Основные этапы подготовки к егэ по литературе. Личная методика подготовки к егэ по литературе

Вам на какие этапы можно разделить подготовку, но это лишь в общих чертах, чтоб примерно видеть перед собой основные задачи. Теперь же я предлагаю детально разделить весь этот трудный процесс. Ведь, чтоб пища лучше усваивалась, ее следует брать небольшими кусочками и не торопиться, тщательно её пережевывая. Схожим образом мы и поступим с процессом подготовки к ЕГЭ по литературе. За год Вы сможете и успеете подготовиться и сдать на приличные баллы!

Мотивация

Итак, мы поставили перед собой большую цель – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НЕ НИЖЕ 85 БАЛЛОВ (завышайте, занижайте себе планку, но мы будем с вами ориентироваться на среднего выпускника, который желает целенаправленно готовиться).
Процесс подготовки для вашего удобства поделю с 1 сентября. И до начала экзамена у вас будет 9 месяцев или чуть более 270 дней.

Кто бы чего не говорил, но наша основная задача в процессе подготовки, конечно, будет – прочитать произведения из предложенного списка . Как это сделать правильно. Начинайте сверху вниз, то есть с древнерусской литературы. Не каждому дано уловить проблематику, сюжет, вообще смысл подобных произведений, поэтому, исходя из личного опыта, советую вам немного отложить знакомство с текстом, а начинать с критической литературы , поискать информацию о героях и т.д. Это в первую очередь поможет вам детальнее концентрироваться на тексте и выискивать нужную информацию, да и в целом понимание будет глубже, а нам как раз это и нужно.

Правило первое – самое важное

Возьмите себе за правило КАЖДЫЙ ДЕНЬ прочитывать хотя бы по 50 страниц. Если вы будете следовать этому принципу, то в общей сложности осилите за это время почти 14000 страниц, согласитесь, сюда точно уместятся все ключевые произведения. Это может показаться для кого-то невероятным – читать каждый день, но ваши ежедневные временные затраты на чтение будут составлять не более полутора часов, разве это много? Ты ведь поставил себе цель? Повтори её вслух и запиши в блокнот – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА … (нужное количество баллов).

Так что тебе мешает к ней идти – всё в твоих руках, мой друг, абсолютно, поэтому: «К чёрту всё! Берись и делай!»

Теория и подходы к ней

Я говорил, что у всех подготовка будет разной, потому что все мы разные и уровень наших знаний на старте тоже отличается. Кто и как поступает. У большинства из нас развита механическая память, то есть запоминается лучше то, что несколько раз записали – в нашем случае для отработки теории вы можете поступить аналогичным образом, теория в схемах и таблицах открыта всегда. Но это в том случае, если ваши знания недостаточно высоки. Если чувствуете уверенность в своих силах, в знании теории, то можете брать быка за рога и решать-решать тесты. К тому же, друзья, изменений по сравнению с прошлым годом в структуре ЕГЭ, в критериях нет, так что можете решать тесты, которые были в этом году (они все есть на сайте).

Подведем небольшой итог из вышесказанного относительно теории литературы:

Если вы чувствуете, что знания есть, но они не так сильны, то можете просто решать тесты (теория отложится сама собой).

Если же вы сомневаетесь, то открываете всю предложенную на сайте теорию , и переписываете себе в тетрадь, распечатываете или просто читаете, особых секретов тут нет. Очень важно некоторые вещи прорешивать, если те западают, например, в определении размера стиха, рифмы и т.д.

Отмечу в очередной раз, что теория без практики (без отработки тестов) не так сильно поможет вам.

Периодичность работы с теорией.

В литературе ее не так много, поэтому, если мы начали подготовку с сентября, то решать по парочке тестов в неделю вам будет вполне достаточно, главное делать это систематически.

Как разобраться с частью С

Разобравшись с теорией, мы можем приступать к следующему пункту – Часть С. Да, здесь какого-то точного рецепта, который бы работал на всех – нет. Однако существует уже немало советов и рекомендаций по работе с ней. Озвучу основные.

Как я уже сказал, вам необходимо каждодневное чтение. Лучше, если мы будем совмещать его с написанием коротких ответов С1-С2 (про лирику поговорим отдельно) и большого сочинения С5. Что для этого необходимо? Самое малое – ваше желание.

· Первое правило при работе с частью С – не лить воду, особенно это касается коротких ответов С1-С4. Короткий пример, дан вопрос в С1: Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? Здесь запрещено характеризовать эпоху, время, быт, пускаться в пространные рассуждения. Лучшим решением здесь будет – переформулировать вопрос: Система воспитания в данном эпизоде показана многогранно. Во-первых,.. во-вторых,.. Приводите четкие аргументы, которые можно подкреплять короткими цитатами из отрывка, тогда ваши суждения будут максимально достоверны и эксперт даже не пустится проверять ваши слова.

· Второе правило – подводите итог. Вы привели тезисы, либо провели параллели между несколькими произведениями в заданиях С2-С4, не забывайте о коротком заключении. Помните здесь простое правило – концовка запоминается лучше всего (экспертам в комиссии после нескольких часов все работы будут казаться одинаковыми, поэтому над концовкой не торопитесь, она должна быть четкой, емкой и по делу). Одного предложения здесь будет достаточно.

· Третье правило – выдерживайте логику ответа. Из раза в раз повторяю вам – пишите план. Когда в вашем ответе нет цельности, нет логичности, то потерять баллы получится слишком легко, остерегайтесь этого.

Разумеется, все эти правила ничто, да и никакие правила не помогут вам, если вы не будете читать и писать – просто, не правда ли? Но за всей этой простотой и скрывается ваш труд на пути к успеху – 100 баллов! Вы всё ещё сомневаетесь в себе? Читайте дальше.

Лирика

Честно признаюсь, лирику в школе не сильно-то и понимал, вроде бы и читается легко, и немного, а вот смысл улавливал далеко не с первого раза. А всевозможные метафоры, порой, приводили в ступор.

Рецепт, друзья, тут прост – читайте критику, читайте качественные учебники, только тогда вы будете улавливать все настроения, будете понимать выразительные средства, их цели, предназначение, исторический контекст и т.д. А затем вы будете сами вылавливать свои смыслы.

Выведу еще одно небольшое правило, оно вполне разумное – учите стихи. Да, в задании С4 необходимо приводить цитаты, указывать название произведение и его автора. Как вы себя поведете, если не будете знать стихов? Сложно будет, ничего не скажешь.

А теперь маленький совет – носите стихи с собой. По дороге в школу, обратно – просто идете и учите, повторяете про себя. Сегодня положил один стишок, походил, поучил. Отложил, взял второй – операцию повторил, предыдущий стих тоже вспомнил. Управляйте своим временем. Ищите лишние минутки, их можно тратить весьма и весьма продуктивно.

О критериях

Часть С, кто не знает, оценивается исключительно по критериям, поэтому, всегда, когда садитесь за написание части С – держите их перед собой, вы должны их вызубрить, разумеется, выучить ту часть критерий, за которые дают максимальные баллы. Критерии С1-С3 , С2-С4 , С5 .

Об учителях и репетиторах

Литература – один из немногих предметов, где к посторонней помощи можно и не прибегать, если, конечно, вы целеустремленный человек и ничего не боитесь. Не спорю, что в идеале нам нужен человек, который бы проверял нам письменную часть работы, в остальном же – он не нужен. Кто для этого подойдет? Вовсе не обязательно, чтоб это был какой-то дорогой репетитор из вуза, вполне подойдет педагог, который имеет стаж подготовки к ЕГЭ, подчеркну здесь именно стаж подготовки к ЕГЭ , а не общий учительский стаж. Подойдет и студент, который осилил ЕГЭ не ниже 80 баллов.

Общий план подготовки

Каждодневное чтение по 50 страниц.

Сентябрь – октябрь – работа с теорией, решаем по 2 теста в неделю (за 2 месяца теорию можно всю будет выучить). За это время вы решите 16 тестов.

Ноябрь – декабрь – отрабатываем С1–С2. Тут важный момент – сохраняйте все свои письменные работы, особенно те, которые хорошо получились. Периодичность? Да по 2 письменные работы, то есть 2 вопроса из С1 и 2 вопроса из С2. Удобно вам будет это делать всё за раз, или распределять на неделю – решать, разумеется, вам.

Январь – февраль – работаем с лирикой. Всё тоже самое, что и с С1 и С2. Повторю, работайте, не отрываясь от критики, «Шурики » вам в помощь.

Март – полностью посвящаем работе с С5. Отбираем для начала те сочинения, в которых сможем раскрыть тему, те произведения, которые мы хорошо знаем, это даёт определенные стимулы к работе. 2 сочинения в неделю – это не сильно надоест с одной стороны, а с другой – здесь главное проводить качественную работу над ошибками.

Апрель – отдых. Вы только читаете по 50 страниц в день и ничего больше.

Май – на протяжении своей подготовки вы наверняка наметили свои слабые стороны, так вот, май месяц – это то время, чтобы закрыть все свои пробелы (или хотя бы основные), тут всё зависит от вас – если много пустых мест, то, соответственно, больше предстоит работать. Да, тут мы работаем от и до: берем тест и решаем целиком вместе с частью С.

В последние 2 недели в июне я вам рекомендую поработать с лирикой. Повторяйте стихи, читайте критику, много писать здесь не нужно.

А теперь без лишних размышлений, без лишней лени, эмоций – приступаем к работе! Ты справишься!

Литература не случайно считается одним из самых сложных предметов для сдачи в форме ЕГЭ. Выпускнику, планирующему сдавать этот экзамен, предстоит работа с довольно большим объёмом информации.

Во-первых, придётся перечитать (а кому-то – прочитать впервые) прозаические и стихотворные произведения, включённые в кодификатор. Во-вторых, необходимо хорошо усвоить сведения по теории литературы. В-третьих – нужно научиться писать сочинения, которых на ЕГЭ по литературе будет целых пять: четыре «маленьких» (5-10 предложений) письменных ответа на вопросы по фрагментам произведений и одно «большое» сочинение на литературную тему (не менее 200 слов). Кроме того, желательно в процессе подготовки к экзамену выполнить как можно больше тестовых заданий, подобных тем, которые будут предложены на экзамене.

Как показала практика, успешно сдают ЕГЭ по литературе те выпускники, которые много занимались самостоятельно. Каким бы опытным ни был ваш учитель литературы или репетитор, тексты произведений он за вас не прочитает и свою светлую голову вам не отдаст. А значит, не обойтись без самостоятельных занятий. С чего начать? Прежде всего, запаситесь терпением, настойчивостью, а главное – книгами и учебниками.

Пособия для подготовки к ЕГЭ по литературе

Несмотря на обилие пёстрых обложек и многообещающих заголовков, качественных пособий для подготовки к ЕГЭ по литературе не так уж и много.

Рекомендуем проверенные временем пособия Е.Л. Ерохиной . Оптимальный вариантсборник тематических тестовых заданий . Заказать его можно, к примеру, здесь: http://topbooks.com.ua/egje-2015—literatura—tematicheskie-testovye-zadanija.htm . Автором разработана уникальная и, как оказалось, эффективная методика повторения теоретико-литературного материала. Книга поможет вам спланировать самостоятельные занятия и подготовиться к экзамену по литературе даже в сжатые сроки.

Ещё одно полезное и достаточно качественное пособие – книга Е.В. Михайловой под названием «ЕГЭ 2015. Литература. Сдаём без проблем! » Это своеобразный учебник для подготовки к ЕГЭ по литературе, включающий тематические тесты, авторские задания тренировочного характера и необходимый теоретический материал. Заказать пособие рекомендуем здесь: http://topbooks.com.ua/egje-2015—literatura—sdaem-bez-problem.htm . Книга, судя по отзывам выпускников прошлых лет, вполне оправдывает своё оптимистичное название.

Подготовка к ЕГЭ по литературе – тот случай, когда нужно периодически возвращаться к тому, что отработано на предыдущих занятиях. Термины, факты, имена литературных героев и даже названия произведений нередко стираются из памяти выпускников уже через несколько недель, а то и дней после изучения. Советуем делать пометки и краткие записи-комментарии прямо в пособии и время от времени перечитывать их. Понятно, что книги в электронном формате для таких целей почти непригодны, поэтому лучше пользоваться бумажными версиями пособий.

Как самостоятельно готовиться к ЕГЭ по литературе?

ЕГЭ по литературе – экзамен, включающий несколько аспектов, и при подготовке к нему желательно не упустить ничего. Составьте чёткий план самостоятельных занятий. Направления работы должны быть такими:

Чтение текстов художественных произведений. Список книг, рекомендованных к прочтению, представлен в кодификаторе, который скачивается вместе с демоверсией ЕГЭ по литературе на сайте ФИПИ. Читайте внимательно, вдумчиво, размышляйте над прочитанным. Заведите читательский дневник и записывайте туда наиболее важные цитаты, имена героев произведения и пр.

Изучение теоретико-литературных понятий . Их список найдёте в том же кодификаторе, а токование – в пособии Е.Л. Ерохиной или Е.В. Михайловой. Старайтесь понять и осмыслить термины, запомнить не только их определения, но и примеры использования.

Выполнение тренировочных тестовых заданий. В процессе подготовки к ЕГЭ по литературе желательно проработать как можно больше тестов – из различных пособий, сборников, открытого банка заданий ЕГЭ по литературе на сайте ФИПИ. Обязательно сверяйтесь с ответами, анализируйте допущенные ошибки.

Обучение написанию сочинений (в соответствии с требованиями к развёрнутым ответам на ЕГЭ по литературе). С тремя предыдущими пунктами вы вполне справитесь самостоятельно, а вот учиться лучше под руководством учителя или репетитора. Если помощи педагога нет, внимательно изучите критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом (они изложены в демонстрационном варианте ЕГЭ) и старайтесь писать свои сочинения в строгом с этими требованиями.

И в заключение – главное: настройтесь на успех, не опускайте руки и не паникуйте, если какая-то тема даётся слишком трудно. Регулярные занятия рано или поздно дадут хороший результат, и вы окажетесь в числе тех, кто сдал ЕГЭ по литературе успешно.

Читайте на сайте:

Литературу в качестве сдаваемого на ЕГЭ экзамена в 2016 году выбрали 45371 человек (в 2015 – 37410). Можно сделать вывод, что этот предмет перестал пугать ребят и казаться необъятным. Это объясняется повышением качества преподавания данной дисциплины в школе, да и сами выпускники благодаря демонстрационным версиям и экзаменам прошлых лет имеют возможность больше практиковаться в выполнении заданий и приобрести уверенность в своих знаниях.

Работа состоит из двух частей. Нумерация заданий сквозная.

Есть ли изменения в экзаменационной работе по сравнению с прошлым годом? Существенных нет. Но увеличено число заданий, позволяющих проверить знание текстов художественных произведений и литературного контекста.

Как и в ЕГЭ по другим дисциплинам, в материалах экзамена по литературе имеются задания, проверяющие знания базового уровня, повышенного и высокого.

Первая часть предполагает выявление знания текстов литературных произведений, умения анализировать их, свободно использовать при ответах на поставленные вопросы.

Ответы требуются и краткие – или одно слово, или словосочетание, или последовательность цифр. А также развернутые – пять-десять предложений.

Насколько удалось сформировать у выпускника эстетический вкус, умение понимать прочитанное демонстрирует выполнение второй части экзаменационной работы – написание сочинения. Здесь у экзаменующихся имеется выбориз трех тем: по произведениям древнерусской литературы, 18-го века и первой половины 19-го века (выбрали 30%); по произведениям второй половины 19-го века (45%); по произведения 20-го века (25%).

В целом сдали хорошо. Стобалльников в этом году 257 (7,5% от всех выбравших этот предмет). Для сравнения: в 2015 году их было 227 человек.

Но многие проблемы тянутся из года в год. Традиционно камнем преткновения остается анализ лирического произведения. Однако радует, что задания к лирическим стихотворениям, не указанным в Кодификаторе, то есть новым, выполнили не хуже, чем к перечисленным там. Значит, выпускники обладают определенными знаниями, умениями и навыками работы с лирическим произведением. Однако при подготовке к экзамену на эту часть работы нужно обратить особо пристальное внимание. Учить как можно больше стихотворений наизусть. Как минимум, необходимо знать ключевые стихидля творчества изучаемых в школе поэтов.

Экзамен выявил и поверхностность чтения художественных произведений частью выпускников. Этим объясняетсяотсутствие глубинного понимания характеров героев, мотивации их поступков. По этой же причине допускаются грубые фактические ошибки.

Вызвали затруднение задания по проблематике художественных произведений, требующие развернутого ответа. А также написание самого сочинения. И это при том, что во время учебного года всеми выпускниками пишется сочинение, включая и тех ребят, кто не собирается сдавать литературу на ЕГЭ. То есть подготовка к написанию сочинения охватывает сто процентов ребят.

Что еще выявил экзамен? Недостаточное знание художественных текстов обусловливает неумение анализировать прочитанное, сопоставлять, рассуждать, логично изложить свои мысли. Ребята умудряются раскрыть тему, не опираясь на текст, не приводя в подтверждение своих слов эпизоды из самого произведения. Часто встречаются поверхностные обобщения, общие фразы, которые сразу дают понять, что человек имеет слабое представление о предмете своих «глубокомысленных»» рассуждений.

Невозможно успешно сдать экзамен по литературе, читая тексты «по диагонали», ознакомившись с произведениями в кратком их изложении, перечитав книгу готовых сочинений или заменив чтение просмотром художественных фильмов. Литературу необходимо, прежде всего, вдумчиво читать.

Как готовиться к экзамену по литературе? Естественно, хорошо подготовиться по теории, терминам, подробный список которых можно найти в кодификаторе (на сайте ФИПИ). И читать, читать, читать. Тем более что в ЕГЭ по литературе в 2017 году планируют увеличить число заданий, проверяющих знание текстов художественных произведений.

А также критично подойти к знанию текстов, пройденных в средних классах. Ребенок действительно их читал. Но когда-то давно. И возникает иллюзия, что если будут задания по ним, то непременно справится. Ведь он действительно читал! Припоминает ключевые моменты сюжета, основных героев. Однако нужно учитывать, что многое стерлось из памяти. А на экзамене потребуется показать понимание проблематики произведения, его художественного своеобразия, находить литературные аналоги (например, произведения, затрагивающие тему униженных и оскорбленных), рассуждать о характерах героев, мотивации их поступков. Так как в средних классах изучают произведения сравнительно небольшого объема, их можно быстро перечитать хотя бы летом.

Экзамен по литературе – серьезное испытание для выпускников. И к нему нужно основательно, целенаправленно готовиться. И тогда ребенка непременно ждет заслуженный успех.

ЕГЭ по литературе в 2017 году является предметом по выбору. Далеко не каждый выпускник выбирает этот экзамен — в основном, только те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с филологией, лингвистикой, журналистикой и другими гуманитарными науками, где требуется знание литературы. Сложность этого экзамена обусловлена тем, что учащемуся нужно очень серьезно и много готовиться, прочитать большое количество произведений русской литературы, как лирических, так и прозаических.

Отнюдь не все ребята успевают освоить такой объем информации за год, так как осмысленное прочтение больших романов отнимает крайне много времени. Поэтому, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе в 11 классе, необходимо своевременно начать подготовку – желательно не за год, а как минимум с 10 класса, при этом регулярно обращаясь к теоретической базе и возвращаясь к уже ранее прочитанным произведениям. Давайте разберемся, как может проходить подготовка к ЕГЭ по литературе в 2017 году.

В УЦ «Годограф» вы найдете квалифицированных репетиторов по подготовке к ОГЭ по литературе для учеников , и . Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Литература ЕГЭ 2017 — подготовка с нуля

Если вы решили сдавать ЕГЭ по литературе, но не знаете, как начать готовиться, то дадим несколько советов. Для начала вам нужно наработать хорошую теоретическую базу, то есть, прочитать все необходимые произведения и ознакомиться с основными понятиями из теории и истории литературы. Просмотрите кодификатор по этому предмету (он представлен на сайте ФИПИ или в соответствующей статье на нашем портале), отметьте те произведения, которые вы уже читали, и те понятия из теории, которыми вы в полной мере владеете. Затем приступайте к чтению произведений.

Советуем не «бросаться» от одного автора к другому, а читать последовательно, чтобы вы могли проследить изменения в произведениях в рамках того или иного периода истории. Можете «разбавлять» крупные прозаические произведения стихотворениями: например, вы решили читать роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, тогда можете читать по 50-60 страниц в день (или, например, по 1 главе), а после этого ещё по 1-2 программных стихотворения. Так вы сэкономите время и разнообразите свою подготовку.

Что касается историко-литературных сведений, то можете завести отдельную тетрадь, куда будете записывать термины и определения: например, что такое художественный образ, в чем отличие формы и содержания произведения, почему фабула и сюжет – не одно и то же и т.д.

Также для наглядности составляйте схемы и таблицы: разновидности жанров литературы, в чем их особенности и какие примеры произведений можно привести; почему основные средства художественной выразительности можно разделить на лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи); какие бывают стихотворные размеры в силлабо-тонической системе стихосложения и пр. Подобные записи помогут вам «разложить мысли по полочкам» и четко структурировать сплошной набор терминов. Попробуйте начать и вы втянетесь, это на самом деле очень увлекательный процесс!

Литература ЕГЭ — подготовка к заданиям с кратким ответом

Наработав хорошую теоретическую базу, можно приступать к практике – а именно, к заданиям с кратким ответом (задания 1–7 и 10–14), где ответы записываются либо в виде слова, либо словосочетания, либо последовательности цифр. Разберем специфику каждого из заданий:

В заданиях 1 и 10 нужно указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение, или же его жанр. Разберитесь и выучите, чем отличаются классицизм, реализм, футуризм и т.д.

В заданиях 2 и 11, как правило, требуется указать художественный прием, используемый в определенном предложении (строке) отрывка: это может быть анафора, гипербола, антитеза, метафора. Словарик терминов вам в помощь: учите и находите во всевозможных текстах средства художественной выразительности!

Задания 5-7, иногда 11-13 могут иметь «зеркальную» форму: вас могут попросить выписать слово или словосочетание, являющимся тем или иным средством выразительности (например, «Выпишите эпитет»; «Выпишите номер строки, в которой есть метафора» и т.д.). Подготовка точно такая же: учим термины и тренируемся их находить.

Задание 4 в ЕГЭ по литературе, как правило, проверяет знание содержания произведения, представленного в первом блоке заданий: необходимо сопоставить персонажа и его характеристику/дальнейшую судьбу/роль в произведении. Подготовиться можно лишь одним-единственным способом: прочитать произведение и просто запомнить его персонажей.

В задании 14 вам необходимо указать стихотворный размер, которым написано представленное лирическое произведение. Здесь необходимо назубок знать систему силлабо-тонического стихосложения, и не просто уметь «ямб от хорея отличить», но ещё дактиль от амфибрахия и анапеста, а также неплохо бы понимать, что такое спондей и пиррихий. Не пугайтесь этих терминов – стоит в них разобраться, и вы с легкостью научитесь определять любой стихотворный размер.

Таким образом, задания 1-7, 10-16 подразумевают знания основных понятий из теории и истории литературы.

Литература ЕГЭ —
подготовка к заданиям с развернутым ответом

Теперь разберем, как готовиться к заданиям с развернутым ответом. В первую очередь стоит начать с тренировки мини-сочинений в объёме 5–10 предложений (задания 8,9,15,16). Как правило, задания 8 и 15 касаются непосредственно прозаического или лирического произведения (или его отрывка), приведенного в КИМе, например, «О каких чертах характера героя позволяет судить приведенный эпизод?» или «В чем заключается противоречивость отношения поэта к России в этом стихотворении?».

Здесь нужно прямо и как можно более ёмко ответить на поставленный вопрос, без «воды» и «не растекаясь мыслию по древу», аргументируя свой ответ цитированием – просто представьте, что вам задал этот вопрос ваш друг и вы ему отвечаете. Задания 9 и 16 предполагают сравнить приведенный текст с похожими по тематике произведениями и обосновать сходство (как правило, проза сравнивается с прозой, поэзия – с поэзией).

Задание звучит примерно так: «В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?» или «В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём его сходство и различие в этих произведениях

и стихотворении А.А. Блока?». Здесь уже необходимо продемонстрировать знания других произведений, умение сопоставлять разные тексты и способность аргументировать свою точку зрения.

Литература ЕГЭ — подготовка к сочинению

Что касается сочинения из задания 17 в ЕГЭ по литературе 2017, то здесь уже нужно опираться как на теорию, так и на непосредственное знание того или иного произведения, его сюжета и героев, особенностей композиции. Задание может звучать, например, так: «Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?».

Подготовиться можно только одним способом: писать как можно больше сочинений. При написании нужно опираться на авторскую позицию и сформулировать свою точку зрения, после чего аргументировать свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Также не забывайте использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения (те самые, которые вы выписывали в отдельную тетрадочку).

Особое внимание уделяйте композиции сочинения – оно должно иметь вступление, основную часть и заключение. Мысли должны быть изложены связно и логически последовательно, с соблюдением норм речи. Объем сочинения не такой уж и большой – минимально всего 200 слов. Подобные задания похожи на обычные школьные сочинения, с той лишь разницей, что у вас не будет возможности пользоваться шпаргалками и Интернетом – но ведь они вам и не нужны, не так ли?

Тренируйтесь решать как можно больше типовых вариантов, смотрите разные варианты и формулировки заданий, пишите сочинения (и засекайте при этом, сколько времени у вас на это уходит) – так вы выработаете свой алгоритм написания ответов и разовьете собственный стиль рассуждений. Удачи на экзамене!