Общественные потребности и их виды. Экономические потребности, их суть и классификация

Основные вопросы экономики.

1.Что производить?

Общество не может произвести все желаемые товары, услуги в неограниченном количестве. Поэтому нужно решать проблему распределения ограниченных ресурсов между необходимыми товарами. Другими словами, увеличение производства одного товара возможно при сокращении другого.

2.Как производить?

Один и тот же продукт может производиться при помощи различных комбинаций ресурсов. Новые технологии являются сберегающими по отношению к труду, сырью, энергии и других видов ресурсов. Общество стоит перед выбором не только технологии, но и наиболее оптимальных организационных форм производства.

3.Для кого производится продукт?

Проблема распределения общественного продукта является одной из решающих. От способа решения зависит экономическая динамичность этой системы, социальная стабильность. Для каких слоев населения производить данные блага? Кто их получит в первую очередь? Как распределить производственные товары и услуги?

Потребности - это надобность в каком-либо благе имеющие полезность для конкретного человека. Экономическая наука исследует общественные потребности.

· Общественные потребности - это потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членах, социально-экономических группа населения. К общественным потребностям относятся производственные потребности, потребности в государственном управлении, в обеспечении конституционных гарантий общества, потребности в охране, окружающей среды, обороне и т.д.

· Первичные потребности - это потребности в средствах существования, которые нельзя ничем заменить (пища, воздух, вода, одежда).

· Материальные потребности можно выразить в конкретных вещах.

· Производственные потребности - это потребности производства в сырье, материалов, оборудовании.

· Действительные потребности - это потребности, которые могут быть удовлетворены при данном уровне производства.

· Личные и семейные потребности - это потребности отдельно человека или семьи.

· Вторичные потребности - это потребности, которые могут быть заменены, и которые возникают в процессе развития человека (обучение, общение, медицина, украшение, машина.)

· Духовные потребности (эстетические знания, общение).

· Непроизводственные потребности - это потребности людей в предметах потребления.

· Абсолютные потребности - это потребности, которые могут быть удовлетворены только в будущем.

Общественные потребности - это потребности всего общества в сферах производства, обороне, безопасности граждан и т. д.

Факторы , формирующие потребности.

1)национальная, культурная и религиозная



2)биологическая природа человека

3)природно-климатические условия

4)духовный мир человека

5)социально-экономические условия жизни

6)уровень развития производства (научно-технический прогресс)

Средством удовлетворения потребностей является благо .

4. Понятие и классификация благ. Ограниченность экономических ресурсов.

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Классификация благ

- по источникам возникновения выделяют:

а) экономические блага - это, результат хозяйственной деятельности человека (ограниченные)

б) не экономические блага (воздух, вода, человек потребляет не в ограниченном количестве).

- по роли производства возникают:

а) потребительские блага (пища, жилье, одежда, бытовая техника)

б) производственные блага (оборудование, сырье, материалы)

- по роли в потреблении выделяют:

а) предметы первой необходимости (лекарство, жилье, пища, средства гигиены)

б) предметы не первой необходимости (телефон, украшения и тд.)

- по продолжительности использования выделяют:

а) длительного пользования (квартиры, машины)

б) разового пользования (продукты питания, сырье, материалы и тд.)

- по характеру удовлетворения потребностей:

а) взаимозаменяемые блага (телефон, велосипед, чай, кофе)

б) взаимодополняемые блага (доска, мел, чай, сахар и тд.)

- с учетом фактора времени разделяют:

а) настоящие блага

б) будущие блага

- в зависимости от количества потребителя:

а) частные блага, блага которыми пользуется только определенный потребитель.

б) общественные блага, блага, которые идут на пользу всем членам общества (детские площадки).

Все ресурсы подразделяются на 4 основные группы:

1)природные ресурсы (все ресурсы которые дарит природа (вода, газ))

исчерпаемые и неисчерпаемые:

восстанавливаемые (лес, животный мир, воздух) и не восстанавливаемые (озоновый слой)

2)материальные ресурсы (созданные трудом человека (сооружения и др.))

3)трудовые ресурсы (включает в себя трудоспособного возраста населения)

4)финансовые ресурсы (реально выделенные денежные средства на организацию производства.)

Потребности - недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом дляподдержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активнойхозяйственной деятельности.

Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.

1. По субъектам (носителям потребностей):

а) удовлетворяемые индивидуально (лично) ;

б) удовлетворяемыеколлективно (группой, коллективом, обществом) .

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;б) духовные потребности;в) этические потребности (относящиеся к нравственности);г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3. По степени удовлетворения потребностей:

а) Конечные потребности - это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребления». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д.

б) Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, - это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.)..

4. По происхождению:

а) Первичные потребности являются по своей природе физиологическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).

б) Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

Экономические потребности - та часть человеческих нужд,для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Экономические потребности активно влияют на производство, ониявляются предпосылкой, внутренней побудительной причинойи конкретным ориентиром созидательной деятельности.

По мнению ученых-экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы.

1. Материальные (физиологические):

а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);

б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).

2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).

3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.).

Закон возвышения потребностей гласит: динамикаразнообразных потребностей постоянно растет в количественном соотношении, но в еще большей степени меняется в качественном отношении.Круг потребностей современного человека крайне разнообразен, тем более что человеческие потребности включают нетолько индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, трудового коллектива, населения, государства.Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется.

ТЕМА 2: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Часа

СОДЕРЖАНИЕ
1. Потребности общества, экономические ресурсы и проблема выбора
1.1.
1.2. Экономические ресурсы, их виды
1.3. Проблема выбора в экономике
2. Экономическая эффективность предприятия и хозяйственной системы
3. Производственные возможности общества и их граница
4. Принцип замещения в экономике полной занятости. Альтернативные издержки
5. Экономический рост и его отражение на кривой производственных возможностей
6. Нынешние альтернативы и будущие возможности общества
Тесты
Задачи

Потребности общества, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Потребности общества и их формы

Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Результатом производственного процесса является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих потребности как отдельного человека, так и всего общества. Рассмотрим подробнее содержание таких категорий, как благо и потребность.



Благо – это любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Необходимо различать блага высшего и низшего порядка, или прямые и косвенные блага.

Блага высшего порядка или прямые блага непосредственно удовлетворяют потребности людей. К благам высшего порядка относятся предметы потребления (автомобили, мебель, одежда, продукты питания). Блага низшего порядка или косвенные блага удовлетворяют потребности общества опосредовано. К благам второго порядка - средства производства (станки, оборудование, агрегаты, инструменты).

Удовлетворению потребностей также способствуют услуги. Услуга - любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемые и не приводят к завладению чем-либо. Различают материальные (транспорт, связь, торговля, жилищно-бытовое обслуживание) и нематериальные услуги (здравоохранение, образование, научное обслуживание, искусство).

Благо является средством для удовлетворения потребностей. Потребность – это нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности, которое можно преодолеть путем использования определенных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны и классифицируют по множеству признаков. Потребности могут быть физиологическими (потребность в продуктах питания, тепле, безопасности), социальными (потребность в общении, уважении) и пр. Экономисты изучают экономические потребности человека, которые также можно классифицировать по ряду критериев. Например, различают первичные и вторичные потребности. К первым относятся потребности, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (потребность в еде, одежде, жилье). Ко вторым относят все остальные потребности (потребность в образовании, в досуге).В отдельные группы выделяют потребность в средствах производства (товары производственного назначения: машины, станки, оборудование) и потребность в предметах потребления (товары, непосредственно удовлетворяющие потребности человека: мебель, бытовая техника, одежда). Следует различать также потребность в товарах и потребность в услугах. Услуги, в отличие от товаров, потребляются в момент их предоставления.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в законе возвышающихся потребностей. Закон возвышающихся потребностей: потребности как одного человека, так всего человеческого общества невозможно удовлетворить полностью, т.к. они очень разнообразны и многочисленны и постоянно растут. Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясняются целым рядом причин.

Безграничность потребностей объясняется:

1. Ростом народонаселения Земли.

Чем больше народа населяет отдельную страну, планет в целом, тем больше потребностей формируется. Так, в середине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Организации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд. чел., а в 2000 г. – уже 6,0 млрд. чел. и по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд. человек.

2. Развитием человечества.

Каждой исторической эпохе соответствовали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. При этом не только появлялись новые потребности, но уходили в прошлое старые, изменялось соотношение между различными видами потребностей.

3. Достижениями НТП.

Современное капиталистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна товаров является ключевым фактором конкурентоспособности. Научный прогресс позволяет фирмам оперативно реагировать на изменение потребностей покупателей, либо самостоятельно формировать у них совершенно новые потребности.

4. Повышением культурного уровня людей.

Рост культурного уровня людей приводит к количественному и качественному изменению круга их потребностей. Люди предпочитают больше читать, больше путешествуют и т.д.

5. Оперативностью СМИ.

Средства массовой информации весьма оперативно делают данную потребность достоянием всех людей, безразлично, к какому классу они принадлежат или в какой стране проживают.

Отсюда следует, что в силу количественного и качественного роста потребностей удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.

§ 2 Потребности общества и способы их удовлетворения

Что такое потребность

Мощным двигателем экономики являются потребности общества.

Потребности – недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.

Потребности человека имеют важные отличительные особенности, которые выделяют его из всего животного мира. В чем они состоят?

Первая особенность. Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно. Эти изменения заметны при переходе от одной эпохи развития экономики и культуры общества к другой. Возьмем, допустим, людей, живших в начале прошлого века.

Они даже в своих фантазиях не предполагали, что могут быть такие необыкновенные вещи, которые для наших современников стали привычными, – телевизоры, компьютеры, космические станции и многое другое.

Вторая особенность. Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни. Одно дело младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды, и совершенно другое – взрослый человек, овладевший определенной специальностью.

Третья особенность. У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают. Не случайно в России в ходу народные поговорки и выражения: «На вкус и на цвет товарищей нет», «О вкусах не спорят».

Четвертая особенность. Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей человека:

Физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);

Потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

Потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

Потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

Потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Перечисленные формы человеческих потребностей наглядно можно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Пирамида потребностей современного человека

Особенно важно сказать об имидже (внешнем и внутреннем облике) будущего специалиста. Что касается внешнего вида выпускника техникума, колледжа, то он обычно испытывает влияние общепринятых норм культуры, моды и других обстоятельств. От самого студента во многом зависит выработка высоких качеств его внутреннего имиджа, в которых проявляются развитые потребности:

Эрудиция (начитанность, глубокие познания в различных областях человеческой деятельности);

Развитой интеллект (творческое мышление);

Высокая культура человеческого общения;

Свободное владение одним-двумя иностранными языками;

Умение пользоваться компьютером;

Высоконравственное поведение.

Для XXI столетия характерны всестороннее развитие потребностей и высокий имидж специалистов.

Как же на протяжении истории происходит возвышение уровня потребностей членов общества? Это во многом зависит от взаимодействия общественного производства и назревших нужд людей.

Как взаимосвязаны потребности и производство

Связь производства с потребностями является двусторонней: прямой и обратной. Рассмотрим эту связь подробнее.

Производство прямо и непосредственно воздействует на потребности в нескольких направлениях.

1. Уровень производственной деятельности определяет, в какой мере она может удовлетворить запросы людей. Если, предположим, в стране не произведено нужного количества благ (будь то хлеб или автомобили), то потребности людей не будут в должной мере удовлетворены. В этом случае рост потребностей станет невозможным.

2. Переход производства на новый уровень научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни людей, порождает качественно иные потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов и персональных компьютеров вызывает желание их приобрести.

3. Производство во многом влияет на способы потребления полезных вещей и тем самым обусловливает определенную бытовую

культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, поджаренным на костре, которое он руками разрывал на части. Нашему современнику для приготовления из того же куска мяса жаркого требуется газовая, электрическая плита или гриль, а также столовые приборы.

В свою очередь, потребности оказывают обратное воздействие на производственную деятельность.

1. Потребности являются предпосылкой и определяют направление созидательной деятельности человека. Каждое хозяйство заранее намечает свое производство полезных продуктов с учетом выявленных потребностей.

2. Возвышение потребностей часто обгоняет производство. Примечательно, что работники швейных фабрик стремятся заранее узнать, какие новинки одежды разработаны в домах моды с учетом нового уровня потребностей.

3. Возвышение потребностей придает им ведущую роль в поступательном развитии производства – от его низшей ступени ко все более высоким.

Развитие потребностей прямо зависит по нескольким направлениям от уровня производства. Последнее испытывает многообразное обратное воздействие от запросов общества.

Изучение взаимодействия производства и потребностей позволяет понять место и роль новых нужд людей в кругообороте экономических благ.

В чем состоит роль потребностей в кругообороте благ

Прежде всего важно обратить внимание на особый характер развития экономики – ее круговое движение.

Подобно тому, как на Земле постоянно происходит круговорот веществ, в хозяйственной деятельности непрерывно совершается кругооборот экономических благ. Изготовленные полезные вещи исчезают в процессе их потребления и вновь создаются в том же или измененном виде. Такой кругооборот – обязательное условие непрерывного поддержания и возобновления жизнедеятельности людей.

Рассматриваемый кругооборот состоит из пяти основных звеньев, неразрывно связанных между собой:

Рис. 1.2. Кругооборот экономических благ

Производство;

Распределение;

Потребление благ;

K обновление потребностей.

Теперь рассмотрим, как происходит экономический кругооборот. Цепочка неразрывных зависимостей между ее отдельными звеньями наглядно изображена на рис. 1.2.

Кругооборот создаваемых благ рассмотрим на конкретном примере крестьянского хозяйства. Производитель сначала выращивает, например, овощи. Затем он распределяет их: часть оставляет для себя и своей семьи, а остальное идет на продажу. На рынке излишние для семьи овощи обмениваются на нужные в хозяйстве продукты (например, мясо, обувь). Наконец материальные блага доходят до конечного пункта – личного потребления. Если потребности крестьянской семьи увеличиваются (в связи, допустим, с увеличением семейства), то производство овощей, наверное, расширится.

Теперь можно представить кругооборот продуктов в самом общем виде.

Началом кругооборота является производство – процесс создания полезных благ. В это время работники приспосабливают вещество и энергию природы для удовлетворения человеческих потребностей.

Распределению подлежит доход от производственной деятельности. В процессе распределения определяется доля всех участников такой деятельности в созданном богатстве.

Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны для личного потребления в полученном количестве. Поскольку людям необходимы совершенно иные вещи, то происходит обмен, во время которого полученные блага обмениваются на другие вещи, нужные для человека.

Потребление заключительный этап движения продукта, который идет на удовлетворение нужд людей. По мере удовлетворения ранее сложившихся потребностей возникают новые.

Потребности взаимосвязаны со всеми звеньями кругооборота благ. В процессе потребления возникают новые запросы, которые вызывают обновление производства.

Может показаться, что теоретически описанный здесь кругооборот благ однозначно характеризует взаимосвязь производства и потребностей. Однако на практике во многих странах существуют разные варианты соотношения производства и потребностей. Что же это за варианты?

Каковы современные варианты изменения производства и потребностей общества

Во всей мировой экономике в конце XX– начале XXI столетия наблюдаются три основных вида соотношений между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения – с другой.

Первый вариант. В некоторых странах длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение можно видеть, в частности, в отдельных странах Африки (например, в Республике Конго, Эфиопии), где в конце XX в. сокращался доход общества в расчете на душу населения.

Второй вариант. В отдельных странах Африки и Азии выпуск сравнительно ограниченного набора разнообразных продуктов растет очень медленно. В этом случае потребности являются традиционными и лишь понемногу расширяются.

Первый и второй варианты характеризуют явно ненормальное соотношение в изменении производства и потребностей.

Третий вариант. Нормальным можно признать одновременный рост производства национального продукта и повышение уровня потребностей и потребления. Закономерное возвышение потребностей в этом случае идет по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали.

Улучшение жизни людей проявляется в росте потребностей по вертикали.

Длительное расстройство хозяйства в ряде стран Содружества Независимых Государств в 1990-х гг. отрицательно сказалось на величине национального продукта (отечественного производства) в расчете на 1 жителя и на расходах на потребление домашних хозяйств. Например, в 2002 г. (в процентах к 1990 г.) такие расходы составили: в Белоруссии – 131, Казахстане – 60, Украине – 59 %.

Рис. 1. . Возвышение потребностей, связанных с автомобилем

Такое изменение можно проследить на примере отношения людей к покупке автомобиля (рис. 1.3).

Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества. Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Обеспеченность населения России товарами длительного пользования (на 100 семей, штук)

Как установил немецкий статистик Э. Энгель, если денежные доходы населения растут, то оно относительно меньше тратит средств на продовольственные товары, больше покупает промышленных товаров широкого потребления (обувь, одежда и т. п.), а при дальнейшем увеличении доходов приобретает высококачественные вещи и товары длительного пользования.

Наиболее быстрое возвышение потребностей по вертикали и по горизонтали в XX в. характерно для западных – экономически наиболее развитых стран. Здесь рост производства и потребления можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.

Все рассмотренные варианты изменения производства и потребностей имеют общую черту. В них в той или иной форме выражается противоречие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что им дает реальная экономика.

Противоречие между потребностями и производством – основное противоречие хозяйственной деятельности во всяком обществе.

В следующем параграфе мы выясним, какими способами и средствами разрешается основное противоречие экономики.

Из книги Бархатная революция в рекламе автора Зимен Сержио

Из книги Учредитель и его фирма [От создания ООО до выхода из него] автора Анищенко Александр Владимирович

Глава III. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА. ИМУЩЕСТВО ОБЩЕСТВА Статья 14. Уставный капитал общества. Доли в уставном капитале общества1. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.Размер уставного капитала общества должен быть не менее

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности) После того как будут удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности, на передний план выходят социальные потребности. В этой группе? потребности в дружбе, любви, общении и

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

100. Очередность удовлетворения требований кредиторов Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования

Из книги Основания политической экономии автора Менгер Карл

§ 6. Совокупность благ, находящихся в распоряжении индивида для удовлетворения его потребностей Потребности людей разнообразны, и жизнь и благосостояние их не обеспечены, если в их распоряжении имеются средства для удовлетворения лишь одной какой-либо потребности, хотя

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

1.1. Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

8. ВЫХОД УЧАСТНИКА ОБЩЕСТВА ИЗ ОБЩЕСТВА 8.1. Участник Общества вправе в любое время выйти из Общества независимо от согласия других Участников.8.2. В случае выхода Участника из Общества его доля переходит к Обществу с момента подачи заявления о выходе. При этом Общество

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 2 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 2.1. Общественное производство. Простые моменты процесса труда. Производительные силы и экономические отношенияОбщественное

Из книги Искусство создания рекламных посланий автора Шугерман Джозеф

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

22. Незамедлительное получение удовлетворения Незамедлительное получение удовлетворения – крупнейшее преимущество покупки товаров и услуг в предприятиях розничной торговли. Подумайте над этим. В розничной торговле вы можете взять продукт, подержать в руках, потрогать

Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства Назначение данной главы состоит в том, чтобы:– познакомить читателя с естественными и социальными условиями жизни;– рассмотреть условия функционирования производства;– выяснить,

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства Занятие 3 Естественные и социальные условия жизни. Закон редкости. Граница производственных возможностей Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем,

Из книги Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников автора Клок Кеннет

54. Качество продукта и степень удовлетворения (Кано) ИнструментВолнует ли ваш продукт потребителей?Этот вопрос и связанные с ним аспекты подробно рассмотрены в модели разработки продукта и обеспечении удовлетворения потребителей, которую создал Нориаки Кано. Если

Из книги автора

ТЕОРИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ (ПОТРЕБНОСТЕЙ) Эта теория основана на убеждении в том, что неудовлетворенная потребность создает напряжение и неравновесное состояние. Для того чтобы восстановить равновесие, ставится цель, которая удовлетворит данную потребность, и выбирается

Из книги автора

ИЗМЕРЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОТ РАБОТЫ Уровень удовлетворения работой можно измерить, определив коллективные групповые установки. Это можно сделать с помощью четырех способов:1. Использование структурированных опросных листов. Этот метод можно применять для всех

Из книги автора

Шаг 4. продумайте возможные варианты удовлетворения интересов всех сторон Задайте вопросы, которые бы прояснили скрытые интересы каждого в сохранении или разрешении проблемы. Изучите парадоксы, противоречия, загадки и полюсы проблемы. Резюмируйте невысказанные

В политической экономии нет, наверное, ни одного предмета, объяснение которого было бы таким важным, как потребности. Как бы вы не ограничивали их круг, они все-таки будут оставаться в ее рамках и притом в тех рамках, к которым, как к центру, будут тяготеть все выводы науки.

Владимир Вернадский

Сущность и структура экономических потребностей общества

Потребности как определяющий фактор целесообразного поведения экономических субъектов являются одной из фундаментальных категорий экономической науки.

Потребность - это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержки жизнедеятельности и развития человека, коллектива, нации, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Потребности отражают внутренние побудительные мотивы деятельности людей и образуют сложную систему, которую можно структурировать по разным критериям. В самом общем виде определяют:

  • - физиологические потребности , обусловленные жизнедеятельностью и развитием человека как биологического существа (пища, одежда, жилье и т. п.);
  • - социальные нужды , обусловленные социальной (общественной) природой человека (общение, общественное признание, самореализация и т. п.);
  • - духовные нужды , обусловленные развитием человека, как личности (творчество, самосовершенствование, самовыражение и т. п.).

Указанная классификация является условной, поскольку физиологические, социальные и духовные потребности переплетаются и взаимодействуют между собой, образуя целостную систему.

По критерию насущности потребностей и иерархичности взаимосвязей между ними различают модели Ф. Герцберга, А. Маслоу, К. Альдерфера. Несмотря на определенные отличия, все три модели выделяют потребности низшего порядка (первичные) и высшего порядка (вторичные). В соответствии с этим подходом высшие запросы человека не выйдут на первый план до тех пор, пока не будут удовлетворены насущные потребности. Реализация первичных потребностей порождает желание удовлетворить следующие по весомости (вторичные) потребности, превращающиеся в движущую силу сознательной деятельности.

Так, "пирамида потребностей" А. Маслоу иллюстрирует устойчивую иерархию преимуществ, согласно которой каждая следующая группа потребностей определяется и удовлетворяется после потребностей предыдущего уровня (рис. 2.1).

"Человек - это пирамида потребностей с биологическими в основании и духовными на вершине, - писал А. Маслоу. - Причастность к высшим, духовным ценностям странным образом возвышает и тело, и все его потребности. Если направить человека к осознанию всех своих потребностей, к их актуализации... то очень скоро мы сможем наблюдать расцвет цивилизации нового типа. Человек станет более ответственным за свою судьбу, будет руководствоваться ценностями ума, перестанет быть равнодушным к окружающему его миру.., что будет означать приближение к обществу, построенному на духовных ценностях".

Вместе с тем критики "иерархической" классификации потребностей обращают внимание на следующее:

  • - указанный подход не учитывает индивидуальные интересы и потребности людей;
  • - концепция последовательного удовлетворения потребностей не находит подтверждения на практике;
  • - авторы не определяют тот минимальный уровень потребностей, который можно считать достаточным для перехода к удовлетворению потребностей следующего, высшего уровня.

Потребности удовлетворяются в процессе потребления. Средства удовлетворения человеческих потребностей называются благами.

Благо - любая полезность (предмет, явление, процесс), которая удовлетворяет человеческую потребность.

Различают следующие блага:

  • - неовеществленные (солнечный свет, здоровье, общение, знание) и овеществленные (дары природы, а также продукты труда: пища, одежда, жилье и т. п.);
  • - неэкономические (даровые, неограниченные, предоставленные природой без усилий человека; их объемы превышают имеющиеся человеческие потребности) и экономические (ограниченные, являющиеся результатом или объектом хозяйственной деятельности; их объемы ограничены по сравнению с существующими нуждами).

Экономические потребности - это потребности в экономических благах.

Удовлетворение экономических потребностей выступает внутренним побудительным мотивом производства, распределения, обмена и потребления в рамках определенной системы социально-экономических отношений.

Экономические потребности являются структурной подсистемой всего комплекса потребностей общества. Поэтому уровень их развития и степень удовлетворения зависят от развития других подсистем, культурных, духовных, моральных потребностей общества.

Носителями экономических благ являются разнообразнейшие вещественные товары и услуги. Среди них различают:

  • - потребительские блага , предназначенные для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей, и производственные блага, предназначенные для создания потребительских благ;
  • - материальные блага (продукты сферы материального производства) и нематериальные блага (создаются в сфере нематериального производства);
  • - настоящие блага (находятся в непосредственном пользовании экономических субъектов) и будущие блага (те, которыми экономические субъекты смогут воспользоваться в будущем) и т. п.

Всестороннее комплексное изучение системы экономических потребностей вызывает необходимость их классификации по таким критериям:

I. По характеру возникновения :

  • - первичные (базисные), связанные с существованием человека: пища, одежда, безопасность, жилье и т. п.;
  • - вторичные, возникновение и изменение которых обусловлены развитием цивилизации: модная одежда, комфортное жилье, информация и др.

II. По средствам удовлетворения:

  • - материальные (потребности в материальных благах);
  • - нематериальные (духовные потребности).

III. По насущности удовлетворения:

  • - первоочередные (предметы первой необходимости);
  • - второстепенные (предметы роскоши).

IV. По возможностям удовлетворения:

  • - насыщаемые (имеют предел, возможность полного удовлетворения);
  • - ненасыщаемые (не могут быть удовлетворены полностью, не имеют границ насыщения).

V. В зависимости от участия в воспроизведенном процессе:

  • - производственные (потребности в экономических ресурсах);
  • - непроизводственные (потребности в потребительских благах).

VI. По субъектам проявления:

  • - личные (возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности индивида);
  • - коллективные, групповые (потребности группы людей, коллектива);
  • - общественные (потребности функционирования и развития общества в целом).

VII. По количественной определенности и мере реализации:

  • - абсолютные (перспективные потребности, носящие абстрактный характер и являющиеся ориентиром экономического развития);
  • - действительные (формируются в зависимости от достигнутого уровня производства и являются общественной нормой для определенного периода);
  • - платежеспособные (определяются платежеспособным спросом);
  • - фактические (удовлетворяются имеющимися экономическими благами).

Система экономических потребностей является сложной и постоянно развивающейся. Структура потребностей, их объем, способы и уровень удовлетворения непрерывно изменяются: модифицируются, усложняются, совершенствуются в процессе исторического развития человеческой цивилизации.

Как отмечал известный украинский исследователь Н.Х. Бунге(1823-1895), "потребности представляют исходный пункт политэкономических исследований. Как принадлежность природы человека, как условие ее развития, потребности возникают из свойств нашего физического организма и присущих последнему духовных основ. По мере удовлетворения повседневных потребностей просыпаются в человеке потребности умственные, моральные и эстетические, которые в свою очередь становятся такими же насущными, как и потребности физической природы... Таким образом, появляется могущественный хозяйственный двигатель, но двигатель далеко не единственный, поскольку человек предназначен для того, чтобы жить в обществе, а в обществе не только потребности людей являются более или менее однородными, но и удовлетворение многих из них становится возможным лишь при условиях общей, совместной деятельности. Другими словами, наряду с потребностями частными появляются общественные, рядом с личными целями - цели общественные: забота как о материальном и духовном существовании, так и о развитии всего союза".