История развития глянцевых изданий в россии. Ссср: чем гордились советские люди и о чём им не рассказывали


30 декабря 1922 на Первом Всесоюзном съезде Советов главами делегаций был подписан Договор об образовании СССР. Первоначально в состав СССР входили только 4 союзные республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР, а на момент распада Союза в 1991 году союзных республик было 15. Сегодня многим истинность достижений этой страны кажется спорной, учитывая, какой ценой за эти достижения пришлось заплатить, но невозможно отрицать и тот факт, что эпоха СССР стала временем глобальных перемен во всех отраслях жизни страны. Сегодня о достижениях великой страны и о том, о чём её гражданам предпочитали не говорить.

1920 – 1930-е годы: электрификация всей страны и великие стройки

Главным достижением Страны Советов 1920-х годов стала электрификация страны, борьба с беспризорностью и ликвидация безграмотности. Для всех советских граждан медицинское обслуживание и образование стали бесплатными. В Крыму открылся детский оздоровительный лагерь «Артек».


1930-е годы вошли в историю как время великих строек: в рекордные сроки был построен Беломорско-Балтийский канал, введены в строй агрегаты на ДнепроГЭСе. Страна взяла курс на индустриализацию. Размах получили разработки отечественных учёных, связанные с сельским хозяйством - борьбой с засухой, механизацией, химизацией и повышением урожайности. Начинает развиваться новое направление науки - ядерная физика.


Именно в эти годы снимаются первые советские фильмы «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Цирк» и «Веселые ребята» Григория Александрова, Шолохов пишет свой роман «Тихий Дон», за который позже он получил Нобелевскую премию по литературе.

1920-е – 1930-е годы: время репрессий


Большевики начали репрессии против политических противников сразу после Октябрьской революции. Но продолжались они и в 30-е годы. Тогда широко была распространена борьба с «вредительством», саботажем, политическими преступлениями, большая часть дел по которым была фальсифицирована, и борьба с кулаками. Только за период с августа 1937 по ноябрь 1938 было казнено 390 тыс. человек и 380 тыс. отправлено в ГУЛАГи. Это время вошло в историю и как время репрессий в отношении этнических меньшинств, в частности немцев, латышей, поляков, румын и болгар.

Символ счастливого детства в СССР – улыбающаяся девочка на руках у Иосифа Сталина. Это 6-летняя Геля Маркизова, которая приехала в Кремль со своим отцом, одним из руководителей делегации от Бурят-Монголии.


Правда, тогда никто и представить не мог, что уже через год девочке придётся сменить фамилию, а её лицо пропаганда отдаст самой известной пионерке страны Мамлакат Наханговой. А всё потому, что отца Гели назвали шпионом японской разведки и расстреляли, а она закономерно стала дочерью врага народа.

1940 – 1950-е годы: победа над фашизмом и развенчание культа личности

1940-е отметились страшной войной, победой над фашизмом и началом восстановления страны. В это время в Москве построены лучшие произведения сталинского ампира: комплекс высотных зданий в разных районах столицы, получивший название «7 сестер» и новые станции столичного метро. Именно в это время начинается «холодная война» и гонка вооружений между Западом и СССР. Это подтолкнуло к созданию лучших образцов советской военной техники.


8 марта 1950 года СССР официально объявил о наличии атомной бомбы, положив конец американской монополии на самое разрушительное в мире оружие. В 1953 году СССР сообщает и об успешном испытании водородной бомбы. В период с 1954 по 1960 осваиваются целинные земли Казахстана, Урала, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. В 1957 на воду спущен атомный ледокол «Ленин». Именно в это время впервые с 1908 года советские ученые получили несколько Нобелевских премий.


В 1956-ом Никита Хрущёв выступает на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором развенчивает культ личности покойного «отца народов». В 1961 тело Сталина вынесли из Мавзолея. Начались массовые переименования: Сталинград - в Волгоград, столицу Таджикской ССР Сталинабад переименовали в Душанбе. Повсеместно демонтировали памятники Сталину, а многие художественные фильмы подвергли цензуре с целью избавления от «навязчивого образа».


В эти годы по всей планете гремит слава русского балета, а одним из самых весомых событий культурной жизни становятся Гастроли Большого театра.


В 1958 фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова получил Золотую пальмовую ветвь на фестивале в Каннах. И в этом же году присудили Борису Пастернаку за роман «Доктор Живаго». Правда, поэта от премии вынудили отказаться, а роман в СССР так и не был напечатан.

1950-е годы: время умалчивания неудач

Советским гражданам о неудачах предпочитали не рассказывать. Так ещё в 1957 году, задолго до Чернобыльской аварии, случилась более масштабная катастрофа, связанная с распространением ядерных веществ. Авария в Кыштымске оставила без домов 11 тыс. людей, радиоактивному воздействию подверглись порядка 270 тыс. человек. В первый раз о трагедии упомянули только в 1960 году, а о её последствиях известно стало только в начале 2000-х.

1960 – 1970-е годы: лидерство в космосе и в хоккее

1960-е годы для СССР стали временем лидерства в мире космических технологий, которое началось с полёта в космос первого человека – Юрия Гагарина. Даже злопыхатели СССР называли это событие «неподдельным достижением советского времени».


1960-е – это ещё и годы мирового признания культуры страны Советов. Нобелевскую премию по литературе получает Михаил Шолохов. Скрипач Давид Ойстрах не только собирает концертные залы по всему миру, но и становится членом Американской академии наук и искусств в Бостоне, почётным членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, член-корром Академии искусств в Берлине, Бетховенского общества, Шведской музыкальной академии в Стокгольме, почётным доктором музыки Кембриджского университета и кавалером орденов ряда европейских стран. На мировой оперной сцене гремят имена Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Галины Вишневской, Майи Плисецкой, Тамары Синявской, Рудольфа Нуреева, Натальи Макаровой и Михаила Барышникова. Фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» на Венецианском фестивале получает «Золотого льва».

В период с 1970 года по 1973 происходят первые в мире мягкие посадки на Венеру советских космических станций Венера-7, Венера-8, Венера-9 и Венера-10. Начинается главная комсомольская стройка страны – строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМа). 1970-е стали ещё и триумфом советского хоккея.


В 1977 году право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней (от начального до высшего) закрепили 45-ой статьёй Конституции.

1960 - 1970-е годы: экологические катастрофы и эпоха застоя


Кто-то считает брежневскую эпоху «золотым веком», записывая на счёт этого времени построенные заводы, статистику роста, построенные заводы, гениальные фильмы и другие непревзойдённые достижения. Обличители «застоя» констатируют провалы снабжения населения, дефицит товаров, низкое качество продукции и разрушительные экологические последствия хозяйственной деятельности.

В частности, в 1960-х из-за орошения Аральское море, которое в ту пору было четвёртым по величине озером в мире, начало высыхать. С 1960 года до 2007 его площадь поверхность этого водоёма сократилась с 68,90 тыс. км. кв. до 14,1 тыс. км. кв.


1977 год запомнился гражданам СССР серией террористических актов в Москве. Взрыва было три: в вагоне московского метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская», в торговом зале продуктового магазина на Большой Лубянке и около продовольственного магазина на Никольской. В результате 7 человек погибли, 37 получили ранения. Главным организатором и руководителем терактов был признан Степан Затикян, армянский националист, который жаждал «наказать русских за угнетение армянского народа». Против вынесенного ему смертного приговора выступили советские диссиденты, а в частности А. Д. Сахаров.

Период 1980-х начался с Московской Олимпиады. В 1981 фильм «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова получает «Оскар». Известно, что позже Рональд Рейган, готовясь к встрече с Михаилом Горбачёвым, посмотрел этот фильм 8 раз, пытаясь «понять загадочную русскую душу».


В конце 1980-х на политическую арену выходит Михаил Горбачёв. В стране начинает витать дух свободы, перестройки и гласности. Мало кто мог предположить, что страна вышла на финишную прямую своего существования. 15 ноября 1988 года советский корабль-космоплан многоразовой транспортной космической системы «Буран» совершил свой первый и единственный полёт, завершив, пожалуй, эпоху достижений СССР.

В результате внутрипартийной борьбы в 1957 г. Н.С. Хрущев занял должность Председателя Совета министров. Став главой партии и руководителем правительства, он сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Курс социальных и политических реформ получил гарантию продолжения.
Была прекращена подготовка к процессам над «врагами народа» (дело врачей, ленинградское дело). Ликвидирован ГУЛАГ. МГБ переименован в Комитет Государственной безопасности при Совмине СССР. Началась реабилитация жертв репрессий, пересмотрено 16 тыс. дел. За фальсификацию преданы суду некоторые руководители органов безопасности. В печати началась критика политики Сталина.
На 20-м съезде КПСС в феврале 1956 г. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем содержались сведения о массовых репрессиях 30-40 гг. Их причины связывались с отступлениями от марксистского понимания роли личности в истории и с амбициозным характером Сталина.

Духовная атмосфера первой половины 60-х гг. продолжала в целом быть атмосферой «оттепели». Явление «оттепели» многогранно: это и надежды на обновление социализма, порожденные XX съездом КПСС, и стремление к творческой свободе, и жажда понять страну, в которой живешь, и романтическое увлечение ленинизмом, освобожденным от сталинских искажений, и попытки выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов, и вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний, не боясь окриков, не оглядываясь на авторитеты. Именно этими принципами и надеждами определялся духовный облик поколения шестидесятников.

В годы «оттепели» к читателям вернулись запрещенные в прежние годы С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, И.Э. Бабель, Б.А. Пильняк, М.М. Зощенко, стало возможным изучать творчество В. Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова, слушать не звучавшие ранее произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна и др. Были опубликованы «Русский лес» Л.М. Леонова, «Не хлебом единым» В.В. Дудинцева, «Искатели» Д.А. Гранина, «Братья и сестры» Ф.А. Абрамова, «Теркин на том свете» А.Т. Твардовского, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Значительным явлением литературной и политической жизни стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. В Москве открылся театр «Современник», постановки которого («Вечно живые», «Голый король» и др.) вызывали восторг и споры публики. Кинофильм М.К. Калатозова «Летят журавли» был триумфально показан на Каннском фестивале. А еще были вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие сотни почитателей молодых Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Р.И. Рождественского, песни Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого.

В декабре 1958 года был совершен переход от обязательного семилетнего к восьмилетнему образованию. Среднее образование можно было получить или в школе, или в системе начально-профессионального образования (СПТУ), или в вечерних школах рабочей молодежи без отрыва от производства. Поступление в ВУЗ зависело от рабочего стажа и рекомендации предприятия. Расширена система вечернего и заочного высшего образования, но она была малоэффективна. Большинство выпускников ВУЗов стремилось осесть в крупных городах. Поэтому получило распространение система распределения выпускников на предприятия с обязательным сроком отработки.

В 60-е годы продолжались активные исследования в области ядерной физики и освоения космоса. В 1957 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года состоялся первый космический полет вокруг Земли Ю.А. Гагарина. После долгого перерыва возобновились исследования в области генетики и генной инженерии. Однако правительство основное внимание уделяло развитию военно-промышленного комплекса (ВПК), где были сосредоточены основные научные и финансовые силы страны. Программа мирного освоения атомной энергии была вспомогательной к программе по разработке атомного вооружения.

От оттепели к эпохе застоя

Один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века, его по праву называют революционным. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй Мировой войны, экономическое возрождение пятидесятых годов и «бэби-бум», приведший к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества, не могли не повлиять и на модные тенденции. Мировоззрение молодых, их взгляды и вкусы становились все более значимыми. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила. В сформировалось такое понятие, как «молодежная мода».

Небывалое развитие научно-технического прогресса 1950-х годов, частью которого стали космические исследования, также нашли отражение в модной индустрии. В космическом состязании двух сверхдержав США и СССР победу одержало советское государство. Первый в истории человечества полет в космос, осуществлённый Юрием Гагариным в 1961 году, а затем, в 1963 году - первый полет в космос женщины-космонавта, выполненный Валентиной Терешковой, вдохновили многих блистательных кутюрье того времени на воплощение космической темы в моде . Советские летчики-космонавты стали героями дня, для них был открыт весь мир, они представляли СССР за рубежом и принимали иностранных гостей у себя на Родине.


В СССР по-прежнему происходили поиски собственного стиля и создание уникальной системы производства, способной сделать жизнь советского человека комфортной и безоблачной. Правда «рог изобилия», древний символ богатства, почитаемый архитекторами времён «сталинского ампира», так и остался лишь украшением на каменных стенах. А настоящим символом советского времени, переходящим из десятилетия в десятилетие - был дефицит.

В начале 1960-х годов режим Хрущёва переживал кризис. Первый секретарь ЦК КПСС вызывал недовольство партийных чиновников и терял свой авторитет в обществе.

Хрущевские реформы не привели к улучшению социально-экономического положения людей в СССР. Многие из них оказались малопродуманными и совершенно не подготовленными. За 11 лет своего правления Хрущёв не смог изменить принципы социалистического развития. Сталинский тоталитаризм был уничтожен, но до демократизации дело так и не дошло. При Хрущёве политический режим в стране превратился в авторитарную систему, получившую дальнейшее развитие в период брежневского правления. В 1964 году закончилась короткая советская «оттепель», после отставки Хрущева во главе государства встал Леонид Ильич Брежнев, в стране начался период «застоя».

Два параллельных мира, в одном из которых жили простые советские люди, а в другом обосновались те, кто ими руководил и строил для них светлое будущее, мирно существовали рядом друг с другом, и никогда не пересекались.

Люди слышали одно, а видели иное, но были так воспитаны и воодушевлены начальниками из параллельного мира, что до поры до времени верили, терпели, надеялись.


Официальная мода в СССР соответствовала новым мировым тенденциям. Журналы мод 1960-х годов наглядно демонстрировали, что изменения, происходящие в этот период, очень быстро были зафиксированы и донесены до сведения советских граждан.

Но вот реальная жизнь вносила деструктив в информационно-просветительскую идиллию.

Подчиняясь идее создания уникальной советской моды , журналисты и искусствоведы писали о бессмысленности ежегодных модных перемен и предостерегали от подражания модам западным. Производители одежды должны были выпускать вещи простые, функциональные, лишенные ультрамодных элементов. Очевидно, в этом было рациональное зерно, но простые вещи без ультрамодных элементов должны были хотя бы радовать глаз.

Медленный рост производства потребительских товаров приводил к превышению спроса над предложением. Социалистическая экономика, основывалась на плановом хозяйстве. План диктовал и требовал проценты, а не красивую одежду. Частая смена стандартов и следование за модой при таких условиях были невозможны. Например, воспоминая о тех временах, сотрудники Алтайского Дома моделей с гордостью рассказывали, что каждый год их Дом моделей создавал две промышленные коллекции, которые поступали в производство, а на одном из швейных предприятий города Бийска конвейер, на котором работало 79 человек, за 15 минут выдавал готовое швейное изделие. А носить то хотелось не швейные изделия, а красивую и модную одежду.


Перед государством стояла приоритетная задача - дать народу необходимые вещи по низкой цене, которая являлась бы доступной для каждого. Достигнуть этого можно было путём снижения издержек производства, т.е. уменьшая затраты на все производственные операции. Поэтому проблемой массового производства являлось отсутствие гибкости. Смена модели означала лишние расходы, приостановку процесса, а, следовательно, уменьшение количества готовой продукции, из-за чего новые модели осваивались неохотно. То же самое происходило и при производстве тканей. Лёгкая промышленность была не в состоянии обеспечить страну модной готовой одеждой.

Как отмечал в 1964 году главный художник киевского Дома моделей: «Для массового производства наши модели неприемлемы. А на швейных фабриках моделирование ведётся собственными силами, но часто очень плохо. Разрыв между моделирующими организациями и производством – основная беда нашей работы». Об этой проблеме говорили на многих швейных предприятиях Советского Союза.

Швейные фабрики действительно часто занимались моделированием самостоятельно, причем практика показывала, что на самом деле, хорошие, радующие глаз модели, которые наверняка бы пользовались спросом у потребителя, создавать самостоятельно им было по силам, но даже собственные качественные разработки не шли в массовое производство, а оставались лишь выставочными моделями. Еще одной проблемой, которую было невозможно решить при социалистической системе производства, была поставка тканей на фабрики, производящие готовую одежду. Нельзя сказать, что в стане была катастрофическая ситуация с текстильной продукцией, отечественные ткани неплохого качества были, но не для производящих предприятий и моделирующих организаций. Образцы, которые получали фабрики и Дома моделей, были либо плохие, либо очень плохие.

Работа ткацких и швейных фабрик являлась постоянной темой для советской прессы, где все время появлялись взаимоисключающие друг друга опусы, повествующие о деятельности предприятий, производящих ткани и одежду. В одних пелись хвалебные оды, прославляющие советское производство, в других – звучала критика, вскрывались недостатки, высмеивались уродливые и однообразные модели. Еще одной темой, полной противоречий и полярных мнений была торговля. Журналисты с пристрастием рассказывали о браке, халтуре, грубости, дефиците, но при этом радостно информировали о великолепном обслуживании и новых достижениях. Из газет и журналов люди узнавали о чудесах, которые были старательно скрыты от глаз потребителей. Ощутить, что кто-то действительно заботится о тебе, стараясь сделать быт лёгким и комфортным как-то не получалось, зато можно было почитать об этом в прессе.


В многие крупные города имели собственные Дома моделей . Модные показы и, так называемые, творческие отчёты для населения проводились даже в сельских Домах культуры. Так что посмотреть на модную одежду и узнать о том, чем занимаются модельеры-конструкторы, мог каждый советский труженик. Такие показы обязательно сопровождались комментариями искусствоведа, рассказывающего не только о демонстрируемых моделях и новых тенденциях моды, но и о том, что такое хороший вкус, как найти свой стиль, что можно сочетать в комплекте одежды и чего следует избегать.



Главным учреждением, определяющим направление официальной моды, был ОДМО – Общесоюзный Дом Моделей одежды в Москве . В Доме моделей работали самые крупные профессионалы модельного дела - Вера Аралова, Тамара Файдель, Лина Телегина, Татьяна Осьмеркина, Елена Стерлигова, Александр Игманд и многие другие советские модельеры. В 1965 году в ОДМО пришел работать молодой модельер Слава Зайцев, ставший одной из самых значимых фигур в истории отечественного модельного бизнеса. Его творческие разработки еще в период СССР были замечены на Западе. В 1965 -1968 годах за создание «Русской серии» французская пресса назовет Зайцева «Красным Диором».



Вектор моды для всей страны задавал и ВИАЛЕГПРОМ. В СССР существовал Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) - орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. У Госплана была целая структура организаций, одной них был Государственный комитет по легкой промышленности, в который, в свою очередь, входил ВИАЛЕГПРОМ - Всесоюзный институт ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды.

На методические показы ВИАЛЕГПРОМа съезжались представители Домов моделей со всей страны. Возвращаясь из Москвы, они информировали свои рабочие коллективы о «центральной установке» и принимались за создание новых коллекций. В ВИАЛЕГПРОМе можно было под расписку получить для ознакомления образцы импортной одежды, некоторые из них с целью изучения разрешалось распарывать. Отечественные конструкторы одежды, в работах которых чувствовалось влияние зарубежных модельеров, подвергались критики идеологического отдела ЦК КПСС. В прессе то и дело появлялись статьи об отсутствии собственного взгляда и подражательстве Западу.

У ВИАЛЕГПРОМа было издание «Модная одежда» - каталог моделей одежды, рекомендованных методическим совещанием специалистов Домов моделей союзных республик. Такой каталог издавался ежегодно, он включал в себя модели одежды крупнейших Домов моделей СССР «наиболее ярко характеризующих направления моды в одежде». Достать такой каталог было очень сложно, так как его тираж был всего 10 000 экземпляров. Кроме того, для Общесоюзного Дома моделей и других моделирующих организаций издавалась брошюра «Мода за рубежом», где излагались главные мировые тенденции, и публиковалась подборка фотографий из таких журналов, как «Vogue», « L"Officiel», «Elle», «l"art et la mode» и др.

К сожалению, в СССР назревали проблемы, которые имели гораздо более глубокие причины, чем примитивизм одного руководителя.

Как и Запад, СССР переживал системный переход. Две конкурирующие системы в материальном смысле развивались почти синхронно. Наука и техника были примерно на одинаковом уровне. Где-то впереди был Запад, где-то – СССР.

К началу 1960-х годов не только разрушенная войной промышленность и сельское хозяйство были не только полностью восстановлены, но и были сделаны большие шаги вперёд. Созданная система обороны и ядерный щит были достаточны, чтобы внешняя военная сила не представляла опасности.

В СССР, конечно, не было создано общество изобилия, но повсеместно был достигнут здоровый материальный достаток. Все были обуты, одеты, накормлены, обучены, имели возможность отдыхать и пользоваться медициной.

В этой ситуации прежний принцип – работай так хорошо, как можешь, а распределение будет по принципу наиболее нуждающегося, переставал действовать.

Когда рядом голодный и босой, надо накормить и обуть его в первую очередь. Но когда все накормлены, то нет смысла работать изо всех сил, чтобы обеспечить соседа удовольствиями, которых ему хочется. Когда люди начинают работать ради удовольствий, а не ради совместного выживания, то неизбежно начинается конкуренция за право получить больше удовольствий и получить их раньше соседа.

В такой ситуации и военно-командная организация производства, и военно-командная организация общественного сознания переставали давать результаты и теряли смысл.

В 1961 году была сбылась высшая мечта естественнонаучной идеи, высшая мечта физики – полёт человека в космос.

В XIX веке чудом был паровоз, в 1920-е годы – трактор, электричество и радио, в 1930-е – заводы-гиганты. В 1960-е годы выдохлась даже фундаментальная теоретическая физика.

Все мечты материалистической науки осуществились. В материальном смысле дальше мечтать было не о чем, кроме товаров для своей кладовки.

Доля городского населения России превысила 50 процентов. Сам того не ведая, СССР начал превращаться в идеалистическое общество, в котором преобладают излишки и отношения людей между собой, а не отношения людей и природы.

Выбор 1960-х

Страна была в ключевой точке, в точке бифуркации. Наступил переход из «царства естественной необходимости», когда развитие определялось не столько желаниями, сколько внешними факторами и материальными нуждами тела. Наступил переход в «царство осознанной необходимости», в «царство субъективной свободы», где развитие сверх необходимого зависит только от желания, фантазии и воли самих людей.

Само общество осознавало, что произошли сильные перемены и что нужны новые цели. Вспыхнули споры физиков и лириков, споры идеалистов и материалистов. Среди экономистов началась теоретическая дискуссия товарников и антитоварников. Они спорили о том, есть ли товарно-денежные отношения при социализме, или их нет.

Вместо бесконечного цитирования классиков, экономистам достаточно было сходить в народ, и поинтересоваться, строятся ли ежедневные отношения людей посредством товаров и денег, или на каких-то иных принципах. Думают ли люди в первую очередь о товарах и о деньгах, или у них иные ценности.

В конечном счёте, выбор новых целей был за руководством партии. Ключевые решения были приняты на XXI съезде в 1959 году. На XXII съезде в 1961 году была одобрена Третья программа КПСС.

Третья программа КПСС констатировала, что цель революции 1917 года полностью достигнута – социализм в СССР построен и надёжно защищён.

Дальнейшая стратегия, стратегия построения коммунизма к 1980 году, заключалась в трёх главных целях:

1. Развитие материально-технической базы коммунизма, то есть дальнейший рост промышленности.

2. Удовлетворение растущих потребностей населения в потреблении товаров.

3. Усиление коммунистического воспитания нового человека.

Таким образом, в обществе, ставшем по сути своей идеалистическим , на первое место было поставлено развитие производства. Предполагалось, что производительные силы принесут счастье сами собой.

Это был сильный шаг назад даже по сравнению с 1917 годом, когда на первое место выдвигалась справедливость, борьба с буржуазией как классом, а уже потом материальность.

Более того, эта стратегия просто не работала в условиях насыщения. Если для обработки всех полей и лугов страны нужно 2 миллиона тракторов, а есть 200 тысяч, то каждый новый трактор даёт большу ю помощь. Но когда уже есть 2 миллиона тракторов, то дальнейшее увеличение их производства идёт только во вред.

В этот момент надо не увеличивать производство, но свернуть его просто до уровня замены изнашивающегося и улучшать качество, уменьшать энергоёмкость и так далее. Планирование от достигнутого и увеличение производства по инерции совершенно не учитывают, что рано или поздно наступает переход количественных изменений в качественные.

В такой ситуации рост производства становится не улучшением жизни людей, а ростом показателей в отчётах. Главной становится всё та же счётная книга (которая перекочевала из религии денег в теорию Маркса), рост транзакций, только выраженных не в золоте, а в рублях или в натуральных показателях. От натуральной счётной книги до настоящей золотой счётной книги – один шаг.

Хозяйство стало «экономикой», экономика – фетишем, экономикой ради экономики.

Более того, в условиях идеализации общества переставала работать теория трудовой и физической стоимости Маркса.

Товары удовольствия нельзя выразить через затраты труда и измерить в килограммах или метрах. Для инвестиций в лёгкую промышленность, в продукции которой главным показателем являются субъективные потребительские свойства товаров и их субъективное качество, нельзя использовать те же формулы, которые работали при инвестировании в объективную тяжёлую промышленность.

Советское ценообразование велось от ГОСТов. На функциональные товары несложно установить ГОСТ, который измеряет десяток их наиболее важных физических характеристик. ГОСТ на товары удовольствия установить практически невозможно, ибо удовольствие физикой не измеришь.

Материалистическое мышление налагало сильные ограничения и на производителей товаров. Они считали, что если товар сделан хорошо с их точки зрения, то это объективно хороший товар. Надо же было смотреть глазами покупателя, понимая, что товар – субъективная категория.

Статусные товары вообще были вне советского мировоззрения. Поэтому их место в обществе стали занимать примитивные, но яркие и редкие импортные товары.

На втором месте в новой программе партии стояло развитие товарного потребления , и лишь на третьем – развитие сознания. Между этими двумя целями было прямое, хотя и неосознанное противоречие.

На первый взгляд, потребление – это материальное, воспитание – это духовное. Но по своему влиянию на сознание, увеличение потребления товаров как цель, особенно поставленная вперёд духовности – это прямой путь в идолопоклонничество. Это привязка сознания к товарам и деньгам, это развитие религии денег.

«Разоблачив» культ Личности с одной стороны, и поставив целью увеличение зарплаты и потребления товаров с другой стороны, партия сама сказала людям, что надо побольше думать о деньгах и товарах, и поменьше о святых понятиях.

Для коммунистического воспитания был принят простой и чёткий, глубоко христианский по сути, Моральный кодекс строителя коммунизма, который мы привели в 3-й главе.

Но в повседневной жизни коммунистические идеи становились дежурной риторикой, которая использовалась для достижения более важных целей – роста производства и роста потребления (нередко личного потребления идеолога).

Зависть, алчность и жадность невозможно победить увеличением материального производства.

В довершение всего, XXII съезд вписал в программу партии и положение об отмирании государства по мере строительства коммунизма. Учитывая, что коммунизм планировалось построить к 1980-м годам, то получалось, чтои государство должно было отмереть к этому времени.

Если продолжать развитие буржуазной революции по прямой, то товарно-денежные отношения действительно ведут к отмиранию государства (и заменой его наднациональными корпорациями). Но если говорить о государстве справедливости, о государстве как о системе защиты от насилия, то оно не отомрёт никогда.

Это положение стало троянским конём в сознании общества, и во время перестройки активно использовалось для уничтожения Советской власти.

Принятие Третьей программы КПСС сопровождалось символическим жестом. XXII съезд постановил вынести тело И.В.Сталина из мавзолея.

Почему в 1961-м году было решено построить коммунизм за двадцать лет?

Посмотрите, сколько было сделано за предыдущие двадцать лет – с 1941 по 1961 год. Несмотря на войну, несмотря на огромные оборонительные расходы. Если уж столько можно было сделать за двадцать лет при нищете, то что можно сделать за двадцать лет при мощнейшей промышленности и с лучшей в мире наукой.

Можно ли было построить коммунизм за двадцать лет?

Можно, если бы в марксизме не было догмата материализма. «Научный коммунизм» должен быть стать не материалистической дисциплиной, но сознательно разработанной религией. Требовался не только и не столько дальнейший рост производства, ибо уровень необходимого был обеспечен, сколько управление желаниями, тонкое и гибкое управление сознанием людей и общества. Счастье не может быть материальным.

Развитие техники и рост материального производства имеют смысл только как развитие сознания. Если познание останавливается, а производство вещей продолжается, то в такой ситуации дегенерирует любое общество.

Научный коммунизм – это создание непротиворечивого, сбалансированного, саморазвивающегося духовного мира общества. Научный коммунизм – это управление общественным сознанием.

То, как программа партии предполагала переход к коммунистическим отношениям, не могло не создавать сильнейшего внутреннего противоречия в каждом человеке. С одной стороны, материальное развитие и материальное потребление являются главной целью человека и общества. С другой стороны, человек должен постоянно отказываться от этой главной цели, жертвовать собой. Его стимулом должны быть идеи и идеология, которые сама же теория признаёт второстепенной надстройкой.

При таком раздвоении сознания большинство людей сознательно или бессознательно выберут первичное – материальное и отбросят идеологию. Небольшая часть людей отбросит материальное и выберет духовное. Те же, кто попытается совместить, будут вечно несчастными и психически нестабильными.

Более того, примат производства ещё и порождает суеверный страх перед производительными силами, которые якобы управляют миром. Он парализует волю и способность человека развивать эти самые производительные силы.

Вместо того чтобы относиться к производству как к полностью подвластному человеку инструменту, начинается преклонение перед производительными силами. Появляется боязнь «прогневать» их, поступить неправильно. Боязнь нарушить некие мифические пропорции их развития, никому не известные, но смутно указанные в произведениях классиков, которые непонятно как трактовать. Чем больше люди думают о том, как их развивать, тем больше неуверенности в их действиях. Возникает целый сакральный культ производительных сил.

В этом смысле слепая погоня за прибылью имеет большое преимущество. Производство рассматривается исключительно как второстепенный инструмент. Нет никаких предрассудков и суеверий, чтобы заставить работать производство и подчинить природу.

Полуголодное и разутое общество 1920-40-х годов, все силы которого были направлены на выживание, было великим, потому что презрело то, чего у него не было, и жило идеями.

Сытое и богатеющее общество 1960-1980-х годов становилось всё более обывательским, потому что поставило своей целью то, что у него и так было – материальное потребление.

Почему в 1960-е годы были поставлены сугубо материальные цели? Как иногда спрашивают, почему Сталин не подготовил себе смену?

Где в 1950-1960-е было найти коммуниста, который бы закончил духовную семинарию?

С начала индустриализации года прошло двадцать пять лет жизни на непрерывном военном положении, в условиях постоянного и предельного напряжения сил, в условиях горячей и холодной войны. Гонка по развитию физической науки и техники и армейская организация общества были не желанием, но единственно возможным способом выживания. Эти условия отнюдь не способствовали отбору в руководство философов, как и развитию вольнодумства в обществе в целом.

Советское руководство состояло из глубоких технарей и производственников или из военных. Их сознание было практичным, трудолюбивым, работоспособным, смекалистым. Но оно не было ни возвышенным, ни духовным, ни философским.

У великой страны может быть только духовный руководитель.

50-е годы

Увлечение рок-н-роллом.
Из интервью с Миком Джеггером (1996 год):
Рок-н-ролл настоян на злости, одолевавшей молодежь от скуки, от установки на бунт… Черная музыка привнесла в рок-н-ролл сексуальность. Насилие свойственно рок-н-роллу с самых его первых дней.
Из этого признания деятеля рок-музыки становятся понятными разрушительные социальные последствия внедрения рок-музыки в общество. Сразу после того, как в середине 50-х годов началась передача рок-музыки по радио в Америке, последовал взрыв разводов.

Отошел ко Господу преподобный Лаврентий Черниговский (Проскура) (1868-1950).
- (1950-1953) война США в Корее.
- Упрощено великое древнее письмо в Китае. Древний пиктографический китайский стал мертвым языком.

Открыта структура молекулы ДНК, случайное возникновение которой полностью исключено. Бурное развитие молекулярной биологии не оставило поля деятельности для теории эволюции. Трудно представить, что современные компьютеры с современными операционными системами создались сами, без целенаправленного замысла. Устроение же молекул с миллиардами атомов и сверхточными взаимодействиями много сложнее компьютера. Критику теории эволюции специалистом по молекулярной биологии см. в книге: Michael Denton. Evolution - A Theory In Crisis; Burnett Books, 1985, pp. 368). «Сейчас твердо установлено, что картина разнообразия на молекулярном уровне образует высокоорганизованную иерархическую систему. На молекулярном уровне каждый класс уникален, изолирован от других и не связан промежуточными звеньями. Таким образом, молекулы, подобно окаменелостям, не подтверждают наличия мифических «промежуточных звеньев», которые ищут и все никак не могут найти биологи-эволюционисты. Опять-таки, единственные отношения, определяемые с помощью современных методов, - горизонтальные. На молекулярном уровне ни один организм не может быть назван «предковым», «примитивным» или «продвинутым» по отношению к «родственным организмам» (с. 290).

К.С.Льюис: Хроники Нарнии (1950–1956). Э.Ионеско: «Лысая певица» (The Bald Soprano) (антидрама): «Да, кстати, как поживает лысая певица? - Спасибо, хорошо, сменила прическу… »

Умер Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950).
- «Сказ о каменном цветке» Прокофьева.
- Шнеерсон, «Музыка на службе реакции».

Cтатья М. Борна «Состояние идей в физике и перспективы их дальнейшего развития».

- † поэт С.С.Бехтеев, офицер Белой Армии, автор стихов Царского цикла.

Посвящается Их Императорским Высочествам Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час…

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

г. Елец, Октябрь 1917 г.
Стихотворение "Молитва" было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В.Гендрикову Их Императорским Высочествам в г. Тобольск, после расстрела его текст был обнаружен в дневнике Великой княжны Ольги.

Дж. Р.Р.Толкин роман в 3 книгах «Властелин Колец» (1954–1955) Невероятная популярность этой книги. Названа самой популярной книгой ХХ века.

Н. Н. Носов (1908–1976): Трилогия - Приключения Незнайки и его друзей (1954), Незнайка в Солнечном городе (1958) и Незнайка на Луне (1971)

С 1954 года правительство принимает ряд постановлений и решений о смене архитектурной направленности. В 1959 году запрещено строительство нетиповых зданий без специального разрешения Госстроя СССР. Так началась борьба с «архитектурными излишествами»: строительство «хрущоб», блочных «черемушек» по всей стране - осуществление пророчества св. Космы Этолоса (1714-1779): «города будут как бараки». Обратим внимание на коварную ложь в названии кампании: превращение домов в стандартные коробки есть борьба не с излишествами в архитектуре, а с самой архитектурой, с самой идеей красоты, которая должна вдохновлять человека, вливать в него творческие силы подъемной радости жизни.

Термин «плацебо-эффект» введен американским врачом Генри Бичером.
- 6 ноября в СССР произведено первое в мире испытание водородной бомбы.
- «Кукуруза - это тот конь, который нам нужен» (Хрущев): начало продвижения любимого генсеком растения в несвойственные ему широты.

В НАТО вошла ФРГ

Хрущев вернулся к политике депопуляции страны: принят Указ Президиума ВС СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов», приведший к резкому сокращению рождаемости. Уже в 1959 г. число абортов в России составило в среднем 4 на одну женщину репродуктивного возраста. Стремительный рост абортов продолжится до снятия Хрущева в 1964 г., когда будет зафиксирован их максимальный уровень за всю предшествующую историю России - около 5,6 млн, или 169 абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста. А в 1965 году соотношение родов и абортов составит 100 к 278.

† блаженный старец Николай Тотемский

В Москве открылся Первый международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского.

28 ноября - Постановление ЦК КПСС «О мерах прекращения паломничества к так называемым «святым местам». Запрещены организованные паломничества к семистам учтенным властями святым местам. Отняты все монастырские гостиницы, запрещено ночевать в монастырских церквях. Для выполнения постановления подготовлена секретная инструкция, разрешавшая применять любые методы для устрашения и недопущения верующих к святыням.

17 июля Конгресс США принял Закон (Public Law) 86-90 (P.L.86-90) "О порабощённых нациях", нацеленный на расчленении России. К ее народам обращены слова Закона: "Так как эти порабощённые нации видят в Соединенных Штатах цитадель человеческой свободы, ищут их водительства в деле своего освобождения и обретения независимости и в деле восстановления религиозных свобод христианского, иудейского, мусульманского, буддистского и других вероисповеданий, а также личных свобод и так как для национальной безопасности Соединенных Штатов жизненно необходима поддержка стремления к свободе и независимости, проявляемому народами покорённых наций… именно нам следует надлежащим официальным образом ясно показать таким Народам тот исторический факт, что Народ Соединенных Штатов разделяет их чаяния вновь обрести свободу и независимость". На протяжении последующих после принятия этого закона 50 лет каждый из президентов США давал клятву о его исполнении. По оценкам экспертов, его реализация обошлась американским налогоплательщикам на сумму более 4 млрд долларов. Советский Союз распался, однако Закон Public Law 86-90 никто не отменял, он продолжает действовать по сей день.

Созданное Кристоферо Кокерелем судно на воздушной подушке совершило первое демонстрационное плавание.

Михаил Светлов. «Все выше»:
Мы поднимаемся все выше, выше,
Не на деревню дедушке мы пишем,
Летят к созвездьям наши голоса
И всех планет мы знаем адреса.

- «Жизнь взаймы» Ремарка.

Конец 50-х - начало 60-х:

Громкая поэзия шестидесятников.

Апрель - попытка американского вторжения на Кубу в районе Плайя-Хирон с целью свержения правительства во главе с Фиделем Кастро.

Вселенский патриарх Афинагор предложил Папе римскому Павлу VI встречу в Иерусалиме, на которой была отменена взаимная анафема (однако снятие анафемы возможно только при публичном отречении еретиков от заблуждений, чего Католическая церковь делать не собирается).

Кульминация антирелигиозной истерии в СССР. Постановление ЦК КПСС от 2 января «Мероприятия по усилению антирелигиозного воспитания населения» ставит задачу: полная ликвидация Церкви. Но вместо того ликвидируется гонитель. Снятие Хрущева со всех постов в праздник Покрова Божией Матери. Провалился проект чудовищной орфографической реформы, направленной на разрушение общества (предлагалось писать: заец, доч, мыш, намаж, соцыализм, огурци, щоки)

- (1964-1973) - вооруженная операция США против фронта Патет-Лао в Лаосе.
- Создание Театра на Таганке .
- Создание ансамбля «Мадригал».
- Денисов, «Солнце инков».
- Свиридов, «Курские песни», «Деревянная Русь».

Фильм «Фантомас» (показ фильма в СССР приведет к росту подростковой преступности).

- (1965-1973) война США во Вьетнаме.
- II Ватиканский собор (1962-1965): месса сокращена в два раза, доведена до 45 минут, до одного часа сокращено время поста перед причастием, богослужение переведено с латинского на национальные языки. Последствия реформы, пытавшейся пойти навстречу миру, оказались катастрофичными: отказ от латинского языка резко сократил посещаемость богослужений, за период с 1964 по 1972 год отреклись от сана 13 440 священников…
- Открытие реликтового излучения, еще раз подтвердившего откровение Библии о том, что создание света предшествовало появлению светил.

Умер У.Черчилль. «Политичекие деятели думают о будущих выборах, государтвенные деятели думают о будущих поколениях».

Суровейшая зима 65/66 года (Замерзло Балтийское море).

Поверхности Луны коснулся первый безпилотный космический зонд «Луна-9».
- Франция вышла из военной структуры НАТО.


Преподобный Севастиан Карагандинский

Отошел ко Господу преподобный Севастиан Карагандинский (Стефан Васильевич Фомин, 1884-1966).

Фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев". Вышел на экраны спустя три года, в 1969 году.

- «Свадебные песни» Ю. Буцко.
- «Шесть пьес для арфы и струнного квартета» Леденева.
- Вторая симфония Пярта.
- Второй скрипичный концерт Шнитке.
- Второй фортепианный концерт Щедрина.

Шестидневная война Израиля с арабскими странами. Нефть подорожала на 20 процентов.

Космическое законодательство ООН: государства не имеют прав на небесные тела, о частных владениях не сказано, потому лунная поверхность активно распродается с 1980 года.

Первая международная телепередача (25.06.1967 г...
- «Дело Денисова» (попытка исключения из Союза композиторов, лишения работы в Московской консерватории).
- Волконский, «Странствующий концерт» (1964- 67).
- Со второй половины 60-х годов - реакция на авангард (бороться больше не с чем). А. Караманов поворачивается от авангардного языка к тональному в связи с поворотом к религиозной тематике.
- Опера «Виринея» С. Слонимского.

Начало раскручивания сконструированной взрослыми мировой «молодежной» сексуальной революции, самой зловещей и кровавой в истории. Взрывоподобный рост детоубийств (абортов) через четыре десятилетия приведет к вымиранию коренного населения США, Европы, Христианских стран СНГ и России, к замене его выходцами из стран ислама и иных стран мира - в осуществление пророчеств Сивилл. Сивиллы, девственницы-пророчицы в народах языческих, почитались христианскими писателями - Евсевием, Иустином, Климентом Александрийским, Иеронимом, Августином и другими.

161 … Увы, несчастные люди
162 Рода последнего в мире, злодеи ужасные, как же
163 Не понимают, глупцы, что, если жены не станут
164 Больше рождать детей, людское племя угаснет?
165 Время жатвы приспело, коль некие, словно пророки,
166 Будут вещать по земле и много обмана измыслят.
167 Тут придет Велиал и немало знамений явит.
Книги Сивилл, песнь 2.

По справке С.С. Аверинцева, Велиал - «центральный антагонист дела Иисуса Христа». В Книге Сивилл трактуется как антихрист.

Пандемия гриппа 1968-69 годов как знамение - предупреждение Божие в ответ на безумное озлобление жизни (ср. с пандемией 1918-1919 годов, унесшей 40-50 миллионов жизней).

Вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию.
- По инициативе Д. Рокфеллера создан Римский клуб: образы глобальных проблем человечества.
- «В круге первом» и «Раковый корпус» Солженицына.
- «Плотницкие рассказы Василия Ивановича Белова.
- «Атомная сказка» Юрия Кузнецова :

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

- Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

Сказка подвела итог нелепой дискуссии «физиков» и «лириков».

Кризис в жизни и творчестве Штокхаузена: «В 1968 году я был очень близок к смерти, к самоубийству… Но затем я нашел для себя сверхрелигиозный путь». Его музыка становится проводником оккультизма.

Credo Пярта.
- Концерт-рапсодия для фортепиано и оркестра Хачатуряна.
- «Звоны» Щедрина.
- Поп-культура: начало арт-рока («Дженезис»).
- «Театр и симфония» В. Конен.

Смерть Юрия Гагарина

Американскими военными создан прообраз интернета.
- Первый астронавт Нил Армстронг на Луне . (Существует гипотеза о фальсификации лунной эпопеи американцами)

- «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс, сумевшей разговорить умирающих - первое научное исследование психологии умирания. За этой пионерской работой последовал ряд других: у той же исследовательницы - «Смерть не существует» (1977). Чтобы жизнь наша была правильной и смерть тоже, нам надлежит помнить о страшных фазах умирания (№ 2 - безумной ярости, № 4 - безпредельного ужаса), научно подтвердивших Библейское предостережение: «смерть грешников люта».

- «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева (1938-1990). Постмодернизм.
- «Полифонический концерт» (На древнерусские церковные темы) Ю. Буцко.

60-е годы

- Булат Шалвович Окуджава (1924-1997), бард (поэт-композитор-исполнитель), становится кумиром. Много лет назад жена Булата Окуджавы Ольга приезжала к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. В разговоре она посетовала, что ее муж не крещен, и даже не хочет креститься, и вообще равнодушен к вере. На что отец Иоанн спокойно сказал ей: «Не волнуйся, ты сама его окрестишь». Она была совершенно поражена и только спросила: «Как же я сама окрещу?» - «А вот так и окрестишь!» - «А как же назову его? Булат ведь имя неправославное». - «А назовешь, как меня, - Иваном», - ответил отец Иоанн и заторопился по своим делам.
И вот перед смертью, в Париже, Булат Шалвович позвал жену Ольгу и сказал, что хочет креститься. Он уже отходил, было поздно звать священника, но Ольга знала, что в таких случаях можно крестить и без батюшки. Она лишь спросила его: «Как тебя назвать?» Он ответил: «Иваном». И она сама крестила его с именем Иоанн. И только потом вдруг вспомнила, что лет пятнадцать назад ей обо всем этом говорил старец Псково-Печерского монастыря.
Иное суд Божий, иное суд человеческий. И Господь, правосудный и милосердный, безконечно любящий каждого человека, дает каждому все для спасения души. Только бы мы сами по неразумию своему не сопротивлялись Его благой и премудрой воле.

Расцвет социологии поп-культуры.

С середины 60-х - переход к экстернализму (социальный, социально-психологический, экономический контекст) - политизация искусства, эстетики, музыки.
- Популяционная биология, учение о популяции. Эволюционная единица не вид, не особь, а популяция.
- Академизация исполнительства, сужение репертуара.
- Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина.
- В Россию приходит волна эзотеризма в конце 60-х. Комиссия Мейлаха.
- Качественный рывок в развитии информационно-коммуникационных технологий в США.