Винокуров евгений михайлович биография. Главные сказочники русской истории

Евгений Михайлович Винокуров

Винокуров Евгений Михайлович (1925/1993) - советский поэт, переводчик, лауреат Государственной премии СССР 1987 г. Излюбленной темой поэтического творчества Винокурова служил человек, переживший военные невзгоды. Наиболее известные сборники: «Лицо человеческое», «Слово», «Контрасты», «Жребий», «Бытие», «Ипостась».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 51.

Винокуров Евгений Михайлович (р. 1925), поэт.

Родился 22 октября в Брянске, в семье военнослужащего. Учился в школе до десятого класса. Начавшаяся Отечественная война прервала образование: Винокуров уходит в офицерское артиллерийское училище, где двухгодичную программу проходили за девять месяцев и выпускали молодых офицеров.

Винокурову не было и 18 лет, когда осенью 1943 он принял командование артиллерийским взводом. Войну закончил в Силезии. Был демобилизован. Впервые выступил со стихами в печати в 1948, когда поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. В этом же году вышла первая книга "Стихи о долге", в 1956 - сборник стихотворений "Синева", одобренный Б.Пастернаком.

Е.Винокуров становится признанным поэтом, много пишет и активно печатается: сборники "Военная лирика" (1956); "Признанья" (1958); "Лицо человеческое" (1960); "Слова" (1962); "Музыка" (1964); "Ритм" (1966); "Зрелища" (1968); "Метафоры" (1972); "Сережка с Малой Бронной" (1975); "Пространство" (1976); "Жребий" (1978) и др.

Е.Винокурову принадлежит сборник литературно-критических статей "Поэзия и мысль" (1966). В 1976 были изданы "Избранные произведения" Е.Винокурова в двух томах. Живет и работает в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Винокуров Евгений Михайлович - поэт, автор эссе о русских поэтах, переводчик.

Родился в семье военнослужащего; не окончив 10-го класса, в янв. 1943 поступил в артучилище, которое закончил осенью того же года и стал командиром артиллерийского взвода; воевал на 4-ом Украинском фронте, в Карпатах, войну закончил в Силезии, в городке Обер-Глогау; после войны из-за болезни легких был демобилизован, поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1951.

В год окончания института вышла первая книга Винокурова «Стихи о долге», за которой последовали «Синева» (1956), «Признанья» (1958), «Лицо человеческое» 1960), «Слово» (1962), «Музыка» 1964), «Характеры» (1965), «Ритм» 1966), «Зрелища» (1968), «Жест» 1969), «Метафоры» (1972), «В силу вещей» (1973), «Сережка с Малой Бронной» (1975), «Контрасты» (1975), «Жребий» (1978), «Благоговение» (1981), «Бытие» (1982), «Космогония» (1983), «Ипостась» (1984), «Участь» (1987), «Равноденствие» (1989).

В заглавия книг поэт вкладывал эмблематический смысл, ибо они указывали на разные грани и особенности его творческой индивидуальности, и он не случайно ввел их в определение поэзии. «Что такое поэзия? - спрашивал Винокуров в заметке "Коротко о себе" и отвечал: - Думаю, что это не что-то одно. Поэзия - это и музыка, к которой прислушивается поэт в себе самом, но это и долг, которому он подчинен; это и живописные зрелища, но и слово, несущее смысл, суть; это и галерея эпических характеров, но и признанья; это и внутренний голос, но и внешний ритм» (СС. Т.1. С.7).

Винокуров является автором сборником статей и заметок о поэзии «Поэзия и мысль» (1966), «Остается в силе» (1979) и «Аргументы» (1984), книг переводов «Собратья» (1980), «Из поэзии Востока» (1980), «Многоголосье» (1981) и «У вечных рек» (1983).

Основу художественного мировосприятия и стиля Винокурова составляет сложная система контрастов и метафорических сопряжений микро- и макромира. Поэт считает: «Наличие полярностей необходимо миру - без полярностей не существует ни один мир, тем более не может существовать такой мир, как мир поэзии. На свете, где все взаимосвязано, существует сложная диалектическая зависимость между вещами...» (СС. Т.3. С.351). Ядром этого мировосприятия и стиля, основанного на сложной системе взаимосвязанных контрастов, являются личность и характер поэта. Психологический опыт военных лет обострил у Винокуров чувство полярности мира, помог воспринять многообразие жизненных коллизий, в том числе драматических, дал возможность ощутить «трагическую подоснову мира» и вместе с тем усилил стремление поэта к гармонизации противоположностей.

В поэтическом мире Винокуров все начинается с малого, обыденно-земного. В стихотворении «Мы из столбов и толстых перекладин...» (1947; печаталось и под заглавием «Гамлет») поэт рассказал, как в армейской самодеятельности за исполнение роли принца Датского из трагедии Шекспира взялся ефрейтор Дядин, не обладавший для этого никакими природными данными: «Он был степенный, краснощекий, плотный, / Со множеством веснушек на лице. / Бывало выйдет, головой поникнет, / Как надо, руки скорбно сложит, но / Лишь только "быть или не быть?" воскликнет, / Всем почему-то делалось смешно». Поэту, разумеется, понятно, почему всем становится смешно. Дядин, конечно, никогда не станет блистательным исполнителем роли Гамлета, но чрезвычайно важно его желание подняться над собой, его тяга к такой своей противоположности, которая является для него воплощением чего-то высокого, сложного. Именно этим, а еще тем, что он «свой», «наш», и близок ефрейтор поэту, который с определенной долей торжественности заявляет: «Я Гамлетов на сцене видел многих, / Из тьмы кулис входивших в светлый круг. / Печальных, громогласных, тонконогих... / Промолвит слово - все затихнет вдруг, / Сердца замрут, и задрожат бинокли... / У тех - и страсть, и сила, и игра! / Но с нашим вместе мерзли мы, и мокли, / И запросто сидели у костра».

Стремясь в простом увидеть сложное, в стихотворении «Синева» (1955) В. рассказал о белорусском селе, которое «все с ясно-синими глазами». В этой общей синеве глаз он увидел не только индивидуальные особенности людей, но великую мудрость жизни. У босой девчонки «Как голубые угольки, / Глаза ожгут из-под ладони». Если окликнуть мужчину, который был, очевидно, солдатом, «он поднимет взгляд, / Исполненный глубокой сини». А вот у старухи, бредущей «через льны / С грибной корзинкой и клюкою», «очи древние полны / Голубоватого покоя». И как непохож этот «голубоватый покой» древних очей (а не глаз просто) старухи на синеву глаз «молодух»: «Пять у забора молодух. / Судачат, ахают, вздыхают... / Глаза - захватывает дух! - / Так синевой и полыхают». И, наконец, девчата - уже не девчонки, но еще не молодухи. «Девчата. Скромен их наряд. / Застенчивые чаровницы, / Зардевшись, синеву дарят, / Как драгоценность, сквозь ресницы». Общий для всех жителей полесского села цвет глаз, обозначенный в заглавии стихотворения, является гармонизирующим и символическим началом.

Предметы и явления своих лирико-философских размышлений Винокурова часто обозначает в заглавиях стих, и книг на отвлеченном, образно-понятийном уровне: «Доброта», «Красота», «Совесть», «Творчество», «Кровь», «Лицо человеческое», «Слово», «Абсурд», «Метафоры», «Дух Гомера», «Мифы Индии», «Бытие» и т.п. Затем, в самих стихотворениях, общие и абстрактные понятия художественно анализируются в их конкретных, индивидуально, исторически и бытийно обусловленных воплощениях. Этот воплощенный, явленный, зримый, предметно-бытовой, чаще всего сегодняшний мир находится в центре поэтического внимания Винокурова. Поэт не замкнут и не статичен в нем, он со временем стремится все больше углубить и расширить его познание, постичь его смысл и дух, выявить его духовные, исторические, этические, эстетические - индивидуальные и общие - основания, обозначенные в отвлеченных понятиях. В процессе постижения простого и сложного, текущей действительности и исторического прошлого, бытового и бытийного Винокуров может дать порой свободу субъективным чувствам и страстям, риску и бесшабашной воле, нарушающим уравновешенный, привычный строй жизни, но с тем, чтобы затем снова вернуться к упорядоченности, уравновешенности, цельности, простоте и гармонии. Эти полярные свойства поэт ценит и у других художников, даже в целом далеких от него по своему мировосприятию и стилю (см., например, стихотворение «Мир разложил на части Пикассо...»).

Со временем у Винокуров все больше возрастал и углублялся интерес к истории, точнее - к философии истории , отечественной и мировой. В стихотворении «Учитель истории» (1961), рассказывая о личном участии в истории, в войне, он вместе с тем на примере фашистской Германии постигает, как «философская система военной делается вдруг». Проблемы истории и ее связей с современностью занимают видное место в книгах Винокурова: «Характеры» (стихи из цикла «Россия и революция»), «Зрелища» (стихи из цикла «История»), «В силу вещей» (цикл «Аттила», стихи «Гунны», «Петр», «Старый Кант подсел поближе к лампе...», «Карамзин», «Чужеземец», «Разин», «Монгол» и др.), в книге «Космогония» (стихи из циклов «Старина» и «Восток»), а в книге «Бытие» обращается к весьма редкому для него жанру поэмы («Табу», 1981-82; более раннее название - «На Запад»). В этой лирической и историко-философской поэме, как и в стихотворении «Учитель истории», Винокуров стремится понять, почему Германия, в прошлом страна великих музыкантов, философов и поэтов, при Гитлере превратилась в источник мирового зла. Поэма представляет из себя необычное для лаконичного Винокурова рассуждение, состоящее из стихотворных звеньев, связанных между собой общей темой, но не сюжетным действием, изображение которого явно не является уделом поэта. Это растянутое рассуждение, содержащее, как всегда у Винокурова, интересные наблюдения и выводы, заканчивается весьма выразительной, афористически выраженной мыслью: «легко быть зверем / и легко быть богом, / быть человеком - / это тяжело!» Растянутость поэмы лишь оттеняет бесспорность того, что Винокуров является прежде всего большим мастером малой формы - короткого, философски, эмоционально и исторически насыщенного стихотворения. Ему принадлежит и стихотворение, которое, будучи положенным на музыку композитором А.Эшпаем, стало широко известной песней «В полях за Вислой сонной...» (1953).

Неброское, глубинное новаторство Винокуров, новаторство не столько техническое, сколько духовно-нравственное, в области смысла, психики, совести, прочно опирается на фундамент поэтических традиций, в первую очередь отечественных. Он хорошо знал русскую поэзию и посвятил ей большую серию лаконичных литературных портретов от Державина до Евтушенко, знакомство с которой многое дает и читателям, и литературоведам. Винокуров умел ценить не только поэтов, в чем-то близких ему, его творческой манере (поздние философские стихи Пушкина, Баратынский, Тютчев, Фет, Заболоцкий), но и поэтов, далеких от него (Некрасов, Блок, Маяковский, Цветаева, Есенин, Твардовский и многих других). Так, например, Винокуров был открыт трагический Есенин. «Все творчество Сергея Есенина - это одно цельное произведение, все его стихи - это одна большая цельная поэма, трагическая мистерия, героем которой является он - лично сам» (СС. Т. 3. С. 270). О яркой творческой индивидуальности Винокурова писали С.Маршак, М.Светлов, Б.Ахмадулина и другие поэты.

М.Ф. Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 388-390.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные произведения: в 2 т. М., 1976;

СС: в З т. М., 1983-84.

Литература:

Огнев В. В поисках красоты // Новый мир. 1959. №5;

Пьяных М.Ф. Лирика Евгения Винокурова // Ученые записки Костромского государственного педагогического института им. Н.А.Некрасова. Кострома, 1963. Вып. 9;

Урбан А. Поэзия мысли и биография героя // Урбан А. Возвышение человека. П., 1968;

Михайлов Ал. Евгений Винокуров. М., 1975;

Матвеева Н. Хлеб, стихи и фантазия: Заметки о поэзии Е. Винокурова // Литературная учеба. 1979. №5;

Шульская О.В. О символе в поэзии А.Межирова и Е.Винокурова // Лингвистика и поэтика. М., 1979;

Ульяшев П. Миг и вечность: Быт и бытие в поэзии Е.Винокурова // Октябрь. 1985. №10;

Парыгин В. Он в нашем городе родился... // Юность. 1985. №10;

Бек Т. Дойти до самой сути... // Знамя. 1988. №1;

Ваншенкин К.И. Женька с Веснина. Вспоминая Евгения Винокурова // Литературная газета. 1995. № 24. 15 июня.

Певица, актриса театра и кино Наталья Винокурова больше известна под сценическим псевдонимом Наташа Vinky. Она родилась 14 апреля 1989 года. У нее есть сестра, с которой они внешне похожи как две капли воды. Правда, сестра появилась на свет на 18 минут раньше Натальи и всегда считала себя старшей.

Отец Натальи Винокуровой – музыкант, он и привил ей в детстве любовь к музыке. В три года Наташа заявила, что будет певицей, а в шесть лет уточнила, что обязательно станет звездой. Девочка училась в музыкальной школе по классу фортепиано, а параллельно освоила гитару и ударные. Она шла к своей мечте шаг за шагом: поступила в эстрадно-джазовый колледж и окончила класс вокала. В 2007 году девушка выступала на конкурсе «Новая волна», затем была участницей шоу «Голос» и «Главная сцена». Сейчас Наталья сама пишет песни, говорит, что выросла от исполнителя до автора-исполнителя.

Она росла в дружной семье, где в почете были семейные праздники. Родители старались воспитать дочерей так, чтобы во взрослой жизни у них было меньше проблем. Все в их семье занимались спортом: с удовольствием катались на горных лыжах, играли в большой теннис. Наталья Винокурова говорит, что спорт помог ей и сестре стать дисциплинированными и собранными. Это очень пригодилось обеим.

Сестра Натальи училась на финансиста в Америке, а сама Наталья поступила в РАТИ (бывший ГИТИС) и в 2012 году окончила актерский факультет. Актрисой она решила стать после того, как ей сказали, что у нее есть талант.

Театр

Сразу после окончания РАТИ Наталья Винокурова пришла работать в Театр им. Е. Вахтангова. На его сцене она сыграла уже немало интересных ролей. Зрители видели актрису в роли Ольги Лариной в постановке «Евгений Онегин» и Махи в спектакле «Ревнивая к самой себе». Актриса также задействована в пластическом спектакле «Отелло».

Наталья Винокурова в спектакле "Евгений Онегин" | ЗОЛОТАЯ МАСКА В ЛАТВИИ

Наталья Винокурова продолжает работать в Театре им. Вахтангова, но иногда появляется в постановках других театров. Она играла Рэйчел в антрепризе «Шикарная свадьба» от ТА «ЛеКур» и участвовала в спектакле «Фрекен Жюли» на сцене Театра Наций.

Фильмы

На телеэкранах Наталья Винокурова дебютировала в 2008 году, когда еще не была профессиональной актрисой. Она сыграла главную роль Юлии в сериале «Любовь – не шоу бизнес». Ее героиня – теннисистка, которая постоянно живет в Европе, а в Москву приехала в поисках любимого человека. В сериале есть комедийные и драматические сцены. Наталья с ними справилась отлично. В фильме прозвучала песня «Глупая фишка» в ее исполнении. Позднее на эту песню был снят клип, в котором участвуют братья Запашные.


Наталья Винокурова на съёмках клипа "Глупая фишка" | Официальный сайт актрисы

В 2012 году Винокурова появилась в роли Акси в сериале «Хозяйка моей судьбы». Она также снималась в 92-й серии «Интернов» и в «Универе».

В 2016 году вышли сразу два фильма с ее участием. В «Сладкой жизни» она играет бегунью, а в «Анне Карениной» – Сорокину.

Личная жизнь

Наталья Винокурова не замужем, детей у нее нет. Певица и актриса неохотно говорит о своей личной жизни.

После выхода клипа «Глупая фишка» ей и ее сестре-близнецу приписывали роман с братьями Запашными, но Наталья говорит, что их связывает только дружба.

У нее есть поклонники, которые ухаживают и приглашают на свидания, но того единственного, с кем бы хотелось связать судьбу, Винокурова пока не встретила. Возможно, причина в том, что всех кандидатов она сравнивает со своим отцом, которого считает настоящим мужчиной.

Если выпадает свободное время, она проводит его на полную катушку. Говорит, что стремится все успеть. Наталья увлекается кино, книгами, любит общаться с друзьями, ходить на выставки и в музеи. А вот мечте она предпочитает цель. Главная цель Натальи Винокуровой – прожить яркую и успешную жизнь, в которой обязательно будет счастливая и любящая семья.

Фильмография

  • «Хозяйка моей судьбы»
  • «Интерны»
  • «Универ»
  • «Город соблазнов»
  • «Любовь - не шоу-бизнес»
  • «Товарищи полицейские»
  • «Евгений Онегин»
  • «Анна Каренина»
  • «Выйти замуж за Пушкина»

«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого».

Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…

Абрам Кузьмич Новопольцев

Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника. Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

Егор Иванович Сороковиков-Магай

Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. "Он седне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь. "Смелем тебе, только говори сказки нам!" Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.

Анна Куприянова Барышникова

Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».

Федор Иванович Аксаментов

Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель). Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой. Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.). В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.

Наталья Осиповна Винокурова

Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать». Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).

Дмитрий Савельевич Асламов

Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».

Матвей Михайлович Коргуев

«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.

371 -

Н. О. ВИНОКУРОВА

ВИНОКУРОВА, Наталья Осиповна - крестьянка с. Челпанова (Верхоленского района, ок. 200 км. от Иркутска, по старому Куленгинскому тракту). Как уже подробно сказано во вступительной статье, она является самым ярким и сильным представителем реально-психологического направления в русской сказке. Но этот художественный реализм имеет у нее еще некоторую специфическую окраску. Ее сказки входят целиком в обще-крестьянскую линию, но кроме того, это - сказки крестьянки , т. е. женские сказки, сказки бедной крестьянки и, вдобавок, бедной сибирской крестьянки. Эти три момента придают особый тон и направление всей ее сказке.

Женское начало выразилось прежде всего в характере ее репертуара. У ней заметно преобладают женские сюжеты: «верная жена», «мудрая жена», «купеческая дочь и разбойники», «купеческая дочь и кучер», «неверная сестра», «министрова жена» и др. Любимая ее сказка - по ее собственному признанию - сказка о верной жене, но с особенной симпатией и нежностью воспроизводит она образ матери. Правда, у нее встречаются и сюжеты «неверной матери» («Утка с золотыми яйцами», «Звериное молоко»), но в их трактовку она вносит свои специфически-личные черты. В частности, в ее сказках отсутствует

372 -

момент наказания матери; суровое же наказание неверной жены или неверной сестры - встречается.

Обычно же, образ матери окутан у ней глубоким уважением, и она любовно воспроизводит материнские заботы о детях, ее тревоги, скорбь при сыновних неудачах и т. д. Но образом матери не исчерпывается круг женских образов и тем Винокуровой. Она останавливается на различных проявлениях женского чувства, и каждый раз подходит к нему со свойственным ей тонким, психологическим чутьем. Во вступительной статье, уже был отмечен сильный и страстный образ любовницы лешего. В ряду с ним можно поставить яркую фигуру молодой красавицы, тоскующей со своим старым мужем: «Вот идет Вася по городу, прогуливается. Он - великолепный красавец был. Сидит ета министерша на третьим етаже́, увидала Васю и слезно всплакала. «Вот люди - так люди. Вот так красота. А я за ком пропадаю».

Собиратели и исследователи не раз отмечали особые свойства женских сказок. В них отмечают: «господство чувства», «тонкость и нежность задушевного тона» и т. п. Все это приложимо и к сказкам Н. О. Винокуровой. Особенно сказались эти свойства в разработке одного из эпизодов сказки о «верной жене» (см. приложение 1-е), где с резкой отчетливостью и огромной художественной силой обрисовалась тонкая, чуткая и деликатная натура сказительницы - в эпизоде свадебного пира: «Подвыпили все фрелены, ковалера́ тонцуют, а его насмех подымают: «Что же ты со своей молодой не тонцуешь?» - А он боится ее спросить , может она обидится . Где же ей - с мешкой ходила - поди не умет . И посылат горнишну спросить ... Здесь уже смешиваются воедино и неразличимо личный такт и психологическое чутье и такт художника.

Резко выражена в ее творчестве и сибирская стихия. Почти в каждой ее сказке встречаются черты местного быта и местной природы. Один из любимейших мотивов у нее - мотив скитальчества, «странствования», бродяжничества; с этим тесно сплетен у нее и другой мотив, который можно назвать мотивом приюта прохожего, отражающий одно из характернейших явлений быта сибирских притрактовых селений. В сказке «Заклятый сад» к бывшей царевой горничной, убежавшей некогда

373 -

375 -

от царского гнева бродяжить и позже разбогатевшей, живущей со своими сыновьями-богатырями, ночью стучатся прохожие. «Сыновья мать спросили: «Мамаша, каки-то прохожие стукаются». - «Ах, дорогие детки, пустите, если прохожие. Я сама долго странствовала, жалею всех». Аналогичные примеры также в сказках: «О Марке богатом», «О мудрой жене» и пр. Вообще, «сибирское» широкой волной разлито в творчестве Винокуровой. То оно скажется в какой-нибудь бытовой детали, то проглянет в каком-нибудь штрихе диалога, то развернется в широкой типично-бытовой сибирской картине. Сын орла-царевича, переодевшись девушкой, называет себя простой челдонкой, - как любят именовать себя с притворным смирением сибиряки. В сказке об «Утке с золотыми яйцами», царь спрашивает старика: «Что же, дедушка, ты расейский али здешний уроженец?» Наконец, в ее сказках нашли отражение и почти все главнейшие стороны промысловой жизни верховьев Лены: сплав, обозные транспорты, наем рабочих на сплав и ленские прииски, охота и т. д. В сказке о верной жене - довольно отчетливо знакомство с тюремным бытом и его порядками: в этом нужно видеть, очевидно, следы поселенческого влияния и поселенческих рассказов.

Одним из центральных моментов в ее творчестве является также мотив бедности. Как уже сказано ранее, этот момент не явился фактором, преобразующим ее стиль и метод и выводящим ее сказки в сферу иной идеологии, но он придал своеобразный оттенок ее повествованию и переформировал некоторые сюжетные схемы и положения. Очень показателен и характерен с этой стороны наказ старика-лесника («Брат и сестра») своему приемышу о снисхождении к бедным: «Может, кто бедный человек лесинку рубит - не бери с него взятки... Бедных людей обидить нечего». В сказке о жене-оборотне купец, умирая, завещает: взыскать все долги с богатых, долги же за бедными - зачеркнуть.

Такого рода личные привнесения тесно сплетаются с моментами традиционной поэтики. Эта неразрывная связь резче всего обнаруживается в той же сказке о верной жене, где купеческий сын женится на пленившей его нищей девушке. Из этого старинного сюжета Н. О. Винокурова сумела создать целую поэму любви и бедности.

Преобладание реально-психологических интересов заметно

376 -

Н. О. Винокурова скончалась только в текущем году (1930), на седьмом десятке жизни. В момент записи сказок ей было около 50 лет.

    - (р. 1925) русский поэт. Стихи о людях военного поколения, об их духовном возмужании. Тяготеет к философской лирике. Сборники Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Контрасты (1975), Жребий (1978), Бытие (1982), Ипостась (1984). Поэма На Запад… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 22.10.1925, Брянск), русский советский поэт. Член КПСС с 1952. В 1951 окончил Литературный институт им. М. Горького. Печатается с 1948. Автор сборников: «Стихи о долге» (1951), «Синева» и «Военная лирика» (оба 1956), «Признанья» (1958), «Лицо …

    - (1925 1993), русский поэт. Стихи о людях военного поколения, об их духовном возмужании. Тяготел к философской лирике. Сборники «Лицо человеческое» (1960), «Слово» (1962), «Контрасты» (1975), «Жребий» (1978), «Бытие» (1982), «Ипостась» (1984).… … Энциклопедический словарь

    ВИНОКУРОВ Евгений Михайлович - (р. 1925), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1952. Поэтич. сб. «Стихи о долге» (1951), «Синева» (1956), «Признанья» (1958), «Лицо человеческое» (1960), «Слово» (1962), «Музыка» (1964), «Характеры» (1965), «Ритм» (1966), «Зрелища» (1968), «Жест»… … Литературный энциклопедический словарь

    Евгений Михайлович (1925 93), русский поэт. Стихи о людях военного поколения, их духовном возмужании. Тяготеет к философской лирике. Сборники Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Жребий (1978), Бытие (1982), Равноденствие (1989). Поэма На… … Современная энциклопедия

    Винокуров фамилия. Известные носители: Винокуров, Александр Архипович (1921 1970) Герой Советского Союза Винокуров, Александр Иванович Винокуров, Александр Николаевич (государственный деятель) (1869 1944) советский… … Википедия

    1. ВИНОКУРОВ Александр Николаевич (1869 1944), врач. В 1891 94 один из создателей московской и екатери нославской социал демократических организаций. В 1918 21 нарком социального обеспечения РСФСР, в 1924 38 председатель Верховного суда СССР. 2.… … Русская история

    Дата рождения: 22 октября 1925(19251022) Место рождения: Брянск Дата смерти: 23 января 1993 Место смерти: Москва Гражданство … Википедия

    I Винокуров Александр Николаевич , советский партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1893. Родился в семье чиновника финансового ведомства … Большая советская энциклопедия

    Евгений Михайлович (1925, Брянск – 1993, Москва), русский поэт. Участник Великой Отечественной войны. В 1952 г. окончил Литературный ин т. Первая книга «Стихи о долге» вышла в 1951 г. Вторая книга «Синева» (1956) принесла поэту читательскую… … Литературная энциклопедия