Что значит дефицит внимания. Как лечить сдвг у детей натуральными средствами

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название - "дефицит внимания у детей". Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности - СДВГ.

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз "дефицит внимания у детей". Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры - магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения - йога, медитация.

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: "Метилфенидат", "Имипрамин", "Ноотропин", "Фокалин", "Церебролизин", "Декседрин", "Страттера".

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи - быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания.

Существует 3 типа диагноза СДВГ: в одном из них преобладает гиперактивность, во втором присутствует лишь дефицит внимания, третий тип объединяет оба показателя.

Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.

Они слишком подвижные, болтливые, суетливые, стремятся везде быть лидерами, часто драчливы, очень эмоциональные, нетерпеливые, любят фантазировать. Им тяжело усвоить правила и нормы поведения, они отвлекаются на любые звуки, в школе у таких детей часто отсутствует мотивация к учебе. В диалоге часто перебивают собеседника, навязывают свою тему, которая их интересует в данный момент.

Для какого возраста характерно заболевание

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, но особо ярко он становится заметен у детей к 4-5 годам. Но диагноз официально ставится лишь к 7-8 годам, несмотря на то, что симптомы заболевания проявляются намного раньше.

Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам, причем соотношение между пострадавшими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет 4:1 в пользу первых. В младшем школьном возрасте недугом страдают около 30% учащихся, т.е. в каждом классе начальной школы 1-2 ученика – дети с СДВГ. Проходят какое-либо лечение всего лишь 20-25% больных.

Причины и факторы риска

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания может быть вызван следующими причинами:

  • патология развития лобных долей мозга и нарушение работы его подкорковых структур;
  • генетический фактор , — дети, чьи родственники имеют в анамнезе СДВГ, в 5 раз чаще страдают подобным нарушением;
  • – расстройство ЦНС у новорожденных, возникшее в результате поражения головного мозга внутриутробно или в период родовой деятельности матери;
  • недоношенность ;
  • проблемная беременность (обвитие пуповиной, у плода, угроза выкидыша, стрессы, инфекции, прием запрещенных медикаментов, курение, алкоголизм);
  • стремительные, длительные, преждевременные роды , стимуляция родовой деятельности.

Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания – факторы, способные завести механизм развития СДВГ.

Особенности СДВГ у взрослых

Для взрослых людей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, характерны такие симптомы и проявления:

Большой процент людей с диагнозом СДВГ становится наркоманами и алкоголиками, они ведут асоциальный образ жизни и часто становятся на преступный путь.

Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста

Первые признаки синдрома гиперактивности начинаются проявляться с грудничкового возраста в виде следующих симптомов:

  • частые движения руками и ногами;
  • хаотичность движений;
  • задержка развития речи;
  • неуклюжесть;
  • расторможенность, бесконтрольность в поведении;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • невозможность удерживать внимание на предмете;
  • частая смена настроения;
  • постоянная торопливость;
  • трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
  • отсутствие страха.

Обучение в школе ребенка с СДВГ становится для него тяжелым бременем. В силу своей физиологии ученик не может спокойно сидеть на месте, на уроке отвлекается сам и мешает другим, не может концентрировать свое внимание, его мало интересуют школьные предметы, во время урока он может ходить по классу или отпрашивается под видом «выйти в туалет», а сам гуляет по школьным просторам.

Диагностика заболевания

Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ является наблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении с друзьями, воспитателями, родителями.

Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов, для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала.

Проблемой должен заниматься детский психиатр. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога, внутрисемейную обстановку. У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:

  • ошибается по невнимательности;
  • не слушает и не слышит собеседника;
  • избегает задач, требующих умственных усилий;
  • теряет личные вещи;
  • отвлекается на любые шумы;
  • беспокойно играет;
  • перебивает разговаривающих с ним;
  • слишком много говорит;
  • ерзает и раскачивается на стуле;
  • встает тогда, когда это запрещено;
  • устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
  • хочет быть первым во всем;
  • совершает бездумные поступки;
  • не может дождаться своей очереди.

При диагностике СДВГ у взрослых врач-невролог собирает данные о возможной симптоматике заболевания и назначает исследования: психологическое и образовательное тестирование, электрокардиографию, . Необходим сбор симптомов заболевания.

Лечение и необходимый комплекс мер для коррекции

Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но существует множество средств и методов, способных снизить тяжелую симптоматику. Лечение СДВГ включает в себя медикаментозное лечение, диету, психотерапию, коррекцию поведения и прочие методы.

Препараты, обладающие воздействием на концентрацию внимания и снижающие импульсивность и гиперактивность при СДВГ: Метилфенидат, Церебролизин, Декседрин. Время их воздействия составляет до 10 часов.

Детям до 6 лет принимать эти препараты следует с особой осторожностью, потому что в раннем возрасте высок риск развития аллергореакций, бессонницы, тахикардии, снижения аппетита, формирования зависимости от лекарств.

Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, психотерапия, лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).

Коррекционный процесс в семье

Семья должна участвовать в коррекционном процессе при симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания:

  • ребенка необходимо хвалить при любом удобном случае, ему важно быть успешным;
  • в семье должна присутствовать система вознаграждений за каждый хороший поступок;
  • требования к ребенку должны быть посильными для его возраста;
  • исключить родительскую придирчивость;
  • важно совместное семейное времяпровождение;
  • скопление людей способствует вспышкам гиперактивности у ребенка;
  • недопустимо переутомление ребенка, унижение, злость и грубость в его адрес;
  • не оставлять без внимания детские просьбы;
  • запрещено сравнивать малыша с ровесниками, выделяя его недостатки;
  • необходимо четко соблюдать рекомендации лечащего врача.

Превентивные меры

Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!

Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.

Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.

Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.

Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.

Неумение сосредоточиться на определенном предмете нужное количество времени, рассеяность, излишняя подвижность — так может проявляться синдром дефицита внимания у детей. Для некоторых на слуху более знакомое название — СДВГ или гиперактивность.

Проблемы определения

Это нарушение деятельности головного мозга впервые было замечено в 1845 году психиатром из Германии. На протяжении более ста лет ученые не могли дать полное определение заболеванию. И лишь в 1994 году ему присвоили термин. В России СДВГ стали углубленно изучать лишь десять лет тому назад.

Бывают случаи, когда диагноз дефицита внимания у ребенка заменяет психическая отсталость или психопатия. Самая страшная ошибка, когда ставят шизофрению. Чтобы правильно определить результат, родителям и врачам следует очень внимательно изучить симптоматику.

Ошибаются в этом не только врачи, но и окружающие, списывая болезнь на отсутствие должного воспитания и темперамент малыша. Ошибочно мнение в отсталости ребенка. Напротив, такие дети обладают высоким интеллектом. Синдром гиперактивности не страшен для социальной среды, но он может привести к плохим последствиям во взрослой жизни человека.

Такого малыша называют непоседой и ждут, когда с возрастом он повзрослеет и станет спокойнее. Однако с диагнозом СДВГ такого не происходит. Симптом усиливается в школьные годы, когда в привычном укладе жизни появляются новые обязанности.

Ученые из многих стран проводили исследования и пришли к выводу, что симптоматика начинает проявляться с момента развития человека, с первых месяцев. В этом возрасте они чрезмерно активно двигают ручками и ножками и часто плачут.

  • Наиболее заметным проявление болезни становится к 4-5 годам. Дети не могут усидеть на месте, отвлекаются на мелочи. У них нет умения сосредотачиваться. Они часто выражают недовольство и отрицают соблюдение режима.
  • Поставить диагноз можно только в подростковом возрасте, когда ребенок отучится не один год в школе. Обычно признаки СДВГ идентичны поведению подростка в пубертатный период, когда начинается третий по счету переходный возраст.

Примерно к 14-15 годам ребенок становится спокойнее.

Статистика:

  • этому недугу подвержены около 30 процентов детей начальной школы;
  • практически в каждом классе имеется как минимум один ученик с таким диагнозом;
  • согласно мониторингу, недостаток внимания и прочие признаки характерны для мужского пола. При этом соотношение между мальчиками и девочками составляет 4 к 1.

Лишь треть, а то и четверть из всех больных проходят курс лечения синдрома дефицита внимания.

  • Излишней активности подвержены не только дети, но и взрослые. Гиперактивность зафиксирована у пяти процентов людей, достигших зрелого возраста. Симптоматика заболевания у взрослых аналогична детской, но в связи с повышенными обязанностями и почти реальной оценкой обстановки, взрослый человек острее воспринимает свои неудачи и проблемы.

Неумение совладать со своими чувствами характерно для синдрома, и, как следствие, человек зачастую подвержен психическим расстройствам. Именно в данный период появляются явные признаки шизофрении и различные фобии.

Как распознать заболевание

Гиперактивность выражается в отклонении от общепринятых норм поведения. Несмотря на высокий уровень интеллекта, ребенок тяжело обучается. Такие люди много суетятся, а дела, за которые они принимаются, никогда не бывают оконченными.

Они не могут удержать внимание, сконцентрироваться. Часто подвергаются перепадам настроения: от меланхолии — к агрессии, от гомерического хохота — к истерикам и так далее.

  • Невнимательность ребенка обусловлена потерей интереса к одной теме. Им становится скучно. Зато они нередко перебивают других. Для них очень трудно выполнить несколько дел подряд. Этот признак присутствует не только у маленьких детей, но и у взрослых.

По сути, они даже не вникают в беседу. А выполнение работы самостоятельно приводит их в ужас. Потому для школьника выполнение домашнего задания становится непосильной задачей.

  • Гиперактивный ребенок или «живчик». Именно про такого обычно говорят, что он непоседа, не может усидеть на одном месте, а внутри него заведен какой-то моторчик. При этом двигательная активность у ребенка не имеет цели. Такие детки большие болтуны и любят поговорить о чем угодно. С возрастом этот симптом проходит. Однако это не значит, что человек выздоровел.
  • Порывистость. Зачастую ребенок совершает свои действия необдуманно.

Такие дети могут легко выскочить на проезжую часть, сломать чужую вещь и бороться за уважение среди сверстников, совершая опасные для жизни маневры.

Учитывая физиологические особенности, малыш весьма неусидчив, что мешает ему прилежно учиться. Он может перебивать учителя, не дослушав вопроса, и отвечать невпопад. Он не слушает урок сам и мешает другим. Зачастую такие дети проходят «коридорное обучение». Это значит, что под любым предлогом он пытается выйти из класса, например, в туалет, но в это время просто слоняется по коридорам школы.

  • Заприметив игрушку либо что-нибудь другое, такой малыш хочет получить ее немедленно.

Потеря памяти, забывчивость — они становятся спутниками жизни, если не излечить болезнь.

Основные признаки

Как и было сказано ранее, каждому возрасту характерны свои проявления.

К основным признакам заболевания детей младшего возраста относятся:

  • хаотичное движение конечностями;
  • возможная задержка речи;
  • неловкость движений;
  • неконтролируемое поведение;
  • отсутствие усидчивости;
  • рассеянность;
  • суетливость;
  • резкая смена настроения;
  • неимение страха;
  • трудности в общение со сверстниками.

Для детей подросткового возраста добавляются:

  • подверженность тревогам;
  • склонность к депрессии;
  • преувеличение проблем;
  • повышенная самокритичность;
  • противоречия в действиях (действуют назло сказанному, даже в ущерб себе);

Также отмечены случаи непроизвольного передергивания мышц, появления внезапных коротких вскриков. Такие люди входят в группу риска. Интересный факт: именно у такого человека во взрослой жизни возрастает риск проявление алкоголизма или наркомании, склонность к преступлениям.

Что это за болезнь?

Ученые до сих пор изучают гиперактивность. Описать заболевание можно как простым языком, так и используя медицинские термины, которые более четко сформулируют биохимические процессы.

В 1978 году было принято решение о выделение сразу четырех групп заболевания:

  • К первой группе относятся дети с повышенной активностью и нарушением внимания. Однако при этом отсутствуют задержка в развитии и дисгармония поведения.
  • Ко второй группе относятся дети с задержкой развития.
  • В третьей группе находятся дети с синдромом с нарушением поведения, но без задержки развития.
  • Комбинирование групп.

Влияющие факторы

Установить точную причину возникновения данного синдрома так и не удалось. Однако расстройство вызывают и другие факторы, которые имеют значительные отличия, но в их основе лежат нейробиологические процессы.

  • Повреждение нервной системы может иметь генетическую предрасположенность либо органическое происхождение. В некоторых случаях оба фактора могут комбинироваться друг с другом.

  • Аномалии развития лобных долей мозга. В мозгу, начиная с самого развития, формируются функции управления (УФ). Именно эти функции отвечают за психические расстройства, оперативную память, контроль стимулов (импульсов), выбор преимуществ и выполняют множество других задач.
  • Нарушение кровотока в головном мозге. При нормальной скорости кровь практически мгновенно поступает в переднюю часть мозга. У людей с синдромом кровоток остается без изменений.
  • Большой процент приходится на проблемную беременность. Это угроза выкидыша, кислородное голодание мозга (гипоксия), перенесенные во время беременности инфекционные заболевания, прием сильных лекарств, постоянные стрессы, а также курение и распитие алкогольных напитков во время беременности.
  • Причиной заболевания может также стать недоношенность плода.
  • Преждевременные, стремительные либо очень длительные роды, которые приводят к гипоксии. Толчком могут послужить стимуляторы для активации родовой деятельности.
  • Энцефалопатия перинатальная. Она может возникнуть, начиная с 28 недели беременности, вплоть до седьмого дня жизни малыша.

Справка: такую дисфункцию наблюдают у каждого пятого-седьмого ребенка из десяти. Однако развитие патологии в нервной системе отмечается в последующем только у пяти процентов детей.

  • Повреждение головного мозга может произойти, если у будущей мамы во время беременности наблюдались анемия, увеличение щитовидной железы, нефрит, повышенное артериальное давление.
  • Синдрому подвержены дети, которые в самом раннем возрасте до двух лет перенесли серьезные заболевания, включая травмы головы, и принимали сильные препараты.
  • Ученые из Страны восходящего солнца выявили при помощи МРТ косвенную связь между толщиной коры мозга заболевшего и здорового ребенка. У детей с синдромом кора значительно тоньше, особенно в верхних отделах. При сильной симптоматике толщина коры головного мозга гораздо меньше с левой стороны. При нормальной толщине с правой стороны состояние значительно лучше.
  • Недаром многие врачи бьют тревогу по поводу правильного и сбалансированного питания. Имеется предположение, что нехватка определенных компонентов в рационе питания влияет на заболевание.

В питании малышей и детей школьного и подросткового возраста должны присутствовать витамины, фловаты, насыщенные жиры типа омеги-3, макро- и микроэлементы. Например, на завтрак в пище обязательно должны присутствовать белки, особенно если в еде присутствует большое количество легкоусвояемых углеводов. Нехватка всех этих элементов может послужить толчком для появления симптомов синдрома.


Дополнительная зона риска

Педагогический фактор выделим обособленно. Скандалы, ссоры дома относятся к группе неблагополучной обстановки в семье. Излишняя строгость, неполноценное удовлетворение детских потребностей, ограничения в выборе сами по себе не являются причиной, но могут послужить толчком к проявлению скрытых симптомов.

Часто встречаются случаи, когда малышу кажется, что его не любят. Родители по разным причинам мало целуют и обнимают свое чадо. В итоге у него развивается заниженная самооценка, перерастающая впоследствии в повышенную самокритичность и замкнутость.

К дисбалансу приводит и нарушение режима дня. Родителям следует помнить, что детям дошкольного и младшего школьного возраста требуется дневной сон для восстановления мозговой деятельности.

Распознавание заболевания

Диагностика для выявления в отечественной медицине – это наблюдение за поведением. При этом мониторинг ведется в привычной обстановке для объективной оценки уровня мышления, деятельности, концентрации. К этому даже привязали определенную шкалу – оценочную поведенческую.

Наблюдением профессионально занимается детский психиатр не менее шести месяцев. Он опирается на сведения, полученные от школьного психолога, оценивает внутрисемейную обстановку.

Для полноценного сбора симптомов и при сомнениях врач вправе назначить дополнительные обследования в виде МРТ или компьютерной томографии. Подтверждение диагноза — очень важный процесс. Потому нередко проводят сканирование кровотока мозга. Отмечено, что у людей с таким поведением наблюдается слабовыраженная функция мозжечка и его придатков. Все проводимые мониторинги более явно показывают картину деятельности головного мозга и в частности — мозжечка.

Справка: У 15-20 процентов людей наблюдается схожая симптоматика. Однако в действительности заболевание отсутствует.

Основная причина дефицита находится в функциях головного мозга, но она затрагивает и другие жизненно важные органы, такие как зрение, обоняние, осязание, слух, включая внутреннее мышление и эмоции, приходит речевое нарушение, притупляется восприятие.

Все симптомы в виде суетливости, беспокойства, отсутствия внимания являются защитной реакцией организма на внешние раздражители, с которыми мозг не в состоянии справиться самостоятельно.

Терапия и коррекция

К сожалению, синдром дефицита внимания у детей симптомы имеет ярко выраженные или приглушенные, уменьшить их можно, но излечить человека до конца невозможно.

В комплексную терапию входят:

  • лечение при помощи лекарственных препаратов;
  • психологическая терапия;
  • соблюдение диеты;
  • регулировка поведения (коррекция);
  • дополнительные методы.

При заболевании лечение народными средствами или с помощью гомеопатии не проводится. Иногда признаки можно облегчить с помощью настоек, трав и ванн, но все процедуры нужно согласовать с доктором.

Детям старше шести лет, как правило, назначают Пирацетам, Кортексин и прочие аналогичные препараты, помогающие развить концентрацию внимания и снижающие активность, резкость, порывистость.

В сочетании с медикаментами врач обычно назначает физиопроцедуры, направленные на расслабление мышц, терапию с психологом, который знает, как лечить дефицит внимания у детей, оздоровительную физическую нагрузку. В дополнение можно пить отвары по рецептам народной медицины. Это настои зверобоя, мяты, мелиссы.

Интересный факт: В Поднебесной для лечения синдрома недостаточности внимания у детей используют около 60 видов различных трав.

Диета, равно как и прием лекарственных препаратов строго контролируется и корректируется лечащим врачом.

Адаптация в агрессивной среде — подход «от противного». Такого ребенка можно отправить в спортивную секцию боевых искусств. Там он научится выплескивать свои эмоции, придерживаться дисциплины, установленной регламентом секции. Такие занятия обеспечивают усиленные физические нагрузки, которые оттачивают двигательные функции.

Подойдет и дыхательная гимнастика. Если малышу с дефицитом внимания дать интересное для него задание с соответствующей для него нагрузкой, то он может увлеченно его выполнять, практически не отвлекаясь.

Основная проблема заключается в нехватке в головном мозге особых строительных материалов. Японские ученые утверждают, что выход есть, и это генная терапия. Это метод лечения, применяемый для детей с аутизмом. Модификация генов способна выключать притормаживающие механизмы, тем самым создавая барьер. При этом формируется новая молекула ДНК.

Что делать родителям?

Альтернативный метод лечения начинается с терапии родителей. Общие рекомендации подходят для детей с дефицитом внимания от 2 лет и до подросткового возраста.

  1. Помнить и понимать, что малыш не плохой, а всему виной заболевание. Участвовать в решении проблемы всей семьей.
  2. Применять систему вознаграждений. Малыш сделает все, чтобы заслужить похвалу родителей. Хвалите даже за маленькие победы.
  3. Как можно больше времени проводить с ребенком. Отлично успокаивают настольные игры, мастер-классы по рукоделию.
  4. Для такого малыша важно соблюдать распорядок дня, создавать список дел — это даст ему уверенность и спокойствие.
  5. Давать выполнять обычные поручения: поливать цветы, мыть посуду, выносит мусор и так далее. Это развивает самоконтроль.
  6. Отдать ребенка на плавание, гимнастику, борьбу. В таких детях быстро накапливается энергия, которую можно выплеснуть через пробежки и активные игры на свежем воздухе
  1. Наказывать. При синдроме малыш неадекватно воспринимает критику и наказания, они не работают при СДВГ.
  2. Делать поблажки. Рамки и ограничения должны быть такие же, как у здоровых детей.
  3. Нагружать многоуровневыми задачами — помыть руки, переодеться, сесть за стол и убрать телефон. Давайте задания поэтапно.
  4. Требовать успехов во всем — например, во всех школьных предметах.
  5. Учить самостоятельности, когда малыш не готов к этому. Нужно помогать, но не навязывать свою помощь.

Упражнения для детей с СДВГ

Некоторые упражнения и тесты весьма эффективно справляются с возбужденным состоянием.

  1. Сбросить напряжение. Сидя в кругу или друг напротив друга, нужно как можно быстрее передавать шарик, мягкую игрушку или любой другой предмет, не роняя его. Со временем можно увеличить скорость или правила.
  2. Сконцентрироваться. Несколько предметов, различных на ощупь, кладутся перед игроком, их можно потрогать. Затем малыш оголяет руку или ногу, а взрослый ласково гладит любой из вещей. Задача — угадать, какой предмет использовался.
  3. Планировать действия. Пусть ребенок научит маму или папу делать что-то, что он умеет. Например, варить кашу. Если он говорит, что для каши нужна мыльная вода и песок — сделайте, как он просит, а потом накормите блюдом кукол. В процессе объяснения формируется навык планирования и ответственности.

Н.В.Пизова
ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ

«Филипп, обещаешь сегодня спокойно сидеть за столом?»
-Отец строго спрашивал сына, а мама молчала при том.
Но мальчик совсем их не слушал, крутился туда-сюда,
Проказничал он и качался - все для него ерунда.
«Филипп, нам совсем не нравится, как ты себя ведешь».
Смотрите же, дети, смотрите:
«Филипп, ты сейчас упадешь!»
Он так раскачался сильно, что стул опрокинулся - грох!
За скатерть схватился он с криком, но разве ж бъл в том прок?
Посуда, еда и напитки, скатились на пол, сын кричит.
Отец озадачен - что делать??
А мать замерла и молчит.
Под скатертью сына не видно, и нет ничего на столе:
Тарелки разбиты, семья без обеда, родители в гневе:
«Вот сын-непоседа!»

О синдроме гиперактивности у детей известно давно. Например, в Германии до сих пор популярны детские стихи про непоседу Филиппа, автором которых является врач Генрих Хоффманн (Heinrich Hoffmann). Первое издание вышло в 1845 г. и называлось «Der Struwwelpeter». Одним из самых популярных стихотворений в нем было «Филипп-непоседа», благодаря которому в Германии до сих пор называют так гиперактивных детей. Считается, что изучение этого состояния начинается с публикаций Г.Ф.Стилла и С.Тред-голда , но и до этого были клинические описания психиатров и неврологов отдельных случаев гиперактивности. С 60-х годов XX в. врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его «минимальные мозговые дисфункции» (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов XX в. состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью. В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация - DSM-IV (The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition), согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. В МКБ 10-го пересмотра синдром рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделе «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder -ADHD) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте . Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения. Частота этого синдрома, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста . Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере 1 ребенок с данным заболеванием. В исследовании Н.Н.Заво-денко и соавт. частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.

Точная причина возникновения СДВГ неизвестна, но существует несколько теорий . Наиболее часто упоминаемые этиологические гипотезы: 1) генетическая; 2) нейрохимическая; 3) нейробиологическая; 4) связанная с исполнительными функциями; 5) экологическая. Большинство исследователей предполагает генетическую природу синдрома, так как было отмечено, что в семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения . Фактом, доказывающим генетическую предрасположенность синдрома, является то, что у родителей детей, страдающих данным заболеванием, нередко в детстве наблюдались те же симптомы, что и у их детей. Так, D.Cantwell сообщает, что повышенная двигательная активность наблюдалась у 8 из 50 отцов в детстве, в контрольной группе это соотношение составило 1:50. Ученые США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80% возникновение СДВГ зависит от генетических факторов . Из более чем 30 генов-кандидатов выбрали 3 - ген переносчика дофамина, а также 2 гена дофаминовых рецепторов . Эти же авторы отметили, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью . Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.

Наряду с генетическими выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития СДВГ. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери . Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение, иммунологическую несовместимость (по резус-фактору), угрозы выкидыша, хронические заболевания матери, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляцию родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение, родовые осложнения (неправильное предле-жание плода, обвитие его пуповиной). По данным CDrillen, имеется корреляция между нарушением поведения детей в школе и низкой массой тела при рождении ребенка, недоношенностью. Также доктор Mc-Cormick (1992 г.) отметила, что у детей, родившихся с очень низкой массой тела (меньше 1500 г), в раннем школьном возрасте гораздо чаще выявляются нарушения поведения, особенно относящиеся к их повышенной активности. К послеродовым факторам относятся любые заболевания младенцев и прием сильнодействующих лекарств. Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга. В ряде работ дискутируется вопрос о роли питания в происхождении синдрома. По мнению E.Wender, пищевые добавки, содержащие салицилаты, могут привести к гиперактивности у ребенка. Автор наблюдал улучшение в состоянии и снижение гиперактивности, когда пищевые добавки были исключены из диеты у 30-35% детей. Рацион таких детей состоял из мяса, молока и блюд, приготовленных исключительно в домашних условиях. Хотя генетические факторы, как известно, являются главной причиной СДВГ, но вполне вероятно, что генетические факторы взаимодействуют с факторами окружающей среды , в дополнение к сложным взаимодействием между уровнем дофамина и норадреналина (табл. 1).

Таблица 1. Этиологические факторы СДВГ

Факторы

Период

Этиология

Генетический


Допамин дефицита, идиопатический

Приобретенный

Предродовый

Развитие аномалий головного мозга, хромосомные аномалии, вирусные инфекции, алкоголь, никотин, свинец, кокаин, анемия, гипотиреоз, нехватка йода


Перинатальный

Недоношенность, низкая масса тела при рождении, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, менингит, энцефалит


Послеродовый

Вирусный менингит, энцефалит, черепно-мозговая травма, дефицит железа, дефицит жирных кислот, дисфункция щитовидной железы и др.

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина . Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что разные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии СДВГ дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с СДВГ свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейроме-диаторов - серотонина и норадреналина. Помимо ретикулярной формации важное значение в патогенезе СДВГ имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (пре-фронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей . Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейро-психологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с СДВГ обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе - лишь у 5% .

Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на 1-м году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к разным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, разным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Возраст 3 лет является для ребенка особенным. С одной стороны, в этот период активно развиваются внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода -негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое «я». Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все упомянутые выше проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с СДВГ не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Выделяют 3 варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

Синдром гиперактивности без дефицита внимания;
синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, «витающие в облаках»);
синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна. Также синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, т.е. возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений центральной нервной системы, например, после перенесенного гриппа.

Анализ диагностических критериев ряда педиатрических программ, проведенный T.Stancin и соавт. в 1990 г., свидетельствует, что среди них нарушение внимания составляет 95,8%, легкая отвлекаемость - 89,2%, трудность оставаться на одном месте - 90%, трудности в завершении какого-либо дела - 90,1%, импульсивность - 84,2%, сверхактивность - 83,6%, длительность симптомов более 6 мес - 79,5%, ребенок прерывает, вмешивается в разговор - 82,1%, ребенок прерывает, не слушает - 77%, проблемы с учебой - 79,8%, часто меняет деятельность - 72,9%, имеются затруднения в социальном плане - 64,1%, появление симптомов до 7 лет - 62%, говорлив - 46,6% , агрессивное поведение - 31,9%, нарушение сна - 21,3%. Основные диагностические признаки СДВГ представлены в табл. 2.

Таблица 2. Диагностические признаки СДВГ.

Признак

Характеристика

Особенности поведения

Появляются до 8 лет

Обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.)

Не обусловлены какими-либо психическими расстройствами

Вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию

Невнимательность

Неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях

Неспособность вслушиваться в обращенную речь

Неспособность доводить выполняемую работу до конца

Неспособность организовать свою деятельность

Отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости

Исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.)

Забывчивость в повседневной деятельности

Отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы

Гиперактивность

Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится

Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте

Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо

Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге

Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор»

Часто бывает болтливым

Импульсивность

Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца

Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях

Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры)

Для постановки диагноза необходимо наличие 6 или более из перечисленных симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум 6 мес и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам. Клиническую картину СДВГ определяют не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. При неврологическом осмотре ребенка с СДВГ или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения .

Итак, адекватная диагностика СДВГ невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним относятся:

Наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;
раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;
некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;
симптомы не являются проявлением других заболеваний;
нарушение обучения и социальных функций.

Дифференциальная диагностика синдрома дефицита внимания проводится с рядом патологических и непатологических состояний, при которых указанная симптоматика наблюдается в качестве вторичных проявлений. Среди подобных состояний: повреждения мозга, центральной нервной системы, инфекции (энцефалит, менингит), травмы головы, церебральная гипоксия, отравление свинцом.

В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. Медикаментозная терапия СДВГ целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность 2 препаратов - антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов . Препаратом первой очереди выбора в терапии СДВГ является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро - в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание . К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке.

В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг в сутки, детям старше 7 лет - в дозе 25-50 мг в сутки. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амит-риптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.

Подход, распространенный в России, - это ноотроп-ные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. В целом спектр клинической активности ноотропов многообразен и представлен следующими основными эффектами:

Собственно ноотропное действие, т.е. улучшение интеллектуальных способностей (влияние на нарушенные высшие корковые функции, уровень суждений);
мнемотропное действие (улучшение памяти, повышение успешности обучения);
повышение уровня бодрствования, ясности сознания (влияние на состояние угнетенного и помраченного сознания);
адаптогенное действие (повышение толерантности к разным экзогенным и психогенным неблагоприятным воздействиям, в том числе медикаментам, повышение общей устойчивости организма к действию экстремальных факторов);
антиастеническое действие (уменьшение явлений слабости, вялости, истощаемости, явлений психической и физической астении);
психостимулирующее действие (влияние на апатию, гиподинамию, гипобулию, аспонтанность, бедность побуждений, психическую инертность, двигательную и интеллектуальную заторможенность);
анксиолитическое (транквилизирующее) действие (уменьшение чувства тревоги, эмоциональной напряженности);
седативное действие, уменьшение раздражительности и эмоциональной возбудимости;
антидепрессивное действие;
вегетативное действие (влияние на головную боль, головокружение, церебрастенический синдром).

Одним из классов ноотропных препаратов являются препараты на основе аминофенилбутировой кислоты. В настоящее время к этой группе относятся такие средства, как фенибут и анвифен. Анвифен - это ноотроп-ный препарат, который облегчает GABA-опосредован-ную передачу нервных импульсов в центральную нервную систему (прямое воздействие на GABA-ергические рецепторы). Транквилизирующее действие сочетается с активирующим эффектом. Улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации его метаболизма и влияния на мозговой кровоток (увеличивает объемную и линейную скорость, уменьшает сопротивление сосудов, улучшает микроциркуляцию, оказывает антиагрегантное действие). При курсовом приеме повышает физическую и умственную работоспособность (внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций). Способствует снижению чувства тревоги, напряженности и беспокойства, нормализует сон. Препарат выпускается в виде капсул (50, 125 и 250 мг), что увеличивает его профиль безопасности, особенно в отношении желудочно-кишечного тракта, а также наличие капсул по 50 мг особенно удобно для детской практики. Детям с 3 до 8 лет - по 50-100 мг 3 раза в день; от 8 до 14 лет - по 250 мг 3 раза в день. Однократная максимальная доза у детей до 8 лет составляет 150 мг; от 8 до 14 лет - 250 мг. Ноотропные препараты обычно принимаются курсами по 2-3 мес с последующим перерывом. По показаниям возможен более длительный прием до 6 мес.

Литература

1. Still GF. Some abnormal psychical conditions in children: the Goulstonian lectures. Lancet 1902; 1:1008-12.
2. Tredgold CH. Mental deficiency (amentia) 1. New York: Wood,1908.
3. Hartmann T. "Attention Deficit Disorder, A Different Perception" subtitled "A Hunter in a Farmers World".
4- Skounti M, Philalithis A, Galanakis E. Variations in prevalence of attention/deficit hyperactivity disorder worldwide. Eur J Pediatr 2007; 166:117-23.
5. Заводенко HH, Петрухин А.С., Семенов ПА и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский мед. журн. 1998; с. 19-23.
6. Wallis D, Russell HF, Muenke M. Genetics of attention deficit/hy-peractivity disorder J Pediatr Psychol2008; 33:1085-99.
7. Schonwald A, Lechner E. Attention deficit/hyperactivity disorder: complexities and controversies. Curr Opin Pediatr 2006; 18:189-95.
8. Castellanos F, Tannock R. Neuroscience of attention-deficit/hy-peractivity disorder: the search for endophenotypes. Nat Rev Neu-rosci 2002; 3: 617-28.
9. Weinstein CS, Apfel RJ, Weinstein SR. Description of mothers with ADHD with children with ADHD. Psychiatry 1998; 61 (1): 12-9.
10. Faraone SV, Perlis RH, Doyle AE et al. Molecular genetics of attention deficit/hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 2005; 57:1313-23.
11. Biederman J, Faraone SV. Current concepts on the neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder. J Atten Disord 2002; 6 (1): 7-16.
12. Faraone SV, Biederman J. Neurobiology of attentiondeficit hy-peractivity disorder. Biol Psychiatry 1998; 44 (10): 951-8.
13. Banerjee TD, Middleton F, Faraone SV. Environmental risk factors for attention-deficit hyperactivity disorder. Acta Paediatr2007; 96:1269-74
14. Eaves LJ, Silberg JL, Meyer JM et al. Genetics and developmental psychopathology: 2. The main effects of genes and environment on behavioral problems in the Virginia Twin Study of Adolescent Behavioral Development. J Child Psychol Psychiatry 1997; 38:965-80.
15. Biederman J, Faraone S. Attention-deficit hyperactivity disorder. Lancet2005; 366:237-48.
16. Amen DG, Carmichael BD. High-resolution brain SPECT imaging in ADHD. Ann Clin Psychiatry 1997; 9 (2): 81-6.
17. Purvis KL, Tannock R. Language abilities in children with attention deficit hyperactivity disorder, reading disabilities, and normal controls. J Abnorm Child Psychol 1997; 25 (2): 133-44.
18. American Academy of Pediatrics. Clinical practice guideline: treatment of the school-aged child with attention-deficit/hyperac-tivity disorder Pediatrics 2001; 108 (4): 1033-4419. Nuttt DJ, Fone K, Asherson P et al. Evidence-based guidelines for management of" attention-deficit/hyperactivity disorder in adolescents and in adults: recommendations from the British Association for Psychopharmacology. J Psychopharmacol 2007; 21 (1):10-41.