Второй рим.

Часто ли слова или мысли исторических личностей искажаются в угоду правящей партии или идеологии? Взять, к примеру, безобидную доктрину Ницше о сверхчеловеке, Боге внутри нас. Она привела Германию и весь мир к мировой войне, равно как идея всеобщего равенства - к войне за независимость и гей-парадам. История России богата такими концепциями: они всплывают каждый раз, когда народ стоит на перепутье. Одна из таких теорий - сказание о Третьем Риме. Почему Москва - Третий Рим, как понимать это сегодня, думал ли скромный монах о том, что на его словах будут спекулировать веками? Поговорим об этом в нашей статье.

Как все начиналось: письма Филофея

Давным-давно, в первых десятилетиях XVI в., псковский церковник Филофей написал серию посланий. Первое - о крестном знамении - он адресовал великому князю Василию, второе - против звездочетцев - дьяку, княжескому духовнику. Это были письма-предостережения против опасностей того времени: астрологов, еретиков и мужеложцев. В обращении к правителю он называет его «охранителем церковного престола» и «царем всех христиан», Москву величает «царством», в котором сошлись все христианские земли, образовав здесь духовный православный центр - «Ромейское царство», Рим. И далее: «Пали первый Рим и второй; третий стоит, а четвертого не случится».

Неизвестно, был ли именно Филофей основоположником этой концепции. По некоторым данным, у митрополита Зосимы в письмах рассматривалась теория Третьего Рима за 30 лет до псковского монаха. Описывая суть так же, Зосима называл Москву «константинопольским преемником». Чтобы понять, что имели в виду русские церковники, нужно окунуться в историю того времени.

Историческая ситуация

В 1439 году заключил с Римом Флорентийскую унию, признавая главенство Папы Римского и сохраняя от православия только формальные обряды. Это был сложный период для Византии: турки-османы стояли на пороге, угрожая ее независимости. Константинополь надеялся на поддержку западных королей в войне с захватчиками, но помощи так и не дождался.

В столица пала, патриарх и император были убиты. Это был конец Восточной Римской империи.

Положение Русской православной церкви

До этого момента верховного владыку Русской поместной церкви и царей мог помазать только патриарх - наместник Бога на земле - и только в Константинополе, этом человеческом воплощении царства Христова. В этом смысле русские были зависимы от восточного соседа. Великий князь долгое время претендовал на царское звание. В 1472 году Иван III даже сочетался браком с Зоей дочерью последнего византийского императора. С ней Иван взял двуглавого орла в качестве символа нового государства. Формально он имел право на вотчину - наследство жены.

С точки зрения русского духовенства, уния была предательством по отношению к православной церкви, отходом от истинной веры. Империя поплатилась за это нашествием мусульман. Ромейское царство - Христова вотчина, а вместе с ней и права патриарха, перешли к единственному оставшемуся оплоту православия - Русской поместной церкви. И здесь теперь стоит Третий Рим - это земное царство Бога на земле.

Первый и Второй Римы

По мнению Филофея, Первый Рим - это древний Вечный город, который был разрушен в IX в. кочевниками после разделения церквей на западную и восточную. Латиняне погрязли в «ереси Аполинариевой», предали идеалы Христа. Ромейское царство перешло в Константинополь.

Второй Рим крепко стоял до XVI в., а затем был разрушен турками-османами в наказание за духовное предательство. Заключение Флорентийской унии воспринималось как ересь, от которой русский Великий князь, впоследствии царь, должен был охранять Русь.

Третий Рим - это Москва

Был ли в словах Филофея политический расчет? Безусловно, царство Божие должно обладать сильной центральной властью и влиянием на международной арене. Но не политическая обстановка заботила псковского монаха.

После того как Русская церковь унаследовала права византийского патриархата, она:

  1. Стала независимой, митрополиту не нужно было кланяться Константинополю, он назначался из местного духовенства, а не из греков.
  2. Русский владыка смог венчать князя на царство и требовать его защиты.

Идея Третьего Рима доказывалась автором из пророческих книг - ветхозаветных сказаний о четырех земных царствах и четырех зверях. Первое - языческое - сгинуло еще во времена Египта, Ассирии и старой Европы. Второе царство - латинское (Древний Рим), собственно первое христианское; третье - Византия. Четвертое - земное - должно стать последним, так как его разрушит сам Антихрист и возвестит этим конец света.

В посланиях монаха было больше страха перед апокалипсисом, чем гордости за возвышение Русской церкви. Если рухнет Москва, падет не только христианство - это будет конец человечества. Поэтому князь, которого русский митрополит помазал на царство, должен охранять истинную веру от мусульман-неверных и ереси, в том числе католицизма.

Как приняли слова Филофея в обществе?

В отличие от пессимистичного автора, русские церковники выделили положительную сторону концепции: гордость и величие. Третий Рим - это столп всего христианства. Неудивительно, что вплоть до Никоновской реформы в повестях и притчах на все лады пересказывались монаховы слова:

  1. Новгородское «Сказание о белом клобуке» (1600 г.) говорит о том, что в давние времена Константин Великий передал митрополиту Сильвестру шапку - символ высокого церковного сана. Русский церковник засмущался и не принял подарок, но реликвия через Новгород вновь вернулась в Москву, где ее по праву принял новый владыка.
  2. Притча о Мономаховом венце: о том, как на Русь попали не церковные, а светские царские регалии, которые перешли законному помазаннику Божию - первому царю Иоанну Грозному.

Несмотря на то что это было тяжелое время объединения русских земель в единое Российское государство, нигде в официальных документах концепция Третьего Рима не звучит. Можно на основании вышеизложенного сделать вывод, что идея была модна у духовенства, которое отстаивало независимость церкви, свои привилегии. Еще очень долгое время не имела никакого политического значения.

Третий Рим и Никон

В оригинальном звучании Филофея был протест не только против мусульман, но и против ереси. Под ней понимались наука и любые нововведения. Реформа Никона по унификации церковных обрядов также была отходом от традиций. Сторонниками Аввакума Никон воспринимался как Антихрист - четвертый зверь, который уничтожит последнее Ромейское царство.

Официально были запрещены писания Филофея и все сказания и притчи, которые прямо или косвенно указывали на теорию псковского монаха, ибо они доказывали законность староверческих правил. Раскольники унесли эту идею с собой в Сибирь и отдаленные монастыри. До сих пор староверы считают, что Третий Рим - это старая ветхозаветная московская церковь, которая существует, пока живы они - ее истинные и единственные представители.

Что было дальше?

Казалось, про концепцию Третьего Рима забыла и церковь, и политическая элита. Но во второй половине XIX века она получила новое рождение. В связи с учреждением Патриаршего престола в России и тем, что русскому народу срочно нужна была объединяющая идея, письма Филофея были опубликованы. Стала общедоступной теория: "Москва - Третий Рим", суть которой немного изменилась: все упоминания о ереси были убраны, остались лишь слова про мусульман.

Русским философом В. Иконниковым была предложена интерпретация, укрепляющая имперские притязания и идеологию России: Москва после падения Византии заняла подобающее ей место в международных отношениях, она - спасительница христианства и человечества, потому что «четвертого Рима не будет». В этом ее историческая роль, ее миссия, на этом основании она вправе быть мировой империей.

Последующие трансформации теории

С этого момента Третьим Римом называют Россию как оплот человечества, приписывая ей великую миссию. Особенно для укрепления этой идеи постарались славянофилы и панславинисты. В. Соловьев, например, считал, что у России ключевая роль в объединении Востока и Запада, всех христиан под эгидой Русского православия. Историк И. Кириллов писал, что теория Москвы, как Третьего Рима, это та самая русская идея, национальное самоопределение, самосознание, которого стране так не хватало все это время. Православные должны не только объединить вокруг себя все братские народы, но и ударить по мусульманской Османской империи, чтобы она не напала первой. Во времена освободительных войн на Балканском полуострове идеи стали крайне популярны в народе.

С этих пор слова Филофея окончательно стали политическими, из них было вытеснено духовное и церковное значение.

Теория интерпретировалась по-разному во время становления Советского государства, но уже с приходом Сталина были проведены исследования, изучены летописи и предания. Было доказано, что концепция Ромейских царств касалась только духовных дел.

Это и понятно. Великому Советскому государству не нужны были другие теории, помимо победы коммунизма во всем мире, чтобы сплотить вокруг себя соседние народы. Да и религия была под запретом. Сказания псковского монаха даже изымались из учебников.

Наши дни

СССР распался, народ обратился к Богу и снова стал искать в своей истории намеки на российский путь. Были воскрешены все исследования и публикации, от Филофея до Бердяева и Соловьева, объясняющие, почему Москва - Третий Рим. Во все учебники истории теория вошла как политическая, которая еще с указывает русскому народу верное направление развития. Националисты вновь заговорили о миссии России в мировой истории.

Религия в наши дни отделена от народа, тем не менее первые лица государства часто бывают в церкви, вводятся уроки православия в школах и вузах, к Патриарху прислушиваются, принимая дипломатические решения. Как тут удивляться тому, что концепцией Третьего Рима западные политологи порой объясняют место России на международной арене!

Итак, панславизм, большевизм, советский экспансионизм, русская национальная идея, истинный путь, историческая миссия - все это объяснялось концепцией Третьего Рима, описанной монахом Филофеем в 1523-1524 годах. Знал ли церковник о том, что его слова найдут такое широкое применение? Если изучить контекст (полную запись посланий) и историческую ситуацию, то можно увидеть, что большого политического оттенка в теории нет. Только религиозный, апокалиптический, церковный страх за независимость и силу Русской церкви. Однако на протяжении нескольких столетий слова Филофея все же нещадно эксплуатировались теми, кому была выгодна иная трактовка, и приобрели и другой смысл. Как сегодня следует понимать «Москва - Третий Рим»? Как и по поводу всех остальных исторических идей, каждый должен самостоятельно решить, считать ли это порождением того времени или объяснять теорией современное положение вещей.

Вернемся еще раз к ранней истории. Краткая схема реконструкции представлена на рис. 10.1.

1. ОСЛАБЛЕНИЕ РОМЕИ. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

Согласно восстановленной нами картине истории, в конце XIII - начале XIV веков древняя империя со столицей в Царь-Граде на Босфоре, то есть Ромея, слабеет. Царь-Град = Второй Рим, утрачивает роль имперского центра. Усилившиеся фемы-провинции начинают спор за наследство разваливающейся империи. Ромея сменяется Великой = «Монгольской» Империей со столицей в Великом Новгороде. Который в эпоху XV–XVI веков по-видимому назывался в западных источникам РИМОМ. Тем более, что Новый Город - это то же самое, что Новый Рим, поскольку РИМ - это ГОРОД. См., например, «античного» Тита Ливия. С течением времени, в эпоху XV–XVI веков, в эпоху раздела и раскола Великой Империи, формируются три новых центра.

2. ПЕРВЫЙ ЦЕНТР, ПРАВОСЛАВНЫЙ, В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Первый центр - Орда-Русь. Здесь, примерно в 1380 году, вероятно, на месте Куликовской битвы, закладывается новый город под названием Москва. Получивший впоследствии название «Третий Рим». В конце XVI века Москва становится русской столицей. Но до конца XVI века столицей Руси-Орды оставался Великий Новгород = Ярославль. То есть, Великий Новый Рим.

Русь-Орда рассматривает себя как наследницу гибнущей Византии, а также удерживает в качестве своей государственной религии православие. То есть ортодоксальную форму изначального христианства.

Ярославль = Великий Новгород = Великий Новый РИМ, а затем Москва - «Третий Рим», становится мировым центром православия.

3. ВТОРОЙ ЦЕНТР, КАТОЛИЧЕСКИЙ, В ИТАЛИИ

Второй центр - Италия. Здесь, примерно в то же время, то есть в XIV веке, завоеватели «монголы» закладывают Флоренцию, а впоследствии - итальянский Рим и Ватикан (то есть Батый-Хан). До конца XVI века он был оплотом имперского «монгольского» владычества в Западной Европе. Тут жило много ЭТ-РУСКОВ, то есть РУССКИХ. Но в дальнейшем, после победы мятежа Реформации, в XVII веке, итальянский Рим станет центром «нового католицизма». То есть, латинской католической церкви уже в современном понимании этого слова.

Любопытно, что согласно скалигеровской истории, Константин Великий перенес свою столицу из «Рима» в «Новый Рим» якобы около 330 года н. э. То есть, вероятно, около 1380 года н. э. по новой хронологии. Ведь при сдвиге вверх на 1053 года, скалигеровская дата 330 год н. э. как раз и превращается в 1380 год н. э. Напомним, что сдвиг на 1053 года - это один из основных хронологических сдвигов, обнаруженных нами [нх1].

Однако, сегодня считается, будто Константин перенес столицу из итальянского Рима в Новый Рим на Босфоре. По-видимому, это не так, и император Константин в XIV веке, напротив, переносит столицу из Босфорского Рима, то есть Нового Рима, - в итальянский Рим. Или приезжает сюда как «монгольский» наместник из Великого Новгорода. То есть, из Великого Нового Рима = Ярославля. Что в позднейших летописях было интерпретировано как «перенос столицы».

4. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ

Именем «вавилонское пленение», то есть «имперское пленение» в Библии названо несколько событий. Первое, самое древнее, вавилонское пленение XIV века, - то есть как раз эпохи «монгольского» завоевания, - отражено в истории католической церкви как «авиньонское пленение пап». Подробности этого пленения сегодня на самом деле практически неизвестны. То, что нам предлагают в качестве «истории авиньонского пленения пап» - это версия XVII века. Она составлена уже после раскола Великой = «Монгольской» Империи и является частью фальшивой скалигеровской истории. В частности, известные произведения Данте, например его «Письма», в которых много говорится об авиньонском пленении (он называет его вавилонским , с.120), написаны скорее всего не ранее XVII века. То же относится и к произведениям Петрарки (1304–1374), якобы написанным в XIV веке. По-видимому произведения Петрарки и «античного» Плутарха написаны одним человеком, или в одной и той же «скалигеровской мастерской» XVII века. Скорее всего, ПЛУТАРХ - это просто другое имя ПЕТРАРКИ.

Считается, что Данте жил в 1265–1321 годах , с.359. На рис. 10.2 мы приводим бронзовый бюст Данте, изготовленный якобы в XV веке «по слепку с лица Данте по смерти его» , том 2, с.410. Скорее всего, этот великолепный бюст изготовлен не ранее XVII века с посмертной маски человека, жившего в эту же эпоху. Либо же это очередное «наглядное пособие», специально изготовленное в XVII–XVIII веках для учебников по скалигеровской истории.

Второе вавилонское пленение было в XV веке. Это - взятие Константинополя османами-атаманами в 1453 году.

Третье вавилонское пленение произошло в XVI веке. Это - взятие Иваном Грозным, то есть библейским Навуходоносором, Казани-Хазарии в 1552 году.

«Возвращение католических пап» в итальянский Рим якобы в 1376 году произошло на самом деле отнюдь не в XIV веке. А в начале XVII века, когда после раскола «Монгольской» Империи итальянский Рим впервые стал центром «нового католицизма». Поскольку именно в это время писалась скалигеровская история, то это событие было специально перенесено историками в XIV век. Для удревнения «нового католицизма». При этом XIV век был выбран не случайно. Дело в том, что в XIV веке «монголами», а именно ханом Батыем, то есть Иваном Калитой (Халифом) был основан ВАТИКАН в Италии. То есть, ВАТИ-КАН или БАТЫЙ ХАН. Так что само название Ватикана до сих пор хранит прамять о великом русско-ордынском царе-хане Батые = Иване Калифе.

В XVII веке итальянскому Риму была искусственно приделана «длинная древняя история», списанная, в действительности, с ромейской истории X–XIII веков новой эры и «монгольской» истории XIV–XVI веков.

5. ТРЕТИЙ ЦЕНТР, МУСУЛЬМАНСКИЙ, В СТАМБУЛЕ

Третий центр - Малая Азия со своей формой христианства, которое вскоре трансформируется в ислам-мусульманство. В эпоху XVI века центром мусульманства становится Стамбул. Мусульманство принимается в качестве государственной религии в Турции-Атамании. Лишь в нашем веке столица Турции была перенесена в Анкару.

6. РАЗДЕЛ НАСЛЕДСТВА ВЕЛИКОЙ = «МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ МЕЖДУ ЗАПАДОМ, ВОСТОКОМ И АЗИЕЙ

Так было разделено религиозное и политическое наследство «матери-Ромеи» и Великой = «Монгольской» Империи между:

ЗАПАДОМ, с католическим «Третьим Римом» в Италии в качестве религиозного центра,

ВОСТОКОМ, с православным «Третьим Римом» - Москвой в качестве религиозного центра, и

АЗИЕЙ, с мусульманским «Третьим Римом» - Стамбулом в качестве религиозного центра. В данном случае - старого, изначального.

Таким образом, в XVI–XVIII веках три новые религии, образовавшиеся из когда-то единого христианства XI–XIV веков, поделили сферы влияния и создали свои религиозные центры. В конце XV века эти религии еще достаточно близки и окончательный раскол между ними приходится лишь на XVI - начало XVII века. Поэтому XVI–XVII века были веками РЕЛИГИОЗНЫХ войн.

7. КУДА СОСЛАЛИ ИЗ НОВОГО РИМА ЕГО ПРЕЖНЕЕ НАЗВАНИЕ ИЕРУСАЛИМ

Современный город Иерусалим был назван «Иерусалимом» и отождествлен с евангельским Иерусалимом не так уж давно. И по-видимому с понятной целью. О том, как это по-видимому произошло, мы подробно рассказали в книге «Библейская Русь» и «Русь-Орда на страницах библейских книг». С очень общей точки зрения можно сказать следующее.

Вероятно, после раскола Великой = «Монгольской» Империи, основные церковные силы православия, католицизма, мусульманства и иудаизма не смогли сойтись друг с другом в решении сохранить прежнее название ИЕРУСАЛИМ за Новым Римом = Царь-Градом = Константинополем = Стамбулом.

Слишком много сталкивалось тут политических, исторических и религиозных противоречий. После раскола христианства в XVI–XVII веках, ни одна из возникших ветвей-религий никак не могла согласиться оставить прежний святой Иерусалим = Царь-Град = Константинополь = Трою в руках какой-то одной из «сестер» в качестве ее религиозного центра.

В конце концов, «чтобы никому не было обидно», негласно договорились лишить Царь-Град одного из его наиболее знаменитых древних имен - Иерусалим. И присвоили его небольшому селению Эль-Кудс на территории современной Палестины. Причем само название Палестина, - то есть Белый Стан или Бабел, Вавилонский Стан, - тоже было перенесено сюда сравнительно недавно.

Так появился на картах мира современный Иерусалим. Произошло это, вероятно, в XVII–XVIII веках. А постройка здесь многих «иерусалимских древностей» относится, по-видимому, к началу XIX века, когда Египет был завоеван Наполеоном и в Палестину впервые попали западные европейцы. См. подробности в книге «Библейская Русь».

Став центром идеологического притяжения, Эль-Кудс быстро превратился в центр религиозного поклонения, куда были перенесены, - на бумаге, - все соответствующие евангельские и библейские события.

8. КУДА СОСЛАЛИ ИЗ НОВОГО РИМА ДРУГОЕ ЕГО ЗНАМЕНИТОЕ НАЗВАНИЕ - ТРОЯ

Громкое средневековое имя Троя тоже было отнято у Царь-Града = Нового Рима и объявлено «античным». Отождествление Трои с Иерусалимом и с Царь-Градом подробно обсуждалось в наших книгах [нх1]-[нх13].

Впрочем, это название «уехало» совсем недалеко. Современная история считает, что гомеровская «античная» Троя расположена в общем-то рядом с Константинополем. А именно - на восточном берегу Турции около южного входа в пролив Дарданеллы. Рядом с городком Kum Burun.

Проливы Босфор и Дарданеллы могли путаться в старых хрониках. Оба - длинные узкие проливы, соединяющие небольшое Мраморное море соответственно с Черным и Средиземным морями. В средние века оба эти пролива иногда называли совершенно одинаково: Рукав Святого Георгия. См. подробное обсуждение в [нх6а].

Любопытно, что как Константинополь находится на ЮЖНОМ КОНЦЕ Босфора, так и фиктивная скалигеровско-шлимановская Троя тоже оказалась на ЮЖНОМ КОНЦЕ Дарданелл. Почему так получилось? Вот возможная реконструкция событий.

В эпоху XVII–XVIII веков историки начали искать «легендарную Трою». Старые источники указывали ее положение где-то около Царь-Града или даже прямо указывали на Константинополь. Но поскольку отождествить Трою с Константинополем средневековые скалигеровские ученые уже никак не могли, - история уже искажена, - у них оставался лишь один выход: немножко сместить Трою в сторону от Константинополя.

Вот ее и поместили где-то около ЮЖНОГО КОНЦА Дарнаделл, так как документы, вероятно, прямо говорили о ее положении у ЮЖНОГО КОНЦА Рукава Святого Георгия.

Сюда затем и отправился Г. Шлиман в XIX веке, воодушевленный идеей найти «гомеровскую Трою». Начав раскопки на месте рядового турецкого средневекового городища, он вскоре «обнаружил» золотой «клад Приама». Городище было размером всего лишь 130 на 110 метров , с. 76–77. Каковые в тех местах встречаются на каждом шагу. Г. Шлиман обрадованно объявил его легендарной «античной» Троей. Впрочем, никаких серьезных объективных доказательств Г. Шлиман так и не привел. А от него их почему-то не очень требовали. В то же время, практически сразу после обнародования «клада Приама», были высказаны серьезные подозрения в подлоге .

Приходиться признать, что все эти «труды» были совершенно напрасны. Достаточно было указать на огромный древний город Царь-Град = Константинополь = Стамбул. Ранее называвшийся ТРОЕЙ.

В первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523-1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.

Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху. «Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение. Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос - кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.

В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра - хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары - Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.

Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать» . Этот тезис на словах закреплял за статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва - Третий Рим» приняли многие.

Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось последнего византийского императора - Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба. Само самодержавие строилось на концепции «Москва - Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.

Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.

Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва - Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.

Рим: В Викисловаре есть статья «Рим» Рим (итал. Roma) столица Италии, в прошлом Римской империи. Рим разговорное обозначение Римской империи. Древний Рим (лат. … Википедия

Рим - столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия

РИМ Древний - Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно… … Энциклопедия Кольера

Рим Древний - (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем ‒ средиземноморская держава, включавшая западную и юго… … Большая советская энциклопедия

Второй Вселенский собор

Второй Вселенский Собор - (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова) Второй Вселенский Собор, I Константинопольский вселенский собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379 395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на Западе признаётся… … Википедия

Рим - I Древний (Roma), древнее государство. Согласно преданию, город Рим основан братьями Ромулом и Ремом около 754/753 до н. э. В преданиях упоминаются 7 правивших в VIII VI вв. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена … Энциклопедический словарь

Рим (столица) - Рума (Roma), столица Италии. Расположена на р. Тибр, в исторической области Лацио. Один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов мира, получивший название вечного города. В границах Рима находится Ватикан.… … Художественная энциклопедия

Рим Феллини (фильм) - Рим Roma Жанр кинокомедия драма притча Режиссёр Федерико Феллини Продюсер … Википедия

Книги

  • Рим. Альбом фотографий. 61 фотография знаменитого фотографа конца 19 века Андерсона , . Италия, конец XIX - начало XX века. В альбоме 61 фотография, наклеенная на жесткую основу.. Владельческий переплет с золотым тиснением. Кожаный корешок. Трехсторонний золотой обрез.… Купить за 104363 руб
  • Рим: путеводитель + карта / 4-е изд., испр. и доп. , Чумичева О.В.. Перед вами обновленный экспресс-гид по Риму. В нем содержится краткая информация о столице, советы, как лучше провести первый и второй дни, и 25 главных достопримечательностей. Также в книге…

Отсчет "Римов" происходил в символическом ключе. Речь шла, преимущественно, о претенциозных смещениях в равное время и по равным причинам центра христианского мира с одной имперской или царской столицы на другую. При распаде Римской империи надвое центр в IV веке сместился с первого латинского Рима на второй греческий - Константинополь. Третьим "Римом" в средневековой Священней Римской империи немцы пытались в XIII веке объявить резиденцию германских императоров Трир; затем болгары Второго Болгарского царства в XIV веке - Тырнов; наконец, русские в начале XVI века - Москву.

Наш монах-старец Филофей в письме к великому князю Василию III так обосновывал религиозную идею "Москва - Третий Рим". "Старого убо Рима церкви палеся неверием Аполлинариевой ереси, второго же Рима Константинова града церкви агаряне-внуцы секирами и оскордами разсекоша двери. Сия же ныне Третьяго Новаго Рима... святыя соборныя апостольския церкви... во всей Поднебесней паче солнца светится. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти" (Православный собеседник, 1863, ч.I, Казань, с.344).

В официальных дипломатических документах Москву "Римом" все же не называли. Понимали, что это был лишь символ. Однако московские градостроители в XVI-ХVII веках внедряли элементы двух первых "Римов" в застройку "Рима" третьего. Для начала в Москве отыскали 7 холмов, поскольку на 7 холмах стояли Рим первый и Рим второй; затем возвели наподобие Roma Quadrata в треугольном Кремле квадратный в плане государев дворец; потом построили свой Царьград (Белый Царев город); наконец, украсили Москву бесконечным множеством двуглавых византийских орлов... Все это позволяет сравнивать "римские" столицы между собой, отыскивать в них элементы сходства.

Особенно интересно сопоставить Рим первый и "Рим" последний. Но "расцвет" изначального Рима как стольного города приходился не на христианский период "отсчета Римов", а на более древний языческий I-III века, тогда как "расцвет" Москвы - на ХVI-ХVII. Явления отстояли друг от друга на 1,5 тыс. лет. К тому же Рим был столицей рабовладельческой Римской империи, а Москва - Русского феодального христианского царства. При таких великих контрастах времен и эпох наличие в городах элементов сходства выглядит почти невероятным. А если сюда добавить, что Рим первый, сначала как населенный пункт с другим именем был основан предками русских, то все может выглядеть просто каким-то чудом. Настоящая статья и посвящена выявлению сходства двух столиц. Отдельные черты их "похожести" выделены как особенные темы и в каждой проведено сопоставление.

Там русский дух и Русью пахнет

Слово "русский" относительно позднее. Оно появилось в IX веке и распространилось в Х-XII веках от "племенного" слова "русь" вероятно по указу 882 года Вещего Олега - "великого князя русского". Сделано это было для одинакового обозначения равноименных поначалу восточных словен (12 племен), вошедших в состав огромной федеративной державы - великой "Русской земли". Логика указа - проста: на Руси все словене должны называться "русскими", поскольку "словенский язык и русский - одно есть" (Нестор-летописец). Так русскими стали, например, словене-вятичи, жившие в VIII-ХII веках на Оке и Москве-реке. А в более древние времена рассыпанные по Европе предки русских упоминались как русы, русины, русняки, росы, расены, рутены, руги...

Так расены (самоназвание народа от "раснес" - свободные, лат. этруски, греч. тиррены) населяли еще " до основания Рима" северную половину Италии. Жили они мелкими государствами-городами (лат. civitas, греч. polis). Это были Вея, Тарквиния, Кортона, Клузий, Ветулония, Арреция, Флоренция и др.

Но особо примечательно, что горожане-расены называли свои сельские общины "rus" - рус (греч. "пош"). От этого корневого слова латиняне прозвали расенов "этрусками". От него же назывались города Руселла, Перусия, Акуаросса, так же как Вольтерра, Вольсиния, Вольцы были названы от свободных (вольных) расенов. Да и сами латиняне были названы от слова "лаутни" - тоже вольные.

Русы-земледельцы как "почвенники" представали в то время коренными жителями Италии, ее аборигенами. Как же и когда страну деревенских русов завоевали городские расены?

Территорию Апеннинского полуострова в доримское время древние историки называли по-разному: Италией, Авзонией, Тирренией (Страбон). Современные археологи делят это время на три периода и культуры: "Террамаре" " от XIX в. до н.э. (век бронзы, поселки на сваях); "Вилланова" " от ХII в. до н.э. (появление железа, деревень, земледельцев), этрусков и латинян " от Х в. до н.э. (появление городов-государств, горожан), причем археологические слои культуры Вилланова покрыты позднее слоями культур этрусков.

Если жители поселков на сваях и земледельцы пришли двумя волнами с северо-востока из-за Альп и Адриатики (прасловене, иллирийцы), то предки этрусков и латинян (в основном пелазги, тиррены) переселились в Италию с востока, неся с собой цивилизацию Малой Азии и Мореи (Эгейскую, Крито-Микенскую).

Переселенцы с востока приплывали в Среднюю Италию сначала эпизодически: за 17 поколений до Троянской войны 1270-1260 гг. до н.э. Пелазги Энотра, за 60 лет до этой войны - Евандра, сразу после войны - троянцы Энея. Но настоящий наплыв пришлого населения с востока начался после этнического "взрыва" XIII-ХII вв. до н.э. в Эгейском регионе. Серия землетрясений с гибелью городов, длительных неурожаев, голода вызвали здесь движения "народов моря" и, как следствие, сначала разгром Трои и Троады, падение Хеттской державы, поход голодных народов на Египет, потом переселения их в XII-XI вв. до н.э. в Пелопонес, Фракию, Иллирию, Сицилию, Среднюю Италию (пелазгов, брежан, лелегов, критян, лидов, ликийцев...). В результате, исчезла Эгейская цивилизация (Крито-Микенекая), но зародились цивилизации Этрусская (Расенская) и Древнегреческая (Эллинская).

Восточные тиррены постепенно завоевали со стороны островов Тирренского моря землю деревенских земледельцев культуры Террамаре-Вилланова, продвигая в X-IX веках до н.э. по территории аборигенов опорные города-крепости, образуя полисы. Смесь словено-венетского языка италиков-русов и языков пелазгов, критян, лидов-тиррен... вызвала появление "архаичного" этрусского языка (уникального регионального жаргона), а смесь языка латинян и языков местных южно-италийских племен: авзонов, сикулов, сабин, опичей, марсов... появление латинского языка, распространенного и закрепленного затем Римом-империей.

Неведомые начала

Поиск элементов сходства "двух Римов" целесообразно вести от их "начал". В обоих случаях легенды одинаково отмечали, что столицы чудесно возникли сразу среди болот, холмов, лесов. И этому верили, хотя историю Рима написали спустя 5 столетий после появления латинской столицы, а о "начале Москвы" стали рассуждать черев 4 столетия после ее первого упоминания в летописях. Обычно же древние города медленно "эволюционировали" из небольших поначалу поселений. В нашем случае обе столицы имели неведомых "предшественников". И даже с другими именами. Попытаемся рассказать о них, опираясь на скудные пока исторические материалы, топонимику, логику "эволюционного градостроительства".

Капиталина

Укрепленным ядром Рима исстари была крепость на Капитолийском холме (высота до 45 м. над уровнем реки Тибр). В крепости от сабинян спасался в середине VIII века до н.э. Ромул, галлы в IV веке до н.э. не смогли ее взять из-за неприступности и "гогота гусей"... От крепости по долинам и по взгорьям веером расползалась городская застройка.

У подножия холма на Бычьем рынке археологи (А. Коллини и др.) обнаружили при раскопках древнейшую керамику италийского и поздне микенского типов, которая была датирована ХV в. до н.э. Оказывается, здесь непрерывно жило население, почти семь столетий - с бронзового века до VIII в. до н.э., которое держало в своих руках переправу через Тибр. "Доримское" поселение, бесспорно, имело какое-то имя, причем долатинское, и даже доэтрусское.

Имя холма Капитолин (Capitolinus") на словено-русском языке может быть расшифровано как "cap italiano" - капь или капище италиков. Слово "капь" женского рода (от него "caplica", "capella"). Поэтому святилище могло называться женским именем "Капиталина" - как потом множестве расенских городов: Луна, Ветулония, Адрия, Фидена, Популония, Анкона, Венеция... Какому богу был посвящен культовый центр Италии? Легенды указывают лишь на этрусские Солнце (Панa, Аплу), Януса, Сатре, Геркле... Однако обще-италийский масштаб и древность капища должны говорить о более великом божестве.

Один поздний источник греков ("Суды" X в.) сообщает о былом существовании у тиррен какого-то неведомого бога демиурга - Творца Вселенной! Он создал мир за время в 12 тысяч лет, подобно Вавилонскому (Шумерскому) Творцу: сначала отделил небо от земли, затем море и воды от суши, потом создал солнце, луну и звезды, наконец, сотворил человека (Наговицын А.Е. Мифология и религия Этрусков. Рефл бук.,2000,с.91).

Кажется об этом боге, а также о поселке под капищем италиков может "рассказать" топоним "Велабр". Так назывался "этрусский квартал" между Капитолином и Палатином - именно здесь археологи нашли остатки керамики ХV века до н.э., когда еще не было этрусков, а жили здесь русы-земледельцы культуры Террамаре-Вилланова (прасловен).

А. Чертков считал, что слово "вел-а-бр" произведено от "великой брамы", стоявшей посреди квартала (четырехворотный кубический храм Януса) и служившей парадными воротами Рима ("брама" - термин словенский, римские - "порта", "арка"). Но термином "Велабр" называли квартал-поселение; по нему шла Велабрская улица, на нем находилась церковь св. Георгия. Составленный из двух слов-корней "вел" (велий, великий) и "бр" или "бър", термин оказывается очень богат синонимами.

Великий Бор. В древнейшие времена это был главный и действительно великий из старейших арийских богов! В Авганистане (древней стране ариев) до сих пор показывают священную гору "Тора-Бора". Судя по старейшим германским легендам "Тор" был богом грома и молнии, а "Бор" - самим Творцом Вселенной! Причем дети его - "бури" (Один, Гойнир, Лодьюрр) создали в этой Вселенной огражденный Рай - землю "Митгард" (А. Веселовский СОРЯС, вып.6,с.23). О древности и величии Бора свидетельствуют названия священных городов "Борсиппы" в Шумере, "Боричева" на Днепре (на месте Киева), существование богов Борея у греков, позднее - "Боревита" у западных словен. "Велабр" как населенный пункт мог считаться "местом пребывания бога Бора", а появиться - как культовый центр италиков.

Велия гора ("бор" - иллирийск.). Идол Бора очевидно находился на вершине холма Капитолина, у подножия которого и появился поселок жрецов и земледельцев-русов культуры Террамаре. Святилище наверху конечно имело какую-то ограду, было "Бор-городом".

Великий лес. Остатком бора-леса по холмам на месте Рима был, очевидно, гигантский дуб на Капитолийском холме возле капища. Священный дуб существовал еще при Ромуле. Он считался символом бога неба, грома и молнии.

Вела бора (от "брать") - большая плата за перевоз товаров через судоходную реку, позднее пограничную между Расеной и Лациумом.

Велий бор - склад товаров от побора-мыта (кром на месте Аркса).

Вела бръба (от "бороться") - воинские стычки, позднее на границе между Расеной и Лациумом.

Близки по смыслу "велий брод" - переправа черев реку, и "велия брода" - большая дорога (Соляной путь) с юга на север Италии.

Вот географические, топографические, функциональные, символические предпосылки появления Велабра возле капища-святилища италиков. У переправы черев Альбулу (позднее - Тибр) возникло торговище (Овощной, Скотский рынок). Поселение на берегу разрасталось постепенно вглубь между Капитолином и Палатином в направлении еще одного холма - Велия. Таким представляется появившееся в XV в до н.э. капище италиков.

В X веке до н.э. Капиталину конечно захватили расены. В особом храме при священном дубе стали поклоняться триаде главных расенских богов: Тину - богу неба, грома и молнии, Уне - супруге Тина, Менрве - дочери Тина. На поле за Велабром под капитолийской вершиной Арксом появилась вечевая площадь "Комиций", рядом - новый торг-Форум, а с другой стороны под холмом Велием появилось расенское кладбище. От Комиция к нему пролегла Священная дорога (Viа Sacra), поначалу очевидно для похоронных процессий.

Город Капиталина не стал административным центром какого-либо расенского племени-государства. Он мыслился как общий культовый центр-оберег: расенские боги были выставлены от Расены-Этрурии в сторону Лациума, всей Южней Италии. Помимо капища Тину, Уни, Менрве, на Капитолине, Велабре, Палатине, возле Священной дороги постепенно возникли храмы Великой Матери Матуте, Сатру, Геркле, Аплу, Марису, Вакху, Яну, Опсе...

Вероятно ставшая каменной как другие города расен, Капиталина заперла путь с юга Италии на север у переправы через Альбулу. По данным археологов, жилые дома в Х-VIII в.в. до н.э. на Beлабре, палаты на Палатине, Форуме у Священной дороги были столбчато-плетневыми, покрытыми тростником, обмазанными глиной и вероятно побеленными (как украинские хаты). Такими же плетневыми и обмазанными глиной от огненного примета стали крепостные стены Палатина, где поначалу в поселке жил охранный воинский гарнизон наемников-греков (Евандра, Энея), самих расен. Да и Ромул в середине VIII века отмерял свой Померий "возле стен" Палатина.

Московский Бор-город

"Начало Москвы" не менее загадочно, чем "начало Рима", хотя возникла она много позднее. На территории современной Москвы и Подмосковья жило издревле балтское племя "голядь", - речка Люблинка еще в ХVIII веке называлась "Голедянкой" (Рутман Н. Моск. журнал, N 11,1996,с.62). Само племя упоминается в летописях под 1147 г., а в 1248 г. на Протве "oт литвы" погиб третий московский князь Михаил Хоробрит.

Где-то в VIII веке на Москве-реке появились словене-вятичи, поднявшиеся с юга от реки Оки. Из-зa угрозы хазарского ига московские вятичи окружили свою землю городками-крепостями в середине IX века, а в устье речки Неглинной основали на холме Маковице хорошо укрепленное поселение с двумя линиями укреплений. Оно, очевидно, называлось "Бор-город", потому что древнейшие церкви здесь св. Спаса и Иоанна Предтечи появились "на Бору", на Великую улицу посада-Подола (а не в лес) вел через Неглинку "Боровицкий мост, а за речкой шла "Боровская дорога". Крепость была основана с ритуалом "опахивания" территории, - когда в 1847 году снесли ц. Иоанна Предтечи, под престолом храма нашли две кости-голени быка и коровы. Здесь же нашли серебряную вятическую подвеску (женское украшение).

Двучастная крепость Бор-города появилась иа мысу при слиянии Москвы-реки и Неглинки. На самом мысу был устроен Кром-склад оружия и провианта. С востока перед Кромом от поля построено преградие Кремник (от слова "кром" или "крем"). Посреди на вечевой площади Кремника возможно находилось капище бога Бора (Боревита), вокруг площади - осадные дворы.

Бор-город с двумя линиями укреплений, окруженный гнездовьем еще десятка городков-кромов и дюжиной сел, существовал около 300 лет: лишь в 1146 году его захватил, перестроил и присоединил вместе с волостью "Московь" к Суздальскому княжеству Юрий Долгорукий.

Появление столиц

Слово "столица" - позднее, возникло где-то в конце ХVI-ХVII вв. Сначала главный город Руси (Киев, Владимир) называли "стол Земли Русской", потому что там находился "трон-стол" Великого князя. Потом "стольными городами" стали главные города отдельных многочисленных русских княжеств. Но лишь по отношению к Москве - городу с женским именем появилось название "столица". Ныне это название применяется просто для главного административного центра любого государства.

Стольный Рим. Название "Roma" происходит от имени первого царя Ромула, который 21 апреля 753 года до н.э. якобы на пустом месте основал столицу Италии (отмечается как праздник города). В этот день он произвел ритуальное "опахивание" Палатина медным плугом, запряженными быком и коровой. Но такое показательное "Померие" означало фактически не основание города, а захват Капиталины, победный переход расенского священного города-крепости к латинянам. Это был "акт присвоения", понятный всему населению Италии. Событие было незаурядным и громким, потому что на VIII век приходилось наибольшее могущество расен-этрусков. Более того.

Событию был придан знаменательный характер: захваченный город был провозглашен главным городом Лациума вместо Альба-Лонги - прежней столицы 17 латинских царей. Акт был эффектно подкреплен новым именем города. Поэтому можно сказать, что Рим (по имени) появился как новый стольный город Лациума.

О захвате города можно говорить еще потому, что главными жителями его стали три общины-трибы: латинян, сабинян и плебса. Латиняне, переселенные частью из Алъба-Лонги, были поселены на Палатине (Ромул с охранным войском в 300 всадников-телохранителей "seleres") и Авентине (Рем); сабиняне, помогавшие латинянам захватить город - на Квиринале (со своим царем Татом, "Квирин" - бог сабинян); плебс из разных италийских племен - на других холмах.

Со сменой населения изменился, можно сказать, устоялся характер культового центра Рима. От имени холма "Капитолин", вероятно, появилось два сходных однокоренных слова: "капитал" (capitalis) - главное имущество, и "капитул" (capitulum) - совет руководящих духовных лиц. Если посмотреть на структуру двугорбого римского Капитолия, то можно видеть, что на одной его вершине под названием "Аркс" появились храм Юноны Монеты и Денежный двор, где стали печатать деньги Рима (капитал). На южной вершине, на "Капитолии" размещалась площадь и храм новой главной триады римских богов: Юпитера, Юноны, Минервы, а служили в храме главные жрецы Рима (капитул).

Вероятно, при Ромуле Капитолин был соединен с Паланином стенами, пересекавшими Велабр (крепость стала единой). От этих стен на Велабре навсегда остались входные ворота, перестроенные позднее уже в качестве парадных: четырехарочный кубический храм Януса IV века со стороны Бычьего торга и моста через Тибр, а еще арка Септимия Севера 303 года со стороны Римского форума (с поворотом ворот на 900).

При Ромуле появился символ столицы Италии - яма Мундус, в которую представители италийских племен бросили и смешали по пригоршне земли со своих территорий.

Стольная Москва. Для города на Неглинной имя "Москва" появилось лишь в начале ХШ века от слова "Московь", означавшего до этого времени северную волость земли вятичей по поречью Москвы-реки. Только когда здесь в 1212, 1216 годах обосновался первый московский князь Владимир Всеволодович, только тогда Бор-город с селами-посадами стал именоваться "Москвой"! Можно сказать, что Москва (по имени) появилась: сразу как стольный город удельного Московского княжества.

Внешним признаком стольного города в Залесской земле обычно выступал белокаменный храм (в его деревянной крепости). Таким храмом в Москве стала ц. св. Дмитрия Солунского, возведенная Владимиром Всеволодовичем в 1219-1221 годах. Своими 12 закомарами храм символизировал Небесный Град с его 12 воротами (по 3 на четыре стороны света). Христианский город с таким храмом в центре зрительно напоминал Горний Иерусалим, описанный в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова.

Бурный рост столиц

Географическое положение Рима и Москвы не очень эффектно. Город Капиталина возник в 27 км от прекрасного теплого моря, причем не в устье реки Альбулы, а как бы в случайном месте выше по реке. Но город оказался в середине Италии на стыке земель трех народов: расен, латинян и сабинян (фалисков). Поэтому он стал бойким международным торговищем, на которое стягивались товары, стекалось ремесленное и торговое, свободное население всех италийских племен. А поскольку город "провокационно" стоял на левом, латинском берегу Альбулы (как бы на земле латинян), он был "обречен" на захват его рано или поздно агрессивными соседями.

К тому же город имел имя "святилище италиков", был святыней всего населения Апеннинского полуострова. Такую святыню, такой торговый центр латиняне "не могли не захватить". Здесь секрет того, что сразу же после захвата центр был провозглашен стольным городом латинян, а царь Ромул увековечил в его новом названии свое имя.

Москва тоже возникла не на широкой Оке (как Рязань) или раздольной Волге (как Тверь или Нижний Новгород), а на небольшой Москве-реке, как бы в случайном захолустном месте. Причиной же возвышения, затем увеличения столицы до крупного политического и торгового центра были постоянные набеги и погромы Южной и Юго-Западной Руси татарами на протяжении трех столетий (с середину XIII века). Русское население бежало оттуда "за лес" (Брянские леса) и оседало на Москве-реке. Бежать дальше на ледяной север было уже неуютно. Постоянное увеличение населения и позволило московским князьям сначала возвыситься над другими князьями, а уже в ХIV веке взять на себя инициативу создания сильного Русского централизованного государства

Семь холмов

Топографическое положение столиц на конкретной местности было, наоборот, очень адектным по сравнению с "захолустным" их географическим расположением. Капиталина раскинулась сначала вокруг Скотского и Овощного рынков, охватив холмы Капитолин, Палатин, Авентин. Помимо этих трех холмов разраставшийся Рим распространился еще на четыре близлежащих холма: Целий, Эсквилин, Виминал, Квиринал. Со времен первых римских царей и появилась примечательная кличка для Рима - "Семихолмный" (Septimontium.). Она очевидно так ценилась своей характерностью, что при появлении Второго Рима - Константинополя, он тоже стал "Семихолмным". Эти клички-прозвища и усвоили европейцы для "Римов". И когда они узнали, что русские называли символически Москву Третьим Римом, то оставили в своих записях сведения также о ее семихолмии.

Якоб Рейтенфельс писал о Москве в 1672 году: "Город расположен на семи средней высоты холмах, кои тоже способствуют его красоте" (Сказан. о Московии. ЧОИДР,1905). Эколе Зани в том же году записал: "Город заключает в своей окружности семь холмов" (ЧОИДР,1891,кн.3, с.165,169). Но конкретных названий холмов иностранцы не указали. Историки Москвы Забелин И.Е., Кудрявцев М.П. и др. разноречили по этому поводу, опираясь на топонимику московских гор, холмов.

Историки Рима тоже разноречили по поводу названий холмов столицы в разные времена. Но условие кругового oбзopa холмов с центрального первого Капитолийского холма окончательно утвердило названия всех семи холмов (перечислены и названы выше). Условие кругового осмотра холмов с центральной точки Кремля, а также геосъемка позволяют дать скорректированные адреса московских холмов.

Это - Маковица Кремля, Псковская горка в Китай-городе, Красный Таганский холм, Алабова гора с Ивановским монастырем, Красная горка Занеглименья, Остров Старого Ваганькова и Чертольская гора (срыта при строительстве храма Христа Спасителя в середине XIX века). Эти холмы не только соответствуют холмам Рима по числу, но и расположению их на левом берегу Тибра и Москвы-реки.

1. Впервые такое сравнение предприняли М.П. и Т.Н. Кудрявцевы. Но сделано это было на уровне сопоставления "символических образцов". Кудрявцев М.П. Москва - Третий Рим. М.,1У94,с.192-193.

2. В Европе только у полабских словен в VI-XII в.в. существовало множество городов-крепостей на сваях среди озер: Плуна, Ретра, Ратибор, Радогонь, Сгорелец, Зверин, Добино и др., причем их посады раскидывались по озерным берегам.

3. Цивилизация Расен была постепенно уничтожена Римом и галлами. Часть населения была перебита, часть ассимилирована, а часть отступила на северо-восток в Ретию, Венделикию, затем под давлением римских легионов в Паннонскую долину (далее на Лабу, Балтийское Поморье). Существует легенда о восстании словен в Венделикии против Рима и исходе народа за Дунай к Карпатам под предводительством трех братьев Руса, Чеха и Ляха в III веке. Интересен западный поток отступающих: расенские лютичи вместе с галлами отступили на Сену и основали там на острове Лютецию (Париж).