Занятия князей и бояр в древней руси. Повседневная жизнь жителей киевской руси

Бояре - высшее сословие феодалов в Русском государстве в XI-XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. С переходом от раннефеодальной монархии к феодальному обществу боярство усилилось. В н. XII в. бояре получили повышенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника. Бояре являли из себя новых гражданских феодалов и в Новгороде и Пскове победили старую военно-служилую знать - князей. Здесь боярство было элитарной прослойкой. Доходы бояр складывались от земельных вотчин, особенно крупных на новгородском севере. Особенности землевладения заключались в неразвитости вассалитета и боярство выступало как безусловный собственник земель. Бояре могли определять юридическую судьбу своих земель (дарить, менять, продавать) в условиях высокой товарности экономики, отсюда следует ещё одна особенность: отношения боярства с собственным зависимым населением строились на отношениях экономической зависимости. Однако в большинстве земель бывшей Киевской Руси князьям удалось подавить сепаратизм бояр и установить свою власть в форме монархии. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии. В XV в. - высший чин служилых людей по отечеству. Бояре потеряли право свободного перехода. Теперь они обязаны были служить не удельным князьям, а Великому князю Московскому, и присягать ему в этом. Он, в свою очередь имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы, лишать имущества и жизни. В н. XVIII в. слились с дворянством. Академик Греков Б.Д. писал: “Бояре нашей древности состоят из двух слоёв. Это наиболее богатые люди, называемые часто людьми “лучшими, нарочитыми, старейшими” - продукт общественной эволюции каждого данного места - туземная знать, а также высшие члены княжеского двора, часть которых может быть пришлого и неславянского происхождения. Терминология наших летописей иногда различает эти два слоя знати: “бояре” и “старцы”. “Старцы”, или иначе “старейшие”, - это и есть так называемые земские бояре. Летописец переводит латинский термин “senatores terrae” - “старци и жители земли” (Nobilis in portis vir ejus, guando sederit cum senatoribus terrae” - взорен бывает во вратех муж ее, внегда аще сядеть на сонмищи с старци и с жители земли). По возвращении посланных для ознакомления с разными религиями, Владимир созвал “бояри своя и старци”. “Никакого не может быть сомнения, - пишет по этому поводу Владимирский-Буданов, - что восточные славяне издревле (не зависимо от пришлых княжеских дворян) имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu,seniores, кметы и др.терминами”. Эти земские бояре отличаются от бояр княжеских. Владимир I созывал на пиры “боляр своих, посадников и старейшин по всем городам”, в своем киевском дворце он угощал “боляр, гридей, сотских, десятских и нарочитых мужей”. В Новгороде особенно ясно бросается в глаза наличие этих земских бояр. Когда в Новгороде при кн.Ярославе новгородцы в 1015 г. перебили варяжских дружинников, князь отомстил избиением их “нарочитых мужей”, составляющих здесь “тысячу”, т.е. новгородскую военную, не варяжскую организацию. В 1018 побежденный Болеславом Польским и Святополком Ярослав прибежал в Новгород и хотел бежать за море; новгородцы не пустили его и заявили, что готовы биться с Болеславом и Святополком, и “начаша скот сбирать от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен”. Совершенно очевидно, что новгородское вече обложило этим сбором не княжеских дружинников, которых в данный момент у Ярослава не было, потому что он прибежал в Новгород только с 4 мужами, а местное население, и в том числе бояр.Таких же местных бояр мы видим в Киеве. Ольговичи, нанесшие поражение киевскому князю Ярополку Владимировичу (сыну Мономаха) в 1136, как говорит летописец “яща бояр много: Давида Ярославича, тысяцкого, и Станислава Доброго Тудковича и прочих мужей. много бо бяше бояре киевкии изоймали”. Это были бояре киевские, а не Ярополковы, т.е. местная киевская знать Итак, бояре есть разные, точно так же, как и городские и сельские жители.”.

Кто такие бояре? Это высшее сословие, которое существовало на Руси с 10 по 17 век. К привилегированному классу относились также великие и удельные князья.

Возникновение боярства

В иерархической лестнице бояре занимали ведущую роль сразу после великого князя, участвовали наряду с ним в управлении государством.

Данное сословие выделилось в 9 веке, когда началось становление Древнерусского государства. Среди них в течение 10-11 веков отдельно существовали княжеские и земские бояре. Первых еще называли княжими мужами, а вторых - градскими старцами. Именно последние являлись потомками родоплеменной знати. Когда в 11 веке княжих мужей наделили землей, они слились с земскими боярами, став единым сословием.

Князья и бояре в делах государственных в 12-15 веках

Так как бояре являлись вассалами князя, в их обязанности входила служба в его войске. Но было у них и много привилегий: имели право на отъезд к другому князю; и господство на территории своих вотчин; своих вассалов.

Раздробленность Руси, происходившая в 12-15 веках, повлекла за собой ослабление княжеской власти. При этом произошло усиление экономической мощи боярского сословия, рост его политического влияния.

Например, на территории Галицко-Волынского княжества и на Новгородских землях в 13 веке бояре взяли в свои руки решение государственных дел, которое осуществлялось на так называемых советах. Из-за сильного влияния данного сословия Черниговское, Полоцко-Минское, Муромо-Рязанское княжества не имели могущественной княжеской власти.

Соперничество князей с боярами-вотчинниками

Чтобы ослабить влияние бояр-вотчинников, князья прибегали к помощи служилых бояр и дворян.

Когда начиная со второй половины великокняжеская власть стала вновь усиливаться, появились так называемые путные бояре. В их полномочия входило управление отраслями дворцового хозяйства.

Кто такие бояре путные? Это конюший, сокольничий, чашничий и т.д. Также к ним относились воеводы, в управлении которых находились отдельные территории, отошедшие им в кормление.

Образование повлекло за собой ограничение прав бояр, которое заключалось в сужении рамок иммунитета, стеснении и отмене к концу 15 столетия права отъезда к другому князю. Социальный статус сословия изменился.

Распределение власти в 15-17 веках

Кто такие бояре начиная с 15 века? Теперь это высший чин среди служилых людей по отечеству. Наличие такого звания означало то, что человек мог участвовать в деятельности это давало право считаться высшим думным чином. Бояре, как правило, теперь находились на главных административных, судебных и военных должностях, стояли во главе приказов.

Бояре-вотчинники, продолжавшие сопротивляться режиму образовавшегося централизованного государства, лишились многих социально-экономических и политических привилегий. Всяческие протесты и выступления незамедлительно подавлялись. Боярская аристократия сильно пострадала от опричнины Ивана IV.

С приходом на престол Романовых распределение влияния среди сословий сильно изменилось. Теперь экономически окрепли служилые бояре и дворяне 17 века, тогда как многие знатные династии пресеклись. Именно по этим причинам постепенно стало наблюдаться исчезновение сословных различий между боярством и дворянством. А когда поместное и вотчинное землевладение, согласно приказу 1714 года, объединилось, их и вовсе негласно объединили в понятие «помещики». Позднее этот термин модифицировался в слово «баре», или «барин».

В 1682 году местничество отменили, и теперь бояре все меньше участвовали в государственных делах. А в начале 18 века Петр I и вовсе отменил звание боярина.

Жизнь бояр и дворян

Дворяне и бояре 17 века в России, как уже упоминалось ранее, стали объединяться в одно сословие.

Если говорить о быте, то по оставшимся артефактам тех времен можно сделать вывод, что в дворянских и боярских усадьбах было много оружия и серебряных вещей, дорогостоящих украшений и предметов интерьера. К 17 веку многие усадьбы превратились в феодальные замки, в которых могло жить от 60 до 80 человек.

Появление первых поистине шикарных по тем временам поместий относится к 10-11 векам. Постепенно часть из них в процессе различных реформ разорялась. Хозяева запускали свои усадьбы. Но представители предприимчивых родов, сумевших сохранить богатство и территории, к 16-17 векам обнесли свои поместья высокими стенами, превратив их в настоящие замки.

Быт бояр и дворян в 17 веке

Постепенное проникновение европейской модели жизни в материально обеспеченные сословия привело к повышенной заботе о комфорте жизни. А как иначе понять, кто такие бояре и дворяне? Высшие материально обеспеченные сословия показывали это, как только могли: стали на столах появляться разнообразные столовые приборы и салфетки, индивидуальная посуда и скатерти. Теперь каждый член семьи имел отдельную комнату. Особенно богатые династии использовали посуду из фаянса, олова и меди.

Представители известных фамилий того времени (Голицыны, Нарышкины, Одоевские, Морозовы и др.) украшали свои большие каменные дома по последнему слову европейской моды: на стенах дорогие обои, ковры и кожа; зеркала и картины; большое количество источников света, в частности люстры и декоративные свечи.

Как хозяева, так и слуги одеваться стали на европейский манер: легкие дорогие ткани, свободный покрой, украшения из золотого и серебряного шитья и драгоценных камней. Несмотря на то что европейские платья были скорее исключением, нежели постоянным явлением в России 17 века, привилегированные сословия во многом стали следовать веяниям западной моды.

Еще одним новым элементом жизни обеспеченных бояр и дворян стали хобби. Игра в шахматы, посещение концертов и другие развлечения стали неотъемлемой частью жизни богачей. Они передвигались на легких экипажах с рессорами и слугами на запятках, носили парики, а мужчины стали брить лицо.

Посадская верхушка жила скромнее. Представители ее одевались в суконное платье, мебель и посуда не были такими дорогими. Но и в их жизни налицо было стремление к комфорту. В комнатах можно было увидеть картины, часы, зеркала. Прием гостей осуществлялся в специальных парадных залах.

Дворяне старались копировать царские покои, конечно, не с царским лоском, но все же. В их хоромах появились окна со слюдой, мебель, изготовленная из резного дерева, ковры на полах.

Кто такие бояре в Валахии и Молдавии?

На территории Валахии и Молдавии этот феодальный класс сложился в 14 веке. Внутри него наблюдалась определенная классификация. Родовые бояре были владельцами баштин (вотчин), а поместные - жалованных поместий. С течением времени различия между ними стали стираться. В составе бояр независимой Румынии 19 века появились выходцы из крупных купцов и чиновников. На этих территориях ликвидация бояр как класса произошла только 22 марта 1945 года в процессе реализации закона об аграрной реформе.

Термины "бояре" и "дворяне" в учебнике истории

Кто такие бояре и дворяне? Определение по истории дает четкий и краткий ответ на этот вопрос.

Дворяне — представители привилегированного сословия, возникшего в феодальном обществе.

Бояре — представители высшего слоя существовавшего с 10 по 17 веках на территории Киевской Руси, Московского княжества, Болгарии, Молдавского княжества, Валахии, с XIV века в Румынии.

в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОЯРЕ

1) высший думный чин в XII–XVIII вв. 2) Высшее сословие феодалов (наряду с великими и удельными князьями) в X–XVII вв.; занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении.

В Древнерусском государстве – потомки родоплеменной знати, члены княжеской дружины (с XI в.) – «княжие мужи». Первоначально за свою службу (поручения по суду и управлению) получали в «кормление» села и города. Позже с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь боярства (бурный рост боярского землевладения за счет захвата земель с крестьянами), в период формирования самостоятельных княжеств Б. становятся богатейшими и влиятельнейшими феодалами. Б. были вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому сюзерену и являлись полными господами (сеньорами) в своих вотчинах (обладали правом иммунитета), имели своих вассалов. В XII–XIV вв. возросло их политическое значение в государственном управлении.

Большинство старейших боярских родов Московского государства вели свое происхождение с XI–XII вв. В XIV в. государственная власть в Московском княжестве принадлежала как самим великим князьям, так и княжескому совету (позднее ставшему Боярской думой), состоявшему из 10–20 наиболее знатных Б., среди которых наибольшую власть имели тысяцкий, казначей и окольничие. Именно из этого совета в начале XV в. вышла особая категория «бояр введенных», а позднее и «бояр путных». Лица в звании-Б. занимали высшие должности по гражданскому и военному управлению. Им поручалось управление главными приказами, они назначались воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, вели дипломатические переговоры с иностранными послами. В случае выезда Из столицы царь «приказывал боярам Москву», т. е. поручал им центральное управление на время своего отсутствия. Б. сопровождали царя в поездках, участвовали во всех церемониях Государева двора, назначались воспитателями («дядьками») наследников.

В XIV–XV вв., по мере складывания Русского централизованного государства, имущественные и политические права Б. ограничивались, происходили изменения в социальном составе. С XV в. Б. – высшие чины среди служилых людей «по отечеству», участвовавшие в заседаниях Боярской думы. Во 2-й половине XVI–XVII вв. состав Б. сильно изменился, многие знатные боярские роды пострадали в годы опричнины и послеопричные годы, другие вымерли, третьи экономически ослабли. В XVI в. и особенно в XVII в. места Б. в высшем государственном аппарате постепенно занимали представители неродовитого дворянства, возведенные в боярский чин родственники цариц (Стрешневы, Милославские, Нарышкины и др.). так называемые «Б. по кике». В XVII в. большое значение приобрели нетитулованные Б. (А.Л. Ордин-Нащекин, А.С. Матвеев и др.), выслужившие боярство. Отмена в 1682 г. местничества сильно подорвала влияние боярства. Благодаря этим процессам происходило стирание различий между боярством и другими группами дворян, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладения, юридически оформленная в 1714 г. Звание «боярин» было отменено Петром I в начале XVIII в. в связи с ликвидацией Боярской думы и реорганизацией государственного управления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОЯРЕ, представители высшего слоя общества в Древнерусском государстве, русских княжествах и землях, Русском государстве, России в 10 - начале 18 века; высший чин в Боярской думе с 15 века. Этимология слова «бояре» и история бояр периода 10 - начала 13 века остаются спорными, преобладает мнение о заимствовании слова «бояре» из тюркского дунайско-болгарского языка через старославянский язык в форме «болярин» со значением «знатный, богатый человек». В нарративах 11-12 века, по преимуществу переводных (в том числе в текстах по библейской и византийской истории), доминирует форма «болярин» с дополнительным значением - «властель», представитель власти. Эти бояре составляли окружение носителей верховной власти - «старозаветных» царей и византийских императоров. Такое понимание слова «бояре» закрепилось в древнерусском обществе и внедрилось в систему понятий, обозначавших его социальную иерархию. С рубежа 11-12 века в летописных памятниках бояре упоминаются как в синхронных сообщениях, так и в известиях о более ранних событиях на Руси, относившихся к концу 10 века. Со 2-й четверти 12 века и особенно в 13 веке слово «болярин» довольно широко использовалось в летописях и других нарративах, светских и церковных законодательных текстах, в документах (актах) при описании норм права и событий в Древнерусском государстве. С 13 века в источниках преобладает форма «боярин».

В современной российской историографии сложились две основные точки зрения в отношении бояр 10 - начала 13 века. Сторонники первой (И. Я. Фроянов и др.) видят в них родоплеменную знать, противостоявшую князю и старшей дружине («княжим мужам») и являвшуюся социально-политическим ядром «городов-государств», вступавших с князьями в договорные отношения. Бояре возглавляли государственно-политические институты «городов-государств», занимая должности посадников (по крайней мере, в ряде подобных городов) и тысяцких.

Согласно второй точке зрения, бояре были связаны с княжеской властью, составляя с «княжими мужами» старшую дружину и высший, привилегированный слой судей-управителей, обязанных князю военной и другими службами. При этом одни исследователи (А. А. Горский и др.), представляющие вторую точку зрения, датируют интеграцию бояр в систему связей с князем-сувереном рубежом 10-11 века и утверждают, что должности посадников и тысяцких первоначально замещались боярами путём княжеских назначений, а территориально-владельческие связи бояр были совместимы с их включением в окружение князя. Другие учёные (М. Б. Свердлов и др.) относят интеграцию бояр (родоплеменной знати) с «княжими мужами» в одну сословную группу бояр ко 2-й трети 12 - 1-й трети 13 века. И те и другие видят основы такой интеграции в развитии земельной, «феодальной» собственности (вотчин) на селе, преуменьшая (а порой, не принимая во внимание) значение вотчинной собственности бояр в городах. Но изначально именно городского дворовладения бояре определяли их территориально-сословную сплочённость (тема разработана В. Л. Яниным и его школой применительно к Новгороду).

Раздробление древнерусского государства со 2-й трети 12 века на ряд княжеств (и их последующее дробление на более мелкие княжества) и земель способствовало росту региональных особенностей в положении бояр. В Новгородской земле (с 1136 года Новгородской республике) с рубежа 11-12 веков бояре контролировали институт посадничества, которое в 13-15 веках непрерывно реформировалось под воздействием борьбы между кланами бояр, противоречий между городскими концами, частых восстаний, а также под влиянием взаимодействия с великокняжеской властью. Во 2-й трети 12 века бояре стали главной общественной силой, в том числе в отношениях с князьями. К концу 13 века в Новгороде оформился совет господ, куда входили бояре. Не позднее 2-й трети 14 века под контроль бояр перешёл также институт тысяцких. Реформы начала 15 века превратили социальный и государственно-политический строй Новгородской республики в олигархию бояр. В Галицко-Волынском княжестве 13 века бояре являлись влиятельной политической силой при относительно сильной княжеской власти и сохранили свой статус после 1239-40 годов. Тогда и позднее под боярами здесь понимали не только элитные группы нетитулованной знати, но и более широкий круг привилегированных земельных собственников, обязанных нести военную службу. Сходной была эволюция бояр в других русских княжествах, аннексированных в конце 13 - начале 15 века Великим княжеством Литовским. Не позднее 2-й трети 15 века название «бояре» закрепилось там за средними и мелкими землевладельцами, обладавшими некоторыми привилегиями и обязанными государству военной службой. В Северо-Восточной Руси на эволюцию отношений бояр с князьями (великими и удельными) повлияла совокупность факторов. В результате политической борьбы 1174-75 и 1212-18 годов произошло ослабление бояр старых политических центров (Ростов, Суздаль) и относительное усиление власти великого князя владимирского. Установление зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды, ордынские набеги 13-15 веков (в особенности до 1430-х годов), а также пандемии привели к физическому уничтожению большинства старых боярских родов (в 16-17 веках родословная очень немногих фамилий восходила к домонгольскому времени и даже к концу 13 века; одно из исключений - Шимоновичи-Воронцовы-Вельяминовы). Во 2-й половине 14-15 века пополнение бояр шло за счёт низких слоёв «свободных» вотчинников, попадавших на княжескую службу. Имелись различия в положении «старых» и «новых» бояр не только по происхождению, но и по местоположению их вотчин. Уже с 14 века под боярами в Северо-Восточной Руси понимали не только элитную группу нетитулованной знати (выходцы из неё входили в совет при князе, занимали высшие посты в системе управления и княжеского хозяйства, смотри Кормление), но и более широкие слои привилегированных, обязанных военной службой вотчинников, соучаствовавших в управлении податным людом в качестве мелких кормленщиков. И тех и других бояр сближали право (обязанность) несения военной службы и соучастия в управлении, право на свободный отъезд к другому князю (постепенно сужавшееся к концу 15 века), характер вотчинного землевладения (существовала «боярская земля» наряду с княжеской, церковной и другими землями), наличие, хотя и в разном объёме, судебного и финансового иммунитета, принципы выделения отдельных бояр в элитарные или локальные микрогруппы (выделялись лица, именовавшиеся с отчеством на «-вич» и обладавшие семейным статусом, т. е. состоявшие в браке или вдовцы).

Ликвидация института тысяцких с конца 14 века в большинстве княжеств означала устранение прежних элементов организации бояр. Новые способы организации реализовались в структурах Государева двора. Он вобрал в себя служилое боярство и менее статусные слои. Со 2-й трети 15 века совокупность сословных групп двора описывалась в источниках как «бояре и дети боярские» (в 12-13 веках как «бояре и дворяне», в конце 13 - начале 15 века как «бояре и слуги вольные»). Облагораживание малостатусных слоёв (что и зафиксировали изменения в терминологии) означало также постепенное закрепление термина «бояре» за высшими слоями элиты.

С середины 15 века под боярами понимали почти исключительно членов Боярской думы, а также лиц, принадлежавших к элитарным группам нетитулованной, а позднее и титулованной знати, вошедшей в состав двора великого князя московского Ивана III Васильевича в большом количестве в качестве территориально-клановых сословных групп служилых князей. С конца 15 века бояре - лица, пожалованные чином «боярин», а также лица, обладавшие правом боярского суда по должности, занимаемой ими в центральных органах власти, в княжеском хозяйстве или местном самоуправлении (наместники). Чин «боярин» не был наследственным. В 16-17 веках бояре являлись высшим правящим слоем в Русском государстве, составляли вместе с другими думными чинами и рядом высокостатусных групп двора «политическое сословие» при великих князьях московских, а затем царях. Они обладали значительной земельной собственностью и дворами-резиденциями в Москве и других городах, имели самое высокое материальное и денежное обеспечение, занимали высшие посты в государственном управлении, при военных и дипломатических назначениях, были необходимой, естественной средой дворцовой жизни царей. До конца 17 века соперничество разных кланово-родовых «дворцовых партий» бояр, занимавших различные позиции в вопросах престолонаследия (конец 15 века, середина и конец 16 века), внешней и внутренней политики, являлось одной из ключевых составляющих политической борьбы в Русском государстве.

В более широком плане в историографии под боярами понимают совокупность титулованных и нетитулованных фамилий, члены которых традиционно входили в состав Боярской думы в качестве бояр или окольничих. В 16 веке было свыше 75 подобных фамилий (из них около 50 - титулованные княжеские роды). В 17 веке при значительном обновлении генеалогического состава и увеличении численности бояр и окольничих число этих фамилий сократилось до 45-50 (на долю титулованных родов пришлось свыше половины).

Бояре, как и сословная иерархия 16-17 века, перестали существовать в годы реформ царя Петра I. Последнее пожалование в чин «боярина» состоялось в 1712 году.

В 16-17 веках крестьяне и холопы называли боярами помещиков и вотчинников. Слова «барин», «баре», произошедшие от слова «бояре», имели широкое хождение в 18-19 веках, употребляются и поныне.

Боярами называлась также привилегированная сословная группа землевладельцев в Молдавском и Валашском княжествах, а затем в Румынии (румынский boerii), сложившаяся в 13-14 веках. В Средневековье она разделялась на родовых, владевших баштанами (отчинами), и поместных, владевших мошиями (поместьями). Ликвидирована в ходе аграрной реформы 1945 года.

Лит.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в северо-восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975; Назаров В. Д. «Двор» и «дворяне» по данным новгородского и северо-восточного летописания (XII-XIV в.) // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981; он же. Новгородские посадники. 2-е изд. М., 2003; Crumey R. О. Aristocrats and servitors: the boyar elite in Russia, 1613-1689. Princeton, 1983; Завадская С. В. «Болярин» - «боярин» в древнерусских письменных источниках // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М., 1986; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половина XV - первой трети XVI в. М., 1988; Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 годы). СПб., 1992; Фроянов И. Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003; Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). Новгородская икона. XII век Wikimedia Commons

Рождение

Рождение мальчика в княжеской семье — веха в жизни всей династической линии, появление новых перспектив, надежду на которые старшие родствен-ники закладывают уже при имянаречении . Новорожденный княжич получает два имени — родовое (княжеское) и крестильное, оба выбираются с учетом негласных правил. Например, в домонгольской Руси действовал запрет на наречение именем живого родственника (отца или деда), а имена дядьев были наиболее актуальны.

В условиях постоянных разъездов княжич не всегда появлялся на свет в хоро-мах: например, Ипатьевская летопись рассказывает, как в 1174 году князь Рюрик Ростиславич ехал из Новгорода в Смоленск, и на полдороге в Лучине-городке княгиня родила сына, который получил «дедне имя» Михаил, а княжеское «дедне же имя» Ростислав, став полным тезкой своего деда.

Отец маленького Ростислава подарил ему Лучин городок, в котором он родился, и построил на месте его рождения церковь Святого Михаила. Основание храма в честь рождения наследника, особенно первенца, — прерогатива князей, обладающих наибольшей властью. Так, например, Мстислав Великий основал церковь Благовещения на Городище, развалины которой можно видеть и по сей день под Новгородом, в честь рождения своего первенца Всеволода, носившего крестильное имя Гавриил (одна из двух главных фигур Благовещения — архангел Гавриил). В свою очередь, Всеволод Мстиславич, когда у него родился сын, заложил «во имя сына своего» церковь Святого Иоанна.

Постриги

Постриги — социальная практика, присущая Руси и, вероятно, другим славянским народам. Благодаря сообщениям летописи о постригах сыновей Всеволода Большое Гнездо (1154-1212) Ярослава и Георгия мы узнаем, что совершался этот обряд, когда мальчику исполнялось два-три года, и заклю-чался он в пострижении первых волос и посажении на коня, причем некоторые исследователи предполагают, что княжич при этом был облачен в свои первые доспехи.

Посажение на коня символизировало начало вступления во взрослую, воинскую жизнь, демонстрировало физическую дееспособность человека. В противоположность этому при описании слабого от старости человека (например, в сообщении о смерти «старца доброго» Петра Ильича, сопрово-ждавшего князя Святослава) летописец характеризует его как уже неспособного сесть на коня.

Софийский собор. Великий Новгород. XI век В. Робинов / РИА «Новости»

В Новгородской первой летописи сообщается о том, что в 1230 году во время постригов Ростислава Михайловича, сына Михаила Всеволодовича Чернигов-ского, приехавшего с отцом в Новгород, сам архиепископ Спиридон «уя влас» (остриг волосы) княжичу. Совершался этот обряд в Софийском соборе — главном храме города, что, очевидно, служило делу укрепления позиций черниговских князей в Новгороде.

Первое правление

Первое правление под рукой отца часто начиналось очень рано. Упомянутого Ростислава Михайловича, только что прошедшего постриги, отец оставил в Новгороде одного под присмотром архиепископа Спиридона. В то время как отец вернулся в свой город Чернигов, присутствие сына в Новгороде представ-ляло здесь власть Михаила Всеволодовича, и хотя это еще не правление, но уже начало самостоятельной политической жизни.

Ярослав Владимирович, новгородский князь, послал своего сына Изяслава править в Великие Луки и защищать Новгород от Литвы («от Литвы оплечье Новгороду»), но на следующий год княжич скончался — одновременно со смертью своего брата Ростислава, который находился при отце в Новгороде. Не исключено, что оба они были отравлены сторонниками черниговских князей. Известно, что Изяслав умер в возрасте восьми лет, то есть его самостоятельное правление в Великих Луках началось, когда княжичу было всего семь лет.

Лаврентьевская летопись подробно сообщает о проводах Всеволодом Большое Гнездо его сына Константина (последнему было 17 лет) на первое княжение в Новгород. Провожать его выходит вся семья и горожане, отец дарит ему крест «сохранник и помощник» и меч «прещение (угроза) и опасение» и говорит напутственные слова.

Разумеется, молодому князю в первом правлении помогает авторитетный наставник. Так, например, в Киево-Печерском патерике говорится о том, что маленького Юрия (Георгия) Долгорукого на правление в Суздальскую землю сопровождает Георгий, и это совпадение имен, по-видимому, представлялось чем-то судьбоносным.

Сын князя — заложник

Не всегда роль наследника правителя помпезна и привлекательна. Иногда свое детство подросток вынужден проводить в стане прежнего врага своего отца. Эта традиция встречается и в других средневековых обществах. Например, когда норвежский конунг Олав Трюггвасон (963-1000) победил ярла Оркнейских островов Сигурда, сына Хлёдвира, последний крестился и крестил свой народ, а сына Сигурда, по прозвищу Собачка, Олав взял с собой. Пока сын ярла жил при дворе конунга, Сигурд выполнял свою клятву, но когда Собачка умер, Сигурд вернулся к язычеству и перестал подчиняться конунгу.

Благодаря русским летописям мы знаем, что сын Владимира Мономаха Святослав был в заложниках у половецкого князя Китана, и, когда дружина Ратибора подговорила Владимира напасть на людей Китана, самым опасным делом было выручить Святослава, который подвергался серьезному риску.

Огромные страдания черниговскому князю Святославу Всеволодовичу причинил захват Всеволодом Большое Гнездо его сына Глеба в плен. Святослав буквально обезумел: он нападает на своих прежних союзников Ростиславичей, затем собирает на срочный совет ближайших родственников — Ольговичей. К счастью, дело кончилось миром и свадьбой.

Участие в делах отца

Но не обязательно княжич расставался с близкими так рано. О многих Рюриковичах достоверно известно, что свою юность они провели рядом с отцом, участвуя в его делах и походах, постепенно перенимая политические и военные навыки. Как правило, такую картину можно видеть во время напряженного военного противостояния.

Геза II. Буквица из Chronicon Pictum. XIV век Wikimedia Commons

Ярослав Галицкий говорил Изяславу Мстиславичу: «Как твой сын Мстислав ездит у твоего правого стремени, так и я буду ездить у твоего левого». И Мстислав Изяславич действительно постоянно сопровождал родного отца в битвах, а кроме того, ездил по его поручению к союзникам — другим князьям и к венгерскому королю Гезе II, ходил походами на половцев.

Пока Мстислав был еще мал, перего-воры с венгерским королем вел младший брат Изяслава, Владимир.
Но наследник киевского князя взрослел и посте-пенно перенимал эту и другие функции, а дядю медленно отстраняли от дел.

Далеко не всегда первая самостоятельная деятельность княжича бывает успешна: не обходилось и без казусов. Так, Ипатьевская летопись сообщает о том, как венгерской дружине, которую вел Мстислав Изяславич на помощь отцу, у местечка Сапогыня прислал вино Владимир Андреевич, а затем на пьяных венгров напал Владимир Галицкий. Пришлось затем отцу Мстислава и венгерскому королю мстить за «избитую дружину».

Свадьба и появление детей

Свадьбу устраивал один из старших родственников — отец, дядя или даже дед. Удивительная особенность древнерусских свадеб — очень часто они устраи-вались попарно: два брата, две сестры или просто близкие родственники праздновали свадьбу одновременно. Так, например, в статье 6652 (1144) года Ипатьевской летописи говорится о том, что были выданы замуж две Всеволодковны (дочери Всеволода Мстиславича), одна — за Владимира Давыдовича, другая — за Юрия Ярославича.

Возраст, в котором вступали в брак, был по нашим меркам просто возмутительно ранним: например, дочь Всеволода Большое Гнездо Верхуслава вышла замуж за сына Рюрика Ростиславича Ростислава (того самого, который родился в Лучине городке) в возрасте всего восьми лет, но это был исключи-тельный случай даже для того времени. Летопись повествует о том, что ее отец и мать плакали, провожая невесту к жениху. Ростиславу же было 17 лет.

Если все складывается удачно, после свадьбы жених получает еще одного покровителя в лице тестя (так, например, упомянутый Ростислав, видимо, пришелся по душе Всеволоду Большое Гнездо: летописец сообщает о том, что зять приезжает к нему с военными трофеями и подолгу гостит), случается и так, что тесть по каким-то причинам оказывается ближе и важнее отца.

Появление детей в княжеской семье важно не только как перспектива далекого будущего: полноценная жизнь правителя немыслима без наследников.

Так, именно с отсутствием взрослых сыновей исследователи связывают уязвимость князя Вячеслава Владимировича (сына Владимира Мономаха), исключение его из активной политической жизни. Даже бояре говорят его младшему брату Юрию Долгорукому: «Брат твой не удержит Киев».

Однако и большое количество мальчиков в княжеской семье (у Юрия Долгорукого их было 11, а у Всеволода Большое Гнездо — девять) также влечет за собой множество сложностей, и в первую очередь встает вопрос о том, как наделить их в равной мере землями и остановить неминуемый передел власти.

Дмитриевский собор во Владимире. XII век Дворцовый храм Всеволода Большое Гнездо. Яков Берлинер / РИА «Новости»

Смерть отца

Смерть отца — серьезная веха в жизни любого князя. Успел или нет ваш отец побывать на киевском столе, обеспечил ли вам добрую славу среди горожан, как настроены его братья по отношению к вам и, что не менее важно, за кого выданы замуж ваши сестры — вот круг вопросов, от которых зависела жизнь теперь уже полностью самостоятельного князя.

Упомянутый выше Изяслав Мстиславич, отец Мстислава, имел не столь выгодное положение по родовому счету, но прекрасные возможности открывались перед ним именно благодаря бракам сестер и племянниц, которые выходили замуж за влиятельнейших правителей Европы и Руси, что сыграло заметную роль в успешной борьбе Изяслава за Киев.

Сразу после смерти отца его братья довольно часто стремятся захватить освободившийся стол и сферу влияния, оттеснить своих племянников. Всеволод Мстиславич, переведенный дядей Ярополком в Переяславль после смерти отца, был немедленно изгнан оттуда своим другим дядей — Юрием Долгоруким.

Чтобы сыновья не оказались в ущемленном положении по отношению к братьям их отца, появилась практика передачи детей «на руки» братьям: заключался договор, по которому один из двух братьев должен был помогать детям того, кто раньше умрет. Именно такой договор был заключен между Ярополком и отцом Всеволода, Мстиславом Великим. Дядя и племянник, отношения которых были скреплены таким образом, могли обращаться друг к другу «отец» и «сын».

Последняя воля князя

Довольно часто князья гибли в распрях или от болезни, происходило это скоротечно. Однако в тех ситуациях, когда правитель заранее предвидел свою кончину, он мог предпринять попытки повлиять на судьбы своих земель и своих родных после своего ухода в мир иной. Так, сильный и влиятельный черниговский князь Всеволод Ольгович сделал попытку передать полученный им в жестокой борьбе Киев брату, но потерпел поражение.

Еще более интересный случай описывает Галицко-Волынская летопись в конце XIII века: Владимир Василькович, известный устроитель городов и книжник, понимает, что тяжелая болезнь оставила ему не много времени.

Наследников у него не было — лишь единственная приемная дочка Изяслава; другие родственники вызывали у Владимира раздражение своим активным взаимодействием с татарами.

И вот Владимир из всех выбирает единственного наследника, двоюродного брата Мстислава Даниловича, и заключает с ним договор о том, что Мстислав будет заботиться после смерти Владимира о его семье, выдаст замуж приемную дочь только за того, за кого она захочет, а к его жене, Ольге, будет относиться как к матери.

За это Мстиславу передаются все земли Владимира, хотя порядок наследования предполагал, что они должны были быть поделены между другими родствен-никами. Завещанное Владимиром свершилось успешно, но ключевую роль в этом деле сыграла гарантия со стороны татар, которых так не любил сам Владимир.