Детерминированный - это определенный. Детерминация поведения личности в деловом общении

Отвлекаясь от содержания тех или иных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем, что поведение любого индивида опре­деляется не только набором личностных качеств и особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Представленная ниже схема позволяет выявить дина­мику процесса детерминации поведения личности .

Смысл предлагаемой схемы: отразить обстоятельство, что впол­не или отчасти осознанные намерения конкретного индивида пре­ломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реа­лизуются в ролевом поведении. Рассмотрим ключевые понятия дан­ной схемы: «Я», «социальные стереотипы», «макро- и микросреда личности», «ролевое поведение» и т.д.

«Я» - это самосознание личности, формирую­щееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формирования сознания у отдельного индивида, подобное выделение в принципе невозможно. Красивая сказка о Маугли с научной точки зрения не выдерживает никакой крити­ки. Известен случай, когда некий не в меру любознательный вос­точный деспот пожелал узнать, какой язык «от аллаха»: маленько­го ребенка кормили, ухаживали за ним, но под страхом смерти с ним не разрешалось разговаривать. Ждали долго, но напрасно: ребенок вырос, но так и не заговорил на человеческом языке, по сути дела, так и остался животным.

Становление индивидуального «Я», осознание себя личностью, субъектом, противополагающим себя другим членам племени, - длительный исторический процесс. Исследования первобытных народов дают основания полагать, что первоначально господство­вало коллективное, родовое сознание. Индивид не отделял себя от системы ценностей своей этнической группы и только со вре­менем деление на «Мы» и «Они» сменилось на «Я» и «Они». Так, например, в ходе расследования обстоятельств гибели в 1779 г. адмирала британского королевского флота Джеймса Кука мис­сионеры буквально замучили туземцев проповедями о греховности людоедства. Каннибалы отвечали им без намека на угрызе­ния совести, просто, но искренне: «Мы людей не едим. Они - не люди». Смысл сказанного вполне очевиден: людьми считались только члены своего племени, а все остальные - потенци­альной добычей, охраняемой, правда, обычаем кровной мести со стороны членов своего племени. Точно так же на языке ряда народов Крайнего Севера слово, обозначающее название народа, переводится как «люди».


Следовательно, отделение «Я» от этнического, родоплеменного самосознания происходит довольно поздно, с переходом от матриархата к патриархату, от собирательства и охоты - к земле­делию, с появлением частной собственности. Вместе с тем суще­ствование в человеческом самосознании наряду с индивидуаль­ным «Я» чувства принадлежности к определенной этнической груп­пе во многом определяет живучесть национализма.

Формирование и функционирование человеческого «Я» на­прямую связаны с периодизацией истории цивилизации и на каждом из ее этапов имеет свои особенности. Так, например, в античную эпоху на первом месте было гармоничное развитие личности, символом эпохи был атлет. В Средние века картина радикально изменилась - плоти противостоял дух как путь к жизни вечной, страдание, как считалось, не унижает, но возвы­шает, новым символом стало распятие. Плоть считалась главным источником порока, ее активно усмиряли постом и молитвою.

В эпоху Возрождения и раннего капитализма антропоцентри­ческое, гуманистическое мировоззрение замещает теоцентрическое, происходит настоящий взрыв индивидуализма в форме стрем­ления к безграничному личному самоутверждению и обогащению. Подобное положение вызвало ответную реакцию в форме протес­тантской этики. У Мартина Лютера личная вера, скромность и добросовестный труд противопоставляются внешнему, обрядово­му, церковному авторитету. Стремление к богатству и прибыли объявляется нравственной ценностью и рассматривается как на­града Господа за благочестие, добросовестный труд и заботу о ближ­них. При этом не надо забывать, что «ближними», т.е. богоизбранными, протестанты считали только единоверцев, а с осталь­ными, например североамериканскими индейцами и африканс­кими рабами, можно было особо не церемониться.

Вопрос о становлении индивидуального «Я» каждого конкрет­ного индивида не менее интересен. На первый взгляд ничего осо­бенно сложного здесь нет: достаточно индивиду противопоста­вить себя группе - вот и появилось самосознание. На самом деле все гораздо сложнее. Отделить-то он себя отделил, но источником формирования нашего «Я», или, как говорят философы, рефлек­сии, были и остаются окружающие нас люди. Это подметил еще Карл Маркс, а позднее оформил в качестве научной теории амери­канский исследователь Чарльз Кули. Как писал Маркс, «человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начи­нает относиться к самому себе как к человеку» 1 .

Проще говоря, содержание нашего «Я» во многом определяет­ся теми социальными отношениями, в которые мы включены, и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положитель­ных, с точки зрения его самооценки, импульсах извне и неосоз­нанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены об­щаться в силу объективных причин, но в первую очередь с теми, кто способствует процессу нашего самоутверждения, обеспечива­ет нам высокую самооценку. А последняя практически не насы­щаема: красивая девушка постоянно нуждается в знаках внима­ния со стороны поклонников, артист - в рукоплесканиях публи­ки, ребенок - в похвале со стороны взрослых, взрослый - в ува­жении в семье и со стороны коллег и т.д. Интересно отметить, что люди, богато одаренные природой, зачастую не прилагают особых усилий для самоутверждения: в школе, например, прослеживает­ся обратная связь между природными способностями (или вне­шними данными) и прилежанием учащихся.

«Я»-образ - это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, при этом нередко мы думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный ха­рактер и выступает в форме самоуважения.

Реальное «Я» - это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формирующаяся в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога А. Адлера) как след­ствием неполной семьи, маленького роста, физических недостат­ков и т.д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее, чем осознанная оценка («Я»-образ), и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной личной власти (Наполеон, Гит­лер), либо в форме жертвенного служения человечеству (М. Ган­ди, Л. Толстой). Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели, во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном «Я» волевой компонент выступает неосозна­ваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»-образа он чаще похож на конкретные действия по реальному самоут­верждению и самосовершенствованию, на идеализированные раз­мышления о том, кем я могу стать, если когда-нибудь этого захочу (в упрощенном варианте - если буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).

Оценка соответствия «Я»-образа реальному «Я» имеет ярко выраженный прикладной аспект, существенно значимый с точки зрения повседневного делового общения. Иными словами, посколь­ку они не совпадают, то как измерить реальное «Я», т.е. действи­тельное, а не воображаемое отношение человека к нам или инте­ресующей его проблеме?

Измерение установок, т.е. реального, но не осознаваемого от­ношения человека к какой-либо конкретной жизненной пробле­ме, осуществляется при помощи косвенных и прожективных воп­росов. Последовательный перечень подобных вопросов с разной степенью интенсивности установки именуется шкалой. Термин «имидж» придумали политики, понимая под имиджем понимается умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия «имиджмейкер» - создатель имиджа. Услугами имиджмейкеров, наряду с политиками, широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего «Я» это как бы «Я»-внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатле­ние особенно значимо при кратковременных контактах. Актер­ство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недоста­точно, поскольку имидж «считывается» буквально в течение се­кунд, и происходит это бессознательно, прежде всего по внеш­нему облику другого человека. Женщины лучше мужчин управ­ляют своим имиджем, поскольку, как правило, привыкли сле­дить за своей внешностью.

Поведение любого человека определяется не только набо­ром личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и спецификой той социальной среды, в рамках которой реа­лизуется его деловая активность.

Изучение особенностей группового и индивидуального пове­дения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности. Социокультурные, экономические и политические особен­ности общества обусловливают не только характер социальных норм, правил поведения, законов, которым подчиняется чело­век, но и привычные взгляды, мнения, стереотипы восприятия и поведения.

Социальная группа, к которой принадлежит человек, бли­жайшее социальное окружение (семья, круг друзей, и знакомых, микросреда) влияет на то, какие социальные нормы и стереотипы будут человеком усвоены, в зависимости от того, какие специфический образ жизни и правила поведения, вос­приятия и оценки событий приняты в данной социальной груп­пе. Ограниченность личного опыта, недоступность для боль­шинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают воз­можность манипулирования социальными стереотипами.

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот­ренными выше факторами, может быть представлен как роле­вое поведение. Роль - это способ поведения, задаваемый об­ществом. Она складывается из двух переменных - базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т. д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глу­бокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обус­ловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Базовые психологические установки нашего «Я» формиру­ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих. Возможны четыре вида установок по отношению к себе и окру­жающим .

«Я хороший - ты хороший». Это самая нравственная и про­дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они тру­дятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

«Я хороший - ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пы­таются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом слу­чае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.

«Я плохой - ты плохой». Эта установка ведет к самораз­ложению личности, порождает чувство безнадежности и поте­рю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздра­жаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осоз­нанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружаю­щим и самому себе.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по дисциплине психология и этика деловых отношений

Имени альфреда нобеля.. кафедра социальной педагогики.. конспект..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении
Типология темперамента и акцентуаций характера Шансы на успех в работе повышаются, если человек выб­рал профессию, которая соответствует его способностям, ин­теллектуальному уровню, личнос

Проявления бессознательного в поведении и общении
Бессознательное (подсознание) представляет собой ту часть расчетов, которая проходит наиболее гладко, и ни в коем случае не является, как о нем иногда говорят, «бурлящим хао

Общение - специфическая форма взаимодействия чело­века с другими людьми как членами общества, в общении ре­ализуются социальные отношения людей
Вобщении выделяют три взаимосвязанных стороны: ком­муникативная сторонаобщения состоит вобмене информаци­ей между людьми; интерактивная ст

Этика делового общения

Этапы общения
В общении можно выделить следующие этапы: 1) установление контакта; 2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.); 3) обсуждение вопроса, проблемы; 4)

Барьеры в общении
Барьеры коммуникативные - различия в однородных осо­бенностях личностей участников контакта, препятствующие полноценному общению между ними. Можно выделить следующие барьеры: см

Симпатия
Кроме некоторых из перечисленных возникновению симпатии к коммуникатору способствуют сле­дующие условия: а) способность удовлетворять потребности партнера, в ча­стности: - помощь

Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения
Вделовом общении приходится взаимодействовать с людь­ми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже доста­точно хорошо знакомы. Психологические исследования пока­зали, что в о

Контекст
Контекст - это физическое, социальное, истори­ческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации. Физический контексткоммуникационного

Кодирование и декодирование
Когнитивный мыслительный процесс трансфор­мации идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения называется кодированиемсооб­щения; обратный процесс трансформации сообще­

Форма или организация
Если значение сложное, то может потребоваться организовать его по разделам или расположить в опре­деленном порядке. Форма сообщения особенно важ­на, если человек говорит (один) без перерывов в те­ч

Мы используем язык, чтобы обсуждать вещи, лежащие вне нашего непосредственного опыта
Язык дает нам возможность рассуждать гипотетичес­ки, сообщать о прошлых и будущих событиях и рас­сказывать о людях и вещах, отсутствующих во вре­мя разговора. Таким образом, мы можем использо­вать

Я-высказывания и виды слушания
«Я-высказывания» В напряженной ситуации, когда человек испытывает силь­ные чувства, не нравящиеся ему, появляются сложности с их выражением. Самый простой сп

Виды слушания
Можно выделить следующие виды слушания: рефлексив­ное(активное), нерефлексивное(пассивное), эмпатическое.

Публичная ораторская речь
Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложе­ния, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти по­ловина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному

Деловые дискуссии
Дискуссия- процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообо­гащения предметных позиций участников (мнений участников по сут

Законы аргументации и убеждения
1. Закон встраивания (внедрения). Аргументы следует встраивать в логику рассуждений парт­нера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их параллельно. 2. Закон общности язы

Интерактивный уровень общения. Психологические аспекты осуществления власти и влияния
Взаимодействие - это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как со­вокупность способов, применяемых человеком для достиже­ния определенных целе

Средства и методы психологического воздействия
Эффект психологического воздействия на человека зави­сит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение. Самый древний механизм воздействия - это

Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов
МАНИПУЛЯТОРЫ АКТУАЛИЗАТОРЫ 1. ЛОЖЬ (фальшь, мошенничест­во). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыг

Трансактный анализ
Согласно авторам этого направления (Э. Берн, Т. Харрис), человек в каждый момент времени находится в одном из трех возможных состояний своего «Я» (эго-состояний), названных «

Синтоническая модель общения
Название «синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает «Быть в гармонии с собой и другими». Синтони­ческая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программир

Власть и влияние – психологический аспект
Феномен власти сложен и однозначного определения нет. Вот некоторые определения власти. Власть - устойчивая способность достигать поставлен­ной цели и получать намеченные результаты (Б.

Типология лидерства
Классификации лидерства разнообразны. На основе каких критериев определяют виды лидеров в группе? Общее лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информацио

Типология конфликтов
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает фор­му разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Кон­фликты могут быть скрытыми

Динамика конфликта
Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя ус­ловиями: 1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демар­шей, заявле

Функции и причины конфликтов
Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то воз­никает вопрос о его функции - положительной или отрица­тельной. Другими словами, пло

Управление конфликтами
Различают структурные (организационные) и межлично­стныеспособы управления конфликтами. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управлен

Типы реагирования при разрешении конфликтов
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликт­ных ситуациях. 1. Настойчивость (принуждение).Тот, кто придерживает­ся этой стратегии, пытается заст

Конфликтная личность бесконфликтного типа
1. Неустойчив в оценках и мнениях. 2. Обладает легкий внушаемостью. 3. Внутренне противоречив, 4. Характерна некоторая непоследов

Кодекс поведения в конфликте
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему сни­зить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договорить­ся с ним трудно или невозможн

Деловая беседа
Посредством деловой беседы реализуется стремление од­ного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участн

Выделяют три этапа
1) Постановка вопроса: - введение в курс дела, - формулировка вопроса, - формулировка исходной позиции, - постановка вопроса. 2) Формирование мнения о п

Этика делового общения
Деловое общение является необходимой частью человече­ской жизни, важнейшим видом отношений с другими людь­ми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в котор

Манера общения, взаимодействия с людьми
Манера говорить - это использование голоса и тела для передачи устного сообщения, это то, собственно, что мы ви­дим и слышим. Следует рассматривать манеру говорить как «окно», чере

Деловые переговоры
В жизненной практике чаще встречаются малоэффективные стратегии поведения в спорных вопросах, такие как: 1) жесткое доминирование (жесткий подход) одной стороны и соответствен­но вынужденное подчин

Национальные стили ведения переговоров
Американский стиль ведения переговоров отличается доста­точно высоким профессионализмом. В американской делега­ции редко можно встретить человека, некомпетентного в тех

Этикет и культура поведения делового человека
Этикет (от франц. etiquette) означает установленный поря­док поведения где-либо. Это наиболее общее определение эти­кета. Культура поведения - поступки и формы общения людей основанные на нравствен

Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем.

Что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая...

Вопрос о детерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) - биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) - играют в развитии важнейшую роль.

Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития - природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением).

Природная...

Втаптывающий в грязь

Поскольку Втаптывающие в грязь меньше остальных уверены в себе, лучше всего общаться с ними спокойно и добродушно.

Используя спокойные вопросы, воздержитесь от повышения голоса и высокомерных замечаний: это заставляет людей защищаться и вести себя еще более дерзко.

Этот метод похож на маленький экзамен, цель которого - узнать, что же...

Человек создал мощные технологии и научился преобразовывать мир. Но научился ли он преобразовывать самого себя? Приблизился ли он к своему совершенству? Видим ли мы человека, любящего других людей, справедливого, правдивого, реализующего себя как личность?

Ответ очевиден. В нашей жизни зачастую нет достоинства, чести, истинной дружбы, счастья и удовлетворенности. Гораздо чаще нас окружают духовный хаос и мешанина, близкие к безумию, причем не к средневековой истерии, а скорее, к...

Каждый второй новичок в крупных компаниях увольняется в течение первых полутора лет работы. Часто проблема кроется в том, что «новобранцу» не удалось наладить отношения с новыми коллегами.

Удивительно, но многие руководители оценивают, насколько успешно сотрудник прошел испытательный срок, не по тому, как он справляется с рабочими обязанностями, а по тому, насколько быстро и безболезненно ему удается вписаться в коллектив.

Поэтому имеет смысл поработать не только над своим...

Подозреваете

Излишняя подозрительность, с вашей
стороны, в состоянии разрушить самую большую любовь. Если вначале вы достаете вашего партнера расспросами «Где ты был?» и «С кем ты был?», то в ближайшем времени начнете обшаривать его карманы, ища подтверждения своим страхам.

Рано или поздно терпение вашего любимого закончиться и он не станет терпеть ваше недоверие и посягательство на его личное пространство. Научитесь уважать своего любимого и строить отношения на доверии, а при...

Поведение девочки, девушки и женщины от зависит от влияния четырех сильнейших факторов: биологического, психологического, культурного и, так сказать, женского Я. В основе формирования и проявления характерных признаков пола лежат биологические особенности, например темперамент, тип нервной деятельности и др. У большинства мужчин преобладают холерические черты темперамента, а у женщин - сангвинические.

Мы с вами знаем, что правое полушарие мозга "специализируется" на образно - двигательной...

Анализ причинно-следственных связей, детерминации человеческого поведения в деловом общении предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности.

Как каким образом мы воспринимаем окружающий мир, что происходит на этапе между формированием образа конкретной деловой ситуации и последующим ролевым поведением?

Процесс отражения конкретных социальных явлений связан с формированием в сознании индивида...

Традиционная "психогидравлическая" теория либидо отвечала на этот вопрос просто: половое влечение - природный инстинкт, удовлетворение которого сводится к разрядке спонтанно возникающего в организме психофизиологического напряжения.

"Нервная система, - писал З.Фрейд, - это аппарат, функцией которого является избавление от достигающих его стимулов или сведение их к минимальному возможному уровню, так, чтобы, если бы это было возможно, она сохраняла бы себя в совершенно невозмутимом состоянии...

Московский экономико-финансовый институт (МЭФИ)

Реферат по курсу: Деловое общение.

«Детерминация поведения личности в деловом

общении».

Студент: Владимирова Е.Е.

Группа: 7БШ-631-ВОС

Преподаватель: Василевская Н.Ф.


1.Факторы детерминации поведения личности

2.Динамика человеческого поведения

3. Ролевое поведение

3.Макро- и микросреда


Факторы детерминации поведения личности в деловом общении

Поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.

"Я" - это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды. Красивая сказка о Маугли с научной точки зрения не выдерживает никакой критики. Становление индивидуального "Я", осознание личностью себя в качестве субъекта, противополагающего себя другим членам племени, - длительный исторический процесс. Исследования первобытных народов дают основания полагать, что первоначально господствовало коллективное, родовое сознание. Индивид не отделял себя от системы ценностей своей этнической группы и только со временем деление на "Мы" и "Они" сменилось на "Я" и "Они". Следовательно, отделение "Я" от этнического, родоплеменного самосознания происходит довольно поздно, с переходом от матриархата к патриархату, от собирательства и охоты - к земледелию, с появлением частной собственности. Вместе с тем, существование в человеческом самосознании наряду с индивидуальным "Я" чувства принадлежности к определенной этнической группе во многом объясняет живучесть национализма.

Вопрос о становлении индивидуального "Я" каждого конкретного индивида не менее интересен. На первый взгляд, ничего особенно сложного здесь нет: достаточно противопоставить себя группе - вот и появилось самосознание. На самом деле, все гораздо сложнее. Отделить-то он себя отделил, но источником формирования нашего "Я", или, как говорят философы, рефлексии, были и остаются окружающие нас люди. Это подметил еще Карл Маркс, а позднее оформил в научную теорию американский исследователь Чарльз Кули. Как писал Маркс, "человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека.

Проще говоря, содержание нашего "Я" во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку. А последняя практически ненасыщаема, красивая девушка постоянно нуждается в знаках внимания со стороны поклонников, артист - в рукоплесканиях публики, ребенок - в похвале со стороны взрослых, взрослый - в уважении в семье и со стороны коллег и т.д. Интересно отметить, что люди, богато одаренные природой, зачастую не прилагают особых усилий для самоутверждения: в школе, например, прослеживается обратная связь между внешними данными, природными способностями и прилежанием учащихся.

Источники формирования положительной самооценки конкретного индивида поддаются классификации. Для одних наиболее успешной сферой самореализации "Я" является работа, профессиональная деятельность. Бывает так, что работа заменяет, как бы компенсирует отсутствие семьи, является для человека единственным и самым важным источником положительных импульсов. Женщины, как правило, живут семьей и для семьи, работа для них источник дополнительного заработка, приятный круг общения, место разговоров о мужьях, детях, покупках, домашнем хозяйстве и т.д. Для любого кого-то источником самоутверждения может выступать любимое внепрофессиональное занятие или хобби, например, коллекционирование различного рода предметов, огородничество, рыбалка, разведение всевозможных живых существ и т.д. Частным случаем хобби можно считать общественную работу, когда человек посвящает свое свободное время социально значимой деятельности, мотивируемой нравственно-религиозным или политическим идеалом. Возможны случаи, когда индивид, не добившись успеха в вышеназванных формах деятельности, пытается решить проблему самоутверждения не вполне естественным образом: он как бы строит свою, искусственную среду обитания, исключающую его зависимость от положительных импульсов извне. Поведение такого рода типично для наркоманов и алкоголиков.

А теперь представим ситуацию, в которой ни один из вышеназванных факторов "не сработал". Как, откуда и каким путем может получить личность жизненно необходимые для самоутверждения своего "Я" положительные импульсы? Ответ на поставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат. инфант - ребенок). Суть инфантилизма заключается в том, что человек как-бы снимает с себя ответственность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне уместна, так как малыш психологически чувствует себя более комфортно, чем взрослый. Он гораздо более стрессоустойчив, поскольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к тирану, которому добровольно передается ответственность за индивидуальную судьбу, - Гитлеру, Сталин, Мао.

Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: систематически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д.

Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потерпевшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отношению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним.

Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы.

1) Каждый акт нашего сомосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов:

Разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оценку, воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется.

2) Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три "Я":

Я-образ - это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное "Я" - это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, "Я"- образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти - Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству - Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном "Я" волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках "Я"- образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант ~ буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).

Термин "имидж" придумали политики, понимая под этим умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия "имиджмейкеры", т. е. создатели имиджа, услугами представителей которой наряду с политиками широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" - внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего по внешнему облику другого человека- Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью.

    ПОВЕДЕНИЕ РОЛЕВОЕ - (от франц. role роль) поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, к рую она играет в соответствии с этим статусом. Согласно ролевой теории, основы к рой заложили Дж. Мид и Р. Линтон, с каждым соц. положением (статусом) … Российская социологическая энциклопедия

    Классификация культур по типу и определение места конкр. культуры в культурно истор. процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Методол. основу классификации культур по истор. типу составляют разл.… … Энциклопедия культурологии

    - (Murdock) Джордж Питер (1897 1985) амер. антрополог, исследователь проблем культуры и об ва. Получил образование в Йельском ун те, с 1938 заведовал там кафедрой антропологии. Работал самостоятельно, избегая влияния школы Боаса.… … Энциклопедия культурологии

    - (Sumner) Уильям Грэхем (1840 1910) амер. социолог, представитель социал дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун т по специальности “полит, экономия”. Затем учился в Гёттингене,… … Энциклопедия культурологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Хаос (значения). Асимметричный вариант с … Википедия

    Эта статья или раздел грубый перевод статьи на другом языке (см. Проверка переводов). Он мог быть сгенерирован программой переводчиком или сделан человеком со слабыми познаниями в языке оригинала. Вы можете помочь … Википедия

    Уильям Грэм Сáмнер (Sumner) (1840 1910) амер. социолог, представитель социал дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун т по специальности “полит. экономия”. Затем учился в Гёттингене, Женеве … Энциклопедия культурологии

    Парадигмы программирования Агентно ориентированная Компонентно ориентированная Конкатенативная Декларативная (контрастирует с Императивной) Ограничениями Функциональная Потоком данных Таблично ориентированная (электронные таблицы) Реактивная … Википедия

    Соотносительные филос. категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определ. условиях необходимость (Н.) вещь, явление в … Философская энциклопедия

    САРТР (SARTRE) Жан Поль - (1905 1980) франц. философ, романист, драматург, литературный критик, политический теоретик. Один из главных представителей франц. феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. В разработке основных тем своего философствования С.… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь