Научно теоретическая функция педагогики выполняет. Объект, предмет и функции педагогики

Педагогика - это сложная общественная наука, объединяющая, интегрирующая и синтезирующая в себе данные всех учений о детях. Она определяет каноны формирования социальных отношений, оказывающих влияние на развитие будущего поколения.

Цели и задачи педагогики

Аспекты педагогической действительности влияют на ребенка не только во время непосредственного воздействия, но и впоследствии находят свое отражение в событиях его жизни.

Главная цель педагогики состоит во всемерном способствовании процессу самореализации индивида и развитию социума с помощью научного подхода, а также в разработке и реализации результативных способов ее совершенствования.

В начале третьего тысячелетия, полного важных событий, возрастает необходимость утверждения в сознании россиян гуманистических идей. Это возможно только при условии осуществления педагогического подхода во всех сферах жизни. Лишь тогда можно будет прогнозировать эффективность воспитательной и образовательной деятельности.

Таким образом, задачи и функции педагогики связаны с описанием, объяснением и прогнозированием событий и процессов, имеющих место в образовательной сфере. Именно это определяет необходимость разделения задач на теоретические и практические. Задачи и функции педагогики формулируются исходя из научных принципов, а далее воплощаются в фактической деятельности.

  1. Выявление основных закономерностей воспитательно-образовательного процесса.
  2. Анализ и обобщение опыта педагогической деятельности.
  3. Разработка и обновление методологической основы; создание новых систем обучения и воспитания.
  4. Использование результатов педагогического экспериментирования в практике преподавания.
  5. Определение перспектив развития образования в ближайшем и отдаленном будущем.

Фактическое же воплощение теории, то есть выполнение практических задач, происходит непосредственно в учреждениях образования.

Объект педагогики

Задачи и функции педагогики как науки сформулированы достаточно четко. Их содержание никогда не вызывало противоречий у специалистов и исследователей.

Еще в начале XX века А. С. Макаренко обращал внимание на специфичность объекта педагогики. Он не соглашался с большинством исследователей того времени. А.С. Макаренко считал ошибочным их мнение о том, что в качестве объекта педагогики выступает ребенок. Эта наука изучает аспекты деятельности, направленные на формирование социально значимых качеств личности. Следовательно, объектом педагогической науки является не человек, в направленный на него воспитательный процесс, совокупность педагогических мероприятий, определяющих развитие индивида.

Предмет педагогики

Проблематика воспитательного и образовательного процесса косвенно связана со многими науками: философией, социологией, психологией, экономикой и другими. Но, ни одна из них не затрагивает сущности деятельности, определяющей повседневные процессы роста и развития ребенка, а также взаимодействие учителя и школьников. Только педагогика занимается изучением закономерностей, тенденций и перспектив развития воспитательно-образовательного процесса как одного из факторов становления личности человека.

Таким образом, предмет этой собирательной общественной науки включает в себя закономерности становления процесса воспитания во времени, которые тесно связаны с канонами развития социальных отношений. Также и функции педагогики отражают совокупность особенностей и условий осуществления педагогического воздействия.

Педагогика как наука

Важнейшие функции педагогики как науки связаны с познанием законов, регулирующих воспитание, образование и обучение индивида и разработкой оптимальных средств решения основных задач личностного развития человека.

Для конкретизации специалисты выделяют теоретическую и технологическую функции педагогики.

Реализация каждой них предполагает наличие трех деятельностных уровней.

Уровни теоретической функции:

  1. Описательный, или пояснительный , на котором изучается передовой и новаторский педагогический опыт.
  2. Диагностический , в рамках которого выявляется состояние, условия и причины явлений, сопровождающих взаимодействие учителя и ребенка.
  3. Прогностический , подразумевающий проведение экспериментальных исследований, выявляющих педагогическую действительность и нахождение способов ее преобразования. Этот уровень связан с созданием теорий и моделей взаимодеятельности участников педагогических отношений, которые используются на практике.

Уровни технологической функции:

  1. Проективный , включающий разработку соответствующего перечня методического материала (учебные планы, программы, пособия и т. д.) содержание которых воплощает теоретические основы педагогики.
  2. Преобразующий , связанный с внедрением научных достижений в образовательный процесс с целью его усовершенствовать.
  3. Рефлексивный, или корректирующий , предполагающий проведение оценки влияния педагогических исследований на учебную и воспитательную практику, по результатам которой можно провести корректировку, учитывая взаимосвязь науки и практики.

Основные категории педагогики

Функции педагогики проявляются по-разному в зависимости от категории, в рамках которой осуществляется воздействие на ребенка.

Любая должна строиться на четком разграничении обыденных представлений и научных знаний. Первые отражаются в повседневной практике воспитания и обучения. Вторые - это обобщенные результаты педагогического опыта, которые представлены категориями и понятиями, закономерностями, методами и принципами организации педагогического процесса. Становление данной науки сопровождалось постепенным разграничением понятий, что стало предпосылкой для формирования трех педагогических категорий: это воспитание, обучение, образование.

Воспитание

Современная наука трактует понятие «воспитание» как общественное явление, характеризующееся передачей исторических и культурных ценностей, формирующих впоследствии соответствующий опыт, передачу его из поколения в поколение.

Функционал воспитателя:

1. Передача опыта, накопленного человечеством.

2. Введение в культурный мир.

3. Стимулирование самовоспитания и саморазвития.

4. Оказание педагогической помощи при возникновении трудных жизненных ситуаций.

Результатом воспитательного процесса является формирование у ребенка индивидуального отношения к пониманию мира, других членов общества и самого себя.

В задачах воспитания всегда отражается историческая потребность общества в подготовке будущих поколений, способных к реализации определенных общественных функций и социальных ролей. То есть совокупность систем, обусловливающих содержание, характер и задачи данной педагогической категории, находится в соответствии со сложившимися этнонациональными традициями, особенностями общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархией, а также с политической и идеологической доктриной государства.

Обучение

Задачи деятельности учителя:

1. Преподавание, то есть целенаправленная передача знаний, жизненного опыта, способов деятельности, основ культуры и науки.

2. Руководство освоением знаний, формированием навыков и умений.

3. Создание условий для школьников.

Таким образом, суть диалектического отношения «обучение—воспитание» состоит в развитии деятельностных и личностных черт индивида, основанном на учете его интересов, приобретенных ЗУН, способностей.

Образование

Третья педагогическая категория - образование. Это многогранный процесс, включающий в себя несколько направлений деятельности, в частности, формирование у учащихся ценностного отношения к обществу и себе; совокупность мероприятий по обучению и воспитанию.

Наличие различных видов образовательных учреждений обусловливает специализацию педагогических категорий. Их классификация отражает ступени: детский сад, начальная школа, средняя школа и т. д. Соответственно, и содержательная и методологическая сторона на каждом этапе образования специфичны. Категории педагогики дошкольного возраста имеют свои особенности, связанные с тем, что основной для ребенка 2-7 лет является игра. Воспитание для этого возраста является основой развития. А затем, когда учеба занимает главенствующее место в жизни школьника, соотношение значимости педагогических категорий меняется.

Исходя из вышесказанного, педагогику следует считать наукой о сущностных закономерностях и методологических основах (принципы, методы и формы) обучения и воспитания индивида.

Дошкольная педагогика

Объект педагогики, воздействие которой направлено на ребенка специфичен. Его особенность обусловлена возрастом, и как следствие - мышлением, вниманием, памятью и основными видами деятельности детей в возрасте до 7 лет.

Задачи дошкольной отрасли науки формулируются с учетом ее теоретической и прикладной роли, социально-педагогической значимости, отражающей главные функции педагогики.

1. Способствование процессу воспитания и обучения детей в соответствии с требованиями современного общества.

2. Изучение тенденций и перспектив педагогической деятельности в дошкольном учреждении как одной из основных форм развития ребенка.

3. Разработка новых концепций и и обучения детей.

Функции дошкольной педагогики

1. Описательно-прикладная, представляющая собой научное описание актуальных программ и технологий, использование которых в образовательном процессе служит гарантией гармоничного развития личности.

2. Прогностичная, заключающаяся в научном прогнозировании и поиске способов совершенствования педагогической деятельности в ДОУ.

3. Творческо-преобразовательная, заключающаяся в учете результатов научных исследований и создании проектно-конструктивных технологий.

Предмет, задачи, функции педагогики взаимосвязаны. Их совокупность определяет содержание образовательной деятельности, которое обусловлено основной целью данной науки, состоящей в способствовании гармоничному личностному развитию индивида.

ТЕМА: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.

1.Становление педагогики как науки, ее сущность, объект, предмет, функции.

2.Задачи педагогики как науки.

3.Источники развития педагогики:

4.Характеристика основных педагогических понятий.

5.Система педагогических наук, связи педагогики с другими науками.

6.Педагогическая наука и педагогическая практика.

1.Становление педагогики как науки, ее сущность, объект, предмет, функции.

Существование общества, его развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.

Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании человека на всех этапах его личностного и профессионального развития.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и вне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилась и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка – обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика.

Например: «Век живи- век учись», «Повторение – мать учения», «Корень учения горек, да плод сладок».

Вначале педагогические знания являлись элементом философии, их развивали крупные древнегреческие мыслители Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, в трудах которых отражены идеи и положения, Связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Становление педагогики как самостоятельной научной дисциплины относят к XVII в. и связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы. Многие высказанные Я. А. Коменским идеи не утратили свою актуальность, научное значение до настоящего времени. Предложенные им принципы, методы, формы обучения вошли в золотой фонд педагогической теории.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предмет области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?». Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Функции педагогической науки .

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает.

Функции педагогической науки: теоретическая, прогностическая и практическая.

Теоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы. Педагогическая наука анализирует, обобщает, интерпретирует и оценивает педагогический опыт.

Практическая функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами; внедряются результаты педагогических исследований в практику.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся).

Единство функций педагогики обеспечивает управление функционированием и управление развитием педагогического процесса.

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Та­кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети­ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа­ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле­ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения 1 .

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи

1 Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят из­менения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому не­обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект - это область действительности, которую исследует данная нау­ка. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является обра­зование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества и государства.

Предмет - это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе­мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, раз­вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабаты­вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образо­вании детей и взрослых.

Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи­тельности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче­скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предви­дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю­чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор­мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­турами. Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи­тательных учреждений.

Основными функциями педагогики являются:

Познавательная - изучение опыта, практики;

Диагностическая - изучение причин явлений, процессов;

Прогностическая - экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития;

Проективно-конструктивная - разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность;

Преобразовательная - внедрение достижений передового опыта в практику;

Интегрирующая - междисциплинарная и внутрипредметная;

Организационно-методическая - методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин;

Культурологическая - формирование педагогической культуры преподавателя.

Реализуя эти функции, педагогическая наука решает и задачу изучения личностных качеств людей, их воспитанности, способности к самосовершенствованию. Первостепенное внимание обращается на способности и возможности субъектов педагогического труда в воспитании и обучении, профессиональной подготовке будущих специалистов. Признание личностного, субъективного фактора в педагогической деятельности не умаляет роли педагогики как науки и не абсолютизирует понимание ее как искусства. И та, и другая стороны важны, так как они в совокупности дают в руки участникам педагогического процесса эффективные методы решения задач.

Педагогика учитывает не только специально организованные педагогические воздействия, но и то, что социальная среда постоянно влияет на человека, воспитывая, обучая и развивая его. Основными факторами социально-педагогического влияния являются:

Государственное, политическое, экономическое, правовое устройство общества;

Деятельность государственных и муниципальных органов управления, их сотрудников;

Состояние законности и правопорядка, уровень культуры и жизни населения, его социальной защиты;

Социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности различных групп населения, деятельность их общностей;

Деятельность средств массовой коммуникации, культуры и искусства;

Семья, быт, досуг, уроки жизни и деятельности.

В настоящее время педагогическая наука учитывает определяющие тенденции образования, воспитания, обучения и развития: непрерывность, интегративность, стандартизацию и демократизацию. Непрерывность означает создание условий для воспитания и развития человека, его творческих способностей на протяжении всей жизни и деятельности. Интегративность предполагает усиление связи между различными влияниями в целях повышения качества педагогического формирования личности человека. Стандартизация требует учета цели и задач определенного уровня образования. Государственный стандарт устанавливает базовый уровень, обеспечивающий необходимый минимальный уровень квалификации специа листа, упорядочивает нормативно-правовые аспекты подготовки кадров, расширяет их профессиональный профиль, повышает эффективность контроля за деятельностью учебных заведений. Демократизация утверждает равное право граждан на получение образования, участие в самоуправлении, а также гуманность отношений между людьми. Основными задачами педагогики являются:

Разработка философско-методологических проблем, социальных и конкретно-педагогических целей, закономерностей и технологий образования, обучения, воспитания и развития;

Изучение и обобщение практики, опыта деятельности, прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов работы с людьми;

Определение перспектив разностороннего развития личности в педагогическом процессе;

Обоснование путей и средств дифференциации и индивидуализации педагогического труда на основе единства обучения, воспитания и развития человека, подготовка его к социально-полезной деятельности;

Разработка методологических проблем и методов педагогических исследований;

Поиск оптимальных путей развития научного мировоззрения, духовной культуры, гражданской зрелости человека;

Разработка фундаментальной основы общего и профессионального образования, его содержания, новых тематических планов и учебных программ, учебников, дидактических материалов, методов, форм и средств воспитания и обучения;

Исследование эффективности способов активизации и оптимизации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников;

Обоснование условий повышения эффективности самосовершенствования: разработка социально-педагогических проблем этого процесса;

Построение системы непрерывного образования человека на различных ступенях его жизни и деятельности;

Исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации субъектов педагогического труда, различных должностных лиц, руководителей, родителей, чья деятельность связана с педагогическими воздействиями на людей: обобщение и распространение педагогического опыта и инновационных процессов в интересах удовлетворения потребностей педагогической теории и практики, подготовка кадров социальных педагогов для работы вне образовательных учреждений, в гуще общественной жизни;

Изучение исторического пути развития педагогики, выявление ценного и поучительного на сегодняшний день: анализ идей, содержания и лучшего опыта в системах образования за рубежом, особенно в развитых странах, участие в международных педагогических проектах, что может способствовать улучшению подготовки специалистов в России.

Решение всех этих задач подчинено общей цели: повысить качество подготовки студентов8 и профессионалов в различных ведомствах, стране в целом, людей педагогически компетентных, способных использовать данные педагогики в своей деятельности.

Систематические опросы студентов, должностных лиц, повышающих свою профессиональную квалификацию в вузах, показали выраженные тенденции роста их заинтересованности в изучении педагогической науки.

В среднем до 70% опрошенных оценивают педагогику как профессионально, жизненно значимую дисциплину, которую нужно «знать, понимать и уметь применить в практической работе». Хуже дело обстоит там, где систематический курс педагогики недостаточно емкий и специалисты довольствуются, по существу, эпизодическими (часто на бытовом уровне) сведениями педагогического характера.

Как показывает опыт профессиональной деятельности специалистов, педагогическая подготовленность - одно из непременных условий эффективности работы с людьми. Поэтому основательное изучение педагогики - одна из важнейших задач, требующая первоочередного решения во всех видах образовательных учреждений, а также в процессе самосовершенствования каждого субъекта педагогической деятельности.

1.2. История педагогики и ее научные школы

История развития педагогики в европейских странах и США

В истории педагогической мысли много идей, сохраняющих большую научную ценность до наших дней. По этой причине очень важно изучить и учесть опыт работы различных уровней школы прошлого, с тем чтобы, опираясь на него, избежать „существенных просчетов в развитии современной системы образования, избрать и реализовать наиболее рациональный путь его совершенствования.

Термин «педагогика» происходит от греческого «пайдагогике», что в буквальном переводе означает детовождение. Эту функцию в Древней Греции исполняли рабы, приставленные к молодым людям из аристократических семей. Позже рассматриваемый термин закрепился за всеми, кто связан с воспитанием и обучением людей, а потом стал обозначать и собственно педагогическую науку.

Педагогика XVII в. Исследователи истории педагогики и образования, педагогических идей (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.)9 полагают, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знаний в начале XVII в. после опубликования английским философом Френсисом Бэконом (1561-1626) трактата «О достоинстве и увеличении наук». В этом труде он классифицировал науки и среди них выделил педагогику, которую определял как «руководство чтением». Однако собственно наукой педагогика стала считаться благодаря трудам великого чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670)10 - и прежде всего его основополагающей работе «Великая дидактика», в которой он разработал ключевые вопросы теории и практики работы с детьми: идею всеобщего обучения в системе взаимосвязанных ступеней (материнской, элементарной школы, гимназии и академии), классно-урочную систему; ведущие принципы дидактики (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посиль-ность); требования, предъявляемые к учебной литературе и к качествам личности педагога.

Дидактические идеи Коменского были прогрессивными (они живы и сейчас), а потому и плодотворными в ряде стран Европы, но они не могли сразу преодолеть традиций средневековой школы, ее авторитарности, отрыва от жизни, догматизма, пассивности обучаемых. Вместе с тем развитие капиталистических производственных отношений вызвало необходимость создания новых концепций воспитания и обучения подрастающего поколения. Коренными вопросами стали: связь обучения с жизнью, искоренение догматизма и деспотизма в воспитании, развитие активности детей.

Педагогика XVIII в. Активным деятелем в борьбе за просвещение народа, свободное развитие каждого человека вошел в историю французский философ и педагог Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он развил концепцию Коменского, которая включала в себя идеи о связи воспитания и обучения с жизнью ребенка, об изучении природы детей и развитии их творческих сил, о подготовке к труду как естественному предназначению каждого человека. Хотя Руссо не разработал целостной теории воспитания и обучения, его идеи оказали на современников сильное влияние.

Английский педагог Джон Локк (1632-1704) в своем труде «Мысли о воспитании», уделяя внимание психологическим основам воспитания, отрицал врожденность качеств личности ребенка, уподоблял его «чистой доске», на которой можно писать что угодно, подчеркивая тем самым большую силу воспитания.

Педагогика XIX в. Дальнейшее развитие и практическое воплощение педагогические идеи получили в трудах швейцарского педагога-демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827)11. Высшую цель воспитания он видел в пробуждении дремлющих сил народа, развитии в нем уверенности в них. Для решения этой задачи предлагалось три средства: культура сердца, развитие ума, заключающееся в расширении круга наблюдений и их анализе, нравственное развитие. Цель воспитания и обучения - в развитии всех сил и способностей человека, в воспитании трудолюбия с учетом психологии обучаемого. Основой всякого познания Песталоцци считал наглядность, определяя ее высшим принципом обучения.

Предмет педагогики.

Общие основы педагогики Педагогика как наука

Педагогика - одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность - существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики - неформальное образование.

Методология педагогики- система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Педагогическая наука , как и другие науки, имеет следующие функции (задачи): объяснительную, преобразовательную, прогностическую.

Объяснительная функция состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания. Иначе говоря, основная задача педагогики - открывать новое, до этого неизвестное знание. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции - все это дают фундаментальные педагогические исследования.

Преобразовательная функция , прикладная, практическая: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть пооперационные описания процессов воспитания/обучения, рассчитанных на получение заданного результата. Как в физике открытие закона ведет к изобретению машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения, учебных средств, учебников. Выполняя эти задачи, педагогика носит нормативный, регулятивный характер.

Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Открытие программированного обучения, создание ЭВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной или вообще отомрет: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах. Возникла даже отрасль науки о предвидении развития ПС - педагогическая футурология.

Результатами педагогического исследования являются теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они бывают представлены в разных формах: докладах, статьях, книгах, учебных пособиях, обучающих программах и пр.