Методика проведения уроков теоретического обучения. Проектирование уроков теоретического и производственного обучения

ПЛАН УРОКА

Группа; профессионального обучения по профессии «Каменщик»

Тема урока : «Система перевязки швов каменной кладки»

Цели:

Образовательная – познакомить студентов с различными видами систем перевязки швов;

Способствовать формированию у студентов навыков чтения строительных чертежей.

Воспитательная – создавать условия для проявления у студентов познавательной активности, интереса к профессии, ответственности;

Содействовать развитию у студентов чувства взаимовыручки при совместной работе в парах; позитивного опыта общения.

Развивающая – создавать условия для развития творческого мышления;

Способствовать развитию у студентов способностей анализировать производственные ситуации.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Уметь

Выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;

Подбирать требуемые материалы для каменной кладки;

Знать

Виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки;

Общие правила кладки;

Системы перевязки швов.

Тип урока: комбинированный

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Формируемые профессиональные компетенции:

Производить общие каменные работы различной сложности

Методы обучения:

Словесные (беседа, рассказ);

Наглядные (наблюдение студентов, схемы);

Практические (выполнение практической работы)

Форма обучения:

Фронтальная, работа в парах

Средства обучения:

Комплект учебно-наглядного пособия по профессии каменщик – 6 комплектов;

Чертежные инструменты

Схемы однорядной и многорядной кладки

Тестовые задания

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Целевая установка

Сообщение темы урока

3. Актуализация опорных знаний

Проверка и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего.

3.1. Фронтальный опрос:

Назовите грани кирпича.

Какой ряд кладки называют внутренней верстой, наружной верстой, забуткой?

Показать на схеме вертикальные продольные и поперечные швы кладки.

Виды кирпичей, применяемых для кладки стен.

Что называют расшивкой швов, какая бывает форма расшивки?

Назовите толщину кирпичных стен, применяемую в гражданском строительстве?

Сколько в одном метре кладки по высоте рядов, если толщина кирпича 65мм?

Что называют обрезом кладки?

Показать в учебном кабинете все имеющиеся архитектурно-конструктивные элементы.

3.2. По предложенным рисункам назвать все части здания и его архитектурно-конструктивные элементы.

3.3. Тестирование

4. Первичное усвоение новых знаний

4.1. Создание проблемной ситуации и формулирование студентами главного вопроса.

Как достигается прочность и монолитность кладки?

Назовите третье правило разрезки кирпичной кладки.

Для чего необходимо выполнять все три правила разрезки кладки?

4.2. Запись на доске темы урока

4.3. Объяснение новой темы

План-конспект

Система перевязки - это определенный порядок укладки кирпичей и камней правильной формы, уложенных в конструкцию. В строительстве наиболее распространены три системы перевязки: однорядная (цепная), многорядная и трехрядная.

Однорядная (цепная) система перевязки швов предусматривает чередование тычкового ряда с ложковым. При этом каждый вертикальный шов нижнего ряда перекрывается кирпичами верхнего ряда. При этой схеме перевязки вертикальные поперечные швы в смежных рядах получаются сдвинутыми относительно друг друга на четверть кирпича, а продольные – на полкирпича. Для того, чтобы обеспечить смещение вертикальных поперечных швов на ¼ кирпича, приходится кладку каждого нового ряда начинать с трехчетверток (3/4 кирпича).

Такая кладка отличается высокой прочностью: в ней полностью соблюдаются все три правила разрезки.

Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большого количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.

(начертить в конспектах схему однорядной перевязки)

В многорядной системе перевязки тычковые ряды располагаются через пять ложковых рядов. При этом вертикальные поперечные швы перекрываю вышележащими кирпичами в каждом ряду, а продольные ряды – только через пять рядов.

Недостаток такой кладки – несущая способность кладки уменьшается на 6% по сравнению с однорядной системой перевязки...Определенные осложнения возникают при кладке в зимнее время (при оттаивании возможно выпучивание стен).

Преимущество – кладка менее трудоемка, чем однорядная, так как требует меньшего объема верстовых рядов.

(начертить в конспектах схему многорядной перевязки)

Разновидностью многорядной системы перевязки является трехрядная , которую применяют в основном для кладки столбов и простенков. Кладку выполняют путем чередования тычкового ряда и трех ложковых рядов. При этом допускается совпадение вертикальных швов и трех смежных ложковых рядов.

(начертить в конспектах схему трехрядной перевязки)

Существует целый ряд и других перевязок (крестовая, готическая, голландская и многие другие), но в каждой из них – первый и последний ряды, также на уровне обрезов стены, столбов, выступающих элементов, под опорами частями балок, плит и других конструкций – выкладывают тычками из целых кирпичей.

В малоэтажном строительстве с целью экономии кирпича применяют так называемые облегченные кирпичные стены, в которых кирпич частично заменен эффективными теплоизоляционными материалами.

5. Первичная проверка понимания

Выполнение практического задания

Необходимо по схемам выложить кирпичную кладку методом однорядной (цепной) перевязки швов в 1 кирпич; в 1½ кирпича и в 2 кирпича;

Выложить кирпичную кладку по многорядной цепной системе перевязки швов в 1 кирпич, в 1½ кирпича и в 2 кирпича

По итогам выполнения практического задания проводится обсуждение с разбором типичных ошибок.

6. Подведение итогов урока

Анализ и оценка успешности достижения поставленных целей; оценки за урок.

7. Рефлексия

1. Был ли для вас полезен урок?

2. Какие новые знания вы приобрели?

3. Какие развили умения?

4. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на уроке.

5. Считаю, что цели урока достигнуты/не достигнуты.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

При теоретической пожарно-тактической подготовке используют: занятия по объяснению нового учебного материала; закреплению ранее изученного материала и приобретенных навыков и умений; повторения, систематизации и обобщения изученного материала; контроля, проверки и оценки знаний; комбинированные занятия. Наиболее часто в системе ПТП проводятся комбинированные занятия, структура которых показана на рис. 2.1.

4.1.1Подготовка руководителя к занятиям

Всю подготовку руководителя занятий условно можно разделить на следующие этапы: подготовку к составлению плана-конспекта; составление плана-конспекта и его утверждение; подготовку аудитории, технических и наглядных средств обучения к занятиям. Подготовка руководителя к сос­тавлению плана-конспекта слагается: из уяснения темы; определения целей занятий; отбора и изучения учебной литературы; подбора технических средств обучения и наглядных пособий; разработки плана изучения нового материала; разработки общего плана проведения занятий.

Уяснить тему - это означает конкретизировать ее содержание, объем с учетом времени, отведенного на занятия, а также существо вопросов, вытекающих из темы. Уясняя тему, целесообразно познакомиться с методи­ческими указаниями, изложенными в программах и указаниях по такти­ческой подготовке начсостава.

Определяя образовательные, воспитательные и развивающие цели занятий, руководитель занятий должен учитывать уровень знаний обучае­мых, их моральные, волевые, эстетические и другие качества, а также их способности к формулированию логически обоснованных суждений и сте­пень развития их тактического мышления. Это позволит руководителю заня­тий не только предопределить содержание учебного материала, но и струк­туру урока, дидактические методы и приемы изучения материала.

Отбирая литературу, надо, в первую очередь, продумать, опреде­лить, какие руководящие документы (уставы, наставления, приказы, обзо­ры и др.) содержат сведения, необходимые для проведения занятий. Затем следует наметить учебники, учебные пособия, справочную и педагоги­ческую литературу, статьи из журналов и другие источники учебного мате­риала, а также подобрать примеры из практики работы части или гарнизона пожарной охраны. После отбора литературы руководитель занятий тщате­льно ее изучает и определяет, какие технические средства обучения и наглядные пособия необходимо использовать для более качественного изучения нового материала, а также какие схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал целесообразно изготовить к занятиям или воспроизвести на классной доске.

После изучения литературы руководитель приступает к наиболее ответственному этапу - к разработке плана изучения нового материала. План должен состоять из вопросов и подвопросов, расположенных в требуе­мой логической последовательности.

Вопросы должны быть краткими, понятными и соответствовать сути изучаемого материала. При этом целесообразно оценить, сколько времени можно затратить из общего его количества, отведенного на занятия, для изучения нового материала и каждого вопроса в отдельности. Это позволит руководителю занятий определить, какой тип урока целесообразно приме­нить, есть ли возможность планировать опрос по пройденному материалу, закрепление материала, изученного на данных занятиях, выполнение упражнений и других элементов. При этом целесообразно продумать мето­дические приемы изучения материала, позволяющие достичь максималь­ной результативности.

Завершающим элементом первого этапа подготовки руководителя явля­ется составление общего плана проведения занятий. Общий план (схема) занятий зависит от типа урока и может включать следующие элементы: подготовку обучаемых к занятиям; опрос по пройденному материалу объяв­ление темы, целей и плана изучения нового материала; изложение нового материала; закрепление материала; подведение итогов занятий; выдачу заданий для самостоятельной работы и др. По каждому элементу занятий выясняют, какое количество времени будет на него затрачено из общего бюджета времени, отведенного на занятия. Время необходимо распределить так, чтобы каждый элемент занятий был полностью отработан, а в конце занятий остался резерв на ответы при возникновении вопросов у обучаемых.

Не следует отводить много времени на введение, предисловия и т. п. После составления общего плана целесообразно проверить распределение времени по элементам занятий, проверить отобранный учебный материал, чтобы занятия не были перегружены и в то же время соответствовали прин­ципу обучения при высоком уровне трудностей. Если оказалось, что занятия перегружены, надо уменьшить количество нового материала, или провести более качественный его отбор в соответствии с уровнем, необходимым для обучаемых, или исключить отдельные элементы, например опрос или закрепление учебного материала, т. е. принять другую структуру урока.

4.1.2. Составление плана-конспекта

После тщательного изучения материала и составления общего плана проведения занятий руководитель приступает ко второму этапу подготовки - к составлению плана-конспекта для проведения занятий. Форма плана-конспекта может быть произвольной. Практикой организации и прове­дения классных занятий по ПТП личного состава выработаны опреде­ленные закономерности составления и структуры плана-конспекта (рис.2.2). Объем конспективного материала зависит от опыта руководителя занятий и требований старших начальников.

Для начинающих руководителей занятий рекомендуется полное напи­сание конспекта. Опытным руководителям (по усмотрению старших начальников) достаточно развернутого плана изучения нового учебного материала и тезисного изложения этого материала. При построении изло­жения основного материала требуется соблюдать строго логическую после­довательность, чтобы каждый вопрос или подвопрос вытекал из предыду­щего, был по содержанию связан с ним, но не дублировал его по смыслу. При изложении теоретического материала необходимо ссылаться на уста­вы, наставления и другие руководящие документы, а также приводить цитаты и формулировки. Поэтому при составлении конспектов цитаты надо вписывать дословно, ссылаясь на источники. Все статьи уставов, цитаты, формулировки по смыслу и содержанию должны быть органически связаны с излагаемым учебным материалом. Однако не следует перегружать ими конспект, так как у обучаемых может создаться впечатление начетничества.

Основными источниками учебного материала являются действую­щие руководящие документы, учебники и учебные пособия последних изданий. Вместе с тем, ко всему изложенному в учебных пособиях, статьях журналов и других публикациях следует относиться критически, поскольку в них могут быть допущены неточности или может приводиться устаревший материал. При каких-либо дополнениях необходимо проконсультироваться у старших начальников. Нужно постоянно стремиться к творческому обоб­щению и выводам на основе имеющихся знаний и личного опыта.

Написание полного текста изучаемого материала к данным занятиям полезно для каждого руководителя занятий, особенно для начсостава, имеющего недостаточный опыт проведения занятий. В процессе написания текста руководитель отбирает материал, осмысливает его и перерабатывает с учетом своей специфики и опыта устной передачи информации обучае­мым. Он подбирает наиболее краткие, понятные и красочные фразы, до­полняет их привычными для него элементами разговорной речи. По ходу изложения в необходимых местах включаются статьи уставов и наставле­ний, формулировки, цитаты, а также примеры из практики. Текст учебного материала должен быть увязан с жизнью, заботами и достижениями пожар­ной охраны.

Написание текста, полностью охватывающего излагаемый материал, не означает, что весь текст следует прочесть перед аудиторией. Механичес­кое чтение лишило бы руководителя простоты, естественности и непринуж­денности при проведении занятий, не позволило бы использовать педаго­гические методы и приемы активизации обучаемых, установить психоло­гический контакт с ними. Полный текст материала составляют для того, чтобы сохранить в памяти его содержание в деталях, при необходимости воспользоваться им на занятиях. Но нельзя быть к нему привязанным

Составляя конспект какого-либо материала, руководитель занятий должен тщательно продумать и записать методические приемы его изучения на занятиях. Например, если предполагается использовать форму беседы, руководитель занятий в последней графе конспекта должен в заранее опре­деленных местах, напротив изучаемого текста, указать вопросы, которые он будет задавать обучаемым в ходе беседы. Аналогично указывается, когда и какой фрагмент кинофильма, слайд диафильма, плакат продемонстри­ровать, где обратить внимание личного состава на соблюдение правил охраны труда, что именно требуется законспектировать дословно (напри­мер, статьи Боевого устава пожарной охраны, определения), где и какой пример привести, что надо выделить интонацией и др. Определения, статьи и пункты документов, выводы по вопросам целесообразно выделить в тексте, чтобы при необходимости быстро их отыскать.

После разработки всего плана-конспекта целесообразно его еще раз проверить; затем руководитель занятий подписывает план-конспект и представляет на просмотр и утверждение старшему начальнику.

Подготовка аудитории, технических средств обучения и наглядных пособий заключается в том, что руководитель занятий отбирает краткие и содержательные фрагменты учебных кинофильмов, слайды и диапозитивы, наиболее полно отражающие изучаемый материал, а также плакаты, схемы и т. п. После отбора он контролирует исправность технических средств, проверяя их в такой последовательности, в какой они будут использованы на занятиях. При отборе наглядных пособий целесообразно обращать вни­мание не только на их содержание, но и НЕ эстетическое оформление. Необходимо заранее принять меры по изготовлению недостающих схем, плакатов, слайдов, а также по устранению неисправностей технических средств обучения.

4.1.3. Порядок проведения комбинированного занятия

Порядок проведения комбинированного занятия отражен на рис. 2.1, где указаны все основные его элементы. Подготовка (организация) обучаемых является, как правило, элементом, присущим любым занятиям. Ее суть заключается в том, чтобы психологически настроить начсостав на плодотворную работу, добиться внимания и активного отношения к занятиям. Для этой цели руководитель занятий может использовать сле­дующие приемы: войдя в аудиторию, сделать небольшую паузу, означаю­щую, что начсоставу следует успокоиться; сделать, тактичное замечание отдельным лицам за нарушение тишины; попросить подготовить тетради, учебные пособия, напомнить примечательное событие или факт, проис­шедший в части, чтобы отвлечь обучаемых от других впечатлений и наст­роить на работу. Руководитель занятия всегда должен быть спокоен, собран, доброжелателен; он не должен делать нетактичные замечания, повышать голос. Организация обучаемых для проведения занятий не занимает много времени, но вместе с тем дает им определенный заряд психологической энергии и повышает работоспособность.

Перед началом занятий руководитель должен предусмотреть, чтобы в классе не было никаких новых раздражителей, которые могли бы отвлекать обучаемых от работы и рассеивать их внимание. В частности, не рекомендуется заранее выставлять наглядные пособия, развешивать табли­цы, схемы.

Из принципов сознательности, систематичности и прочности обуче­ния вытекает, что в учебной работе нельзя продвигаться вперед до тех пор, пока обучаемые не усвоили пройденный материал. Поэтому проверка и оценка знаний обучаемых является весьма важным элементом занятий по ПТП. Занятия по ПТП с начсоставом подразделений проводятся не ежедневно, а с определенным интервалом. В этих случаях руководителю занятий, как правило, следует стремиться к тому, чтобы на каждых заня­тиях проверялись и оценивались знания всех без исключения обучаемых.

Если на занятиях присутствуют только пять-шесть человек, хорошие результаты дает устный опрос. Он позволяет выявить степень усвоения материала, но лишь у небольшого количества обучаемых. Если на занятиях присутствует значительное количество начсостава, то наряду с устным опросом целесообразно проводить фронтальный опрос. Для проведения письменного опроса руководитель занятий заранее готовит несколько вари­антов вопросов (в каждый из них можно включить несколько вопросов или задач). Обучаемые дают письменные ответы, позволяющие оценить, их знания.

В подразделениях пожарной охраны, классы которых оборудованы машинами-репетиторами, машинами-экзаменаторами и другими техни­ческими средствами обучения и контроля знаний, могут применяться ма­шинный и безмашинный программированные опросы.

Как показывает опыт, работу над пройденным материалом надо организовывать и проводить так, чтобы от обучаемых требовалось не прос­тое воспроизведение, а активное и осмысленное применение изученного материала на практике. Для этой цели необходимо использовать разнооб­разные упражнения, в процессе которых глубже закрепляются знания, навыки и умения, применять элементы расчета сил и средств, определять время работы стволов от заправочных емкостей автоцистерн, водоотдачу сетей и др.

Изучение нового материала (осмысливание и запоминание) начи­нают, как правило, с установления связи нового материала с ранее изучен­ным. Начсостав имеет определенные знания и навыки по ПТП, которые были получены ранее в системе служебной и боевой подготовки в преды­дущем и текущем учебных годах. Базируясь на этих знаниях и на накоп­ленном практическом опыте, руководитель занятий может подвести обу­чаемых к осмыслению логической связи ранее изученного материала с новой темой. Эта связь может определяться последовательностью этапов боевой работы на пожарах (например: разведка пожара, боевое разверты­вание, организация спасания людей и эвакуации имущества, ликвидация горения), тематическим планом служебной и боевой подготовки, конкрет­ным примером из практики работы части или гарнизона.

Увязав новую тему с ранее изученным материалом, руководитель занятий должен кратко и четко ее сформулировать, поставить цель занятий и назвать основные вопросы, которые должны быть изучены начсоставом на занятиях. Усвоение этих вопросов позволяет достичь образовательных целей занятий. В то же время руководитель занятий стимулирует проявления активности, настойчивости и самостоятельности при изучении нового материала, тем самым реализуя развивающие цели занятий. Указывая на задачи, стоящие перед коллективом части, увязывая работу подразделений с жизнью общества, руководитель стремится достичь воспитательных целей занятий.

Изучение нового материала должно быть проблемным, с поста­новкой вопросов для активизации обучаемых, и базироваться на ранее полученных знаниях и опыте начсостава. В этих условиях при проведении теоретических занятий широко используется метод беседы. Его суть заклю­чается в том, что руководитель занятий с помощью умело поставленных вопросов побуждает обучаемых к активному воспроизведению изложенного материала в целях его более глубокого осмысления и усвоения. Данный метод можно применять на любом этапе занятия: при изучении нового материала, закреплении, повторении и подведении итогов занятий. Эвристическая беседа, как правило, проводится для сообщения и обобще­ния новых знаний. При этом руководитель занятий строит вопросы и пред­полагаемые ответы таким образом, чтобы они подводили мысль обучаемых к новым моментам, положениям и выводам. Успех беседы зависит от уме­ния поставить требуемый ряд вопросов и знания предполагаемых ответов обучаемых. Поэтому вопросы руководителя занятий должны быть сфор­мулированы четко, без лишних пояснительных слов. Не рекомендуемся повторять вопрос (особенно в различных формулировках) до получения ответа обучаемых.

Непосредственная работа по усвоению нового материала, как пока­зывает практика, включает в себя первичное его восприятие и осмысление и последующее более глубокое осмысление и запоминание. Поэтому руко­водитель занятий, как правило, должен предусмотреть двукратную работу обучаемых по восприятию, осмыслению и запоминанию. Только при таком условии новый материал может быть усвоен непосредственно на занятиях.

Наряду с проблемным изучением материала руководитель занятий при изложении новых сведений может использовать метод рассказа и объяснения. Рассказ целесообразно применять, когда обучаемым неиз­вестны или малоизвестны сообщаемые сведения (например, при изучении новых огнетушащих веществ, способов тушения). В этих случаях рассказ повышает познавательную активность, вызывает интерес и пробуждает любознательность, объяснение эффективно при изучении понятий, поло­жений, закономерностей. При объяснении очень важно обеспечить научную и доказательную логику рассуждений; кроме того, для полного усвоения материала важно добиться сосредоточенности и внимания обучаемых.

Наглядные пособия и технические средства обучения могут рас­сматриваться как источники новых знаний, средства выработки практи­ческих навыков и умений, а также контроля и оценки знаний. Поэтому их целесообразно использовать на всех этапах занятий: при изложении и осмыслении нового материала, при его закреплении, проведении упраж­нений, проверке и оценке знаний.

Внедрение наглядных пособий и технических средств обучения в учебный процесс - дело творческое. Каждый руководитель занятий должен постоянно оценивать эффективность применения наглядных пособий, совершенствовать методику и приемы их использования в ходе занятий. Следует демонстрировать наглядные пособия строго по ходу изучения мате­риала и каждый раз обращать внимание обучаемых на действительные объекты и явления, отображаемые пособием. Фрагментарный показ кино­фильмов и слайдов органически включается в рассказ или объяснение преподавателя.

Важным этапом занятий является выработка навыков и умений по применению знаний на практике. Этот этап связан с использованием методов устных, письменных и практических упражнений. Руководителю занятий надо иметь в виду, что нельзя переходить к упражнениям, если обучаемые не усвоили теоретический материал, который им необходим для выполнения упражнений. Нужно обращать особое внимание на осмыс­ление обучаемыми порядка и способов выполнения практических упраж­нений. Несоблюдение этих условий приведет к тому, что цель упражнений не будет достигнута.

На занятиях по ПТП широко используют устные упражнения. С их помощью развивают тактическое мышление, позволяющее оценить обста­новку на пожаре, определить решающее направление боевых действий, произвести расстановку сил и средств на пожаре.

Для выработки необходимых навыков и умений используют пись­менные упражнения по расчету сил и средств для тушения пожаров, опре­делению времени работы стволов и генераторов от заправочных емкостей пожарных машин и др. очень важно, чтобы тренировочные упражнения имели творческий характер, а предлагаемые руководителем задания и их выполнение способствовали выработке тактического мышления.

Закрепление учебного материала можно осуществлять по ходу заня­тий, после изучения отдельного вопроса или темы занятий в целом. Послед­ний вариант чаще осуществляется в виде проверки результатов, достиг­нутых на данных занятиях. Проверка может проводиться устно или пись­менно с помощью заранее разработанных вопросов (упражнений). Она позволяет руководителю занятий узнать, как усвоен учебный материал, и установить, какие есть пробелы в знаниях, чтобы ликвидировать их на следующих занятиях, а также выдать персональные задания для само­стоятельной работы.

В конце занятий руководитель подводит итоги: кратко напоминает о цели занятий и оценивает степень ее достижения; указывает положите­льные стороны и недостатки в работе личного состава на занятиях; дает общее задание обучаемым для самостоятельной работы.

К организации и проведению комбинированных (смешанных) уро­ков руководитель занятий должен подходить особенно внимательно. Прежде всего, очень важно правильно распределить время. На повторение пройден­ного материала не следует отводить более 20 мин. Важно разнообразить структуру комбинированного урока, используя различные методы и прие­мы обучения (беседа, эвристическая беседа, рассказ, пояснение и т. д.). На одних занятиях проверку знаний можно проводить методами индивиду­ального и уплотненного опросов, на других - с помощью фронтального письменного или программированного опроса и т. д. Если ранее изученная тема тесно увязана с новым материалом, то нецелесообразно начинать занятия с повторения, лучше совместить последнее с закреплением нового материала.

В каждом уроке можно выделить его основные этапы, которые хар-ся различными видами деятельности преподавателя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют, таким образом, построение урока, взаимосвязь между этапами урока, то есть его структуру

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

Проведение любого урока состоит из трёх фаз: подготовительной, фазы активного обучения , фазы оценивания результатов урока . Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом

Ι. Подготовка:

1. Определение целей урока в терминах научения учеников

2. Анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные элементы.

3. Определение ключевых характеристик, понятий и навыков, которым будут научаться ученики.

4. Проверка наличного уровня владения учениками предметом, которому их будут учить.

5. Принятие решения о том, как обеспечить постепенное научение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности.

6. Принятие решения о типе осуществляемых учениками действий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о способах предъявления учебного материала и оценке степени его усвоения.

ΙΙ. Обучение:

7. Объяснение в начале урока характера нового материала, которым ученики должны овладеть.

8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всём диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий.

9. Упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям было экономичным и эффективным.

10.Приведение контрпримеров, не относящихся к утопическим понятиям.

11.Приведение новых примеров с тем, чтобы расширить понимание понятия.

12.Помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся могут продемонстрировать научение без посторонней помощи.

13.Поощрение учеников теми или иными способами, позволяющие им почувствовать, что научение идёт успешно, и повышающие их заинтересованность в обучении.

14.Стимулирование учеников к самостоятельному объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез и т.п.

15.Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством обеспечения высокого уровня успешности в научении.

16.Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на всех стадиях их научения.

17.При обучении двигательным навыкам упорядочивание контрольных практических занятий относительно меняющихся условий выполнения навыка.

18.При обучении двигательным навыкам обеспечение плавного перехода от одного поднавыка к другому.

19.Поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и эвристическим решениям проблем.

ΙΙΙ. Оценивание :

20.Проверка умения учеников применять усвоенное научение в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия).

21.Оценка заинтересованности учеников в изучаемом ими предмете.

22.Сравнение достижений учеников с целями данного урока.

Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие их типов

Приведём классификацию уроков по Б.П. Есипову с рассмотрением их структурных особенностей:

1.Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения новых знаний . Структура такого урока: повторение предыдущего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

2.Урок закрепления знаний . Его структура: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

3.Урок выработки и закрепления умения и навыков . Предполагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выполненных работ; задание на дом.

4.Урок обобщения и систематизации знаний . Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных курсов. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя, а само повторение и обобщение материала проводится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися

5.Урок проверки знаний, умений и навыков . Основные задачи такого урока - выявление уровня обученности учащихся и установление недостатков в овладении материалом. При этом могут использоваться письменные или устные формы контроля

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин. Необходим для создания рабочего на­строя группы, особенно если, например, предыдущий урок был по физкультуре. Главное, чтобы он прошел как можно быстрее и короче.

2 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 5-10 мин.

Актуализация опорных знаний должна присутствовать обязательно, так как нельзя строить новые знания без основы;

Мотивация (у учащихся должен появиться познавательный интерес);

Целеполагание (постановка цели работы на уроке перед учащимися, которая должна быть понятна, принята ими и должна стать общей).

Этот этап является платформой для успешного урока. Часто три элемента могут про­хо­дить одновременно или переплетаться.

3 этап. Изложение нового материала – 25 мин. Сообщать материал урока можно раз­личными методами и их много. Классификация методов представлена ниже.

4 этап. Первичное закрепление – 5-10 мин.

5 этап. Подведение итогов – 3-5мин.

6 этап. Выдача домашнего задания – 5-7 мин. Задание выдается не после звонка, а до окончания урока. Время на последний этап должно быть предусмотрено заранее, а также продуманы способ выдачи, порядок объяснения (сначала сообщается задание теоретиче­ского плана, затем практического) и правила выполнения. Во время объяснения домашней работы нужно привести примеры, показать образцы оформления. Справедливо отметим, что, как бу­дет выдано домашнее задание, так к нему и отнесутся учащиеся.

    Урок закрепления и совершенствования

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин.

2 этап. Повторение учебного материала и проверка домашнего задания – 10-12 мин.

3 этап. Упражнения – 25-30-мин.

4 этап. Подведение итогов и обязательное выставление оценок – 5-7 мин.

5 этап. Выдача домашнего задания –5-7 мин.

    Урок повторения и обобщения

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Проверка домашнего задания.

3 этап. Повторение и обобщение от обзорной лекции (в училищах применяется редко) до активных игровых методик.

4 этап. Подведение итогов и выставление оценок.

5 этап. Выдача обширного домашнего задания, так как урок чаще всего проводится пе­ред контрольной работой.

IV. Контрольно-проверочный урок

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Контрольное мероприятие

Классификация лабораторно-практических работ по признакам

1. По дидактической характеристике (по месту в учебном процессе)

Иллюстративные

Подразумевают иллюстрирование некото­рых теоретических положений (например, закона Ома – как связаны между собой на­пряжение и ток).

Исследовательские

Используются до того, как изучать теорети­ческие сведения (например, как зависит ве­личина тока от приложенного напряжения).

2. По организации работ

Фронтальные

Все учащиеся выполняют одно задание, а преподаватель работает с ними, как с груп­пой, что для него удобно.

Не фронтальные

Каждый учащийся или бригада из 2-3х че­ловек выполняют свою собственную ра­боту. Затем, закончив, они меняются рабо­чими местами. Это менее удобно для пре­подава­теля.

Почему так делается?

В эпоху рыночной экономики, для фрон­таль­ной организации работ необходимо большое количество оборудования. Одна лаборатор­ная работа проходится один раз в год. Если оно дорогостоящее, учебное заве­дение не имеет возможности приобрести необходи­мую аппаратуру в количестве 6-7 экземпля­ров. Отсюда, идут на заведомо не­удобную организационную форму.

Структура этапов лабораторных работ

При фронтальной организации

    Организационный момент.

    Повторение необходимых теоретических знаний.

    Инструктаж устный или письменный в виде методические указания к лаборатор­ным работам.

    Выполнение лабораторных работ и оформление отчета.

    Подведение итогов, где рассматривают результаты работы каждого учащегося, вы­став­ляют оценки всем.

    Выдача домашнего задания.

Эта схема (порядок) может быть видоизменен, если, например, лабораторная работа длинная (на 2 урока). Так можно выдать задание на дом в виде оформления отчета, подра­зумевающий доработку чернового варианта, построение графиков и т.п. Самое главное, чтобы пункты 1-4 были соблюдены.

При нефронтальном уроке

При этой организационной форме нельзя проводить устный инструктаж для всех в группе, а высказывать только общие замечания по ведению записей, обработке результа­тов, оформлению отчетов. Роль методических указаний увеличивается, поскольку препо­давателю не хватит времени на уроке, чтобы инструктировать и проверить работу каждого учащегося из подгруппы по нескольким лабораторным работам.

Представим фрагмент графика перемещения учащихся или бригад по местам.

План урока по теме: «Заполнители»

Преподаватель: Червова Наталья Викторовна

ОУ: ГПОУ с. Тарасово

Профессия: «Штукатур»

Дисциплина: Материаловедение

Тема урока: «Заполнители»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Заполнители».

Задачи:

Образовательная:

1.способствовать обобщению знаний по теме «Роль и свойства заполнителей»;

2. систематизировать и углубить знания по теме «Классификация заполнителей»;

3. применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Развивающая:

    содействовать формированию причинно-следственных связей, умений анализировать, делать выводы, вносить предложения;

    обеспечивать развитие речи учащихся.

    развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческий подход к выполняемой работе.

Воспитательная:

    Способствовать развитию ответственности, товарищества;

    Повышать интерес к выбранной профессии.

    Закреплять навыки коллективной деятельности.

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, беседа.

Междисциплинарные связи: Специальная технология, производственное обучение.

Материально-техническое оснащение: ТСО (проектор)

Учебно-методическое обеспечение:

    инструкционные карты;

    рабочие тетради учащихся;

    учебник В.А.Смирнов «Материаловедение»;

    карточки – задания;

    образцы материалов.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, сверка списочного состава, активизация учащихся к выполнению работы, целеполагание.

2. Проверка ранее усвоенного материала

Выяснит степень усвоения ранее изученного материала (карточка - задание)

Варианты ответов

Правильный

1. К «вяжущим» относят:

а) песок, гальку, опилки

б) гипс, известь, жидкое стекло

в) цемент, глину, песок

2. Кгидравлическим вяжущим относят:

а цемент, гидравлическую известь

б) цемент, глину

в) гипс, глина гипс, жидкое стекло

3. Портландцемент-это... вяжущее

а) воздушное

б) гидравлическое

в) штукатурное штукатурное

4. Раствор – это:

а) смесь вяжущего, воды и песка

б) смесь вяжущего и воды

в) смесь вяжущего, заполнителя и воды рационально подобранная смесь вяжущего, воды, песка и необходимых добавок

5. Растворная смесь это:

а) смесь вяжущего, заполнителя и воды

б) смесь вяжущего, заполнителя и воды до начала схватывания

в) смесь вяжущего, заполнителя и воды после затвердения.

6. Какое вяжущее при твердении увеличивается в объёме?

а) цемент

б) известь

Устный опрос.

    Охарактеризуйте общие свойства портландцемента?

    Что такое активность и марка цемента?

    Укажите разновидности портландцемента?

    Активные минеральные добавки для портландцемента?

4. Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; обозначить его практическую значимость.

5. Объяснение нового материала

а) мотивация введения новых понятий.

б) объяснение нового материала с использованием ТСО и средств наглядности.

    Общие сведения о видах и назначение заполнителей;

    Роль и свойства заполнителей;

    Классификация заполнителей;

    Показатели качества заполнителей;

Конспект нового материала.

1. Общие сведения о видах и назначение заполнителей

Для приготовления бетонных, растворных, мастичных и клеевых смесей на минеральных вяжущих применяют заполнители и наполнители, специальные добавки, которые вводятся в смесь в сухом виде или при затворении водой.

1.1 Заполнители – рыхлая смесь зерен природного или искусственного

происхождения, имеющих определенные размеры.

2. Роль и свойства заполнителей.

2.1 Объем заполнителя – 85% от общего объема бетона;

70% от общего объема раствора.

2.3 Роль заполнителей:

Чем больше заполнителя в бетоне или растворе, тем дешевле бетон, раствор;

Снижается усадка раствора, бетона;

Повышается трещеноспособность раствора, бетона;

Определяют свойства бетона, раствора (легкие бетоны или растворы, хорошие теплопроводные свойства, декоративные свойства).

2.3 Свойства заполнителей.

Применение пористых заполнителей, получаем легкие бетоны и растворы, обладающие хорошими теплоизоляционными свойствами.

Применение дробленого мрамора, андезита, цветного стекла, слюды, получаем декоративные растворы и бетоны для отделочных работ.

3. Классификация заполнителей.

3.1 От размера зерен: различают мелкие (0,16 – 5 мм) и крупные (5-70 мм)

3.2 По форме различаю: круглые и шероховатые.



растворы


Мелкий заполнитель

Крупный заполнитель


Гравий – частицы гладкие округлой формы

Щебень – частицы неправильной формы, шероховатые



3.3 По происхождению заполнители подразделяют:

1. На природные;

2. искусственные;

3. на отходы промышленности.

Заполнители



Отходы промышленности

(топливные шлаки, грубодисперсные золы ТЭЦ, золошлаковые смеси)

Искусственные заполнители

Природные заполнители


Термическая обработка природного сырья и отходов промышленности

(керамзит, термолит, шлаковая пемза)

    Механическая обработка

Горные породы (гранит, диабаз, известняк, вулканический туф, гравий, кварцевый песок, мрамор


Попутно добываемые породы


Отходы обогащения


4. Показатели качества заполнителей.

Насыпная плотность

Мелкие (пористые)

Тяжелые (плотные)


Более 1200 кг/м3

Менее 1200 кг/м3


Марка 200……800


Марка: 1200


4.2 Зерновой состав – чем меньше зерно, тем меньше пустот в растворе или бетоне.

4.3 Минеральный состав – характеристика горной породы, оценка трещин, степень выветривания, данные о примесях, о радиации.

4.5 Прочность – характеризуется маркой от 8-24, чем слабее гравий, тем больше зерен.

4.6 Морозостойкость – оценивается маркой от F 15 до F300.

6. Закрепление изученного материала

1. Умение учащихся соотносить между собой понятия о видах и свойствах заполнителей. 2. Закрепить полученные знания на уроке (учащиеся, составляют по два вопроса по новой теме урока друг другу и записывают их на листе, затем обмениваются листами с вопросами друг с другом, затем оценивают ответы друг друга).

7. Подведение итогов урока

Самооценка и оценка учащихся и группы. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

8. Домашнее задание

Информация о домашнем задании.