За что любил родину Есенин.

Большинство поэтов «серебряного века» затрагивают в

Своих произведениях тему любви к родине. Начало XX века - время борьбы между старым и новым, время крупных поворотов в истории России. И конечно, Сергей Есенин и Александр Блок не могли остаться равнодушными к судьбе своей страны. Уже в ранних стихотворениях этих поэтов мы видим, насколько сильна их любовь к русской природе, к родному краю. Природа и родина неразрывны в их творчестве. Своеобразие стихотворений Есенина в том, что в них передано чувство единства человека с окружающим миром. В сердце Есенина с юных лет запала Россия. И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест

Тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Автор по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково разговаривает с березой. Через эти пейзажи передается огромная любовь к родине:

О Русь - малиновое попе

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Таким же неиссякаемым любовным чувством наполнено самобытное творчество А. Блока. Поэт в своих стихах

Любуется русской природой, преклоняется перед ее красотой, перед ее необыкновенной прелестью и в то же время простотой:

Это единственное - Россия... еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туканы,

Наши шелесты в овсе...

Блок говорит о том единственном, что спасает его в это

Нелегкое время, что выводит из «постылого круга бытия»,

Что проливает в душу мир и покой.

В произведениях Блока мы ощущаем его любовь к русскому человеку и гордость за него, понимаем как искренне

Переживает Блок за судьбу многострадального русского

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдья

Неразделённую любовь.

Нечто похожее мы встречаем и в есенинских стихах. Он с раннего детства был привязан к деревне, к простому русскому народу. Для меня стихи Есенина - пример безграничной преданности родине: в трудные исторические времена Есенин не отказался от своей Родины, приняв Октябрьскую революцию. В своих стихах он сравнивал это время с бурей, с вихрем, который посеял во всем мире панику, который сносит все на своем пути: Понакликали черные вороны: Грозным бедам широкий простор, кружит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.

Не только Есенин сравнивает эти грозные времена с бурей, ветром. Такие же ощущения отразились в поэме Блока «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать» объединяет все основные темы блоковской поэзии. Блок двойственно относится к революционным событиям: с одной стороны, это страшный «черный ветер», сметающий все старое, с другой - ветер, несущий перемены, новую жизнь и надежду: Черный ветер. Белый снег. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем Божьем свете.

Оба поэта всей душой, всем сердцем хотели помочь России. Есенин в патриотическом порыве пытается взвалить часть невзгод на свои молодые плечи, и поэтому некоторые его стихи звучат как клятва верности Отчизне: Если кликнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу: Не надо рая, Дайте родину мою,

Блок же в своем стремлении помочь призывает к действию. В его стихах чувствуется невероятная активность, желание что-то изменить и огромная вера в будущее: О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить.

И Есенин, и Блок мечтали о счастье своего народа, хотели видеть Россию свободной и великой. Мы чувствуем это в их стихах. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине». Или слова Блока: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». В поэзии Блока и Есенина уже не одно поколение находит для себя очень важное и сокровенное, учится любить свою Родину:

Есть ответ в коих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить.

Спонсор: В последнее время стало популярным читать.

Есенин единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт:«Чувство родины основное в моем творчестве». Например в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины-рая. Есенин народный национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихов прост и понятен, но и потому,что каждый русский человек хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что этот поэт выразил национальный характер. Родина и природа для поэта не просто однокоренные слова- это неразрывные понятия. Природа олицетворена Есениным. Образ живой природы создается обращениями «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу» ; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой пустырь» ; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?». Есенин находит звуковые образы, которые озвучивают его сюжеты «стозвонный». Этот неологизм усиливает звуковое впечатление. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина «Звонкой позолотой взвенивает лес» «Поет зима – аукает…». В звуковых образах воспринимаются цветовые зрительные явления «В роще по березкам / белый перезвон» ; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных» ; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя». В поэзии Есенина природа ощущается в движении, одно явление природы он мог передать через другое:«Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом» . Образ крестьянской деревенской Руси, мира, покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, характерен для раннего периода творчества поэта. О такой России Есенин пишет в стихотворении «Русь» (1914). В нем описывается дорогая сердцу поэта русская природа, чарующая, но подчас таинственная и пугающая. Русская природа, этот «таинственный» и «древний» мир, кажется поэту таким, каким его рисуют в народных сказках: «Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь – везде колдуны». Сказки пугают, но они хороши тем, что в них «ложь». Есенин говорит о любви к своей «кроткой родине». Он не удивляется, не гадает, какая ее ждет доля, а просто обещает «беречь» свою любовь к Руси.Для лирического героя Есенина Русь - всеобъемлющее понятие, особый патриархальный крестьянский мир. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик Руси и тогда, когда «нивы сжаты», «рощи голы», и тогда, когда она превращается в несказанное, синее, нежное. Если в ранних произведениях Есенина пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость,умиротворение,то в более позднем творчестве поэта настроение меняются, а образ горячо любимой России осложняется меняется вместе с самим поэтом. Так, революционные настроения нашли отражения в поэмах «Иорданская голубица» ,«Небесный барабанщик», «Инония». Есенин встретил революцию с надеждой о превращении России в Крестьянскую Республику. Но радужные надежды сменились разочарованием, поэтому в стихотворении «Я последний поэт деревни» (1920) появляется мотив одиночества, прощания с прежней Русью. Поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обреченному на умирание. Я последний поэт деревни, За прощальной стою обедней Скромен в песнях дощатый мост, Кадящих листвой берез… Это стихотворение полно горестных предчувствий о том, что вместе с прежним укладом замолкнут навеки песни самого поэта. Следом за стихотворением «Я последний поэт деревни» Есенин пишет 3 стихотворения: «Русь уходящая» , «Русь бесприютная» , «Русь советская» (1924). Тематически все 3 стихотворения: близки на смену прежней патриархальной Руси приходит Русь новая, настораживающая и пугающая поэта. Символом новой культуры выступает в лирике Есенина образ «железного гостя» ,«железной рати» . Часы старого патриархального мира сочтены. Казалось бы, поэт понимает, что преобразования необходимы. но сердцем душой он тоскует о прежнем, безвозвратно уходящем мире. Особенно остро поэт ощущает свое сиротство в родном краю, куда вернулся после 8 лет отсутствия («Русь советская»). На месте отчего дома зола и «слой дорожной пыли», ни в чьих глазах он не находит приюта, чувствуя себя иностранцем,«пилигримом угрюмым». Но кругом по-прежнему кипит жизнь подрастает новое поколение. У него иные эстетические и духовные и этические ценности. Он готов заложить душу «октябрю и маю» ,но в обмен на свободу творчества («но только лиры милой не отдам»). И свой песенный поэтический дар направит не на восхваление новой бездуховной жизни, а по-прежнему воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) Есенин как бы прощается с родиной. Для лирического героя с «родиной любимой» связана не только «теплынь» жизни, но и возможность, принимая все, спокойно встретить свою смерть,неотделимую от конца его мира: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть.

Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир!. . Есенину было пятнадцать лет, когда он написал стихи: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.

Основными темами лирики Есенина являлись: n Природа n Родина n Дом n Жизнь n Любовная лирика

И вся эта сложная гамма чувств проникнута любовью к Родине, которая всегда томила, мучила и жгла чистую душу поэта: Я люблю родину, Я очень люблю родину!. .

На тему: «Родина» , были написаны такие стихотворения, как: n «Край любимый, сердцу снятся» n «Гой ты Русь моя Родная» n «Край ты мой заброшенный» n «Эта улица мне знакома» .

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа. . . Не видать конца и края Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". n

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?

Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Наша печь как-то дико и странно Опрокинулась над окном. Завывала в дождливую ночь. Были годы тяжелых бедствий, Годы буйных, безумных сил. Вспомнил я деревенское детство, Вспомнил я деревенскую синь. Не искал я ни славы, ни покоя, Я с тщетой этой славы знаком. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком-то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом? Видно, видел он дальние страны, Сон другой и цветущей поры, Золотые пески Афганистана И стеклянную хмарь Бухары. Ах, и я эти страны знаю Сам немалый прошел там путь. Только ближе к родимому краю Мне б хотелось теперь повернуть. Но угасла та нежная дрема, Все истлело в дыму голубом. Мир тебе - полевая солома, Мир тебе - деревянный дом!

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Сочинение по Достоевскому Родины- ведущая Сочинение по Достоевскому в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но Сочинение по Достоевскому Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны.

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут, вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза- «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого:

Я навек за туманы и росы

Полюбил и березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении «Русь» Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны.

Машет саваном пена с озер.

Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу.

Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху - вот что теперь волнует его:

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь,

Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного «железного гостя».

Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин «разлюбил нищую Родину». Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее.

Полевая ! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь.

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,- голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа - эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. «Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам»,- справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

В творчестве многих литературных деятелей на протяжении всей истории России Родине уделялось одно из центральных мест. Ведь Родина – это понятие всеобъемлющее. Это и место, где ты родился. Это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы, которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина. Поэт, не сказавший ни слова о своей Родине, - не поэт. Так как остаться равнодушным к своей стране, своей Отчизне, какой бы она не была, просто нельзя. Нельзя не видеть недостатков своей страны, но в то же время нельзя не заметить всего того прекрасного, которое скрывается от нас на каждом шагу. Ведь каждое ласковое слово, пусть самая мелочь, сказанное о своей родной стране, так приятно ее жителю. Читая стихотворения Сергея Есенина, можно заметить то, что в центре его творчества стоит именно Родина. Он воспевает каждую песчинку, каждую травинку, каждый камешек своей родной земли.

Для каждого человека Родина начинается с того места, где ты родился, где вырос и провел свои детские годы. Село Константиново было таким местечком для поэта. Не раз он обращается к своей частичке Земного шара в своих стихах:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Есенин всегда стремился к себе на Родину, в деревню. Он черпая новые силы, набирался энергии, освобождался от накопившихся забот среди милых его сердцу картин.

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Часто в его стихах всплывает образ его родного дома в Константиново:

Я любил этот дом деревянный.

В бревнах теплилась грозная мощь

Наша печь как-то дико и странно

Забывала в дождливую ночь…

Этот дом по сей день стоит там. В нем сейчас размещен Есенинский музей.

Но Родина для Есенина бескрайна. Она не имеет границ. Для поэта лес - это Родина, поле-это Родина, речка - тоже Родина. Ему милы бескрайние просторы Великой России:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В каждом стихотворении Есенина чувствуется любовь к Родине. Она выражена не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.

Я люблю родину.

Я очень люблю родину!

Хотя есть в ней грусти ивовая ржать.

Приятны мне свиней испачканные морды

Поэт видит яркие краски русской природы: во многих его стихотворениях о Родине. Россия выступает в разных цветах. То она малиновая, то голубая, то белая, то синяя. Ведь цвет для Есенина многое значил. Каждый оттенок имел свой определенный смысл.

«Русь голубая» - в голубом цвете у него скрыты огромные безграничные просторы его родной земли. Сразу возникает ощущение свободы и свежести.

Все красоты и прелести родной страны поэт показывает через природу.

О, лесная, дремучая муть!

О, веселье оснеженных нив!…

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

Есенину близки и неотрывны от него все те картины, которые окружают его повсюду. Поле ли это, не имеющее ни конца, ни края, речка, журчащая в лесной прохладе, или же маленькое деревце, приглянувшееся поэту. Он любуется восходами и закатами, облаками, медленно плывущими по небу, солнцем, играющим своими лучами. Есенин готов забыть обо всем и только смотреть и смотреть на все красоты, которые порою скрыты от наших глаз:

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу – яблоню ветром стряхать

И смотреть, как над речкою режет

Воду синюю солнца соха.

Сергей Александрович не может променять свою Родину ни на какую другую в мире. Как нам известно, он путешествовал по Европе. В то время положение в России было не из лучших. Поэт это видел, он видел разруху, нищету, голод и все многочисленные бедствия, которые одно за другим, обрушивались на головы россиян. И что же? Он чуть ли не каждый день писал домой, в Россию, находя в этом единственную свою отдушину. В каждом своем письме он изливал свои чувства, изливал свою тоску на Родине. Вот отрывок его письма из Америки: « Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть нас голод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобность сдали в аренду под смердяковщину…

…Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…»

Нам известно из истории, что многие поэты отправлялись на Кавказ, где пытались найти тишину, спокойствие, умиление, хотя по разным причинам. Пушкин любил Кавказ, Лермонтов тоже любил. Есенин же и там не мог найти покоя. Он был не на своем месте. Поэт постоянно сравнивал живописные картины Кавказских гор с картинами родных ему полей, пашен, лесов.

Как бы ни был красив Шираз,

Сочинение

Большинство поэтов «серебряного века» затрагивают в

Своих произведениях тему любви к родине. Начало XX века — время борьбы между старым и новым, время крупных поворотов в истории России. И конечно, Сергей Есенин и Александр Блок не могли остаться равнодушными к судьбе своей страны. Уже в ранних стихотворениях этих поэтов мы видим, насколько сильна их любовь к русской природе, к родному краю. Природа и родина неразрывны в их творчестве. Своеобразие стихотворений Есенина в том, что в них передано чувство единства человека с окружающим миром. В сердце Есенина с юных лет запала Россия. И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест

Тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Автор по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково разговаривает с березой. Через эти пейзажи передается огромная любовь к родине:

О Русь — малиновое попе

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Таким же неиссякаемым любовным чувством наполнено самобытное творчество А. Блока. Поэт в своих стихах

Любуется русской природой, преклоняется перед ее красотой, перед ее необыкновенной прелестью и в то же время простотой:

Это единственное — Россия… еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туканы,

Наши шелесты в овсе…

Блок говорит о том единственном, что спасает его в это

Нелегкое время, что выводит из «постылого круга бытия»,

Что проливает в душу мир и покой.

В произведениях Блока мы ощущаем его любовь к русскому человеку и гордость за него, понимаем как искренне

Переживает Блок за судьбу многострадального русского

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдья

Неразделённую любовь.

Нечто похожее мы встречаем и в есенинских стихах. Он с раннего детства был привязан к деревне, к простому русскому народу. Для меня стихи Есенина — пример безграничной преданности родине: в трудные исторические времена Есенин не отказался от своей Родины, приняв Октябрьскую революцию. В своих стихах он сравнивал это время с бурей, с вихрем, который посеял во всем мире панику, который сносит все на своем пути: Понакликали черные вороны: Грозным бедам широкий простор, кружит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.

Не только Есенин сравнивает эти грозные времена с бурей, ветром. Такие же ощущения отразились в поэме Блока «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать» объединяет все основные темы блоковской поэзии. Блок двойственно относится к революционным событиям: с одной стороны, это страшный «черный ветер», сметающий все старое, с другой — ветер, несущий перемены, новую жизнь и надежду: Черный ветер. Белый снег. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете.

Оба поэта всей душой, всем сердцем хотели помочь России. Есенин в патриотическом порыве пытается взвалить часть невзгод на свои молодые плечи, и поэтому некоторые его стихи звучат как клятва верности Отчизне: Если кликнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу: Не надо рая, Дайте родину мою,

Блок же в своем стремлении помочь призывает к действию. В его стихах чувствуется невероятная активность, желание что-то изменить и огромная вера в будущее: О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить.

И Есенин, и Блок мечтали о счастье своего народа, хотели видеть Россию свободной и великой. Мы чувствуем это в их стихах. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине». Или слова Блока: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». В поэзии Блока и Есенина уже не одно поколение находит для себя очень важное и сокровенное, учится любить свою Родину:

Есть ответ в коих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить.

Другие сочинения по этому произведению

«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане». Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Анализ стихотворения А. Блока «Сытые»