Как делать третью часть огэ по биологии. Алгоритмы выполнения заданий огэ по биологии

ОГЭ – 2017 по биологии

Часть 2. Задание 31

Филиал МАОУ Каскаринской СОШ «Янтыковская СОШ»

Учитель химии и биологии

Миникаева Р.Ш.



Цель занятия : развитие умений и навыков анализировать информацию и делать выводы

Задачи:

  • повторить основные понятия по теме «Обмен веществ»
  • отработать практические навыки выполнения задания 31 части 2.


План занятия

Основные понятия

Разбор задания

Выполнение задания (фронтальная работа)

Выполнение задания (самостоятельная работа)

Индивидуальное выполнение задания



Обмен веществ – совокупность физических, химических, биологических процессов в результате которых происходит превращение веществ поступающих в организм и использование их для жизнедеятельности и связи с окружающей средой.

Энергозатраты – это те траты энергии, которые производит организм на под­дер­жа­ние своей жизнедеятельности, на выполнение физических задач и на пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи.

Энергетический баланс – соотношение между расходом энергии организмом человека и поступлением ее за счет пищи.



Чтобы жить, нужна энергия.

Без нее невозможно движение, кровообращение в организме, дыхание и пр.

Э нергия поступает в организм из пищи: сколько калорий - столько и энергии .

  • 1 г углеводов - 4 ккал.
  • 1 г белков - 4 ккал.
  • 1 г жиров - 9 ккал.

В 100 г продукта:

  • 6 г жиров х 9 ккал = 54 ккал
  • 51 г углеводов х 4 ккал = 204 ккал
  • 12 г белка х 4 ккал = 48 ккал

Итого, всего в 100 г продукта - 306 ккал, которые организм при обмене веществ истратит,

преобразовав белки в аминокислоты, углеводы - в глюкозу и иные сахара, а жиры - в жирные кислоты и глицерин.



Энергети́ческая це́нность , или калорийность - это количество энергии , высвобождаемой в организме человека из продуктов питания в процессе пищеварения , при условии её полного усвоения. Энергетическая ценность продукта измеряется в килокалориях (кКал) или килоджоулях (кДж) в расчете на 100 г продукта.

ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ - основная характеристика пищевого продукта: количество содержащихся в нем пищевых веществ (белков, углеводов, жиров и др.) и их соотношение.



Задание 31.

По утрам Ва­си­ли­са за­ни­ма­ет­ся вер­хо­вой ездой в те­че­ние двух часов . Какой заказ надо сде­лать Ва­си­ли­се днём в ка­фе­те­рии, чтобы ком­пен­си­ро­вать энер­го­за­тра­ты тре­ни­ров­ки, от­да­вая пред­по­чте­ния блю­дам с наи­боль­шим со­дер­жа­ни­ем бел­ков и овощ­ным блю­дам ? Учти­те, что Ва­си­ли­са обя­за­тель­но за­ка­жет апель­си­но­вый сок и чай с са­ха­ром (две чай­ные ложки ). При от­ве­те на во­прос ис­поль­зуй­те дан­ные таб­лиц 2 и 3. В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты тре­ни­ров­ки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нём







По­яс­не­ние.

Верно ука­за­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты от­ве­та:

  • Энер­го­за­тра­ты тре­ни­ров­ки - 780 ккал (6,5 ккал/мин х 120 мин).

2) Ре­ко­мен­ду­е­мые блюда: апель­си­но­вый сок, чай с са­ха­ром (две чай­ные ложки), слож­ный го­ря­чий бу­тер­брод со сви­ни­ной, салат овощ­ной.

3) Ка­ло­рий­ность ре­ко­мен­до­ван­но­го обеда - 778 ккал (сок 225 ккал + чай 68 ккал + бу­тер­брод 425 ккал + салат 60), ко­ли­че­ство бел­ков - 44 г (2 г + 0 г + 39 г + 3 г).



Задание 31.

Сер­гей и Даша по­еха­ли в вы­ход­ные ка­тать­ся на ве­ло­си­пе­дах за город. На об­рат­ном пути после трех­ча­со­вой не­быст­рой про­гул­ки они ре­ши­ли за­ехать пе­ре­ку­сить в один из ре­сто­ра­нов быст­ро­го пи­та­ния. Какое меню Вы им пред­ло­жи­те, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энер­го­за­тра­ты, если Даша ста­ра­ет­ся есть толь­ко рас­ти­тель­ную пищу и ку­ри­цу и огра­ни­чи­ва­ет себя в слад­ком, а Сер­гей любит мяс­ные блюда?

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты про­гул­ки и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью.



Таб­ли­ца 2. Энер­ге­ти­че­ская и пи­ще­вая цен­ность про­дук­ции кафе быст­ро­го

пи­та­ния

Таб­ли­ца 3. Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти



По­яс­не­ние.

1. Каж­дый из пары по­тра­тил 810 ккал.

2. Сер­гею стоит за­ка­зать двой­ной Мак­Маффин (425 ккал), ма­лень­кая пор­ция кар­то­фе­ля-фри (225 ккал) и га­зи­ров­ка (170 ккал).

Воз­мож­но любое со­че­та­ние про­дук­тов, но двой­ной Мак­Маффин дол­жен при­сут­ство­вать обя­за­тель­но, сумма ка­ло­рий долж­на быть 810±20 ккал.

3. Даше стоит за­ка­зать салат Це­зарь (250 ккал), кар­то­фель по-де­ре­вен­ски (315 ккал) и апель­си­но­вый сок (225 ккал).

Воз­мож­но любое со­че­та­ние про­дук­тов без мяса, мо­ро­же­но­го и слад­ко­го чая, сумма ка­ло­рий долж­на быть 810±20 ккал.



« Запоминать умеет тот,

кто умеет быть внимательным

Фрагмент документа

Особенности экзаменационной работы по биологии 2016 года

Общие подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом

Примеры оценивания ответов по каждому типу заданий с развернутым ответом с комментариями

Материалы для практических занятий экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом

Задание 29

Задания 30

Задания 31

Задания 32

Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом

1. Особенности основного государственного экзамена по биологии 2016 года

В 2016 году государственная итоговая аттестация по биологии выпускников IX классов образовательных организаций общего образования проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), предполагающей использование контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа .

Традиционная форма организации государственной итоговой аттестации по биологии выпускников IX классов образовательных организаций общего образования проводится в виде Государственного выпускного экзамена (ГВЭ) и имеет ограничения по контингенту.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по биологии и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы. Результаты экзамена могут содействовать осознанному выбору выпускников дальнейшей траектории обучения.

Содержание ОГЭ по биологии определяется инвариантным ядром содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089) и в учебниках по биологии, включенных в Федеральный перечень Минобрнауки РФ.

В каждый вариант КИМ включены 32 задания разного уровня сложности. КИМ содержат 22 задание базового уровня сложности с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (69% от общего числа заданий экзаменационного теста). В числе 7 заданий повышенного уровня сложности (22%) задания разного типа: в них предлагается сделать выбор нескольких верных ответов из шести; установить соответствие между строением и функцией, систематической категорией и ее особенностями и др.; определить последовательность биологических процессов, явлений, объектов; на включение пропущенных в текст терминов и понятий (текст состоит из 5-6 предложений, объединенных одной тематикой) и задание 29 на анализ содержания развернутого биологического текста (около 1500 знаков ). Высокому уровню сложности соответствует задания 30, 31 и 32. Первое задание проверяет умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме, второе и третье задания - на применение знаний курса биологии на практике и в повседневной жизни (9%).

Задания экзаменационной работы формулируются на основе тем всего курса биологии основной школы и распределены следующим образом: задания по теме «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» составляют 12% заданий всей экзаменационной работы; «Животные» ¾ 11%; «Человек и его здоровье» ¾ 45%; «Общие закономерности живого» ¾ 32%. Такое распределение позволяет обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Преобладание заданий по разделу «Человек и его здоровье» объясняется тем, что его содержание в наибольшей степени отвечает общим целям обучения биологии на ступени основного общего образования, сформулированным в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 180 минут (3 часа). Временны е замеры во время апробации демонстрационного варианта показали, что на выполнение заданий части 1 требуется до 80 минут, части 2 - до 85 минут. Для проверки правильности заполнения бланка выполненной работы - до 15 минут.

2. Общие подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом

Все задания второй части требуют свободного ответа. Он может быть кратким (слово, число, словосочетание, предложение) ответом на поставленные вопросы, как в №29, №30 и №31, или подробным описанием или объяснением, как в №32.

Выполняя задания второй части, экзаменуемый проводит анализ текста, статистических данных, представленных в табличной форме, устанавливает причинно-следственные связи, аргументирует результаты сравнений, наблюдений или экспериментов, делает прогноз, указывает возможные риски, возникающие вследствие изменений, происходящих в окружающей среде. Свои соображения выпускник обосновано излагает в письменной форме на отдельном бланке.

Первое задание второй части (№29) имеет повышенный уровень сложности и проверяет умение работать с научно-популярными текстами биологического содержания. В ходе выполнения задания выпускник должен последовательно ответить на 2-3 вопроса к тексту, состоящих из одного-двух предложений (или цитат), в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Данные задания проверяют не только умение понимать биологический текст и четко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но и контролирует умение применять полученные знания в измененной ситуации, используя при этом содержание предложенного экзаменационного текста биологического содержания.

Второе задание второй части (№30) имеет высокий уровень сложности и направлено на проверку не только предметных биологических знаний, но и общих учебных умений, навыков и способов деятельности. В ходе его выполнения выпускник должен последовательно ответить на 2-3 вопроса на основании статистических данных, представленных в табличной форме. Это позволяет проверить сформированность умений находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям.

Третье задание второй части (№31) имеет высокий уровень сложности и требует от экзаменуемого сформированности умений вычислять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рацион питания в соответствии с условиями ситуационной задачи. В предлагаемых заданиях экзаменуемый должен учитывать не только физические, но и гендерные отличия, возраст, образ жизни и пищевые пристрастия подростка или молодого человека.

Четвёртое задание второй части (№32) имеет высокий уровень сложности и проверяет сформированность умений обосновывать необходимость рационального и здорового питания, выполнения важнейших гигиенических правил поведения человека в повседневных ситуациях. Обязательным условием аргументации является привлечение знаний из области анатомии, физиологии и гигиены человека, полученных при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Разнообразие заданий по сложности позволяет провести объективную уровневую дифференциацию выпускников на основе объективной оценки степени овладения выпускником биологическими знаниями и умениями использовать их в учебных и практических ситуациях.

Результаты экзамена предъявляются в тестовых баллах и школьных отметках. Максимальный тестовый балл за полное правильное выполнение всех заданий экзаменационной работы - 46 баллов.

При проверке заданий части 2 используется система оценивания, ориентированная на поэлементный анализ письменных ответов учащихся. К каждому такому заданию прилагается инструкция с примерным вариантом ответа и критериями оценивания. Она помогает эксперту соотнести ответ экзаменуемого с предлагаемыми критериями и содействует объективной оценке выполнения задания. При этом учитывается правильность ответа (наличие или отсутствие биологических ошибок) и полнота. Эксперту необходимо, анализируя каждое задание второй части работы и предложенные критерии его оценивания, выявить оцениваемые элементы ответа, проанализировать ответ конкретного экзаменуемого на предмет наличия оцениваемых элементов и их качества, наличия биологических ошибок и неточностей в формулировках и выводах выпускника.

Приведем примеры конкретных заданий второй части экзаменационной работы и критерии их оценивания.

Задания №29 и №30 предполагают краткие ответы на поставленные вопросы и оцениваются в 3 балла. Максимальный балл в этом задании выставляется только в том случае, если экзаменуемый воспроизвел все необходимые для ответа элементы, выявленные непосредственно из предложенного естественнонаучного текста или нашел связи между статистическими данными, представленными в табличной форме.

Задание 31 предполагает краткий ответ и оценивается в 3 балла. Максимальный балл ставится только в том случае, если экзаменуемый учел все необходимые требования, сформулированные в условии задания.

Задание 32 предполагает развернутый аргументированный ответ и оценивается максимально в 2 балла при отсутствии биологических ошибок. При правильном выполнении всех заданий части 2 учащийся может набрать 11 баллов, что составляет 24% от всего количества набранных баллов.

Алгоритмы выполнения заданий ОГЭ по биологии

Учитель биологии ЧОУ «Школа «РОСТОК» Завьялова И.М.

1. Задания с выбором одного ответа №№ 1-19:

    внимательно читаем вопрос

    отвечаем на него, не глядя на предоставленные ответы

    сверяемся с ответами

    если есть нужный вариант ответа, выбираем его

    если нет нужного варианта ответа, разбираем представленные варианты, даем им характеристику, находим нужный ответ

    если задание не решается, возвращаемся к нему позже

2. Графическое задание № 20:

    читаем вопрос

    переходим к графику, характеризуем оси; если оси имеют обозначение только x , y , подписываем карандашом размерность из задания

    вычисляем и подписываем карандашом масштаб рядом с графиком

    методом восстановления перпендикуляров находим искомую величину, даем ответ

    в некоторых заданиях исследуются интервалы по тому же алгоритму

3. Определение структуры объекта № 21:

    по очереди изучаем и находим общие черты в 1 и 2 группе

    по очереди применяем к группам предложенные 4 принципа классификации (ответы)

    каждый раз отвечаем себе на вопрос: « Поэтому они в разных группах

    выбираем правильный ответ

4. Умение оценивать правильность биологических суждений № 22:

    очень внимательно читаем фразу А

    во фразе обращайте внимание на слова, которые делают правильную фразу не верной: все, всегда, во всех случаях и т.п.

    часто в правильную фразу может быть вставлен неправильный термин,

например, « Простейшее – гидра – многоклеточное животное»

    оценив фразу А, ставите около буквы А в задании «да» - «нет», или + –

    тоже делаете с фразой Б

    глядя на значки перед буквами А, Б, выбираете нужный ответ

5. Умение проводить множественный выбор №№ 23,24:

    читаем вопрос

    не глядя на предложенные варианты, даем максимум возможных ответов

    выбираем 3 правильных ответа из предложенных

    возможно, среди предложенных будут ответы, которые вы не рассматривали, - оцените их правильность

    запишите 3 цифры по порядку возрастания

6. Умение устанавливать соответствие № 25:

    читаете вопрос, устанавливаете область необходимых знаний

    строго по порядку к А подбираете 1) или 2)

    записываете в таблицу цифру

    переходите к Б, В, Г, Д, Е и повторяете алгоритм решения

    записываете получившуюся последовательность цифр в бланк без пропусков и запятых; будьте внимательны

7. Биологические процессы, объекты, явления № 26:

    прочитайте вопрос и устно дайте на него полный ответ

    полезно на черновике выписать в столбик в нужном порядке фразы – ответы (первыми) и цифры

    проверить правильность порядка по фразам

    записать соответствующий порядок цифр

8. Пропущенные термины и понятия из числа предложенных № 27:

    по вопросу устанавливаете тему задания

    даете определения предложенным терминам

    читаете текст и вписываете карандашом нужные термины (слова!) с цифрами

    читаете текст со вставленными терминами и оцениваете его грамотность

    если текст получился, внимательно переставляете цифры в таблицу

    ответ переносите в бланк ответов

9. Соотнесение морфологических признаков организма № 28:

    анализируете фото, рисунок, находя месторасположение предложенных характеристик («Где – что?»)

    по порядку (от А к Д) выбираете правильный ответ и отмечаете его карандашом

    проверяете правильность отмеченных признаков

    переносите цифры в таблицу (Внимательно!)

10. Работа с текстом биологического содержания № 29:

    вдумчиво и не торопясь читаете предложенный текст

    читаете вопросы задания

    читаете вновь текст, стараясь найти ответы на вопросы (можно найденный ответ аккуратно отметить)

    учтите, ответы на 2 вопроса есть в тексте, а ответ на один вопрос нужно сформулировать самому