Какие чувства владеют лирическим героем стихотворения? Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения.

Лирическим героем стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» владеют печальные воспоминания о прошлой жизни («Напоминают мне оне/ Другую жизнь и берег дальный»), ушедшей любви («Черты далекой бедной девы»). Мотив воспоминаний усиливается троекратным повтором слова «напоминают», глаголом «воображаю» вместе с существительным «призрак», и по контрасту звучит слово «забываю» (всего один раз). То есть, воспоминания сильнее желания забыть. Важно отметить и кольцевую композицию стихотворения, с помощью которой создаётся ощущение постоянного возврата к «роковым» образам. Кроме того, важную функцию выполняют и эпитеты, и ряды однородных членов с повторяющимся союзом «и»: «И степь, и ночь – и при луне/ Черты далекой бедной девы».

Какую роль в раскрытии главной темы стихотворения играют эпитеты?

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» написано о любви, но о любви ушедшей, поэтому оно наполнено мучительной грустью. В экспозиции появляются две темы: звучащая мелодия, ее исполнительница и воспоминание лирического героя, но обе эти линии сливаются в одну – воспоминания об ушедшей любви, рождённые музыкой. Атмосфера грусти, воспоминаний достигается, помимо других выразительных средств, и с помощью эпитетов: «печальной» (дважды повторяется), «жестокие (напевы)», «(призрак) милый, роковой», «бедной (девы)». Все они создают образ любви, от которой невозможно уйти, освободиться – «роковой». Но я отнесла бы к разряду эпитетов и определения: «дальный», «другую», «далекой», потому что, на мой взгляд, в данном стихотворении они являются средством выразительности: «недосягаемый» берег, «утраченная» жизнь, «недоступная» дева.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» со стихотворением Е.А. Баратынского «Разуверение». В чём состоит различие душевных состояний, переживаемых лирическими героями двух стихотворений?

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» о любви. Лирическим героем стихотворения владеют печальные воспоминания. Память о «милом», но в то же время «роковом призраке» тяжела для поэта, он стремится уйти от этих мыслей. Увидев другую женщину, он забывает «другую жизнь и берег дальний», но все же песня возвращает воспоминания. Поэтому он просит:

Однако воспоминания сильнее желания забыть. Отсюда и кольцевая композиция стихотворения, с помощью которой создаётся ощущение постоянного возврата к «роковым» образам.

Романтическая элегия Баратынского о разочаровании. Ощущение усталости от любви передают глаголы (большей частью – в повелительном наклонении), употребляемые с отрицательной частицей НЕ: «не искушай», «не верю», «не множь», «не заводи», «не тревожь».

Лирический герой Баратынского не верит в любовь и даже не пытается преодолеть разочарование. Слово «любовь» только однажды появляется в тексте – в самой последней строке – и то с отрицательной частицей НЕ. Особую роль в стихотворении играют повторы: приставки раз- (раз-уверения, раз-очарованному), корня слова («не верю», «не верую», «разуверение»).

Часть 2

Философские раздумья в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о «вечных» вопросах. И каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя на них ясных ответов. Обратимся к стихам великого русского поэта.

В своей философской лирике А.С. Пушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта.

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году в переломный для творчества Пушкина период перехода от романтизма к реализму. Он прощается не только со «свободной стихией», но и с романтическим мироощущением.

Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей;

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Поэтическое изображение моря сочетается с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона. Звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли гениальные современники Пушкина.
В последних строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые бескрайние просторы, в последний раз любуется его «торжественной красой»:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Композиционно многие стихотворения поэта основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма.

В стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…» ,1830г.) трагическая тональность первой части: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море» сменяется мажорным аккордом»:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Тревожное звучание элегии – отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным смыслом существования является чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания.

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нём воспоминания и настраивает на философские размышления. По знакомой дороге из Михайловского в Тригорское поэт видит три сосны, которые приветствовали его прежде шорохом своих вершин:

Всё тот же их, знакомый уху шорох –

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась...

Настроение поэта сменяется чувством веры в грядущее. Вид трёх сосен, стоящих теперь в окружении «молодой семьи», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях, что рано или поздно на его место придёт новое поколение, которое поэт приветствует:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум…

И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…» – о вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять своё место, исполнить своё предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.

Вариант № 1313

Часть 1

Вариант 2

О каких противоречиях размышляет поэт в стихотворении «Невыразимое»

«Что наш земной язык пред дивною природой?» – такой риторический вопрос ставит перед собой и нами Жуковский. Несовершенен, беден наш язык. Но яркие черты природы «ловит мысль крылата, и есть слова для их блестящей красоты». Однако существуют, по мнению Жуковского, совершенно невыразимые явления – это «то, что с красотою слито», то есть, чувства, мечты… «Какой для них язык?» – восклицает справедливо поэт.

Очарование зимнего утра, когда всё залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается при сопоставлении с вьюжным вечером.

Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно тёплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно ещё насладиться прогулкой по «утреннему снегу» в санках.

Зимнее утро

    Мороз и солнце; день чудесный!
    Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры,
    Навстречу северной Авроры 1
    Звездою севера явись!

1 Авро́ра -богиня утренней зари в древнеримских мифах. Поэт говорит о «северной Авроре», то есть о заре на севере, в России.

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела -
    А нынче... погляди в окно:

    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.

    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Весёлым треском
    Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?

    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.

Размышляем о прочитанном

1. Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?

2. Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Каковы картины зимнего утра? В стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин, противоположных по настроению. Такой приём называется антитезой.

3. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину так просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроениях, которые появляются в душе поэта, вспоминающего вьюгу, созерцающего сверкающие картины зимнего морозного утра?

Фонохрестоматия

«Зимнее утро»

1. Какие эпитеты находит поэт, чтобы выразить восторг, ликование, радость? Какие эпитеты характеризуют вечер накануне солнечного утра?

2. Как актёр своим чтением помогает нам пережить радость утра и печаль вечера?

3. Постоянна ли радость лирического героя? Какие чувства он переживает в финале стихотворения? Как актёр показывает произошедшую смену настроения?

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь при этом передать движение, изменение чувств, настроений, переживаемых лирическим героем.

Совершенствуйте свою речь

Как вы понимаете слова и строки из стихотворения: «друг прелестный», «открой сомкнуты негой взоры», «вьюга злилась», «луна, как бледное пятно», «северной Авроры», «прозрачный лес один чернеет», «предадимся бегу»?

Творческое задание

Постарайтесь создать небольшие устные сочинения: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро». Попробуйте использовать в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.

Обратим внимание на то, что Пушкин использует обычные слова, многие из которых мы часто слышим в разговорной речи, однако в стихотворении они становятся весомыми, точно найденными. Именно потому, наверное, наблюдая такие картины в жизни, мы непременно вспомним пушкинское «Мороз и солнце; день чудесный!».

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: .внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?” (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога:

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке -

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

У Тютчева нет “мертвой природы” - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

(“Тени сизые смесились”, 1835)

Это время суток переживается поэтом как “час тоски невыразимой”. Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: “Все во мне и я во всем”. Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее - уйти на второй план.

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Весьма интересно используется этот прием в стихотворении “Шепот, робкое дыханье...” (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, “ряд волшебных изменений”, а в отдалении - точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира - мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении “Весенние воды” ручьи “бегут и блещут и гласят”.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, “слиться с запредельным” (“О чем вы воешь, ветр ночной?”).

В более позднем стихотворении “Тени сизые смесились...” это желание проступает еще более явно:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утеши.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели. Об этом поэт пишет в одном из своих четверостиший:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.

Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении “Сияла ночь, луной был полон сад...” (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов - глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи!” это реализуется в словесных повторах (“страстной ночи”, “страсти глубина”). Для Тютчева минуты любви - “чудные мгновенья”, которые превносят в жизнь смысл (“В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна...”).

У этого поэта жизнь сравнивается с “временем золотым”, когда “жизнь заговорила вновь” (“К. В.”, 1870). Для лирического героя Тютчева любовь - дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.

В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи!” важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.

Дышал он (взор) грустный, углубленный,

В тени ресниц ее густой,

Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье...”). 366

В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад...” пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: “Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна - любовь, что нет любви иной”.

Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: “ты одна -вся жизнь”, “ты одна- любовь”. Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы:

Нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени (“Я очи знал, - о, эти очи!”, “Я встретил вас- и все былое...”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.

В стихотворении “К. Б.” трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас...

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

То же ощущение наполняет стихотворение “О, как убийственно мы любим!” (1851), вошедшее в “Денисьевский цикл”. Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести “поединок роковой двух сердец”:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Трагизм наполняет и стихотворение “Последняя любовь”"(1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!”. И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: “Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность...” В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”.

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Стихотворение “На заре ты ее не буди” все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: “И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон”. Появление эпитетов, таких, как “утомительный сон”, указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: “Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней”. Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: “Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит”. Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.

Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество. В стихотворении философского характера “Два голоса” (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И “хоть бой и неравен, борьба безнадежна”, важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: “Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!”. Тем же настроением проникнуто стихотворение “Цицерон” (1830).

В стихотворении “ЗПегШит” (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: “Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?”. Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: “Лишь жить в себе самом умей - есть целый мир в душе твоей”.

У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую” (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: “Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим”. Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон “неведомым, родным”). “Цветущие берега” и “жизнь иная” - описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение. Рационально этот мир непознаваем, потому что он “неведом”; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с “неведомым”. Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.

В стихотворении “Кот поет, глаза прищуря” (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического “я”, сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя:

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

Одним из ближайших друзей Пушкина был князь Петр Андреевич Вяземский. Еще ребенком Пушкин видел его в доме своих родителей, их личное знакомство произошло в марте 1816 года, когда Петр Андреевич вместе с Карамзиным и Жуковским посетил Царскосельский лицей. Пушкину было 16 лет, Вяземскому 23. С этого времени началась дружба, которой Пушкин очень дорожил.

Все они были членами литературного общества "Арзамас", в которое приняли и "надежду нашей словесности", так написал о Пушкине Жуковский Вяземскому. Все "Арзамасцы" имели литературные прозвища. "Сверчок", как окрестили Александра Сергеевича, был самым юным в этой компании и самым талантливым. "Асмодей" - Вяземский был на семь лет старше Пушкина. Молодой А. Пушкин назвал «Арзамас» «школой гармонической точности».

Местом собрания петербургских литераторов был тогда салон А. О. Смирновой - Россет, оставившей замечательные записки о них. Из них узнаём мы прозвища знаменитых поэтов: Пушкин – Сверчок, Искра; Жуковский – Бычок; Вяземский – Асмодей, аббат Тетю. Последние было дано ему в честь известного персонажа, одержимого чёрными мыслями («драконы аббата Тетю»), ибо Пётр Андреевич был ипохондриком, редко пребывавшим в добром расположении духа.

В арзамасские годы началась и интенсивная переписка Вяземского с Пушкиным, длившаяся до смерти последнего.

Вяземский был воспитан в духе патриотизма и привык к мысли о том, что каждый человек должен заботиться о благе и процветании общества. Карамзин-историк научил его спорить и вникать в глубины исторических событий, Карамзин-писатель вырастил Вяземского - поэта. Вяземский не признавал никаких авторитетов, только раз в жизни сделает исключение - признает духовное первенство Пушкина. Существенным было влияние Карамзина и на Пушкина: великий историк и литератор был образцом мудрости и таланта для начинающего гения.

Князь Вяземский получил отменное образование. В его жизни были не только паркеты бальных зал, было и Бородинское сражение 1812. Он записался в Московское ополчение, пулям не кланялся - под ним было убито две лошади. За участие в боях и личную храбрость князь награжден орденом Станислава 4 -ой степени. После пожара Москвы уволен из армии и в чине коллежского асессора направлен служить в Варшаву.

Его свободолюбивые идеи тогда окончательно оформились. Он сблизился в Варшаве со многими, кто потом принимал участие в декабристском мятеже, польском народно-освободительном движении 1830-х. Князь составлял записку об освобождении крестьян, проект которой должен был быть подан на рассмотрение императору Александру I. Но декабрьская вьюга сменила императоров на престоле, либеральным мыслям пришел конец, и "декабриста без декабря" хоть и не засадили в Шлиссельбург или Петропавловскую крепость, но имя взяли на заметку и уволили от службы "без прошения". Вяземский с горечью писал Жуковскому: «Благородное негодование - вот современное вдохновенье!" Этим же благородным негодованием были полны и поэтические строки Вяземского, которые не могли пройти сквозь цензуру, но расходились в рукописях и становились известны деятелям декабристского мятежа. За князем была установлена негласная слежка.

Разгром движения декабристов был для него огромной личной драмой. Он терял друзей, единомышленников, просто знакомых. Опальное положение Вяземского длилось долгих девять лет! В 1828 г. оно осложнилось клеветническим доносом на якобы непристойное поведение. Однако от мысли эмигрировать пришлось отказаться. Дети часто болели, средства уходили на их лечение. Кроме того, убежденный враг реакции, он, как дворянин, принадлежал "к оппозиции Его Величества". Князь выбрал свою дорогу, решив, что ради чести древнего имени и будущего детей он должен примириться с правительством. В декабре 1828 - январе 1829 года Вяземский пишет свою "Исповедь" - документ, в котором с достоинством излагает взгляды и идеи, принося извинения императору за резкость, с которой он высказывал их. Исповедь князя была в феврале 1829 года отослана Жуковскому в Петербург, а через него передана графу Бенкендорфу, затем императору Николаю I. Тот потребовал от Петра Андреевича извинений перед собою и братом своим, наместником Варшавы. Раскаявшийся получает уже в феврале 1830 года первое государственное назначение - чиновник по особым поручениям при министре финансов. Через год Вяземский становится камергером Двора Его Величества, а затем назначен вице - директором департамента внешней торговли. Позднее Вяземский служил в министерстве народного просвещения на должности заместителя министра просвещения, и в плодах тогдашних реформ и расцвета Российской Академии Наук есть и его заслуга. Но не забывал князь и о музах, живых и поэтических.

Александр Пушкин, друживший с Петром Вяземским, бывал в имении Вяземских в Остафьеве не раз. Особо запомнился обитателям усадьбы его приезд в декабре 1830 года. Осенью Пушкин уехал для литературной работы в поместье Болдино. В то время в Москве и окрестностях вспыхнула эпидемия холеры, был объявлен карантин, и поэт оказался отрезанным от Москвы, от дома невесты Натальи Гончаровой. Как только эпидемия пошла на убыль, Пушкин отправился в столицу, по пути заехав в Остафьево. И вот в Остафьеве Пушкин читал свои новые произведения князю Петру.

Двух поэтов связывала многолетняя дружба. После женитьбы Вяземского молодой Пушкин подружился и с его женой Верой, а позднее дружил и с их сыном Павлом. С княгиней поэт был откровеннее, чем с князем. Только ей он доверил свою последнюю тайну, рассказав о предстоящей дуэли. Венчался Пушкин с Натальей Гончаровой в Москве, и посаженой матерью на их свадьбе предстояло быть княгине Вяземской, но болезнь помешала ей приехать в Москву. Перед свадьбой поэт последний раз посетил подмосковное имение Вяземских. Это было на святки.

Вяземский - активный корреспондент Пушкина в годы южной ссылки. По-видимому, в этот период он отвечал на пушкинские письма не менее интенсивно, чем в последующие годы, хотя писем Вяземского этих лет сохранилось очень мало. Пушкин и Вяземский напропалую острят, не стесняются в выражениях, бесцеремонно изливают друг другу литературную желчь. Игровое соседствует в этой переписке с серьезными проблемами, историческими, политическими, профессиональными, книгоиздательскими. Вяземский был университетом Пушкина. Пушкин же представлял для поэта-собеседника тот тип ученика, о котором мечтает настоящий учитель, - живой, требовательный, с непрестанными вопросами, неуступчивый и неугомонный. Пушкин, бесспорно, во многом продлил литературную молодость и зрелость Вяземского, невольно побуждая его оставаться на переднем крае. Пушкину было дано увидеть в Вяземском проницательность и глубину.

Сохранилось огромное количество писем Пушкина к князю - семьдесят четыре. Чуть больше было только к жене. Вспоминая о Пушкине, Вяземский говорил: "Он судил о труде моем с живым сочувствием приятеля и авторитетом писателя и опытного критика, меткого, строгого и светлого. Вообще, хвалил он более, нежели критиковал. День, проведенный с Пушкиным, был для меня праздничным днем».

Вяземский сознательно и бессознательно пытается загладить невольную свою вину перед поэтом: был самым близким другом, а не сумел спасти, помочь, уберечь! Вяземский не защищался от этих обвинений - косвенных и прямых. Он так и пронес тяжесть их до самого конца. Его письмо о последних днях и минутах жизни Пушкина, написанное по просьбе В. А. Жуковского, исполнено горячей любовью к Пушкину. Там есть строки: "Разумеется, с большим благоразумием и меньшим жаром в крови и без страстей Пушкин повел бы это дело иначе. Но тогда могли бы мы видеть в нем, может быть, великого проповедника, великого администратора, великого математика, но на беду, провидение дало нам в нем великого Поэта".

Пушкин прожил 37 лет. Вяземский жил долго, видел много, всех знал и во всем участвовал. Все почти девяносто лет Петр Андреевич жил не то чтобы в оппозиции, но ни к кому не присоединяясь.

Много сходного, даже общего было в жизни Вяземского и Пушкина, во многом их судьбы повторялись. В творчестве двух лицейских друзей мне показались очень интересными два стихотворения: стихотворение «Воспоминание» А. С. Пушкина и «Жизнь наша в старости – изношенный халат» П. А. Вяземского. Привлекла общность тем стихотворений, но вместе с тем и разность философского отношения к жизни, разность настроений лирических героев. Мне захотелось сопоставить стихотворения, найти в них общие и отличительные черты.

Перед собой я поставила цель сравнить стихотворения двух лицейских друзей, написанных на одну тему, найти общие и отличительные черты.

Стихотворение «Воспоминание» и «Жизнь наша в старости – изношенный халат» принадлежат перу двух лицейских друзей – Александра Сергеевича Пушкина и Петра Андреевича Вяземского. «Язвительный поэт, остряк замысловатый, и блеском тонких слов, и шутками богатый» - так Пушкин охарактеризовал друга-поэта в одном из стихотворных посланий. Позднее Вяземский, как и большинство поэтов пушкинской поры, был отнесён к разряду второстепенных.

Пётр Андреевич был первым, кто оценил талант Пушкина. Вот что пишет он в 1815-м году Батюшкову: «Что скажешь о сыне Сергея Львовича? Чудо и всё тут. Его «Воспоминания в Царском Селе» вскружили нам голову с Жуковским. Какая сила, точность в выражении, какая твёрдая и мастерская кисть в картине. Дай Бог ему здоровия и учения, и в нём будет прок, и горе нам. Задавит, каналья!»

Перечитаем стихотворение А. С. Пушкина «Воспоминание».

Когда для смертного умолкнет шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень,

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток:

И, с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу, и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,-

Но строк печальных не смываю.

А вот стихотворение Петра Андреевича Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат».

Жизнь наша в старости - изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на нее легла тень скорби и беды,

Сердечной памятью еще живет в утрате,

Еще люблю подчас жизнь старую свою

С её ущербами и грустным поворотом,

Я холю свой халат с любовью и почетом.

Эти два стихотворения разделяет почти полвека. Стихотворение Пушкина написано в 1828 году, когда автору было 29 лет. Вяземский написал своё стихотворение в промежутке между 1875 – 1877 годами, то есть в зрелом (82 – 84г.) возрасте. Известно, что стихи являются прямым отражением настроения автора, передают душевные оттенки его жизни.

Каким же был для Пушкина 1828 год? Это был сложный период в личной жизни поэта, сложный период взаимоотношений его и власти. Продолжается давнее следствие по поводу свободолюбивого стихотворения «Андрей Шенье», где Пушкина обвиняли в крайних революционных взглядах, появляется смелая, преступная с точки зрения официальной церкви поэма «Гавриилиада». Департамент гражданских и духовных дел обвиняет Пушкина в издании «прежде дозволения цензуры» своих стихотворений. 18 августа 1828 года столичный генерал - губернатор Голенищев - Кутузов предписал обер-полицмейстеру: “известного стихотворца Пушкина обязать подписке, дабы он впредь никаких сочинений, без рассмотрения и пропуска оных цензурою, не осмеливался выпускать в публику под опасностью строгого по закону взыскания, и между тем учинить за ним безгласный надзор”. Пушкин вынужден был дать унизительную подписку, явно определившую его “новый статус”. Всё это не могло не сказаться на поэте, ощущавшем себя совершенно одиноким.

Вяземский в старости лет остался почти один – не осталось почти никого из друзей юности. Он всегда смиренно довольствовался ролью поэта второстепенного, не смея претендовать на лавры Жуковского, Пушкина. «Как писал я, потому что писалось: так и жил я, потому что жилось», - говорил о себе Пётр Андреевич, восхищаясь «подвижничеством» своих друзей. Последние годы его жизни протекали монотонно и однообразно: «Теперь поздно и рано. Поздно – потому, что железо остыло, а должно ковать его, пока оно горячо, пока не развлеклось оно новыми именами, новыми предметами. Рано – потому, что не настала ещё пора, когда старое так состарится, что может показаться новым и молодым» - так писал он о предложении написать мемуары. Пётр Андреевич, действительно, с каждым годом становился всё более одиноким. Один за другим уходили его друзья, а он оставался старожилом, пережившим свою эпоху.

Вяземский страдал длительной бессонницей, хандра стала одной из главных тем его поздних стихов. Нервное заболевание Вяземского усугублялось смертями родных (умерли восемь из девятерых его детей), одиночеством, забвением его как поэта. Несмотря на это, темы его позднего творчества были разнообразны: от пейзажной и философской лирики до политических и сатирических стихов. Вяземский называл себя «мыслящим поэтом». Он скончался 10 ноября 1878 года в Баден-Бадене, не дожив всего несколько недель до выхода первого тома своего собрания сочинений – «выставки жизни своей». Когда-то он написал: «моя речь ещё впереди: стоит только дождаться удобного часа, а он пробьёт уже без меня, но пробьёт». Час этот пробил, и всем нам пора вспомнить забытые имена из далёкого нашего прошлого, среди которых и имя князя Вяземского

Перейдём к сравнению этих стихотворений. Оба стихотворения можно отнести к философской лирике, так как в них напрямую поднимаются вопросы смысла жизни, её значимости для человека.

Стихотворение Пушкина – лирическая пьеса – признание, откровение. В своем окончательном печатном варианте «Воспоминание» содержит 16 стихов. В черновом варианте стихотворения было еще 20 строк, которые при публикации Пушкин отбросил. В них раскрывалось точное до деталей содержание воспоминаний, давались намеками указания реальных прототипов. Отбросив эти подробности, Пушкин сделал свое стихотворение более обобщенным и философски общезначимым.

Стихотворение Вяземского, как и Пушкина, тоже обладает лиризмом, так как больше всего внимания в нём уделяется именно описанию чувств лирического героя.

Временным и смысловым фоном пушкинского произведения является атмосфера ночи, создающая колорит лирического повествования. Ночь для поэтов-философов – это главное условие углубленного познания мира и самого себя. Такой она часто бывала в философских пьесах немецких романтиков и русских любомудров. Ведь не случайно требование философской поэзии с особой силой прозвучало именно после 1825 года. В годы трагической переоценки ценностей, в переломные для русской культуры годы для всякого независимого ума, мучительно искавшего выход из неразрешенных и неразрешимых противоречий жизни, оставался едва ли не единственный достойный путь: уйти с поверхности в глубину, начать работу исследования, углубленную работу познания и самопознания. Это становится общим сознанием для большинства русской интеллигенции. То, что Пушкин прямо не выступал с требованием «поэзии мысли», дела не меняет. Это в нем жило, это было его внутренним убеждением и стремлением и именно потому нашло отражение в его творческих исканиях.

Стихотворение «Воспоминание» обращено к внутренней жизни человека, насыщено углубленным психологизмом. «Воспоминание» - это поэзия мысли, и вместе с тем это стихотворение углубленно-психологическое. Обратиться к воспоминаниям лирическому герою легче ночью, когда «умолкнет шумный день», когда «наляжет ночи тень». У Пушкина ночь существует во времени и со своими приметами: она не просто есть, она наступает, она в движении, читатель едва ли не видит её - «полупрозрачная наляжет ночи тень». У Пушкина ночь не только условие для познания самого себя, но и нечто самоценное. Она существует и сама по себе, становясь чем-то материальным. Все эти особенности придают живую теплоту и конкретность признанию лирического героя, которое составляет содержание стихотворения.

В стихотворении Вяземского нет указания на конкретное время, воспоминания проходят чередой, они нахлынули, увлекли, погрузили в прошлую жизнь.

Пушкин и Вяземский поднимают проблему прошедшего, проблему воспоминаний. Но отношение к этим воспоминаниям у них совершенно противоположное. Остановимся на этом подробнее.

«Длинный свиток» воспоминаний у Пушкина не доставляет радости и наслаждения, потому что он исполнен всего того, что герой хотел бы забыть, вычеркнуть из своей жизни:

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слёзы лью

Может, именно поэтому они приходят к нему ночью, когда дневные заботы перестают отвлекать и не дают забыться. Лирический герой Пушкина испытывает отвращение к своему прошлому: он совершил много ошибок, он стыдится своих поступков, но он и не может отречься от былого, не может ничего изменить:

Но строк печальных не смываю.

Всё прошлое – это его прошлое, хотя и не особо приятное. «Строки» -метафора, обозначающая его прошлую жизнь. В «часы томительного бденья» в нём горят «змеи сердечной угрызенья». Это совесть – строгий судия, лучший ориентир в его жизни. Она не даёт ему покоя, она движет целую череду «тяжких дум», подавляет тоской его ум. И хотя это воспоминание «безмолвно», оно настолько сильно, что заставляет героя трепетать и проклинать прошлую жизнь.

В стихотворении Петра Вяземского использована развёрнутая метафора: жизнь – халат. Халат у него и есть символ жизни, «халат изношенный» - символ жизни в старости. Как относится к ней лирический герой? В отличие от героя Пушкина, он дорожит этой жизнью, для него, уже состарившегося и вспоминающего свою жизнь, даже грустные события былого имеют прелесть:

Ещё люблю подчас жизнь старую свою

С её ущербами и грустным поворотом

Потери и грустные повороты жизни не расстраивают его, ведь они тоже являются частью его жизни, поэтому он дорожит ими, как боец дорожит своим простреленным в бою плащом. Герой стихотворения тоже немного «совестится» («и совестно носить»), угрызается за какие-то моменты жизни, но сама жизнь для него ценнее («жаль оставить»), ведь она своя. Герой по-философски мудро понимает, что сейчас нельзя её переписать заново, проиграть набело, а нужно принять, как брата. Для него «чернила» жизни куда ценнее дорогих узоров, ведь всё пережито лично, прочувствовано лично и составляет богатейший багаж. Вяземский выражает благодарность за свою жизнь:

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью ещё живёт в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.

Как у Пушкина, так и у Вяземского в стихотворении просматривается мотив Поэзии: герой Пушкина остаётся верен «печальным» строкам, а герой Вяземского бережёт на своём халате «отпрыски пера», которые знают и «светлую радость», и «облачную печаль», и «помыслы», и «таинства», и «быль». Поэзия всегда для поэтов была искренним выражением всех радостей и печалей. Достаточно прочитать всего несколько сочетаний, чтобы убедиться, как творчество много значило в их жизни.

В стихотворении Вяземского, в отличие от пушкинского, нет столь мучительных раздумий лирического героя:

И на неё легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.

Герой утверждающе смотрит на прошлое, даже в грустном, трагичном он смог увидеть прелесть, так как в нём «отзыв наш родной», «сердечная память». Эти противоречия памяти души и реальной жизни великолепно подчёркивает оксюморон: «прелесть грустная», «дневной закат». Кажется, что чем больше жизненных перипетий, тем дороже эта жизнь для лирического героя:

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почётом.

Лирический герой Вяземского принимает жизнь полностью: для него имеют значение не только радости и победы, но и утраты, «и жалобы и пени». Для его старческого сознания любая страница молодости приятна для перечитывания. Герой же Пушкина испытывает не тихую радость, как у Вяземского, а накал эмоций. Он не может ничего изменить, и напрасны все его проклятья, жалобы и слёзы. Его состояние ярко выражено в стихотворении. У Вяземского тоже присутствует мотив невозвратимости утраченного и невозможности что-либо переделать: «Нельзя нас починить и заново исправить». Но прошлое вполне заменяет лирическому образу автора будущее и настоящее, он говорит о нём, используя тёплые, нежные эпитеты: «отзыв наш родной», «сердечная память», «светлая радость», «облачная печаль». В таких эпитетах выражается лёгкость воспоминаний лирического героя Вяземского.

Герой стихотворения Вяземского как никто близок своему автору. Впрочем, Пётр Андреевич мало обращал внимания на «подарки судьбы»: «На долгом веку моём был я обстрелян и крупными похвалами и крупною бранью. Всего было довольно. Выдержал я испытание и заговора молчания, который устроили против меня. Я был отпет: кругом могилы моей, в которую меня живого зарыли, глубокое молчание. Что же? Всё ничего. Не раздобрел, не раздулся я от первых, не похудел – от других. Натура одарила меня большой живучестью и телесною, и внутреннею. Это может быть досадно противникам моим. Я здоров своим здоровьем и болен своими болезнями. Чужие не могут придать мне здоровья, не могут со стороны привить мне и недуги. Злокачественные поверия и наития бессильны надо мною».

Для пушкинского лирического героя воспоминания – тяжёлый груз, от которого он не в силах избавиться. В прошлом он не находит «светлой радости», и грусть, приходящая к нему из прошедшего, далеко не светла. Прошлое мешает ему в настоящем, возвращаясь бессонными ночами и мучая его. Как близки эти чувства самому Пушкину, получившему от жизни множество горестных ощущений. Именно в отношении к воспоминаниям и заключается главное различие стихотворений Пушкина и Вяземского.

Обратим внимание на художественные особенности обоих стихотворений. Язык стихотворения «Воспоминание» - это в большой мере язык «державинский», язык высокого звучания. Ю. Н. Тынянов называл такой язык «изысканно-архаическим». Книжно-приподнятые слова, слова «традиционно - витийственные» («смертного», «немые стогны града», «умолкнет», «томительного бденья» - вот выразительные приметы этого языка, который должен выразить не просто мысль, а мысль философскую, обобщенную. У Пушкина архаизмы кажутся более «предметными» и почти вовсе не отвлеченными. Они предметны даже не сами по себе - это-то вообще едва ли возможно, - а потому, что они всегда попадают в предметный контекст. В таком контексте они словно оживают, конкретизируются, вбирают нечто в себя от вещественного. Так, «немые стогны града» у Пушкина воспринимаются именно потому, что они немые в своей относительной конкретности. Использование архаизмов в стихотворении подчёркивает серьёзность переживаний героя. «Полупрозрачная ночи тень» - этот эпитет, на мой взгляд, вызывает ассоциации с белыми ночами Петербурга, и мы словно видим место действия.

Метафоры, употреблённые Пушкиным в стихотворении, достаточно эмоциональны и экспрессивны: «горят во мне змеи сердечной угрызенья», «мечты кипят», «тяжких дум избыток». Они передают переполненность героя чувствами; при внешнем бездействии в нём кипит сложная, нередко мучительная духовная жизнь. Метафора «свиток воспоминанья» передаёт, как мысли о прошедшем посещают героя; его внутренний взор уходит во всё более отдалённые дни и не может остановиться на чём-то радостном – все воспоминания вызывают горечь, стыд, отвращение к себе.

Метафоры у Пушкина носят особенный характер. Они более свободны: они не есть готовый символ философского или иного значения, они не направляют поэтический рассказ, а, как правило, возникают как бы непроизвольно, очень органично, по ходу поэтического раздумья. Так это, в частности, и в интересующем нас стихотворении «Воспоминание».

Ещё более поэтичным кажется стихотворение Вяземского. В нём использовано огромное количество художественных средств. Как очаровывают нас его эпитеты: «светлая радость», «облачная печаль», «грустный поворот», позволяющие по-другому относиться к своей жизни, пусть даже и имеющей ошибки. На некую уступчивость героя перед своей судьбой указывает оксюморон: «прелесть грустная», «дневной закат». Сколько смысла несут точные сравнения: «как с братом брат», «как боец свой плащ», в них верность, преданность своей жизни, осознание её самоценности. Всё стихотворение Вяземского наполнено метафорами, имеющими широкие и значительные обобщения: лохмотья жизни – перипетии жизни, чернила – горести, отпрыски пера – память жизни. Всё это не самоцель автора, а свидетельство высокого таланта, таланта лирика и философа.

Рассмотрим метрику стихотворений. Стихотворение А. С. Пушкина «Воспоминание» не разбито на четверостишия и состоит из 16 стихов, которые легко делятся на катрены. Стихотворение Вяземского состоит из шести четверостиший, чётко отделённых пробелами. Обращает на себя внимание и тот факт, что пушкинское стихотворение – это одно сложное предложение, начинающееся с придаточного времени и условия. И это не случайно: горестные воспоминания не доставляют удовольствия лирическому герою, и он «выплёскивает» их сразу, на одном дыхании, в едином порыве высказаться. Герой Вяземского наслаждается своими воспоминаниями, поэтому произносит множество предложений – признаний. В обоих стихотворениях использованы сложные синтаксические конструкции, включающие и обособленные члены предложения. На это указывает и большое количество различных знаков препинания (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие).

В мелодии стиха, особенно в звучании первой строки, у Пушкина и Вяземского можно легко услышать совершенное сходство. Оба стихотворения написаны ямбом. В первой строке у Вяземского есть спондей (удвоенный ударный слог): «Жизнь наша в старости – изношенный халат». Как Пушкин, так и Вяземский используют перекрёстную рифмовку (авав). У Пушкина каждая вторая и четвёртая строки в четверостишии написаны пятистопным ямбом, а у Вяземского – шестистопным. В обоих стихотворениях одинаково чередуются мужские и женские рифмы.

Вяземский и Пушкин – два гениальных поэта, оставивших золотое наследие русской литературе и мировой культуре. Изучив биографии двух поэтов, ознакомившись с их стихотворениями, я пришла к выводу, что между ними было много схожего. Одинаковыми оказались жизненные трудности, вызванные сложными отношениями с властью, одинаковыми были и проблемы, связанные с изданием их произведений. Оба поэта почувствовали опалу со стороны царя.

Пётр Андреевич, восхищаясь талантом Пушкина, не раз пенял ему за незаконченность многих его творений. Между тем князь очень дорожил мнением Александра Сергеевича о своём творчестве. Именно ему первому прочёл он написанную им биографию Фонвизина и был счастлив одобрительным отзывом своего друга: «день, проведённый у меня Пушкиным, был для меня праздничным днём».

Анализируемые стихотворения показывают, что их лирические герои по-разному относятся к своему прошлому, по-разному оценивают свой жизненный багаж. Герой Пушкина преисполнен тяжких дум, испытывает угрызения совести, подавлен тоской. Нет света в его жизни, как и не было его в жизни самого Пушкина. Лирический герой есть отражение душевного состояния поэта в конце двадцатых годов. Пушкин долго не мог оправиться от ощущения боли за гибель своих друзей после участия их в восстании на Сенатской площади, тяжким грузом на его плечах лежали и проблемы с царской цензурой, мучило его и недоброжелательное отношение высшего общества, начавшего травлю поэта. Всё это и нашло отражение в стихотворении.

Лирический герой Вяземского – человек, по-иному смотрящий на трудности жизни. Он умеет мудро отнестись к болям и бедам, он ценит жизнь в самой её сути, он трепетно относится к каждому моменту. И это тоже не случайно. Слишком много потерь пережил Вяземский: потери детей, родных и близких, друзей. Во время панихиды по Александру Сергеевичу Вяземский и Жуковский положили в гроб свои перчатки. Затем Пётр Андреевич покинул церковь и разрыдался. Люди, знавшие его, были поражены этим. Пожалуй, это был единственный случай, когда этот часто надменный и холодный человек, всегда скрывавший свои чувства под маской иронии, дал волю слезам. Позже никто и никогда не видел их Вяземский тяжело переживал гибель Александра Сергеевича: «Пушкин был не понят при жизни не только равнодушными к нему людьми, но и его друзьями. Признаюсь и прошу в том прощения у его памяти, я не считал его до такой степени способным ко всему. Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого, скрытого самоотвержения». После гибели Пушкина в стихах Вяземского появляются мотивы одиночества и тоски о прошлом.

В целом, эти стихотворения двух лицейских друзей – две стороны, два разных взгляда на жизнь. Один – резкий, бескомпромиссный – у молодого Пушкина, другой – логичный, мудрый - у зрелого Вяземского. Оба взгляда верны и оправданны.


Михаил Юрьевич Лермонтов, являясь человеком особенным, одаренным острым, думающим умом, ясно видел то огромное расстояние, что отделяло его от всего остального общества 19 века. В свои 26 лет Лермонтов смог очень глубоко познать человеческую душу, он смог понять мир вокруг него, но сам остался не понят никем. Это недопонимание, постоянное духовное одиночество нашло отражение в творчестве поэта, став одним из основных мотивов его лирики. Стоит отметить, что эта тема у Лермонтова, будучи романтической, раскрывается с двух сторон, как в стиле Байрона, так и в его собственном.

Например, стихотворение "И скучно и грустно...":

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Любить.., но кого же? на время- не стоит труда, &񗝘А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно...

Что страсти - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

Лирический герой его стихотворений, не находя удовольствия в общении с другими людьми, тяжко ощущая всё лицемерие и мелочность их характеров, презирает остальное общество и старается от него отделится, при этом понимая всю тщетность одинокого существования.

Это вызывает еще большее негодование и озлобленность героя.

Похожее виденье одиночества представлено в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...":

Выхожу один я на дорогу;

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и пока!

Я б хотел забыться и заснуть!

Герой, презирая мирские радости и наслажденья, самовольно обстрагируется от остального мира, предпочитая не заводить каких-либо крепких отношений, обрекая себя на одиночество. И поэтому, не имея близких людей, лирический герой с логической точки зрения не видит в жизни какого-либо смысла.

Но вот в стихотворении "Стансы" лирический герой отдаляется от мира и остается один не по собственной воле, но волею судьбы. Он полон жизни, он чувствует и любовь, и страдание, но все же он одинок.

Мне любить до могилы творцом суждено!

Но по воле того же творца

Всё, что любит меня, то погибнуть должно

Иль, как я же, страдать до конца.

Так точно и я под ударом судьбы,

Как утес, неподвижен стою,

Но не мысли никто перенесть сей борьбы,

Если руку пожмет он мою;

Я не чувств, но поступков своих властелин,

Я несчастлив пусть буду - несчастлив один.

Вот пример из стихотворения "Пусть я кого-нибудь люблю":

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно;

Враждебной силою гоним

Я тем живу, что смерть другим:

Живу - как неба властелин -

В прекрасном мире - но один.

В итоге, мотив одиночества был очень близок М.Ю.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.