А 181 скандинавия на карте. «Скандинавия»: от «трассы смерти» к званию «умной дороги

Федеральная трасса А-181 "Скандинавия", соединяющая Санкт-Петербург с Финляндией, переживает масштабные перемены - двухполосная дорога через несколько лет должна превратиться в шестиполосную магистраль. В этом году дорожники приступили к реконструкции первого участка - с 47+571 по 65+000 км. Как продвигаются работы на одной из важнейших транспортных артерий СЗФО, узнала корреспондент "ДорИнфо".

Первым делом развязки

В честь начала реконструкции трассы 23 января 2015 года на 47+571 км, на границе двух субъектов Российской Федерации - Санкт-Петербурга и Ленобласти - установили памятный знак. В торжественной церемонии приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, губернаторы Ленобласти и Санкт-Петербурга Александр Дрозденко и Георгий Полтавченко, глава Росавтодора Роман Старовойт и начальник ФКУ "Севзапуправтодор" Валентин Иванов.

К середине июня на первых трех километрах участка реконструкции генеральный подрядчик - ЗАО "ВАД" - выполнил работы по отсыпке земляного полотна. Дорожники приступили к укладке подстилающего песчаного слоя (нижний слой дорожной одежды, на который в последующем будут уложены щебеночно-песчаная смесь, а затем и асфальтобетонное покрытие).

"От нулевого пикета, который у нас соответствует 47+571 км до первой транспортной развязки на 38 пикете, приблизительно на 50-51 км, у нас устроено земляное полотно, и начинается подготовка к устройству дорожной одежды. Здесь обустраивают систему поверхностного водоотвода, устанавливаются дождеприёмные колодцы, и прокладываются между ними трубы канализации", - рассказал эксперт отдела капитального строительства ФКУ "Севзапуправтодор" Антон Козлов.

Уширение дороги ведется по разным частям трассы. До моста на реке Сестра на 58 км уширяется правая часть "Скандинавии", после моста - из-за особенностей рельефа было принято решение расширять левую часть. После завершения работ движение переключат на построенные полосы, чтобы реконструировать существующую дорогу.

Активные работы идут на так называемой "Парголовской" развязке (51 км) - пересечении федеральной трассы А-181 "Скандинавия" и региональной дороги А-122 (Санкт-Петербург - Парголово - Огоньки - Толоконниково).

"Здесь идет устройство временных объездов. Снимем движение со "Скандинавии" и Выборгского шоссе в районе путепровода и пустим его по кругу, чтобы обеспечить работы по демонтажу путепровода и строительству нового", - сообщил технический руководитель контракта ЗАО "ВАД" Алексей Куприянов.

Перепуск движения произойдет недели через две. Новый путепровод будет состоять из двух раздельных проезжих частей - каждое направление по три полосы движения. Открыть для проезда одну половину планируется в октябре 2015 года.

В работе еще одна транспортная развязка на 62-63 км. На ней сейчас также устраивают съезды для перезапуска движения, которое состоится опять же через две недели. Транспортные потоки, двигающиеся в сторону деревни Огоньки, перезапустят с трассы А-120 "Магистральная" на "Скандинавию". Это необходимо для демонтажа старого и возведения вместо него нового путепровода, который станет немного длинней для того, чтобы под ним смогла пройти расширенная трасса А-181. С левой стороны путепровода на месте поста ГИБДД будет круговой перекресток. Обе транспортные развязки представляют собой неполный "клеверный лист".

На первом участке реконструкции запроектированы следующие искусственные сооружения: две транспортные развязки, три путепровода (на двух развязках и один без съездов на 122 пикете, в районе 58 км), мост через реку Сестра на 58 км, один надземный пешеходный переход в районе пункта весового контроля и скотопрогон. Организация пункта весового контроля предусмотрена на 54 км.

На одном из участков в районе 150 пикета рядом со второй транспортной развязкой дорожникам придется организовать насыпь высотой свыше 12 м. Это участок резкого понижения рельефа. Там же будет устроена водопропускная труба прямоугольного сечения 3 на 2,5 м. Через нее, по заверению экологов, идет на нерест рыба.

Не без АСУДД

По словам представителя ФКУ "Севзапуправтодор", проект реконструкции трассы включает организацию системы АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением).

"Реализация системы АСУДД разбита на два этапа. Первый этап будет осуществляться в рамках уже заключенного контракта с генеральным подрядчиком. В него входят устройство следующих систем: контроля метеорологических параметров, учета интенсивности дорожного движения, весового контроля, как в статике, так и в движении, видеонаблюдения на локальных участках, фиксации нарушений скоростного режима. На втором этапе, не включенном в текущий государственный контракт, предусмотрено развертывание системы управления движения с использованием знаков и табло переменной информации и увеличение количества технических средств ранее развёрнутых систем", - сообщил Антон Козлов.

Завершить реконструкцию первого участка "Скандинавии" по контракту генподрядчику необходимо в 2019 году. Возможно, сделать это ему удастся и раньше намеченного срока. Пока реконструкция магистрали идет с опережением графика.

В ходе реконструкции первого участка будет использовано 1 млн кубометров песка.

Автомобилисты отныне смогут свободнее передвигаться по трассе А-181 «Скандинавия» на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. После реконструкции открылся 6-полосный участок этой федеральной дороги.

На отрезке длиной 9 км теперь стало свободнее и безопаснее. Дорожники устранили так называемое «бутылочное горлышко» в районе железнодорожного переезда и примыкания трассы с ЗСД. В результате расчетная скорость проезда увеличится на 20 км/ч - до 120 км/ч, а пропускная способность обновленной дороги достигнет 80 тыс. автомобилей в сутки.

Также ширина дороги увеличилась с двух полос до шести. В перспективе шестиполосная проезжая часть будет на отрезке от границы Всеволожского района до обхода Выборга, а от начала обхода Выборга до подъезда к пограничному пункту «Торфяновка» А-181 порадует водителей четырьмя полосами.

Такое решение необходимо, поскольку построенная 25 лет назад трасса уже не справляется с транспортным потоком. Помимо этого, необходимо увеличивать грузовой товарооборот между Россией и странами Европы, в том числе в рамках реализации проекта развития автомобильного «Шелкового пути», соединяющего Европу, Россию и Западный Китай.

На официальной церемонии запуска в эксплуатацию участка с 47 до 52 км министр транспорта Максим Соколов заявил, что «Скандинавия» является одним из приоритетных проектов Правительства в рамках развития дорожной сети до 2025 года.

Дорога является одной из трех на территории Ленинградской области, по которым можно добраться от Северо-Запада России до скандинавских стран. Трасса соединяет города Санкт-Петербург и Выборг и выходит на границу с Финляндией.

На ее реконструкцию будет выделено в общей сложности 100 млрд рублей, а проехать по обновленной дороге водители смогут уже в 2022 году. В следующем году планируется завершение второго этапа строительства, а введение в эксплуатацию первого участка длиной 17,5 км ожидается в конце 2017-го. Остальные 3 основных участка будут ремонтироваться постепенно.

Сейчас А-181 относится ко второй категории, но после реконструкции повысит свой класс.

Работы разделены на 5 этапов: от границы Всеволожского района до деревни Огоньки, от деревни Огоньки до поселка Кирпичное, от Кирпичного до обхода Выборга, непосредственно сам обход Выборга, а завершающим этапом станет реконструкция обхода Выборга до подъезда к границе с Финляндией (МАПП «Торфяновка»).

«К сожалению, до недавнего времени здесь было очень много аварий. Встречные потоки не были разделены, а сегодня мы видим, что на трассе существуют барьерные ограждения, освещение, и это, конечно, сделало этот отрезок безопасным. Надеюсь, автомобилистам будет комфортно ездить по нему», - прокомментировал Соколов.

Избежать серьезных дорожно-транспортных происшествий на этом отрезке дороги также помогут специальные сетчатые ограждения, расположенные вдоль полотна. Они препятствуют выходу на трассу лосей и других диких животных. Эта проблема остро стояла на А-181, особенно в весеннее—летний период.

На «Скандинавии» применят и дорожные новации. Водители смогут пересекать границу с подробной информацией о дорожной обстановке, погодных условиях, пробках и пересадочных узлах на территории другого государства.

Все это будут транслировать с помощью мобильных сервисов и приложений. Также для туристов и транспортных компаний предусмотрят возможность безналичной оплаты.

Благодаря внедрению интеллектуальных транспортных систем фактическая скорость транспортных потоков может увеличиться с 30-40 км/ч до 60-80 км/ч. Это позволяет нарастить количество перевезенных грузов и пассажиров. За счет оперативного информирования пользователей при плохих погодных условиях повышается безопасность дорожного движения - смертность снижается на 80%, что особенно важно для такой дороги федерального значения.

Сроки службы между капремонтами дорожного покрытия составят не менее 14 лет. Глава Минтранса в России первым протестировал обновленный участок дороги, рассчитанный на повышенную износостойкость, в том числе при использовании шипованных шин. Остается надеяться, что безопасность на «Скандинавии» вырастет, и водители будут сознательно ездить по этой дороге, ведь не секрет, что чем лучше трассы, тем больше на них гибнет людей.

23 января началась реконструкция первого участка трассы А-181 "Скандинавия" с 47 по 65 километр. О значимости события говорит тот факт, что на торжественное открытие памятного камня в честь начала работ приехали губернаторы Санкт-Петербурга и Ленобласти, министр транспорта России, руководитель Федерального дорожного агентства и представители Финляндии. На церемонии глава Росавтодора Роман Старовойт пообещал, что после реконструкции трасса "Скандинавия" станет одной из самых современных в России.

Трасса находится в ведении ФКУ "Севзапуправтодор". На основе предоставленной Управлением дорог информации редакция портала "ДорИнфо" подготовила материал о том, что же ждет "Скандинавию" в рамках реконструкции.

Что есть?

Федеральная трасса А-181 "Скандинавия" - одна из трех дорог Ленобласти, которая обеспечивает транспортную связь Северо-Запада России со странами Европы. Ее строили с 1984 по 1994 годы. По техническим характеристикам трасса относится ко второй категории: "двухполоска" шириной 7,5 метра с асфальтобетонным покрытием. Разноуровневых развязок на трассе крайне мало. В основном, имеются примыкания и пересечения в одном уровне.

Начиная с 2000-х годов, интенсивность движения на трассе выросла в три раза. Очевидно, что с нынешним потоком машин федеральная дорога уже не справляется.

Проект реконструкции трассы входит в реализацию федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы".

Работы по реконструкции разделены на пять этапов. На первом из них реконструкция и началась 23 января:

1 этап: км 47 - км 65, от границы Всеволожского района до деревни Огоньки;

2 этап: км 65 - км 100, от деревни Огоньки до поселка Кирпичное;

3 этап: км 100 - км 134, от поселка Кирпичное до обхода Выборга;

4 этап: км 134 - км 160, обходгорода Выборг;

5 этап: км 160- км 203, от обхода города Выборг до границы с Финляндией.

Реконструкцию первых двух участков планируется завершить в 2018 году. Третьего - в 2010 году. Закончить реконструкцию последних двух участков удастся не раньше 2022 года.

Что будет?

На отрезке от границы Всеволожского района до обхода Выборга трасса А-181 "Скандинавия" после реконструкции станет шестиполосной. На отрезке от начала обхода Выборга до подъезда к пограничному пункту Торфяновка - четырехполосной. На всем протяжении на федеральной трассе предусмотрено разделение встречных потоков бетонными барьерными ограждениями, устройство наружного освещения, установка элементов интеллектуальной транспортной системы и выполнение пересечений в разных уровнях.

Технические характеристики первого участка реконструкции с 47 по 65 км:

Расчетная скорость - 120 км/ч;

Длина - 17, 5 км;

Ширина полосы движения - 3,75 м;

Число полос движения - 6 шт.;

Покрытие - асфальтобетонное;

Ширина проезжей части - 6 *3,75 м;

Ширина земляного полотна - 32, 61 м;

Ширина обочин - 3, 75.

На первом участке уширение существующего земляного полотна будет осуществляться сначала по правую сторону дороги до реки Сестра, а затем - по левую, до деревни Огоньки. Реконструкция трассы не затронет населенные пункты и садоводства.

На пересечении с автодорогой Парголово - Симагино проектируемая дорога пойдет по 8-полосному путепроводу длиной 39,5 м. Развязка будет построена по типу "клеверный лист". На пересечении с дорогой Стеклянный - Рощино трасса пойдет под путепроводом. Широкие правоповоротные съезды с виражами обеспечат движение на развязках с расчетной скоростью не менее 60 км/ч.

На 58-м км трассы А-181 "Скандинавия" запроектирован шестиполосный мост через реку Сестра в виде двух одинаковых раздельно стоящих сооружений под каждое направление движения (длина 82,58 м). На 59-м км пересечение трассы с автодорогой Сертолово - Комарово будет сделано по металлическому арочному сооружению без съездов длиной более 50 метров.

Для проверки соблюдения правил провоза тяжеловесных грузов проектом предусмотрено строительство стационарного пункта весового контроля. На его территории расположится зона взвешивания, парковка, смотровая эстакада, площадка для задержанных автомобилей и административное здание пункта с помещениями для персонала и водителей. Рядом появится площадка кратковременного отдыха для легковых автомобилей с беседками, урнами и туалетом. Так как части пункта весового контроля будут находиться по разные стороны автодороги, то для их связи предусмотрен надземный пешеходный переход.

Уширение земляного полотна 2-го участка длиной более 36 км предусмотрено с правой стороны. Реконструкция пройдет на четырех существующих развязках на пересечении с автодорогами:

Ушково - Гравийное;

Рощино - Цвелодубово;

Подъезд к поселку Пушное и Голубые озера - Поляны;

Высокое - Синицыно.

В границах участка трасса пересекается с тремя реками: Птичьей, Грязновкой и Великой. Запроектированные мосты через них однопролетные, не разделяемые под каждое направление движения.

На 3-м участке длиной 34 км предусмотрена реконструкция одной существующей развязки - с автодорогой "Толоконниково - Стрельцово" и строительство трех новых:

На пересечении с автодорогой Лейпясуо - Стрельцово;

На пересечении с автодорогой Моховое - Ключевое;

На пересечении с автодорогой "Подъезд к Смирново".

Мост через реку Перовка будет реконструирован с использованием существующих фундаментов опор. Его длина - 91 м.

Развязка на 134-м км будет построена в новом створе. Появится новая арка через железную дорогу Выборг - Житково. Отремонтируют путепроводы над трассой А-181 "Скандинавия" на автодороге Выборг - Смирново и Выборг - Светогорск. Будут расширены мосты и путепроводы через железную дорогу Выборг - Каменогорск, Сайменский канал, реку Селезневка и автодорогу на Брусничное. Также появятся две новые развязки.

Автобусные остановки на трассе оборудуют карманами для заезда автобусов, посадочными площадками и павильонами. Для пешеходов построят крытые надземные переходы с лестничными сходами и пандусами.

Проектировщики реконструкции трассы предусмотрели и скотопрогоны тоннельного типа, которые возведут на путях миграции диких животных в теле насыпи земляного полотна. В районе водоохранных зон установят комплексные очистные сооружения производительностью до 20 л в секунду. Загрязненные стоки будут попадать в них с проезжей части через закрытую ливневую канализацию и после очистки сбрасываться в водоем. Для снижения уровня шума и количества дорожной пыли вдоль жилой застройки установят шумозащитные экраны.

Для верхнего слоя покрытия в проекте рекомендован для использования щебеночно-мастичный асфальтобетон. Повышенное содержание крупного щебня дает отличное сцепление колеса с покрытием в сухую и в дождливую погоду. Также снижается яркость отблеска от дорожного покрытия и улучшается видимость разметки. Кроме того ЩМА обладает такими свойствами как: высокое сопротивление постоянной деформации, водонепроницаемость, стойкость к образованию трещин и отсутствие расслоения. Благодаря чему дорожная одежда капитального типа может прослужить до 13 лет на дороге и до 12 лет - на развязках.

Читайте также

В Петербурге разразился очередной «дорожный скандал»: давно ожидаемая автомобилистами реконструкция трассы «Скандинавия» А-181 (Е-18/М-10), которая обойдется федеральному бюджету в 100 млрд рублей, приведет к рекордной «пробке» при въезде в город со стороны Карельского перешейка. Новая и суперсовременная шестиполоска (которой еще нет, но скоро будет) на границе Ленинградской области и Санкт-Петербурга упрется в старую двухполоску. Причем к реконструкции этого последнего участка приступить сегодня невозможно из-за проблем «бюрократического характера». К сожалению, в этой ситуации, как в капле воды океан, отражаются все проблемы российского дорожного строительства.

Дорога смерти

Именно такое ласковое прозвище заслужила федеральная автодорога А-181 «Скандинавия», ведущая из Петербурга через Выборг к финской границе (после границы она переходит в Valtatie 7 на Хельсинки). На первый взгляд, особенно если вы поедете по ней в будний день, это дорога как дорога – ничем не хуже, а то и получше других. Относительно целое дорожное покрытие, широкие асфальтированные обочины. Ну разве что двухполоска, но этим в России никого не удивишь.

Проблема, как водится, в трафике. По «Скандинавии» проезжает в среднем 30 тыс. автомобилей в сутки. Но это – в среднем. В выходные поток автомобилей резко возрастает за счет туристов: начиная с вечера пятницы петербуржцы едут в короткий автотур на своей машине или с помощью туристических автобусов – больших и малых. В воскресенье вечером все возвращаются, причем многие торопятся попасть в город до закрытия метро (в Петербурге, в отличие от других городов, оно работает до нуля часов).

При этом большинство водителей пренебрегает скоростным режимом (максимальная разрешенная скорость здесь 90 км/ч), а многие – и правилами обгона, включая выезд на встречку через сплошную. Зимой к этим проблемам прибавляется темнота (освещение на трассе отсутствует) и гололед. Не стоит забывать и то, что по той же дороге идут к границе грузовые фуры, и ее же используют тяжелые карьерные грузовики, доставляющие песок и щебень с Карельского перешейка в Петербург.

До шести полос

Именно поэтому известие о том, что трассу «Скандинавия», наконец-то, будут расширять и оборудовать освещением и разделительными конструкциями, стало радостным известием для тех, кто постоянно по ней ездит – причем не только автомобилистов. Работы начались в январе 2015 года, ведет их на первом участке длиной 17,4 км ЗАО «ВАД», которое в декабре 2014 года выиграло конкурс, проведенный подведомственным Росавтодору ФКУ «Севзапуправтодор». Проект реконструкции подготовлен компанией «Петербургские дороги».

Почти никто до недавнего времени не сетовал даже на частичные перекрытия движения, связанные с реконструкцией. Все понимали, что ради комфорта в ближайшем будущем можно и потерпеть. Тем более, что об ограничениях движения своевременно сообщает официальный сайт «Росавтодора» .

Работы финансируются за счет федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России» (2010 — 2020 гг.). Реконструкция трассы «Скандинавия» проходит на пяти участках. Первый – от 47 км до 65 км (от Сестрорецка – то есть, границы между Петербургом и Ленобластью, до деревни Огоньки). Второй — от 65 км до 100 км (от Огоньков до поселка Кирпичное). Третий — от 100 км до 134 км (от Кирпичного до Выборга). Четвертый – от 134 км до 160 км (Выборгская объездная дорога). И пятый — от 160 км до 203 км (от Выборга до подъезда к погранпереходу МАПП «Торфяновка»). Общая протяженность всех пяти участков – около 153 км.

Ходили упорные слухи, что после реконструкции автодорога станет платной, но не успел народ возмутиться, как министр транспорта РФ Максим Соколов дал клятвенное обещание прямо в эфире РБК-ТВ: новая трасса останется бесплатной.

От Сестрорецка до Выборга будет построено по три полосы движения в каждую сторону, разделительная полоса шириной до пяти метров, разноуровневые развязки на пересечениях с автомобильными дорогами и железнодорожными путями. Начиная с Выборгской объездной и до финской границы дорога будет четырехполосной – кто-то съедет на Выборг, кто-то – на погранпереход Брусничное, кто-то – на погранпереход Светогорск-Иматра.

Гром среди ясного неба

И все бы хорошо, да вот про другой конец автодороги, то есть, про въезд в Петербург, в министерстве транспорта и организациях-проектировщиках, не говоря уже об администрации города на Неве, как-то синхронно позабыли. И оказалось, что в Сестрорецке новая скоростная шестиполосная трасса «неожиданно» упрется в старую двухполоску. Оно и понятно: речь идет о больших деньгах, о серьезном объеме работ – а не о том, как конкретный автомобилист будет въезжать в Петербург.

Стоит отметить, что в часы «пик» въехать в Петербург непросто и сегодня. Причем со всех направлений: и с той же «Скандинавии», и с одноименной М-10 «Россия» Москва – Петербург, и с М-20/Е-95 (Киевское шоссе), и с М-11/Е-20 (Таллиннское шоссе), и с М-18/Е-105 (Мурманское шоссе)… Но именно будущая пробка, которая возникнет аккурат на месте старой финской границы (до 1939 года) будет бить все рекорды.

Впервые о ситуации сообщил глава координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Кирилл Поляков на заседании этого самого совета только в начале июня 2015 года. То есть – через пять месяцев после начала реконструкции других участков трассы. На заседании присутствовали министр транспорта Максим Соколов и глава Росавтодора Роман Старовойтов, и, по всей видимости, для них проблема стала откровением.

Дело в том, что проходящий по территории Санкт-Петербурга участок трассы, как оказалось, вообще не был оформлен в собственность города (напомним, что Петербург – это отдельный субъект федерации). Поэтому этот «кусочек» не передать в федеральную собственность и не внести в программу Росавтодора. Проблема оказалась бюрократической и «в целом решаемой», но требующей на эти решения значительного времени.

Как обычно, виноватых нет

То есть, много лет (как минимум пять, а то и больше) никому из чиновников не пришло в голову просто проверить, есть ли в наличии необходимый пакет документов. И вот сейчас Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) занялся формированием земельных участков под трассой, после чего их еще предстоит поставить на кадастровый учет. И только потом их можно будет зарегистрировать как собственность Санкт-Петербурга. А затем предстоит процесс передачи их на федеральный уровень и включение в «Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения»…


Виноватых в том, что дорога и земельные участки, по которым она проходит, не были зарегистрированы в качестве собственности Санкт-Петербурга, как водится, нет. Упомянутый КИО существует всего несколько месяцев, эти функции переданы ему от недавно расформированного Комитета по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ). В процессе административной реформы обычно таких концов не найти никогда – да их никто и не ищет.

В результате гигантская пробка на въезде в Петербург на трассе «Скандинавия» будет стоять несколько лет, пока наконец «бутылочное горлышко» не включат в очередную федеральную программу. Хочется надеяться, что за это время хотя бы успеют расширить примыкающий к «Скандинавии» платный Западный скоростной диаметр (ЗСД). Тот самый, который на северном отрезке тоже по какой-то странной причине построили четырехполосным (в то время как в центральной части его ширина достигнет вообще восьми полос).

Во всяком случае, старший вице-президент группы ВТБ (инвестор Западного скоростного диаметра) Юрий Молчанов признает, что северная четырехполосная часть ЗСД уже не справляется с существующим потоком автомобилей. По его словам, руководство ВТБ не исключает, что северный участок ЗСД придется реконструировать, расширив его как минимум до шести полос.

Что делать нам со всем этим?

Раз уж виноватых нет, всем нам стоит подумать о том, что делать, чтобы в дальнейшем подобных проблем не возникало. Тем более что, как уже было упомянуто выше, проблема не является уникальной: по всей России дорожникам постоянно приходится расшивать «узкие места». И стоит убрать пробку в одном месте, как тут же она собирается в другом – оказывается, снова где-то что-то не додумали, не успели, вовремя не оформили…

Универсальный способ «расшивания» узких мест предлагает директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. По его мнению, необходимо внести в нормативы градостроительного проектирования «правила примыкания» в формате «минимально допустимого уровня обеспеченности объектами» (формулировка из Градостроительного кодекса).


Иначе говоря, нужно прописать, что пользователи автодорог (автомобилисты, если по-нашему, по-простому) должны быть обеспечены продолжением количества полос движения не меньше n-1. То есть, три полосы в одну сторону могут продолжаться только двумя, но никак не одной. Четыре – только тремя и т.д. Сегодня таких нормативов нет, и не то что шестиполоска – восьмиполоска может одномоментно стать двухполосной «магистралью».

«Если бы в РНГП было установлено, что шестиполосная дорога не может переходить в двухполосную, то эта проблема была бы выявлена и начала бы решаться на этапе проекта планировки линейного объекта. То есть, года на три раньше», – считает эксперт.

Финский путь

При этом Александр Карпов признает, что исключительно корректировкой нормативной базы все проблемы не решить: «По бездорожью никто не ездит – интенсивность движения там нулевая, значит, ничего строить не нужно. Построили трассу, другой нет – все поехали здесь, значит, надо ее расширять».

Иначе говоря, правильнее было бы бороться с пробками не нормативами и не «расшиванием узких мест», а созданием широкой сети автодорог. Действительно, если есть возможность проезда по альтернативным маршрутам, автомобили не будут сбиваться в кучу на единственной автотрассе – каждый поедет наиболее удобным для него путем.

В принципе, именно так решается проблема и в соседней Финляндии, ведь никаких серьезных проблем на финском продолжении «Скандинавии» нет, хотя на пути к Хельсинки эта трасса далеко не везде широкая и скоростная. Кроме того, во всем мире количество полос на трассах увеличивается по мере приближения к мегаполису: двухполосные дороги становятся четырехполосными, четырехполосные расширяются до шести. Это можно наблюдать и при подъезде к Таллинну и Вильнюсу, к Минску и Витебску, что вполне логично: на трассу выезжают все новые и новые машины – из расположенных вдоль нее городов и деревень все едут в сторону центра притяжения – большого города.

Официально:

На эту публикацию довольно-таки оперативно отреагировал ФКУ «Севзапуправтодор». Пресс-секретарь ведомства Юлия Петриняк пояснила, что о проблемах участка 44-47 они знали еще в 2012 году. Тогда же, три года назад, разработали проект по реконструкции его, а в 2013-м даже получили положительное заключение Государственной экспертизы и «начались переговоры между ведомствами, в ходе которых обсуждались различные варианты решения возникшего вопроса».

Как видно, переговоры явно затянулись, и разрешились только в июне 2015-го, когда участок решили-таки передать в федеральную собственность. Когда закончатся бюрократические процедуры, сказать сложно, но реконструкция, по плану ФКУ «Севзапуправтодор», завершится в 2019 году.