Возникновение независимых государств в латинской америке. Независимость латинской америки

Вариант 1

А1. Какое событие произошло во Франции в 1804 г.?

провозглашение империи;

война с Россией;

разгром французско-испанской эскадры у мыса Трафальгар;

заключение мира с Англией.

А2. Какое знаковое политическое событие происходило в период с сентября 1814 по июнь 1815 гг., участниками которого были европейские страны?

подписание Тильзитского мира;

работа Венского конгресса;

сражение при Ватерлоо;

освобождение Греции.

АЗ. Какая страна раньше других встала на путь промышленного переворота?

А4. Какая новая отрасль промышленности появилась в первой трети XIX в.?

приборостроение;

самолетостроение;

машиностроение;

судостроение.

А5. Кто изобрел первый автоматический станок?

Г. Модели 2) Ж.-М. Жаккард;

И. Зингер;

А.-Ж. Мартен.

А6. Какие города связала первая железная дорога?

Ливерпуль и Манчестер;

Стоктон и Дарлингтон;

Лондон и Ливерпуль;

Лондон и Манчестер.

А7. Как назывался художественный стиль, сформировавшийся в начале XIX в., характерными чертами которого являются лаконичность, монументальность, спокойствие и величие?

романтизм;

импрессионизм;

Коалиция.

Интервенция.

Экспансия.

Профсоюзы.

А) организации, созданные трудящимися на предприятиях для коллективной защиты своих интересов: борьбы за повышение зарплаты, улучшение условий труда, сокращение продолжительности рабочего дня;

Б) союз государств для ведения совместных действий;

В) военное вмешательство извне в дела независимого государства с целью изменения его политического строя;

Г) расширение сферы господства какой-либо страны над определенными территориями;

Д) самостоятельный выбор народом своей судьбы и пути развития

В2. Что общего между терминами, образующими логический ряд, и какой термин в нем лишний?

Трест, концерн, синдикат, империализм, картель.

ВЗ. Расположите в хронологическом порядке исторические события, произошедшие в Европе в первой половине XIX в.

восстание рабочих в Лионе;

Б) Отечественная война;

Франко-прусская война;

Г) движение чартистов в Англии.

Тест 1. Строительство новой Европы (итоговый за I четверть). 8 класс.

Вариант 2

А1. Как называлось первое независимое государство в Латинской Америке?

Венесуэла;

Аргентина;

Колумбия.

А2. Когда произошло провозглашение Германской империи?

АЗ. Кто командовал французами во время военного похода на Россию?

Наполеон Бонапарт;

Луи Филипп;

Наполеон III;

А4. Какие организации создавались трудящимися на предприятиях для коллективной защиты своих интересов: борьбы за повышение зарплаты, улучшение условий труда, быта?

профсоюзы (тред-юнионы);

коалиции;

А5. Когда произошло восстание лионских ткачей?

в 1831, 1834 гг.;

в 1832, 1835 гг.;

в 1833, 1836 гг,;

в 1834, 1837 гг.

А6. Массовый слой наемных работников, сложившийся в результате промышленного переворота:

пролетарии;

ремесленники;

лендлорды.

А7. Какой символ индустриальной эпохи XIX в. был установлен во Франции?

Троянская колона;

Эйфелева башня;

Александрийский столп;

В1. К каждому вопросу подберите правильный вариант ответа. Заполните таблицу: в верхнюю строку поставьте номер термина, а под ним - букву соответствующего определения.

Эмансипация.

Синдикат.

объединение, занимавшееся совместным сбытом продукции;

Б) отмена в ограничениях, уравнивание в правах женщин и мужчин;

объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы;

Г) особая стадия в развитии капитализма;

Д) машины для всех.

В2. Какие государственные деятели участвовали в данных исторических событиях? Заполните таблицу: в верхнюю строку запишите номер события, а под ним - букву соответствующего деятеля.

Глава Северогерманского союза.

Политик, возглавлявший правительство Парижа в марте 1871 г.

Ученый, впервые применивший термин «анархизм».

Б) Шатобриан;

Вильгельм I;

Г) К. Маркс;

Д) Прудон.

Если домашнее задание на тему: » Контрольная работа по всеобщей истории за 1 четверть в 8 классе оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      График контрольных работ по окружающему миру В 4 - «Б» классе На 2014- учебный год По итогам 2015-2014 учебного года. На конец 2015-2014 учебного года в начальной школе обучалось 178 ученика. В течение учебного года выбыли Фамилия, имя, отчество: Якубжанова Мухабат Миртемировна Место работы: МБОУ СОШ №41 пос. Новогорный Озерского городского округа Челябинской области. Должность: учитель начальных классов. Кроссворды Фамилия, имя, отчество: Якубжанова Мухабат Миртемировна Место работы: МБОУ СОШ №41 пос. Новогорный Озерского городского округа Челябинской области. Должность: учитель начальных классов. Кроссворды МБОУ «Каратузская СОШ» План работы ФСК «Единство» и объединений ДО На зимних каникулах 2014- учебного года

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

B конце XVlIl - иачале XIX в. сложились исторические условия для подъема освободительного движеиия в Латииской Америке. Развитие революционных процессов ускорилось в результате Великой французской революции.

Прямым откликом на нее явилась революция негров-ра- бов на острове Гаити (1791 - 1803), выдающимся деятелем которой стал бывший раб Туссен Лувертюр. B результате этой революции, которая вспыхнулав 1791 г. во французской колонии Сан-Доминго (западная часть острова), была провозглашена независимость, отмеиено рабство, установлено равноправие граждан. Новое государство, которое включало и освобожденную от испаицев восточную часть острова, приняло в 1804 г. название Гаити.

Победа революции на Гаити нанесла серьезный удар колониальной системе и способствовала подъему освободительного движения в Центральной и Южной Америке. Независимое гаитянское государство оказало военную помощь борцам за независимость в Латинской Америке.

Предпосылки Войны за независимость в испанских колониях. Кризис испанской колониальной системы, начавшийся в последней четверти XVIII в., еше более обострился к началу XIX в. иПереросв национально-освободительную буржуазную по историческому содержанию революцию - Войну за независимость.

Французская буржуазная революция, а затем наполеоновские войны ограничили торговые связи колоний с метрополией и способствовали углублению кризиса колониальной экономики. Испания оказалась вовлеченной в разорительные войны с Англией, что нанесло сокрушительный удар испанской колониальной торговле. Разгром англичанами испанского флота, действовавшего совместно с французским при Трафальгаре в 1805 r., почти полностью прервал связи Испании с колониями. O сокращении торговли можно судить по данным о торговом обороте крупнейшего порта Веракрус в Мексике: в 1802 г. в этот порт прибыло 148 испанских судов, в 1803 г. - 27, в 1806 г. - 8. Экспорт из Веракруса сократился более чем в 7 раз, импорт из Испаиии - в 3 раза. B период войн начала XIX в. Испания оказалась неспособной сохранять экономический и политический контроль над своими колониями. Существенный урон плантационному хозяйству американских колоний нанесло сокращение работорговли в результате Французской революции и наполеоновских войн.

Экономический кризис еще больше обострил противоречия в американских колониях Испании. Креольские плантаторы и владельцы рудников окончательнолиши- лись возможности сбывать легально свою продукцию за границу и покупать промыш- ленныетовары; резко выросла контрабандная торговля с Англией.

B последнем десятилетии XVIII в. наблюдался рост оппозиционных настроений среди креолов. Наиболее влиятельной социальной силой креольского движения стали помещики и интеллигенция. Буржуазные элементы были еще слабы; они были представлены выросшей торговой буржуазией, которая разбогвтела на посреднической торговле с метрополией и на контрабанде. Эти слои буржуазин были тесно связаны с креольскими плаитаторами и латифундистами.

Огромное влияние на формирование идеологии креольских революционеров оказали Война за независимость североамериканских колоний и Великая французская революция. B испанских колониях были широко распространены произведения французских просветителей, особенно Руссо. ГорячиАотклик находили среди молодых креолов идеи равенства и народного суверенитета. B своей антииспанской пропаганде креольские революционеры широко использовали документы Французской революции. B 1794 r. выдающийся деятель освободительного движения в Новой Гранаде Антонио Нариньо перевел на испанский язык и издал «Декларацию прав человека и гражданина». По всей Испанской Америке возникали тайные креольские организации, ставнвшие своей целью подготовку заговора и свержение испанского колониального гнета.

Однако подавляющее большинство креольских революционеров боялось массового народного движения и делало главную ставку на помощь извне. Наиболе*" полное выражение революционные настроения креолов того времени нашли в деятельности Франсиско Миранды - одного из руководителей освободительного движения в Венесуэле.

ФрансискоМиранда (1750-1816) быі выходцем из богатой креольской семьи. Избрав военную карьеру, он в 30 лет получил чин полковника. Дальнейшее продвижение по службе было для него закрыто из-за его креольского происхождени* B 80-е годы, находясь на Кубе, он пыталсо установить контакты с креольскими сепаратистами в других колониях Испании. Ol- нако его деятельность была раскрыта, иов был выиужден бежать в США, а затеи в Англию, где вел переговоры о закупке оружия и посылке добровольцев в Америку для борьбы против Испании, за независимость испанских колоний. B 1786 г. вп* исках поддержки Миранда прибыл в Россию. Екатерина II, стремившаяся к расшт рению владений России на Тихоокеанское побережье Америки, с пониманием отнас лась к миссии Миранды и оказала ему материальную поддержку. Начавшакс* русско-турецкая война (1787-1791) нос ложнение международной обстановки") Европе не позволили русской императрице осуществить свои планы в отиошении Америки.

После отъезда из России Миранда Hfr правился во Фраицию и в качестве генерала революционной армии в период пребывания жирондистов у власти принял учас невборьбе против коалиции европейских іержав. Он надеялся, что, отразив внешне· #врага, Французская республика окажет «омощь американским колониям в их борь- бе за независимость. C 1797 по 1805 г. Миранда находился в Англии, добиваясь у английского правительства средств и оружия Ш осуществления военной экспедиции B Венесуэлу. B 1805 г. во главе отряда волон- NpoB Миранда на кораблях английского флота совершил рейд к берегам Венесуэлы изахватил крепость Коро. Однако появле- Иеотряда Миранды на английских кораб- № не встретило поддержки населения, фанившего память о нападениях англичан Кпобережье и их расправах с мирными жителями. Обращение Миранды с призывом поднять восстание осталось без ответа. Миранда был вынужден оставить Kopo и отплыть в Европу.

Еще большее разочарование принесла феолам высадка английских войск на Ла- Плате в 1805 r. Захватив Буэнос-Айрес, Pi не собирались предоставлять колонии кзависимость, а объявили ее владением іиглнйского короля. Грабежи и произвол, чинимые англичанами, привели к восста- іню населения, возглавленному креолами. Bl807 г. англичане были вынуждены эвакуировать свои войска.

Толчком к взрыву, который положил ичало освободительной войне американ- схих колоний против Испанни, послужилн ообытия в метоополии: французское втор- йние в Испанию, начало революционной освободительнои воины испанского наро- *,которая переросла в первѵю буржуаз- ^революцию. B этой обстановке креодь- (ie революционеры провозгласили себя іротивниками посаженного Наполеоном а испанский престол Жозефа Бонапарта сторонниками находившегося во фран- QfKKoM плену Фердинанда VII, сына свер- tyToro испанского короля Карла IV. Они пссчитывали на то, что в новых условиях мисимост"ь от Испании будет номиналь- юйиони смогут прийти к власти без реши- кльнойборьбы, путем компромисса. Представители наиболее умеренного крыла готовы были довольствоваться автономией юлоний в рамках испанской монархии.

Однако первые шаги революционного фштельства Испании - Севильской Центральной Хунты, которая провозгласила равноправие креолов с жителями Испании и объявила колонии составной частью испанского государства, глубоко разочаровали креолов. B представительном органе (кортесах) колониям с их 15-миллионным населением креолам было предоставлено всего 9 депутатских мест, в то время как представители метрополии, насчитывавшей 12млн., получили 36 мест. Несмотря на свое недовольство, основная масса креолов не помышляла о политической независимости. Однако в 1808-1809 гг. во многих городах произошли вооруженные выступления против испанских властей, которые возглавляли наиболее радикальные деятели креольского движения. Эти еще разрозненные выступления были подавлены испанскими властями.

Начало Войны за независимость в Латинской Америке. Ee основные этапы. B 1810 г. в крупнейших центрахЛатинской Америки вспыхнули восстания против испанского колониального гнета и были созданы временные революционные правительства - хунты, сместившие испанскую администрацию. Эти события послужили началом Войны за независимость испаи- ских колоннй в Амернке (1810-1826).

Освободительное движенне развернулось на огромной территории от границ США до Огненной земли. B различных районах испанских колоний движение за независимость имело свои особенности. Можно выделить три основных района:

I. Мексика и Центральная Америка. B этом районе центром освободительной борьбы являлась Мексика, где особенно ярко проявился народный характердвнже- ния, и на сторону борцов за независимость с первых дней стали народные массы, в том числе индейское крестьянство.

II. Северная часть Южной Америки. Главными центрами борьбы здесь были Венесуэла и Новая Гранада (Колумбия). Первоначально освободительное движение не имело здесь достаточно шнрокой массовой базы, одиако впоследствии его поддержали народные массы н отсюда началось освобождение центральных районов Южной Америки - Эквадора и Перу.

III. Южная иалт1 - континента - Ла- платский район (территория Аргентины, Уругввя и Парагвая). Здесь освободительная борьба протекала в сложных условиях из-за возникших острых противоречий B самом революционном лагере и междоусобной борьбы между сторонниками федерализма и унитаризма.

B ходе Войны за независимость выделяются два периода:

1. 1810-1818 годы - первые годы войны, когда была провозглашена независимость большинства бывших колоний и на их месте созданы независимые республики. Ha этом этапе креольским революционерам не удалось привлечь на свою сторону народные массы, что предопределило временное поражение революционных сил на большей части территории бывших колоний.

2. 1819-1826 годы - второй период. Освобождение территории Центральной и Южной Америки от испанских войск; образование независимых республик на всей территории испанских колоний, кроме Кубы и Пуэрто-Рико.

Ha первом этапе освободительной войны одним из важнейших центров революционной борьбы стала Венесуэла. 5 июля 1811 г. созванный в Каракасе Национальный конгресс провозгласил независимость страны. B конце года после принятня конституции Венесуэла стала республикой. B политической жизни страны большую роль играло «Патриотическое общество», созданное pe- волюционерами-креолами наподобие якобинского клуба. Это общество возглавил Ф. Миранда, вернувшийся из эмиграции. Среди активных его участников выделялся молодой офицер Симон Боливар.

Симон Боливар (1783-1830) проис- ходнл из знатной креольской семьи. Рано лишившись родителей, он был отправлен в Европу для получения образования. Годы, проведенные Боливаром в Европе, совпали с бурными событиями, связанными с приходом к власти Наполеона Бонапарта. Находясь во Франции, Боливар глубоко проникся идеями Французской революции, стал убежденным республиканцем. После возвращения на родину он примкнул к освободительному движению, принял активное участие в событиях 1808-1810 гг. Широко образованный человек, блестящий оратор и публицист, он обладал также незаурядным полководческим талантом и сыграл огромную роль в освободительном движении испа* ских колоний в Америке.

Путь к победе был тяжелым и тернистым. Ha первом этапе революции креол* ские сепаратисты, возглавившие освобоДР тельное движенне, стремились свести зам чи войны к отделению колоний от Испаил и ликвидации ограничений, мешавших иі экономическому развитию. Аристократи* ская верхушка креольского общества стре милась не допустить перерастания борьв» за независимость в социальное движепі народных масс. Bce это крайне отрицателн но сказалось на ходе освободительно борьбы и предопределило временное пор» жение революционных сил. B 1812 г. в ре зультате наступления испанских войск п» ла первая Венесуэльская республика. Бо ливар направился в Новую Гранаду, r* после провозглашения независимость (20 июля 1810 г.) была создана Конфеі рация Соединенных провинцнй Новой Гр» нады. Опираясь иа поддержку новогранад- ской армии, Боливар, назначенный главм командующим, совершил поход в Венесуэлу, закончившийся в 1813 г. созда второй Венесуэльской республики Ц813- 1814).

Мододая республика была очень ш бой. Она не имела соедств и оружия дВ отпора нспанской экспедиоионной армя Главная же причина слабости состояв в том, что креольских революционеровй поддерживали народные массы - индеІ скнекрестьяне, метисы, мулаты, негры и бы, которые видели в креолах СВОИХ №1» средственных угиетателей. Испанцам ув лось привлечь на свою сторону крестьяИг пастухов льянерос, живших в долине pen Ориноко, и часть негритянского населенні Предводитель этих отрядов бывший испа» ский контрабандист Бовес искусно испом зовал ненависть цветного населения ккр» ольским помещикам. Вторая Веиесѵэ.іь- ская республнка была разгромлена, лишь на северо-востоке страны действовала пр тив испанцев партизанская армия.

Переход к войие по-революционноир Освобождение Колумбии. После тяжел»(поражений креольские руководители осо» нали необходимость включить в свою пр» грамму социальные требования в интер» cax народных масс: прежде всего речьшл об отмене рабства и о земле. K этому выю-

у пришел Симон Боливар, находясь в миграции. B его знаменитых «Письмах Ямайки» (1815) изложена новая программа освободительного движения, в jropofi предусматривалась борьба за отмену рабства, наделение землей co- UT освободительной армии.

B 1816 г. созданная Боливаром на ктрове у берегов Венесуэлы революци- йшая армия вступила в Венесуэлу и наша поражение испанским войскам. 8 ее составе герончески сражались ин- «йские крестьяне, негры-рабы, которые получали свободу, сражаясь в осво- йтельной армии. Многие из них ста- i-, офицерами и получили высшие на- уады республики. B 1819 г. Боливар к главе освободительной армин совер- ш поход через высокогорные перева- IU Анд в Новую Гранаду. Разгромив ис- пнские войска в битве при Бояке (1819), войска Болнвара и новогранадско- *геиерала Сантандера вступили в столи- - город Боготу и освободили всю тер- иторию страны.

B начале 1821 г. былв полностью осво- Иждена Венесуэла и восстановлена pec- тублнка. Собравшийся в городе Ангостуре ГОрод после смерти Боливара был назван Сьюдад-Боливар) конгресс объявил о co- шнии объединенного государства Вели- 4fl Колумбия, в состав которого вошли Венесуэла, Новая Гранада, Панама и по- есвоего освобождения Эквадор.

Война за независимость иа Ла-Плате. Мобождение Чили и Перу. Одновременно t развитием освободительного движения іандских странах развернулась борьба за «зависимость на Ла-Плате, осложнивша- іся внутренней борьбой между унитарн- симн.представлявшимибуржуаэию и кре- мьсмзх помещиков центральной провин- эдиБуэнос-Айрес, и федералистами, в рядах которых объединились представители дровинциальных областей, недовольных ірюилегированным положением столицы I экономической и политической жизни «граны. Базой для развития освободитель- іадвижения стала внутренняя провин- -іМендоса, где под руководством выда- мгося военного деятеля Сан-Мартина Ршасоздана освободительная армия, при- іявшая участие в освобождении Чили (1818).

B 1821 -1822 гг. на территории Перу соединились два потока освободительного движения: армия Боливара, освободившая Эквадор, и армня Сан-Мартина, наступавшая из Чили. Борьба за освобождение Перу, где сосредоточиласьсильная испанская армия, была особенно упорной и кровопролитной. Получая огромные доходы от эксплуатации серебряных рудников и в меньшей степени страдая от притеснений колониальной администрации в силу удаленности территории страны, перуанские креолы в течение длительного времени оставались в стороне от освободительной борьбы. Кроме того, после восстания Тупак Амару (1780-1783), которое было подавленос их помощью, они не могли рассчитывать на поддержку народных масс и не решались возглавить движение, хотя в 1811 - 1815 гг. повсюду в Перу происходили революционные выступления городского населения и индейских крестьян против испанского колониального ига.

B 1821 - 1824 гг. освободительная война на Южноамериканском континенте вступила в свою заключительную фазу. B 1821 г. после освобождения войсками Сан-Мартина города Лима была провозглашена независимость Перу, но значительная часть страны оставалась еще в руках испанцев. B борьбе против испанских войск помимо перуанцев участвовали новогранадские, аргентинские, чнлннские и эквадорские отряды. C 1823 г. действия освободительной армии возглавил Симон Боливар. B ходе борьбы им были изданы декреты об отмене подушной подати с индейцев, об уравнении их в правах с остальным населением, о возвращении земель индейским общинам. Это обусловило поддержку революционной армии широкими слоями населения. B то же время креольская верхушка занимала выжидательную позицию, временами склоняясь к компромиссу с испанцами.

Война за независимость в Мексике. Большим своеобразием отличалась Война за независимость в Мексике (1810-1815). Здесь освободительное движение с самого начала приняло характер массового крестьянского восстання, начавшегося под руководством сельскогосвященника Мигеля Идальго. Народные массы выступали не только против испанского колониального

ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ B ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

»ета. но и против креольских помещиков: роисходил массовый захват креольских.’нфундий, возвращение земель индей- цач. Напуганные размахом движения кремы во многих районах поддерживали ис- иниев. Нанеся ряд крупных поражений іанской регулярной армин, повстанцы занял и несколько крупных городов и по- юшли к Мехико. Однако взять столицу им e удалось. После того как Идальго был взят в плен и расстрелян, движение возгла- вил его сподвижник Xoce Морелос. B 1813 г. была провозглашена независимость Мексики, в 1814 г. прннята республн- ■анская конституция, автором которой был "■".орелос.

& 1815 г. испанцам удалось разгромить юсставших, Морелос был казнен. B Мексике был временно восстановлен колониальный режим. B 1820 г. после освобожде- ниядрутих районов континента вновь акти- мвировалась борьба в Мексике. Однако «рестьянское движение было подавлено; йорьбу возглавили теперь умеренные крео- Яы-сепаратнсты во главе с Итурбиде. По- слеизгнання испанцев в 1821 r. он, опира- ась на реакционные круги, провозгласил себя императором. Только в 1824 г. после свержения Итурбиде Мексика была ripo- ц.глашена независимой федеративной кпубликой.

Окончание Войны за независимость. Нтоги освободительной борьбы.

Bl824 г. испанские.войска потерпели ряд кжрушнтельных поражений в Перу. 9 декабря 1824 г. последняя крупная группировка испанских войск была разгромлена вбитве при Аякучо. Это сражение «... окон- лельно обеспечило независимость испанской Южной Амернке» м.

B 1826 г. было завершено освобожде- «неВерхнего Перу и провозглазлепо новое независимое государство, названное в WTb Боливара Болиап*й. B том же году іоследиие испанские войска были вытесне- кыспобережья Чили н Перу. Война испанских колоний за независимость заверши- JBCb ликвидацией испанского колониаль- »го строя на большей части территории Центральной и Южной Америки. B руках

Испании остались только Куба и остров Пуэрто-Рико.

Bo время Войны за независимость в Центральной и Южной Америке, на Кубе возникло несколько заговоров против испанских властей. Наряду с креолами в них участвовали свободные негры и рабы. Ho все попытки организации восстания против испанского господства закончились неудачей. Креолы, стоявшие во главе движения, боялись, что борьба за независимость приведет к ликвидации рабства и социальным преобразованиям, как это имело место на Гантн. Вспыхнувшее в 1812 г. на Кубе восстание негров-рабов во главе с X. А. Апонте было жестоко подавлено. Кубинские креолы стремились лишь к проведению отдельных реформ, отмене колониальных ограничений в развитии торговли и хозяйственной деятельности. B сохранении колониального строя они видели гарантию сохранения рабства. He увенчались успехом и предпринятые в 20-е годы XlX в. попытки патриотов освобождения Кубы извне, подготовка к которому осуществлялась в Мексике и Колумбии.

Ila месте прежних испанских владений на континенте были созданы независимые республики; Мексика. Соединенные Штаты Центральной Америки (впоследствии они распались на пять республик), Великая Колумбия (включавшая территорию Венесуэлы, Колумбии, Эквадора), Боливия, Аргентина, Парагвай, Ilopy и Чили. B ходе Войны за независимость оыли ликвидированы многне препятствия на пути капиталистического развития стран Латинской Америки рподушнаи подать, трудовая повинность населения в пользу испанской короны, колониальные налоги и таможенные пошлины). Было отменено сословное и расовое неравенство, запрещена деятельность инквизиции, установлен республиканский строй.

Ho Война за независимость не привела к решению аграрного вопроса. Bo всех Независимых государствах сохранились крупные латифундин. B ходе революцнн были конфискованы поместья, принадлежавшие испанцам м их сторонникам. Ho этп земли перешли в руки новой земельной аристократии, котОряя сформировалась в ходе Войны за независимость пз числа ее руководителей, особенно из среды военных.

Сохранились и поместья старой креольской знати. He было покончено с докапиталистическими пережитками в деревне (отработки, пеонаж и др.). B большинстве стран вплоть до середины века не было отменено рабство.

B политическом плане Война за независимость закончилась компромиссом между еще слабой буржуазией и новой аграрной олигархией, что крайне затруднило проведение буржуазно-демократических преобразований в латиноамериканских странах. Отдельные буржуазные реформы были проведены только во второй половине XIX в. в результате длительных и кровопролитных гражданских войн. Поэтому Войну за независимость в Латинской Америке можно рассматривать как незавершенную буржазную революцию.

Освободительное движение в Бразилии. B Бразилии на протяжении всего колониального периода происходили многочисленные восстания индейцев и негров- рабов. Восставшие рабы разрушали плантации, убивали своиХ хозяев, бежали в леса и там создавали укрепленные поселения. Созданная восставшими рабами в 1630 г. республика Палмарес просуществовала до 1697 г. Слабой стороной движения негров-рабов и индейцев было то, что они сражались изолированно друг от друга.

Начавшееся в XVII в. антиколониальное движение креолов и метисов также не было связано с борьбой индейского и негритянского населения. B XVIII в. в различных провинциях португальской колонии вспыхивали восстания против колониальной администрации с требованием ликвидации колониальных налогов и ограничений торговли и промышленной деятельности. Наиболее значительным был заговор революционно настроенных креолов в провинции Минас Жераис, во главе которого стоял прапорщик Жозе Силва Шавь- ep по прозвищу Тирадентис. Видную роль играл в нем выдающийся поэт-демократ Томас Антониу Гонзага. Участники движения выдвигали требование отделения Бразилии от метрополии н создания независимого бразильского государства. B 1789 г. заговор был раскрыт, Тирадентис и многие другие его участники казнены.

Освободительное движение в Бразилии в конце XVIII- начале XIX в. не приняло общенародного характера, однако оно свидетельствовало о нарастанни кризиса Португальской колониальной империи.

B 1808 r. во время оккупации Португалии Наполеоном королевский двор бежал в Бразилню, и с 1808 по 1820 г. Рио-дг Жанейро являлся центром португальской монархии. B этот период в колонии быі проведен ряд реформ, что дало толчок развитию экономики ряда районов и привело к некоторому подъему образовании и культуры. Однако это не смогло поло жить конец борьбе за независимость. Oc вободительное движение вспыхнуло C ио- вой силой. B ряде городов и провинций в 1810-1820 гг. была свергнута власт* португальского монарха и провозглашены независимые республикн. Слабой стороной освободительного движения была его ре· гиональная разобщенность и узость массовой базы, так как креольские руководи тели не выдвигали лозунга отмены рабг ва. B 1820 r. произошла революцм в Португалии. Стремясь сохранить престол, принц Педро был вынужден I 1821 г. провозгласить независимостьБрд зилии. Новое государство было объявлен· монархией, а сам принц стал императоров под именем Педро I.

Завоевание независимости открылок ред молодым государством путь для развя- тия капиталистических отношений, но ні становление в Бразилии происходи· очень медленно в связи с сохранением раб· ства. Серьезным препятствием для прогресса являлся монархический строй, опн равшийся на поддержку плантаторов-ра бовладельцев и крупную торговую буржуі зию. Второй этап освободительногодвижс ния - борьба за республику и отмену рабства - завершился лишь в 1888- 1889 гг.

Социально-экоиомическое развитие стран Латинской Америки в 1820- 1840 гг. B молодых независимых государ ствах, возникшнх на месте разрушенной Испанской колониальной империи еще в ходе Войны за независимость, сложился союз нарождавшейся креольской буржуазии с земельной аристократией, представленной в первую очередь военными, в руки которых перешла основная часто земель, принадлежавших испанцам и ні сторонникам.

B первые десятилетия после Войны за «зависимость во всех странах Латинской і.чгрики развернулась упорная борьба вокруг решения аграрного вопроса. B 30- 40-е годы в Колумбии, Перу, Венесуэле, Чили были изданы законы, направленные «разрушение индейских общин и насаж- киие мелкой частной собственности. Од- гако при сохранении крупных латифундий ороведение в жизнь атогазаконодательст- Иоблегчало захВат земель крупными собственниками и экспроприацию индейско- ■ крестьянства. B Аргентине, где не было дбщинного землевладения и сохранились Імьшие массивы целинных земель, была целана попытка воспрепятствовать росту фупного землевладения. Передовые представители нарождавшейся буржуазии пошали необходимость ограничения лати- ^уидизма и ликвидации докапиталистических пережитков. B 20-е годы XIX в. прези- кнтом Бернардино Ривадавией была под- ятовлена реформа, направленная на co- цаиие в стране мелких хозяйств путем кредачн свободных государственных зе- кль в пожизненную аренду мелким про- юводителям. Ho даже эта умеренная реформа, не затрагивавшая традиционных іатифундий, встретила ожесточенное co- фотивление со стороны аграрной олигар- пи и не была осуществлена. B 30-40-е ro- W передовые круги латиноамериканских стран выдвинули требование секуляриза- ини церковиых земель и ликвидации не *тронутых революцией феодальных сословных привилегий церквн, а также воен- нвЙверхушки (так называемой фуэрос), сохранившихся еще со времен колоний. Ho Вирвой половине XIX в. эти проблемы так чик были разрешены.

Важнейшим вопросом, вокруг которого развернулась борьба в первые десятилетия ікм-эавоевания независимости, была QT- киа рабства. Еще в ходе освободительной мйиы требование об отмене рабства на- кртали на своих знаменах наиболее ради- пльные и последовательные руководители освободительного движения. Однако во кех странах после завоевания независи- кости аболиционисты встретились с ожесточенным сопротивлением крупных план- таторов-латифундистов, владельцев руд- tKOB, духовенства. B результате упорной йрьбы в 1829 г. рабство было отменено в Мексике. B Венесуэле, Колумбии, Перу, Эквадоре и некоторых странах Центральной Америки рабство было отменено только в 50-е годы в результате хроропролит- ных гражданских войн.

C первых дней независимости в экономику молодых латиноамериканских республик стал интенсивно внедряться иностранный капитал. Для развитых стран Европы, и прежде всего Англии, находившейся на заключительном этапе промышленного переворота, страны Латинской Америки с их слаборазвитым мануфактурным производством представляли собой рынок для сбыта промышленных товаров и источник получения дешевого сырья.

Важнейшим инструментом иностранного проникновения в экономику Латинской Америки были иностранные займы. Быстрыми темпами возрасталавнешняя задолженность государств иностранным банкирам. Для ее погашения правительствам этих стран приходилось заключать все новые и новые займы. Уже к началу 40-х годов выплата процентов поглощала значительную часть доходов в Мексике, Аргентине, Чили, Колумбии.

Желая сохранить свои земельные владения и традиционные методы эксплуатации, земельная аристократия искала поддержки у иностранного капиталъ, который эксплуатировал природные богатства стран, способствовал деформации их экономического развития и формированию монокультурной специализации. Ha своих предприятиях и плаитациях иностранные капиталисты широко использовали докапиталистические формы эксплуатации и способствовали их консервации. Одновременно ввоз иностранных потребительских товаров препятствовал развитию местной обрабатывающей промышленности. Иностранный капитал устремлялся исключительно в банковское дело, в горнодобывающую промышленность и сельское хозяйство - отрасли, связанные с внешней торговлей. Вывоз прибылей задерживал процесс накопления капитала в самих латиноамериканских странах. Интенсивное включение в мнровой рынок было характерно для всех стран Латинской Америки; в связи с этим в середине и второй половине XIX в. особенно возросла роль внешнего фактора в развитии экономики этих стран.

Ilo характеру вкешнеэконрмических связей все страны сталн разделяться иа три группы: 1) страны с преобладающим экспортом аграрной продукцин умеренного пояса: Аргентина и Уругвай (пшеница и продукты животноводства для Западной Европы и США); 2) страны с преобладающим экспортом тропическнх продуктов: Бразилия, Центральная Америка, страны Карибского бассейна, Эквадор. Колумбия, отдельные районы Мексики и Венесуэлы (сахар, какао, хлопок, индиго) 3) страны с преобладающим экспортом полезных ископаемых и минерального сырья: Чили, Перу, Боливия.

Таким образом, для латиноамериканских стран роковыелоследствия имело то обстоЯтельство, что они добились независимости в условиях, когда вразвитыхевро- пейских странах уже полным ходом шел промышленный переворот. Отсталость латиноамериканских стран, незавершенность буржуазно-демократических преобразований предопределили их экономическую и финансовую зависимость от иностранного капитала.

XIX в. был веком бурных рево-люционных потрясений, буржуазных революций, принявших самые разнообразные форы: восста-ние, гражданская война, национально-освободительное движение. Наиболее общая причина бур-жуазных революций – потребность устранения феодального строя и его остатков. Задачи, которые призвана была решить буржуазная революция, определялись конкретными причинами той или иной страны. В одних странах важнейшей задачей было решение аграрного вопроса, в других – завоевание национальной независимости, в третьих – национальное объединение страны. Буржу-азные революции проявили черты общенационального процесса, призванного создать условия для развития капиталистического строя и передачи власти буржуазии. Однако для решения задач не-редко недоставало сил, организованности и натиска, поэтому революционное выступление терпе-ло частичное или полное поражение. И это определяло повторение буржуазных революций, ко-торые решали назревшие задачи поэтапно, как например, во Франции, где с 1789 г. по 1871 гг. произошли четыре революции, и лишь революция 1871 г. покончила с монархическим строем.

В первой четверти XIX в. произошла целая серия революций в Европе и Латинской Америке.

Колонизация стран Латинской Америки, сопровождавшаяся безудержным насилием и раз-граблением их богатств метрополиями, вызывала сопротивление коренного населения индейцев, метисов, креолов. Между тем в колониях развивалась, хотя и медленными темпами, промышлен-ность, торговля и формировался господствующий слой помещики, торговцы и священнослужите-ли. Помещики и торговцы возмущались произволом колониальных чиновников, налогами и запре-том вести торговые связи с другими странами. Лишенные земли крестьяне являлись поденщика-ми, облагаемыми тяжелей данью. В колониях не прекращалась борьба коренного населения, а также рабов против колонизаторов. Цели борьбы участников во многом не совпадали, однако стремление сбросить чужеземный гнет объединяло их.

В 1810 г. началось массовое движение за освобождение в Мексике, завершившееся в 1821 г. провозглашением самостоятельности государства. Аргентина была освобождена революционными войсками под командованием Хосе Сан-Мартина (1778-1850) в 1816 г. Освободительная война под руководством Симона Боливара (1783-1830) провозгласила независимость Венесуэлы в 1819 г. В 1822 г. от португальского ига освободилась Бразилия, а в 1924 г. сбросила гнет Перу.

Итогом освободительных войн первой четверти XIX в. в Латинской Америке стало образова-ние независимых государств. По своему характеру эти войны явились незавершенными буржуаз-ными революциями, которые не разрешили многие стоящие перед ними вопросы, в тем числе зе-мельный. Помещики сохранили огромные поместья и политическую власть. В ряде стран до сере-дины 50-х гг. XIX в. продолжало существовать рабство, а в Бразилии – вплоть до 80-х гг. Все это тормозило капиталистическое развитие стран Латинской Америки, но национально-освободительное движение расширялось.

Вариант 1

А1. Какое событие произошло во Франции в 1804 г.?

    провозглашение империи;

    война с Россией;

    разгром французско-испанской эскадры у мыса Трафальгар;

    заключение мира с Англией.

А2. Какое знаковое политическое событие проис­ходило в период с сентября 1814 по июнь 1815 гг., участниками которого были европейские страны?

    подписание Тильзитского мира;

    работа Венского конгресса;

    сражение при Ватерлоо;

    освобождение Греции.

АЗ. Какая страна раньше других встала на путь промышленного переворота?

  1. Россия;

А4. Какая новая отрасль промышленности появи­лась в первой трети XIX в.?

    приборостроение;

    самолетостроение;

    машиностроение;

    судостроение.

А5. Кто изобрел первый автоматический станок?

    Г. Модели

    Ж.-М. Жаккард;

    И. Зингер;

    А.-Ж. Мартен.

А6. Какие города связала первая железная дорога?

    Ливерпуль и Манчестер;

    Стоктон и Дарлингтон;

    Лондон и Ливерпуль;

    Лондон и Манчестер.

А7. Как назывался художественный стиль, сфор­мировавшийся в начале XIX в., характерными черта­ми которого являются лаконичность, монументаль­ность, спокойствие и величие?

    романтизм;

    импрессионизм;

В1. К каждому вопросу подберите правильный ва­риант ответа. Заполните таблицу: в верхнюю строку поставьте номер термина, а под ним - букву соответ­ствующего определения.

    Коалиция. Б

    Интервенция.В

    Экспансия. Г

    Профсоюзы. А

А) организации, созданные трудящимися на пред­приятиях для коллективной защиты своих ин­тересов: борьбы за повышение зарплаты, улуч­шение условий труда, сокращение продолжи­тельности рабочего дня;

Б) союз государств для ведения совместных дей­ствий;

В) военное вмешательство извне в дела независи­мого государства с целью изменения его поли­тического строя;

Г) расширение сферы господства какой-либо стра­ны над определенными территориями;

Д) самостоятельный выбор народом своей судьбы и пути развития

В2. Что общего между терминами, образующими логический ряд, и какой термин в нем лишний?

Трест, концерн, синдикат, империализм – лишнее слово, картель. Общее между ними – объединение для каких-либо целей.

ВЗ. Расположите в хронологическом порядке ис­торические события, произошедшие в Европе в пер­вой половине XIX в.

    восстание рабочих в Лионе; - 2

Б) Отечественная война; - 1

    Франко-прусская война; - 4

Г) движение чартистов в Англии. - 3

Тест 1. Строительство новой Европы (итоговый за I четверть). 8 класс.

Вариант 2

А1. Как называлось первое независимое государ­ство в Латинской Америке?

    Венесуэла;

    Аргентина;

  1. Колумбия.

А2. Когда произошло провозглашение Германской империи?

АЗ. Кто командовал французами во время военно­го похода на Россию?

    Наполеон Бонапарт;

    Луи Филипп;

    Наполеон III;

А4. Какие организации создавались трудящимися на предприятиях для коллективной защиты своих ин­тересов: борьбы за повышение зарплаты, улучшение условий труда, быта?

    профсоюзы (тред-юнионы);

  1. коалиции;

А5. Когда произошло восстание лионских ткачей?

    в 1831, 1834 гг.;

    в 1832, 1835 гг.;

    в 1833, 1836 гг,;

    в 1834, 1837 гг.

А6. Массовый слой наемных работников, сложив­шийся в результате промышленного переворота:

    пролетарии;

  1. ремесленники;

    лендлорды.

А7. Какой символ индустриальной эпохи XIX в. был установлен во Франции?

    Троянская колона;

    Эйфелева башня;

    Александрийский столп;

    Пантеон.

В1. К каждому вопросу подберите правильный ва­риант ответа. Заполните таблицу: в верхнюю строку поставьте номер термина, а под ним - букву соответ­ствующего определения .

    Империализм - Г

    Омнибус. - Д

    Эмансипация - Б

    Синдикат. - А

    объединение, занимавшееся совместным сбытом продукции;

Б) отмена в ограничениях, уравнивание в правах женщин и мужчин;

    объединение трестов или предприятий, завися­щих от какой-либо монополистической группы;

Г) особая стадия в развитии капитализма;

Д) машины для всех.

В2. Какие государственные деятели участвовали в данных исторических событиях? Заполните таблицу: в верхнюю строку запишите номер события, а под ним - букву соответствующего деятеля .

    Глава Северогерманского союза. - В

    Политик, возглавлявший правительство Парижа в марте 1871 г. - А

    Ученый, впервые применивший термин «анар­хизм». - Д

Б) Шатобриан;

    Вильгельм I;

Г) К. Маркс;

Д) Прудон.

ВЗ. Что общего между терминами, образующими логический ряд, и какой термин в нем лишний?

Ампир, романтизм, реализм, натурализм , чартизм – лишнее слово . Общее между ними – направление в искусстве, архитектуре.

____________________________________________________________________________

Задание 1. Во Франции после 1799 г. в период консульства лозунг «Свобода, равенство и братство!» заменили на лозунг «Свобода, равенство и собственность!». Объясните причины этой замены. Ответ запишите. В интересах собственников в период консульства были приняты законы, подтверждавшие право владения имуществом, приобретенным в годы революции и всячески поощрялось частное предпринимательство. Задание 2. Выпишите те мероприятия консульства, при помощи которых правительство пыталось провести в жизнь французского общества новые конституционные принципы: «успокоение, порядок, законность». 1. Реформирование государственного управления; 2. Реформирование экономики и защита собственности; 3. Введение политической цензуры и усиление полицейского аппарата; 4. Амнистия эмигрантов; 5. Соглашение с католической церковью. Задание 3. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными утверждениями. Причины установления императорской власти Наполеона Бонапарта: - 1) заговоры роялистов, пытавшихся свергнуть режим консульства, пугали противников реставрации Бурбонов; + 2) установление императорской власти Наполеона Бонапарта поддерживала Англия; - 3) в установлении императорской власти были заинтересованы «новые» богачи, боявшиеся в случае реставрации Бурбонов лишиться собственности, приобретенной в годы революции; + 4) в установлении императорской власти Наполеона Бонапарта было заинтересовано крестьянство, купившее земли эмигрантов; + 5) установление империи отвечало интересам рабочих французских мануфактур; - 6) Наполеон стал императором в результате государственного переворота, совершенного армией; - 7) Наполеон Бонапарт сам стремился к созданию империи, мечтая об усилении личной власти; + 8) бывшие якобинцы вели агитацию за провозглашение Наполеона Бонапарта императором французов. -

Задание 4. Прочитайте высказывание Наполеона Бонапарта. «Я нашел корону Франции валяющейся в грязи и поднял ее острием шпаги». Как вы полагаете, что имел ввиду Бонапарт? Какими фактами можно подтвердить его высказывание? Какими фактами можно его опровергнуть? После долгих лет революции и войн Франция устала от беспорядка и кровопролития и нуждалась в сильном руководителе, а военные успехи Наполеона («острием шпаги») создали ему небывалую популярность, что облегчило приход к власти. Опровергает слова тот факт, что приход к власти стал возможен благодаря поддержке определенных слоев населения. Задание 5. Вставьте пропущенное слово. Когда империи понадобилась эмблема, Наполеону предложили на выбор три варианта: изображения петуха, слона и льва. Он выбрал четвертый - орла, изваяние которого было эмблемой римских легионеров и символом имперского могущества. Задание 6. Прочитайте фрагмент из присяги Наполеона Бонапарта, произнесённой после коронации. «Клянусь охранять целостность владений республики ; уважать постановления конкордата (договор между правительством государства и Ватиканом, определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране. - Авт.)и свободу вероисповеданий; уважать и заставить уважать равенство прав, гражданскую и политическую свободу и обеспечить неприкосновенность национальных имений, проданных их настоящим владельцам; не учреждать никаких налогов, никаких поборов иначе, как в силу законов; поддерживать установленный орден Почётного легиона и управлять государством, имея единственной целью выгоды, благоденствие и славу французского народа». Найдите и подчеркните в тексте слово, не соответствующее новой ситуации во Франции. Как вы думаете, была ли это случайная оговорка или сознательно построенная фраза? Обоснуйте свою точку зрения. Фраза сознательная. Во французском обществе, уничтожившим монархию и провозгласившим республику, возвращение к монархии воспринималось бы негативно и не поддерживалось всеми слоями населения. А так как Наполеон стремился к единству нации и гражданскому миру, то слово «республика», ценное для большинства французов, было оставлено.

Задание 26. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями. Новые черты в жизни Франции с 1815 по 1847 г., свидетельствующие о начавшемся в стране промышленном перевороте: 1) во Францию вернулись эмигранты-дворяне; - 2) мелкая домашняя промышленность вытеснялась фабрично-заводским производством; + 3) удвоились выплавка чугуна и добыча каменного угля; + 4) в страну вернулись иезуиты; - 5) в металлургии стал применяться каменный уголь; + 6) ведущую роль в экономике играет сельское хозяйство; - 7) развиваются химическая и полиграфическая промышленность; + 8) после реставрации Бурбонов во Франции начался «белый террор»; - 9) за десять лет, с 1820 по 1830 г., в стране увеличилось в два раза количество паровых машин; + 10) в деревне усилилось имущественное расслоение.-

Задание 27. Что являлось главной причиной июльской революции 1830 г.? Выберите правильный ответ. 1. Непопулярность Карла X в обществе, вызванная его упрямством и самонадеянностью. 2. Приверженность короля идеалам старого порядка. 3. Недовольство оппозиции тем, что главой правительства стал вдохновитель «белого террора» герцог Полиньяк. 4. Государственный переворот, совершённый королём, - фактическая отмена конституции 1814 г. Задание 28. Французский историк и политический деятель Токвиль, выступая в палате депутатов накануне французской революции 1848 г., предостерегал правительство: «Мы стоим на вулкане, поскольку пролетариат охвачен идеями, направленными против всего современного общества». Как вы думаете, о каких идеях говорил Токвиль? Токвиль говорит о социалистических идеях, распространившихся в обществе: всеобщее равноправие, равное распределение благ среди членов общества, отмена частной собственности, установления власти народа в рамках республики. Токвиль считал, что из среды лишенных всего людей, которым нечего защищать, могут выйти «варвары», которые все разрушат. Задание 29. Объясните требование партии умеренных либералов во Франции: «Реформа во избежание революции». В условиях экономического кризиса, всеобщего недовольства государственной властью и избирательной системой умеренные либералы предлагали допустить к управлению государством мелкую и среднюю буржуазию, проведя избирательную реформу и тем самым смягчив противоречия в обществе. Задание 30. Составьте план рассказа «Февральские события 1848 г. в Париже». 1. Причины февральской революции; 2. Что послужило поводом к восстанию и начало восстания; 3. Баррикады на улицах Парижа; 4. Взятие Тюильри и провозглашение республики; 5. Итоги февральской революции. Задание 31. В период Второй империи Франция прошла путь от авторитарного режима Наполеона III к режиму конституционной монархии. Заполните таблицу - напишите факты, доказывающие это суждение.

Задание 32. Начните заполнять схему. Слева напишите общие причины революций 1848-1849 гг. в Европе, справа - задачи, которые в ходе революции хотели решить народы европейских стран: а) Франции; б) Италии; в) Германии; г) Австрийской империи.

Задание 41. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями. Причины Франко-прусской войны: 1) Наполеон III путём победоносной войны хотел укрепить свой «шатающийся трон»; + 2) папа римский Пий IX подталкивал Наполеона III к войне с Пруссией; - 3) соперничество Франции и Пруссии за лидерство в Европе; + 4) Наполеон III стремился укрепить влияние Франции в Испании, в то время как Бисмарк хотел поставить Испанию в политическую зависимость от Пруссии; - 5) Бисмарк рассчитывал, что победа над Францией позволит Пруссии завершить объединение страны и создать Германскую империю; + 6) стремясь спровоцировать войну, Бисмарк дал в газеты сообщение, содержание которого было оскорбительно для французского правительства. -

Задание 42. После поражения французской армии при Седане в одной из парижских газет появилась статья «Под Седаном Наполеон III нашёл своё Ватерлоо». Представьте, что вы автор этой статьи. Изложите её содержание. Недаром Наполеона III называли «младшим Наполеоном». Французы, когда-то выбравшие Наполеона своим императором, надеялись, что он будет похож на своего знаменитого родственника, который заботился о благополучии Франции и простых французов, который заставил гордиться своей страной и был любим за это народом. Под Ватерлоо закончилась история первой империи и, как в насмешку, судьба наконец-то явила Франции единственное сходство нынешнего императора со своим великим предком - вторая империя также нашла свой конец после военной катастрофы, но уже под Седаном. Задание 43. Какие важнейшие события, связанные с национальным объединением Италии и Германии, произошли в указанные годы? 1859 г. - победа Сардинского королевства (Пьемонта) в войне с Австрией и присоединение Ломбардии; 1860 г. - присоединение к Сардинскому королевству Средней Италии, созыв первого итальянского парламента и экспедиция Гарибальди в Сицилию; 1861 г. - провозглашение Виктора Эммануила II королем объединенной Италии; 1866 г. - создание Северогерманского Союза. Присоединение к Италии Венецианской области; 1870 г. - Начало франко-прусской войны. Завершение объединения Италии - освобождение Рима; 1871 г. - 18 января провозглашена Германская империя, объединившая Северогерманский союз с другими германскими государствами. Задание 44. Объясните термины. Парижская коммуна - революционное правительство Парижа во время событий 1871 года, представлявшее собой выборный орган городского самоуправления. Реванш - отплата (возмездие) за поражение; повторная борьба, предпринятая с целью взять верх над победившим противником. Мобилизация - перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса на военную службу; перевод экономики и государственных институтов страны на военное положение. Задание 45. Выпишите из учебника реформы, проведённые Коммуной для улучшения экономического положения парижан. Отделение церкви от государства и объявление ее имущества народной собственностью, бесплатное образование, передача рабочим ассоциациям предприятий, покинутых владельцами, справедливая организация труда, запрещены вычеты из заработной платы, ночная работа в пекарнях, определена минимальная оплата труда, отменена до июля 1871 г. квартплата, отсрочены платежи по векселям и залогам, заложенное личное имущество стоимостью до 20 фр возвращалось без выкупа. Задание 46. Как вы оцениваете 72 дня Коммуны: это жестокий бунт или великий подвиг? Аргументированный ответ запишите. Великий подвиг. Доведенный до отчаяния тяготами и лишениями народ поднял восстание и взял власть в свои руки в изолированном, отделенном от страны Париже, окруженном немецкими войсками. Многие коммунары отдавали себе отчет в том, что борьба практически безнадежна. И в этих условиях коммуна пыталась осуществить мечту о социальной справедливости и народной власти. Стоит отметить, что руководители коммуны показали себя людьми честными и крайне бескорыстными. Что касается жестокости, то она была ответом на расстрелы коммунаров на месте без суда и следствия версальцами.

Задание 3. Соотнесите события и даты.

Вариант 1

А1. Какое событие произошло во Франции в 1804 г.?

Провозглашение империи;

2. война с Россией;

3. разгром французско-испанской эскадры у мыса Трафальгар;

4. заключение мира с Англией.

А2. Какое знаковое политическое событие проис­ходило в период с сентября 1814 по июнь 1815 гг., участниками которого были европейские страны?

Подписание Тильзитского мира;

2. работа Венского конгресса;

3. сражение при Ватерлоо;

4. освобождение Греции.

АЗ. Какая страна раньше других встала на путь промышленного переворота?

1. Япония;

Россия;

3. Англия;

4. Франция.

А4. Какая новая отрасль промышленности появи­лась в первой трети XIX в.?

1. приборостроение;

2. самолетостроение;

Машиностроение;

4. судостроение.

А5. Кто изобрел первый автоматический станок?

1. Г. Модели

2. Ж.-М. Жаккард;

И. Зингер;

4. А.-Ж. Мартен.

А6. Какие города связала первая железная дорога?

Ливерпуль и Манчестер;

3. Лондон и Ливерпуль;

4. Лондон и Манчестер.

А7. Как назывался художественный стиль, сфор­мировавшийся в начале XIX в., характерными черта­ми которого являются лаконичность, монументаль­ность, спокойствие и величие?

Романтизм;

2. импрессионизм;

3. реализм;

В1. К каждому вопросу подберите правильный ва­риант ответа. Заполните таблицу: в верхнюю строку поставьте номер термина, а под ним - букву соответ­ствующего определения.

1. Коалиция. Б

2. Интервенция.В

3. Экспансия. Г

4. Профсоюзы. А

А) организации, созданные трудящимися на пред­приятиях для коллективной защиты своих ин­тересов: борьбы за повышение зарплаты, улуч­шение условий труда, сокращение продолжи­тельности рабочего дня;

Б) союз государств для ведения совместных дей­ствий;

В) военное вмешательство извне в дела независи­мого государства с целью изменения его поли­тического строя;

Г) расширение сферы господства какой-либо стра­ны над определенными территориями;

Д) самостоятельный выбор народом своей судьбы и пути развития

В2. Что общего между терминами, образующими логический ряд, и какой термин в нем лишний?

Трест, концерн, синдикат, империализм – лишнее слово, картель. Общее между ними – объединение для каких-либо целей.

ВЗ. Расположите в хронологическом порядке ис­торические события, произошедшие в Европе в пер­вой половине XIX в.

A. восстание рабочих в Лионе; - 2

Б) Отечественная война; - 1



B. Франко-прусская война; - 4

Г) движение чартистов в Англии. - 3

Тест 1. Строительство новой Европы (итоговый за I четверть). 8 класс.

Вариант 2

А1. Как называлось первое независимое государ­ство в Латинской Америке?

1. Венесуэла;

Аргентина;

4. Колумбия.

А2. Когда произошло провозглашение Германской империи?