Что такое конфликт почему случаются конфликты. Из-за чего возникают конфликты на работе? Какие действия вы предпринимаете после конфликта

Нейт Региер - клинический психолог и эксперт по трансформационной коммуникации - в книге с говорящим названием «Конфликт - это подарок» раскрывает тему разногласий. Давайте разберёмся в том, почему возникают конфликты и какую пользу они могут принести.

Что такое конфликт

На самом базовом уровне конфликт - это разрыв между нашими желаниями и тем, что происходит с нами в действительности. Конфликт подстерегает нас повсюду. Скажем, я хочу получить свой латте до 7:50, чтобы не опоздать на работу, но в Starbucks, как назло, длиннющая очередь. Я хочу, чтобы моя команда сплотилась вокруг нашего стратегического видения, а у ребят, видите ли, много вопросов. Мне нужно завтра чувствовать себя отдохнувшим, но сегодня вечером я хочу задержаться у телевизора, посмотреть три эпизода моего любимого сериала на Netflix. Я хочу, чтобы отметили мою упорную работу над проектом, а получаю от клиента критику. Я убеждаю себя в правильности принятого решения, но мое нутро сжимается в тисках сомнений.

Что происходит, когда возникает конфликт? Каким органом вы его чувствуете? Учащается ли сердцебиение? А как ведет себя желудок? вы ощущаете жжение или тяжесть? возможно, руки становятся холодными и липкими, а к шее приливает жар. Или волосы на загривке встают дыбом? Может быть, вы замечаете путаницу в мыслях или всплеск эмоций. Кто-то замыкается в себе. Кто-то буйствует. Некоторые научились принимать это как должное. Но для большинства из нас конфликт - это, конечно, стресс. И чем серьезнее конфликт, с которым мы сталкиваемся, тем сильнее его эмоциональное, физическое и психологическое воздействие на нас.

Конфликт порождает энергию

Прежде чем дать положительную или отрицательную оценку роли конфликта, разобраться в том, как на него реагировать, важно понять, что конфликт порождает энергию. И она проявляется в самых разных формах. вас может захлестнуть поток мыслей и фантазий о том, что делать дальше. У кого-то учащается сердцебиение и краснеет лицо из-за повышения уровня кортизола в крови. Кто-то испытывает непреодолимое желание дать отпор или сбежать.

Конфликт вырабатывает энергию, тут все просто и ясно. Конфликт неизбежен. На самом деле я готов утверждать, что конфликт - это часть великого вселенского замысла. И я убежден, что он необходимая составляющая человеческого существования. Люди созданы непохожими друг на друга. Именно поэтому у нас разные потребности, желания и стремления. Конфликт возникает, когда они сталкиваются.

Конфликт - это энергия. Он неизбежен. Остается только решить: что делать с энергией конфликта? Куда ее направить?

Куда направить энергию?

Наш многолетний опыт работы с межличностными конфликтными ситуациями показывает, что при их возникновении люди вступают в борьбу. И расходуют энергию на эту битву, которая обычно принимает одну из двух форм: мы боремся «против» или «за».

Борьба «против» - это процесс противостояния и разрушения. Здесь приходится принимать чью-то сторону, создавать враждующие лагеря, рассматривая противостояние исключительно с точки зрения победы или поражения, в противоборстве решая проблему несоответствия между тем, что мы хотим, и тем, что получаем. Борьба «против» ведется повсюду. В политике и религии. В новостях. В социальных сетях. Достаточно прочитать любой пост на Facebook, чтобы составить представление о том, как самоуверенные, нравоучительные, предвзятые и догматичные суждения создают атмосферу непримиримой борьбы «мы против них». Борьба «за» - это процесс взаимного сближения и созидания. в этом случае мы смотрим на решение любой проблемы как на улицу с двусторонним движением, выбираем беспроигрышную стратегию и принимаем общую ответственность за устранение противоречия между тем, что мы хотим, и тем, что имеем.

Каждый человек способен трансформировать энергию конфликта в созидательную силу.

Величайшие агенты перемен, сделавшие огромный позитивный вклад в историю человечества, практиковали именно такое сострадание. От Ганди до Манделы, от матери Терезы до Мартина Лютера Кинга - все они боролись за, а не против.

Почему мы спорим, ссоримся, конфликтуем? Отчего возникают ссоры у возлюбленных, у отца с сыном, у матери с дочерью? В чем причины конфликтов учителей с учениками и их родителями?

Ссоры изматывают. Как правило, результат конфликта — это сильная эмоциональная реакция, после которой как минимум два человека длительное время не разговаривают, или вообще не хотят друг друга видеть.

Причины конфликтов

Конфликт - это чаще всего обида на кого-то. Ссорятся из-за недостатка внимания, непонимания, из-за желания нарушить привычный скучный ритм жизни и еще много из-за чего. Большинство всех ссор происходит из-за того, что является важным для человека. Потому что если не важно, то чего конфликтовать то собственно? Поводов для ссор много, а причина всегда одна: человек не удовлетворен тем, что для него значимо.

Возможно, все сильные чувства и реакции, которые служат причиной ссор: негодование, недовольство, раздражение, смятение, разочарование, презрение, отвращение, обида и т. д. и т. п. — следствие нашего неправильного отношения к чему-либо или кому-либо. Иногда некоторым вещам или ситуациям мы придаем большое значение, делаем их сами для себя важными, значимыми. Казалось бы пустяк, так нет же, вдруг ни с того ни с сего мы решаем «как же так, это же важно», другими словами повышаем значимость пустяковых вещей или ситуаций.

Таким образом, мы сами себя превращаем в марионетку собственных мыслей и чувств. Но тут возникает вопрос - но как же не думать о том, что кажется важным? Да и чувства появляются как-то сами собой. В спокойном состоянии ответ напрашивается сам собой - уменьшать, снижать значение того, что кажется важным . Это не означает, что надо бороться со своими чувствами или пытаться подавлять их. Избавляться следует от причины - неправильного отношения. Для начала необходимо понять и решить, что важность того, что на самом деле не имеет такого уж большого значения, не принесет с собой ничего, кроме ненужных проблем, а затем эту важность снизить, решив, что есть вещи и поважнее.

Когда человек осознает эту искусственно завышенную значимость проблем, он может намеренно уменьшить важность всего, что не дает покоя . Взглянуть на ситуацию со стороны, беспристрастно. Эмоции чаще всего порождаются нашим отношением, поэтому и изменить следует отношение. Наши чувства и эмоции — это всего лишь следствия, а причина только в одном - в важности.

Например, кто-то высказывает свое мнение, а вы спорите, потому что не согласны. Кто-то что-то делает так, как вам кажется делать не надо, и вы пытаетесь наставить его на путь истинный. Или вам предлагают решение, вы же возражаете. Вы стремитесь к одному, а получаете что-то совсем иное и высказываете недовольство. Кто-то вам сообщает что-то не очень приятное, и вы приходите в ярость. Или что-то не совпадает со сценарием, который уже давно и прочно обосновался у вас в голове, и вы кидаетесь в атаку, чтобы направить развитие событий в нужное русло.

Опыт показывает, что лучше сменить тактику, другими словами перенести центр тяжести, изменить отношение, и вы заметите, что проблем и поводов поспорить стало заметно меньше, вам стало легче. Если попробовать больше наблюдать за тем, что для нас кажется важным, то есть шанс, что ситуация, конфликт решится сам собой без нашего активного вмешательства или противодействия. Не спешить возражать, отмахиваться, доказывать свое, спорить, вмешиваться, критиковать, пытаться управлять - это значит дать шанс самой себе получить куда больший контроль над ситуацией — контроль за уровнем значимости и важности собственных желаний.

Как избегать ссор?

  • Во-первых, до того, как сказать что-либо обидное или неприятное, необходимо сосчитать до десяти.
  • Во-вторых, вспомните поговорку: «Худой мир лучше доброй ссоры».
  • Если это не помогло, то можно попытаться сделать невероятно сложную вещь — стать не участником конфликта, а сторонним наблюдателем.
  • Если что-то происходит совсем не так, как вы ожидали, примите непредвиденное изменение таким, какое оно есть. К чему это приведет, наверняка не знает никто, а потому можно решить, что это только к лучшему. Вам что-то предложили — не надо спешить отказываться, вежливо согласитесь, а сделайте по-своему. Услышали чужое мнение — не спешите вступать в дискуссию. Вам кажется, что кто-то делает что-то не так, ну и ладно. Если люди берут на себя инициативу, то может быть лучше позволить им реализовать задуманное.

Для того, чтобы найти выход из конфликтной ситуации, необходимо сначала вспомнить и дать себе отчет, что она возникла вследствие того, что является важным для как минимум двух спорящих. И пока конфликтующие стороны не отдают себе отчет, что погрузились в ссору с головой, обстоятельства будут владеть ими, а не наоборот.

Поведение в конфликте

Все конфликты базируются на противопоставлении и сравнении.

Если, попадая в нежелательную ситуацию, получая плохую новость, согласно привычному сценарию, вы обычно раздражаетесь, выказываете недовольство, то можно попробовать сделать наоборот: отреагировать неадекватно, сломать привычный сценарий . Произвести подмену: раздражение заменить на радость, негодование — на равнодушие. И победа будет за вами.

Когда человек наталкивается на какое-нибудь непредвиденное обстоятельство и реагирует раздражением, недовольством, как правило, следует продолжение и развитие ситуации в том же негативном ключе, появляются новые поводы, развивается конфликт. Так получается, что вы сами развиваете ссору. Можно поступите иначе — либо не реагировать никак, либо ответить совсем противоположной реакцией. Например, пошутить или равнодушно пройти мимо.

На первый выпад в конфликтной ситуации можно ответить и согласием, но затем дипломатично отступить или ненавязчиво направить движение в нужную для себя сторону. Важно научиться "не зацикливаться" — игнорировать то, что раздражает, и тогда оно исчезнет само собой . Самый верный способ избежать неприятной ситуации — просто не думать о ней.

Погружаясь в конфликт человек, точнее его внимание, оказывается полностью захвачено происходящим. Спорящие, «цепляя» друг друга за то, что является важным, немедленно находят подходящие для этого раздражители, и не один. Так и конфликтуют, покуда "зла хватает". А для того, чтобы прекратить подобное издевательство над собой любимой, необходимо изменить отношение к тому, что раздражает, переключить свое внимание — превратить трагедию в комедию, отвлечься на что-нибудь другое не менее важное, смириться с ситуацией. Изменить отношение - это не значит сдерживать эмоции.

Тем более, что загнанные вглубь себя чувства — это и есть то самое "зло", которое, накопившись в нужном количестве, обязательно вырвется наружу и послужит причиной очередного конфликта. Лучше сначала дать выход эмоциям, а затем откорректировать свое отношение. Зачем бороться - это бессмысленно, нужно игнорировать.

Самая большая трудность заключается в том, чтобы вовремя вспомнить: то, что является причиной конфликта не так уж и важно . Конечно, трудно держать себя в руках, особенно когда хочется буквально рвать и метать. Привычка вспоминать вовремя об истинных, так сказать, вечных ценностях вырабатывается, наверное, систематической практикой. Но, если все таки не сдаваться и научиться помнить, победа будет весьма впечатляющей.

Ссорясь, мы сами себе укорачиваем жизнь. Зачем?

Слышали такое высказывание? Обижаться на друзей нельзя, а на врагов бесполезно. А раз нельзя, то и ссориться не стоит.

Кто первым должен делать шаги к примирению? Конечно же, тот, кто умнее. И вообще, только совместно мы сможем улучшить свою жизнь и жизнь вообще.

Однако психологи уверены, что без ссор и недопонимания не может существовать ни одна система общества, в частности трудовой коллектив. Кроме того, зачастую именно спорная ситуация выступает причиной прогресса. Например, один отдел фирмы регулярно конфликтует со вторым по причине того, что нужные данные передаются невовремя. Итогом разрешения подобного разногласия может стать покупка нового оборудования для оперативного обмена информации.

Но не каждый конфликт в коллективе разрешается конструктивно. В особенности опасны в данном вопросе ссоры, участники которых начинают переходить на личности и задевать чувства коллег. По этой причине специалисты советует по возможности предотвращать такие ситуации, а если они возникают — уметь разрешать их с максимальной пользой. Для этого необходимо понять основные причины конфликтов в коллективе.

Разногласия на работе классифицируются на два вида:

  1. Вертикальные. Ссорятся начальник и его подчиненные;
  2. Горизонтальные. Не находят общий язык равные по должности сотрудники.

Причины конфликтов в коллективе бывают самые разные, одна из самых популярных — неточно составленные обязательства специалистов. Кто возглавляет подготовку совещания — замдиректор или маркетолог? Почему два сотрудника получают одинаковый аванс, когда на плечах одного лежит буквально все, а другой выполняет только письменную работу? Чтобы не допустить такие ситуации, эксперты советуют прописывать должностные обязанности сотрудников конкретнее.

Другая частная причина ссор — различные нововведения. Изменение времени написания отчетов, внезапно установленные строгие требования к одежде — все это способно спровоцировать спорные ситуации. Любые изменения должны дополняться объяснением их необходимости и целесообразности. Неравноправные условия равных по должности сотрудников — еще один вероятный источник разногласий. Родственники и знакомые начальника зачастую имеют особенные привилегии. Результат этого — нарастающее напряжение, которое в один день может вылиться в серьезный конфликт.

Причины коллективных разногласий

Помимо этого, поводом для ссор могут стать разные, нередко несовместимые между собой психотипы сослуживцев. Работник, который из-за природных качеств медленно, но качественно выполняет свои обязанности, способен вызвать недовольство у более шустрых сотрудников.

Также лишнее свободное время может привести к возникновению разногласий. Незанятые трудом минуты специалисты начинают тратить на выяснение взаимоотношений и распространение слухов. Другая причина — неграмотное распределение должностных полномочий и обязательств. Чаще всего, для устранения источников конфликтов достаточно сократить ситуации сталкивания интересов. Еще один повод ссор — межличностные отношения работников. Опытный начальник должен иметь навыки к урегулированию таких случаев.

Причины возникновения конфликтов в коллективе могут быть связаны с несоответствием желаний и ожиданий работника, его чрезмерной амбициозностью. Продвижение по карьерной лестнице одного из сотрудников способно вызвать зависть и чувство несправедливости у остальных работников. Коллеги, полагающие, что их труд не ценят, могут сомневаться в компетенции начальства и понижать его авторитетность в глазах других сослуживцев. Нередко участием в конфликтной ситуации человек компенсирует недостаток внимания к своей персоне.

Наиболее трудный, но самый эффективный способ урегулирования разногласий — поиск компромиссов. Обычно это достаточно сложно, но талант договариваться с сослуживцами — очень полезное умение. Как решить возникший конфликт — дело ваше. Любой случай предполагает определенную тактику: в одной ситуации лучше отстоять свое мнение и постараться договориться с работниками мирным путем, в другой — разумнее промолчать.


Каждый третий имеющий работу и состоящий в браке россиянин страдает от семейных конфликтов, поводом для которых служит чрезмерная профессиональная занятость. При этом чаще остальных с недовольством близких сталкиваются региональные представители. Таковы результаты опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала .

Интересно, что не только супруг или супруга выражают недовольство повышенной занятостью второй половины. Дети, даже взрослые, также нередко ревнуют родителей к работе либо полагают, что их интересы для родителей должны быть приоритетнее рабочей необходимости: «Особенно это всех огорчает, когда внуки заболевают, а у бабушки отчеты». Чаще других от конфликтов, связанных с чрезмерным увлечением работой, страдают россияне 25-34 лет - 38%. Это и неудивительно, ведь в этом возрасте работники, как правило, максимально проявляют себя в труде, нарабатывают профессиональные знания и опыт. Россиянам постарше, видимо, удается найти «золотую середину» между трудолюбием и трудоголизмом: лишь 26% опрошенных старше 45 лет выслушивают упреки домочадцев.

Ожидаемо, что число респондентов, ссорящихся с домочадцами по поводу работы, растет с увеличением дохода: если среди участников опроса с доходом менее 25 000 рублей в месяц таких 29%, то среди тех, чей ежемесячный заработок превышает 45 000 рублей, - уже 35%. От высокооплачиваемых специалистов ждут соответствующей отдачи на работе, как следствие - нехватка времени на семью и ссоры.

К счастью, для большинства респондентов работа не является поводом для конфликтов с домочадцами: 58% состоящих в браке и имеющих работу россиян умеют сочетать труд и отдых. «Я умею планировать свой рабочий день так, чтобы и работу всю успешно завершить и с семьей вечером пообщаться», - комментируют опрошенные. Некоторые признаются, что однажды им даже пришлось делать выбор - семья или работа: «Это в прошлом, я изменила свои приоритеты». Как и следовало ожидать, наиболее опытными в вопросах семейных отношений оказались россияне старше 45 лет: большинство из них (65%) не ссорятся с домашними из-за работы. «В семье есть понимание, что это источник доходов. Работе я уделяю разумное количество времени и внимания», - делятся респонденты.

Среди представителей различных сфер деятельности чаще всего «достается» от членов семьи региональным представителям (55%). Их профессия связана с многочисленными разъездами, командировками, что и вызывает упреки домочадцев. Вторую строчку нашего рейтинга заняли менеджеры по логистике (51%). Практически в равной мере страдают от ссор с близкими из-за чрезмерной любви к компьютерному «железу» коллеги по IT-сфере - программисты и системные администраторы (48% и 45% соответственно).

Среди офисных сотрудников объектами упреков домочадцев чаще всего становятся маркетологи (43%). По количеству домашних ссор прорабы несколько опережают проектировщиков (41% против 39%), врачи - медсестер (39% и 35% соответственно). Наряду с обычными сотрудниками от семейных ссор страдает более трети директоров департаментов и компаний (37%).

Среди работников сферы сбыта с конфликтами из-за работы чаще сталкиваются менеджеры по продажам (37%). Аналитики страдают от конфликтов в семье чаще, чем экономисты (38% и 30%), а вот аудиторам и бухгалтерам «достается» практически в равной степени (36% и 35%). Реже остальных с домочадцами по поводу работы конфликтуют продавцы (25%), охранники и офис-менеджеры (по 24%), а также квалифицированные рабочие (21%).


Населенных пунктов: 280
Время проведения: 24 января – 20 февраля 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, состоящее в браке и имеющее работу
Размер выборки: 3000 респондентов

Вопрос:

Вариант ответа
Все Пол Возраст, лет Ежемесячный доход, руб.
муж жен до 24 25-34 35-44 45 и старше до 24999 25000-34999 35000-44999 от 45000
да 33% 33% 34% 35% 38% 36% 26% 29% 30% 30% 35%
нет 58% 57% 58% 59% 52% 54% 65% 61% 62% 61% 57%
затрудняюсь ответить 9% 10% 8% 6% 10% 10% 9% 10% 8% 9% 8%

«Да» - 33%
«Особенно это всех огорчает, когда внуки заболевают, а у бабушки отчеты».
Бухгалтер, Санкт-Петербург, 54 года

«А что делать? Тут либо голод, либо разлука».
Начальник сектора, Москва, 28 лет

«Да, это случается, так как я работаю не только в офисе, но и являюсь доцентом кафедры, а также веду дипломные работы студентов».
Руководитель подразделения, Санкт-Петербург, 50 лет

«Очень часто жена недовольна тем, что я много свободного времени посвящаю работе».
Инженер по охране труда, Химки, 59 лет

«Конфликтные ситуации возникают только из-за командировок в другие города или при работе в выходные дни».
Главный инженер сети по эксплуатации, Москва, 49 лет

«Не сказал бы, что конфликты, но жена возмущается».
Ведущий IT-специалист, Москва, 24 года

«Любая дама требует постоянного поклонения. Постоянно ревнует, если часть времени поклонник расходует не на нее. Любая дама – это мать. Какая мать не любит контролировать свое чадо?»
Менеджер департамента закупок, Москва, 56 лет

«Нет» - 58%
«Бытовые проблемы решены (квартира, дача, дети выросли), поэтому можно уделять больше времени работе».
Начальник производства, Санкт-Петербург, 54 года

«Нет, никогда. Я умею планировать свой рабочий день так, чтобы и работу всю успешно завершить и с семьей вечером пообщаться».
Программист 1С, Саратов, 29 лет

«Эти вопросы я привык решать самостоятельно, независимо от чьего-либо мнения».
Заместитель генерального директора по производству, Рязань, 50 лет

«В семье эта тема никогда не поднималась. Это связано со всеми моими должностями, которые я занимал, и семья принимает это как должное».
Руководитель участка технической поддержки, Курск, 50 лет

«Семья важнее всего на свете».
Бухгалтер, Москва, 36 лет

«Отсутствие работы – угроза семье».
Специалист по видеонаблюдению, Голицыно, 53 года

«В семье есть понимание, что это источник доходов. Работе я уделяю разумное количество времени и внимания».
Ведущий специалист по ревизионной работе службы экономической безопасности, Москва, 52 года

«Муж так же, как и я, живет на работе».
Руководитель тендерного отдела, Москва, 50 лет

«Мы оба врачи и с пониманием относимся к нехватке времени».
Заведующий терапевтическим отделением, Егорьевск, 51 год

«Это в прошлом, я изменила свои приоритеты».
Заместитель главного бухгалтера, Санкт-Петербург, 39 лет

«Затрудняюсь ответить» - 9%
«Мы все работаем усердно».
Начальник ЦНИТ, Москва, 51 год

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24 января – 8 апреля 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, имеющее постоянную работу и состоящее в браке
Размер выборки: 5000 респондентов

Вопрос:
«Случаются ли в вашей семье конфликты, связанные с тем, что вы чересчур много времени и внимания уделяете своей работе?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Профессия/специальность Да Нет Затрудняюсь
ответить
Региональные представители 55% 39% 6%
Менеджеры по логистике 51% 42% 7%
Программисты 48% 44% 8%
Системные администраторы 45% 47% 8%
Менеджеры по маркетингу 43% 49% 8%
Прорабы 41% 47% 12%
Менеджеры по рекламе 40% 49% 11%
Врачи 39% 52% 9%
Медицинские представители 39% 50% 11%
Проектировщики 39% 53% 8%
Аналитики 38% 53% 9%
Дизайнеры 37% 54% 9%
Менеджеры по продажам 37% 55% 8%
Директора, руководители 37% 55% 8%
Технологи 37% 55% 8%
Учителя, преподаватели 37% 54% 9%
HR-менеджеры 36% 60% 4%
Аудиторы 36% 51% 13%
Бухгалтеры 35% 54% 11%
Водители 35% 51% 14%
Медицинские сестры 35% 59% 6%
Менеджеры по закупкам 35% 53% 12%
Операционисты банков 35% 61% 4%
Менеджеры по работе с клиентами 34% 55% 11%
Юристы 33% 56% 11%
Тренеры 32% 53% 15%
Инженеры 31% 62% 7%
Секретари 31% 60% 9%
Экономисты 30% 59% 11%
Кладовщики 29% 61% 10%
Переводчики 27% 69% 4%
Продавцы-консультанты 25% 67% 8%
Офис-менеджеры 24% 66% 10%
Охранники 24% 65% 11%
Квалифицированные рабочие 21% 63% 16%

Некоторые комментарии респондентов:

«Да»
«Особенно, когда я не прихожу домой 4 дня».
Руководитель отдела, 27 лет, Москва

«Часто приходится задерживаться на работе и работать по выходным. Во время аврала семью вижу урывками и только перед сном».
Инженер, 26 лет, Кабанск

«Слишком серьезно отношусь к своей работе».
Секретарь, 34 года, Зеленоград

«Но это больше в шутку, чем серьезные конфликты».
Главный бухгалтер, 45 лет, Саратов

«Конфликты бывают, и это нормально».
Юрист, 46 лет, Псков

«Учитывая стремление к карьерному росту, периодически возникает необходимость работать сверхурочно: либо задерживаться на работе, либо выходить на работу в выходной день, поэтому иногда возникают разногласия в семье, которые быстро разрешаются».
Экономист, 31 год, Красноярск

«Практически постоянно!»
Кладовщик, 34 года, Санкт-Петербург

«У меня конфликты с мужем возникали в тех случаях, когда я выезжала в частые командировки. Стационарная работа в городе с небольшими задержками на работе никого не раздражает»
Аудитор, 41 год, Санкт-Петербург

«Работаю и подрабатываю в другом месте, и всего один выходной в неделю».
Врач анестезиолог-реаниматолог, 37 лет, Москва

«Иногда, когда я по своей инициативе работаю дома, моему супругу это не очень нравится, даже если это оплачивается отдельно».
Дизайнер, 29 лет, Москва

«Дефицит рабочих кадров, иногда приходится работать за двоих, времени и сил на семью остается очень мало!»
Медицинский представитель, 35 лет, Волгоград

«Очень часто. Это одна из основных причин, почему я сейчас собираюсь сменить сферу деятельности».
Менеджер по маркетингу, 26 лет, Краснодар

«Из-за этого распалось два моих брака. Работал для семьи по большому счету, я трудоголик, а в итоге – два развода».
Системный администратор, 29 лет, Воронеж

«Нет»
«Оба понимаем необходимость и увлеченность работой».
Начальник отдела кадров, 42 года, Самара

«Я на работе не задерживаюсь, и на дом работу не беру».
Инспектор по кадрам, 29 лет, Воронеж

«Работа только в рабочее время».
Инженер, 52 года, Санкт-Петербург

«Были раньше при ненормированном рабочем времени».
Инженер, 40 лет, Калуга

«Я приучила мужа к этому, так как не хочу погрязнуть в домашней работе».
Менеджер по закупкам, 36 лет, Москва

«Я отличный специалист, поэтому не уделяю много времени работе».
Ведущий инженер, 39 лет, Югорск

«Моя семья понимает, что я зарабатываю деньги, и всегда поддерживает меня, понимая, что мне это тоже нужно».
Генеральный директор, 38 лет, Москва

«Мы оба уделяем много времени работе, от этого зависит наша зарплата. Мы понимаем друг друга и поддерживаем».
Менеджер по работе с клиентами, 30 лет, Волгоград

«Муж работает дольше и больше меня. Поэтому конфликты возникают из-за того, что муж чересчур много времени уделяет работе, а на семью времени не остается».
Юрист, 32 года, Вологда

«В нашей семье не бывает таких конфликтов, потому что мужчина должен работать и зарабатывать деньги для всей семьи в свое удовольствие».
Водитель, 42 года, Москва

«Мой муж так же, как и я, проводит много времени на работе, а дети с бабушкой».
Продавец-консультант, 29 лет, Москва

«Очень люблю свою работу и своей семье стараюсь уделять максимум внимания и заботы. Все получается!»
Аналитик, 26 лет, Саратов

«Несмотря на наши с супругом разные графики (он работает 5/2, я – 2/5) и мои частые путешествия по работе в Европу, мы никогда не конфликтовали по этому поводу! Вы знаете, самая большая любовь – это любовь на расстоянии. Чем меньше видимся, тем больше любим».
Дизайнер, 29 лет, Москва

«На данный момент моя работа и мой заработок являются одним из важнейших источников пополнения семейного бюджета, поэтому о конфликтах, связанных с моей работой, не может быть и речи».
Водитель, 30 лет, Москва

«Для меня семья – это приоритет номер один».
Инженер, 26 лет, Москва

«Жизнь – это работа, а не сплошной отдых, и мы это понимаем, наверное, в отличие от некоторых...»
Тренер-преподаватель по боксу, 39 лет, Санкт-Петербург

«Затрудняюсь ответить»
«Бывают случаи...»
Менеджер по продажам, 31 год, Ижевск

«Жена иногда ворчит, что за такую зарплату работать надо меньше и не задерживаться на работе».
Прораб, 44 года, Пенза

«Раньше случались конфликты, теперь – нет, но я испытываю чувство вины по поводу того, что недостаточно провожу времени с ребенком».
Менеджер по рекламе, 26 лет, Ярославль

«Иногда бывает, но если это затраченное время идет на пользу в финансовом плане, то конфликты угасают».
Системный администратор, 26 лет, Орск

«Пока нет, но, думаю, скоро будут…»
Начальник юридического отдела, 32 года, Москва


Код для вставки в блог

Конфликты из-за работы чаще всего случаются в семьях региональных представителей

Каждый третий имеющий работу и состоящий в браке россиянин страдает от семейных конфликтов, поводом для которых служит чрезмерная профессиональная занятость. При этом чаще остальных с недовольством близких сталкиваются региональные представители. Таковы результаты опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала .");