есть лишь фиговый листок материализма (см.: т. 18, с. 218).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕКСЛИ ТОМАС ГЕНРИ

Х а к с л и (Huxley), Томас Генри (4 мая 1825 – 29 июня 1895) – английский биолог, представитель естеств.-науч. материализма, пытавшийся примирить веру и знание в рамках агностицизма, первый популяризатор дарвинизма. Получил мед. образование; проф. Королевской горной школы (1854–85); с 1871 – секретарь, в 1881–85 – президент Лондонского королевского об-ва. Г. принадлежат исследования в области зоологии, сравнит. анатомии, эмбриологии, палеонтологии, антропологии, а также геологии. Особое место занимают работы, направленные на защиту и развитие дарвинизма. В 1863 Г. издал цикл лекций под общим назв. "Man´s place in nature..." (рус. пер. – "О положении человека в ряду органических существ", 1864), где доказывал происхождение человека из животного мира. В философии Г. считал себя последователем Юма. "Субстанция материи, – писал он, – есть неизвестное метафизическое качество, относительно существования которого нет доказательства... несуществование духовной субстанции равным образом недоказуемо" (Collected essays, v. 9, p. 66). Свою позицию Г. в 1869 в докладе в Лондонском метафизич. об-ве метко назвал агностицизмом (см. L. Huxley, Life and Letters..., v. l, p. 319–20), считая ее сходной с позицией Юма ("Hume", L., 1879, p. 60). Однако Г. стоял на позициях материализма, когда решал конкретные естеств.-науч. проблемы. Поэтому "под его агностицизмом скрывался в сущности материализм" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 80; ср. с. 195 и 23–24). Г. возражал против попыток переносить законы развития органич. природы на объяснение обществ. отношений. Г. известен также прогрессивными идеями в области воспитания. Он считал, что построенное на самодеятельности учащихся изучение законов природы должно занять в воспитании гл. место (см. "Об университетском воспитании", СПБ, 1876). Соч.: Collected ?ssays, v. 1–9, , 1896–1902; The scientific memoirs, v. 1–, L.–N. Y., 1898–1903. Соч. в рус. пер.: Введение в науку, M., 1902; Наши сведения о причинах явлений в органической природе, СПБ–?., 1866; Основы физиологии, М., 1899. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, ?., 1955, с. 39; его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1953 (см. Введение к англ. изд.); Из переписки Дарвина, в кн.: Дарвин Ч., Иллюстрированное собр. соч., т. 8, М., 1909 (Приложение); Тимирязев К. А., Сочинения, т. 10, М., 1940 (см. Указатель имен. с. 381–82); Давиташвили Л. Ш., В.О. Ковалевский и Т. Гексли как естествоиспытатели-эволюционисты, в кн.: Тр. Ин-та истории естествозн., т. 3, М.–Л., 1949; История философии, т. 3, М., 1959, с. 453–55; Huxley L., Lifo and letters of Thomas Henry Huxley, v. 1–2, L., 1900. Б. Пышков. Москва.

Биография

Томас Генри Гексли - английский зоолог, популяризатор науки и защитник эволюционной теории Чарлза Дарвина (за свои яркие полемические выступления он получил прозвище «Бульдог Дарвина». Член (в 1883-1885 годы - президент) Лондонского королевского общества. В 1890 году награждён почётной Медалью Карла Линнея за продолжение линнеевских традиций в современной биологии. Иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1864).

Труды

Изображение с фронтисписа работы Гексли Evidence as to Man’s Place in Nature (1863), на котором сопоставляются скелеты обезьян и человека

Его исследовательские интересы были связаны со сравнительной анатомией и возможностями её эволюционной интерпретации. Наиболее известны его дебаты с Ричардом Оуэном по вопросу о степени анатомической близости человекообразных обезьян и человека (иллюстрация с фронтисписа его работы о месте человека в природе на долгие годы стала популярным символом дарвиновской теории и прототипом для многих подобных иллюстраций и карикатур). Томас Гексли отстаивал независимость профессиональной науки, построенной на принципах материализма. Для описания своего отношения к господствовавшим в его время религиозным верованиям, он ввёл термин агностицизм.

Семья

Гексли был основателем целой династии выдающихся английских учёных и деятелей культуры. Его внуками были писатель Олдос Хаксли, сэр Джулиан Хаксли (известный биолог-эволюционист, первый генеральный директор ЮНЕСКО и основатель Всемирного фонда дикой природы), и сэр Эндрю Хаксли (физиолог и Нобелевский лауреат).

Награды

Медаль Дарвина

В 1973 году Международный астрономический союз присвоил имя Гексли кратеру на видимой стороне Луны.

Гексли и обезьяны

Епископ Оксфордский Сэмюэл Уилберфорс был одним из противников Дарвина. В июне 1860 года, выступая в Британском научном форуме, он назвал «Происхождение видов» дурно написанной книгой. В конце выступления епископ спросил Томаса Гексли, одного из сторонников Дарвина, по какой линии - дедушки или бабушки - тот происходит от обезьяны. Позже Гексли говорил, что в тот момент он повернулся к сидевшему рядом приятелю и сказал: «Господь сам отдал его в мои руки» (англ. The Lord hath delivered him into mine hands). Гексли ответил, что предпочел бы иметь в качестве предка обезьяну, чем болтливого человека, вмешивающегося в научные споры, о которых не имеет никакого представления. Публика напряженно ожидала, что ответит ему епископ, но тот покинул зал, не сказав ни слова.

Сочинения (на русском языке)

О причинах явлений в органической природе. СПб.-М., 1866.
Об университетском воспитании. СПб., 1876.
Основы физиологии. 1899.
Введение в науку. М., 1902.

Литература

Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1. С. 341.
История философии. Т.3. М., 1959. С. 453-455.

Мартынов Д.Е., Мартынова Ю.А. Янь Фу и Гексли: как «Эволюция и этика» сделалась "теорией природного развития" // Вопросы философии. 2016. № 9. С. 172-177.