Синдром сдвг у взрослых. Лечение сдвг у взрослых

Распространенное сегодня расстройство поведения, которое психологии называют СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивность, характерно для многих детей школьного возраста. Дети с таким синдромом непослушны, импульсивны и невнимательны.

Однако, мало кто знает, что этот диагноз встречается и у взрослых. От 30 до 70% «маленьких СДВГэшников» переносят свое заболевание во взрослую жизнь.

Как в детстве, так и во взрослом возрасте, СДВГ доставляет немало проблем. Страдает учеба, работа, отношения с людьми. Для того, чтобы помочь научиться «спокойно» жить с этим заболеванием, психологи дают следующие рекомендации.

Внимание - единственная дверь нашей души.
Константин Дмитриевич Ушинский

Лиха беда начало

Симптомы СДВГ

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых совпадают с детскими симптомами, однако во взрослом возрасте они гораздо больше влияют на повседневную жизнь. Это становится заметно по отсутствию концентрации на работе, постоянным опозданиям, повышенной импульсивности. При возникновении подозрений на СДВГ необходимо срочно обратиться к психиатру.

«Предупрежден – значит вооружен», звучит древнее латинское изречение. При подтверждении данного заболевания, нужно получить как можно больше информации по проблеме. Литература, Интернет-источники, семинары и вебинары, консультации врачей – чем больше информации имеет больной, тем лучше он владеет ситуацией.

Синдром дефицита внимания имеет физиологическую основу. При этом заболевании нарушено протекание химических реакций в головном мозге. В этом случае врач прописывает медикаментозное лечение, которое должно быть индивидуально для каждого больного, страдающего СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в английской интрепретации заболевания - Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD)

Лечение СДВГ

В соответствии с продолжительностью приема препаратов и сроком действия лекарств известно три типа лечения: короткодействующее (моментальное), долгодействующее (стимулирующее и не стимулирующее) и лечение среднего действия.

Обычно верно подобранный курс сразу дает свои результаты и это видно в повседневной жизни: увеличивается время концентрации на задании, наблюдается хорошее настроение и мотивация.

Если при приеме лекарств наблюдается тревога, напряжение, онемение и безразличие необходимо обратиться к врачу.

Изменения в жизни больного

Повышенная импульсивность при СДВГ может повлечь серьезные проблемы как на работе, так и в быту. Это связано с тем, что взрослый не обдумывает свои действия до конца, он может сказать что-то лишнее на работе или же купить что-то не нужное для дома, когда бюджет не располагает к этому.


Психологи предлагают следующие способы контроля импульсивности:
  1. Перед тем, как сказать или сделать что-то, нужно глубоко вдохнуть и мысленно дать себе установку: «Давай подумаем об этом» или приложить палец ко рту, растягивая время обдумывания;
  2. Говорить размеренно, позволяя мозгу обрабатывать информацию. При решении денежных вопросов, продумать несколько вариантов и выбрать наиболее разумный;
  3. В магазине, прежде чем покупать новую вещь, спросить себя: «Действительно ли она мне необходима? Будет ли мне стыдно, если я расскажу мужу или друзьям на что потратила такую сумму?»
У многих взрослых с диагнозом СДВГ наблюдаются проблемы в обобщении опыта прошлого для достижения успеха в будущем. Они не способны изменить исход какого-либо события, несмотря на то, что в их жизни это уже встречалось – реакция на ситуацию не меняется. В данном случае не стоит торопиться, необходимо все хорошенько обдумать, представив прошлый опыт на вымышленном телевизионном экране, «отмотать» назад и изучить похожую ситуацию в прошлом.

Недоведение «СДВГшниками» дела до конца объясняется их неспособностью предвидеть положительные стороны ожидаемого исхода, или же последствия провала задания. В данной ситуации, нужно задуматься: «Что я буду чувствовать, когда выполню это задание?»

Желательно сосредоточиться на позитивных чувствах – гордости, облегчении, счастье – и попробовать ощутить их в настоящий момент. Если это не работает, стоит промотивировать себя каким-нибудь поощрительным моментом, например, «после выполнения этого задания, я выпью кофе, поеду на ужин в хороший ресторан, посмотрю вечером любимый фильм и т.д.»

Для людей с синдромом дефицита внимания особенно важно правильное питание и занятия спортом. В процессе выполнения физических упражнений вырабатывается гормон дофамин, способствующий лучшей концентрации внимания, а здоровое питание и потребление большого количества воды стимулирует мозговую активность и улучшает память.

Не стоит также забывать, что иногда наш мозг не концентрируется на выполнении работы, только потому, что его ресурсы уже исчерпаны и ему нужен отдых. Недолгие, но частые перерывы в полной изоляции от шума и других раздражителей перезагрузят мозг, и повысят эффективность при выполнении работы.

9 советов, которые помогут контролировать свое состояние

Людям с симптомами СДВГ рекомендуем воспользоваться следующими советами:
  1. Избавиться от внешних раздражителей по максимуму.
  2. Выполнять работу по частям.
  3. Не откладывать задания на потом, стараться выполнять раньше дэдлайна.
  4. Составлять планы необходимых для выполнения дел.
  5. Держать рабочее место в порядке.
  6. Рассортировать документы и другие необходимые бумаги, проверять электронную почту каждый день.
  7. Вести календарь дел.
  8. Установить автоматическую оплату счетов.
  9. Записаться в клуб поддержки взрослых с СДВГ.
Жизнь с диагнозом СДВГ, конечно, не подарок, однако, нужно попробовать научиться правильно воспринимать свое состояние, относится к нему с юмором, не скрывать от окружающих, но при этом не снимать с себя ответственности за совершенные поступки и сказанные слова.

Прежде всего, детей и молодежи. Однако, пока примерно у 65% пациентов симптомы синдром дефицита внимания с гиперактивностью сохраняются в зрелом возрасте . Это не является большой проблемой, когда СДВГ было своевременно диагностировано и пролечено.

Трудности возникают, когда больной отправляется к врачу только во взрослом возрасте. К сожалению, взрослые с СДВГ часто получают неправильный диагноз и лечение. Иногда случается так, что дети не были вообще диагностированы или их подвергали неправильной терапии, от других заболеваний.

Диагностика СДВГ у взрослых

До недавнего времени вопросами СДВГ у взрослых практически никто не занимался. Даже сейчас, когда всё чащё говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью в зрелом возрасте, не хватает средств диагностики, а доступность методов лечения весьма ограничена.

Специалисты часто имеют сомнения в диагнозе. Симптомы СДВГ, часто бывает трудно отличить от симптомов страха или депрессивных расстройств . Для этого необходимо иметь достоверные сведения о функционировании человека в детстве. Трудности в установке правильного диагноза доставляет еще то, что часть взрослых не признают своей гиперактивности. Нередко, они воспринимают остальных людей как ленивых, неудачников и т.д. И в довершение всего, сами могут в это поверить.

Бывает, что не только сам больной обращается к врачу, а его родственники, которые сами признают его проблемы и обращают на них внимание.

Диагноз СДВГ у взрослых можно поставить при соблюдении ряда условий. Самое простое – это ситуация, когда удается выяснить, что симптомы и расстройства возникали уже в детстве, и это подтверждает больной и его близкие.

Однако, случается и так, что симптомы СДВГ появляются только в зрелом возрасте. Считается, что это возможно, когда симптомы болезни существуют в течение всего времени, однако их влияние на функционирование больного проявляется в важные для него моменты, такие, как: смена школы, начало учебы, новая работа.

Это влияние на функционирование, его нарушения более чем в одной области, также является важным симптомом во время диагностики СДВГ.

Симптомы СДВГ у взрослых

Ещё одним необходимым условием для диагноза СДВГ у взрослого человека, так же как и у ребенка, является констатация определенного количества симптомов, характерных для данного расстройства, которые описаны в критериях диагностики международной классификации болезней МКБ-10 и классификации психических заболеваний американской психиатрической ассоциации DSM-IV .

Однако, согласно оценкам, многие взрослые не удовлетворяет всем критериям. Это возможно из большой способности к адаптации к действующим правилам и в учебе, и в работе. Часто отдают они не отдают себе отчет в том, предъявляемых им требования противоречат их сущности.

Это приводит к тому, что, несмотря на болезнь, они пытаются преодолевать все трудности на столько, на сколько в состоянии. Однако, при этом у них развиваются существенные нарушение функционирования. Следствием этого является признание того, что для диагноза СДВГ у взрослых достаточно от 4-5 симптомов, когда у детей, для сравнения, требуется минимум 6.

Список симптомов СДВГ у взрослых , предложенный Британским Общество Психофармокалогии:

  • Безрассудство касательно деталей, отсутствие концентрации внимания;
  • Трудности с поддержанием внимания на задачах и действиях, которые утомительны;
  • Трудности со слушанием;
  • Трудности с разбирательством по инструкции;
  • Выполнение нескольких процессов одновременно и проблемы с их завершением;
  • Слабые организационные способности;
  • Потерянные предметы или оставление их не на своем месте;
  • Забывчивость о различных повседневных делах;
  • Трудность с усиживанием на одном месте;
  • Трудности с соблюдением тишины, контролем голоса, ожиданием своей очереди;
  • Слабое чувство правил и времени, во время разговора;
  • Прерывание и препятствование высказываний других;
  • Раздражительность, нетерпеливость;
  • Изменчивость настроения, стремительность;
  • Слабая устойчивость к стрессу ;
  • Импульсивность и принятие рискованного поведения.

Зачем признавать СДВГ у взрослых

Диагноз СДВГ у взрослых имеет смысл, потому что это нарушение делает людей очень уязвимыми к зависимостям, что может очень изменить жизнь больных. Постановка такого диагноза может помочь понять взрослому его прежние трудности, причины неисполнения, предъявляемых к нему ожиданий.

Лечению иногда могут препятствовать сопутствующие расстройства, вытекающие часто с нелеченного СДВГ например, злоупотребления психоактивными веществами, алкоголем. Больные также более склонны к депрессии, чувству страха, раздражительности, нарушениям сна .

Однако, помните, что жизнь для человека с этими симптомами также трудна. Поведение человека с СДВГ является для нее самого источником глубокого чувства вины, что приводит к негативным мыслям о себе, печали, подавленности. Это делает его особо нуждающимся в поддержке близких людей.

Жизнь в доме с гиперактивным человеком очень трудна. Часто ассоциируется с хаосом и беспорядком, требует особого терпения. Стоит также обратить внимание на еще один аспект. Люди с СДВГ, в большей степени, чем другие, имеют шанс стать родителями гиперактивных детей.

Это большой вызов! Однако, взрослому с симптомами синдрома гиперактивности легче понять, как себя чувствует ребенок с СДВГ, какие у него есть проблемы, что можно от него требовать и как ему можно помочь.

СДВГ в профессиональной деятельности

СДВГ часто является причиной проблем в профессиональной деятельности. Очень сложно хорошо выполнять обязанности, когда он не способен организовывать и планировать свою работу. Разработка и реализация планов – это «ахиллесова пята» человека с гиперактивностью. Такие трудности ведут к работе в большом напряжении, под сильным давлением времени.

Неудивительно, что гиперактивный человек, часто выглядит как непокорный и менее эффективный сотрудник. Это создает проблемы с поиском и сохранением работу. К этому следует добавить тот факт, что люди с СДВГ – за счет испытываемых симптомов и сопутствующих школьных трудностей (например, дислексии, дисграфии, дискалькуляции) – получают меньшие успехи образования, чем их сверстники с тем же интеллектуальным потенциалом.

В связи с этим, часто заканчивают образование на более ранней стадии. Это лишает многих людей возможности найти удовлетворительную работу и полной самореализации в области своих интересов.

Конечно, есть и другая сторона медали. Лица с психомоторной гиперактивностью по-другому воспринимают и обрабатывают информацию, часто имеют творческого, нешаблонное, инновационное мышление.

Впрочем, достаточно взглянуть на примеры людей, которые добились большого успеха. Среди них, в частности: Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Эрнест Хемингуэй, Джон Кеннеди, Уолт Дисней, Джон Леннон, Вупи Голдберг.

Это показывает, что, несмотря на симптомы гиперактивности, можно найти свой путь развития. Важно, чтобы выбрав занятие, учитывать ограничения, вытекающие из симптомов гиперактивности, и в то же время иметь возможность использования своего потенциала и имеющихся сил и средств.

Это нельзя игнорировать. Социальные, экономические и – прежде всего – личные последствия дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, очень серьезные. Поэтому не только дети, но и взрослые должны бороться с симптомами СДВГ, должны иметь доступ к достоверной диагностике и терапии.


или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

Распространенность . СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Типы СДВГ

  • Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;
  • Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;
  • Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.
Лечение . Основные способы – педагогические меры и психологическая коррекция. Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда другие методы оказались неэффективны, поскольку используемые препараты обладают побочными эффектами.
Если оставить синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка без лечения повышается риск развития :
  • зависимости от алкоголя, наркотических веществ, психотропных лекарственных средств;
  • трудностей с усвоением информации, которые нарушают процесс обучения;
  • высокой тревожности, которая приходит на смену двигательной активности;
  • тиков – повторяющихся подергиваний мышц.
  • головных болей;
  • антисоциальных изменений – склонности к хулиганству, воровству.
Спорные моменты. Ряд ведущих специалистов в области медицины и общественных организаций, среди которых Гражданская комиссия по правам человека, отрицает существование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. С их точки зрения проявления СДВГ считаются особенностью темперамента и характера, поэтому не подлежат лечению. Они могут быть проявлением естественной для активного ребенка подвижности и любознательности, либо протестным поведением, которое возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию – жестокое обращение, одиночество, развод родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины

Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов нарушающих работу нервной системы.
  1. Факторы, нарушающие формирование нервной системы у плода, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга:
  • загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания;
  • прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов;
  • воздействие алкоголя, наркотиков, никотина;
  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
  • конфликт по резус-фактору – иммунологическая несовместимость;
  • угроза выкидыша ;
  • асфиксия плода;
  • обвитие пуповиной;
  • осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.
  1. Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте
  • заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39-40 градусов;
  • прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие;
  • бронхиальная астма , пневмония ;
  • тяжелые заболевания почек;
  • сердечная недостаточность , порок сердца .
  1. Генетические факторы . Согласно этой теории, 80% случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.
Неврологи считают, что эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы
которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.
Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

Основные симптомы

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии . Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел , уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один . Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
  1. Гиперактивность

  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность . Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро . Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная . Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.
Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.
  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции , особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть . Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.
Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Дополнительные симптомы

  • Трудности в обучении при нормальном уровне интеллекта. Ребенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.
  • Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.
  • Отставание в эмоциональном развитии. Ребенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.
  • Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.
Проявления синдрома дефицита внимания связаны с тем, что нервная система ребенка слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:
  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.
  1. Сбор информации
Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Диагностический опросник – это список вопросов, составленный таким образом, чтобы собрать максимальное количество информации о поведении и психическом состоянии ребенка. Обычно он имеет вид теста с вариантами ответов. Для выявления СДВГ используются:

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.
Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка ставится при обнаружении следующих симптомов:
  • Нарушение адаптации. Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста;
  • Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете;
  • Импульсивность и гиперактивность;
  • Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет;
  • Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту;
  • Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев.
Врач имеет право поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в том случае, если у ребенка обнаруживаются и прослеживаются на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивности . Эти признаки проявляются в постоянно, а не время от времени. Они выражены настолько, что мешают ребенку в обучении и повседневной деятельности.

Признаки невнимательности

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Признаки импульсивности и гиперактивности

  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
Строго говоря, диагностика СДВГ основывается на субъективном мнении специалиста и его личном опыте. Поэтому, если родители не согласны с диагнозом, то имеет смысл обратиться к другому неврологу или психиатру, который специализируется на данной проблеме.
  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ
С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делают электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ). Это измерение биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя или при выполнении заданий. Для этого через кожу головы измеряют электрическую активность мозга. Процедура безболезненная и безвредная.
При СДВГ бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена, то есть генерируется и проходит по нейронам меньшее количество электрических импульсов, по сравнению с нормой.
  1. Консультация педиатра
Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией , гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин .
Обратите внимание! Как правило, помимо диагноза СДВГ в медицинской карте ребенка невролог указывает еще ряд диагнозов:
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
Все эти нарушения имеют сходные проявления, поэтому часто и пишутся в комплексе. Такая запись в карточке не означает, что у ребенка большое количество неврологических заболеваний. Напротив, изменения минимальны и поддаются коррекции.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, лечение

  1. Лечение медикаментами при СДВГ

Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.
Группа препаратов Представители Эффект от приема медикаментов
Психостимуляторы Левамфетамин, Дексамфетамин, Дексметилфенидат Увеличивается выработка нейромедиаторов, благодаря чему нормализуется биоэлектрическую активность мозга. Улучшают поведение, уменьшаются импульсивность, агрессивность, проявления депрессии.
Антидепрессанты, ингибиторы обратного захвата норадреналина Атомоксетин. Дезипрамин, Бупропион
Уменьшают обратный захват нейромедиаторов (дофамина, серотонина). Их накопление в синапсах улучшает передачу сигналов между клетками мозга. Повышают внимание, снижают импульсивность.
Ноотропные препараты Церебролизин, Пирацетам, Инстенон, Гамма-аминомасляная кислота Улучшают обменные процессы в ткани мозга, его питание и обеспечение кислородом, усвоение глюкозы мозгом. Повышают тонус коры больших полушарий. Эффективность этих препаратов не доказана.
Симпатомиметики Клонидин, Атомоксетин, Дезипрамин Повышают тонус сосудов мозга, улучшая кровообращение. Способствуют нормализации внутричерепного давления.

Лечение проводят низкими дозами препаратов, чтобы свести к минимуму риск развития побочных эффектов и привыкания. Доказано, что улучшение наступает только на время приема препаратов. После их отмены симптомы появляются вновь.
  1. Физиотерапия и массаж при СДВГ

Этот комплекс процедур направлен на лечение родовых травм головы, шейного отдела позвоночника, снятие спазма мышц шеи. Это необходимо для нормализации мозгового кровообращения и внутричерепного давления. При СДВГ применяются:
  • Лечебная гимнастика , направленная на укрепление мышц шеи и плечевого пояса. Должна выполняться ежедневно.
  • Массаж воротниковой зоны курсами по 10 процедур 2-3 раза в год.
  • Физиопроцедуры . Применяют инфракрасное облучение (прогревание) спазмированных мышц с помощью инфракрасных лучей. Также используют прогревание парафином. По 15-20 процедур 2 раза в год. Эти процедуры хорошо сочетаются с массажем воротниковой зоны.
Обратите внимание, что это процедуры можно начинать только после консультации с неврологом и ортопедом.
Не стоит прибегать к услугам мануальных терапевтов. Лечение у неквалифицированного специалиста, без предварительного рентгена позвоночника, может стать причиной серьезной травмы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения

  1. БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия – современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».
На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить. Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.
Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

  1. Психотерапевтические методики


Эффективность психотерапии значительная, но для прогресса может потребоваться от 2-х месяцев до нескольких лет. Улучшить результат можно сочетая различные психотерапевтические методики, педагогические меры родителей и преподавателей, физиотерапевтические методы и соблюдение режима дня.

  1. Когнитивно-поведенческие методы
Ребенок под руководством психолога, а затем самостоятельно, формирует различные модели поведения. В дальнейшем из них выбирают наиболее конструктивные, «правильные». Параллельно психолог помогает ребенку понять свой внутренний мир, эмоции и желания.
Занятия проводят в форме беседы или игры, где ребенку предлагают различные роли – ученика, покупателя, друга или оппонента в споре со сверстниками. Дети разыгрывают ситуацию. Затем ребенку предлагают определить, что чувствует каждый из участников. Правильно ли он поступил.
  • Навыки управления гневом и выражения своих эмоций в приемлемой форме. Что ты чувствуешь? Чего ты хочешь? Теперь скажи это вежливо. Что мы можем сделать?
  • Конструктивное решение конфликтов. Ребенка учат договариваться, искать компровис, избегать ссор или выходить из них цивилизованно. (Не хочешь делиться – предложи другую игрушку. Тебя не принимают в игру – придумай интересное занятие и предложи другим). Важно научить ребенка говорить спокойно, выслушивать собеседника, четко сформулировать чего он хочет.
  • Адекватные способы общения с учителем и со сверстниками. Как правило ребенок знает правила поведения, но не соблюдает их из-за импульсивности. Под руководством психолога в игре ребенок совершенствует навыки общения.
  • Правильные методы поведения в общественных местах – в детском саду, на уроке, в магазине, на приеме у врача и т.д. осваиваются в форме «театра».
Эффективность метода значительная. Результат проявляется через 2-4 месяца.
  1. Игровая терапия
В форме игры приятной для ребенка, происходит формирование усидчивости и внимательности, обучению контроля гиперактивности и повышенной эмоциональности.
Психолог индивидуально подбирает набор игр с учетом симптомов СДВГ. При этом он может изменять их правила, если ребенку слишком легко или тяжело.
Игровая терапия на первых порах проводится индивидуально, затем может стать групповой или семейной. Также игры могут быть «домашним заданием», или проводится учителем во время пятиминутки на уроке.
  • Игры на развитие внимания. Найди 5 отличий на картинке. Определи запах. Определи предмет на ощупь с закрытыми глазами. Испорченный телефон.
  • Игры на развитие усидчивости и борьбу с расторможенностью . Прятки. Молчанка. Рассортируй предметы по цвету/размеру/форме.
  • Игры на контроль двигательной активности. Перебрасывание мяча с заданным темпом, который постепенно увеличивается. Сиамские близнецы, когда дети в паре, обнимая друг друга за талию, должны выполнять задания – похлопать в ладоши, пробежаться.
  • Игры на снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения . Направлены на физическое и эмоциональное расслабление ребенка. «Шалтай-болтай» на поочередное расслабление различных групп мышц.
  • Игры на развитие памяти и преодоление импульсивности. «Говори!» - ведущий задает простые вопросы. Но отвечать на них можно только после команды «Говори!», перед которой он делает паузу в несколько секунд.
  • Компьютерные игры, которые одновременно развивают усидчивость, внимание и сдержанность.
  1. Арт-терапия

Занятие различными видами искусства снижает утомление и тревожность, освобождает от негативных эмоций, улучшает адаптацию, позволяет реализовать таланты и поднять самооценку ребенка. Помогает развить внутренний контроль и усидчивость, улучшает взаимоотношения между ребенком и родителем или психологом.

Интерпретируя результаты работы ребенка, психолог получает представление о его внутреннем мире, душевных конфликтах и проблемах.

  • Рисование цветными карандашами, пальчиковыми красками или акварелью. Используются листы бумаги разного размера. Сюжет рисунка ребенок может выбирать сам или психолог может предложить тему – «В школе», «Моя семья».
  • Песочная терапия . Необходима песочница с чистым, увлажненным песком и набор разнообразных формочек, включающий человеческие фигурки, транспорт, домики и т.д. Ребенок сам решает, что именно он хочет воспроизвести. Часто он обыгрывает сюжеты, которые его бессознательно беспокоят, но он не может донести это до взрослых.
  • Лепка из глины или пластилина. Ребенок лепит из пластилина фигурки на заданную тему – веселые животные, мой друг, мой домашний питомец. занятия способствуют развитию мелкой моторики и функций мозга.
  • Слушанье музыки и игра на музыкальных инструментах. Для девочек рекомендована ритмичная танцевальная музыка, а для мальчиков – маршеобразная. Музыка снимает эмоциональное напряжение, повышает усидчивость и внимание.
Эффективность арт-терапии – средняя. Она является вспомогательным методом. Может использоваться для установления контакта с ребенком или для отдыха.
  1. Семейная терапия и работа с преподавателями.
Психолог информирует взрослых об особенностях развития ребенка с СДВГ. Рассказывает о эффективных методах работы, формах влияния на ребенка, как сформировать систему поощрений и санкций, как донести до ребенка необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это позволяет снизить число конфликтов, сделать обучение и воспитание более легким для всех его участников.
При работе с ребенком психолог составляет программу психокоррекции, рассчитанную на несколько месяцев. На первых сеансах он устанавливает контакт с ребенком и проводит диагностику, чтобы определить насколько выражены невнимательность, импульсивность и агрессивность. С учетом индивидуальных особенностей он составляет программу коррекции, постепенно вводя различные психотерапевтические методики и усложняя задания. Поэтому родителям не стоит ожидать кардинальных изменений уже после первых встреч.
  1. Педагогические меры


Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

  • Будьте терпеливы, сохраняйте самоконтроль. Избегайте критики. Особенности в поведении ребенка не его вина и не ваша. Оскорбления и физическое насилие недопустимы.
  • Общайтесь с ребенком экспрессивно. Проявления эмоций в мимике и голосе помогут удержать его внимание. По этой же причине важно смотреть в глаза ребенку.
  • Используйте физический контакт . Держите за руку, поглаживайте, обнимайте, используйте элементы массажа при общении с ребенком. Это действует успокаивающе и помогает сосредоточиться.
  • Обеспечьте четкий контроль выполнения заданий . Ребенок не обладает достаточной силой воли завершить начатое, у него велик соблазн остановиться на полпути. Знание, что взрослый будет контролировать выполнение задания, поможет ему довести дело до конца. Обеспечит в будущем дисциплину и самоконтроль.
  • Ставьте перед ребенком посильные задачи . Если он не справляется с задачей, которую вы перед ним поставили, то в следующий раз упростите ее. Если вчера ему не хватило терпения убрать все игрушки, то сегодня попросите только собрать кубики в коробку.
  • Ставьте ребенку задание в виде коротких инструкций . За один раз давайте одно задание: «Почисть зубы». Когда это будет завершено, попросите умыться.
  • Делайте перерывы в несколько минут между каждым видом деятельности . Собрал игрушки, отдохнул 5 минут, пошел умываться.
  • Не запрещайте ребенку проявлять физическую активность во время занятий . Если он машет ногами, крутит в руках различные предметы, переминается возле стола, это улучшает его мыслительный процесс. Ели же вы ограничите эту мелкую активность, то мозг ребенка впадет в ступор и не сможет воспринимать информацию.
  • Хвалите за каждый успех. Делайте это один на один и в кругу семьи. У ребенка занижена самооценка. Он часто слышит, какой он плохой. Поэтому похвала ему жизненно необходима. Она стимулирует ребенка быть дисциплинированным, прикладывать еще больше усилий и упорства в выполнении заданий. Хорошо, если похвала будет наглядной. Это могут быть фишки, жетоны, наклейки, карточки, которые ребенок сможет пересчитать в конце дня. Время от времени меняйте «награды». Лишение награды – эффективный способ наказания. Он должен следовать сразу за проступком.
  • Будьте последовательны в своих требованиях . Если нельзя долго смотреть телевизор, то не делайте исключения, когда у вас гости или мама устала.
  • Предупреждайте ребенка, что последует далее. Ему трудно прервать деятельность, которая интересна. Поэтому за 5-10 минут до окончания игры предупредите, что скоро он закончит играть и будет собирать игрушки.
  • Учите планировать. Вместе составляйте список дел, которые необходимо выполнить сегодня, а затем вычеркивайте сделанное.
  • Составьте распорядок дня и придерживайтесь его . Это научит ребенка планировать, распределять свое время и предвидеть, что будет в ближайшее время. Это развивает работу лобных долей и создает ощущение безопасности.
  • Поощряйте ребенка заниматься спортом . Особенно полезны будут восточные единоборства, плаванье, легкая атлетика, велоспорт. Они направят активность ребенка в правильное полезное русло. Командные виды спорта (футбол, волейбол) могут вызвать сложности. Травматичные виды спорта (дзюдо, бокс) могут повысить уровень агрессивности.
  • Пробуйте различные виды занятий. Чем больше вы предложите ребенку, тем выше шанс, что он найдет свое хобби, которое поможет ему стать более усидчивым и внимательным. Это выработает у него самоуважение и улучшит отношения со сверстниками.
  • Оградите от длительного просмотра телевизора и сидения за компьютером. Примерная норма – 10 минут на каждый год жизни. Так 6-тилетний ребенок не должен смотреть телевизор дольше часа.
Помните, если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», это не означает, что он отстает от сверстников в интеллектуальном развитии. Диагноз лишь указывает на пограничное состояние между нормой и отклонением. Родителям придется приложить больше усилий, проявить много терпения в воспитании, и в большинстве случаев после 14 лет ребенок «перерастет» это состояние.

Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Если ребенок увлечется чем то конкретным в подростковом возрасте, то он направит на это всю свою энергию и доведет до совершенства. Если это хобби перерастет в профессию, то успех гарантирован. Это доказывает тот факт, что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Вы взрослый человек и боретесь с СДВГ? Существует много безопасных и эффективных методов лечения. При этом лечение не обязательно означает таблетки или кабинеты врачей. Любые действия, которые вы предпринимаете для управления своими симптомами, считаются лечением. И даже если вы решили обратиться за профессиональной помощью, в конечном счете, ответственность за результат несете только вы. Вам вовсе не обязательно ждать диагноза или полагаться на профессионалов. Вы уже сейчас можете сделать многое, чтобы помочь себе — и вы можете начать сегодня.

Препараты — это инструмент, а не лечение СДВГ у взрослых

Когда вы думаете о лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ранее известного как СДВ, вам сразу же хочется взяться за Риталин? Многие люди приравнивают лечение СДВГ к медикаментозному лечению. Но важно понимать, что лекарства помогают не всем, и даже когда они действительно работают, они не решают всех проблем и не устраняют симптомы полностью.

На самом деле, хотя медикаментозное лечение часто улучшает внимание и его концентрацию, оно, как правило, очень мало помогает справиться с симптомами дезорганизации, неэффективного управления временем, забывчивости и откладывания всего до лучших време — те самые проблемы, которые присутствуют у большинства взрослых с СДВГ.

Что нужно знать о медикаментозном лечении СДВГ

  • Лекарства против СДВГ более эффективны в сочетании с другими методами лечения . Вы получите гораздо больше эффекта от лекарств, если помимо них воспользуетесь другими методами лечения, ориентированным на эмоциональные и поведенческие проблемы, а также развивающие новые навыки их преодоления.
  • Все по-разному реагируют на лекарства от СДВГ . Некоторые люди испытывают резкое улучшение, в то время как другие — лишь небольшое облегчение. Побочные эффекты также отличаются, и для некоторых они намного превосходят преимущества. Поскольку каждый человек реагирует по-разному, поиск правильного лекарства и дозировки занимает время.
  • Прием лекарств следует всегда тщательно контролировать . Лекарственное лечение СДВГ — это нечто большее, чем «принял таблетку и забыл об этом» Вам и вашему врачу необходимо будет контролировать побочные эффекты, следить за тем, как вы себя чувствуете и в соответствии с этим корректировать дозировку. Когда лечение СДВГ не подвергается тщательному контролю, оно менее эффективно и более рискованно.
  • Если вы решите принимать лекарства против СДВГ, это не означает, что таблетки всегда будут сопровождать вашу жизнь . Хотя прекращать прием лекарств, а потом снова возобновлять — не безопасно, вы можете спокойно решить прекратить лечение СДВГ лекарствами, если дела идут не очень хорошо. Если вы хотите прекратить прием лекарств, не забудьте сообщить врачу о ваших планах и поработать с ним, чтобы постепенно завершить прием лекарства.

Регулярные физические упражнения — мощное средство лечения СДВГ

Регулярное выполнение упражнений — одним из самых простых и эффективных способов уменьшить симптомы СДВГ у взрослых и улучшить концентрацию внимания, мотивацию, память и настроение.

Физическая активность сразу же повышает уровень дофамина в мозге, норэпинефрина и серотонина — все это влияет на внимание. Таким образом, упражнения и такие лекарства против СДВГ, как Риталин и Аддералл, работают аналогичным образом. Но в отличие от таблеток, упражнения не требуют рецепта и не имеют побочных эффектов.

  • Постарайтесь как можно больше тренироваться . Вам не обязательно ходить в спортзал. Для результата достаточно 30-минутной прогулки быстрым шагом четыре раза в неделю. Тридцать минут активности каждый день — еще лучше.
  • Выберите приятную активность, и вы быстрее привыкнете . Выберите такие занятия, которые задействуют ваши сильные физические стороны, или нечто, что вы находите сложным, но веселым. Командный спорт, возможно, станет хорошим выбором, потому что социальный элемент делает его интересным.
  • Выбирайтесь на природу . Исследования показывают, что проведение времени на природе уменьшает симптомы СДВГ. Удвойте преимущества, комбинируя время на природе с физическими упражнениями. Попробуйте походы, бег по трассе или прогулку в местном парке или живописном районе.

Важность сна в лечении СДВГ

Многие взрослые с СДВГ сталкиваются с проблемами со сном. Наиболее распространенные проблемы:

  • Проблемы с засыпанием по ночам — часто из-за того, что не отпускают мысли.
  • Беспокойный сон . Вы можете метаться и ворочаться всю ночь, разбрасывать одеяло и просыпаться при малейшем шуме.
  • Трудность пробуждения по утрам . Пробуждение — ежедневная борьба. Вы можете не слышать звук будильника и чувствовать себя невыспавшимся и раздраженным в течение нескольких часов после пробуждения.

Плохое качество сна ухудшает симптомы СДВГ, поэтому стабильный режим сна — необходим. Улучшение качества сна сыграет большую роль для концентрации внимания и настроения.

  • Установите, когда идти спать, и придерживайтесь его . Также вставайте в одно и то же время каждое утро, в том числе и в выходные, и если вы сильно устали.
  • Удостоверьтесь, что в спальне темно , и выключите всю электронику (даже тусклый свет от цифровых часов или сотовый телефон могут нарушить сон).
  • Избегайте употребление кофеина поздно вечером или рассмотрите вопрос полного отказа от него.
  • Устройте тихий час или два перед сном Постарайтесь отключить все экраны (телевизор, компьютер, смартфон и т. д.) как минимум за час до сна.
  • Если лекарства, которые вы принимаете в вечернее время, оказывают тонизирующий эффект, поговорите с врачом о том, возможно ли принимать меньшие дозы или принимать таблетки рано утром.

Правильное питание поможет регулировать симптомы СДВГ

Когда дело доходит до рациона, управление СДВГ больше зависит от того, как вы едите, а не что вы едите. Большинство проблем с питанием у взрослых с СДВГ — результат импульсивности и плохого планирования. Ваша цель — помнить о своих предпочтениях в еде. Это означает планирование и посещение магазина для здорового питания, планирование времени приема пищи, приготовление пищи до того, как вы почувствуете голод, и хранение здоровых и легких закусок под рукой, чтобы вам не пришлось бежать к торговому автомату или ужинать в Бургер Кинге.

  • Планируйте регулярное питание или перекусы каждые три часа . Многие люди с СДВГ едят беспорядочно: часто обходятся без еды в течение нескольких часов, а затем набрасываются на все, что есть вокруг. Это негативно влияет на симптомы СДВГ и эмоциональное и физическое здоровье.
  • Убедитесь, что вы получаете достаточное количество цинка, железа и магния из рациона . Рассмотрите возможность ежедневного приема мультивитаминов, если вы не уверены.
  • Постарайтесь включать немного белка и сложных углеводов при каждом приеме пищи или перекусе . Эти продукты помогут вам чувствовать себя более бдительным и быть менее гиперактивным. Они также обеспечат вас устойчивым и прочным запасом энергии.
  • Добавить больше омега-3 жирных кислот в свой рацион . Все большее число исследований показывают, что омега-3 улучшают концентрацию внимания у людей с СДВГ. Омега-3 содержится в лососе, тунце, сардинах, некоторых яйцах и молочных продуктах. Добавки рыбьего жира — простой способ увеличить потребление жирных кислот.

Выбор добавок рыбьего жира

Существует два типа омега-з кислот в рыбьем жире — ЭПК (эйкозапентаеновая кислота) и ДГК (дококсагексеновая кислота; этот тип важен для функционирования мозга) Добавки различаются по соотношению этих кислот. Для облегчения симптомов СДВГ вам лучше выбирать те добавки, в которых ДГК по крайней мере в 2-3 раза превышает количество ЭПК.

Методы релаксации в лечении СДВГ у взрослых

Многие симптомы СДВГ смягчаются с помощью таких методов релаксации, как медитация и йога. При регулярной практике эти успокаивающие методы работают на усиление внимания и сосредоточенности и уменьшение импульсивности, беспокойства и депрессии.

Медитация

Медитация — это форма сосредоточенного созерцания, которая расслабляет ум и тело и фокусирует мысли. Исследования показывают, что медитация увеличивает активность в префронтальной коре — части мозга, ответственной за внимание, планирование и контроль над импульсами.

В некотором смысле медитация противоположна СДВГ. Цель медитации — научить себя сосредотачивать свое внимание на достижении цели. Таким образом, это — тренировка внимания, которая поможет вам понять и решить проблемы.

Йога

Йога и подобные ей практики, такие как тай цзы, сочетают физические упражнения и медитацию. Вы учитесь глубокому дыханию и другим методам расслабления, которые помогают стать фокусированным и осведомленным о внутренних процессах. Удерживая различные позы в течение длительного времени, вы развиваете равновесие. Когда вы чувствуете себя подавленным или несобранным, обратитесь к йоге, чтобы взбодриться и вернуть себе душевное равновесие.

Психотерапия при СДВГ у взрослых

Лечение СДВГ также включает обращение за помощью извне. Специалисты, прошедшие подготовку по СДВГ, помогут вам освоить новые навыки, чтобы справиться с симптомами и изменить привычки, которые вызывают проблемы.

Некоторые методы лечения сосредоточены на управлении стрессом и гневом или контроле импульсивного поведения, в то время как другие учат лучше обращаться со временем и деньгами и совершенствовать свои организационные навыки.

Виды психотерапии для взрослых с СДВГ

  • Личная психотерапия . Взрослые с СДВГ часто борются с проблемами, связанными с многолетними формами неуспеваемости, неудач, академических трудностей, частыми сменами работы и конфликтными отношениями. Индивидуальная психотерапия поможет вам справиться с этим «эмоциональным багажом», в том числе низкой самооценкой, чувствами смущения и стыда, которые вы, возможно, испытали в детстве и подростковом возрасте, а также обидой на критику, которую вы получаете от близких вам людей.
  • Супружеская и семейная психотерапия . Семейная психотерапия направлена на решение проблем, которые СДВГ порождают в отношениях и семейной жизни: конфликты из-за проблем с деньгами, забытые обязательства и семейные обязанности, импульсивные решения. Психотерапия поможет вам и вашим близким исследовать эти проблемы и сосредоточиться на конструктивных способах борьбы с ними и общении друг с другом. Психотерапия также способствует улучшению отношений за счет образовывания вашего партнера или членов семьи о том, что такое СДВГ.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия . Когнитивно-поведенческая психотерапия стимулирует к выявлению и изменению негативных убеждений и паттернов поведения, которые вызывают проблемы. Поскольку многие люди с СДВГ деморализованы из-за многолетней борьбы и неудовлетворенных ожиданий, одна из основных целей когнитивно-поведенческой психотерапии — превращение этой негативной перспективы в более обнадеживающий, реалистичный взгляд. Когнитивно-поведенческая психотерапия также фокусируется на практических проблемах, которые часто возникают при СДВГ, таких как дезорганизованность, проблемы с производительностью труда и неэффективное управление временем.

Тренинги на организованность

В дополнение к врачам и психотерапевтам, есть ряд других специалистов, которые помогут преодолеть проблемы СДВГ.

Поведенческий коучинг для взрослых с СДВГ

Коучинг — это нетрадиционная форма психотерапии, но она может быть ценной частью лечения СДВГ. В отличие от традиционных психотерапевтов, которые помогают людям преодолевать эмоциональные проблемы, коучи сосредоточиваются исключительно на практических решениях проблем повседневной жизни. Поведенческие тренеры учат стратегиям организации дома и рабочей среды, структурированию дня, определению приоритетных задач и управлению своими деньгами. Коучи могут прийти к вам домой или поговорить с вами по телефону, а не встречаться с в офисе. Часто отношения между клиентом и коучем долгосрочны.

Профессионалы в сфере организованности для взрослых с СДВГ

Профессионал в сфере организованности может быть очень полезным, если у вас возникли трудности с организацией времени и пространства. Организаторы помогут уменьшить беспорядок, лучше развить организационные навыки и научиться эффективно управлять своим временем. Профессиональный организатор приходит к вам домой или на работу, смотрит, как вы организовываете (или не организовываете) пространство, а затем предлагает изменения. Помимо того, что вам помогают организовывать ваши документы и оплачивать счета, у «профессионального организатора» есть рекомендации в отношении способов улучшения памяти и планирования, систем хранения и другие полезные советы. Профессиональный организатор также помогает с тайм-менеджментом: вашими задачами, списком дел и календарем.