Справочник по русскому языку. Сообщение темы урока

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево»

2-ГО СКЛОНЕНИЯ»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Ермекеево Тазиева Айгуль Фаузановна

Ермекеево

Урок.

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

2-ГО СКЛОНЕНИЯ

Ход урока:

    Организационный момент.

    Введение в тему урока.

Назовите одним словом:

а) человек, управляющий оркестром /дирижёр/

б) тот, кто едет верхом /всадник/

в) тот, кто беседует с кем-нибудь /собеседник/

г) человек, борющийся за что-либо /борец/

д) тот, кто работает вместе с кем-нибудь /сотрудник/

Какой частью речи являются слова, которые вы мне назвали? Что ещё мы можем сказать об этих существительных? (относятся ко 2 скл.)

3. Сообщение темы урока.

    Чистописание.

- Запишите, продолжив закономерность.

Лл а Лл б

Запишите пословицу, объясните её значение, подчеркните орфограммы, опре –делите склонение существительных и падеж.

Минута час бережёт.

    Словарно-орфографическая работа.

Игра «Чей ряд быстрее».

зап_д в_гон м_газин

ул_ца косм_навт ра__каз

р_сунок м_рковь т_лефон

а_тобус инж_нер т_атр

в_сток автом_биль к_лендарь

к_лограмм сев_р адр_с

б_гаж д_кабрь т_традь

мес_ц кап_тан во_зал

Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор.

    Работа по теме урока.

а) Упражнение «Кто быстрее определит падеж» (карточка №1).

Повернитесь друг к другу и по очереди перечислите падежи и падежные

А теперь положите перед собой листочки с заданием № 1.

Вы должны будете определить падеж существительного и, закончив задание,

перевернуть листочек и встать.

б) Упражнение «Собери в корзинку».

Сколько склонений у существительных? В тетради напишите названия для трёх столбиков: 1скл., 2скл., 3 скл.

Повернитесь друг к другу и назовите склонения и существительные, которые к ним относятся.

Задание : разложить урожай по корзинам. По какому принципу будем раскла-

На доске слова: репа, картофель, перец, редис, капуста, лук, малина, клюква, яблоко, рябина.

Два ученика работают у доски, а остальные в тетрадях.

в) Упражнение «Не ошибись».

Задание: записать в 3-й столбик только существительные 3 склонения.

Учитель диктует слова: автомобиль, лошадь , конь, пень, жизнь , тетрадь, ноль, степь , день, лень .

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

У медведя дом большой,

А у зайца – маленький.

Наш медведь пошёл домой,

А за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем,

И урок наш продолжаем.

Назовите мне существительные 2 скл., которые встретились вам в нашей физкультминутке.

г) Упражнение «Допиши окончание» (карточка № 2).

Какие окончания вызывают трудность для написания? (безударные)

Как мы должны поступить, если окончание безударное?

1. определить склонение, 2. узнать его падеж, 3. вспомнить окончание для

данного склонения и падежа или вместо существительного с безудар –

ным окончанием вставить существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.

    Итог урока.

Над чем мы сегодня работали на уроке? Назовите окончания сущ. 2 скл.

7. Домашнее задание.

8. Дополнительное время.

Упражнение «Найди лишнее слово».

    Улыбка, юноша, болезнь, природа.

    Награда , крыло, боец, упрямство.

    Радость, болото, дедушка, описание.

    Степь, зелень, посёлок , горсть.

    Ладонь, ладошка , площадь, пыль.

Карточки с заданиями.

Источники материалов:

С.В. Иванов Русский язык. Программа, планирование, контроль.. 1-4 классы. М: ветана-Граф,2013.

Учебные пособия

1. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. – 3-е изд., исправ. и дополн. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176с.: ил. – (Начальная школа XXI века).

2. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / М.И. Кузнецова. – 3-е изд., исправл. и дополн. – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века).

Методические пособия

Тема : Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения

Тип урока : урок актуализации знаний и умений.

Дидактическая цель : воспроизведение в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулирование поисковой деятельности.

Цели по содержанию :

Отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи и самооценки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности; уверенность в себе.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения : учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, технические средства обучения.

Этап урока

- Над изучением какой темы мы работали последнее время? (правописания безударных окончаний имён существительных)

Сегодня мы продолжим работу по этой теме. Прочитайте тему сегодняшнего урока на доске.

Так что же мы будем сегодня делать? (повторять основные правила правописания падежных окончаний и применять их на практике

- 1. Фронтальный опрос.
    Какие знания вы должны применить, чтобы правильно выбрать окончание? (мы должны уметь определять род, склонение, падеж существительного, знать опорные слова) А сейчас вспомним опорные знания по теме. (вопросы по теме задают группы друг другу)
2. – Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, вспомнить ранее изученные орфограммы:

Объяснительный диктант.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости. - Какие задания вы предложите для выполнения к данной пословице? - Назовите существительные из пословицы. - Укажите склонение, выделите окончания.

- Какие задачи будем решать в ходе урока?

Физминутка.

    Повторим алгоритм определения безударных гласных падежных окончаний имён существительных.

- Вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к работе.

    Работать вы сегодня будете по группам. «Одна голова хорошо, а много лучше».

1 группа : Списать в тетрадь существительные, раскрыв скобки, поставить их в нужную форму. Выделить окончания у этих существительных и определить падеж.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), на (лошадь), в (тетрадь), о (бабушка)

Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?

2 группа : У вас будет другое задание, посложнее: Расположить словосочетания в порядке следования падежей, указать склонение и падеж.

Играл на дудочке, подошёл к осине, отрезал для юбки, увидал мышь, шёл рощей, прилежный ученик. - Что такое склонение?

3 группа : Р аспределить существительные на 3 группы по склонениям, вставить окончания, указать падеж.

На ветк…, сердце дочер…, по тропинк…, на окошк…, на огород…, у черёмух..

Как проверить написание безударного окончания имени существительного 1 склонения?

Работать надо дружно и быстро, на работу даю 5 минут.

Давайте проверим вашу работу.

2 задание:

На верхушк… сосн… дятел долбит клюв… шишк… .

1 группа: Списать предложение, вставить окончания, доказать их.

2 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, выделить главные члены.

3 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, определить и подчеркнуть все члены предложения.

(на работу дать 7 минут) Вывод:

Как проверить написание безударных окончаний имён существительных? -Закончите фразу.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется… - е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание… - е.
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… - и.

Физминутка. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3 склонению – прыгаете на месте.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Тест. Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, как вы к нему готовы. Для этого проведём небольшой тест. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача выбрать правильные ответы и поставить около выбранного ответа с буквой «+».

    Найти словосочетание с ошибкой.
Р –мечтать о собаке Т – ехать на машине С – найти в коробки Ч – слова из песни
    Найти словосочетание с пропущенной буквой О .
Д – пшениц…й Ж – зайц…м Э - куриц…й М – нож…м
    Найти слово с пропущенной буквой И.
О – гусен…ца Л – брат…ц Х – пал…ц Б - стар…ц
    Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать Ц – (у)летать Г – (на)берегу Ю – (не)жный
    Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н…летать У – п…бежать Ш – з…крыть Ф – н…дрезать Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант.

Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?

(показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж у существительных;

проверить навыки правописания падежных окончаний имен существительных.)


Л: формирование мотивационной основы учебной деятельностиМ: формирование умения ставить учебную задачу.

Л: формирование мотивационной основы учебной деятельности, формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.П: актуализация имеющихся знаний.

Л:формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.П: формирование творческого мышления, умения работать в группах.К: формирование коммуникативных умений.

К: полное и точное выражение своих мыслей.

Л:Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Р: формирование умения адекватно оценивать результаты своих действий.П: вывод о написании окончаний существительных.

Л: формирование умения понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности.Р: формирование способности критично и содержательно оценивать ход своей работы

































































































Окончания существительных второго склонения единственного числа

Падеж

Окончания

Примеры

основа на твердый согл.

основа на мягкий согл.
И. кто? что?
и
1
о
*

казак, письмо

конь, море
Р. кого? чего?
-а, -я

казака, письма

коня, моря
Д. кому? чему?
-у, -ю

казаку, письму

коню, морю

В. кого? что?

-а (-я), -о (-е) .

казака, письмо

коня, море

Т. кем? чем?

-ом, -ем, -ём

казаком, письмом

конём, морем

П. о ком? о чем?


о казаке, о письме

о коне, о море
с 1
  1. Существительные II склонения (кроме слов на -ий и -ие) в предложном падеже пишутся с окончанием -е: о городе (город), об инее (иней), о сарае (сарай), об улье (улей), о хоккее (хоккей), о поле (поле).
В соответствии с правилом существительные среднего рода на -ъе в предложном падеже оканчиваются на -ье: об ущелье (ущелье), об ожерелье (ожерелье), в устье (устье), о запястье (запястье), о счастье (счастье), на побережье (побережье), на взморье (взморье), в подполье (подполье) и др. Исключение: в забытьи.
  1. Существительные на -ий (гений) и -ие (предложение) в предложном падеже оканчиваются на -и: о гении (гений), о кии (кий), о вии (вий), о калии (калий), о гербарии (гербарий), о комментарии (комментарий), о солярии (солярий); о бедствии (бедствие), о предложении (предложение), о следствии (следствие), о созвездии (созвездие) и др. Исключение: на остриё.
Следует различать параллельные формы варение (процесс) и варенье (продукт), соление и соленье, копчение и копченье и т. д. В предложном падеже эти формы пишутся с различными окончаниями: слова на -ие - с окончанием -и (о варении, о солении, о копчении), а слова на -ье - с окончанием -е (о варенье, о соленье, о копченье).
  1. Слова среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя), а также существительное дитя в дательном и предложном падежах имеют окончание -и: к знамени, о знамени; к стремени, о стремени; к дитяти, о дитяти.
  2. Русские фамилии на -ов (-ёв), -ев, -ин, -ын в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым, иностранные фамилии на -ов и -ин - окончание -ом (так как -ин и -ов в них не являются суффиксами). Например: Некрасовым. Соловьевым, Плещеевым, Никитиным, Птицыным; но: Дарвином, Чаплином, Ламартином, Не- грином и т. д.
  3. Названия населенных пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже окончание -ом. Например: под городом Калинином, за Львовом, над Быковом, под Бородином, за Голицыном, под Царицыном и т. д.
Русские фамилии на -ово, -ых, -их (Хитрово, Крученых, Долгих) и фамилии иноязычного происхождения на -е, -и, -о, -у (Гейне, Паганини, Дидро, Неру) не склоняются. Фамилии нерусского происхождения, оканчивающиеся на твердый согласный (например, Алигер), при обозначении лиц женского пола тоже не склоняются.
Окончания существительных второго склонения множественного числа

Падеж

Окончания

Примеры
основа на твердый согл. основа на мягкий согл.
И. кто? что? -и, -ы, -а, -я казаки, письма кони, моря
Р. кого? чего? -ов, -ей,П казаков, писем коней, морей
Д. кому? чему? -ам, -ям казакам, письмам коням, морям
В. кого? что? -ов, -ей, -а, -я казаков, письма коней, моря
Т. кем? чем? -ами, -ями казаками,
письмами
конями, морями
IL о ком? о чем? -ах,-ях о казаках, о письмах о конях, о морях

Существительные на -ие (приглашение, издание и др.) и -ье (ожерелье, ущелье) в родительном падеже оканчиваются на -ий: приглашений (приглашение), путешествий (путешествие), завоеваний (завоевание), разочарований (разочарование), состязаний (состязание); снадобий (снадобье), кочевий (кочевье), надгробий (надгробье), раздолий (раздолье), предгорий (предгорье), предместий (предместье) и т. д.
Исключения: платьев, верховьев, устьев, низовьев, ружей, подмастерьев. От существительного питьё употребляется форма питёй.
1. Об Анатолии (II скл., ед. ч., п. п.) Ивановиче (II скл., ед. ч., п. п.) ходили самые разноречивые слухи (II скл., мн. ч., им. п.) (Н. Гоголь).
  1. «Вот я тебя пращом! (II скл., ед. ч., те. п.)» - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н. Гоголь). 3. Несколько мгновений прошло в молчании (II скл., ед. ч., п. п.) (И. Тургенев).
  1. И жизнь его потонет в забвенье (II скл., ед. ч., п. п.), без следа, как звук пустой (М. Лермонтов). 5. Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном (II скл., геогр. название, те. п.) (М. Шолохов).
  1. В тоске сердечных угрызений (II скл., мн. ч., р. п.), рукою стиснув пистолет, глядит на Ленского Евгений (А. Пушкин). 7. «В бою под Тарутином! (II скл., геогр. название, те. п.)» - хрипло прокричал солдат (К. Паустовский). 8. Уходя на одну минуту, он остановился перед Страшновым (II скл., рус. фамилия, те. п.) (К. Федин).

Цели и задачи урока:

Предметные:

  • закрепить и обобщить знания о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения, учиться применять их на практике, пользуясь алгоритмом
  • повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, способ проверки проверяемых безударных гласных в корне слова
  • познакомиться с новым словарным словом ДОРОГА, с пословицами и фразеологическими оборотами с этим словом
  • повторить три склонения имен существительных.

Метапредметные:

  • применить на практике знания, полученные на уроке математики по теме «Доли»
  • учиться работать с таблицей
  • учиться классифицировать слова по определенным признакам

Личностные:

  • учиться осуществлять самооценку, работать в паре, осуществлять взаимопроверку
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
  • развивать мышление, речь, кругозор, умение высказываться и аргументировать свою точку зрения

Оборудование :

  • интерактивная доска (проектор),
  • компьютер,
  • распечатанные алгоритмы (индивидуальные),
  • распечатанный текст «Ягодные адреса» и таблица (на парту),
  • сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цвета
  • тетрадь, черновик.

Ход урока

Минутка чистописания .

Слайд 1 (К рощ…, на л…це, ст…лица, на бумаг…, с…бака, до н…зины, в неб…, о з…ме,ур…жай).

У . Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы.

Какие это буквы? По какому принципу вы разделили слова на группы?

Д . Сегодня мы будем писать буквы Е, И, О. Буква О является непроверяемой безударной гласной в словах «столица», «урожай», «собака». Буква И – безударная гласная в корнях слов «лицо», «низина», «зима». Буква Е – безударное окончание в словах «к роще», «на бумаге», «в небе». Мы разделили слова на три группы по орфограммам.

Слайд 2. Проверка .

У . Словарные слова надо запоминать.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Д . Надо подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

У . Как проверить безударное окончание существительного? Тема урока «Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по этой теме.

Слайд 3 Тема урока. Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения.

Определите порядок написания слов в ряду и продолжите: ЕИ ЕОИ ИОЕ ЕИ и т.д. Напишите этот ряд до конца строки в указанной последовательности. Одна из этих букв встретится нам в словарной работе.(Учитель пишет на доске).

Словарно-орфографическая работа.

Слайд 4 . Словарь.

У . Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если сможете вместо каждого квадрата поставить соответствующую ему букву. При это исходите из того, что букве О соответствует квадрат, у которого заштрихована ½ часть, букве Д – ¼ часть, букве Р – ¾ части, буква Г – полностью заштрихованный квадрат. Какое слово вы составили?

Что означает слово ДОРОГА?

Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например, асфальтовым, или без него, предназначенная для движения.

Ученые утверждают, что слово ДОРОГА происходит от общеславянского ДОРГА, которое является однокоренным словам ДЕРГАТЬ, ДРАТЬ. Поэтому дорогой мог быть назван проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными, выдранными деревьями. Другие ученые утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро превращалась в размытые водами лощины – ДОРОГИ. До сих пор происхождение слова ДОРОГА остается неясным.

Напишите слово ДОРОГА в тетради, поставьте ударение. Что можно сказать о написании слова?

Д . в слове ДОРОГА непроверяемая безударная гласная О.

Слайд 5 . Прочитайте пословицы и фразеологические обороты . Объясните смысл пословиц и значение фразеологических оборотов.

  • По плохой дорог… далеко не уедешь.
  • Дорогу осилит идущий.
  • В дорог… сумка с хлебом тяжелой не бывает.
  • Пробить себе дорогу.
  • Идти по плохой дорожк… .
  • Дома спи, а в дорог… не дремли.

(Дети объясняют смысл и значение пословиц и фразеологических оборотов)

Сгруппируйте их в зависимости от того, в каком падеже стоит существительное ДОРОГА.

Д . В винительном падеже: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ и фразеологизм ПРОБИТЬ СЕБЕ ДОРОГУ, в дательном падеже: ПО ПЛОХОЙ ДОРОГЕ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ и фразеологизм ИДТИ ПО ПЛОХОЙ ДОРОЖКЕ, в предложном падеже: ДОМА СПИ, А В ДОРОГЕ НЕ ДРЕМЛИ и В ДОРОГЕ СУМКА С ХЛЕБОМ ТЯЖЕЛОЙ НЕ БЫВАЕТ.

У . Что пропущено у существительных? (Окончание). Безударные падежные окончания существительных представляют трудность для написания.

Слайд 6. Проверка пословиц .

Как правильно написать падежное окончание существительно?

Слайд 7. Перед вами алгоритм написания падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. (учитель раздает алгоритмы детям)

  1. Определи склонение.
  2. Определи падеж.
  3. Выбери нужное окончание.

Физминутка

Я буду называть слова:
1 склонение – потянулись,
2 склонение – наклон вперед,
3 склонение – приседание.

Слова: Класс, комната, молодежь, суббота, ночь, плащ, ночка, местность, озеро, дочка, сын.

Слайд 8 Напишите существительные, которых нет в правом столбике. Укажите склонение и падеж, выделите окончание.

  • В огород…
  • Над пол…
  • К бригад…
  • Без бумаг…
  • К берез…
  • За почт…
  • На вырубк…
  • В болот…
  • На бархат…
  • До рек…
  • О петух…
  • На бархат…
  • К сестр…
  • На цветк…
  • К берез…
  • На кон….
  • О дожд…
  • К доске…

Для проверки поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. На доске верно выполненное задание.

Слайд 9 . Проверка .

  • В ОГОРОДЕ – 2 СКЛ. П.П.
  • ЗА ПОЧТОЙ – 1 СКЛ., Т.П.
  • НАД ПОЛЕМ – 2 СКЛ. Т.П.
  • НА ВЫРУБКЕ – 1 СКЛ., П.П.
  • К БРИГАДЕ – 1 СКЛ.Д.П.
  • В БОЛОТЕ – 2 СКЛ., П.П.
  • БЕЗ БУМАГИ – 1 СКЛ. Р.П.

Слайд 10 . Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи . Напишите. Выделите окончания существительных. Работаем в паре. При проверке соседние парты меняются работами. На доске верно выполненное задание.

«Ягодные адреса»
Кислую клюкву вы найдете на болот… .
За брусник… надо идти к ельнику.
Каждая ягодка лежит яркой бусинк… .
Малину можно чаще увидеть на вырубк… или в овраг… .
На низком кустик… висит эта поздняя ягода.
Душистая земляника созревает на лесной опушк…. или на солнечном пригорк… .

предл. Количество слов в данном падеже
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
1 1 - - - - 2
2 - - - 1 - 2
3 - - - 1 - 1
4 1 - - - 1 -
5 - - 1 - 1 -
6 1 - - - - 1

Слайд 11 . Ягодные адреса. Проверка.

Душистая земляника созревает на лесной опушке или на солнечном пригорке.
Малину можно чаще увидеть на вырубке или в овраге.
Кислую клюкву вы найдете на болоте.
Каждая ягодка лежит яркой бусинкой.
За брусникой надо идти к ельнику.
На низком кустике висит эта поздняя ягода.

Слайд 12. Раздели на группы .

О топол…, от редьк…, о рябин…, от фиалк…, о ясен…, от морковк …, о дуб…, от лили…, о гвоздик…, от ромашк… ..

На какие группы можно разделить эти существительные?

Напишите существительные с предлогами в родительном падеже.

Напишите существительные с предлогами в предложном падеже.

Слайд 13 . Проверка

Родительный падеж.

ОТ РЕДЬКИ, ОТ МОРКОВКИ, ОТ РОМАШКИ, ОТ ФИАЛКИ, ОТ ЛИЛИИ,

Предложный падеж.

О ТОПОЛЕ, О РЯБИНЕ, О ЯСЕНЕ, О ДУБЕ, О ГВОЗДИКЕ.

Рефлексия . Дети сами оценивают свои работы.

Итог урока

У . Что интересного, нового было на уроке?

Как правильно написать падежные окончания существительных?

Д . Надо воспользоваться алгоритмом.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью карточек красного (не усвоил), желтого (сомневаюсь) и зеленого (уверен) цветов.

Педагогические задачи

Личностные результаты

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения»

Русский язык 4-2-1

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока : Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Системно-деятельностные результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

Какая погода сегодня за окном?

Какое настроение она навевает на вас?

Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

Чистописание

воробьи вьюга вертишейка

Составьте со словами предложения.

В..р..бей взл..тел повыше:

Видно все с высокой крыш.. .

Б. Тимофеев

Объясните написание пропущенных букв.

Объясните пословицу:

«Слово не воробей - вылетит не поймаешь».

Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

Учащиеся: Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

– Разгадайте ребус.

БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА  БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».

Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.

Фразеологизм:

ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.

Пословицы и поговорки:

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Предложения:

Хороши и чисты берёзовые светлые рощи.

Я шёл купаться в реке в тени березняка.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Ответим на вопрос стр. 99

Упр 205 - комментированное письмо.

Как определить склонение имен существительных?

На основе ответов учащихся вырабатывается алгоритм действий по определению склонения имени существительного:

1) поставить в именительном падеже;

2) определить род;

3) выделить окончание;

4) по роду и окончанию определить склонение.

Сообщение темы и цели урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим 2 скл сущ.

Чему бы хотели научиться на уроке?

Работа по таблице «Склонения существительных»

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)

Физкультминутка

Работа по теме урока.

Письмо по памяти.

Загадка:

М..льчишка в сером армячишке,

По дв..рам шныряет.

Крохи подбирает.

По п..лям н..ч..ет,

Коноплю в..рует.

В серой шу..ке п..левой

И в м..розы он г..рой. (Воробей.)

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Обозначьте склонение имен существительных.

– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Упр. 206 - комментированное письмо.

Петух, солнышко, крыльцо, Слоненок, сада, одуванчик, от счастья, запах

Самостоятельная работа творческого х-ра.

– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

Читают и расшифровывают телеграмму.

– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».

Упр. 209. Проверка – фронтально.

Работа с правилом стр. 102

Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Рефлексия

– Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики.

Читают письмо госпожи Грамматики.

Вы ищете клад – золотые монеты.

Но ваше богатство, поверьте, не в этом.

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс

И русский язык станет другом для вас!

– Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата.

Учащиеся: Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы