В каком значение "азохен вей" употребляется в современном языке? Шломиэль - недотепа еврейского происхождения.

Когда Марк Твен говорил: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены», - он вполне мог говорить это про идиш. Идиш продолжают называть мертвым языком уже в течение нескольких столетий, а между тем говорящих на нём людей легко можно найти в любой части света.

© DepositPhotos

В старые добрые времена вплоть до послевоенных лет в Одессе многие разговаривали на идише. В Одессе идиш был в какой-то мере интернациональным языком, языком общения. Идиш знали даже завзятые хулиганы. Причем одновременно с феней.

Бесконечные заимствования из идиш прочно обосновались в русском языке. Их можно встретить в книгах Исаака Бабеля и песнях Александра Розенбаума, в блатном жаргоне и на экранах телевизоров. Они до сих пор живут на одесских улицах.

Ты, наверное, тоже слышал некоторые из этих слов: азохен вей, вэйзмир, шлемазл… Если спросить об их значении, то собеседник обычно затрудняется дать даже приближенное описание, а затем констатирует: «Это не перевести!»

Сложность в том, что слова в идише многозначны и зачастую выражают совсем противоположные качества. Такой уж язык идиш , что, помимо грамматики, важно знать, кто сказал, кому сказал и зачем сказал.

Тем интереснее понять все оттенки этих красочных слов и выражений, бывших некогда неотъемлемой частью словаря наших дедушек и бабушек. «Так Просто!» дает тебе прекрасную возможность сделать это, не прибегая к помощи словарей.

Как говорят в Одессе

  • Азохен вей
    Собственно говоря, писать-то следует «аз ох-н-вей», что дословно переводится: «Когда хочется сказать “ох!” и “вей!”». «Ох» понятно, от хорошей жизни такого не скажешь, а «вей» значит «горе».

    В разных случаях к нему прибегают, чтобы выразить сочувствие, панику, тревогу или недовольство. Если спросить у еврея: «Как дела?», а в ответ услышать: «Азохен вей…» - это значит, что плохи его дела, только охать и остается. Вспоминается песенка, где еврей с печалью в глазах повторял: «Азохен вей», - по-нашему «увы и ах».

    Исаак Бабель вкладывает в уста своей героине такие слова: «Если гефилте фиш делают с костями, так азохен вей нашим евреям». То есть, если рыбу готовят, не вынимая из нее косточки (что противоречит закону о субботе), грош цена таким евреям.

    У этого выражения может быть и иронический подтекст. Мол: «О-хо-хо, да неужели! Что за мелочи! Прямо испугались!» В интернет-пространстве гуляет пародия на гимн танкистов «Азохен вей, и танки наши быстры». В таком контексте фразеологизм вовсе не отражает ни сожаления, ни печали, ни тоски.

    В юмористической зарисовке про репетицию в одесском театре история России представляется разговором Бориса Годунова с боярами, при этом все употребляют идиш через слово. Монолог Бориса начинается словами: «Азохен вей, товарищи бояре». Фраза стала частенько употребляться и русскими.

    А помнишь песню про улицу Мясоедовскую?
    «Там живут порядочные люди.
    (Голос за кадром.) Азохен вей!
    Никто там не ворует и не пьет…»

    В песне Макаревича «Фрейлес» еврей сватается и, получив отказ, говорит: «Налей скорей, азохен вей».

  • Шлемазл
    В полную силу многозначность идиша раскрылась в широко употребляемом слове «шлемазл». Пришло оно из иврита: «шейлем мазаль» - это «полное счастье». Но если тебе кто-нибудь скажет, что у Рабиновича зять - просто шлемазл, не спеши поздравлять Рабиновича, веселиться ему не с чего.

    Лучшее научное определение шлемазла дал великий ученый Ибн-Эзра, объяснив слово так: «Если ты начнешь заниматься изготовлением гробов, то люди перестанут умирать ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!

    А если ты займешься изготовлением свечей, то солнце станет посреди ясного неба и будет стоять ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!» Теперь-то, надеюсь, тебе ясно, кто такой шлемазл?

    Наиболее адекватный пример шлемазла в кинематографе - Фантоцци из одноименной итальянской комедии. Отчасти - Мистер Бин, многие герои Пьера Ришара («Невезучие»), Бена Стиллера.

  • Шломиэль
    Почти не употребляется в России, но весьма распространено в Израиле. Как гласит народная мудрость: «Шлемазл - этот тот, кто в гостях опрокидывает бокал с вином на брюки. А шломиэль - это тот, на чьи брюки шлемазл опрокидывает бокал». Так что если тебя назвали шлемазлом - не огорчайся, бывает хуже.

    © DepositPhotos

  • Вэйзмир
    «Вэй’з мир!» в переводе с идиша «Боже мой!». Это фраза, которую еврей может сказать в любой ситуации. Особенно, если ситуация возникла неожиданно и не вызывает особенного оптимизма. Одним из лучших одесских каламбуров на политические темы был: «Вейзмир насилья мы разрушим».

  • Кагал
    Понятие «кагал» в прямом смысле - это еврейская община, еврейское самоуправление со всеми вытекающими и втекающими достоинствами и недостатками. А если заглянуть в другой словарь, то кагал - это просто шумное сборище.

    Но в простонародном одесском наречии это означает шумную, плохо управляемую компанию. Причем не обязательно еврейскую. Зачем, к примеру, русских или украинцев обижать. Они тоже могут собрать шумное сборище.

    В бытовом смысле «кагал» может обозначать семью, но большую семью. Вот, например, хорошие знакомые пригласили тебя в гости с женой, но только вдвоем! Причем четко обозначили - вдвоем!

    Но ты их как бы не понял и привел с собой всех своих родственников и детей! Вы, что называется, пришли всем кагалом. Хозяевам остается только падать в обморок.

  • Ксива
    В основе криминального жаргона российских преступников лежит смесь еврейских слов из идиша и иврита. Блатная феня происходит от жаргона представителей еврейской организованной преступности, столицей которой еще до революции считалась Одесса.

    Блатной воровской жаргон пришел в русский язык из еврейского языка после того, как в местах компактного проживания евреев в Российской империи сформировались этнические (в данном случае еврейские) организованные преступные группировки.

    Евреи говорили на иврите и идише, а полицейские их не понимали, так как евреев служить в полицию в царской России не брали. Поэтому постепенно эти непонятные для полицейских термины превратились в устойчивый русский блатной жаргон.

    Само слово «феня» происходит от еврейского офен - способ (видимо, способ выражения). «Ксивэ» на идише - «документ», «подпись», «брачное свидетельство». Отсюда и блатное «ксива» - «документ, бумага».

  • Малина
    «Малина» звучит более чем по-русски. Место, где встречаются, отдыхают, пьют, где все вокруг свои. Одно слово - малина! Между тем, в девичестве малина звалась «мелуна» - в точном переводе «ночлег». Ну уж очень совпали звук и содержание!
  • Халява
    По пятницам в еврейских общинах раздавали пищу неимущим. Не всегда это было молоко, но название за этим вспомоществованием сохранилось. «Молоко» - «haляв» на иврит. В русском, где нет звука «h», получилось «х» - «халяв», а потом «халява». Надеюсь, переводить это слово не нужно.
  • До Второй мировой войны на идиш общались 11 миллионов евреев. Сегодня точное число носителей языка неизвестно. Данные переписей конца XX - начала XXI века позволяют утверждать, что наибольшее число говорящих на идиш евреев проживает в Израиле (более 200 тысяч человек).

    Затем следуют США (около 180 тысяч), Россия (более 30 тысяч), Канада (более 17 тысяч) и Молдавия (порядка 17 тысяч человек). Всего, по разным данным, на планете живут от 500 тысяч до 2 миллионов человек, говорящих на идиш.

    Интересный факт: в начале ХХ века идиш являлся одним из официальных языков Белорусской Советской Социалистической республики, а знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран объединяйтесь!», написанный на идише, увековечил герб республики.

    Еврейские принципы воспитания наполнены любовью к маленькому чаду, ведь главная заповедь евреев - любить и лелеять своего ребенка. Вот почему среди еврейских детей так много талантов!

    Оказалось, на вопрос: «Чем ты сейчас занимаешься?» - нужно отвечать двумя словами на иврите… Редакция Мир Путешествий расскажет тебе, как овладеть умением жить здесь и сейчас.

    Если среди ваших друзей есть хотя бы один еврей, то можно сказать, что вам повезло. Ведь рядом с вами постоянно находится настоящий кладезь всевозможных фраз и словечек, которые легко применить к любой жизненной ситуации. Еврейские выражения очень легко запоминаются и становятся частью жизни, с ними можно посмеяться над любой проблемой и неприятностью.

    Особенности еврейского языка

    Еврейский язык трудно перепутать с каким-либо другим, он обладает ярким акцентом и своей собственной системой образования слов. Многие специалисты считают, что язык создавался искусственно путем слияние нескольких древних наречий.

    В пользу этой версии лингвисты приводят простой факт - корни в словах всегда состоят из трех букв. Это может вызвать недоумение практически у любого языковеда, к тому же еврейский язык изначально имел алфавит, что очень необычно. По всем правилам любой язык образовывается и развивается из устной речи, в дальнейшем он приобретает алфавит и у народа появляется письменность. Ученые считают, что иврит успешно миновал все эти стадии и изначально был цельным языком с алфавитом. Причем с течением времени он продолжал развиваться и обогащаться новыми словами. Но удивление вызывает тот факт, что корни многих слов связаны между собой. Даже не зная значения слова, всегда можно интуитивно понять, о чем идет речь в разговоре.

    Современные иудеи позаимствовали множество слов из иностранных языков, но это не пошло на пользу ивриту. Он наполнился чуждыми по звучанию и смысловой нагрузке фразами, которые по своему образованию ничего не могут сказать евреям. С каждым годом этот процесс углубляется, но вот удивительные еврейские выражения по-прежнему остаются в обиходе и радуют окружающих своей оригинальностью.

    Идиш - особая форма иврита

    На идише говорит практически каждый еврей. Трудно объяснить, что он представляет собой. Скорее всего, идиш является отдельной формой еврейского языка, которая будет понятна даже представителям разных общин. В древности, если два еврея не могли найти слов, чтобы понять друг друга, они переходили на идиш. В этом случае любой разговор становился предельно ясным.

    Лингвисты утверждают, что все необычные фразы являются частью идиша. Но сами евреи никогда не разделяют классический иврит и идиш, они в совершенстве владеют обеими формами родного языка.

    Если вы спросите еврея, откуда пришли все словечки, которыми он пользуется, то он просто пожмет плечами. Этими фразами пользовались его бабушки и дедушки, а значит, они будут в обиходе еще долгие годы. Хотя интерес к их переводу данный факт не умаляет.

    Возможно, вы слышали такие фразы как "шломиэль" или "азохен вей". Что значит каждая из них, истинный еврей не задумывается, но на интуитивном уровне он всегда понимает, когда уместно вставить ту или иную фразу. Интересно, что многие слова применяются с абсолютно разной смысловой нагрузкой, которая доступна пониманию только человека, свободно говорящего на иврите.

    Еврейские выражения способны развеселить, утешить и пожурить. Многие одесситы обладают способностью одним словечком поднять настроение на целый день. Ни один язык в мире не обладает таким посылом, как знаменитые еврейские выражения на идише.

    Лингвисты считают, что, если вы, к примеру, можете дать фразе "азохен вей" перевод на русский в правильной интерпретации, то у вас есть все шансы научиться грамотно пользоваться многочисленными еврейскими выражениями. А это уже может обеспечить вам популярность в любом обществе, где ценят юмор и умение смеяться над собой.

    "Азохен вей" - что значит эта фраза?

    Данное словосочетание самое популярное среди евреев. Они употребляют его практически по каждому случаю и могут придать ему любую эмоциональную окраску. У фразы "азохен вей" перевод на русский язык может отнять немного колорита, но дословно она может звучать как "когда хочется сказать ох и вей". Немного непонятно, не правда ли? Но для евреев здесь все предельно ясно, эту фразу первоначально применяли только в моменты горя. Она обозначала, что дела идут плохо и их трудно исправить. Интересно, что даже в такой интерпретации иностранцу трудно понять смысл "азохен вей". Перевод этой фразы на романскую группу языков практически невозможен, она полностью теряет свой смысл.

    В каком значение "азохен вей" употребляется в современном языке?

    Сейчас молодежь часто употребляет знаменитую фразу по любому поводу. Она сохраняет свое первоначальное значение, но и приобретает новую смысловую нагрузку. Например, если вы скажете еврею, что он что-то не успевает сделать в срок, то он вполне может ответить вам фразой "азохен вей". Что значит вовсе не сожаления об упущенном времени и возможностях, а что-то вроде "ну и пусть". Причем только иностранцы ошибаются в интонации этой фразы, а вот евреи всегда понимают, что они имели в виду.

    В некоторых случаях фраза употребляется с ироничным подтекстом и выражает большое сомнение. В этом случае вам обязательно скажут "азохен вей", что значит "ври да не завирайся". Лингвисты советуют применять еврейские фразы с большой осторожностью, в случае неудачи вас обязательно поднимут на смех. Уж такой он еврейский народ!

    Кто ты, загадочный шлемазл?

    Каждый еврей в детстве звался шлемазлом, о значении этого слова они даже не пытаются задумываться. Его употребляют, когда малыш набедокурит или сделает что-то неординарное. Многие взрослые вырастают, но все равно остаются шлемазлами. Так что же означает это загадочное прозвище?

    В точном переводе слово "шлемазл" переводится как "полное счастье". Неудивительно, что так называют детей. Но не забывайте, что еврейский язык весьма ироничен, поэтому у слова существует иное значение. В некоторых случаях шлемазлом назовут неудачника, этакого растяпу, который все время старается, но никак не может все сделать правильно. Евреи шутят, что если в засуху шлемазл решит продавать в воду, то обязательно начнется ливень, который будет идти целый месяц.

    Шломиэль - недотепа еврейского происхождения

    Если вы впервые попадете в Израиль, то подумаете, что словом "шломиэль" евреи ругаются. Но на самом деле это не так, у него существует немного иной смысл. Если попытаться перевести "шломиэль" дословно, то получится что-то вроде "бесполезного человека". Он всегда пытается что-то сделать, но делает только хуже себе и окружающим. В этом его основное отличие от шлемазла, который относится к породе людей тотально невезучих.

    Для людей, непосвященных в тайны иврита, оба эти слова кажутся идентичными, но настоящий еврей никогда не перепутает одно значение с другим. Жители Израиля говорят, что это умение у них в крови.

    "Хороших вам порносов!"

    Если вы услышите от еврея подобное пожелание, то не спешите обижаться, можно сказать, что вам пожелали богатства и всяческих материальных благ. Означает это непонятное слово "порносы" заработки, которые не облагаются налогом государства. То есть это все то, что в нашей стране попадет под категорию "черный нал".

    Первоначально на иврите "парнасы" относились к деньгам, которые принадлежали общине. Они расходовались только на религиозные нужды и не могли быть обложены налогом. Впоследствии слово постепенно стало обозначать любые денежные суммы, полученные помимо официального заработка.

    "А хухэм а ид" - комплимент или оскорбление?

    Фразу "а хухэм а ид" часто можно услышать в еврейском разговоре, обычно она касается какого-либо человека. Вот только по ее оттенку не слишком понятно, что именно хотели сказать собеседники друг другу. Ну если быть предельно точными, то евреи отлично поймут, какой смысл они вкладывают в "а хухэм а ид". Попробуем немного прояснить ситуацию.

    Ни для кого не секрет, что евреи считаются очень хитрым народом. Каждый из них способен вынести выгоду практически из любой ситуации. Но существует особая категория евреев, они и есть "а хухэм а ид". К ним относятся люди, которые уж слишком пытаются перехитрить других, а в итоге это становится заметно всем окружающим. Вот и не получает "а хухэм а ид" желаемого, за что всегда остается осмеянным своими друзьями и многочисленными родственниками.

    Многие из нас за всю жизнь слышал массу необычных еврейских словечек, каждое из них способно сделать ваш собственный язык значительно богаче и интереснее. Главное, не ошибиться в их применении, а то в приличном обществе вас могут просто не понять.

    Часто слышала вокруг себя слова, но лишь интуитивно понимала их значение. Спрашивала маму, что такое "шлемазл", Мама, подумав, не могла ответить на вопрос. Говорила лишь "Меня так называла бабушка, когда я что-то делала не так".
    И вот, бродя по интернету, наткнулась на статью Яна Берлина и решила сохранить ее для тех, кто так же как и я часто слышал слова и выражения, но не знал, что они значат.

    Вэй`з мир! ("Вэй из мир!" - "Б-же мой!"). Фраза широкого профиля. Нет такой ситуации, в которой еврей не может этого сказать. По крайней мере, моя благословенной памяти бабушка реагировала так на все сообщения моего благословенной памяти дедушки: будь то очередной проигрыш "Черноморца" (а когда они вообще выигрывали?), мой озноб после полуторачасового сидения в море или новый судьбоносный Пленум ЦК. И, заметьте, на все это у нее, как у настоящего джентльмена, всегда находилась пара слов (см. выше).

    Шлемазл - это слово вам должно быть знакомо. Все еврейские дети в детстве бывают "шлемазлами". В оригинале это ивритское выражение: "шлема мазл" ("полное счастье"), но вы же знаете это еврейское счастье, особенно полное... Великий мудрец Ибн-Эзра так определил шлемазла: "Если он начнет изготовлять саваны, то люди станут жить вечно, а если он надумает делать свечи, то солнце не закатится никогда".

    Шломиэль - Почти не употребляется здесь, но весьма распространено в Израиле. Как гласит народная мудрость: "Шлемазл - этот тот, кто в гостях опрокидывает бокал с вином на брюки. А шломиэль - это тот, на чьи брюки шлемазл опрокидывает бокал". Так что, если вас назвали "шлемазлом" - не огорчайтесь, бывает хуже.

    Шая - Вообще-то, Шая (Йешаяhу, Йешайя) - обычное еврейское имя, у автора даже есть двоюродный брат с таким именем. В еврейском мире Шай много, большинство из них умны, но почему-то на юге Украины это слово употребляется в значении "недотепа". Говорят, что происходит это от имени одного из многочисленных одесских сумасшедших, но даже мой херсонский дедушка, благословенна его память, частенько говаривал автору этих строк, что он "шая". И всегда бывал прав.

    Азох`н`вэй ("Аз ох ун вэй" - "Когда [только и остается сказать] "Ох!" и "Вэй!"). Выражение многозначно. Если вас спрашивают, как ваши дела, и вы отвечаете "Азох`н`вэй", - это одно. Если вам говорят: "Немедленно перестань заниматься ерундой, тебе завтра статью в журнал сдавать", а вы отвечаете: "Я вас прошу, азох`н`вэй, эта статья", - это другое. А иногда "Азох`н`вэй" можно использовать в значении "Монтана" из известного анекдота*. А еще помните песню про улицу Мясоедовскую?

    А еще выражение "Азох`н` вэй" - одно из немногих выражений идиша, начинающееся не на букву "ш". Но это совсем другая история...

    Пакопампа, расположенная высоко в северной части перуанских Анд, была основным церемониальным центром, основанным ок. 1200 г. до н.э. Храмовый комплекс состоял из восходящих террас, самая верхняя из которых считается самой священной и эксклюзивной. Именно на этом уровне команда археологов из японского Национального музея этнологии и перуанского университета Сан-Маркос недавно обнаружила гробницу с останками двух человек, живших ок. 600 г. до н.э. Захороненные вместе с ними предметы свидетельствуют, что перед нами важные члены древнего общества, отметил руководитель раскопок Юдзи Секи (Национальный музей этнологии, Япония). И действительно, с ними обращались, как с могущественными представителями этого и потустороннего миров.

    Захоронение двух человек в Пакопампе, главном церемониальном центре северного Перу. Здесь найден керамический сосуд, который изображает существо с телом змеи и головой ягуара. Также слева от сосуда обнаружена краска

    Один из них был захоронен с керамическим сосудом, который изображает существо с телом змеи и головой ягуара – считалось, что эти животные обладали сверхъестественными способностями, которые могут передаваться жрецам. Змеи считались жителями подземного мира, а ягуары предполагались неким мостом между землёй и небом. Другой человек был захоронен с ожерельем из золотых пустотелых сфер и металлическим предметом с извилистыми линиями, вероятно, изображающими движение змей. Также в захоронении рядом черепами были беспорядочно распылены разноцветные минералы: красная киноварь, зелёный малахит, тёмно-коричневый гематит, блестящий чёрный магнетит, белый кальцит и синий азурит. Г-н Секи считает, что обнаруженные в захоронении предметы и минералы предполагают связь умерших не просто с могущественными животными, но и с металлургией, которую современники посчитали бы волшебной.

    В захоронении были распылены разноцветные минералы: красная киноварь, зелёный малахит, тёмно-коричневый гематит, блестящий чёрный магнетит, белый кальцит и синий азурит. Некоторые из них связаны с металлургией

    Некоторые из вышеперечисленных минералов довольно часто находят в элитных андских захоронениях. Например, киноварь, ртутный минерал, часто использовалась в гробницах высокостатусных лиц и должно быть считалась оберегающей тело от разложения. Происхождение киновари из захоронения пока ещё остаётся неизвестным, в то же время по изотопному анализу другой киновари, найденной в ещё одном захоронении Пакопампы в 2009 году, было определено, что она была добыта в шахте, находящейся в нескольких сотен километрах к югу, в перуанском центральном высокогорье. «Некоторые из них не являются доступными местными минералами, - отмечает Ричард Бургер, эксперт по ранним андским цивилизациям из Йельского университета, который принимал участие в исследовании киновари из раннего захоронения, - Ими пользовались только особые люди в особое время». Захороненная в Пакопампе пара, однако, пользовалась ещё бОльшей привилегией. Насколько известно г-ну Секи, нахождение всех этих пигментов вместе беспрецедентно.

    Золотое ожерелье с пустотелыми бусинами. Его носил один из найденных в захоронении человек. Узор в виде цифры 8 мог символизировать извилистое движение змей

    Г-н Секи считает, что обнаружение других минералов в захоронении, особенно азурита и малахита, очень значимое событие. Оба минерала являются видами дигидроксокарбоната меди, который, как считается, использовался для изготовления медных изделий, например, булавок и иголок – такая трансформация должно быть производила сильное впечатление. «Получение меди было формой алхимии, - говорит г-н Секи. – Сырьё, азурит и малахит, выглядит совершенно отлично от конечного продукта». Поэтому весьма затруднительно представить, что их можно использовать для получения меди. Г-н Секи привёл в пример золотые изделия, найденные в Пакопампе – они были сделаны из золотого песка, собранного в реках. И этот процесс был намного понятнее. Г-н Секи считает, что оба захороненных в недавно обнаруженной могиле человека вполне могли бы контролировать производство или распределение металлических предметов. Он считает, что их связь с производством меди помогла им стать лидерами с магическими способностями, которые заслужили вот такое необычное захоронение.

    Дэниел Вейс, старший редактор журнала «Archaeology».

    Источник – ж-л «Archaeology», март/апрель 2016.