Стадии соц конфликта. Основные стадии развития социального конфликта


Введение 3

1. Основные аспекты социальных конфликтов 4

1.1.Классификация конфликтов 6

1.2.Характеристика конфликтов 8

2. Стадии протекания социальных конфликтов 13

Заключение 18

Введение

Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.

Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук. Так профессор Н.В.Михайлов писал: “Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло”.

Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

1. Основные аспекты социальных конфликтов

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гиденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии. Конфликты классифицируются по своей структуре и по направлениям исследований.

Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию ее целей и интересов.

Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:

1) Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

2) Вторичные группы - стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной.

3) Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.

Предмет конфликта - это и есть основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную . Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной стадии в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого поведения.

Большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов 1 . Сила - это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:

Физическую силу, включая технические средства, применяемые как инструмент насилия;

Информационно цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.;

Социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.);

Прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников, и т.д.

Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

    1. Классификация конфликтов

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт . Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные 2 . К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается, и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы.

Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

    1. Характеристика конфликтов

Несмотря на многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, его длительность и последствия 3 . Рассматривая эти характеристики, можно определить сходство и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликтов.

Определения понятия характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин:

1.Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта.

2.Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и в основополагающих мировоззрениях у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

3.Причины конфликтов, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры, и т.п.) между индивидами и группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Они появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Стадии конфликта . Социологи утверждают, что конфликтное взаимодействие является нормальным состоянием социума. Ведь любое общество вне зависимости от эпохи характеризуется наличием ситуаций конфронтации. Даже, когда межличностное взаимодействие выстраивается гармонично и основывается на взаимопонимании, столкновения неизбежны. Чтобы противостояния не разрушали жизнь социума, чтобы общественное взаимодействие было адекватным, необходимо знать основные стадии развития конфликта, которые помогут выявить момент зарождения конфронтации, эффективно сглаживать острые углы в спорах и разногласия. Большинство психологов рекомендуют использовать конфронтацию в качестве источника самообучения и жизненного опыта. Анализ конфликтной ситуации позволяет узнать больше о собственной персоне, вовлеченных в противостояние субъектов и ситуации, спровоцировавшей конфронтацию.

Стадии развития конфликта

Принято выделять четыре понятия стадии развития конфликтов: предконфликтную стадию, непосредственно сам конфликт, стадию разрешения противоречия и послеконфликтную стадию.

Итак, основные стадии конфликта: предконфликтная стадия. Начинается она с предконфликтной ситуации, поскольку любому противостоянию вначале предшествует рост напряженности во взаимодействии потенциальных субъектов конфликтного процесса, спровоцированного определенными противоречиями. При этом далеко не все противоречия и не всегда ведут к возникновению конфликта. Лишь те расхождения влекут за собой конфликтный процесс, которые осознаются субъектами конфронтации как противопоставление целей, интересов и ценностей. Напряженность являет собой психологическое состояние индивидов, которое носит скрытый характер до начала конфликтного процесса.

Неудовлетворенность считается одним из ключевых факторов возникновения конфликтов.

Скопление неудовлетворенности из-за существующего положения вещей или развития событий приводит к увеличению напряженности. Потенциальный субъект конфликтного противостояния, недовольный объективно сложившимся положением вещей, находит предполагаемых и реальных виновников его неудовлетворенности. Одновременно с этим у субъектов конфликтного столкновения происходит понимание неразрешимости сформировавшейся ситуации конфронтации привычными способами взаимодействия. Таким путем постепенно проблемная ситуация перерастает в явное столкновение. При этом спорная ситуация существовать независимо от субъективно-объективных условий может продолжительное время, не трансформируясь непосредственно в конфликт. Чтобы конфликтный процесс начался, нужен инцидент, то есть формальный предлог для возникновения прямого столкновения участников. Инцидент может появиться случайно или быть спровоцированным субъектом конфликтного противостояния. Более того, он может являться и результатом естественного течения событий.

Конфликтная ситуация, как стадия развития конфликта бывает выявлена далеко не всегда, поскольку нередко столкновение может начинаться непосредственно со столкновения сторон, другими словами начинается с инцидента.

По характеру зарождения выделяют четыре разновидности конфликтной ситуации: объективно-целенаправленная и нецеленаправленная, субъективно-целенаправленная и нецеленаправленная.

Конфликтная ситуация, как стадия конфликта создается одним оппонентом или несколькими участниками взаимодействия и чаще всего является условием зарождения конфликтного процесса.

Как было выше сказано, для возникновения непосредственно столкновения необходимо наличие инцидента вкупе с ситуацией конфронтации. При этом ситуация противостояния зарождается до инцидента (происшествия). Она может образовываться объективно, то есть вне желания людей, и субъективно, вследствие мотивов поведения, сознательных устремлений оппонирующих участников.

Основные стадии развития конфликта – непосредственно конфликт.

Начало явного противоборства участников является следствием конфликтного стиля поведенческого реагирования, под которым понимаются поступки, направленные на конфронтирующую сторону ради завладения, удержания объекта спора либо принуждение соперника к изменению собственных намерений или отречению от них.

Можно выделить четыре формы конфликтного стиля поведения:

— вызов или активно-конфликтный стиль;

— ответ на вызов или пассивно-конфликтный стиль;

— конфликтно-компромиссная модель;

— компромиссное поведение.

Противостояние обретает собственную логику и развитие в зависимости от проблемной установки и стиля конфликтного поведенческого реагирования участников. Развивающееся противостояние характеризуется тенденцией образовывать дополнительные поводы для собственного обострения и разрастания. Поэтому каждая конфронтация имеет свои стадии динамики конфликта и в определенной мере является уникальной.

Противостояние может развиваться по двум сценариям: войти в фазу эскалации либо миновать ее. Другими словами динамика развития столкновения на стадии конфликта обозначается термином эскалация, которая характеризуется возрастанием деструктивных действий противоборствующих сторон. Эскалация конфликтов часто может приводить к необратимым последствиям.

Обычно выделяют три основные стадии динамики конфликта, проистекающие на этом этапе:

— перерастание противостояния из латентной формы в открытое столкновение оппонентов;

— дальнейшее нарастание (эскалация) конфликта;

— противоборство достигает своего пика и принимает вид всеобщей войны, на которой не гнушаются никакими средствами.

На последней стадии конфликта развитие происходит следующим образом: конфликтующие участники «забывают» настоящие причины конфликта. Для них главной целью становится причинение максимального ущерба противнику.

Основные стадии развития конфликта – разрешение противостояния.

Интенсивность и длительность конфронтации зависят от множества условий и факторов. На определенной стадии протекания конфронтации у противоборствующих участников могут значительно измениться мнение о собственном потенциале и о возможностях соперника. То есть наступила пора «переоценки ценностей», обусловленная обновленными, возникшими вследствие конфликта, взаимоотношениями, осознанием непомерной «стоимости» успеха либо невозможности достичь целей. Это подталкивает оппонентов на трансформацию тактики и стиля конфликтного противостояния. На этом этапе одно противоборствующая сторона либо обе стремятся отыскать пути разрешения проблемной ситуации, вследствие чего, как правило, накал борьбы идет на спад. С этого и начинается процесс окончания конфликтного взаимодействия. Однако нового обострения это не исключает.

Завершающая стадия конфронтации – после конфликтная.

Окончание непосредственно противостояния оппонентов далеко не всегда знаменует полное разрешение конфронтации. Во многом степень удовлетворенности субъектов конфликтного взаимодействия либо неудовлетворенности участников «заключенными мирными соглашениями» характеризуется зависимостью от нижеприведенных положений:

— достигнута ли цель, преследуемая конфликтом, и насколько она удовлетворена;

— какими средствами и методами велось противоборство;

— насколько велик ущерб сторон (например, материальный);

— насколько высока степень ущемления чувства достоинства оппонентов;

— получилось ли в ходе заключения «мира» ликвидировать эмоциональное напряжение участников;

— какие способы были базисом переговорного взаимодействия;

— насколько получилось согласовать интересы участников;

— было ли компромиссное решение навязано в результате принуждения или явилось итогом взаимного нахождений пути разрешения столкновения;

— какова реакция социального окружения на результаты конфликта.

Стадии социального конфликта

Принимая непосредственное участие в противостоянии, довольно сложно абстрагироваться и мыслить о чем-то ином, поскольку часто расхождение во взглядах бывает довольно острым. При этом наблюдатели конфронтации могут без труда выделить основные стадии социального конфликта. Обычно социологи расходятся во мнениях о количестве стадий социального противостояния. Зато все они сходны в определении социального противоборства. В узком смысле, социальным противостоянием именуют конфронтацию, причиной которой стали разногласия социальных общностей в обосновании трудовой деятельности, в целом ухудшение экономического состояния и статусного положения либо в сравнении с иными коллективами, снижение уровня удовлетворенности совместной деятельностью. Характерным признаком социального противостояния считается существование объекта противоборства, обладание которым имеет связь с , вовлеченных в социальную конфронтацию.

Основные стадии социального конфликта: латентная (скрытое нарастание недовольства), пик социального напряжения (явное выражение противостояния, активные действия участников), разрешение столкновения (снижение социальной напряженности путем преодоления кризиса).

Латентная стадия знаменует этап зарождение конфликта. Часто она даже незаметна для стороннего наблюдателя. Все действия этой стадии развиваются на социально-бытовом и психологическом уровне.

Примеры стадии конфликта — зарождение (разговоры в курилках или кабинетах). Нарастание этой фазы можно отследить по ряду косвенных признаков. На латентной стадии конфликта примеры признаков можно привести следующие: рост числа прогулов, увольнений.

Данный этап может быть довольно растянутым по длительности.

Пиковая фаза является критической точкой противостояния. На пиковой стадии протекания конфликта взаимодействие между противоборствующими сторонами достигает предельной остроты и интенсивности. Важно суметь выявить прохождение данной точки, поскольку ситуация конфронтации после своего пика, как правило, поддается управлению. Одновременно с этим социологи утверждают, что вмешательство в столкновение на пиковой фазе бесполезно, нередко даже опасно.

На пиковой стадии конфликта примеры можно привести следующие: вооруженные массовые восстания, территориальные разногласия держав, забастовки.

Угасание конфронтации происходит вследствие либо исчерпания ресурсов одной из участвующих сторон, либо достижения соглашения.

Стадии разрешения конфликта

Социальное противостояние будет наблюдаться, пока не возникнут очевидные и ясные условия для его завершения. Внешним признаком прекращения конфликта может являться окончание инцидента, что означает прекращение конфликтного взаимодействия между субъектами противостояния. Завершение конфликтного взаимодействия считается необходимым, но при этом недостаточным условием для угасания противоборства. Поскольку в определенных обстоятельствах угасший конфликт может воспламениться вновь. Другими словами, ситуация не до конца разрешенного конфликта провоцирует его возобновление на том же фундаменте либо вследствие новой причины.

Однако неполное разрешение конфронтации все же нельзя рассматривать в качестве ущербного действия. Зачастую оно обусловлено объективно, так как не всякое столкновение разрешается с первой попытки и навсегда. Напротив, человеческое бытие наполнено конфликтами, которые разрешаются либо временно, либо частично.

Понятия стадии конфликтов дают возможность субъектам противостояния наметить наиболее адекватную поведенческую модель.

Стадия разрешения конфронтации предполагает следующие вариации развития ситуации:

— явное превосходство одного субъекта взаимодействия позволяет ему навязать оппоненту собственные условия завершения столкновения;

— борьба может тянуться до капитуляции одного из участников;

— вследствие дефицита ресурсов борьба приобретает длительный, вялотекущий характер;

— использовав все ресурсы, не выявив бесспорного победителя, субъекты идут на уступки;

— конфронтация может быть прекращена под давлением третьей стороны.

Стадия разрешение конфликтного взаимодействия при умении регулировать противостояние может и даже должна начинаться до возникновения непосредственно конфликта. С этой целью рекомендуется применять следующие формы конструктивного разрешения: коллективное обсуждение, переговоры и т.п.

Существует множество способов конструктивного завершения противостояния. В большинстве своем эти способы направлены на видоизменение самой ситуации конфронтации, также применяется воздействие на субъектов конфликта или изменение характеристики конфликтного объекта.

Социальный конфликт: сущность, условия, причины, типы и уровни.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти всœе в них участвуют. В случае если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинœения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединœения усилий в борьбе - это всœего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (к примеру, Рим уничтожил Карфаген, или американские переселœенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними).

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу , ᴛ.ᴇ. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает всœе больше людей.

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять базовых типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определœенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (к примеру, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

для возникновения социального конфликта крайне важно, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие .

При этом далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определœенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. В случае если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Все конфликты можно классифицировать исходя из зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты бывают связаны, к примеру, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, в случае если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт . Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.

3. Межгрупповой конфликт . Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ число индивидов, образующих группу (ᴛ.ᴇ. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта͵ потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, к примеру, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всœего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, в связи с этим Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

2. Непосредственно конфликт . Эта стадия характеризуется прежде всœего наличием инцидента͵ ᴛ.ᴇ. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на. рациональные и эмоциональные . К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределœения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага.

При этом в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на базе личной неприязни. Такой конфликт принято называть эмоциональным.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. По этой причине желание некоторых руководителœей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определœенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

3. Разрешение конфликта . Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - крайне важно е, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. При этом в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. По этой причине для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон : соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. К примеру, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт должна быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всœех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Всем конфликтам присущи четыре базовых параметра: причины конфликта͵ острота конфликта͵ длительность конфликта и последствия конфликта . Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта . Определœение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всœего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Длительность конфликта . Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (.проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это должна быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчинœенным, а должна быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всœего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой -являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Социальный конфликт: сущность, условия, причины, типы и уровни. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальный конфликт: сущность, условия, причины, типы и уровни." 2017, 2018.

Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по четырем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт, стадия разрешения конфликта и после конфликтная стадия.

    Предконфликтная стадия.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Значительная группа отечественных конфликтологов (А. Зайцев, А.Дмитриев, В.Кудрявцев, Г. Кудрявцев, В.Шаленко) считают необходимым охарактеризовать эту стадию понятием “социальная напряженность”. Социальная напряженность - это особая социально-психологическое состояние общественного сознание и поведение индивидов, социальных групп и общества в целом, специфическая ситуация восприятия и оценки событий, характеризуется повышенной эмоциональной возбужденностью, нарушением механизмов социальной регуляции и контроля. 1 В каждой форме социального конфликта могут быть свои специфические индикаторы социальной напряженности. Социальная напряженность возникает тогда, когда еще конфликт не оформился, когда отсутствуют четко обозначенные стороны конфликта.

Характерной особенностью каждого конфликта является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Неделимый объект является причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противоборствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить агрессивное действие, и конфликта, как правило, не бывает.

Польский конфликтолог Е.Вятр предлагает охарактеризовать эту стадию при помощи социально-психологического понятия депривации. Депривации - это состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения. Депривации с течением времени может либо усиливаться, либо уменьшаться, либо оставаться неизменной. 1

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на конфликтные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В это же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Предконфликтная стадия характерна так же в формировании каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. Под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта (или, как еще говорят, - “плацдарм”), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. При правильном выборе стратегии, способов действия можно предотвращать возникающие конфликты.

    Непосредственно конфликт..

Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии и инцидента.

Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.

Действия, составляющие инцидент, делят на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные.

Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление - способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию.

Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте.

Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению.В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне.

3.Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причины. В этом случае конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению, но для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремится освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. Неизбежно в какие-то моменты происходит столкновение интересов, которое необходимо разрешать. Итак, какова природа Как он начинается и чем грозит? Могут ли стадии развития социального конфликта иметь позитивные последствия? Все эти вопросы актуальны, поскольку эта форма взаимодействия так или иначе знакома каждому.

Социология и смежные науки

Очень много ученых различных специальностей изучают различные аспекты жизни человека. Это психология, включающая несколько направлений, а также экономика и социология. Последняя - сравнительно молодая наука, ведь она стала самостоятельной лишь в XIX веке. И она изучает то, что происходит с обычными людьми каждый день, - процесс их взаимодействия. Так или иначе, всем членам общества приходится общаться между собой. И то, что при этом происходит, как люди себя ведут в тех или иных ситуациях (с точки зрения окружающих) - главный предмет интереса социологии. Кстати, несмотря на свою сравнительно небольшую историю, эта наука успела в достаточной степени развиться и разветвиться на несколько школ и течений, рассматривающих разные явления с отличающихся точек зрения. Различные взляды и мнения позволяют сформировать более или менее целостную картину, хотя активные исследования все еще продолжаются, ведь общество меняется, в нем наблюдаются новые явления, а другие устаревают и уходят в прошлое.

Социальные взаимодействия

В обществе всегда протекают некие процессы, затрагивающие некоторое количество людей. Происходят связанные друг с другом. Их всегда можно узнать по ряду признаков:

  • они предметны, то есть имеют цели и причины;
  • они выражены внешне, то есть их можно наблюдать со стороны;
  • они ситуативны и меняются в зависимости от обстановки;
  • наконец, они выражают субъективные интересы или намерения участников.

Процесс взаимодействия не всегда происходит с помощью вербальных способов общения, и это стоит учесть. Кроме того, ему присуща обратная связь в том или ином виде, хотя она не всегда может быть заметна. Кстати, здесь законы физики не действуют, и не каждое действие провоцирует какой-то ответ - такова уж человеческая природа.

Социологи выделяют три базовые формы социальных взаимодействий: кооперация, или сотрудничество, конкуренция и конфликт. Все они имеют одинаковое право на существование и возникают постоянно, даже если это незаметно. Последняя форма может наблюдаться в разном виде и среди различного количества людей. И ею даже занимается в какой-то степени отдельная наука - конфликтология. Ведь эта форма взаимодействия может выглядеть по-разному и иметь самую разную природу.

Конфликты

Многие наверняка хотя бы раз в жизни видели ссорящуюся пару, мать, ругающую ребенка, или подростка, который не хочет разговаривать с родителями. Это и есть явления, которые изучает социология. Социальные конфликты - это высшая степень проявления несогласия между людьми или их группами, борьба их интересов. Это слово пришло в русский язык из латыни, где оно означает "столкновение". Борьба мнений может проходить по-разному, иметь свои причины, последствия и т. д. Но возникновение социального конфликта всегда начинается с субъективного или объективного ущемления чьих-то прав и интересов, что вызывает ответную реакцию. Противоречия существуют постоянно, но стадии развития социального конфликта становятся видны лишь тогда, когда ситуация обостряется.

Основы и природа

Общество неоднородно, и блага распределены среди его членов не поровну. На протяжении своей истории человечество неизменно искало способ организовать жизнь так, чтобы все было справедливо, но пока все попытки сделать это проваливались. Такая неоднородность и есть та самая почва, которая составляет основы социального конфликта на макроуровне. Так что главной причиной является острое противоречие, все остальное нанизывается на этот стержень.

В отличие от конкуренции, с которой можно спутать конфликт, взаимодействие может происходить в крайне агрессивной форме, вплоть до насилия. Разумеется, это случается далеко не всегда, но количество войн, забастовок, бунтов и демонстраций показывает, что иногда все может быть очень серьезно.

Классификация

Существует огромное количество которые различаются в зависимости от применяемых критериев. Основными можно назвать такие:

  • по количеству участников: внутренние, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, а также конфликты с внешней средой;
  • по охвату: локальные, национальные, межнациональные, глобальные;
  • по длительности: краткосрочные и длительные;
  • по сферам жизни и основе: экономические, политические, социокультурные, идеологические, семейно-бытовые, духовно-нравственные, трудовые, юридически-правовые;
  • по характеру возникновения: спонтанные и преднамеренные;
  • по использованию различных средств: насильственные и мирные;
  • по последствиям: успешные, безуспешные, конструктивные, деструктивные.

Очевидно, что, рассматривая конкретное столкновение, необходимо вспомнить обо всех этих факторах. Лишь это поможет выделить некоторые латентные, то есть скрытые, причины и процессы, а также понять, как уладить конфликт. С другой стороны, игнорируя некоторые из них, можно рассмотреть отдельные аспекты гораздо подробнее.

Кстати, многие исследователи считают, что скрытые конфликты наиболее серьезны. Молчаливое противостояние не только неконструктивно - оно подобны бомбе с замедленным механизмом, которая может взорваться в любой момент. Именно поэтому необходимо так или иначе высказывать разногласия, если они есть: большое количество разных мнений зачастую помогает принимать серьезные решения, которые бы удовлетворили все заинтересованные стороны.

Стадии протекания

Непосредственно участвуя в конфликте, нелегко дистанцироваться и думать о чем-то другом, ведь противоречие острое. Однако наблюдая со стороны, можно легко выделить основные стадии социального конфликта. Разные ученые иногда выделяют неодинаковое их количество, но в основном говорят четырех.

  1. Предконфликтное состояние. Это еще не само столкновение интересов, но ситуация неизбежно ведет к нему, противоречия между субъектами появляются и накапливаются, постепенно нарастает напряжение. Затем происходит некое событие или действие, которое становится так называемым триггером, то есть является поводом к началу активных действий.
  2. Непосредственно конфликт. Стадия эскалации является самой активной: стороны взаимодействуют в той или иной форме, ища не только выход недовольству, но и способ уладить проблему. Иногда предлагаются пути решения, иногда противоборство остается деструктивным. Не всегда все участники конфликта предпринимают активные действия, но каждый из них играет свою роль. Помимо двух непосредственно взаимодействующих сторон, часто на этой стадии вмешиваются посредники, или медиаторы, стремящиеся перейти к урегулированию проблем. Также могут быть и так называемые подстрекатели или провокаторы - люди, осознанно или нет предпринимающие действия по дальнейшей Как правило, активно одну из сторон они не поддерживают.
  3. Настает момент, когда стороны уже высказали все претензии и готовы искать выход. На этой стадии ведутся активные и часто конструктивные переговоры. Однако для того, чтобы найти решение, необходимо помнить о некоторых важных условиях. Во-первых, участники конфликта должны понимать его истинные причины. Во-вторых, они должны быть заинтересованы в примирении. В-третьих, необходимо успокоиться, вспомнить о взаимном уважении. Наконец, последнее условие - поиск не общих рекомендаций, а разработка конкретных шагов по снятию противоречия.
  4. Послеконфликтный период. В это время начинается претворение в жизнь всех тех решений, которые были приняты для примирения. Некоторое время стороны могут еще находиться в некоем напряжении, остается так называемый "осадок", но со временем все проходит, и отношения возвращаются в мирное русло.

Эти стадии развития социального конфликта знакомы на практике абсолютно всем. Как правило, второй период является самым длительным и болезненным, иногда стороны очень долго не могут перейти к конструктивному обсуждению дальнейших шагов. Ссора затягивается и портит всем настроение. Но рано или поздно третья стадия наступает.

Тактика поведения

В социальной сфере конфликты того или иного масштаба происходят постоянно. Они могут проходить совсем незаметно, а могут быть очень серьезными, особенно если обе стороны ведут себя неразумно и раздувают мелкие противоречия до огромных проблем.

Существует пять основных социальных моделей того, как люди действуют в предконфликтной ситуации или на стадии эскалации. Их условно также ассоциируют с животными, замечая похожие ценности и стремления. Все они - в той или иной степени - конструктивны и разумны, однако выбор каждой из них зависит от множества факторов. Итак, на первой стадии социального конфликта и при последующем развитии событий наблюдается что-то из следующего:

  1. Приспособление (медведь). Эта тактика предполагает для одной из сторон полное жертвование своими интересами. В данном случае, с точки зрения "медведя", важнее восстановить спокойствие и стабильность, а не разрешить противоречия.
  2. Компромисс (лиса). Это более нейтральная модель, в которой предмет спора примерно одинаково важен для обеих сторон. Данный вид разрешения конфликта предполагает, что оба оппонента будут удовлетворены лишь частично.
  3. Сотрудничество (сова). Этот способ нужен, когда о компромиссе не может быть и речи. Это наиболее удачный вариант, если необходимо не только вернуть, но и укрепить Но он подходит лишь тем, кто готов отложить обиды в сторону и мыслить конструктивно.
  4. Игнорирование (черепаха). Одна из сторон всеми силами избегает открытого противостояния, надеясь на самостоятельное разрешение разногласий. Иногда применение этой тактики необходимо, чтобы получить передышку и ослабить напряжение.
  5. Конкуренция (акула). Как правило, одна из сторон единолично принимает решение, направленное на устранение проблемы. Это возможно лишь при наличии достаточного количества знаний и компетенции.

По мере того как развитие социального конфликта переходит от одной стадии к другой, модели поведения могут меняться. Процесс зависит от множества факторов, и от этого может зависеть, чем все закончится. Если же стороны не в состоянии справиться самостоятельно, может возникнуть необходимость в посреднике, то есть медиаторе, или арбитраже.

Последствия

Почему-то принято считать, что столкновение разных точек зрения не несет в себе ничего хорошего. Но это не так, ведь у каждого явления есть как негативная сторона, так и позитивная. Так, существуют и последствия социальных конфликтов, которые можно назвать положительными. Среди них нужно выделить такие:

  • поиск новых путей решения различных проблем;
  • возникновение понимания ценностей и приоритетов других людей;
  • усиление внутригрупповых связей, если речь идет о внешних разногласиях.

Тем не менее есть и отрицательные моменты:

  • усиление напряженности;
  • разрушение межличностных связей;
  • отвлечение внимания от решения более важных проблем.

Большинство ученых не оценивают последствия социальных конфликтов однозначно. Даже каждый конкретный пример нужно рассматривать лишь в перспективе, оценив долгосрочное влияние всех принятых решений. Но, раз разногласия возникают, значит, они зачем-то необходимы. Хоть в это и трудно поверить, вспоминая страшные примеры из истории, которые приводили к кровопролитным войнам, жестоким бунтам и казням.

Функции

Роль социальных конфликтов не так уж проста, как может показаться. Этот вид взаимодействия является одним из самых эффективных. Кроме того, по мнению многих исследователей, именно столкновение интересов является неистощимым источником развития общества. Сменяются экономические модели, политические режимы, целые цивилизации - и все из-за глобальных конфликтов. Но это происходит только тогда, когда разногласия в обществе достигают апогея, и наблюдается острый кризис.

Так или иначе, но многие социологи считают, что существует в конечном итоге лишь два варианта развития событий при возникновении острых противоречий: распад ядра системы либо нахождение компромисса, или консенсуса. Все остальное рано или поздно приводит к одному из этих путей.

Когда это нормально?

Если вспомнить сущность социального конфликта, то станет ясно, что любое взаимодействие в этой форме изначально имеет рациональное зерно. Так что, с точки зрения социологии, даже открытое столкновение - вполне нормальный тип взаимодействия.

Проблема лишь в том, что люди нерациональны и часто идут на поводу у эмоций, а также могут использовать их в своих целях, и тогда стадии развития социального конфликта задерживаются на эскалации и раз за разом возвращаются к ней. Цель теряется, что не приводит ни к чему хорошему. Но слепо избегать конфликтов, постоянно жертвуя своими интересами, - неправильно. Миролюбивость в данном случае совершенно не нужна, иногда необходимо постоять за себя.