Глаголы звучания в лицейской лирике А.С. Пушкина

Алекса́ндр Миха́йлович Горчако́в (1798 -1883)

Горчаков Александр Михайлович
4 (15) июня 1798 года – 27 февраля (10 марта) 1883 года
Родился в семье князя М. А. Горчакова и Елены Васильевны Ферзен.
Получил воспитание в Царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина. С юности «питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель» (как характеризовал его Пушкин в одном из посланий к нему), до поздней старости отличался теми качествами, которые считались наиболее необходимыми для дипломата. Кроме светских талантов и салонного остроумия, он обладал также значительным литературным образованием, которое и отражалось впоследствии в его красноречивых дипломатических нотах. В 1820—1822 гг. он состоял при графе Нессельроде на конгрессах в Троппау, Любляне и Вероне; в 1822 был назначен секретарем посольства в Лондоне, где оставался до 1827; потом был в той же должности при миссии в Риме, в 1828 году переведён в Берлин советником посольства, оттуда — во Флоренцию поверенным в делах, в 1833 — советником посольства в Вене.
Горчаков Александр Михайлович - светлейший князь (1871), российский дипломат, канцлер (1867), член Государственного совета (1862), почетный член Петербургской АН (1856). С 1817 на дипломатической службе, в 1856-1882 министр иностранных дел. В 1871 добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856. Участник создания «Союза трех императоров».
В 1880 году Горчаков не смог приехать на торжества по случаю открытия памятника Пушкину (в это время из лицейских товарищей Пушкина были в живых только он и С. Д. Комовский), но дал интервью корреспондентам и пушкинистам. Вскоре после пушкинских торжеств Комовский умер, и Горчаков остался последним лицеистом. Эти строки Пушкина оказались сказаны о нем:"Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?"
Политическая карьера князя Горчакова завершилась Берлинским конгрессом; с тех пор он уже почти не принимал участия в делах, хотя и сохранял почетный титул государственного канцлера. Министром он перестал быть даже номинально с марта 1882, когда на его место был назначен Н. К. Гирс.
Скончался в Баден-Бадене.
Погребён в фамильном склепе на кладбище Сергиевой Приморской пустыни (могила сохранилась до наших дней).

При жизни Горчаков был одним из самых близких друзей-лицеистов Пушкина, хотя многие называли их друзья-соперники. Александр Сергеевич посвятил Александру Михайловичу несколько стихотворений, одним из которых было стихотворение под названием "Князю А.М. Горчакову", написанное в 1814 году.


Князю А. М. Горчакову ("Пускай не знаясь с Аполлоном...")


Пускай, не знаясь с Аполлоном, Поэт, придворный философ, Вельможе знатному с поклоном Подносит оду в двести строф; Но я, любезный Горчаков, Не просыпаюсь с петухами, И напыщенными стихами, Набором громозвучных слов, Я петь пустого не умею Высоко, тонко и хитро И в лиру превращать не смею Мое — гусиное перо! Нет, нет, любезный князь, не оду Тебе намерен посвятить; Что прибыли соваться в воду, Сначала не спросившись броду, И вслед Державину парить? Пишу своим я складом ныне Кой-как стихи на именины. Что должен я, скажи, в сей час Желать от чиста сердца другу? Глубоку ль старость, милый князь, Детей, любезную супругу, Или богатства, громких дней, Крестов, алмазных звезд, честей? Не пожелать ли, чтобы славой Ты увлечен был в путь кровавый, Чтоб в лаврах и венцах сиял, Чтоб в битвах гром из рук метал И чтоб победа за тобою, Как древле Невскому герою, Всегда, везде летела вслед? Не сладострастия поэт Такою песенкой поздравит, Он лучше муз навек оставит! Дай бог любви, чтоб ты свой век Питомцем нежным Эпикура Провел меж Вакха и Амура! А там — когда стигийский брег Мелькнет в туманном отдаленье, Дай бог, чтоб в страстном упоенье, Ты с томной сладостью в очах Из рук младого Купидона Вступая в мрачный чолн Харона, Уснул... Ершовой на грудях!

Анализ


Стихотворение "Князю А. М. Горчакову", написанное поэтом в возрасте 15 лет в Лицее, принадлежит жанровой разновидности "стихотворений на всякий случай". Это произведение представляет собой иронически-шутливое поздравление друга с его именинами.

Текст разделяется на две относительно равные части: первая-вступительная, вторая-поздравительная. Каждая из них имеет ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию.

Вся первая часть включает в себя множество антитез, основанных на ключевом образе "я-поэт" совсем не такой, как "придворный философ". А далее следует цепочка, соотносимая с главной антитезой, например:"не знаясь с аполлоном..." ; "оду в двести строф..."; "и напыщенными стихами...", а с другой стороны-"я петь пустого не умею..."; "пишу своим я складом ныне...".

В первой части поэт высмеивает и обыгрывает словесные штампы и расхожие шаблоны высоких, торжественных од. Этой же цели сопутствует упоминание о Державине.

Вторая часть состоит и большого количества риторических вопросов и гипербол. Весь художественный смысл тоже заключается в шутливом отрицании традиционных пожеланий например: "или богатства, громких дней, крестов, алмазных звезд, честей?..." Пушкин желает своему другу любви, которая сильнее смерти. Эта мысль передается мифологизированными именами и понятиями, отсылающими к античности. Это тоже своеобразный ассоциативный ряд. Здесь и "нежный Эпикур", а затем Вакх и Амур вместе с младым Купидоном, в противоположном смерти: "стигийский брег", "мрачный челн Харона".

Итак, в этом стихотворении Пушкин уже заявил себя самобытным и эрудированным поэтом, не желающим никому подражать.

Дружеские послания были в эпоху Пушкина одним из самых распространенных жанров. Их можно встретить у К. Н. Батюшкина, В. А. Жуковского и у всех без исключения поэтов пушкинского круга(А. Дельвиг, Е. Бородинский, П. Вяземский и др.) Подобного рода стихотворения можно встретить не только в лицейском, но и в после-лицейском творчестве Пушкина, правда, в зрелых произведениях Пушкин расширяет границы и возможности этого жанра. Таковы, например, стихотворения "К Чаадаеву", "К И. И. Пущину", "Послание в Сибирь" и др.

В романтический период (Последняя четверть 18-начало 19 веков) все выдающиеся поэты Западной Европы использовали жанр дружеского послания: Шиллер, Гете, В. Скотт, БАйрон, Шекли. Их творчество Пушкин знал досконально и использовал некоторые идеи и образы в своем творчестве.


В начале лета, 6 июля в Греции на Парнасе состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Многие информационные агентства сообщали об этом событии, поведав и о печальной судьбе бюста: он был изгнан (в прямом смысле слова) из Эстонии, где ранее его предполагали поставить в стенах Тартусского университета. К слову сказать, в Риме тоже стоит памятник Пушкину, в центре города, в Саду поэтов.

И еще много где в мире есть мемориальные места, посвященные Пушкину. И это не задевает ничьих патриотических чувств, а наоборот... Ну да ладно, мы не об этом...

В информационных сводках также приводились речи, сказанные на открытии памятника и писалось о символичности и закономерности установки бюста великого русского поэта именно здесь, на Парнасе. Все это очень правильно и со всем этим нельзя не согласиться, но я задумалась вот над чем. Ведь за исключением общих слов и смутного представления, полученного из школьной программы, мы вряд ли отдаем себе отчет, НАСКОЛЬКО уместен Пушкин на Парнасе.

Все мы знаем выражение «взойти на Парнас», означающее «стать писателем, поэтом». Им мы обязаны русской литературе второй половины XVIII – первой четверти XIX в., литературе эпохи русского классицизма, представленной такими столпами, как Ломоносов, Кантемир, Фонвизин, Сумароков, Херасков, Карамзин, Державин. Именно благодаря им всю дворянскую культуру того времени буквально пронизывала античность. Древнегреческая мифология так крепко вошла в сознание русского читателя начала XIX в., каждого мало-мальски образованного человека, что воспринималась как своя, родная история. Более того, историю и персонажей Древней Греции знали зачастую гораздо лучше отечественных. Герои и боги Эллады были как закадычные знакомые, их имена – нарицательными. Это был своеобразный культурный код эпохи, когда упоминание какого-либо события или лица (будь оно мифологическое, или реальное – из древнегреческой истории) не требовало дополнительной расшифровки. Все сразу же понимали о чем идет речь: какие черты характера персонажа подчеркивает античное имя, какие чувства переживает герой, которого автор сравнил с кем-то из древних, какая природа в местности, которую описали географией и эпитетами классических авторов. Иными словами, древнегреческий эпос сидел в головах так глубоко и крепко, в таких мельчайших подробностях, что мы, современные читатели, просто теряем значительную часть смысла литературного текста начала XIX в., если не удосуживаемся параллельно заглянуть хотя бы в мифологический словарь.

Когда же читаешь Пушкина, особенно юного, создается впечатление, что он живет не в России, а где-нибудь на берегах Эллады. Буквально в каждой строке у него рассыпана античность и мифология. Античность живет в его творчестве в виде единого потока образов, событий, ситуаций и идей. У Пушкина нет отчетливого разграничения между данными собственно истории, литературой и философией или «реалиями» эпоса. Античность выступает у Пушкина как единый и целостный историко-культурный тип или мифокод.

Давайте вместе откроем томик Пушкина и прогуляемся по пушкинской лирике.

Начнем от печки, то есть от Парнаса. Каково у Пушкина самоназвание себя как поэта и, в целом, определение поэта как «должности»? Из самого часто звучащего и очевидного – это питомец Музы , держащий лиру и состоящий в дружбе / воспитанник Феба – Аполлона .

Но гордый замысел забудь:
Не привлечешь питомца музы
Ты на предательную грудь!

(«Прелестнице»)

Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел .

(«Дельвигу»)

Ты держишь на коленях лиру
Нетерпеливою рукой;

(«Жуковскому»)

Или вот шутливое:

Я петь пустого не умею
Высоко, тонко и хитро
И в лиру превращать не смею
Мое - гусиное перо!

(«Князю А.М.Горчакову»)

Блажен, кто веселится
В покое, без забот,
С кем втайне Феб дружится...

Никто, никто ему
Лениться одному
В постеле не мешает;
Захочет - аонид
Толпу к себе сзывает
;

Здесь поэт – это некто, призывающий аонид . Аониды – муз ы искусства, которые обитали в Аонии около горы Геликон (греч. Ελικώνας) и происходили от легендарного беотийского царя Аона (др.-греч. "Άων), по имени которого назван один из древнейших народов, населявших Беотию (греч. Βοιωτία). В другом стихотворении Пушкин называет поэта и своего лицейского друга Батюшкова наперсником милых Аонид . Мы все знаем отзыв Пушкина на свой портрет кисти Кипренскго, но мало кто помнит 2-ую строфу:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид
...

Друзья мне - мертвецы,
Парнасские жрецы
;
Над полкою простою
Под тонкою тафтою
Со мной они живут.

Здесь говорится о предшественниках и современниках поэта, коллегах по цеху. Первые – это мертвецы, парнасские жрецы . И среди них первый – Вольтер:

Другой упоминаемый здесь источник, «ток» – это Кастальский ключ . Интересно то, что Пушкин ошибается в географии. В мифологической действительности было так: нимфа Касталия, жившая близ Дельф, отвергнув любовь Аполлона, бросилась в ручей, который от нее получил свое название. Аполлон полюбил это место, велел выстроить здесь храм. Водой Кастальского ручья омывались паломники перед вступлением в Дельфийский храм и прорицательница Пифия перед своими прорицаниями. Со временем он стал считаться источником вдохновения и пророческой силы. Таким образом, Кастальский ключ бьет на южном склоне горы Парнас, а не в горах Геликон, как у Пушкина.

В стихах Пушкина есть и некоторые другие неточности. Античная «информация» живет у поэта где-то на грани твердых знаний и смутного припоминания, более в образно-эмоциональном виде. Это скорее некое «чувство древности» - способность проникать в глубину античной эпохи, ситуации или героя через некоторые детали, которые могут быть ошибочные либо несущественные, но способные пробуждать совершенно точную образно-историческую интуицию. Особенно ясно сказывается «чувство древности» Пушкина в его переводах из античных авторов, которые я не буду приводить здесь, дабы не утомлять читателя, и отослав его к их самостоятельному изучению.

Лучше приведу еще несколько примеров из ранней лирики поэта.

Веселый сын Эрмия
Ребенка полюбил,
В дни резвости златые
Мне дудку подарил.
Знакомясь с нею рано,
Дудил я непрестанно;
Нескладно хоть играл,
Но Музам не скучал.

(«Батюшкову»)

Здесь сын Эрмия (то есть Гермеса, др.-греч. Ἑρμῆς, Ἑρμέας) – это козлоногий развеселый бог Пан (др.-греч. Πάν), играющий на свирели (дудке )и веселящий муз. Роскошные долины и рощи Аркадии (греч. Αρκαδία) – царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф . Под его сирингу (др.-греч. σῦριγξ) устраиваются веселые, шумные хороводы. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: этот сон считался священным и ни один смертный не осмеливался нарушить его. Если же тишина нарушалась резкими звуками, идущими ниоткуда, вызывающими смятение, предание приписывало эти звуки Пану: отсюда выражение «панический страх», «паника». С поэзией Пана связываеют еще и узы родства: от любви Пана и нимфы Эхо (от греч. ἠχώ «отзвук») родилась дочь Ямба (др.-греч. ἴαμβος), в честь которой назван стихотворный размер ямб . Пана часто можно видеть в свите Диониса (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, он же Вакх, Ба́хус, др.-греч. Βάκχος), бога вина и виноделия, а также вдохновения и религиозного экстаза.

Я не совсем еще рассудок потерял
От рифм бахических , шатаясь на Пегасе ,
Я не забыл себя, хоть рад, хотя не рад.
Нет, нет - вы мне совсем не брат;
Вы дядя мне и на Парнасе .

(«Дяде, назвавшему сочинителя братом»)

В заключение скажем еще пару слов о пушкинских Музах. Они – парнасские сестры , что понятно, но еще и пермесские девы , а иногда, на римский манер – камены :

А сам, поссорившись с парнасскими сестрами ,
Мне проповедовать пришел сюда стихами?
(«К другу стихотворцу»)

А ты, певец забавы
И друг пермесских дев ,
Ты хочешь, чтобы, славы
Стезею полетев...

(«Батюшкову»)

Пермесс (греч. Περμησσός, также Τερμησσός) – река в Беотии там же, у горы Геликон. Получила название по имени героя Пермесса, отца нимфы Аганиппы (греч. Άγανίππη). Источник Аганиппы на Геликоне (он же Гиппокрена) и река Пермесс были посвящены музам, которых также именовали Пермесскими девами .

В уединении ты счастлив: ты поэт.
Наперснику богов не страшны бури злые:
Над ним их промысел высокий и святой;
Его баюкают камены молодые...

(«Дельвигу»)

Камены в римской мифологии, нимфы ручьев, наделенные даром пророчества и отождествленные с греческими музами, на основании сближения их имени со словом carmen, «песня». Ведь от муз происходит слово «музыка». Правда, в др.-греч. прилагательное μουσική имело более широкое значение, подразумевало также искусство - τέχνη и умение - ἐπιστήμη. Не забудем и предводителя Муз – лучезарного бога Аполлона:

Потомков поздных дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть , но есть там и крапива.
Страшись бесславия! - Что, если Аполлон ,
Услышав, что и ты полез на Геликон ,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит - спасительной лозою?

(«К другу стихотворцу»)

Еще одна географическая точка – обитель Аполлона, а с ним и Муз, Пинд (др.-греч. и греч. Πίνδος) – самая крупная горная система Греции на Западе Балканского полуострова . Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων), по прозвищу Феб (лавровый венок

Таких примеров из пушкинской поэзии можно приводить сотни, исписав тома толкованиями. «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных создателях величавой древности», - писал Пушкин, будучи уже знаменитым поэтом. В то же время он сам зачастую возмущался и издевался над высокопарным, подражательным, перегруженным античностью слогом современников.

«Читаю отчет какого-нибудь любителя театра: сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Апол... боже мой, да поставь: эта молодая хорошая актриса - и продолжай - будь уверен, что никто не заметит твоих выражений, никто спасибо не скажет» («О прозе» черновой набросок статьи 1822 г.). Не обходилось и без эпиграмм:

Лук звенит, стрела трепещет,
И, клубясь, издох Пифон ;
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон !
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан?
Ты, соперник Аполлона,
Бельведерский Митрофан.

(«Эпиграмма на А. Н. Муравьева»)

Андрей Николаевич Муравьев, начинающий поэт, однажды разбил в доме Зинаиды Волконской статую Аполлона Бельведерского (дом этот и по сей день есть в Москве. Это, ставший впоследствии знаменитым, Елисеевский магазин на Тверской улице.). А разбив, тут же написал на пьедестале стихи: О Аполлон! Поклонник твой / Хотел померяться с тобой... Пушкин, не мог пройти мимо такого опуса и сочинил эпиграмму, где Аполлон – убийца змея Пифона , который опустошал окрестности Дельф и после смерти жутко вонял (др.-греч. Πύθων от πύθω «гнить»), был в свою очередь повержен «Бельведерским Митрофаном ». Бельведерский – по названию всемирно известнго изваяния Аполлона (бронзовая статуя сер. IV в. до н.э., придворного скульптора Александра Македонского Леохар а, сохранилась в римской мраморной копии, найденной на вилле Нерона в XV в. и установленной в саду Бельведер в Ватикане) и Митрофан – синоним глупца, герой комедии Фонвизина «Недоросль».

Закончим же мы не цитатой из Пушкина, а басней Ивана Андреевича Крылова «Парнас», которая, как и все басни так любимого Пушкиным сатирика, никогда не теряла и не потеряет своей актуальности.

Когда из Греции вон выгнали богов
И по мирянам их делить поместья стали,
Кому-то и Парнас тогда отмежевали;

Хозяин новый стал пасти на нем Ослов
Ослы, не знаю как-то, знали,
Что прежде Музы тут живали,
И говорят: «Недаром нас
Пригнали на Парнас:
Знать, Музы свету надоели,
И хочет он, чтоб мы здесь пели»
«Смотрите же», кричит один: «не унывай!
Я затяну, а вы не отставай!
Друзья, робеть не надо!
Прославим наше стадо,
И громче девяти сестер
Подымем музыку и свой составим хор!
А чтобы нашего не сбили с толку братства,
То заведем такой порядок мы у нас:
Коль нет в чьем голосе ослиного приятства,
Не принимать тех на Парнас».
Одобрили Ослы ослово
Красно-хитро-сплетенно слово:
И новый хор певцов такую дичь занес,
Как будто тронулся обоз,
В котором тысяча немазанных колес.
Но чем окончилось разно-красиво пенье?
Хозяин, потеряв терпенье,
Их всех загнал с Парнаса в хлев.

Мне хочется, невеждам не во гнев,
Весьма старинное напомнить мненье:
ЧТО ЕСЛИ ГОЛОВА ПУСТА,
ТО ГОЛОВЕ УМА НЕ ПРИДАДУТ МЕСТА.

Здесь нам остается только поставить многоточие, ну а для терпеливых читателей, осиливших текст до конца, у нас есть вопрос-викторина, за правильный ответ на который заготовлен приз (конечно, первому, приславшему правильный ответ).

Среди «Отрывков из Путешествия Онегина» у Пушкина есть и такой: «Воображенью край священный: С Атридом спорил там Пилад,...»

Вот наш вопрос: Где путешествует Онегин? И кто такие Атрид и Пилад, из-за чего они спорили?

Учебник для 9 класса написан известными учеными в области истории литературы и методики ее преподавания в школе. Историко-литературный курс охватывает основные этапы развития отечественной литературы от Средневековья до середины XIX столетия, а также обзор литературы второй половины XIX-XX веков. В каждой части учебника помещены основные художественные тексты и их фрагменты, необходимые для работы на уроках.

«Свободы верный воин».
По окончании Лицея Пушкин окунулся в бурную, полную развлечений и пропитанную духом либерального вольномыслия атмосферу столичной жизни. Рост свободолюбивых настроений в русском обществе был обусловлен многими причинами, среди них Великая французская революция 1789 года и события 1812 года, а также итоги зарубежного похода русского воинства в 1814 году. Обещанные Александром I в начале царствования либеральные проекты остались лишь намерениями, что вызвало рост недовольства в среде образованного молодого дворянства. На этом фоне вновь стали актуальны радищевские призывы к борьбе с самодержавным самовластьем. Возникали тайные собрания и кружки (вроде упомянутой «Зеленой лампы») - литературно-политические объединения с явным либеральным уклоном.

Пушкин был завсегдатаем вечеров, заседаний молодых прогрессистов - членов «Союза спасения» и «Союза благоденствия», рассматривающих лирику вольнолюбивого поэта как важнейшее средство распространения передовых идей. Общение с братьями Тургеневыми, Н. Муравьевым и И. Долгоруким оказало огромное влияние на взгляды Пушкина-художника («Витийством резким знамениты, / Сбирались члены той семьи» - так охарактеризует поэт тайные собрания будущих декабристов в набросках к 10 главе романа «Евгений Онегин»). П.А. Вяземский вспоминал об этом периоде жизни Пушкина: «Он часто был Эолова арфа либерализма на пиршествах молодежи и отзывался теми веяниями, теми голосами, которые налетали на него <...> Он любил чистую свободу, как любить ее должно, как не может не любить ее каждое молодое сердце, каждая благорожденная душа».

Оглавление
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН 3
«Мы рождены для вдохновенья...» 4
Лирика
«Я петь пустого не умею...» 19
«Свободы верный воин» 22
Поэтический побег 27
«...Друг истины, поэт!» 37
«Поговорим о странностях любви...» 43
«...Чтоб мыслить и страдать...» 49
Роман «Евгений Онегин»
«Я думал уж о форме плана...» 75
Онегин и другие 79
Милый идеал 87
Эпическая муза 91
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ 97
Неведомый избранник 106
Роман «Герой нашего времени»
«...Признаки таланта первостепенного...» 122
«Онегин нашего времени» 124
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ 143
«Талант необыкновенный, сильный и высокий» 150
Поэма «Мертвые души»
Рождение русского эпоса 152
Русь «с одного боку» 154
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКА
«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы 181
ПРИЛОЖЕНИЕ 211.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литература, 9 класс, Часть 2, Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Через весь творческий путь Пушкина, почти не меняясь, прошел такой вид лирической поэзии, как антологическая лирика , чаще всего включаемая поэтом в рубрику «Подражания древним». Античность неизменно привлекала поэта как идеалом высоко гуманизма, так и гармоническим единством формы и содержания. Именно в античном искусстве Пушкин видел идеал гармонии, соразмерности, симметрии, поэтическую пластичность и скульптурность изображения. Античность несла с собой идеал прекрасного человека, гармонического сочетания чувственного и духовного, идеальной соразмерности формы. Поэтому Пушкин неоднократно возвращается к «антологии», к «подражаниям древним», создавая эпиграмматически краткие стихотворения, лаконичные, как эпитафии , высеченные на мраморной плите, воссоздавая благородный, эпически широкий ритм гекзаметра. Пушкинские эпитафии лицейского периода точнее можно назвать сатирическими эпиграммами. Яркими примерами являются стихотворения «Моя эпитафия» и «Эпиграмма на смерть стихотворца».

Устойчивым, сохранившим свои жанровые признаки еще со времен античности является жанр эпиграмм . Начиная с лицейских стихов и до самого конца своего творческого пути Пушкин неизменно обращался к этому жанру.

Эпиграмма имела широкую традицию прежде всего во французской литературе, с которой Пушкин был хорошо знаком. В начале XIX века эпиграмма культивировалась как один из популярнейших жанров и в России. Вяземский, Дмитриев, Боратынский и многие другие поэты этих лет были выдающимися представителями искусства эпиграммы. Эпиграмма привлекала Пушкина как своей сатирической остротой, так и точной лапидарностью формы.

М.Н.Кузьмин предлагает вести отсчет написанных Пушкиным эпиграмм с 1808 года. В памяти Ольги Сергеевны, сестры поэта, сохранилась эпиграмма на французском языке, которую сам на себя сочинил девятилетний Пушкин по поводу «провала» своей пьесы:

Скажи мне, почему «Похититель»

освистан партером?

Увы, потому что бедняга сочинитель

Похитил его у Мольера.

В Лицее, где стихотворство поощрялось, лицейские поэты сочиняли эпиграммы по любому поводу: на товарищей, на воспитателей, на надзирателей, на Хвостова и Шаликова, на Шишкова, Шаховского и Шахматова. Постоянной мишенью для эпиграмм был одержимый бесом метромании Виля Кюхельбекер. По свидетельству товарища Пушкина по Лицею С.Комовского, профессора и гувернеры «все боялись его (Пушкина) сатир, эпиграмм и острых слов, с удовольствием слушая их насчет других». Не случайно Владимир Соловьёв в статье «Судьба Пушкина» написал: «Главная беда Пушкина были эпиграммы».

Из 132 произведений, написанных Пушкиным в Лицее, эпиграмм более тридцати, среди них «Несчастие Клита», «Двум Александрам Павловичам», «Эпиграмма («Супругою твоей я так пленился...»)», «На Рыбушкина», «На Пучкову», «Угрюмых тройка есть певцов...», «Заутра с свечкой грошевою...», «Вот Виля - он любовью дышит...», «На гр. А.К.Разумовского», «Эпиграмма. На Карамзина», «Завещание Кюхельбекера» и др.

К античной эпиграмме восходит и такой жанр как надпись . В лицейской лирике Пушкина встречаются разновидности этого жанра. В первую очередь это надписи в альбом, две из которых посвящены лицейским друзьям Пушкина: первая, «В альбом Илличевскому», написанная товарищу по лицею Алексею Демьяновичу Илличевскому, вторая, «В альбом Пущину» - самому близкому другу Ивану Ивановичу Пущину. Еще одна надпись обращена к Алексею Николаевичу Зубову, корнету лейб-гвардии гусарского полка, с которым Пушкин был знаком последние три месяца пребывания в лицее. Также юным поэтом написаны «Надпись к беседке» и «Надпись на стене больницы». Происхождение последней раскрывает И.И.Пущин в своих «Воспоминаниях о Пушкине»: «Когда я перед самым выпуском лежал в больнице, он как-то успел написать мелом на дощечке у моей кровати: «Вот здесь лежит больной студент...» и т.д. Я нечаянно увидел эти стихи над моим изголовьем и узнал исковерканный его почерк. Пушкин не сознавался в этом экспромте».

Пушкин также обращается к такому традиционному жанру античной лирики, как жанр посланий . Первым появившимся в печати стихотворением Пушкина было «К другу стихотворцу», напечатанное в 1814 году в «Вестнике Европы». Это стихотворение пятнадцатилетнего поэта, однако, не было простым подражанием подобным посланиям И.Дмитриева, В.Л.Пушкина, К.Батюшкова, весьма модным в начале восьмисотых годов. На пушкинском послании уже лежит печать авторской индивидуальности. Хотя оно и написано еще по образцам и канонам этого жанра, у него есть свой почерк. За условной фразеологией, за несколько напыщенной риторикой послания проглядывает острая мысль, жизненное содержание.

Удивляет необычайно раннее развитие Пушкина как поэта, понимание своего призвания, серьезность той поэтической программы, которая выдвигается им в одном из первых поэтических опытов. Послание обращено к лицейскому другу стихотворцу Вильгельму Кюхельбекеру, своими стихами снискавшему в лицее далеко не лестную славу. Пушкин рекомендует своему другу поскорее оставить поэтические контуры и «сойти вниз», обратить внимание на явления самой жизни:

Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,

Забудь ручьи, леса, унылые могилы,

В холодных песенках любовью не пылай;

Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!..

Это стремление к освобождению от привычно-традиционных поэтических штампов характерно для Пушкина, хотя сам он смог преодолеть эту литературную инерцию, обратиться к самой жизни далеко не сразу, а пройдя длительную школу «лицейской лирики».

В послании «К другу стихотворцу» Пушкин выступает одновременно и против мечтательно-идиллической сентиментальной романтики поэтов школы Карамзина и Жуковского, и против напыщенной риторики «архаистов», бесталанных последователей и эпигонов классицизма. Призывая Ариста-Кюхельбекера оставить перо и чернила, Пушкин перечисляет привычные штампы сентиментальной поэзии, которым тогда он и сам нередко следовал: «ручьи», «леса», «унылые могилы». Но не меньшее ироническое осуждение вызывают у поэта и «творенья громкие» Рифматова (Ширинского-Шихматова) и Графова (Хвостова) - бездарных эпигонов из шишковской «Беседы», которым Пушкин противопоставляет «певцов бессмертных», своих поэтических учителей этого периода - Ломоносова, Державина, Дмитриева.

Не только эта самостоятельность поэтических оценок характерна для Пушкина. В основе послания лежит глубокая мысль о свободе поэта, его независимости от покровительства меценатов. Пушкин в этом послании уже намечает те мысли, те требования к поэту, которые десятилетием позже выскажет на страницах «Полярной Звезды» декабрист А.Бестужев. Поэт, писатель не может рассчитывать на богатство и почести, на мирную и спокойную жизнь. Его удел - нищета и горести:

Судьбой им не даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки:

Лачужка под землей, высоки чердаки -

Вот пышны их дворцы, великолепны залы...

И Пушкин приводит убедительные примеры, свидетельствующие о горькой участи писателя:

Камоэнс с нищими постелю разделяет;

Костров на чердаке безвестно умирает...

Уже в лицейские годы жанр послания претерпевает у Пушкина важные изменения. Послание перестает быть дидактическим, превращаясь как бы в домашний, непосредственный разговор поэта со своим собеседником - адресатом послания. В посланиях и экспромтах Пушкин выступает язвительным и находчивым сатириком, остроумным и насмешливым собеседником. Они рождены всей лицейской атмосферой вольнолюбивого задора, ниспровержения ханжества и лицемерия официальных авторитетов. Именно эта дружеская, кружковая атмосфера позволяла обращаться к системе остроумных, подчас интимных намеков, которые могли быть поняты и оценены лишь в рамках узкого дружеского круга.

Послания - тот лирический жанр, в котором молодой поэт ближе всего подходил к жизни и с наибольшей полнотой проявил свое реальное «я». В послание органически вовлекались события и факты повседневной жизни, хотя и преломляемые Пушкиным в шутливой форме, сочетаемые с условно-поэтической и мифологической эмблематикой. В одном из посланий лицейского периода, обращенном к кн. А.М.Горчакову (1814) Пушкин сам подчеркнул значение этого жанра, противопоставив его оде:

Я петь пустого не умею

Высоко, тонко и хитро

И в лиру превращать не смею

Мое гусиное перо!

Нет, нет, любезный князь, не оду

Тебе намерен посвятить;

Что прибыли соваться в воду,

Сначала не спросившись броду,

И вслед Державину парить?

Пишу своим я складом ныне

Кой-как стихи на именины.

В своих посланиях Пушкин чаще всего в шутливо-жизнерадостном тоне говорит о веселых товарищеских пирушках, ленивой и безмятежной жизни. Таковы, например, его послания к Пущину («Любезный именинник...»), к Галичу («Пускай угрюмый рифмотвор...», «Где ты, ленивец мой...») и другие. В эти послания широко вторгаются реальные подробности лицейской жизни, в них заключены бытовые, конкретные намеки, Пушкин метко схватывает особенности адресатов, передает их характеры, их индивидуальные черты («Князю А.М.Горчакову», «К сестре», «К Батюшкову» и др.).

Вместе с тем в дружеском послании Пушкин объединяет и политическую лирику, и философское раздумье («К Каверину»), и интимно-дружеские признания. Пушкинское послание все время сочетает серьезное с шутливым, за свободной импровизацией сквозит важная мысль, ответственная, серьезная тема. В послании наконец особенно ощутима личность автора, биографическая основа.

Упомянутый же выше экспромт не является жанром античной лирики, но его схожесть с жанром послания позволяет нам говорить о нем в этой главе работы.

Экспромт - это импровизация, записанная на бумаге, поэтому о принадлежности стихотворения именно к этому жанру нам трудно судить. Однако два произведения, написанных в лицейские годы и относящихся к жанру экспромта, можно назвать с уверенностью, поскольку одно из них обозначено самим Пушкиным («Экспромт на Огареву»), а второе Пушкин произнес при других лицеистах «по поводу посещения семьи директора Лицея Энгельгардта» («Именины»).

Стихотворения в жанре послания в лицейский период творчества Пушкина преобладают над остальными, их всего около сорока.

В лицейские годы Пушкин обращается к такому виду литературы как пастораль , восходящему к античной буколике. В качестве жанровой формы для своих пасторалей поэт избрал жанр песни («Рассудок и любовь», «Вишня» и «Блаженство»), а также «мифологические картины». Подобное название употребляет Н.К.Пиксанов, говоря о жанре стихотворения «Фавн и пастушка», хотя сам Пушкин обозначает его как картины, так и озаглавив его в первоначальной версии: «Картины». В не дошедшем до нас автографе поэта каждая из восьми картин сопровождалась нарисованными им пером иллюстрациями, сообразно с которыми главы назывались: «I. Пастушка. II. Пещера. III. Фавн. IV. Река. V. Чудо. VI. Фиал. VII. Очередь. VIII. Философ» («Современник», 1863, №7, отд. I, с.172).

Встречаются в творчестве юного Пушкина и литературные песни , среди которых вакхические песни «Заздравный кубок» и «Погреб», а также песня «Казак», написанная под впечатлением популярной украинской песни «Ехав казак за Дунай». Стихотворение «Казак» стало впоследствии народной песней.

Единожды в своем творчестве Пушкин обращается еще к одному стихотворно-музыкальному жанру. В 1814 году он пишет кантату «Леда». Тема этого стихотворения, восходящая к античной мифологии, широко использовалась в литературе и изобразительном искусстве. Основное направление кантаты - официальное и религиозное славословие, не поднимающееся до высоких художественных образцов даже у В.К.Тредиаковского и Г.Р.Державина, а у посредственных стихотворцев - фальшивое и ремесленное. Пушкин же пытался противопоставить этому свободомысленную и фривольную кантату «Леда», но эта тенденция не получила дальнейшего развития.

В лицейской лирике Пушкина встречается также произведения, написанное в таком жанре античной лирики как гимн . «Боже! Царя храни!..» - гимн, написанный Пушкиным к пятилетию существования лицея - 19 октября 1816 года. Первой строфой он взял гимн Жуковского «Молитва русских».

Возвращаясь к разговору о «Подражаниях древним», остановим свое внимание на антологических стихах , встречающихся в ранней лирике Пушкина. Так, стихотворение «Фиал Анакреона» написано на широко распространенный в анакреонтике сюжет о неблагодарном Эроте, пронзающем любовной стрелою сердце обогревшего и обсушившего его хозяина жилища (XVIII ода «Как-то раз глубокой ночью» из позднеантичного сборника подражаний «Anacreontea»). Кроме этой оды, варьируются мотивы и образы од III («На Эрота») и XVII («На серебряный бокал»). Финал пушкинского стихотворения нетрадиционен: «проказнику» Купидону не удалось усыпить бдительность юноши, отказавшегося достать со дна наполненного вином фиала роковые стрелы. Стихотворение написано, согласно русской традиции переводов из Анакреона, белыми стихами (безрифменным трехстопным ямбом), что соответствует греческому подлиннику.

Еще одним антологическим стихотворением является «Гроб Анакреона». Начало этого анакреонтического стихотворения напоминает произведение И.В.Гете с аналогичным названием. Пушкин точно передал в своем стихотворении главный мотив греческих эпитафий Анакреонту - отсутствие страха перед смертью. Кроме того, здесь нашли отражение мотивы и образы, общие для русской анакреонтики. Это и розы, и горлицы на лире, и кубок, и вино, и сам Анакреонт - философ («сладострастия мудрец»), старец, пляшущий в хороводе дев у распутных врат не пугающей его смерти. Традиционно и противопоставление гражданской и любовной тематики («Хочет петь он бога брани,/Но поет одну любовь»), восходящее к оде Анакреонта «К лире». Распространенным является и образ старца, глядящегося в зеркало, появившийся в литературе еще в ломоносовском переводе оды «На самого себя».

Элегия - жанр античных литератур, появившийся в русской литературе еще в XVIII веке, например у Сумарокова. Этот жанр печального раздумья, философического осмысления событий жизни, привлек внимание поэтов и в первой трети XIX века. Вслед за Жуковским и Батюшковым к этому жанру обращается Пушкин и многие другие поэты.

Среди лицейских стихов выделяется ряд стихотворений о юношеской влюбленности поэта, о пробуждении первого чувства. Эти стихи отличаются своим целомудренным тоном от его буйных и непринужденно-фамильярных дружеских посланий. В них также многое условно, восходит к литературным образцам, но уже чувствуется собственный голос молодого поэта. Сквозь условную систему лирических образов проступают черты пушкинской биографии.

Наивные юношеские признания в лицейском дневнике помогают установить связь между впервые вспыхнувшим чувством Пушкина и циклом элегий 1816 года, относимых его биографами к молодой фрейлине Е.П.Бакуниной («Осеннее утро», «Уныние», «Элегия» («Счастлив, кто в страсти сам себе...»), «Месяц», «Певец», «К Морфею», «Слово милой», «Любовь одна - веселье жизни хладной...», «Подражание» («Я видел смерть...»), «Желание», «Друзьям», «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда...»), «Наслажденье», «Пробуждение», «К письму»). Этот и другие факты о первой влюбленности поэта существенны не как эпизод в его биографии, но как свидетельство тесной связи его лирики с жизнью.

Один из лучших образцов этой юношеской лирики - элегия «Любовь одна - веселье жизни хладной...». Уже первая строфа элегии удивительна по изяществу и совершенству стиха, предвещающего дальнейшее развитие пушкинской поэзии:

Любовь одна - веселье жизни хладной,

Любовь одна - мучение сердец:

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

Стократ блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радостям и неге неизвестной

Стыдливую преклонит красоту!

Вслед за этой строфой следует пространное, чисто литературное отступление о «чувствами свободных певцах», «наследниках Тибулла и Парни».

«Пушкинская элегия еще во многом архаична (отсюда и «сей», и «нега», и «хладный» и т.д.). Поэт как бы любуется ее декламационным эффектом, дорожит той поэтической позой разочарованного влюбленного, которая навеяна литературными образцами. Поэтому так обильны здесь стилизованные, традиционные образы: «жизнь хладная», «мучение сердец», «миг отрадный» и дугие». Они не имеют предметного значения, а являются лишь условными клише элегического жанра.

Однако, в элегиях Пушкина лицейского периода уже заложены истоки поэзии, которые в дальнейшем скажутся в его лирике, - ясность мысли, пластичность формы, точность и скупость словесного мастерства.

Из вышеизложенного мы видим, что Пушкин неоднократно в своем творчестве, в том числе и в лицейские годы обращается к «антологии», к «подражаниям древним», создавая эпитафии («Моя эпитафия» и «Эпиграмма на смерть стихотворца») и эпиграммы («Несчастие Клита», «Двум Александрам Павловичам», «Эпиграмма («Супругою твоей я так пленился...»)», «На Рыбушкина», «На Пучкову», «Угрюмых тройка есть певцов...», «Заутра с свечкой грошевою...», «Вот Виля - он любовью дышит...», «На гр. А.К.Разумовского», «Эпиграмма. На Карамзина», «Завещание Кюхельбекера» и др.), надписи («В альбом Илличевскому», «В альбом Пущину» «Надпись к беседке» и «Надпись на стене больницы»), посланий («К другу стихотворцу» и многие другие), экспромты («Экспромт на Огареву», «Именины»), пастораль («Рассудок и любовь», «Вишня» и «Блаженство»), литературные песни («Заздравный кубок», «Погреб», «Казак»), кантата («Леда»), гимн («Боже! Царя храни!..»), антологические стихи («Фиал Анакреона», «Гроб Анакреона»), элегия (цикл элегий 1816 года).

Антологическая лирика - от Антология - сборники, содержащие стихи, изречения, отрывки и т.д. в античных литературах.

Эпитафия (с греч. над могилой) - в древней Греции и Риме надгробная надпись, обычно стихотворная, нередко в форме эпиграммы.

Эпиграмма (с греч. надпись) - один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Надпись - малый стихотворный литературный жанр, идущий от античной эпиграммы: надпись к статуе, портрету, на книге, в альбоме и пр.

Послание - жанр в поэзии и публицистике; произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу (лицам). Стихотворное послание из античной литературы (Гораций, Овидий) перешло в западноевропейскую и русскую.

Экспромт (лат. expromtum) - небольшое, обычно в несколько строк, стихотворение, написанное или сказанное сразу, в законченном виде под впечатлением нахлынувшего чувства или по поводу какого-либо жизненного явления.

Пастораль (с позднелат. и итал. пастушеский) - в широком значении слова вид буколической литературы, посвященный жизни пастухов.

Песня -песенный жанр в литературе, берущий свое начало в древней Греции (7-5 вв. до н.э.).

Кантата - жанр стихотворно-музыкального произведения, исполняемого преимущественно по торжественному случаю. Кантата широко использовала мифологические сюжеты, аллегории, риторические штампы.

Гимн - торжественная песнь в честь богов, героев, победителей, позднее - в честь какого-нибудь события, жанровая форма лирики.

Антологические стихотворения - стихотворения, переведенные с латинского и древнегреческого языков, а также написанные на темы и по образцу античных.

Элегия - одна из жанровых форм лирики, определившаяся в древней Греции в 7 в. До н.э. как стихотворение, написанное, независимо от содержания, элегическими двустишиями.

Профессор Куницын на акте, в день открытия Лицея,обращался к двенадцатилетним мальчикам, будущим своим слушателям. Он наставлял их на путь истинной добродетели, убеждал их быть достойными своих знаменитых предков и позаботиться о славе своего имени. «Вы ли хотите, говорил он мальчикам,смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения?»

Вступительный экзамен сдан 12-го августа и обнаружилполную случайность и несистематичность знаний Пушкина: он получил отметки: «в грамматическом познании Российского языка - очень хорошо, в грамматическом позвании французского языка - хорошо, в грамматическом познании немецкого языка - не учился, в арифметике - до тройного правила, в познании общих тел - хорошо, в начальных основаниях географии и в начальных основаниях истории - имеет сведения».

Успехи лицеистов были очень скромны: ни директор, ни инспектор не сумели поставить преподавание с надлежащей серьезностью, и в результате воспитанники завоевали полную свободу:«кто не хотел учиться, говорит бар. Корф, тот мог предаваться самой изысканной лени; но кто и хотел, тому не много открывалось способов, при неопытности, неспособности или равнодушии большей части преподавателей, которые столь же далеки были от исполнения устава, сколько и вообще от всякой рациональной системы преподавания».«Кто хочет - учится, кто хочет - гуляет», пишет в 1812 году Илличевский. Само собою разумеется, что такая постановка преподавания была верным залогом того, чтонестройные и неровные познания Пушкина, вынесенные из домашнего чтения, не только не улеглись в стройную систему, но едва ли особенно обогатились чем-нибудь под влиянием лицейских руководителей: по-прежнему чтение, случайное и несистематическое, воспитывало вкривь и вкось душу юного поэта.

Из наставников один Кошанский, профессор русской словесности, чувствуя в юноше будущего писателя, пытался «воспитывать» его гений; но юный поэт, не терпевший никаких притязаний на свою свободу, недобрым смехом отозвался на добросовестные потуги педанта-Аристарха.
http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/03juv_misc/1815/0191.htm «Моему Аристарху.»

Из этих характеристик мы видим, что и для педагогов Лицея Пушкин остался все тем же неразгаданным, не поддающимся никакому влиянию , каким он покинул отчий дом.
Профессор Куницын признал «понятливость», «замысловатость» и «остроумие» юноши, но убедился в том, чтоон «способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особливо по части логики».
В октябре-ноябре 1816 г. успехи его были таковы: «в Энциклопедии права 4 (высший балл - 1; 0 обозначает отсутствие ответа), Политической Экономии - 4, Военных науках - 0, Прикладной Математике - 4, Всеобщей Политической Истории - 4, Статистике - 4, Лат,.яз. - 0, Российской поэзии - 1, Эстетике - 4, Немецкой риторике - 4, Французской риторике - 1; Прилежание - 4, Поведение - 4».
(Т.Е. если исключить французский и русский Пушкин был, говоря по современному «двоечником!»)

В выпускном свидетельстве, рядом с отметками, показывающими успехи хорошие, весьма хорошие и даже превосходные («в российской и французской словесности, а также в фехтованье),об истории, географии, статистике, математике и немецком языке глухо, но красноречиво сказано: «занимался». Если сравнить эту аттестацию с той, по которой он был принят в Лицей, нетрудно убедиться, что за все пять лет пребывания в Лицее Пушкин успешно отстаивал свою личность от всяких на нее посягательств,учился лишь тому, чему хотел, и так, как хотел. «Неуимчивый», по удачному выражению няни Арины Родионовны, в детстве, он таким же «неу имчивым» оказался и в юности.

Т.Е. если исключить французский и русский Пушкин был, говоря по современному «двоечником по всем предметам!»

В записи все характерно от начала до конца: и полная беспомощность по отношению к юноше-поэту одного из воспитателей, который даже по признанию бар. Корфа отличался «большим даром слова и убеждения», и необузданность13-летнего мальчика , вспыльчивого и заносчивого, готового вслух задирать нелюбимое начальство и, в порыве смешливого настроения, зло и обидно шутить не только над товарищами, но и над их родителями.

Директор Лицея Ег. Ант. Энгельгардт (был назначен 27-го января 1816 г., вступил в отправление обязанностей 4-го марта 1816 г.), котороговсе современники и лицеисты, товарищи поэта,считали хорошим человеком и влиянию которого поддались в Лицеевсе, кроме Пушкина.
Пушкин не поддался этой умной политике нового директора: он упорно замкнулся в себе, к директору на дом не ходил и вообще в обращении с ним обнаруживал наиболее несимпатичные стороны своего характера. В результате, Энгельгардт, этот, по общему отзыву современников, хороший педагог, не понял сердца юноши и несправедливо осудил его в известной своей характеристике:«его сердце холодно и пусто; в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце». (Я согласен с этим мнением, ибо перечитал лицейские стихи Пушкина! Иерей Леонид.)

…то тем понятнее недоразумения в отношениях Пушкина с товарищами,недоразумения, начавшиеся с первого года его вступления в Лицей и продолжавшиеся не только в течение всей его жизни, но перешедшие даже на его память.

Пущин: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Не то, чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями ставил себя в неловкое, затруднительное положение, не умел потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускользают в школьных сношениях.Все мы, как умели, сглаживали некоторые шерховатости, хотя не всегда это удавалось. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью - и то и другое невпопад, это тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное ему недоставало того, что называется тактом; это капитал, необходимый в товарищеском быту, где мудрено, почти невозможно, при совершенно бесцеремонном обращении, уберечься от некоторых неприятных столкновений вседневной жизни. Все это вместе было причиной, что вообще не вдруг отозвались ему на его привязанность к лицейскому кружку, которая с первой поры зародилась в нем, не проявляяся впрочем свойственной ей иногда пошлостью».

«Барон Корф писал о Пушкине вот в таких выражениях:
«В Лицее он решительно ничему не учился , но как и тогда уже блистал своим дивным талантом, а начальство боялось его едких эпиграмм, то на его эпикурейскую жизнь смотрели сквозь пальцы, и она отозвалась ему только при конце лицейского поприща выпуском его одним из последних. Между товарищами, кроме тех, которые, пописывая сами стихи, искали его одобрения, и, так сказать, покровительства, он не пользовался особой приязнью. Как в школе всякий имеет свой собрикет (прозвище), то мы прозвали его «французом», и хотя это было, конечно, более вследствие особенного знания им французского языка, однако, если вспомнить тогдашнюю, в самую эпоху нашествия французов, ненависть ко всему, носившему их имя, то ясно, что это прозвание не заключало в себе ничего лестного. Вспыльчивый до бешенства, с необузданными африканскими (как его происхождение по матери) страстями, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические свои мечтания, избалованный от детства похвалою и льстецами, которые есть в каждом кругу, Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего привлекательного в своем обращении. Беседы ровной, систематической, связной у него совсем не было; были только вспышки: резкая острота, злая насмешка, какая-нибудь внезапная поэтическая мысль, но все это только изредка и урывками, большею же частью или тривиальные общие места, или рассеянное молчание, прерываемое иногда, при умном слове другого, диким смехом, чем-то вроде лошадиного ржания…»
http://www.boldinomuzey.ru/dujeljant/137-dujel-s-korfom.html


Начало творчества

Стихи Пушкина 1813-1814 годов, лицей

Профессор Куницын к двенадцатилетним мальчикам: «Вы ли хотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения?»
Декабрь. Пушкин принимает участие в литературном кружке лицея и в первом лицейском рукописном журнале “Вестник”


Первый том.

Четвёртое от начала стихотворение: «К другу стихотворцу.»

«мой жребий пал,я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, -а я таки поэт».
«Потомков поздных дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.
Страшись бесславия! - Что, если Аполлон,..
Твой гений наградит
Хорошие стихи не так легко писать,
Поэтом можешь ты назваться справедливо:
Поэтов - хвалят все
Мне проповедовать пришел сюда стихами?
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным - хорошо, спокойным - лучше вдвое.» 1814 год

Девятое от начала Первого тома стихотворение: «К сестре» 1814 г. Пушкину 15 лет.
«Я поэт младой.»
Итак, выбор сделан!

В конце Средневековья появился интерес к классическому прошлому, который привёл к Ренессансу . Во время ренессанса внимание сместилось с общества в целом на отдельную личность. В результате, в этот период на танцоров стали смотреть как на идеальных людей.
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_балета

Но танцоры мало подходили на роли «идеальных людей,» поэтому на роль «идеальных людей» назначили поэтов.
Начала «просвещённая» Европа Байрон, Вольтер и иже с ними!
Затем за дело взялись и мы:
«Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса.»

И вот наши люди на самых высоких точках вершин Пинда и Парнаса!
«Со второй половины 1820-х годов А.С. Пушкин стал считаться «первым русским поэтом»

Стихотворение: «К сестре» 1814 г. Пушкину 15 лет.
«Я поэт младой.»
А вот поэт старый:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…

Что в мой жестокой век восславил я Свободу

что чувства добрые я лирой пробуждал

Т.е. Пушкин через всю жизнь пронёс уверенность в великой значимости поэзии и лично себя для человечества.

«Мой портрет»

Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье;
Не глуп, говорю, не стесняясь,
И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,
Ни доктора Сорбонны —
Надоедливее и крикливее,
Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, русые волосы
И кудрявая голова.

Я люблю свет и его шум,
Уединение я ненавижу;
Мне претят ссоры и препирательства,
А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,
И если быть откровенным,
Я сказал бы, что я еще люблю…
Если бы не был в Лицее.

По всему этому, мой милый друг,
Меня можно узнать.
Да, таким, как бог меня создал,
Я и хочу всегда казаться.

Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености —
Да, таков Пушкин. 1814 г.
«Надо, чтобы поэт и в жизни был мастак.» Маяковский .

«Я петь пустого не умею.»-Пушкин.1814 г. «Князю Горчакову.

А.С. Пушкин. Сочинение в трёх томах. Москва. «Художественная литература.» 1985 г.
Первый том.
Любовь.
Первое стихотворение в первом томе про «любовь.»
«К Наталье.»
«Что за птица Купидон?
Признаюсь - и я влюблен!
И теперь я - Селадон!
Видел прелести Натальи,
В женски прелести влюблен.
Белой груди колебанье,
Все к чему-то ум стремится,
А к чему?- никто из нас
Дамам вслух того не скажет,
Белоснежну, полну грудь.»

Второе стихотворение «Монах» обсуждает тему блуда.

Дай бог любви, чтоб ты свой век
Питомцем нежным Эпикура
Провел меж Вакха и Амура! Пушкин.1814 г. «Князю Горчакову.

Вдруг из глубины пещеры
Чтитель Вакха и Венеры,
Резвых Фавнов господин,
Выбежал Эрмиев сын.
Розами рога обвиты,
Плющ на черных волосах,
Козий мех, вином налитый,
У Сатира на плечах.
«Слушай, юноша любезный,
Вот тебе совет полезный:
Миг блаженства век лови;
Без вина здесь нет веселья,
Нет и счастья без любви;
Так поди ж теперь с похмелья
С Купидоном помирись;
Позабудь его обиды
И в объятиях Дориды
Снова счастьем насладись!»-«Опытность.» 1814.г

Зовите на последний пир
Эрота, друга наших лир,
Богов и смертных властелина….
В последний раз на груди снежной
Упьюсь отрадой юных лет-«Мое завещание друзьям» 1815 г.

С строгой мудростью дружись;
Хоть не рад, но дверь отворишь,
Как проказливый Эрот
Постучится у ворот.
Испытал я сам собою
Истину сих правых слов.
«Добрый путь!
Счастье, счастье ухвачу!»
Нет! мне, видно, не придется
С богом сим в размолвке жить
Пусть владеет мною он!
Веселиться - мой закон.»-Опытность.1814 г.

Про «любовь» Пушкин будет петь всю жизнь.
От меня вечор Леила
Равнодушно уходила.
Я сказал: „Постой, куда?”
А она мне возразила:
„Голова твоя седа”.
Я насмешнице нескромной
Отвечал: „Всему пора!
То, что было мускус темный,
Стало нынче камфора”.
Но Леила неудачным
Посмеялася речам
И сказала: „Знаешь сам:
Сладок мускус новобрачным,
Камфора годна гробам”-1836 г. Пушкин стар…ему з6 лет!

Винолюбие!

Исторически традиционно Пушкин начинает с:
«С кружкой пива налитой
и с цигаркою в зубах.»-«К Наталье.» Первое стихотворение в первом томе. 1813 г. Пушкину 14 лет.

Друзья! досужный час настал;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда вино златое!

Шипи, шампанское, в стекле.

Друзья!…

Под стол ученых дураков!

Без них мы пить умеем.
Ужели трезвого найдем

За скатертью студента?.

В награду пьяным - он нальет

И пунш, и грог душистый,

Ты Эпикуров младший брат,

Душа твоя в бокале.
А ты, красавец молодой,

Сиятельный повеса!

Ты будешь Вакха жрец лихой,

Хотя я пьян,

Придвинь же пенистый стакан,:

Не в первый раз мы вместе пьем,

Нередко и бранимся,

Но чашу дружества нальем -

И тотчас помиримся.

Наполни кружку до краев, -

Рассудок! бог с тобою!

Бутылки, рюмки разобьем

В козачью шапку пунш нальем -

И пить давайте снова!..

пьяный лишь смеется!

В честь Вакховой станицы

Запойте хором, господа,

Нет нужды, что нескладно;

Охрипли? - это не беда:

Для пьяных всё ведь ладно!
Но что?… я вижу всё вдвоем;

90Двоится штоф с араком;

Вся комната пошла кругом;

Покрылись очи мраком…

Где вы, товарищи? где я?

Скажите, Вакха ради…-«Пирующие студенты» 1814 г. Пушкину 14 лет.

И это так же на всю жизнь…

Была пора наш праздник молодой
… бокалов звон мешался,
Мы пили все за здравие надежды
.Теперь не то:
Стал глуше звон его заздравных чаш;
: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.-1836 г.

Когда Пушкин стал гением?!

Замечания к стихотворению «Сраженный рыцарь» (1815)

Последним сияньем за лесом горя,
Вечерняя тихо потухла заря,
Безмолвна долина глухая;
В тумане пустынном клубится река, (Клубится? Это каким образом? Прим. мое)
Ленивой грядою идут облака,
Меж ими луна золотая.

Чугунные латы на холме лежат, (Весьма! Весьма трудно представить рыцарские латы изготовленные из чугуна… – Прим мое, Л.Г.)

В стальной рукавице забвенный булат, (Латная перчатка, а не руковица, изготавливалась из железа, а не из стали. – Прим мое, Л.Г.)

И щит под шеломом заржавым,
Вонзилися шпоры в увлаженный мох, (Т.е. рыцарь лежит на спине, как же щит оказался под рыцарем? Раз булат-мечь в руке, то и щит в руке, щит должен быть на рыцаре сверху или в стороне.. – Прим мое, Л.Г.)

Копье раздробленно, и месяца рог (В 6 строчке написано: «Луна золотая, а не месяц. Получается на Пушкинском небе два светила! – Прим мое, Л.Г.)

Над ними в блистанье кровавом. (Отчего такой цвет вдруг? Луна-то золотая была! И битва кровавая, если таковая и была, давно канула в лету… – Прим мое, Л.Г.)

Вкруг холма обходит друг сильного - конь; (Сильный – эпитет положительный. Но ведь рыцарь на холме один, где же побеждённые им воины? Отчего видно, что рыцарь сильный? По костям? – Прим мое, Л.Г.)

В очах горделивых померкнул огонь, (Горделивость-гордость не бывает у животного, в данном случае у коня. – Прим мое, Л.Г.)

Он бранную голову клонит.
Беспечным копытом бьет камень долин (Т.е. конь не только «вкруг холма обходит,» но и по соседним долинам прогуливается. – Прим мое, Л.Г.)

И смотрит на латы - конь верный один,
И дико трепещет, и стонет. (Просто смешно…Неудачны в этом месте оба глагола. К тому же двумя строчками ранее Пушкин назвал коня: «Беспечным», а тут беспечный конь «трепещет и стонет»? Никогда я такого коня не видел… – Прим мое, Л.Г.)

Во тьме заблудившись, пришелец идет, (Так ведь светили путнику Луна золотая и месяц кровавый? Как же тьма? – Прим мое, Л.Г.)

С надеждою робость он в сердце несет,
Склонясь над дорожной клюкою, (Куда это и с какой срочной целью старика понесло на ночь глядя? – Прим мое, Л.Г.)

На холм он взобрался, и в тусклую даль, (Куда смотрит? В даль? Он же во тьме заблудился, ничего в дали не видно! – Прим мое, Л.Г.)

Он смотрит и сходит – и звонкую сталь (Латы изготавливали из железа, а не из стали. Сталь использовали при изготовлении сварных мечей. Заржавелые доспехи, о чём написано в 9 строчке, звенеть не будут! – Прим мое, Л.Г.)

Толкает усталой ногою.
Хладеет пришелец, - кольчуги звучат. (Пришелец с клюкою, значит, не молодой и испугался доспехов мёртвого рыцаря? Слово кольчуга, как защитный доспех одного воина, употребляется в единственном числе. Или пушкинский рыцарь одел на себя не одну кольчугу, а сразу несколько? Там ржавые латы звонкие, а тут ржавая кольчуга как-то звучит… – Прим мое, Л.Г.)

Погибшего грозно в них кости стучат, (Грозно? Представляют опасность? От рыцаря остались одни кости, значит, прошло много лет, и много лет «Вкруг холма обходит друг… конь» «И дико трепещет, и стонет» – Прим мое, Л.Г.)

По камням шелом покатился, (Ранее написано: «На холм он взобрался… и сходит,» т.е. пришелец сходит (спустился) с холма. Что же? Рыцарь не на холме лежит, а внизу? А если внизу, то куда шлем покатился? Наверх холма покатился? – Прим мое, Л.Г.)

Скрывался в нем череп… при звуке глухом
Заржал конь ретивый - скок лётом на холм, - (Что за ретивость и скок лётом у старого коня? – Прим мое, Л.Г.)
Взглянул… и главою склонился.

Уж путник далече в тьме бродит ночной,
Все мнится, что кости хрустят под ногой…(Путник скорее был бы озабочен поисками дороги и голодом, чем костями рыцаря. В те времена не редкость было встретить у европейской дороги и повешенного, а то и не одного, не боялись, привыкли! Также см. примечание к 25 строчке. – Прим мое, Л.Г.)

Но утро денница выводит -
Сраженный во брани на холме лежит, (А где другие воины от брани? – Прим мое, Л.Г.)
И латы недвижны, и шлем не стучит, (Удивительное дело! Почему недвижны? Побежали бы куда? А шлем почему стучать может? – Прим мое, Л.Г.)
И конь вкруг погибшего ходит. – «Сражённый рыцарь.» 1815 г .

Есть несколько иной вариант:
Недвижные латы на холме лежат,
В стальной рукавице забвенный булат,
И щит под шеломом заржавым,
Вонзилися шпоры в увлаженный мо х,
Копье раздробленно, и месяца рог
Покрыл их сияньем кровавым.
http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/03juv_misc/1815/0184.htm

По содержанию стихотворения получается, что рыцарь лежит здесь давно, но обычно после боя доспехи павших воинов собирали, а не бросали, ибо дорого стоили. К тому же у рыцаря всегда были слуги, подобрали бы хозяина и коня.
По общему тону данное стихотворение создаёт героический и благородный образ европейского рыцаря, хотя рыцари таковыми и не являлись. Весьма характерно для писателей «Золотого века» хвалить ВСЁ европейское, Пушкин сему тоже следует на протяжении всего своего творчества.
Я понимаю, автору стиха всего 15-16 лет, однако ляпы Пушкина встречаются и в поздних стихах.
Думаю Пушкин на меня не в обиде, ибо и сам любил указывать ближнему на творческие и иные погрешности…

О вере родимой православной

А.С. Пушкин. Сочинение в трёх томах. Москва. «Художественная литература.» 1985 г.
Первый том.

Второе стихотворение от начала Первого тома.

Хочу воспеть, как дух нечистый ада
Оседлан был брадатым стариком,
Как овладел он черным клобуком,
Как он втолкнул монаха грешных в стадо. –»Монах» 1813 г. Пушкину 13 лет.

Четвёртое стихотворение от начала «творчества»
В деревне, помнится, с мирянами простыми,
Священник пожилой и с кудрями седыми,
В миру с соседями, в чести, довольстве жил
И первым мудрецом у всех издавна слыл.
Однажды, осушив бутылки и стаканы,
Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный – «К другу стихотворцу».1814 г.

Спеша на новоселье,
Оставлю темну келью,
Поля, сады свои;
Под стол клобук с веригой –
И прилечу расстригой
В объятия твои. – «К сестре.» 1814 г

Не дерзал в стихах бессмысленных
Херувимов жарить пушками,
С сатаною обитать в раю
Иль святую богородицу
Вместе славить с Афродитою.
Не бывал я греховодником! — «Бова» 1814 г.

Прочитала скорым шепотом
То, что ввек не мог я выучить:
Отче наш и Богородице,
И тихохонько промолвила:
«Что я вижу? Боже! Господи…
О Никола! Савва мученик! – «Бова» 1814 г

свечка нагорела;
Стоит богов домашних лик
В кивоте небогатом,
И тих мой будет поздний час;

выходит 7 глава
И смерти добрый гений
Шепнет, у двери постучась:
«Пора в жилище теней! ..» –»Мечтатель» 1814 г.

А вот эпизод из Евгения Онегина»

«Увидеть барский дом нельзя ли?» –
Спросила Таня.
Вот это барский кабинет;
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на всё глядит ,
И всё ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит
Полу-мучительной отрадой:
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом. – Глава.7.19 1830 г.18-19 марта выходит 7 глава романа. Пушкину 30 лет.

Что изображает этот эпизод из 7.19?
Под шляпой, небрежно брошенной Онегиным на стол, находится Распятие Иисуса Христа изготовленное из металла. (Из чугуна?)

В последний год жизни Пушкин пишет:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». 1836 г.

Весьма некорректно по отношению к Господу нашему написаны в 1836 году стихи: «Мирская власть,» «Подражание италиянскому,»
а также:
«Пошли мне долгу жизнь и многие года!»
Зевеса вот о чём и всюду и всегда
Привыкли вы молить. ..»

«Напрасно я бегу к сионским высотам,
грех алчный гонится за мною по пятам…»

Свобода! Уря!

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
«Свободой Рим возрос, а рабством погублен» – Лицинию. 1815 г.

Где ты,… гроза царей,
Свободы гордая певица?
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Тираны мира! трепещите!
Восстаньте, падшие рабы!
Везде бичи, везде железы,
Везде неправедная Власть
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Граждан над равными главами
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой. – «Вольность.» 1817.г. Пушкину 18 лет

И дум высокое стремленье
Доходит мой свободный глас
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут. 1827 г.. Декабристам.

Что в мой жестокий век восславил я Свободу . – «Памятник.» 1836 г.

А что же такое СВОБОДА?!

УЧАСТЬ МОЯ РЕШЕНА. Я ЖЕНЮСЬ…

(С французского)

Я женюсь, т. е. я жертвую независимостию, моею беспечной, прихотливой независимостию , моими роскошными привычками, странствиями без цели, уединением, непостоянством.
Утром встаю когда хочу , принимаю кого хочу, вздумаю гулять - мне седлают мою умную, смирную Женни,.. Приеду домой - разбираю книги, бумаги, привожу в порядок мой туалетный столик, одеваюсь небрежно, если еду в гости, со всевозможной старательностью, если обедаю в ресторации, где читаю или новый роман, или журналы; если ж Вальтер Скотт и Купер ничего не написали, а в газетах нет какого-нибудь уголовного процесса, то требую бутылки шампанского во льду, смотрю, как рюмка стынет от холода, пью медленно, радуясь, что обед стоит мне 17 рублей (Месячная зарплата рабочего. – Прим. мое. Л.Г.) и что могу позволять себе эту шалость. Еду в театр , отыскиваю в какой-нибудь ложе замечательный убор, черные глаза; между нами начинается сношение – я занят до самого разъезда. Вечер провожу или в шумном обществе, где теснится весь город, где я вижу всех и всё и где никто меня не замечает, или в любезном избранном кругу, где говорю я про себя и где меня слушают. Возвращаюсь поздно ; засыпаю, читая хорошую книгу . На другой день опять ….- Вот моя холостая жизнь. 1831 г.

И мало горя мне, свободно ли печать
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать ;
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права.. … – «Из Пиндемонти.» 1836 г. Авторство Пушкина!
» …отсылка к Пиндемонти была признана мистификацией, так как ни сходства, ни заимствования идей Пушкиным у Пиндемонти найдено не было.» https://ru.wikipedia.org/wiki/Из_Пиндемонти