ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем. Тесты егэ по истории

Совсем скоро Вас ждет не только ЕГЭ по обществознанию, но и по истории? Знаете ли Вы, что одним из наиболее значительных блоков проверяемых заданий на ЕГЭ по истории является Великая Отечественная война? Предлагаю авторский разбор ряда заданий на эту тему.

Великая Отечественная война в формате ЕГЭ

В дни майских праздников вспомним о значимости понимания хода и событий Великой Отечественной войны для успешной сдачи ЕГЭ по истории. Обратимся к демоверсии ЕГЭ по истории 2014 . Это тесты ЕГЭ по истории. Мы видим в части А три задания, непосредственно связанных с событиями ВОВ, и в части В развернутое задание В6 в виде таблицы.


Разберем эти задания. А16. Как здесь нужно рассуждать. Самое главное, что следует помнить выпускнику — ее периодизацию. Итак, в ВОВ четко выделяются три этапа:

1) Оборонительный (события 1941-1942 гг. до начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом в ноябре 1942 года). Самые значительные события здесь — Московская битва, — как раз ее итогом стала временная стабилизация фронта после провала операции «Тайфун» по взятию Москвы силами Вермахта. Следует, кстати знать и названия основных операций на фронтах ВОВ. Это еще один предмет проверки ЕГЭ по истории и способ ориентироваться в событиях ВОВ. Таким образом, вариант 2 уже отпал. Вообще событиям ВОВ не был присущ позиционный характер ни на одном из этапов, обстановка на фронтах постоянно и стремительно менялась. Это, скорее, характеристика Первой мировой войны (1914-1918).

2) Коренной перелом (это схватка за инициативу и решающий перевес в войне конца 1942-1943 гг.). Коренной перелом начался с контрнаступления под Сталинградом и уничтожением группировки Паулюса, продолжился победой на Орловско-Курской дуге летом 1943 года, а завершился осенью 1943 года грандиозной операцией по форсированию «Восточного вала», выстроенного немцами на Днепре. Как раз главным итогом этой части войны стал выход наших войск на западную границу в марте 1944 года.

3) Наступательный (это знаменитые 10 сталинских ударов 1944 года, позволившие полностью освободить территорию СССР, например, операция «Багратион» по освобождению Белоруссии, освобождение территории стран Восточной Европы и окончательный разгром немецких группировок в Европе). Завершилась Великая Отечественная война событиями 8-9 мая 1945 года, когда капитулировала группировка Вермахта в Праге и был подписан Акт о полной и безоговорочной капитуляции войск Германии пред СССР. Днем Победы!

Таким образом, варианты ответов 1 и 3 скорее подходят к характеристике последнего этапа войны. Верный ответ — 4.

Одна из самых знаменитых фотографий ВОВ. Под Сталинградом окружена и уничтожена 6-я пехотная армия фельдмаршала Ф. Паулюса. Сам он сдается в плен 2 февраля 1943 года.

Учитывая усиление блока ЕГЭ по истории, связанного с визуальным материалом — в части В (карты, схемы, портреты), рекомендую обращать на них самое пристальное внимание, запоминать и использовать в подготовке к экзамену.

А вот А17 — вопрос на общую эрудицию, скорее, чем на знание событий ВОВ. Интеллектуальный выпускник, возможно, посещавший музыкальную школу, конечно отметит верным вариант 4 . 7я (Героическая) симфония стала безусловным символом подвига блокадного Ленинграда. И ее автор — Димитрий Дмитриевич Шостакович , великий советский композитор.


Абсолютно логично то, что страна победившая фашизм в Мировой войне, принявшая на себя основную тяжесть груза Победы, расширила свое влияние в мире. Здесь подскажет простое понимание термина «холодная война» — военно-политического столкновения сверхдержав, начавшееся после завершения Мировой. Противниками СССР в ней были как раз бывшие союзники по Антигитлеровской коалиции — США, Великобритания, их военный блок NATO. Варианты же 2 и 4 относятся к гораздо более позднему времени — брежневско-горбачевским 1970-1980-м годам. Именно тогда впервые градус конфликтности холодной войны стал разряжаться партнерскими соглашениями и процессом разоружения.

Сложные задания части В ЕГЭ по истории

Веденные в ЕГЭ по истории в 2012-2013 годах задания части В многие считают одними из наиболее сложных в формате ЕГЭ. Дело в том, что они проверяют ряд компетенций выпускника, которые зачастую учитель в школе на уроках истории помочь сформировать просто не может. Это перевод исторической информации в иные знаковые системы — например, в В6 табличный вид. И работа с историческими картами и схемами. Попробуем пояснить основные подходы к выполнению этих заданий на примерах блока ВОВ ЕГЭ. Обратимся к демоверсии вновь:


Итак, здесь проверяется знание дат по войне, и умение соотнести участников ВОВ с событиями войны. Отметим, что если периодизация войны запоминается (или зазубривается), то вот знание ее героев также свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне выпускника. Сразу рекомендую на решать это задание, вписывая ответы прямо в При спорных ответах или Ваших сомнениях, это поможет Вам сразу сопоставить возникшие трудности и разобраться с ними.


Таким образом, с датами, как мы видим, если Вы усвоили краткую периодизацию войны (смотри выше), все понятно. А вот для соотнесения с событиями нам предложили героических персонажей, запомнившихся своими военными подвигами. Так, символом обороны Сталинграда стал «дом Павлова», который группа солдат обороняла в ходя тяжелейших уличных боев.

И, одним из легендарных персонажей героической обороны Москвы стали 28 «панфиловцев» под руководства политрука Клочкова из 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова. Необходимо учитывать, что в годы ВОВ советской пропагандой было создано ряд мифов. Судя по всему, знаменитый бой 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска (Волоколамское шоссе) — один из них. По официальной версии, 28 человек, совершивших подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожили 18 вражеских танков и погибли.

Фраза «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!», которую перед смертью произнес политрук Клочков, была включена в советские школьные и вузовские учебники по истории.

А теперь прошлогоднее нововведение — работа с исторической картой (схемой). Мы уже отметили, что основные трудности у выпускников возникают именно с этим блоком. А, между прочим, весь набор этих заданий В8-В13 даст Вам 7 из 19.

Обратимся к вариантам реального ЕГЭ по истории 2013, размещенных Рособрнадзором . В 10 вариантах из 24 в заданиях В8-В13 наблюдалась тематика Великой Отечественной войны. Тематика исторических карт была, стоит отметить, самой банальной: Батыево нашествие, битва на Калке, Северная и Крымская войны, Гражданская война. Из нестандартных — развитие империи в первой половине XIX века и блоковая стратегия холодной войны.


Сразу поразмышляем над картой. Мы видим огромный охват фронта (от Днепра — Украины, до Волги — Центра России). Конечно, в этом задании без знания основ географии не обойтись, поэтому не зевайте и там на уроках. Такой охват территории боевых действий (о том, что изображена именно война, мы читаем в легенде карты) характеризует только Вторую мировую (Великую Отечественную войну). Как уже было отмечено, именно здесь наблюдается максимальная интенсивность боевых действий.

Рисуем основные маркеры прямо на карте. При подготовке тем ЕГЭ по истории я рекомендую самостоятельно наносить на контурную карту все основные события и объекты, встретившиеся в теме. Это позволит Вам лучше запомнить карту визуально.


Итак, отмечаем наши соображения на карте. Ключевой объект на карте обычно обозначают цифрой 1. Это город на Волге. Именно вокруг него, как видно, происходят на карте основные события. Единственный город на Волге, в районе которого происходили тяжелейшие бои ВОВ — Сталинград. Для проверки. Как сейчас называется этот город? Волгоград, был переименован в 1961 году в ходе хрущевской десталинизации. Визуальное подтверждение:

Волгоград. Монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане. Скульптор Вучетич, 1967 год. Один из самых узнаваемых памятников, посвященных событиям ВОВ.

Итак, В8. СТАЛИНГРАД.


В11. Помним периодизацию ВОВ (смотри выше ). К 1943 году завершился весь коренной перелом, а Сталинградская битва была лишь его началом. Вариант 1 не верен. Конечно, и о битве под Москвой мы помним. Поэтому Сталинград — не первое, и даже не второе наступление в годы ВОВ. Вариант 2 не верен. Вариант 5 выглядит не очень реалистично. Столько солдат вместе в плен сдается, включаем логику. Группировка Паулюса (мы помним, что именно он потерпел поражение под Сталинградом) насчитывала в финальной фазе битвы около 300 тысяч солдат и офицеров. Вариант 5 не верен.

Теперь проверяем себя и сразу запоминаем, что:

  • операция по контрнаступлению Красной Армии под Сталинградом назвалась «Уран»
  • К.К. Рокоссовский — маршал, дважды герой СССР действительно возглавлял один из трех фронтов, окруживших и разгромивших войска Вермахта в битве на Волге
  • И, как уже отмечалось, контрнаступление Красной Армии под Сталинградом началось в ноябре 1942 года.

Думаю, уже понятен ответ на задание В10.

В10. КОРЕННОЙПЕРЕЛОМ

В11. 346

БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ!

И задание В9 в данном случае не дастся глубоко не владеющему материалом об истории Сталинградской битвы. Город на карте 2 — это Калач-на-Дону (или просто Калач). Именно здесь была остановлена единственная черная стрелка на карте — 4я танковая армия генерала Германа Гота, пытавшаяся прорваться на помощь окруженным пехотинцам Паулюса в конце 1942 года. После ее поражения судьба «оперативного мешка» (окруженной 6й пехотной армии Паулюса) была решена.

В9. КАЛАЧ (КАЛАЧ-НА-ДОНУ) Будет засчитан любой из вариантов, это принятая практика на ЕГЭ по истории.

И завершающие часть В тестов ЕГЭ по истории задания В12-В13. Они логично связаны между собой, сначала дается обычно изображение (карикатура, марка, картина), затем обычно здание, связанное хронологически с изображением. В данном случае любой, мне кажется, опознает обнимающихся великих тиранов ХХ века — И. Сталина и А. Гитлера. Гитлер вонзает в спину Сталину нож — аллюзия на нарушение Германией 22 июня 1941 года пакта Молотова-Риббентропа о ненападении на 10 лет 1939 года.

Отбрасываем здесь неверные варианты, также, как и в В11. Вариант 4 точно не верен, война с Финляндией («зимняя») шла в 1939-1940 гг. Карикатура не могла быть создана раньше 1941 года. Вариант 5 не верен. Когда появилась на свет эта карикатура Вы в условиях реального ЕГЭ конечно не скажете, но варианты 2 и 3 логичны.

В12. 23

Ну и на вопрос, какое здание было построено в годы руководства Сталина, получается, мы выбираем вариант 2 — это одна из 7 знаменитых Сталинских высоток в Москве, а именно, главный корпус МГУ имени Ломоносова.

Как решать задания ВОВ по истории?

1. Заучите наизусть периодизацию Великой Отечественной войны. Информации немного, а вот польза и умение ориентироваться в поле ВОВ огромны.

2. Запоминайте героев ВОВ, привязывайте их мысленно к конкретным событиям.

3. Вся история ВОВ задокументирована в фото-видео материалах. Смотрите их при любой возможности, запоминайте.

4. Любую войну изучать можно только на карте этой войны. Рисуйте события, о которых читаете прямо на карте, запоминайте.

5. Используйте Ваши знания по географии.

6. Интересуйтесь памятниками, посвященными событиям ВОВ, картинами.

7. Любите и знайте свою историю, историю ВЕЛИКОГО ПОДВИГА НАШЕГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.

С Днем Победы Вас!


Работа состоит из двух частей и 25 заданий .

Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Собственно, стандартный вариант ответов: либо цифра, либо последовательность, либо словосочетание.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Вторая часть содержит 6 заданий с развернутым ответом.

В заданиях под номерами 20, 21 и 22 нас ожидает комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). Иными словами, необходимо проанализировать представленный текст, который взят из исторического источника.

Задания с 23 по 25 связанны с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы или ситуации.

Задание 24 - с анализом исторических версий и оценок, аргументацией различных точек зрения с привлечением знаний курса истории.

Задание 25 предполагает написание исторического сочинения (некоторые примеры вы можете найти ниже). Выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.

Время

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

  • для каждого задания первой части: 3–7 минут
  • для каждого задания второй части (кроме задания 25): 5–20 минут
  • для задания 25: 40–80 минут

Все в Едином государственном экзамене по истории 25 заданий. Они разделены на две части – 1 часть заданий с кратким ответом (1-19) и 2 часть заданий с развернутым ответом (20-25). Ответом на задания первой часть является группа цифр, слово или словосочетание. Ответ на задания второй части – текст (или несколько предложений), написанных Вами. Помните, что апелляцию можно подавать, только на баллы, выставленные за задания второй части т.к. первую часть проверяет компьютер.

Хотим обратить ваше внимание на то, что в УЦ «Годограф» вы можете записаться на . Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Исторические периоды в ЕГЭ 2017

Задания в ЕГЭ по истории 2017 разделены в зависимости от проверяемой компетенции, а также исторического периода. Последних выделяется три:

  1. Древность и средневековье (с VII по конец XVII века)
  2. Новая история (с конца XVII по начало ХХ века)
  3. Новейшая история (с начала ХХ по начало ХХI века) – к этому разделу относится около 40% заданий.

Задания 1-6 ЕГЭ по истории 2017 года

Теперь давайте рассмотрим подробнее задания первой части.

Задание №1 в ЕГЭ по истории 2017 – это задание на установление верного хронологического порядка событий. Ответом на задание 1 является последовательность трех цифр, где первая – самое раннее, с вашей точки зрения, событие, а третья – самое позднее. Обратите внимание, что в Задании 1 одно из представленных событий всегда относится к курсу всемирной истории, поэтому обязательно скачайте себе таблицу дат всемирной истории, встречающихся в ЕГЭ, и постарайтесь их выучить. Задание №1 оценивается в 1 балл.

Задание №2 в ЕГЭ по истории 2017 – это задание на установление соответствия между событиями и датами. В левом столбце указаны четыре события истории России, в правом – шесть дат, две из которых лишние. Ответом на задание 2 будет последовательность из четырех цифр. Правильно выполненное задание №2 оценивается в 2 балла. При этом, если Вы допустите одну ошибку, Вы сможете получить 1 балл. Поскольку задание №2 проверяет знание основных дат истории России постарайтесь найти или скачать такой список и постепенно учите его.

Задание №3 в ЕГЭ по истории 2017 – задание на знание исторических понятий и терминов. В задании представлены шесть терминов, четыре из которых относятся к одному историческому периоду, а два – к другим. Вам нужно найти термины, выпадающие из общего списка и записать ответ в виде двух цифр. Задание №3 оценивается в 2 балла. Задание, выполненное с одной ошибкой, оценивается в 1 балл.

Задание №4 в ЕГЭ по истории 2017 – это задание также на знание исторических терминов, но в отличие от третьего оно предполагает ответ в виде слова или словосочетания. Задание №4 оценивается в 1 балл.

Задание №5 в ЕГЭ по истории 2017 – задание на установление соответствия, как правило, между процессами, явлениями или событиями и фактами, связанными с ними. В задании содержатся четыре процесса и шесть фактов, два из которых лишние. Ответом на задание №5 является последовательность из четырех цифр. Верно выполненное задание оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – в 1 балл.

Задание №6 в ЕГЭ по истории 2017 – это также задание на установление соответствия, но здесь работа будет вестись с историческим тексом. Вам будет предложено два фрагмента текстов и шесть характеристик к ним. К каждому из фрагментов необходимо подобрать по две верные характеристики (две из шести характеристик, также, как в заданиях 2 и 5, лишние). Ответ к заданию №5 – последовательность из четырех цифр, если все верны – 2 балла. Задание, выполненное с одной ошибкой, оценивается в 1 балл.

Задания 7-12 ЕГЭ по истории 2017 года

Задание №7 в ЕГЭ по истории 2017 – задание на множественный выбор, в котором необходимо выбрать три (из шести предложенных) верные характеристики какого-либо периода, явления, политики, войны и т.п. Ответом является последовательность из трех цифр и это задание оценивается в 2 балла.

Задание №8 в ЕГЭ по истории 2017 целиком посвящено Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В этом задании, как правило, проверяется знание дат (с точностью до месяца), географических объектов, специальных терминов (название операций, конференций), а также личностей (герои войны, командующие фронтами и т.д.). Правильный ответ оценивается в 2 балла. Задание, выполненное с одной ошибкой, оценивается в 1 балл.

Задание №9 в ЕГЭ по истории 2017 по своей структуре напоминает задания 2 и 5. Только здесь проверяется знание исторических личностей. Система выставления баллов такая же как в заданиях 2 и 5.

Задание №10 в ЕГЭ по истории 2017 – это задание на анализ текстового источника, посвященного событиям начала ХХ – начала XXI в. Ответом к заданию 10 является фамилия деятеля, название политики, периода, исторический термин и т.п. Оценивается в 1 балл.

Задание №11 в ЕГЭ по истории 2017 представляет собой таблицу, в которую необходимо вписать недостающие элементы из списка, приведенного ниже. Как правило, Вам необходимо соотнести дату (век, период) с событиями истории России и всемирной истории. Правильно выполненное задание 11 оценивается в 3 балл, с одной ошибкой – 2 балла, с двумя – 1 балл.

Задание №12 в ЕГЭ по истории 2017 также содержит отрывок исторического текста, к которому приведены шесть утверждений, три из который верные. Для решения 12 задания несколько раз внимательно прочтите текст, ведь иногда в нем непосредственно содержатся подсказки. Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл.

Задания на работу с исторической картой и изображениями в ЕГЭ

Задания 13, 14 и 15 в ЕГЭ по истории 2017 выполняются с использованием исторической карты или схемы. В процессе подготовки постарайтесь уделить особое внимание работе с картой, для этого скачайте из интернета атласы по истории России или подборку карт и схем конкретно для ЕГЭ по истории. В этих заданиях, как правило, спрашивается имя деятеля, связанное с событиями на карте, географическое название (город, крепость, река и т.п.) и, иногда, временной период. Задания 13-15 оцениваются каждое в 1 балл.

Задание №16 в ЕГЭ по истории 2017 также связано с исторической картой и предполагает выбор из списка суждений, связанных с событиями, которым посвящена карта. Как и в других заданиях на множественный выбор Вам необходимо записать ответ в виде трех последовательных цифр. Правильно выполненное задание – 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл.

Задание №17 в ЕГЭ по истории 2017 проверяет знание российской культуры. Здесь Вам необходимо соотнести памятник культуры с его автором/характеристикой/временем возникновения и т.п. Для успешного выполнения этого задания Вам необходимо освоить огромный пласт информации о культуре России, для этого скачайте или купите специальные пособия по культуре для ЕГЭ. Это поможет Вам не запутаться в многообразии культурных памятников. Правильно выполненное задание – 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл.

Задания №18-19 в ЕГЭ по истории 2017 – работа с картинкой, маркой, фотографией или другим изображением. Часто задания 18 и 19 связаны с культурой России. Для их успешного выполнения внимательно рассмотрите каждое изображение, обращая особое внимание на надписи на картинках, если они есть. Часто они могут дать ответ на заданный вопрос. Каждое из заданий оценивается в 1 балл.

Задания с развернутым ответом в ЕГЭ 2017

Часть 2, задания 20-25

Теперь перейдем к заданиям 2 части т.е. части с развернутым ответом. Приведем несколько полезных рекомендаций, которые, как мы надеемся, помогут Вам набрать максимум баллов за эти задания.

Задания №20, 21, 22 в ЕГЭ по истории 2017 (максимум 2 балла за каждое) связаны с историческим текстом, приведенном в начале 2 части. Не ленитесь несколько раз прочесть текст (лучше 3 раза). Первый раз – составляете общее впечатление о тексте, пытаетесь определить время, когда он написан. Затем посмотрите на 20-22 задания. Второй раз – читаете, обращая особое внимание (или даже выделяя ручкой) исторические термины, имена и фамилии деятелей, а также любые другие элементы, показавшиеся Вам важными в контексте заданных вопросов. Затем, при третьем прочтении, выделяете фразы или словосочетания, которые затем будете использовать при ответе на 21 задание (оно почти всегда по тексту).

В заданиях №23 и 24 в ЕГЭ по истории 2017 (максимум 3 и 4 балла соответственно) пишите максимально подробно. Не стесняйтесь своих знаний! При это стоит избегать общих фраз. Каждое положение стройте по схеме аргумент/положение + факт, подтверждающий данный аргумент.

Лайф проанализировал методические рекомендации, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. - Прим. ред. ) на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по истории, и выделил 5 основных проблем выпускников на госэкзамене.

Зачастую выпускники допускают ошибки в заданиях, проверяющих детальное знание исторических фактов: как показал ЕГЭ 2016 года, основные проблемы у экзаменуемых возникают при выполнении заданий на проверку знаний исторических фактов, связанных с Великой Отечественной войной, а также незнанием терминологии, историзмов и архаизмов.

Кроме того, выпускники иногда не могут определить: а был ли вообще такой материал в истории?

Задание является одним из самым сложных в ЕГЭ: предлагаемый текст нужно разбить на части, увидеть взаимосвязь слов и словосочетаний, а также понять, о каких событиях или во время каких событий труд был написан.

Например,нужно указать, о каком событии в тексте идёт речь:

"Это была … крепость, построенная под руководством французских и немецких инженеров. Её гарнизон насчитывал 35 тысяч человек. При подготовке к штурму для тренировок русские выкопали ров и возвели крепостные стены. Коменданту крепости был направлен ультиматум: "24 часа на размышления для сдачи и - воля. Первые мои выстрелы - уже неволя. Штурм - смерть". Правильный ответ: Взятие Измаила.

Так как ребёнок изучить все исторические источники в рамках школьной программы не может, преподаватели советуют при подготовке к решению таких задач попытаться научиться ориентироваться в исторических трудах с помощью ключевых слов, которые говорят об эпохе, правлении, конфликтующих народах.

Незнание фактов Великой Отечественной войны

Современные школьники имеют сравнительно мало правдивых источников о ВОВ, если не читают учебников, в отличие от советских учеников, которым о войне рассказывали ветераны и их дети.

Эксперты ФИПИ утверждают, что "изучение Великой Отечественной войны в школе находится в глубоком кризисе". Такое положение вещей авторы методички связывают с тем, что 20–30 лет назад ученики имели возможность общаться с участниками ВОВ, а в каждой семье говорили о войне, а сейчас уже такого не происходит. В 2016 году только 35,2 процента участников экзамена справились с заданием на знание ВОВ.

Например, на ЕГЭ школьникам нужно было ответить на вопрос:

Какие сражения произошли в начальный период Великой Отечественной войны?

  1. Битва за Кавказ, Сталинградская битва.
  2. Оборона Брестской крепости, Московская битва.
  3. Начало блокады Ленинграда, Битва на Курской дуге.
  4. Ясско-Кишинёвская операция, форсирование Днепра.

Правильный ответ: Оборона Брестской крепости, Московская битва.

Для того чтобы дать правильный ответ на такой тип заданий, учащемуся требуется изучать хронологическую последовательность происходивших событий, основные географические названия, факты об участниках и героях войны, а также уметь работать с исторической картой.

Эксперты говорят, что самое главное для изучения ВОВ - это мотивация, которую нужно ребёнку дать.

Незнание исторических личностей

Из-за того, что учителя предлагают запоминать героев с помощью сопоставлений их фамилий с деятельностью, в которой они прославились, у школьников нередко происходит путаница в голове

Например, нужно определить:

А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер входили в руководство:

  1. Общества соединённых славян
  2. Группы "Освобождение труда"
  3. Союза борьбы за освобождение рабочего класса
  4. Организации "Народная воля"

Правильный ответ: организации "Народная воля".

Те выпускники, которые допустили ошибки, не всегда имеют определённое представление о времени жизни и деятельности исторических личностей.

Преподаватели советуют разработать для себя алгоритм их изучения. Например, можно представить эти данные в виде таблицы:

  • фамилия, имя;
  • основные этапы и периоды деятельности;
  • политические и религиозные взгляды;
  • близкий круг лиц-единомышленников;
  • оценка личности современниками.

Для улучшения своих знаний можно прибегнуть к приёму сравнения исторических личностей:

  • профессии, должности, ранги;
  • вид и форма деятельности (реформирование, диктаторство, благотворительность. - Прим. Лайфа. );
  • достигнутые ими результаты.

Сопоставление исторических событий в России и за рубежом - расхождение хронологии

Зарубежную историю школьники изучают ограниченное количество времени, а переходя к отечественной, забывают, что там - за рубежом

Например, в ЕГЭ предлагается расположить в хронологическом порядке следующие исторические события:

  1. Крымская война
  2. Реформа патриарха Никона
  3. Падение Византийской империи

Правильная хронология:

  1. Падение Византийской империи
  2. Реформа патриарха Никона
  3. Крымская война

Согласно аналитике ФИПИ, большинство экзаменуемых ошибаются при определении событий всеобщей истории, относящихся к XVIII веку.

Для того чтобы лучше всего запомнить, какая зарубежная история вершилась параллельно с потрясениями в России, при подготовке к ЕГЭ стоит нарисовать для себя сравнительную таблицу. Как советуют учителя истории, лучше начинать её повторять не за три с половиной месяца до экзамена, а регулярно и хотя бы с октября (в последний школьный учебный год).

Аргументация в сочинении, лишённая опоры на конкретные исторические факты

Как и на госэкзамене по литературе, выпускники обращаются к теме или историческому событию в целом, при этом забывая о конкретных личностях, указах и так далее

Сочинение по истории пишется по определённому этапу в ней. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. - октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит, она будет темой сочинения.

Для успешного выполнения этого задания выпускнику стоит разработать план будущего текста.

План для сочинения по истории:

  1. В начале эссе нужно написать краткую характеристику выбранного периода - следует придумать название тому событию, что скрывается под датой: война, период правления, революция и так далее.
  2. Затем требуется рассказать о первом событии или явлении того периода. И как раз здесь следует упомянуть первую историческую личность.
  3. Потом выпускнику следует назвать второе значимое событие и исторического деятеля.
  4. Закончить своё сочинение нужно оценкой важности данного периода для истории страны.

Главное в сочинении - это полностью раскрыть значение выбранного временного периода для истории.

При описании первого и второго событий нужно указать причинно-следственные связи. То есть следует объяснить и назвать причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.

Сдающему экзамен нужно обратить внимание на то, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух.

Что поможет написать сочинение (и весь экзамен) хорошо

Ученику нужно знать все даты правления глав русского государства, имена и последовательность правителей. Требуется выучить даты всех основных реформ, войн и восстаний. А также помнить значимых для истории страны личностей, их время жизни и вклад в развитие государства, его науки и культуры.