Как научиться мыслить лучше. Как научиться думать: рекомендации и эффективные советы

Учителя становятся трансляторами информации. Они просто бездумно повторяют то, что когда-то узнали от своих учителей, и никак не перерабатывают информацию, в том числе ту, которая прошла мимо критики незамеченной. Дети не являются хозяевами своего обучения. Вместо этого их умы используются как контейнеры для хранения.

Фабричная модель образования с акцентом на академическом и экономическом элитаризме потоком выпускает послушных рабочих для системы, поощряет согласование каждого шага на этом пути.

Нас не рассматривают как сложных, творческих, любознательных личностей, вместо этого - как детали одного большого механизма.

Система образования отфильтровывает исследовательскую часть нашей натуры, цель - предотвратить несогласие с системой. Системе не нужны мыслители. Ей не нужны люди, которые задают вопросы. Ей нужно население, которым легко манипулировать и управлять таким образом, чтобы вся власть была сосредоточена в руках элиты.

Есть те, кто считает, что критическому мышлению нельзя обучить в школе. Сократ, будь он жив, скорее всего, презрительно рассмеялся бы, услышав такое заявление. Тот самый Сократ, который говорил: «Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать».

Если мы хотим решить проблему воспитания в школьной системе, нам придётся научиться задавать вопросы, а не предлагать готовые ответы.

Истинное знание можно получить только в процессе исследования. Детей нужно поощрять искать ответы самостоятельно. Что касается учителей, они должны обеспечить детей инструментами и ресурсами, необходимыми для изучения предметов и совершения собственных открытий. Один хорошо сформулированный вопрос может вдохновить больше, чем бессчётное число заготовленных ответов. В каждом аспекте наших образовательных изысканий важно наладить открытый диалог с учениками, поощрять здоровые споры и позволять детям делать выводы самостоятельно.

Важность преподавания философии в школах недооценена. В мире, где большая часть людей работает, будто бегая в колесе с шорами на глазах, мы должны время от времени переоценивать свои перспективы и смотреть на картину в целом.

Философия заставляет нас думать, заставляет спрашивать, заставляет созерцать. Без этих навыков человечество будет продолжать действовать на автопилоте, тем самым позволяя власть имущим подавлять, угнетать и порабощать нас во всех отношениях.

Мы должны учиться думать заново.

Приветствую всех любителей поразмышлять! Думали, тут будет что-то вроде «дедукция», «индукция» и другие логические операции. Нет, приёмы мышления, которые будут приведены ниже гораздо хитрее и ориентированы на практику. Ведь как Вам поможет в решении бытовых проблем знание мыслительных операций аристотелевской логики? Правильно, никак. А вот использование нижеприведённых методов поможет Вам куда точнее принимать решения.

Сначала будет дана общая схема того, как правильно думать (базис для неё дан в статье «В чём отличие неудачников от успешных людей»). А далее Вы ознакомитесь с практическими методами, позволяющими разбирать многие вопросы изнутри.

Как правильно думать?

Эта схема взята у Константина Шереметьева, и на сегодняшний день считаю её самой здравой из всех возможных. Потому что она приносит наиболее полезные результаты.

Вам необходимо разделить лист бумаги на три столбца:

  1. что имеется?
  2. что должно быть сделано?
  3. что требуется получить?

Сначала Вы пишете в третий столбец то, что хотите получить. Например, Вам хочется хороших тёплых душевных отношений с понимающим партнёром. Далее в первую колонку Вы прописываете то, что есть (например, кратковременные мимолётные связи). И уже на основании этого заполняете второй столбец теми пунктами, которые дл Вас очевидны. Например, тут понятно, что нужны:

  • человек, с которым можно построить такие отношения
  • знание о том, как правильно знакомиться с такими людьми, и где их искать
  • набор действий, направленных на знакомство с такими людьми
  • понимание, какие ошибки были допущены ранее, что не удалось сойтись с таким человеком

После первых набросков можно приступать к действиям, и дальше корректировать их по ходу получения результатов.

Вглядитесь в причину и следствия

Предположим, некоторый человек просит у Вас в долг, обещая вернуть деньги через год. И Вы одалживаете ему эти деньги, на полном серьёзе ожидая возврата. А более того, негодуете, когда к указанному сроку он не только не возвращает деньги, но ещё и обрывает с Вами связь.

Как правильно смотреть на эту проблему? Причина взятия в долг – неумение обращаться с деньгами. То есть, человек не умеет их ни зарабатывать, ни тратить. Может ли у него улучшиться финансовая ситуация в связи с чем, деньги будут возвращены? Возможно, но маловероятно. Т.к. следствием неумения обращаться с деньгами является их отсутствие.

Отсюда следует, что одалживая некоторую сумму человеку, не стоит ждать её возврата.

Другой пример: у Вас сломался компьютер. Вы его как-то отремонтировали, но через некоторое время он сломался вновь, причём, похожим образом. Раз похожие поломки происходят более одного раза, тому должна быть причина. И если не определить корень проблемы, следствием будут регулярные периодические поломки. Если Вы специализируетесь в соответствующей области, Вам следует разобраться в этой проблеме самостоятельно. В противном случае необходимо найти толкового специалиста, который поможет выяснить и устранить причину поломок.

Разверните свой взор на 180 градусов (для решения проблем общения)

Очень часто Вы видите лишь поведение отдельного человека (группы людей). Но ситуацию целиком Вы не видите. Кстати, поэтому Вы и недовольны чужим поведением.

Чтобы устранить недопонимание, постарайтесь вжиться в ситуацию человека. То есть, не просто поставьте себя на его место, но и постарайтесь понять, что он или она чувствует. Это не всегда сразу удаётся, но при регулярной практике позволяет намного лучше «вчувствоваться» в положение другого человека.

Например, Вас раздражает, что кто-то не отвечает на Ваши сообщения и звонки. Вы можете напрямую его обвинять, а можете попытаться вспомнить свои чувства, когда Вы кого-то игнорировали таким же образом. Подчеркну: важно вспомнить именно своё состояние и свои чувства, а не саму ситуацию. Потому как ситуация всегда нейтральна, и вспоминая её понять чувства человека невозможно. Но вспомнив свои состояния, чувственное понимание Вы намного точнее ухватите.

Кто-то Вас сторонится и избегает с Вами встреч? Вспомните, как Вы тоже старались отложить или избежать встреч с людьми, которые Вам не очень западали в душу. Это позволит сбить психологическую инерцию (именно на ней Вы и негодуете по поводу чужого поведения). И дальше Вам будет намного проще понять, как лучше выстраивать общение с человеком, который Вас сторонится.

Используйте интеллект-карты

В прошлой статье «Как говорить, чтобы Вас понимали» я рассказал о схематичном (на бумаге в виде рисунка) объяснении. Точно так же можно разъяснять ситуацию и самому себе. Если Вы чувствуете, что пока не очень понимаете происходящее, просто выпишите всё, что Вам известно достоверно. А затем представьте это в виде схемы, обозначающей причины и следствия. Обязательно расставьте на Вашей карте неизвестные, и подпишите их вопросами о том, что нужно узнать.

Пример интеллект-карты о подборе подарка. Источник — https://www.psychologos.ru/articles/view/intellekt-karta (тот самый Николай Козлов, которого я рекомендовал)

Ищите максимально сильные ходы

Допустим, Вы желаете повысить доход. Для этого вроде бы достаточно больше работать (т.е. увеличить объём рабочего времени). И это решение сработает. Но есть и другое решение – увеличение объёмов продаж результатов труда . А результаты эти могут быть достигнуты и трудом многих людей (то есть, Вы можете собрать команду). И как Вы понимаете, они совместными усилиями под Вашим организаторским началом выдадут намного большие объёмы, чем Вы в одиночку.

Поэтому в любой проблемной ситуации старайтесь найти тот ход, который за максимально короткое время и при минимальных усилиях (а также затратах) приблизит Вас к желаемому результату.

Возьмём ту же тему отношений. Допустим, некоторый человек не откликается на Ваши знаки внимания, а даже если и откликается, то не спешит строить с Вами отношения. Конечно, Вы можете пытаться его/её завоевать красивыми жестами ли хорошим отношением. Но подсознательно сильнее всего влечёт внутренняя сексуальность. Поэтому самым сильным решением на долговременную перспективу является раскрытие своей сексуальности , о котором написано в соответствующей публикации. А на первых порах самым сильным ходом будет определение причины, почему этот человек с Вами общается, и на основании этого поддержание контакта с ним.

На этом пока всё. Вообще логическому мышлению можно посвятить целую книгу, поэтому в дальнейшем этой теме будет отведено немало публикацию. Подпишитесь на обновления блога, чтобы их не пропустить. До новых встреч!

Да, в детские развивающие игры. Предназначенные для развития детского , они прекрасно подходят и для взрослых. Ассортимент развивающих игр весьма широк. Здесь и электронные конструкторы наподобие SnapCircuits, и настольные карточные игры («Свиш», «Сет»), и игры для смартфонов и планшетов, например, Gravity Maze. Играя в игры, вы не только будете развивать навык нестандартного мышления, но и отлично проведёте время с друзьями или детьми.

2. Общайтесь с людьми

Несмотря на обилие различных источников информации, другие люди по-прежнему способны подсказать нам новые идеи. Встречаясь с уникальным опытом другого человека, мы существенно обогащаем своё представление о мире (или о конкретной проблеме). И совсем не обязательно общаться со светилами науки или финансовыми гуру.

Карьерный консультант Джиа Ганеш (Gia Ganesh) приводит в пример свой разговор с мастером по установке гранитных конструкций. Оказалось, что парень родом с Кубы. Он рассказал, как приехал в США и как попал на эту работу. Разговор натолкнул Джию на интересные мысли о миграции и выборе профессии, подсказал идеи для новых исследований.

3. Получайте новый опыт

Чтобы мыслить иначе, нужно жить иначе. Откажитесь от привычных образцов поведения, разрушьте сложившийся уклад, сломайте стереотипы. Готовьте новые блюда, измените маршрут от дома до работы и побольше смотрите по сторонам. Попробуйте надеть нехарактерную для вашего образа одежду, смените причёску.

Отличный способ узнать что-то новое - . Другие страны, другие культуры, непривычное окружение - всё это даёт хороший стимул для работы мышления. Особенно если в путешествии вы не упустите возможность завести новые знакомства.

4. Изучайте необычные идеи

В наш век нет недостатка в информации. Наоборот, вокруг её даже слишком много. Но далеко не вся она заслуживает внимания. Действительно стоящие идеи приходится искать, но делать это намного проще, чем 100 или даже 50 лет назад. Читайте больше! , статьи в интернете и журналах. Всюду ищите свежие идеи, новые взгляды и нестандартные подходы.

Думать иначе - это хорошо, но недостаточно. Свои оригинальные идеи надо уметь формулировать и отстаивать.

Иметь собственное мнение, отличное от общепринятого, не всегда просто. Социальное давление большинства велико, и очень часто общество способно навязать отдельным людям коллективную точку зрения. Далее - несколько способов, помогающих выработать и отстоять собственное мнение.

5. Основывайтесь только на фактах

Этот, казалось бы, элементарный принцип нарушается слишком часто. Эмоции, домыслы, ожидания, предположения, слухи… Всё это не годится. Начните с простых вопросов: «Откуда я знаю, что это правда?», «Какие факты говорят в пользу моего мнения?» Если фактов не хватает, то придётся их поискать.

6. Излагайте своё мнение письменно

Представьте, что вам нужно кого-то убедить и для этого написать письмо. Письменное изложение поможет чётче сформулировать ваши мысли, проследить логическую цепочку выводов и умозаключений. Схемы и рисунки сделают ваши идеи более ясными и наглядными. Такая заготовка очень поможет, если вам действительно потребуется или отстаивать свою точку зрения в дискуссии.

7. Обсуждайте

Групповая дискуссия - это одновременно и проверка ваших идей на прочность, и средство найти новые решения старых проблем. Наибольшую пользу приносят специально организованные обсуждения. Тема может быть выбрана практически любая: от политики до футбола. Разделите группу на две команды, и пусть они отстаивают противоположные точки зрения. Время, отведённое каждому участнику, лучше ограничить - это помогает формулировать свои аргументы чётко и лаконично.

8. Будьте объективны

Совет из разряда тех, что легко дать, но тяжело выполнить. Каждый из нас склонен считать своё мнение если не единственно верным, то уж точно не ошибочным. Но ещё древние говорили, что человеку свойственно ошибаться. Мы смотрим на мир сквозь призму своего опыта и очень часто видим только то, что хотим видеть.

Вырабатывая собственное мнение, важно избавиться от предвзятости в выборе и оценке доступной информации. Действительно ли мы рассмотрели все имеющиеся факты? Не преувеличили ли мы значение каких-то фактов в угоду своим ожиданиям? Есть ли альтернативные точки зрения? Эти и другие подобные вопросы помогут вам быть более объективным и независимым от чьих-либо предубеждений. Даже от ваших собственных.

Это далеко не исчерпывающий перечень способов, помогающих думать иначе и формировать . Какими методами пользуетесь вы?

Как научиться мыслить лучше

Анатомия тренировки ума

Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое.

Александр Поп, поэт

УПРАЖНЕНИЕ

Как вы оцениваете уровень своего интеллекта?

ВЫСОКО: у меня исключительные умственные способности. Зовите меня просто Леонардо.

СРЕДНЕ: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда даже решаю крайне сложные задачи.

НИЗКО: моя голова - это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.

Неважно, к какой категории вы себя отнесли. Помните о том, что уровень интеллекта - то есть способность к концентрации внимания, к логическим рассуждениям, к созданию зрительных образов, ваше воображение, умение принимать решения, наконец, способность ясно и творчески мыслить - в значительной степени зависит от того, насколько часто и интенсивно вы тренируете свой ум. Если вы почувствовали себя не в форме, не надо падать духом: вы можете исправить положение, если будете давать нагрузку мускулам вашего ума. Если же вы чувствуете, что ваш интеллект в прекрасном состоянии, не забывайте поддерживать этот уровень постоянными упражнениями. Даже олимпийские чемпионы нуждаются в тренировке.

Итак, если вы хотите укрепить мускулы своего ума, прежде всего задайте себе вопрос: "Каким образом я могу повысить работоспособность своего мозга?"

Во-первых, давайте познакомимся с различными вида--ми мыщц мышления. Для этого выполним следующее упражнение.

"Пробежка" для ума

Вообразите, что вы держите в руках апельсин.

Представьте себе, каков он на ощупь, как он выглядит, как пахнет.

На несколько мгновений попытайтесь создать максимально яркий и четкий образ.

Теперь представьте себе, как вы очищаете его от кожуры, делите на дольки, откусываете кусочек.

После этого рассмотрите дольку поближе.

Спросите себя, как она будет выглядеть, если увеличить ее в тысячу, в миллион раз.

Как бы тогда выглядела клетка?

Как бы выглядела молекула?

Через пару минут попробуйте осознать все, что вы знаете и чего не знаете об апельсинах.

Подумайте, что делает апельсин апельсином, почему у него именно такой вкус, сколько существует сортов апельсинов, как апельсины изменялись в процессе эволюции, как и для чего можно их использовать и как сделать вкусный апельсиновый мармелад.

Думая об апельсине, обращайте самое пристальное внимание на "качество" ваших мыслей.

Итак, отложите книгу и начинайте выполнять упражнение прямо сейчас.

Как и большинство людей, вы, вероятно, вскоре заметите, что чем дольше вы размышляете об апельсине, тем больше идей, ассоциаций и связей возникает в вашем сознании.

Вы можете задуматься о физических свойствах апельсинов. Можете перейти к рассуждениям об апельсиновой истории и экономике. Не исключено, что вы приметесь рассуждать о происхождении имени данного фрукта и о том, как он называется в других языках. Наконец, вы можете попробовать подобрать как можно больше рифм к слову "апельсин" (керосин, клавесин). И по мере того, как вы движетесь все дальше по пути ассоциаций, заглядываете в копилку своей памяти, выстраиваете цепочку логических умозаключений, вы переходите от одного способа мышления к другому, тренируя таким образом различные мышцы ума.

При каждом виде мышления работают свои, вполне определенные, "мышцы". Логическое, аналитическое, метафорическое, критическое, вербальное, визуальное мышление - в каждом из этих случаев мы пользуемся только одним видом мыслительных мышц, дающим нам возможность расшевелить наш внутренний мир.

Необходимость справляться с разнообразием повседневных проблем требует от нас гибкости мышления. То вы трудитесь в поте лица на "ниве" критического мышления, пуская в ход холодную, жесткую логику, то расслабляетесь, выбрасываете все из головы и, играючи, исследуете новые направления. Вы можете усердно работать и продвигаться к цели медленно, но верно, а можете, немного пожонглировав исходными данными, в мгновение ока прийти к элегант-ному решению проблемы. Как различные мышцы тела действуют сообща, чтобы обеспечить согласованную работу рук и ног, точно так же и мышцам ума необходима координация, чтобы наше мышление было четким и целенаправленным.

Можно сказать, что существуют четыре базовые характеристики уровня тренированности, подготовленности ума к работе:

Всякий раз, когда человек берется за выполнение задания, которое требует сосредоточения, он прилагает силу ума. Именно это качество вы используете, когда перебираете возможные варианты в поисках оптимального решения, когда решаете трудную математическую задачу, когда сводите баланс по чековой книжке, когда концентрируете внимание на каком-то одном предмете или идее, не отвлекаясь ни на что другое. Сила ума - это способность сосредоточиться на том, на чем нужно, и настолько, насколько это необходимо.

Если нужно создать что-то новое, если требуется творческий подход, то ваши мыслительные мышцы должны быть гибкими и пластичными. Гибкость ума - это способность переключаться с одного хода мыслей на другой. Это как игра: вы проигрываете различные варианты, строите неожиданные комбинации, разглядываете ситуацию со всех сторон. Вы сталкиваете концепции, перемешиваете идеи, делаете самые немыслимые предположения, чтобы исследовать все новые и новые возможности. Гибкость ума - это артистичный, синтетический подход. Это творчество, "мозговой штурм" и немножко дзэна - все вместе.

Если вы хотите воплотить свои идеи в жизнь, вам потребуется выносливость ума. Выносливость - это способность продолжительное время поддерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь и не теряя мужества. Это способность выстоять, пройти всю дистанцию.

Если вы хотите добавить тонкости и чутья, то вам потре-буется координация ума, то есть синхронизация мысли-тельных процессов всех типов, их сбалансированность и -живость. Координация ума - это виртуозное владение тех--никой аранжировки мыслей, способность оперировать одновременно несколькими понятиями, сохраняя равновесие при любых обстоятельствах, это стремление учиться ради получения новых знаний и готовность сражаться за высокие идеалы.

Именно эти четыре качества - сила, гибкость, выносливость и координация - и определяют, насколько наш ум готов к работе. Только регулярно чередуя напряжение и расслабление различных его мышц, занимаясь интеллектуальным шейпингом и умственным атлетизмом, только постоянно "шевеля мозговыми извилинами", можно долгое время оставаться в хорошей форме.

Как алмаз режет алмаз, как один оселок шлифует другой,

так и разные части интеллекта оттачивают друг друга.

Гениальность - результат их взаимного влияния.

Сайрус Бартол, священник

Как люди теряют интеллектуальную форму

Почему ум одного человека остер, блестящ, полон творческих идей, а у другого "чуть дышит"?

Тому есть две основные причины: различия в требованиях, которые предъявляют нам те или иные обстоятельства, и разница в привычных способах мышления.

Каменщику не нужно ходить в спортивный зал, чтобы тренировать руки. Мешая раствор и укладывая кирпичи в ходе работы, он укрепляет мышцы рук естественным образом. Точно так же и бухгалтеру не нужно посещать школу, чтобы практиковаться в арифметике. Он и так непрерывно работает с цифрами, его "математические мышцы" постоянно упражняются.

Если обстоятельства жизни не требуют от вас непрерывного умственного напряжения, то у вас просто нет стимула, побуждающего держать себя в форме. Однако если жизнь часто ставит перед вами проблемы, требующие безотлагательного решения, то мышцы вашего ума становятся сильными и быстрыми. Суть этой идеи лучше всего отражает старая поговорка:

Применяй или потеряешь!

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие из моих мыслительных мышц не получают ежедневной нагрузки?"

Привычка - это способ делать что-либо не задумываясь. Нравится нам это или нет, но вся наша жизнь, начиная от манеры чистить зубы и кончая способами достижения стратегических целей, большей частью зависит от нашего личного набора автоматических навыков. В принципе, так и должно быть! Можете себе представить, во что превратится ваша жизнь, если вам каждый день будет нужно заново учиться чистить зубы?!

Вся ваша интеллектуальная жизнь - ваши наблюдения, то, что задерживает ваше внимание, то, насколько хорошо вы учитесь, как решаете проблемы, что вас беспокоит, чему вы радуетесь, о чем думаете в течение дня - в значительной степени определяется вашими привычками.

Ключом к достижению высокой работоспособности мозга является выработка определенного набора полезных привычек, которые помогают достигать желаемого. Интеллектуально развитый человек может достаточно свободно управлять работой своего разума. Его интересует, как устроен мир и почему все происходит именно так, а не иначе. У него широкий круг интересов. Он также знает, как изменять свои привычки с помощью хорошо обдуманных, осознанных действий и формировать у себя весьма полезные навыки, например, заставить себя поменьше мечтать и пореже строить воздушные замки, принимать более взвешенные решения или побольше рисковать. В совокупности эти полезные привычки позволяют уму стать более восприимчивым, адекватно реагировать в изменяющихся условиях и, в конечном счете, развивают самую важную из всех привычек - привычку приобретать хорошие привычки.

Посеешь мысль - пожнешь поступок,

Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Посеешь привычку - пожнешь характер,

Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Чарльз Рид, писатель

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие привычки мешают мне плодотворно мыслить?"

Хорошие упражнения для интеллекта

Решить кроссворд.

Подготовиться к экзамену.

Принять участие в телеинтервью.

Сымпровизировать на сцене.

Разобрать трудный текст.

Приготовить изысканный ужин.

Отчетливо представить лицо приятеля.

Постараться вспомнить со всеми подробностями, когда вы последний раз ели мороженое.

Назвать по именам своих первых учителей.

Выучить новый язык.

Убедительно солгать.

Написать программу на компьютере.

Разобраться, как работает тостер.

Написать реалистический пейзаж.

Сменить плохое настроение на хорошее.

Поразмышлять о бесконечности.

Сочинить "документальную драму".

Вспомнить в деталях важный разговор, который произошел месяц назад.

Поговорить с начальником о прибавке оклада.

Держать себя в руках.

Спроектировать усовершенствованную мышеловку.

Переоборудовать спальню.

Задать вопрос влиятельному лицу.

Написать реферат по философии.

Объяснить четырехлетнему ребенку, почему небо голубое.

Обсудить условия контракта.

Блефовать в покере.

Развлечься компьютерной игрой.

Искать истину...

Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя дви-жение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжелая атлетика - все, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.

Для ума движение есть полет мысли - от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому.

Всякий раз, как только вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума.

В широком понимании термин "тренировка" означает деятельность, направленную на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способ-ностей. По сути любое занятие, требующее активного внимания - будь то разгадка головоломки, решение производственной проблемы или просто попытка собраться с мыслями спокойно сидя в кресле, - является тренировкой ума.

Важно не только то, что вы делаете, но и то, как вы это делаете, - то есть важна правильная техника исполнения упражнения. Гимнаст повторяет движение снова и снова, внося небольшие поправки, пока не добьется нужного результата. Благодаря тренировкам мышцы гимнаста становятся более послушными.

Вы же, чтобы развить мышцы ума, тренируйте мышление. Отрабатывайте в уме определенное задание до тех пор, пока ваши "мышцы" не научатся выполнять его так, как нужно.

Хорошая гимнастика ума - это встреча с самим собой, это возможность сконцентрироваться на собственном внутреннем мире и бросить вызов своему интеллекту. Это способ преобразовать умственную энергию в конструктивную мысль.

Не так важно, намерены ли вы усердно работать, чтобы достичь максимальной мыслительной производительности, или просто хотите немного размяться, чтобы ваш ум стал более гибким. В любом случае старая добрая гимнастика ума повысит ваш творческий потенциал, подарит радость достижения намеченной цели и будет способствовать развитию вашего интеллекта.

Как создать личный тренажерный зал

В последующих двенадцати главах вы познакомитесь со множеством способов тренировки вашего мозга. Каждая глава - это своего рода тренажер, предназначенный для развития определенного качества вашего ума. На одних тренажерах вы будете попеременно то прилагать усилия, то расслабляться, погружаясь в безмятежное спокойствие; на других вам придется муштровать свой ум "до седьмого пота". Одни упражнения предназначены для активации вашего левого полушария - аналитической, логической части мозга, другие - для правого полушария, интуитивной части мозга, также ответственной и за пространственное восприятие. А все вместе тренажеры обеспечат вам всестороннюю интеллектуальную тренировку.

Тренажер 1: Освобождение ума. Разминка.

Тренажер 2: Движение ума. Концентрация внимания.

Тренажер 3: Упорство ума. Повышение выносливости.

Тренажер 4: Гимнастика для ума (I). Образное мышление.

Тренажер 5: Гимнастика для ума (II). Вербальное мышление.

Тренажер 6: Сила ума. Решение проблем.

Тренажер 7: Игра ума. Давайте дурачиться.

Тренажер 8: Взгляд в прошлое. Память.

Тренажер 9: Гибкость ума. Анализ и синтез.

Тренажер 10: Координация ума. Принятие решений.

Тренажер 11: Импровизация. Творчество.

Тренажер 12: Наивысшая производительность. Учитесь учиться.

Полезные советы

Вот несколько советов, к которым стоит прислушаться перед выполнением упражнений.

СОВЕТ 1.

Переоденьте свои мысли в "тренировочный костюм". Пусть все проблемы и заботы останутся в гардеробе вместе с уличной одеждой. Создайте рабочую атмосферу для тренировки. Получайте удовольствие от преодоления трудностей, которые вы сами для себя выбрали.

СОВЕТ 2.

Упражняйтесь, а не анализируйте. Весь смысл интеллектуальной тренировки состоит в сознательном манипулировании умственными ресурсами - так выполняйте упражнения. Результаты будут прямо пропорциональны вашему желанию напрягать мышцы ума. Помните, хорошая тренировка - ключ к успеху.

СОВЕТ 3.

Не спешите. Не торопитесь выполнять упражнения. Для того чтобы добраться до глубинных пластов мышления, требуется время. Будьте терпеливы. Дайте себе время, чтобы исследовать возможности своего интеллекта.

СОВЕТ 4.

Повторяйте упражнения. Большинство упражнений, приведенных в этой книге, можно выполнять несчетное количество раз при каждом удобном случае. Развитие ваших умственных способностей определяется только временем и практикой. Разработайте собственную процедуру интеллектуальной гимнастики. Если какое-то упражнение у вас не получается, сделайте перерыв и вернитесь к нему позднее.

СОВЕТ 5.

Упражняйтесь как можно чаще. Чем большую нагрузку вы себе даете - тем легче становятся последующие тренировки. Чем легче становятся тренировки - тем больше они вам нравятся. Чем больше они вам нравятся, тем чаще вы упражняете свой ум. Чем чаще вы упражняете свой ум, тем более развитым он становится.

Теперь вы готовы - можно начинать

Из книги Искусство мыслить масштабно автора Шварц Дэвид Д

4. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ МАСШТАБНО Недавно я познакомился с женщиной, занимающейся подбором персонала для одной из крупнейших промышленных организаций США. Каждый год на протяжении четырех месяцев она посещает студенческие городки высших учебных заведений в поисках

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

5. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ И МЕЧТАТЬ ТВОРЧЕСКИ Прежде всего давайте внесем ясность относительно одного очень распространенного заблуждения. Вопреки всякой логике, понятие «творческое мышление» почему-то применяют исключительно к таким сферам человеческой деятельности,

Из книги Виды психики: на пути к пониманию сознания автора Деннет Дэниэл

Как мыслить правильно Правильно мыслить – это значит мыслить о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:Приучайте себя мыслить конкретно.«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» – слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот,

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Давайте мыслить реалистично Реалистичное мышление не означает бодренького «Все будет хорошо!» или «Со мной такого не случится!» Но в то же время оно далеко и от унылого и обреченного взгляда на жизнь: «Все плохо, и я обречен».Все мы знаем, что плохое в жизни случается. Об

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Мыслить как интуитивный ученый На протяжении всей этой главы я проводила мысль о том, что повседневное мышление имеет много общего с исследовательскими методами, используемыми учеными, когда они хотят понять сущность событий, которые изучает их область науки. Многие

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Как научиться лучше распознавать обман Когда люди лгут, они выдают себя несоответствием вербального и невербального посланий. Логика подсказывает, что можно научиться фиксировать и анализировать эти несоответствия, чтобы вернее распознавать обман. Процесс

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Как научиться конструктивно мыслить Одной из главных помех в формировании адекватной самооценки является негативное мышление – привычка постоянно прокручивать в уме разные бесплодные, неконструктивные, но уничтожающие всякое воодушевление идеи. Люди с заниженной

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Учимся мыслить Первым шагом на пути к концептуальному мышлению должна стать привычка простого наблюдения за своими мыслями. Говорите себе регулярно: «О чем я сейчас думаю?» Не надо больше ничего делать. Переведите внимание на свои мысли и спокойно наблюдайте. Очень скоро

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Два способа мыслить Много общаясь с людьми и обращая внимание на их убеждения и верования, я не раз приходила к мысли, что люди, живущие на этой планете, имеющие множество различий – язык, на котором говорят, цвет кожи, традиции, пол, вес или рост, манеры, – но различаются

Из книги Интуиция [Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди] автора Эпли Николас

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому Я настолько же глуха, насколько слепа. Проблемы, связанные с глухотой, если и не более важны, чем проблемы, вызванные слепотой, то более глубоки и более сложны. Глухота – намного худшее несчастье. Ибо

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

10. Научитесь мыслить, как ребенок Дети мыслят совершенно не так, как взрослые. С точки зрения принятых среди взрослых норм, поведение ребенка чаще всего выглядит абсурдным. Таким образом, бессмысленно пытаться его понять, ориентируясь только на собственное поведение

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Учитесь правильно мыслить Все сущее имеет две стороны, и мысль тоже. Чувство вины является хорошим, пока оно не выходит за рамки чувства долга, которое движет человека вперед. Злоба есть хорошее до тех пор, пока из нее исходит сила для защиты жизни. Их называют

Из книги автора

Как научиться мыслить нешаблонно Если вы хоть раз в жизни присутствовали на организационном или мотивационном собрании в какой-нибудь большой компании, то, вероятно, знакомы с таким выражением корпоративного сленга, как «мыслить нешаблонно». Ирония заключается в том,

В любом возрасте можно улучшить свои умственные способности. Человеческая внешность трудно поддается корректировке, а вот свою внутреннюю сущность можно совершенствовать всю жизнь. Поговорим о том, как научиться думать вообще, как научиться думать логически и Все это очень важно для саморазвития.

Анализируйте

Чтобы приучить свой мозг думать, необходимо выделять для этого хотя бы маленький кусочек своего дня. Если у вас совсем нет лишнего времени, размышляйте по пути на работу или в магазин, во время приготовления пищи или выгула собаки. Нужно всегда пользоваться уникальной способностью мозга выполнять одновременно несколько заданий.

О чем стоит думать обязательно? Мы никогда не будем расти как личности, если не научимся анализировать. Причем анализировать можно практически все, даже то, что нас никак не касается. Вспоминайте и давайте оценку своим и чужим поступкам и словам. Подумайте, как они повлияли на вас или окружающих, к чему они в итоге привели, что стоило бы сделать не так. Но будьте осторожны, чтобы не предаваться воспоминаниям настолько, чтобы забыть о настоящем и будущем.

Планируйте

Кроме анализа всего, что в вашей жизни уже прошло, стоит подумать и о том, что еще предстоит. Всегда планируйте быть лучше. После анализа прошлых поступков и происшествий вашей жизни, подумайте над тем, как не допустить повторения ошибок. Попытайтесь предугадать сложные ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни завтра или через неделю, и представьте несколько вариантов вашей реакции на них, а затем выберите лучшую на ваш взгляд.

Обязательно занимайте свой мозг обдумыванием целей. Как научиться думать о своих целях постоянно и не забыть о них? Вы можете записать их на листок, а затем постоянно просматривать этот список, оживляя в памяти. Выстраивайте промежуточные цели на каждый день, неделю и месяц. Воображайте свое будущее, прорисуйте его возможные сценарии, все время думайте о том, на практике.

Будьте внимательны

Любая воспринятая человеком информация сначала попадает в зоны мозга, отвечающие за обработку неосознанной информации, и только после этого начинается их взаимодействие с зонами, активизирующимися при осознании ее человеком. Информацией, вышедшей на уровень сознания, мы можем активно пользоваться и вспомнить даже через года. А все, что осталось в области нашего подсознания, может работать на нас только в качестве интуиции.

Почему о такой особенности работы мозга важно помнить тем, кто задается вопросом, как научиться думать правильно? Все дело в том, что, если вы хотите, чтобы какая-то информация осталась в вашей памяти и вы могли затем использовать ее для своих размышлений, нужно проявить к ней особый интерес. Только в этом случае она пробьется из вашего подсознания в сознание и будет в дальнейшем вам доступна.

Поэтому всем, кто постоянно твердит себе: «Хочу научиться думать», прежде всего необходимо сказать себе: «Хочу быть внимательным к тому, что слышу и вижу». Человеческий мозг самостоятельно не определяет, какую информацию считать важной, а какую нет. Все, на что мы не обращаем особого осознанного внимания, он не считает важным и оставляет на уровне недоступного нам подсознания.

Например, мы запоминаем (так как осознали), что встретили по дороге на работу друга, но никогда не вспомним сотни других увиденных в это время лиц. Вывод один: будьте крайне сосредоточены на той информации, которую считаете для себя ценной, постарайтесь развить к ней самый искренний интерес. Тогда она не ускользнет от вашего сознания, и вы сможете ее использовать для глубоких размышлений.

Будьте любознательны

Не ограничивайтесь слишком узким кругом интересов, ведь в мире столько всего захватывающего, о чем стоило бы подумать. Например, вы идете на работу и замечаете на дороге маленькую улитку. Вместо того чтобы просто поднять ее и отнести в траву, остановитесь и подумайте: а как живет это крошечное существо, чем оно питается и как растит своих деток? Предположив некоторые варианты ответов, не забудьте по возвращении с работы найти в Интернете достоверную информацию об этом и сравнить со своими предположениями.

А вы никогда не думали, глядя на небо, почему оно синее или почему нам светит и греет солнце, как листья растений очищают воздух или в каких цветах видят мир коты и собаки? А еще как устроен наш глаз, что мы все это видим? Если приучить себя всегда смотреть по сторонам и живо интересоваться всем, что нас окружает, можно не только приучить свой мозг к активной работе, но и сделать свой быт намного интереснее.

Придумывайте себе упражнения

На вопрос, как научиться думать самому, существует масса и других ответов. Подключайте фантазию и придумывайте для себя задания, которые помогут совершенно по-новому воспринять обычные вещи и ситуации. Например, специалисты советуют каждый раз добираться на работу новыми путями, заходить в другие магазины, заменять свои обиходные фразы на новые, необычные для вас. Улучшает умственные способности изучение иностранного языка и чтение книг. Старайтесь периодически менять формат привычных для вас фильмов и музыки - вводите в свою жизнь новое.

Не верьте сразу всему, что вам говорят. Исследуйте вопрос сами, расспросите тех, кто знает об этом больше и тогда, располагая достаточным количеством фактов, делайте свои выводы. Это может отнять некоторое количество сил и времени, но точно прибавит мудрости и опыта. Всегда старайтесь иметь собственное, основанное на фактах, мнение.

Думайте в игре

Существует ряд развлекательных игр, которые «прокачивают» наш мозг. Отличными "гирями" для него станут всевозможные кроссворды и головоломки. Кроме этого в Интернете можно найти бесконечное количество различных игр, заставляющих нас анализировать, сравнивать, вспоминать и планировать. Многие современные компьютерные игры - это ответ на вопрос, как научиться быстро думать. Во многих из них для победы нужна хорошая реакция и умение моментально принимать решения.

Такие несправедливо забытые сегодня настольные игры, как шахматы, шашки и различные карточные игры, прекрасно помогают развивать логику. Не пренебрегайте ими. Также в продаже имеются всяческие настольные игры, требующие от участников внимания, разработки тактики и собственной стратегии. Такой веселый и захватывающий путь к саморазвитию, безусловно, достоин особого внимания.

Развивайте позитивное мышление

Если вы хотите по-настоящему развиваться как личность, избегайте негативных мыслей, так как они погашают даже самые пылкие стремления и значительно снижают имеющийся потенциал. Кроме того, гнев, обиды, разочарования и зависть имеют крайне негативное влияние на здоровье человека, вызывая проблемы с кровеносной и пищеварительной системами, головную боль и бессонницу, а также различные эмоциональные и психические расстройства.

Но как научиться думать о хорошем? Прежде всего необходимо взять за правило тщательно следить за постоянно сменяющими друг друга мыслями в своей голове. Как только попадется отрицательная, тут же ее пресекать и заменять на положительную. Никогда не допускайте, чтобы мысли в вашей голове летали хаотично, сами по себе. Такие сознательные усилия обязательно выльются со временем в то, что у вас разовьется привычка обо всем мыслить положительно.

Пока у вас не сформируется твердая привычка позитивно мыслить, окружите себя теми, кто уже так поступает. Всегда, даже когда вы совсем не в настроении, держите на лице имейте ко всем дружественный и благодарный настрой. Замечайте всю красоту мира и все хорошее, что с вами происходит.

Как побороть лень

Многие из тех людей, кто задается вопросом, как научиться думать, на самом деле хорошо умеют это делать, но попросту не применяют эту великолепную способность. Причина этого до банальности проста - матушка лень. Мыслительная деятельность поглощает порой столько же энергии, сколько и тяжелый физический труд. Поэтому, оберегая свои энергетические запасы, организм с трудом соглашается идти на такие жертвы. Вот почему нам иногда так тяжело заставить себя или своих детей думать, вот откуда берет свои корни лень.

Если наша цель не деградация, а личностный рост, необходимо ежедневно прилагать все усилия, чтобы заставить свой мозг трудиться. Не бойтесь его переутомить - мозг никогда не устает, устаем только мы. Но помните, что чем больше мы устаем от напряженного размышления, тем умнее и развитее становимся. Улучшается также наша память и сообразительность. Мы становимся более уверенными в себе, интересными и полезными окружающим, а наша жизнь - увлекательнее и счастливее.