Большинство поэтов «серебряного века» затрагивают в
Своих произведениях тему любви к родине. Начало XX века - время борьбы между старым и новым, время крупных поворотов в истории России. И конечно, Сергей Есенин и Александр Блок не могли остаться равнодушными к судьбе своей страны. Уже в ранних стихотворениях этих поэтов мы видим, насколько сильна их любовь к русской природе, к родному краю. Природа и родина неразрывны в их творчестве. Своеобразие стихотворений Есенина в том, что в них передано чувство единства человека с окружающим миром. В сердце Есенина с юных лет запала Россия. И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест
Тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Автор по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково разговаривает с березой. Через эти пейзажи передается огромная любовь к родине:
О Русь - малиновое попе
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Таким же неиссякаемым любовным чувством наполнено самобытное творчество А. Блока. Поэт в своих стихах
Любуется русской природой, преклоняется перед ее красотой, перед ее необыкновенной прелестью и в то же время простотой:
Это единственное - Россия... еще леса, поляны,
И проселки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туканы,
Наши шелесты в овсе...
Блок говорит о том единственном, что спасает его в это
Нелегкое время, что выводит из «постылого круга бытия»,
Что проливает в душу мир и покой.
В произведениях Блока мы ощущаем его любовь к русскому человеку и гордость за него, понимаем как искренне
Переживает Блок за судьбу многострадального русского
Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдья
Неразделённую любовь.
Нечто похожее мы встречаем и в есенинских стихах. Он с раннего детства был привязан к деревне, к простому русскому народу. Для меня стихи Есенина - пример безграничной преданности родине: в трудные исторические времена Есенин не отказался от своей Родины, приняв Октябрьскую революцию. В своих стихах он сравнивал это время с бурей, с вихрем, который посеял во всем мире панику, который сносит все на своем пути: Понакликали черные вороны: Грозным бедам широкий простор, кружит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.
Не только Есенин сравнивает эти грозные времена с бурей, ветром. Такие же ощущения отразились в поэме Блока «Двенадцать».
Поэма «Двенадцать» объединяет все основные темы блоковской поэзии. Блок двойственно относится к революционным событиям: с одной стороны, это страшный «черный ветер», сметающий все старое, с другой - ветер, несущий перемены, новую жизнь и надежду: Черный ветер. Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем Божьем свете.
Оба поэта всей душой, всем сердцем хотели помочь России. Есенин в патриотическом порыве пытается взвалить часть невзгод на свои молодые плечи, и поэтому некоторые его стихи звучат как клятва верности Отчизне: Если кликнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу: Не надо рая, Дайте родину мою,
Блок же в своем стремлении помочь призывает к действию. В его стихах чувствуется невероятная активность, желание что-то изменить и огромная вера в будущее: О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить.
И Есенин, и Блок мечтали о счастье своего народа, хотели видеть Россию свободной и великой. Мы чувствуем это в их стихах. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине». Или слова Блока: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». В поэзии Блока и Есенина уже не одно поколение находит для себя очень важное и сокровенное, учится любить свою Родину:
Есть ответ в коих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить.
Спонсор: В последнее время стало популярным читать.
Есенин единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт:«Чувство родины основное в моем творчестве». Например в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины-рая. Есенин народный национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихов прост и понятен, но и потому,что каждый русский человек хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что этот поэт выразил национальный характер. Родина и природа для поэта не просто однокоренные слова- это неразрывные понятия. Природа олицетворена Есениным. Образ живой природы создается обращениями «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу» ; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой пустырь» ; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?». Есенин находит звуковые образы, которые озвучивают его сюжеты «стозвонный». Этот неологизм усиливает звуковое впечатление. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина «Звонкой позолотой взвенивает лес» «Поет зима – аукает…». В звуковых образах воспринимаются цветовые зрительные явления «В роще по березкам / белый перезвон» ; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных» ; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя». В поэзии Есенина природа ощущается в движении, одно явление природы он мог передать через другое:«Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом» . Образ крестьянской деревенской Руси, мира, покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, характерен для раннего периода творчества поэта. О такой России Есенин пишет в стихотворении «Русь» (1914). В нем описывается дорогая сердцу поэта русская природа, чарующая, но подчас таинственная и пугающая. Русская природа, этот «таинственный» и «древний» мир, кажется поэту таким, каким его рисуют в народных сказках: «Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь – везде колдуны». Сказки пугают, но они хороши тем, что в них «ложь». Есенин говорит о любви к своей «кроткой родине». Он не удивляется, не гадает, какая ее ждет доля, а просто обещает «беречь» свою любовь к Руси.Для лирического героя Есенина Русь - всеобъемлющее понятие, особый патриархальный крестьянский мир. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик Руси и тогда, когда «нивы сжаты», «рощи голы», и тогда, когда она превращается в несказанное, синее, нежное. Если в ранних произведениях Есенина пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость,умиротворение,то в более позднем творчестве поэта настроение меняются, а образ горячо любимой России осложняется меняется вместе с самим поэтом. Так, революционные настроения нашли отражения в поэмах «Иорданская голубица» ,«Небесный барабанщик», «Инония». Есенин встретил революцию с надеждой о превращении России в Крестьянскую Республику. Но радужные надежды сменились разочарованием, поэтому в стихотворении «Я последний поэт деревни» (1920) появляется мотив одиночества, прощания с прежней Русью. Поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обреченному на умирание. Я последний поэт деревни, За прощальной стою обедней Скромен в песнях дощатый мост, Кадящих листвой берез… Это стихотворение полно горестных предчувствий о том, что вместе с прежним укладом замолкнут навеки песни самого поэта. Следом за стихотворением «Я последний поэт деревни» Есенин пишет 3 стихотворения: «Русь уходящая» , «Русь бесприютная» , «Русь советская» (1924). Тематически все 3 стихотворения: близки на смену прежней патриархальной Руси приходит Русь новая, настораживающая и пугающая поэта. Символом новой культуры выступает в лирике Есенина образ «железного гостя» ,«железной рати» . Часы старого патриархального мира сочтены. Казалось бы, поэт понимает, что преобразования необходимы. но сердцем душой он тоскует о прежнем, безвозвратно уходящем мире. Особенно остро поэт ощущает свое сиротство в родном краю, куда вернулся после 8 лет отсутствия («Русь советская»). На месте отчего дома зола и «слой дорожной пыли», ни в чьих глазах он не находит приюта, чувствуя себя иностранцем,«пилигримом угрюмым». Но кругом по-прежнему кипит жизнь подрастает новое поколение. У него иные эстетические и духовные и этические ценности. Он готов заложить душу «октябрю и маю» ,но в обмен на свободу творчества («но только лиры милой не отдам»). И свой песенный поэтический дар направит не на восхваление новой бездуховной жизни, а по-прежнему воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) Есенин как бы прощается с родиной. Для лирического героя с «родиной любимой» связана не только «теплынь» жизни, но и возможность, принимая все, спокойно встретить свою смерть,неотделимую от конца его мира: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть.
Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир!. . Есенину было пятнадцать лет, когда он написал стихи: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.
Основными темами лирики Есенина являлись: n Природа n Родина n Дом n Жизнь n Любовная лирика
И вся эта сложная гамма чувств проникнута любовью к Родине, которая всегда томила, мучила и жгла чистую душу поэта: Я люблю родину, Я очень люблю родину!. .
На тему: «Родина» , были написаны такие стихотворения, как: n «Край любимый, сердцу снятся» n «Гой ты Русь моя Родная» n «Край ты мой заброшенный» n «Эта улица мне знакома» .
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа. . . Не видать конца и края Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". n
Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?
Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Наша печь как-то дико и странно Опрокинулась над окном. Завывала в дождливую ночь. Были годы тяжелых бедствий, Годы буйных, безумных сил. Вспомнил я деревенское детство, Вспомнил я деревенскую синь. Не искал я ни славы, ни покоя, Я с тщетой этой славы знаком. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком-то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом? Видно, видел он дальние страны, Сон другой и цветущей поры, Золотые пески Афганистана И стеклянную хмарь Бухары. Ах, и я эти страны знаю Сам немалый прошел там путь. Только ближе к родимому краю Мне б хотелось теперь повернуть. Но угасла та нежная дрема, Все истлело в дыму голубом. Мир тебе - полевая солома, Мир тебе - деревянный дом!
К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Сочинение по Достоевскому Родины- ведущая Сочинение по Достоевскому в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но Сочинение по Достоевскому Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
Колыбель колдовная счастье мне пророчила.
И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.
Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны.
Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут, вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза- «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого:
Я навек за туманы и росы
Полюбил и березки стан,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан.
По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении «Русь» Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны.
Машет саваном пена с озер.
Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая.
Лишь к тебе я любовь берегу.
Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху - вот что теперь волнует его:
О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь,
Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного «железного гостя».
Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин «разлюбил нищую Родину». Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее.
Полевая ! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,- голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа - эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.
Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. «Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам»,- справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.
В творчестве многих литературных деятелей на протяжении всей истории России Родине уделялось одно из центральных мест. Ведь Родина – это понятие всеобъемлющее. Это и место, где ты родился. Это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы, которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина. Поэт, не сказавший ни слова о своей Родине, - не поэт. Так как остаться равнодушным к своей стране, своей Отчизне, какой бы она не была, просто нельзя. Нельзя не видеть недостатков своей страны, но в то же время нельзя не заметить всего того прекрасного, которое скрывается от нас на каждом шагу. Ведь каждое ласковое слово, пусть самая мелочь, сказанное о своей родной стране, так приятно ее жителю. Читая стихотворения Сергея Есенина, можно заметить то, что в центре его творчества стоит именно Родина. Он воспевает каждую песчинку, каждую травинку, каждый камешек своей родной земли.
Для каждого человека Родина начинается с того места, где ты родился, где вырос и провел свои детские годы. Село Константиново было таким местечком для поэта. Не раз он обращается к своей частичке Земного шара в своих стихах:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Есенин всегда стремился к себе на Родину, в деревню. Он черпая новые силы, набирался энергии, освобождался от накопившихся забот среди милых его сердцу картин.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Часто в его стихах всплывает образ его родного дома в Константиново:
Я любил этот дом деревянный.
В бревнах теплилась грозная мощь
Наша печь как-то дико и странно
Забывала в дождливую ночь…
Этот дом по сей день стоит там. В нем сейчас размещен Есенинский музей.
Но Родина для Есенина бескрайна. Она не имеет границ. Для поэта лес - это Родина, поле-это Родина, речка - тоже Родина. Ему милы бескрайние просторы Великой России:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В каждом стихотворении Есенина чувствуется любовь к Родине. Она выражена не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хотя есть в ней грусти ивовая ржать.
Приятны мне свиней испачканные морды
Поэт видит яркие краски русской природы: во многих его стихотворениях о Родине. Россия выступает в разных цветах. То она малиновая, то голубая, то белая, то синяя. Ведь цвет для Есенина многое значил. Каждый оттенок имел свой определенный смысл.
«Русь голубая» - в голубом цвете у него скрыты огромные безграничные просторы его родной земли. Сразу возникает ощущение свободы и свежести.
Все красоты и прелести родной страны поэт показывает через природу.
О, лесная, дремучая муть!
О, веселье оснеженных нив!…
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
Есенину близки и неотрывны от него все те картины, которые окружают его повсюду. Поле ли это, не имеющее ни конца, ни края, речка, журчащая в лесной прохладе, или же маленькое деревце, приглянувшееся поэту. Он любуется восходами и закатами, облаками, медленно плывущими по небу, солнцем, играющим своими лучами. Есенин готов забыть обо всем и только смотреть и смотреть на все красоты, которые порою скрыты от наших глаз:
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу – яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Сергей Александрович не может променять свою Родину ни на какую другую в мире. Как нам известно, он путешествовал по Европе. В то время положение в России было не из лучших. Поэт это видел, он видел разруху, нищету, голод и все многочисленные бедствия, которые одно за другим, обрушивались на головы россиян. И что же? Он чуть ли не каждый день писал домой, в Россию, находя в этом единственную свою отдушину. В каждом своем письме он изливал свои чувства, изливал свою тоску на Родине. Вот отрывок его письма из Америки: « Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть нас голод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобность сдали в аренду под смердяковщину…
…Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…»
Нам известно из истории, что многие поэты отправлялись на Кавказ, где пытались найти тишину, спокойствие, умиление, хотя по разным причинам. Пушкин любил Кавказ, Лермонтов тоже любил. Есенин же и там не мог найти покоя. Он был не на своем месте. Поэт постоянно сравнивал живописные картины Кавказских гор с картинами родных ему полей, пашен, лесов.
Как бы ни был красив Шираз,
Сочинение
Большинство поэтов «серебряного века» затрагивают в
Своих произведениях тему любви к родине. Начало XX века — время борьбы между старым и новым, время крупных поворотов в истории России. И конечно, Сергей Есенин и Александр Блок не могли остаться равнодушными к судьбе своей страны. Уже в ранних стихотворениях этих поэтов мы видим, насколько сильна их любовь к русской природе, к родному краю. Природа и родина неразрывны в их творчестве. Своеобразие стихотворений Есенина в том, что в них передано чувство единства человека с окружающим миром. В сердце Есенина с юных лет запала Россия. И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест
Тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Автор по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково разговаривает с березой. Через эти пейзажи передается огромная любовь к родине:
О Русь — малиновое попе
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Таким же неиссякаемым любовным чувством наполнено самобытное творчество А. Блока. Поэт в своих стихах
Любуется русской природой, преклоняется перед ее красотой, перед ее необыкновенной прелестью и в то же время простотой:
Это единственное — Россия… еще леса, поляны,
И проселки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туканы,
Наши шелесты в овсе…
Блок говорит о том единственном, что спасает его в это
Нелегкое время, что выводит из «постылого круга бытия»,
Что проливает в душу мир и покой.
В произведениях Блока мы ощущаем его любовь к русскому человеку и гордость за него, понимаем как искренне
Переживает Блок за судьбу многострадального русского
Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдья
Неразделённую любовь.
Нечто похожее мы встречаем и в есенинских стихах. Он с раннего детства был привязан к деревне, к простому русскому народу. Для меня стихи Есенина — пример безграничной преданности родине: в трудные исторические времена Есенин не отказался от своей Родины, приняв Октябрьскую революцию. В своих стихах он сравнивал это время с бурей, с вихрем, который посеял во всем мире панику, который сносит все на своем пути: Понакликали черные вороны: Грозным бедам широкий простор, кружит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.
Не только Есенин сравнивает эти грозные времена с бурей, ветром. Такие же ощущения отразились в поэме Блока «Двенадцать».
Поэма «Двенадцать» объединяет все основные темы блоковской поэзии. Блок двойственно относится к революционным событиям: с одной стороны, это страшный «черный ветер», сметающий все старое, с другой — ветер, несущий перемены, новую жизнь и надежду: Черный ветер. Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете.
Оба поэта всей душой, всем сердцем хотели помочь России. Есенин в патриотическом порыве пытается взвалить часть невзгод на свои молодые плечи, и поэтому некоторые его стихи звучат как клятва верности Отчизне: Если кликнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу: Не надо рая, Дайте родину мою,
Блок же в своем стремлении помочь призывает к действию. В его стихах чувствуется невероятная активность, желание что-то изменить и огромная вера в будущее: О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить.
И Есенин, и Блок мечтали о счастье своего народа, хотели видеть Россию свободной и великой. Мы чувствуем это в их стихах. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине». Или слова Блока: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». В поэзии Блока и Есенина уже не одно поколение находит для себя очень важное и сокровенное, учится любить свою Родину:
Есть ответ в коих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить.