Шаблонное и нешаблонное мышление(естессна,с вКонтакте). Мыслительные шаблоны, приводящие к депрессии

Многолет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний - старый и уродливый - влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления - нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Шаблонное мышление

Приветствую вас в моем блоге, друзья. Эту запись я хочу посвятить такому понятию, как шаблонное мышление. Вы когда-нибудь задумывались о том, что все мы ежедневно живем по правилам? Обществом, воспитанием, морально-этическими нормами на уровне подсознания в нас вложены поведенческие скрипты. Сегодня поговорим о том, как это влияет на нашу жизнь.

«Всё значительное, что было создано в человеческой истории — это плоды индивидуального творчества гения. Массы же способны лишь повторять» Габриель Тард.

По образу мышления люди делятся на два типа. Тех, кто мыслит стереотипами, и тех, чей образ сознания находится вне шаблонов. Первых намного больше, ведь во все времена логика была наиглавнейшей из истин. Никто не брал в расчет ситуации, когда логическое решение было не единственным.

Приведу банальный пример — детские кубики. Ребенок собирает пирамиду кубиков, ставя друг на друга – это шаблонное мышление. К этому действию его подталкивают родители. А вот если ребенок, расставляет кубики, рисуя из них узор, или просто хаотично их раскидывает – это мышление вне рамок шаблонов. При этом, возможно этот узор, который выложил малыш, может оказаться полезным ровно в той же степени, как если бы из кубиков была построена пирамида.

Два шага вперед, четыре назад… — не вздумайте уйти в сторону!

«Мужчина в жизни должен сделать три дела – посадить дерево, построить дома и родить сына» — слышали такое изречение? Это ни что иное как самый настоящий шаблон.

Незамужняя женщина — несчастлива, человек, не имеющий приличного счета в банке – неудачник, во-сколько нужно вставать и ложиться, что и как кушать, когда рожать детей и как их воспитывать – примеров шаблонов полно.

С самого первого дня жизни человека ему назначается шаблон, и чем старше он становится, тем шире круг шаблонов, по которым он должен жить. Вы спросите, что в этом плохого? Ничего!

Шаблон – ни что иное, как накопленные многими поколениями жизненный опыт. Человек, пользуясь уже совершенными кем-то другим ошибками в самых разных ситуациях, знает результат своего действия до того, как его совершит.

Если задеть огонь, то можно обжечься, если плохо питаться — начнутся проблемы со здоровьем, если не выходить на работу, то это грозит увольнением. В обществе должны быть правила! Иначе будет хаос.

Но! Масштаб шаблонности нашей жизни настолько велик, что рамки проникли в каждую ее сферу. Мы привыкли и нам это удобно. Но! Часто способность мыслить только шаблонами, мешает нам видеть больше, чем мы видим. Стереотипное мышление мешает нам принимать действительно нужные решения.

А Вы уже компьютер или еще нет?

Самый точный прием шаблонного мышления – компьютер. Программа, заложенная в «мозг» вычислительной машины, обрабатывает информацию и дает на нее ответные действия, строго по утвержденным директивам. Адаптивность человека к нормам, привычка мыслить скриптами, приводит к тому, что и он уже на уровне подсознания отвергает все, что вне шаблона, вне программы. Так устроена человеческая психология – идти к тому, что наиболее удобно.

Тем временем жизнь ставит нас перед разными задачами, и порой, единственное верное решение за пределами рамок шаблона.

Но мы не видим это решение, ведь оно за ограничителями, которые ставит нам наше собственное подсознание. Отсюда неудачи, отсутствие идей, и, как следствие, потеря интереса. Хорошо, если к конкретному вопросу, плохо – если к жизни. Шаблонная личность очень часто находится в борьбе со своим собственным внутренним миром. Потому что естественные желания заменяются подсознательным стремлением соответствовать рамкам. Мыслите шире!

Откройте своего гения

Творчество – самый яркий пример не шаблонного мышления. При чем не только в искусстве. Химия, физика, рациональные теории, да что там – наша повседневная жизнь, начиная от бытовых проблем, заканчивая профессиональными – везде есть место творчеству.

Подумайте сами — если бы все человечество жило только по лекалам, то у нас не было бы гениев и их великих изобретений. Мы бы не знали великого художника Леонардо Да Винчи, легендарного физика Альберта Эйнштейна, одного из лучших композиторов мира Вольфгана Моцарта и всех остальных, давших человечеству развитие в самых разных областях жизни. Во многом, секрет огромного масштаба их таланта еще и в умении мыслить шире, чем все остальные. Стопроцентная незаурядность.

А что же мы с вами?

Пусть будут рамки, я выше написала – без них не обойтись. Но важно уметь открывать самому себе глаза там, где ситуация кажется безвыходной, и вроде бы абсолютно правильное и логическое решение не подходит. И этому можно научиться.

Сегодня в век информационных технологий доступность практически любой информации очень удобна. Интернет напичкан всевозможными советами, которые помогают избавиться от рамок и расширяют собственное сознание.

Ну и на последок

Преодоление шаблона мышления может помочь в нужной ситуации воспользоваться не только логикой, но и найти не стереотипное, творческое решение. Искренне желаю вам выйти за рамки тогда, когда это будет необходимо. Успеха и удачи, и до новых встреч здесь, в моем блоге.

Когда перед нашим мозгом встает задача определить, кто мы такие, и понять окружающий мир, он обычно реагирует быстро, но в рамках уже известных ему шаблонов. Он не любит останавливаться, чтобы найти «нешаблонное решение». Наш мозг быстро интерпретирует информацию и торопится создать понятные смыслы, что на практике ограничивает творческие мыслительные способности.

Прежде чем начать мыслить нешаблонно, человек должен «узнать врага в лицо», а именно - увидеть свои шаблоны. Вот почему так трудно изменить чье-либо мнение или стимулировать людей мыслить более творчески.

Войти в Зону Дискомфорта

В книге Марши Рэйнольдс «Зона дискомфорта. Как лидеры превращают неприятные разговоры в выдающиеся достижения» описываются беседы в «зоне дискомфорта», цель которых – помешать автоматической обработке информации, чтобы люди сделали паузу и осознали, как идет их мыслительный процесс. «Зона дискомфорта» – это момент неопределенности, когда люди максимально открыты новому. И именно этот момент представляет собой наилучшую возможность посмотреть на вещи по-новому, увидеть разные способы решения проблем.

Согласно последним исследованиям в области нейрофизиологии, чтобы мыслить нестандартно, мозг должен быть возбужден сильными эмоциями, такими как удивление, защитная реакция и замешательство. Если вам нужно помочь кому-то изменить привычный способ мыслить и действовать, придется поставить под сомнение его убеждения, создавшие рамки в мозге, и вывести на поверхность скрытые страхи, потребности и желания, поддерживающие эти страхи, создав напряжение.

Вспышки озарения приходят не по нашей воле

Неожиданное решение, поразительная правда и глубокое понимание того или иного явления, вероятнее всего, появились, когда вам задали неожиданный вопрос или когда вы впоследствии размышляли над собственным ответом, что заставило сделать паузу и усомниться в прежнем мнении.

Возможно, ваши лучшие творческие идеи стимулировал кто-то другой. Нельзя полностью исследовать собственные мысли так же, как нельзя себя пощекотать. Мозг заблокирует вас и сделает нечувствительным к вашим же попыткам. Но когда авторитетный человек подвергает вашу логику сомнению и задает сильный вопрос, разрушающий вашу защиту, мозгу приходится перетасовывать данные, хранящиеся в долгосрочной памяти. Какое-то время вам будет неуютно, голова опустеет. Возможно, вы почувствуете легкую грусть или гнев, поскольку сами не смогли увидеть ситуацию в другом свете. Потом, вероятно, вы посмеетесь над увиденным… и над собой – вы были настолько близоруки, что не заметили решения перед собственным носом.

Эту реакцию можно вызвать у других с помощью терпения, слушания и любопытства, позволяющего задавать верные вопросы.

Вот пять шагов, которым нужно следовать, чтобы открыть к новому ум другого человека:

Откажитесь от готового и «удобного» знания

В разговор стоит вступать с позицией, что ваш собеседник увидит новые возможности, если вы зададите правильные вопросы. Если у вас в голове уже сформирован нужный вам итог беседы, собеседник почувствует, что вы склоняете его к определенной точке зрения и не интересуетесь тем, что он думает на самом деле. Вам должно быть любопытно, что скажет другой и в каком русле пойдет разговор. Если вы просто хотите достичь поставленной цели, и собеседник это почувствует, разговор превратится для него в допрос, а не в творческое исследование.

Ищите ключи в рассказе собеседника

Слушать надо не только для того, чтобы человек чувствовал внимание к его словам. Надо вытащить на поверхность те установки и убеждения, которые создают шоры, не позволяющие смотреть на вещи шире. Когда вы перефразируете установки и спрашиваете, действительно ли они верны, вы позволяете собеседнику поставить его выводы под вопрос. Тогда он сможет отделить истину от собственных измышлений и сразу увидеть, что еще может оказаться правдой.

Задавайте вопросы вместо того, чтобы предлагать решения

Пока человек рассказывает историю, спрашивайте о желаниях, разочарованиях и страхах, которые, как вам кажется, он переживает. Возможно, вам и правда кажется. Но если вы оформили наблюдение в вопрос, человек ответит вам, объясняя, почему, с его точки зрения, у него возникли или не возникли те или иные эмоции. Это переведет разговор на более глубокий уровень. Как вы считаете, какие вещи, за которые держится человек, не дают ему двигаться вперед? Как вы думаете, почему он за это держится? Может быть, человек хочет что-то получить (например, уважение, признание или безопасность), но думает, что не сможет, и это вызывает у него злость или страх?

Не спешите с выводами

и дайте возможность собеседнику описать идею, которая его вдохновила, прежде чем перейти к следующему этапу. Иногда люди останавливаются на секунду и говорят: «Вот это да! Я никогда раньше об этом не задумывался!», а потом рвутся вперед с решением или новой идеей. Попросите человека выразить озарившую его мысль, чтобы она приобрела четкость и закрепилась. В противном случае он может забыть, чему научился.

Будьте терпеливы и адаптируйтесь к дискомфорту

Если разговор станет рискованным, беспорядочным или чрезмерно эмоциональным, сделайте глубокий вдох и вспомните, что цель общения – помочь другому думать самостоятельно. Если вы собьетесь и расскажете человеку, что неверно в его рассуждения, его мозг закроется. Никто не любит чувствовать себя неправым или глупым. Помните: вы наблюдаете, как мозг человека, сидящего перед вами, сортирует информацию и находит решение. Будьте терпеливы в ходе этого процесса, чтобы не потеряться в эмоциональных реакциях человека.

Если вы хотите помочь себе и остальным мыслить более творчески, нужно чаще задавать вопросы, а не давать советы.

Когда вы задаете хорошие вопросы, которые помогают людям остановиться и подумать над ходом своих мыслей, вы опираетесь на их знания, а не ограничиваете их вашими знаниями. Вы помогаете людям стать более открытыми новому и увидеть мир вокруг по-другому.

По материалам сайта skolkovo.ru

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний - старый и уродливый - влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления - нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

«Экая досада! - воскликнула она. - Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Шаблонное мышление всегда было единственно почитаемым способом мышления. Логика, как крайняя форма такого мышления, превозносилась как образец, достойный подражания. При этом не учитывалось, сколь серьезны ее недостатки. Лучшим примером ограниченности шаблонного логического мышления могут служить вычислительные машины. Инженер-программист четко определяет задачу и указывает тот метод, каким эта задача должна быть решена. Затем вычислительная машина на жесткой, логической основе приступает к ее решению. Гладкий переход шаблонного мышления от одной надежной ступеньки к другой в корне отличен от нешаблонного мышления.

Возьмем, к примеру, набор детских кубиков и начнем ставить кубики один на другой так, чтобы каждый кубик стоял на нижнем твердо и устойчиво. Мы получим наглядную иллюстрацию функционирования шаблонного мышления. Если же мы рассыпем кубики в беспорядке, то получим пример нешаблонного мышления. Кубики можно как угодно соединять друг с другом или же не соединять вообще. Однако тот узор, который при этом, возможно, получится, может оказаться в такой же степени полезным, как и вертикально возведенная постройка.

Нешаблонное мышление легче оцепить, когда его показывают в действии, как в истории с камешками. Каждому приходилось сталкиваться с проблемами, разрешить которые, казалось бы, невозможно, пока вдруг неожиданно не обнаружится удивительно простое решение. А как только решение найдено, оно сразу же становится столь очевидным, что остается только удивляться, как оно раньше не приходило в голову, И в самом деле, такого рода задачи, видимо, трудно решить, пока для их решения используется шаблонное мышление.

Нешаблонное мышление занимается не только решением проблем, ему приходится также иметь дело с новым взглядом на вещи и с различного рода новыми идеями.

Если бы историю, подобную истории с камешками, сразу рассказать от начала до конца, сообщив таким образом ее решение, то слушатели, по-видимому, только усмехнутся - столь тривиальной она им покажется. И лишь в том случае, если дать возможность слушателям самим попытаться найти решение, становится очевидным, что это совсем не просто. Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением.

Субъекту, находящемуся в состоянии гипнотического транса, можно дать инструкцию вести себя самым странным образом после выхода из транса. Когда подходит время, субъект выполняет задания гипнолога, среди которых могут быть, например, такие: раскрыть, зонтик в гостиной, дать каждому по стакану молока или же встать на четвереньки и лаять по-собачьи. Если спросить, почему испытуемый ведет себя таким странным образом, он немедленно приведет вполне разумное объяснение, убедительно доказывающее силу рационализации. И хотя все участники опыта прекрасно знают истинную причину столь странного поведения испытуемого, тот может дать ему настолько разумное объяснение, что убедит любого неискушенного человека.

Когда решение проблемы уже найдено посредством нешаблонною мышления, вполне возможно (и в этом нет ничего плохого) дать ему рациональное объяснение. Опасность заключается лишь в том, что поскольку шаблонный путь к решению задачи можно ретроспективно проследить, то создается впечатление, что с помощью шаблонного мышления можно с такой же легкостью решить любую задачу, как и с помощью нешаблонного.

Один из приемов нешаблонного мышления состоит в умышленном использовании рационализирующей способности ума. Вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом обычным, шаблонным путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Затем вы возвращаетесь обратно и стараетесь воссоздать логический путь между вашей новой позицией и отправной точкой. Возможность такого пути следует проверить в конечном счете со всей логической строгостью. Если ваш путь оказался вполне логичным - вы стоите на правильной позиции, которую никогда бы не заняли, используя шаблонное мышление. Если же эта произвольно выбранная позиция оказалась логически неправильной - вы так или иначе приобрели ряд полезных новых идей, пытаясь установить ее правильность.

Некоторые до такой степени увлекаются идеей нешаблонного мышления, что начинают постоянно его использовать вместо шаблонного. Большинство же вообще отвергают нешаблонное мышление, полагая, что для них вполне достаточно одного шаблонного, логического. Фактически оба типа мышления не исключают, а дополняют друг друга; они, как говорят, комплементарны. В том случае, когда нет возможности решить проблему шаблонным мышлением или когда возникает потребность в повой идее, следует применить нешаблонное мышление. Новые идеи зависят от нешаблонного мышления, ибо самой природе шаблонного мышления свойственны ограничения, делающие его неэффективным для подобных целей. В то же время ограничения шаблонного мышления имеют и свои положительные стороны.

Функциональная организация мозга, являясь оптимизирующей системой, заставляет его интерпретировать любую ситуацию наиболее вероятным образом. Степень вероятности определяется опытом и требованиями данного момента. Шаблонное мышление оперирует высокими вероятностями; без этого повседневная жизнь была бы невозможной. Любое ощущение или действие пришлось бы анализировать самым тщательным образом, поскольку оно всегда нуждалось бы в доказательствах. Подобно тому, как сороконожка, обладая «самосознанием», не знала бы, с какой ноги начать движение, так и человек в силу сложности и запутанности окружающей его обстановки не мог бы начать действовать. Задача мышления как раз и сводится к тому, чтобы дать возможность приступить к действию на основе осознанной ситуации. Это становится возможным только тогда, когда наиболее вероятная интерпретация какой-либо ситуации побуждает к наиболее эффективному действию.

Подобно тому как вода, стекая вниз по склону горы, прорывает себе все более глубокое русло, так и шаблонное мышление, следуя по пути наивысшей вероятности, постепенно все более увеличивает степень вероятности этого пути. Если шаблонное мышление является наиболее высоковероятстным, то нешаблонное мышление оперирует малыми вероятностями. Чтобы изменить направление потока воды, нужно умышленно прорыть новое русло, либо перегородить дамбами старое в надежде на то, что вода отыщет новые и значительно более удобные способы протекания. Иногда даже воду реки приходится гнать вверх с помощью насосов. Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой, более действенной идее, наступает эвристический момент, в результате которого маловероятностный подход к решению задачи мгновенно приобретает наивысшую вероятность. Это как раз тот момент, когда вода, с трудом поднятая насосом наверх, переливается через край и тотчас же начинает течь свободно. Достижение этого момента и есть цель нешаблонного мышления.

Поскольку нешаблонное мышление нацелено на новые идеи, его, по-видимому, следует отнести к творческому мышлению. Творческое мышление является особой разновидностью нешаблонного мышления, охватывающего более широкую область. В одних случаях результаты нешаблонного мышления представляют собой гениальные творения, в других они являются не чем иным, как просто новым взглядом на вещи, и, следовательно, чем-то менее значительным, чем подлинное творчество. В большинстве случаев творческое мышление для своего проявления нуждается в таланте, тогда как нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

В данной статье мы не рассматриваем в качестве примера нешаблонного мышления творческое мышление в сфере искусства, поскольку какая-либо оценка результатов деятельности в области искусства и литературы является весьма субъективной. Гораздо легче показать действенность нешаблонного мышления на примере изобретения любого механического устройства - ведь оно либо работает, либо нет. В этом случае легко установить также и степень эффективности решения той или иной проблемы посредством нешаблонного мышления. Оценка же творческих достижений в области искусства - дело вкуса и моды.

Чем дальше нешаблонное мышление отклоняется от логических законов шаблонного, тем больше оно, казалось бы, приближается к безумию. Быть может, нешаблонное мышление - это просто форма временного и умышленного помешательства? Отличается ли мышление с малыми вероятностями от беспорядочных ассоциаций больного шизофренией? Одной из наиболее характерных особенностей шизофрении является разорванное, порхающее, как мотылек, мышление, которое легко перескакивает с одной мысли на другую. Если кому-либо захотелось отойти на время от очевидного взгляда на вещи, то почему бы не воспользоваться для этого психоделическими наркотиками? Главное отличие нешаблонного мышления от мышления психически больных состоит в том, что при нешаблонном мышлении весь процесс мышления строго контролируется и управляется. Если нешаблонное мышление предпочитает пользоваться хаосом, то это хаос управляемый, а не хаос как следствие отсутствия управления. Наряду с этим логическая способность ума всегда предполагает тщательную разработку и, в конечном счете, оценку новой идеи, когда бы она ни появилась. Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает. Неизменно ли у человека умение мыслить или же его способности зависят от его заинтересованности и возможностей их развития? Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, однако при желании любой может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Обычно ортодоксальное образование не ставит себе целью развить в человеке навыки нешаблонного мышления. Более того, оно намеренно препятствует их развитию, подгоняя свои требования под рамки экзаменационных.

Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую, заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является лишь привычкой, складом ума. Различные описанные ниже технические приемы приведены для того, чтобы ознакомить читателя с процессом нешаблонного мышления;

Они вовсе не претендуют на решение всех проблем. Да и не может быть внезапного перехода от веры во всемогущество шаблонного мышления к вере в абсолютную полезность нешаблонного мышления. Нешаблонное мышление - дело знания и практики, а не откровения.

Эдвард де Боно, «Использование латерального мышления»

Шаблонность как качество личности – склонность генерировать штампованные, банальные, избитые мысли; не проявлять оригинальности и выразительности, жить по шаблону.

В это, конечно, трудно поверить. Мужчина получил права и впервые выехал в город. На первом перекрестке его останавливают ГИБДДэшники, и он им говорит: — Вы первые, кто меня остановили. Будете действовать по шаблону или проявите оригинальность? ГИБДДэшник, усомнившись в услышанном, переспросил: — Точно я первый? – Точно. Я всего лишь десять минут за рулем. – Тогда обождите. А сам быстро побежал к патрульной машине. Спустя минуту вернул документы с вложенными 500 рублями.

Шаблонность беспутна. У нее нет своего пути в жизни. Она живет под копирку других жизней и больше всего страшится выйти из общего строя. Она реализует чужие цели, так и не осознав вкус счастья от развития своего разума, своей духовности, своей свободы выбора в принятии решений и влиянии на линию судьбы.

Шаблонность живет с помощью устойчивых представлений. Ее разум страдает косностью и закостенелостью. Однажды усвоив, как жить правильно, она на любой вопрос «Почему?» незамедлительно отвечает: «По кочану». Жизнь ее строго регламентирована. Шаблонность, конечно, слышала о самостоятельном творческом мышлении, но, как всякая недалёкость, говорит: «Творческое мышление? Не знаю такого. Нет такого мышления».

В самих шаблонах нельзя видеть только дурное. Когда шаблон разумен, он экономит для человека массу времени, не заставляет его каждый раз мучительно принимать выбор, как поступить. Без шаблонов приходилось бы каждое утверждение проверять опытным путем. К примеру, мы все пользуемся шаблонными формулировками русского языка. Клавиатура на компьютере изготовляется по шаблону. По шаблону мы пожимаем руку при встрече со знакомыми мужчинами. По шаблону моем руки после туалета, хотя разумнее было бы мыть их дважды: до и после туалета. Иначе получается, что наши половые органы настолько грязные, что их без опаски можно трогать грязными руками, а, после того, как потрогал, нужно обязательно вымыть руки с мылом. Иными словами, шаблоны позволяют нам не задумываться, экономить время, силы.

Большинство привычек и навыков человека – это шаблоны, которыми он пользуется механически, на «автопилоте». Беда, если в шаблоне заложено ограничивающее убеждение, вредная психологическая установка, отсталый стереотип, заблуждение или предрассудок. В этом случае шаблоны вредны, ибо человек обедняет свою жизнь, неправильно реагирует на внешние обстоятельства, существует в состоянии сновидящего, то есть живет не осознанно, погрязнув в болоте своего шаблонного мышления.

Жирный минус шаблонности в том, что она является яркой представительницей неразумного поведения – поведения на автомате, без анализа и самоконтроля. Жизнь нам дана для развития разума, для совершенствования своей личности. Шаблонность – означает жизнь без разума, когда поведением управляют устоявшиеся в сознании штампы. Шаблонность глушит сознание, свободу воли и мыслеоборот личности.

Шаблонность — находка для манипуляторов и ненадежный помощник в трудных жизненных ситуациях. О преимуществах нешаблонного мышления красноречиво свидетельствует этот пример. Кстати, можете протестировать своё сознание на шаблонность.

Итак, старик – ростовщик предъявил к оплате вексель, выданный ему отцом одной красавицы. У отца денег нет, ему грозит долговая тюрьма. Ростовщик предлагает: — Отдай мне дочь в жены, и я прощу тебе долг. Отец в ужасе. Он не готов жертвовать счастьем своей дочери. Тогда ростовщик предлагает: — Давай положим в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным.

Неохотно отец с дочерью согласились на данное предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить, таким образом, её участь и участь её отца.

Настало время вам тянуть камешки. Что будете делать? Что посоветуете несчастной девушке?

Шаблонное мышление предложит три варианта и не поможет девушке:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его, таким образом, мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Любой из этих вариантов проблемы не снимает. К счастью, героиня нашей истории обладала нешаблонным мышлением. Она опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся. — Экая досада! - воскликнула она. - Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне. А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве!

Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы, как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Для нешаблонного мышления присущ отказ от привычных, банальных рассуждений и переход к новым, оригинальным стратегиям. По шутливому замечанию одного ученого, не шаблонность проявляется, когда со словом «черное» связывают, вопреки привычной ассоциации, не слово «белое», а слово «икра».

В конце XVIII в. английский врач Эдвард Дженнер переформулировал проблему оспы: вопрос, почему люди заболевают оспой, он заменил на другой – почему некоторых людей оспа не трогает. Оказалось, что не болеют доярки. Они, как выяснил Дженнер, переболев не опасной для человека коровьей оспой, приобретают иммунитет к человеческой оспе. Таким путем Дженнер открыл метод прививок против оспы – вакцинацию, что позволило уберечь миллионы людей от страшной болезни.

Петр Ковалев 2014 год