Примеры к определению кто такой учитель. Чем занимается учитель? Уважение к детям

Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Ольга Яковлева , учитель математики НОУ школы «Ступени»

В Исламе профессия учителя очень важна, фактически отношения наставник-ученик сохраняются на всю жизнь и даже дольше. Ведь именно с этой профессией связано распространение знаний, образование связей между поколениями.

Каким же должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет к нему школа и ученики?

Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Личные качества, необходимые учителю :

склонность к работе с детьми ;

умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой ;

высокая степень личной ответственности ;

самоконтроль и уравновешенность ;

терпимость, безоценочное отношение к людям ;

интерес и уважение к другому человеку ;

стремление к самопознанию, саморазвитию ;

оригинальность, находчивость, разносторонность ;

тактичность ;

целеустремлённость ;

артистизм ;

требовательность к себе и другим ;

наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов) .

Однако дети любят педагогов не всегда за это. Согласно опросам школьников, настоящего учителя определяют следующие данные:

1. Личностные качества : Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.

2. Организаторские качества : Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

3. Деловые качества : Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.

4. Внешний вид : Умение хорошо одеться. Приятный голос. Общая привлекательность.

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат – 4 года – с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура – 2–3 года – дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура – 3 года – право преподавать в высших учебных заведениях).

Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.

Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию. Ведь в современных школах уже не редкость, когда ученик оказывается более информированным по каким-то вопросам (используя Интернет, энциклопедии и прочие источники информации), чем его учитель.

А также нужно помнить о том, что не только учитель воспитывает и учит детей, ученики тоже влияют на него, обучая и воспитывая педагога в свою очередь. Обмен знаниями между поколениями в школе идёт постоянно, как бы превращаясь в единую сбалансированную систему круговорота. Готовность учиться у ребёнка могут продемонстрировать далеко не все взрослые, а без неё стать полноценным педагогом вряд ли получится.

Обязанности учителя разнообразны :

обучение различным наукам ;

объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами ;

контроль усвоения материала ;

проведение воспитательной работы с детьми ;

помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся ;

выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения ;

изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них ;

построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей ;

оказание помощи в формировании личности ученика ;

содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний ;

организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний ;

объяснение текущих социальных событий и явлений ;

участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ ;

составление тематических и урочных планов ;

оформление документации (журналов, отчётов) .

Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь не секрет, что студенты педагогических вузов, особенно в глубинке, – это зачастую дети, которые не смогли поступить ещё куда-либо, и они хотят получить хоть какие-нибудь «корочки» о высшем образовании. Есть, конечно, подлинные энтузиасты-педагоги, но таких единицы.

А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…

Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить ко вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.

Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.

Конечно, должность учителя сейчас низкооплачиваемая, не престижная, не популярная. Но это не повод для того, чтобы в школах воспитывать дегенеративное поколение. Жить в стремительно деградирующем обществе как-то непривлекательно.

Конечно, и государство должно обеспечивать учителей, уважать их труд. Они – залог будущего развития нации, они всегда были совестью России. Возможно, когда-нибудь учителя будут нужны нашему обществу так, как сейчас они нужны в Англии, Франции, Германии, США, Канаде… В этих странах должность учителя очень престижна, и получить место в школе можно только после многочисленных экзаменов и проверок.

Дай Аллах, чтобы каждого человека, который научил нас чему-то, хоть бы и самому малому, мы вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.

УЧИТЕЛЬ, учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, муж. 1. (учители устар.). Лицо, занимающееся преподаванием какого нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. «Народный учитель должен у Нас быть поставлен на такую … Толковый словарь Ушакова

Наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель. Мы взяли к детям мамзель Ср. . См … Словарь синонимов

учитель - УЧИТЕЛЬ, наставник, педагог, преподаватель, репетитор, устар. ментор, жарг. препод УЧИТЕЛЬНИЦА, наставница, преподавательница, разг., шутл. педагогиня, разг. репетиторша, разг., пренебр. училка, разг. учителка, разг. учительша… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

УЧИТЕЛЬ, я, мн. я, ей и и, ей, муж. 1. (мн. я, ей). Лицо, к рое обучает чему н., преподаватель. Школьный у. У. математики. Домашний у. Заслуженный у. (почётное звание). 2. Глава учения (во 2 знач.), человек, к рый учит (научил) чему н. (высок.).… … Толковый словарь Ожегова

Ефим Юльевич (1913 88), оператор, режиссёр документального кино, народный артист СССР (1976). Участвовал в создании фильмов Ленинград в борьбе (1942), Парад победы (1945). Поставил фильмы: Русский характер (1957), Мир дому твоему (1960), Граница… … Русская история

- «УЧИТЕЛЬ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1939, ч/б, 103 мин. Киноповесть. О молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, где ему удалось завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье. Яркая актерская работа Тамары Макаровой в роли Груни… … Энциклопедия кино

См. Воспитатель (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

Учитель - лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования, выполняющее учебную, научную,… … Официальная терминология

Сущ., кол во синонимов: 1 учителье (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ. Педагогическая профессия и должность в системе образования. ЮНЕСКО приняла (1966) «Рекомендацию о положении учителей», охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

учитель - учитель, род. учителя, мн. (в знач. «преподаватель») учителя, род. учителей. В знач. «глава учения, имеющий последователей») учители, род. учителей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Учитель , Шарлотта Бронте. Открывает серию `Библиотека Британской Классики` первое крупное произведение выдающейся британской писательницы, до сих пор неизвестное в нашей стране. Классический роман о любви, о…

Вопрос о том, кто такой настоящий учитель, очень часто поднимается людьми современного общества, и его можно назвать скорее философским, чем предметным. На самом деле очень тяжело дать слову «учитель» краткое определение, ведь люди этой профессии занимают одну из самых важных ниш социума.

Сочинение-размышление "Настоящий учитель"

"В определение слова "учитель" чаще всего вкладывают следующее - это человек, который обучает других людей каким-либо научным дисциплинам или навыкам. Но на самом деле задача настоящего педагога заключается не просто в передаче накопленного человечеством опыта. Главная цель любого учителя - это воспитать в каждом обучаемом желание учиться, развивать в себе таланты и стремиться достигать успехов не только в рамках изучаемых дисциплин, но и в жизни.

Справиться с такой глобальной задачей получается не у каждого преподавателя, так как область педагогики очень тяжела и требует постоянной отдачи, физической и эмоциональной. Случается, что у человека может просто не хватить жизненной энергии для того, чтобы заниматься воспитанием десятков, а то и сотен человек.

Из этого можно сделать вывод, что настоящий учитель - человек, который постоянно отдает всего себя, свое время и силы для того, чтобы зарождать в других желание получать знания и изведывать этот мир".

Учитель: определение и значение профессии

"К. Ушинский писал, что в процессе воспитания абсолютно все должно основываться на личности преподавателя, так как сила воспитания может изливаться лишь из живого человеческого, личностного источника. Исходя из слов русского основоположника научной педагогики, можно сделать вывод, что учитель должен от природы иметь большой запас внутренней энергии, харизмы и способности увлечь своих учеников, чтобы раскрыть в них потенциал. Можно дать и еще одно аллегоричное определение: учитель - это скульптор, который должен сотворить шедевр из неподатливого материала.

Воспитывать людей, учить их чему-то новому - это крайне тяжело, ведь здесь нужны настойчивость и душевная широта, которая позволит увидеть в человеке индивидуальность и раскрыть в нем его таланты, о которых сам человек может даже и не догадываться. В целом эта великая профессия олицетворяет благородство и гуманность. И именно таким должен быть педагог, так как эгоистичная, жестокая и властная натура никогда не сможет стать хорошим учителем.

В определение «учитель» каждый вкладывает что-то свое, отталкиваясь от пережитого опыта, так как для кого-то и воспитатель, а для кого-то - тиран и деспот. Люди, взявшие на себя должны соответствовать требованиям этой профессии, быть человеколюбивыми, честными, открытыми и постоянно вести над собой работу по внутреннему самосовершенствованию".

Значение учителей в жизни каждого человека

"Учителя - это люди, без которых невозможно представить жизнь общества. Испокон веков преподаватели передают тысячелетний опыт человечества новым людям, открывая при этом пугающий занавес таинственности. Человек, который не обладает определенным набором знаний, - это потерянная личность, которой овладевает страх. Именно учителя избавляют неокрепшие умы от боязни перед новыми вещами.

Но, помимо знаний, которые передают педагоги, они также обучают еще несформировавшихся личностей важным вещам - чувству ответственности, долга, умению ставить на первый план коллективные интересы. Ноша преподавателя очень тяжела, и справиться с ней может только человек с добрым и искренним сердцем.

Подводя итог, можно сказать, что в каждом человеке бьется частичка сердца того учителя, который смог научить его любви, терпению и усердию. Поэтому учителя - это незаменимые люди, благодаря которым человек не только становится умнее, но и происходит формирование его как личности".

Люди, призванные быть учителями

"Каждый выбирает для себя свой путь, но те люди, которые решают стать учителями, - это уже смелые личности, взявшие на себя груз ответственности, который им придется пронести по жизни. Этот груз заключается в способности не просто обучить своих учеников, но воспитать в них честных и порядочных людей для блага всего общества.

Часто случается, что ученики не могут вовремя оценить своих педагогов по достоинству, они противятся их наставлениям, пытаются доказать, что и сами могут все. Но спустя долгие годы каждый вспоминает учителей и мысленно преклоняется перед ними, ведь тот вклад, который они делают в образование для нас и ради нас - это несопоставимо ни с какими материальными благами.

Настоящие педагоги, которые выбрали путь быть путеводной звездой для неокрепших умов, - это настоящие герои, которых много в обществе. Благодаря учителям цивилизованное общество еще существует и развивается".

Алексей Ефимович Учитель – известный кинорежиссёр, сценарист, оператор, продюсер; народный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, создатель Санкт-Петербургской киностудии «Рок». В копилке снятых им фильмов: ленты «Дневник его жены», «Прогулка», «Жить», «Космос как предчувствие», «Край», «Матильда».

Детство и семья

Алексей Учитель – потомственный режиссер. Начало режиссерской династии положил его отец, Ефим Учитель, который появился на свет в 1913 году в многодетной еврейской семье из Тирасполя. Отец, наборщик в типографии, рано умер, забота о детях легла на плечи старших братьев и сестер. Одна из сестер работала в кинотеатре, поэтому у Ефима была возможность ходить на любые сеансы бесплатно. Так он увлекся кинематографом и много лет спустя стал одним из лучших режиссеров-документалистов Советского Союза.


Алексей появился на свет уже не в Тирасполе, а в Ленинграде. Отец часто брал маленького Алёшу на съёмки, и мальчик с раннего детства мог наблюдать за работой актеров и процессом создания кино. Именно отец, которым так гордится Алексей Учитель, влюбил сына в кинодокументалистику и привил ему профессиональную гордость. «Ты не можешь снять хорошее кино, если не любишь своего героя», – делился отцовской мудростью Алексей.


В конце концов родители привели 7-летнего мальчика в кинокружок Дворца пионеров. Чуть позже Алексей увлёкся фотографией и мог часами бродить по улицам с фотоаппаратом и снимать городские пейзажи. Но это увлечение оказалось временным, вскоре все вернулось на круги своя. Кроме того, Алексей был спортивным юношей: часами гонял мяч с дворовыми друзьями, делал успехи в гандболе (входил в школьную сборную), немного фехтовал, немного занимался боксом и мечтал стать футбольным тренером.


В 1968 году он окончил школу и собирался было поступать на режиссерский факультет ВГИК, но отец посоветовал ему выучиться на оператора, чтобы знать все об изображении от А до Я, а потребность к режиссуре, считал он, со временем придет сама. Алексей внял совету, но провалился на экзаменах. До следующей осени он набирался опыта в качестве ассистента оператора на студии документальных фильмов, а в 1969 году попытал счастья еще раз и поступил. В 1975 году он стал дипломированным оператором, отслужил в армии и вернулся в Ленинград, где устроился на ту же студию.

Карьера Алексея Учителя

Дебютным фильмом Алексея Учителя (если не считать короткометражку «Сколько лиц у дискотеки») стала документальная лента «Рок» (1987), посвященная истории о музыкантах Юрии Шевчуке ,Викторе Цое, Олеге Гаркуше и Борисе Гребенщикове .

В 1990 году вышел 47-минутный документальный фильм «Обводный канал», продемонстрировавший зрителям своеобразный срез общества тех лет.

«Обводный канал». Короткометражка Алексея Учителя

1991 год – дата основания Алексеем Учителем и его женой Кирой Саксаганской кинокомпании «Рок», под эгидой которой и сегодня проходят поиски юных дарований от режиссуры. В разные годы на студии снимались фильмы Дуни Смирновой, Александра Рогожкина, Юрия Быкова, Анны Матисон , Павла Руминова, Таисии Игуменцевой и других.


В 1992 году он представил поклонникам погибшего двумя годами ранее Виктора Цоя документальный фильм об их кумире под названием «Последний герой», затем последовала картина «Баттерфляй» о скандальном театральном режиссере Романе Виктюке .

В 1996 году Учитель попробовал себя в жанре художественного кино. Биографический фильм «Мания Жизели» был посвящен истории жизни балерины Ольги Спесивцевой, мастерски воплощенной на экране Галиной Тюниной . Сценарий был написан Учителем в паре с Авдотьей Смирновой . Картина получила гран-при кинофестиваля в Онфлере.


В 2000 году режиссера вновь ждал успех. «Дневник его жены» – байопик, посвященный писателю Ивану Бунину, точнее, приватной стороне его биографии. Бунина сыграл Алексей Смирнов , его жену – Галина Тюнина, также в работе над фильмом принимали участие Евгений Миронов и Ольга Будина .


Три года спустя Учитель вернулся с фильмом «Прогулка» – душевной мелодрамой о трех молодых людях (играли их еще мало кому известные актеры «Театра Петра Фоменко» Евгений Цыганов, Ирина Пегова и Павел Баршак), гуляющих по Петербургу. Фильм, подкупавший трогательностью и непередаваемой словами атмосферой, завоевал награду за лучшую режиссуру на фестивале «Окно в Европу», был номинирован как лучший фильм на 25-м Московском кинофестивале и получил несколько номинаций на «Нику» и «Золотой орел».

Эксклюзивное интервью с Алексеем Учителем

В 2005 году на экраны вышла драма «Космос как предчувствие» – ностальгический фильм о периоде между запуском первого спутника и первым полетом Юрия Гагарина в космос. К слову, в этом фильме Учитель побил свой рекорд по количеству дублей одной сцены. Эпизод с ночным разговором героев Евгения Цыганова и Евгения Миронова снимали 53 раза.


5 сентября 2008 года состоялся предпоказ фильма «Пленный» – драмы о временах Чеченской войны. «Я не стремился снять фильм о Чеченских кампаниях. Главное в фильме – скрытые, но психологически напряженные взаимоотношения троих ребят, эволюция молодых парней, которые провели вместе несколько дней. Их эмоциональные, нервные потери, что с ними произошло», – утверждает Учитель.


Бесспорной удачей режиссера стал фильм «Край» (2010), работа над которым началась мгновенно по завершении съемок «Пленного». Лента о жизни бывшего танкиста в таежной железнодорожном поселке среди плененных немцев собрала четырех «Золотых орлов» и была номинирована на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Главные роли в фильме исполнили Владимир Машков , Сергей Гармаш , Юлия Пересильд и немецкая актриса Аньорка Штрехель.


А вот фильм «Восьмерка» (2013) в необычном для Учителя жанре боевик, экранизацию романа Захара Прилепина , в России встретили прохладно.

Личная Жизнь Алексея Учителя

Законная супруга Алексея Учителя – продюсер и соруководитель студии «Рок» Кира Саксаганская. Поженились они в 1981 году; в браке родились двое сыновей.


Один из них, Илья Учитель (1992 г.р.), продолжил режиссерскую династию, в 2016 году представив зрителям комедию «Огни большой деревни» с Дмитрием Дюжевым, получившую не самые лестные отзывы, но отмеченную дипломом Кинотавра с формулировкой «За лучшее кино о кино».


Во время съемок «Пленного» Алексей Учитель не на шутку увлекся 23-летней актрисой Юлией Пересильд . Папарацци часто «ловили» их вместе с дочерьми Юлии Аней и Машей. В прессе не раз высказывались предположения, что именно режиссер является отцом малышек; также он был замечен на крестинах второй дочери Юлии. В сентябре 2017 года Пересильд подтвердила, что Учитель – отец ее дочерей.

Учитель… Как много в этом слове чувств, эмоций, мыслей. Кто такой учитель?! Это прежде всего человек. Человек, ведущий за собой в мир знаний, понимающий ранимую детскую душу.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных. А в наши дни она еще и самая сложная. Можно сказать, что учитель создает будущее своими руками, так как от его труда зависит формирование убеждений, мировоззрения, нравственных качеств подрастающего поколения. Успех педагогической деятельности заключается в мастерстве педагога, то есть в высоком и постоянно совершенствуемом искусстве воспитания и обучения, доступном каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

В век современных технологий невозможно достичь успеха без применения качественно новых технологий, в первую очередь компьютера. « Не ждать, а действовать!»- этот девиз стал основой действительности тех учителей, которые реально оценивают задачу дня, внедряя опыт компьютеризации процесса образования учащихся.

Я с гордостью могу сказать, что в нашей школе работают поистине знающие свое дело учителя. Их жизнь не стоит на месте, они постоянно находятся в творческом поиске, ведь у них есть вечный двигатель-дети. Мне посчастливилось встретить такого человека.

Я засмотрелась на нее,

Она по классу шла в молчании

И что-то думала свое,

А класс застыл весь в ожидании….

Мой любимый учитель…. Я пишу эти строки с замиранием сердца. В памяти встает образ мягкой, добросердечной, выдержанной женщины. Когда она входила в класс, все замирали, замирали не от страха, а от уважения и восхищения. Невысокого роста,с гладко зачесанными назад волосами и легкой поступью. Надежда Николаевна Ильичева – это педагог с большой буквы. У нее есть своя неповторимая черта, путь обучения, характер и отношение к людям. Для нее работа – призвание. Она дала неоценимо дорогие знания, научила по- другому относиться ко всему, что нас окружает.

Я часто вижу, как домой

Из школы вечером идет

И как всегда портфельчик свой

С ребячьими тетрадками несет.

Я часто вижу свет в ее окне,

Когда она, склонившись над тетрадями,

Не станет думать о себе

И позабудет о наградах.

На ее уроках математики ученики с удовольствием получали ценные знания, не прогуливали уроки и не озорничали. И всего этого ей удавалось добиться с помощью только одного средства- слова. Это удается далеко не всем и не всегда.

Я уверена, что все ученики, когда-либо учившиеся у нее,любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. А я могу только благодарить судьбу Что на моем пути встретился именно такой учитель.

А сегодня учитель-я. Но образцом для подражания является именно она. Для меня она- герой повести М. Горького -Данко. отдававшая свое сердце детям. Она жила их успехами, неудачами. Помогала в трудную минуту и словом,и делом. И мне хотелось бы, чтобы и мои ученики вспоминали обо мне с таким же трепетным чувством.