Фигуры роршаха. Психологический смысл основных детерминант

Тест Роршаха это одна из самых известных, широко используемых и объективных проективных методик.

Методика чернильные пятна Г. Роршаха используется для диагностики свойств и качеств личности. Данная методика служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования. Т. е. тестирование основано на анализе продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности человека.

Эта проективная методика исследования личности была создана Германом Роршахом в 1921 г.

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями мало похожими на что-то конкретное. Тестируемому предлагается ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение.

Тест Роршаха. Методика чернильные пятна:

Инструкция.

Посмотрите по очереди на предлагаемые картинки и ответьте для каждой из них на следующие вопросы.

На что похоже это пятно? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется?

Время просмотра каждого рисунка не ограничено. Закончив с одним рисунком, переходите к другому, запомнив или зафиксировав свой ответ.

Стимульный материал к методике Роршаха.

Ключ к тесту Роршаха.

В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представлений стоят отдельные личностные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.

Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особенностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности установки. С момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логические обоснованные картины.

Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключает внешнюю объективную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа - картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных факторов.

Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию - на анализе материала конкретных ассоциаций.

Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.

По формальным оценкам ответы отражают одну из следующих особенностей организации восприятия:

А) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом - только его часть);
б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет);
в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);
г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение).

Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий - люди, животные, предметы и фантастические образы - и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.

Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов).

Формальные характеристики

Ц (целостность) - так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком ограничении пятна от фона таблиц.
Д (деталь) - ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.
Ф (форма) - четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.).
Фн - нечетко воспринятая форма.
Фцв (форма-цвет) - ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет.
Цвф (цвет-форма) - ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.

Характеристики по содержанию

Ж - категория "животные". Сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира - млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых.
Ч - категория "человеческие фигуры". Упоминания о человеческих существах в любой форме - называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы), возраста (старик, старуха, юноша); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие) или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики).
П - категория "предметы". Упоминания предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения.
Фан - категория "фантастические образы" - упоминающиеся испытуемыми фантастические существа и т.д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства).
Дв - категория "движение". Включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже - мимические движения.

Обработка результатов

1. Все ответы шифруются (см. шифровку выше и таблицу ниже).
2. Производится подсчет количества ответов различных категорий.
3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов.
4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию.
5. Определяются индивидуальные характеристики тестируемого и количество отклонений от нормы.
6. Составляется заключение о личности тестируемого.

Интерпретация (расшифровка) теста Роршаха.

Протокол

Формальные характеристики

Характеристики по содержанию

Д (деталь)

Ф (четкая форма)

Фн (нечеткая форма)

Ф - Цв (форма - цвет)

Цв - Ф (цвет - форма)

Дв (движение)

Ж (животное)

Ч (человек)

П (предмет)

Фан (фантазия)

Количество ответов

Выраженность (в%)

Показатели нормы

Диагностические показатели
(по формальным оценкам - "значение клякс Роршаха")

Ц (целое) - большое количество целостных образов - показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться.

Д (деталь) - а) большое количество деталей - показатель "дробности" внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов - показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого.

Ф (форма) - большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения "гасят" или пытаются угасить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь "распустить" эмоции. Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности.

Дв (движение) - ответы с усмотрением движения - показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов.

Цв (цвет) - ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоциями . Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак "суженного сознания", импульсивности и отсутствия контроля.

Здесь приведена короткая интерпретация ответов, "значений клякс" Роршаха. Детальную интерпретация теста можно найти в следующей литературе:

Примечание: Интерпретацию теста должен проводить специалист, иначе результаты могут быть недействительными.

Изобретатель этого теста, как и многие знаменитые люди, умер, не узнав о своем вкладе в исследование и изучение личности, психике человека. После смерти автора психологи стали успешно применять разработки швейцарского психиатра Германа Роршаха (Rorschach) на протяжении целого столетия. Проективный тест Роршаха основан на показе испытуемому 10 карточек с изображением симметричной чернильной кляксы. Если посмотреть на их фото, то видно, что пять из них имеют черный окрас, три – цветные, а две – красно-черные.

Что такое тест Роршаха

Методика Роршаха представляет собой психодиагностическое исследование личности. Он был опубликован Германом Роршахом в 1921 году. Второе название теста – пятна или кляксы Роршаха. Простой с виду тест, который проводят при помощи стимульных материалов (карточек с картинками) разрешает подробно изучить личность, точно определить эмоциональное состояние, найти личностные нарушения и психические отклонения вплоть до шизофрении, выявить показатель интеллекта. Его прохождение занимает немного времени и не требует особых навыков.

Подготовка человека к проведению теста Роршаха

Чтобы пройти психологический тест по картинкам Роршаха, не требуется особой подготовки. Однако прохождение следует отложить, если накануне вы:

  • нервничали, переживали;
  • употребляли алкогольные напитки или наркотические вещества;
  • принимали медикаментозные препараты, влияющие на неврологическую систему.
  • употребляли в день сдачи теста большое количество кофе, крепкого чая;
  • плохое самочувствие, например, по болезни.

Как проводится тест

Чтобы пройти данный метод изучения личности, человеку нужно при виде карточки дать ответ на вопрос: что вы видите на картинке? Здесь нет правильного или неправильного ответа. Чернильные пятна Роршаха показываются в определенном порядке. Как только будут даны ответы ответы, психолог будет предлагать испытуемым просмотреть рисунки еще раз. Ответ принимается любой, это может быть описание как целого пятна, так и его части. Карточки разрешается поворачивать, наклонять. Психолог при этом фиксирует ответы, анализирует валидность теста, подсчитывает балы и выдает результат.

Бывают случаи, когда человек ни с чем не связывает то или иное чернильное пятно. Это тоже не считается ошибкой. Такая ситуация говорит о том, что сознание испытуемого блокирует изображение или же просто не хочет обсуждать не желаемую в данный момент тему. Тест с кляксами Роршаха пройти самостоятельно сложно, делать это необходимо в присутствии психолога, иначе можно получить только «размытую» оценку личности. Однако для удовлетворения интереса это не запрещается.

Расшифровка

На каждой карточке теста изображено чернильное пятно. Испытуемый, смотрящий на картинки Роршаха, при помощи воображения воссоздает у себя в голове воодушевленный или неживой предмет. Иногда чернильная картинка Роршаха вызывает у испытуемого эмоции. Бывают случаи, когда человек задействует не все пятно, а его часть. Все это нужно сообщать специалисту. В зависимости от того, что увидел испытуемый, составляется «портрет» личности. Данный тест можно пройти самому, используя готовые варианты ответов, как в развлекательных психологических тестах.

Первая карточка

На первой картинке Роршаха изображена клякса черных чернил. От восприятия белых и черных пятен, определяется общий психотип здорового испытуемого. Первая картинка означает и состояние человека, с которым он пришел на тест чернильных пятен Роршаха: страх, возбужденность и т.д. Вот несколько вариантов ответа и их расшифровка:

  • Моль. Человек ощущает себя ненужным обществу, он забит и не общителен, часто находится в состоянии депрессии.
  • Летучая мышь. Дискомфорт внутри себя или, напротив, склонность к ориентации в «темноте».
  • Бабочка. Символизирует этап перерождения, новые начинания.
  • Животное, в том числе его морда. Может означать борьбу с настоящими проблемами. Чувство дискомфорта.

Вторая

Следующая картинка выполнена в черно-красном цвете. При ее помощи можно определить сексуальность человека или понять его способность контролировать яркие эмоции, например, гнев или ярость . Часто респонденты видят кровь, людей в молитве или длинноного животного. Основные ответы и их расшифровка:

  • Два человека. Означает, что в жизни испытуемый большое внимание уделяет сексу и любым тесным взаимоотношениям.
  • Человек в зеркале. Самолюбование, не лишенное самокритики.
  • Собака. Испытуемый ценит и дорожит дружбой, всегда «подставит плечо» и придет на помощь.
  • Медведь. Респондент стремится к лидерству, пытается выразить свое превосходство агрессией.
  • Негативные ощущения. Человек должен встретиться со своими проблемами, а не бежать от них.

Третья­

На этой картинке Роршаха изображены пятна из красных и черных чернил. Интерпретация - отношение человека к социуму. В этой кляксе люди часто видят двух людей, собаку, моль:

  • Два человека друг против друга. Если на картинке персонажи играют в игру, это расшифровывается как соперничество. Люди моют руки – ощущение «грязи», незащищенности. Люди за едой – активное общение, широкий круг друзей и знакомых.
  • Человек, смотрящий в зеркало. Это означает невнимательность к людям, эгоцентризм, неспособность разбираться в людях.

Четвертая­

Эту черно-белую размытую картинку на карточке Роршаха называют «отцовской». При его помощи определяется реакция респондента на авторитет, лидерские качества, воспитание. В кляксе люди видят шкуру животного, монстра, что-то большое и грозное:

  • Монстр, чудовище, большое животное. Расшифровывается как признание авторитета, власти, чувство неполноценности, слабости. Уважение отца и признание его главным.
  • Шкура животного. Испытуемый страдает от внутреннего диссонанса при затрагивании отцовской темы. Однако при этом это может означать, наоборот, не восприятие собственного отношения к теме лидерства.

Пятая­

На этом этапе тестирования по Роршаху человеку предлагается посмотреть на черную кляксу. Она, как и самое первое изображение, символизирует «Я». Ответы при этом совпадают на 80-90%. В остальных случаях разбег в ответах может восприниматься как большое эмоциональное впечатление от карточек 2,3 и 4. Респонденты при тестировании видят на картинке Роршаха моль, бабочку, летучую мышь.

Шестая

Шестая чернильная картинка Роршаха представляет собой черно-белую кляксу необычной текстуры. У многих она ассоциируется с близкими взаимоотношениями личного характера. Ее так и называют – сексуальная карточка. Испытуемым изображение напоминает шкуру животного, нору. Такой тип восприятия кляксы Роршаха означает отстраненность от общества, одиночество из-за нежелания или боязни близких сексуальных отношений.

Седьмая­

Данную черно-белую кляксу Роршаха называют женской или детской. Респонденты ассоциируют ее с женщинами или детьми, контурами их голов. Если человек не может объяснить, что он видит на картинке, это означает затрудненные отношения с женщинами. Вот основные виденья кляксы:

  • Поцелуй. Если человек видит две головы, которые тянутся друг к другу за поцелуем, то это свидетельствует о близких отношениях с матерью или о желании быть любимым.
  • Головы женщин. Такое восприятие говорит о теплых чувствах к матери и ко всем женщинам в целом.
  • Детские головы. Это хорошие детские воспоминания. Желание заботиться о ком-то и быть любимым.

Восьмая

Это первая цветная карточка Роршаха, которая часто вызывает у респондентов растерянность. Восьмое пятно состоит из розовых, голубых, серых и оранжевых клякс. Если испытуемый не может описать, что на ней изображено, или ощущает дискомфорт, то можно сказать, что у него есть проблемы с анализом сложных эмоциональных ситуаций. В этом пятне люди видят бабочку, моль, животное, стоящее на четырех ногах.

Девятая

Вторая цветная клякса Роршаха, состоящая оранжевых, розовых, зеленых пятен. Очень сложная для восприятия картинка, что разрешает оценить способность испытуемого справляться с неопределенностью и составлению четкого значения. В ней видят:

  • Общие контуры человека. Свидетельствует о том, что респондент способен быстро создать порядок из неорганизованной информации.
  • Образ зла. Такая ассоциация свидетельствует о потребности в комфорте, порядке, систематизации. Непорядок выбивает такого человека из «колеи».

Десятая карточка

Это последняя картинка теста. Она цветная, имеет такие оттенки: голубой, желтый, розовый, серый, оранжевый. Изображение вызывает положительные чувства, однако респонденты иногда затрудняются интерпретировать ее. Она порождает такие ассоциации:

  • Краб. Привязанность к людям и вещам, терпимость.
  • Лобстер. Это говорит о терпимости, силе противостоять проблемам, но при этом свидетельствует о боязни причинить вред себе и своим близким.
  • Паук. Боязнь сложных ситуаций, страх попасться в ловушку, быть пойманным «паутиной».
  • Голова кролика. Означает веселый нрав, любовь к жизни и готовностью продолжать свой род.
  • Змея. Голова этого животного расшифровывается как чувство обмана, опасности. Еще одно значение – тайные сексуальные фантазии, желания.
  • Гусеница. Голова насекомого говорит о возможном росте испытуемого как личности.

Видео

Психодинамический тест чернильных пятен Роршаха - проективная методика исследования личности. Создана в 1921 году швейцарским психиатром Германом Роршахом (Hermann Rorschach). По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик (библиография включает около 11000 работ).

Роршах отобрал 10 чернильных пятен и в 1921 году опубликовал их вместе с инструкцией по применению при клинической оценке.

В отечественной психологии тест Роршаха использовался преимущественно в клинико-психологических исследованиях личности (Л.Ф. Бурлачук, 1979; И. Г. Беспалько, 1983 и др.). Имеется ряд исследований о применении теста Роршаха при обследовании депрессивных больных, при МДП, опухолях мозга, эпилепсии, у детей, у сенильных больных. Проведена значительная работа по стандартизации теста (Б. И. Белый, 1982; И. Г. Беспалько, 1983).

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т.н. «пятна» Роршаха).

Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:

  1. локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;
  3. уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);
  5. оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру, взаимосвязанных особенностей личности.

Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 80-90 гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом (Дж. Экснер, 1980, 1986 и др). Известны тесты «чернильных пятен», разработанные по образцу теста Роршаха, его модификации для проведения группового обследования.

Порядок проведения

Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной обстановке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить телефонные звонки и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый пользуется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испытание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование, тест Роршаха рекомендуется предлагать испытуемому в первую очередь.

Экспериментатор садится за стол под прямым углом по отношению к испытуемому или рядом с ним так, чтобы видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы предварительно кладутся слева от экспериментатора вниз изображением.

Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом (усталость, болезнь) и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц.

Происхождения таблиц обычно не объясняют. Если испытуемый спрашивает, не является ли данный эксперимент проверкой интеллекта, следует ответить отрицательно, но можно согласиться с мнением, что испытание представляет собой проверку фантазии. От вопросов испытуемого в ходе эксперимента следует уклоняться и откладывать их разрешение «на потом».

Работа с испытуемым состоит из четырех этапов:

1) собственно выполнение,

3) использование аналогий,

4) определение пределов чувствительности.

1-й этап .Таблицы дают испытуемому в руки в основном положении, в определенной последовательности - согласно номеру на обороте таблицы. Испытуемого спрашивают, что напоминают ему пятна, на что они похожи. Инструкцию можно повторять несколько раз. Если испытуемый сомневается в правильности своих ответов, то ему говорят, что ошибочных ответов не бывает, так как все люди видят на таблицах разное. Бом предлагает дополнить инструкцию следующей фразой: «Вы можете поворачивать таблицы как угодно». По мнению Клопфера и соавторов, замечания о повороте таблиц в первоначальную инструкцию включать не следует, но когда испытуемый сам начинает поворачивать таблицу, ему не мешают. Мы рекомендуем воспользоваться инструкцией Бома.

Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается». При трудностях с ответом на первую таблицу экспериментатор ведет себя выжидательно, но если толкование так и не дается, надо переходить к следующей таблице. Если после первого ответа следует длинная пауза, спрашивают: «А что еще? Вы можете дать несколько ответов».

Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8-10 ответов.

Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Λ- основное положение таблицы (а), > - верхний край таблицы справа (b), v - таблица перевернута (с), < - верхний край таблицы слева (d). Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде. Если речь идет не об основном положении таблицы, то обозначения типа «снизу», «сверху», «справа» рекомендуется заключать в скобки. Временные показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер нежелателен, так как может вызвать экзаменационный стресс.

2-й этап . Опрос, необходимый для уточнения ответов. Главная ориентация опроса заключается в словах: «где?», «как?» и «почему?» («Покажите, где находится», «Как возникло у Вас такое впечатление?», «Почему это такой-то образ?»). При этом лучше пользоваться терминологией самого испытуемого. Если, например, дан ответ «красивая бабочка», можно спросить, что делает пятно похожим на бабочку и почему она выглядит красивой. Формулировка последующих вопросов будет зависеть от полученных ответов. Не следует наводящими вопросами внушать испытуемому такие ответы которые не отражают его личного восприятия.

Если испытуемый затрудняется в словесном обозначении локализации ему предлагают сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать увиденный образ. Для уточнения, виден ли человеческий образ в движении, экспериментатор просит испытуемого более подробно рассказать о воспринятом. Вопросы типа: «Речь идет о живом или о мертвом?» - не рекомендуются. Для выяснения, использован ли в ответе цвет, спрашивают, можно ли увидеть тот же образ на уменьшенных ахроматических диаграммах (см. таблицы локализации на рис. 2.1).

Если на этом этапе даются дополнительные ответы, они могут быть использованы для общей оценки, но при расчетах не учитываются.

3-й этап. Использование аналогий необязательно и применяется только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе, применить к другим ответам. Полученные результаты относят к дополнительным оценкам.

4-й этап. Определение пределов чувствительности. Необходимость его тем меньше, чем богаче первоначальный протокол. На этом этапе определяют: 1) может ли испытуемый видеть детали и интегрировать их в целое, 2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение, 3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы.

Ответы испытуемого провоцируются все более конкретными вопросами. Если испытуемый даст только целостные ответы, говорят: «Некоторые люди могут что-нибудь увидеть в отдельных частях таблицы. Попробуйте, может быть, у Вас тоже получится». Если испытуемый затрудняется выполнить эту просьбу, указывают на обычную деталь (D) и спрашивают: «На что это похоже?». Если и это не помогает увидеть образ в детали пятна, можно сказать, что некоторые люди видят «животных» в боковых розовых областях табл. VIII и «пауков» в верхних боковых синих пятнах табл. X.

Если испытуемый не дает популярных ответов, то ему показывают несколько популярных образов и спрашивают: «Как Вы думаете, похоже это на... ?»

Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. При выделении групп, например по содержанию, просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить таблицы на приятные и неприятные. Если в течение трех Попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он не реагирует на цветовой стимул.

Шифровка ответов

Большинство отечественных авторов пользовались двумя способами шифровки. Один из них - «классический Роршах» - представлен монографией Бома, другой - так называемая «американская школа», наиболее полно изложен в работах Клопфера и соавторов. Поскольку между этими двумя направлениями имеются различия, то выводы авторов, пользующихся разными обозначениями, в ряде случаев становятся трудно сопоставимыми.

В далеком 1921 году психиатр и психолог из Швейцарии Герман Роршах создал тест исследования личности, названный его именем — Тест Роршаха , известный еще под названиями: «Пятна или кляксы Роршаха», а также, «методика чернильных пятен», который до сих пор довольно востребован и популярен у психологов и психотерапевтов при диагностике психики, ее нарушений и расстройств.

Сам термин «Психодиагностика» ввел в оборот также Роршах.

Стимульный материал проективного теста Роршаха состоит из 10-ти аморфных (слабоструктурированных) черно-белых и цветных картинок, т.н. пятен Роршаха, симметричных по оси и расположенных в определенном порядке от 1-го до 10-ти.

Тест Роршаха пройти онлайн

Тест Роршаха пройти онлайн можно лишь в усеченной форме, т.к. чтобы получить реальные психодиагностические результаты необходимо обследование в присутствии психолога, да еще в купе с другими, в том числе клиническими исследованиями и опросом испытуемого. В этом случае тестируемый человек, глядя на изображение, пятно Роршаха, использует свободные ассоциации и говорит первое, что пришло в голову: слово, образ, представление…

То, что человек «увидит» в кляксе (чернильном пятне) поможет определить особенности его личности и психики — норму и отклонения, вплоть до личностных, невротических расстройств и патологии.

Итак, тест Роршаха онлайн, пройти бесплатно

Сейчас, если Вы готовы, то можете пройти тест Роршаха онлайн , бесплатно в усеченной версии…
Вам предлагается ответить на вопросы о том, на что, по Вашему мнению, похожа каждая картинка, клякса Роршаха.

Внимание! Для чистоты исследования тестом Роршаха, сперва, по-порядку, посмотрите каждую кляксу и на основе личных ассоциаций скажите себе (желательно запишите) то, что придет Вам в голову: что Вам напоминает пятно Роршаха, на что оно похоже…
После чего, в конце контента (страницы), выберите подходящие вашим ассоциациям определения по номеру каждой кляксы. Нажмите на кнопку результата, и узнайте многое о своей личности.

Тем, кто желает пройти знаменитый тест Роршаха с участием психолога, например по скайпу, и получить самые достоверные исследования личности совместно с психоанализом, могут ЗАПИСАТЬСЯ на онлайн психодиагностику с главной страницы сайта.


Методика чернильных пятен Роршаха — пройти тест

Клякса №1


Клякса №2


Клякса №3


Клякса №4


Клякса №5


Клякса №6


Клякса №7


Клякса №8


Клякса №9


Клякса №10

Hermann Rorschach ). Известен также под названием «Пятна Роршаха» .

Проводящий исследование предлагает испытуемому посмотреть на бумажный лист с чернильным пятном неправильной формы и просит описать, что изображено на этом «рисунке». Психодиагностика личности проводится по специальной методике толкования.

Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций – испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности .

Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884–1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.

Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями , Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и черного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки.

Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры. Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, а среди лиц с психическими отклонениями – для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Сопоставляя содержание ассоциаций-фантазий с тем, что уже было известно об изменениях личности и мотивационной сферы данного индивида, Роршах пришел к заключению, что эти ассоциации эквивалентны содержанию сновидений. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.

Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.

После смерти Роршаха его работа была продолжена многими клиническими психологами и психиатрами. Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность – адекватность и эффективность – теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и ее нарушений, которые могут быть клинически проверены.

Содержание ответов обозначается следующими символами: Н - человеческие фигуры, целые или почти целые, (Н) - человеческие фигуры, лишенные реальности, т. е. представленные как рисунки, карикатуры, скульптуры, или как мифологические существа (чудовища, ведьмы), (Hd) - части человеческих фигур, А - фигура животного, целая или почти целая, (А) - мифологическое жи-вотное, чудовище, карикатура, рисунок животного, Ad - части животного, обычно голова или лапы, At - внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.), Sex - ссылки на половые органы или на сексуальную деятельность или указания на таз или нижнюю часть тела, Obj - предметы, сделанные людьми, Aobj - предметы, созданные из животного материала (шкура, мех), Aat - внутренние органы живот-ных, Food - пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к растениям), N - пейзажи, вид с воздуха, заход солнца, Geo - карты, острова, за-ливы, реки, Pl - растения всех видов, включая цветы, деревья, плоды, овощи и части растений, Arch - архитектурные сооружения: дома, мосты, церкви и т. д., Art - детский рисунок, акварель, где нарисованное не имеет специфического содер-жания; рисунок пейзажа будет N и т. д., Abs - абстрактные концепции: «власть», «сила», «любовь» и др., Вl - кровь, Ti - огонь, Cl - облака. Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т.д.

Пример формата записи ответов при тесте:

Карточка II, Верхняя красная область - «Винтовая лестница» (указывает на оттенки): D FK Arch 1.5 Карточка VII, «Резные бюсты женщин с перьями на голове, устремленные вперед»: W Fc  М (Hd) 3.0 Карточка VII, Левая средняя область - «Придворный клоун. Он говорит что-то смешное и злое»: D Fc Нd 3.0

Фильмография: Пятна Роршаха использовались в фильме "Хранители" (2009), герой Роршах носил эти пятна на своей маске, сделанной из Платья Китти Дженовезе, они постоянно изменяли свое положение, и одновременно сохраняли симметрию


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пятна Роршаха" в других словарях:

    Пятно: Содержание 1 Основное значение 1.1 Известные упоминания 2 Другие значения 3 См. также … Википедия

    Роршаха тест - (Rorschach Test) проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Занимает одно из ведущих мест среди других проективных методик. Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно белыми и цветными… … Психологический лексикон

    РОРШАХА ЭКСПЕРИМЕНТ - (Rorschach), психологический метод для исследования «характера восприятий субъекта (не воображения, как обычно думают) как ассоциативного сравнения. имеющегося в памяти с непосредственно данными комплексами ощущения» (определение… … Большая медицинская энциклопедия

    Роршаха тест -    РОРШАХА ТЕСТ (с. 517) самая популярная в мире проективная методика, позволяющая исследовать личность на основе анализа результатов интерпретации ею разнообразных пятен, провоцирующих проявление фантазии при создании зрительных образов. В… …

    РОРШАХА, ТЕСТ - Дедушка всех проективных тестов, разработанный швейцарским психиатром Германом Роршахом. Этот тест состоит из структурного интервью с использованием серии из десяти стандартизированных, двухсторонне симметричных чернильных пятен. Пять из них… …

    Роршаха тест ранжирования - упрощённая вариация теста Роршаха. Испытуемому поочерёдно предлагают одну из 10 таблиц с чернильными пятнами со списком из 9 возможых ответов и просят его проранжировать последние согласно адекватности описания каждого пятна … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Роршаха тeст - (Rorschach H., 1921). Проективный метод исследования личности с помощью 10 специальных таблиц (пятен). В ответах обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах, обращают внимание на такие показатели, как форма, цвет, величина деталей пятна … Толковый словарь психиатрических терминов

    РОРШАХА, ТЕСТ РАНЖИРОВАНИЯ - Упрощенная вариация теста Popшаха, в котором субъекту дается каждая из десяти таблиц с чернильными пятнами со списком из девяти возможных ответов, и его просят проранжировать их согласно адекватности описания каждого чернильного пятнаТолковый словарь по психологии

    Одна из карточек с кляксами Тест Роршаха психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатр … Википедия

    тест пятен Роршаха - (тест пятен чернильных) одна из методик проективных, относящаяся к группе методик структурирования. Создана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г., который один из первых отметил связь фантазиеподобной продукции и типа личности. Он в… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки , Рубанцев Валерий Дмитриевич. Книга предназначена для интеллектуального досуга детей младшего и среднего школьного возраста, старшие могут использовать её как тренажёр умственных способностей. В ней собраны рисованные…