Глумова С.Н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя школа» посёлок Вейделевка Белгородской области
В самом общем виде, не вдаваясь в проблемы лингвистики, психологии и методики, я бы ответила так: современный урок русского языка - это, во-первых, не один урок, а система уроков. Даже самый прекрасный, зрелищный открытый урок, который продемонстрировал учитель, все равно не позволяет оценить место этого урока в системе работы по изучению конкретного предмета в конкретном классе, подчеркиваю - в конкретном классе. А если это система уроков, то их последовательность должна быть обусловлена четкой научной логикой, чтобы не по желанию учителя, завуча или методиста изучалась та или иная тема, отбирались те или иные методы или формы организации урока, а эти темы, методы и формы были предусмотрены логикой самого курса, авторской логикой в первую очередь.
Во-вторых, современный урок русского языка ни в коем случае нельзя представить себе как урок, на котором ученики работают только фронтально: при стопроцентной фронтальной работе мы получаем (сами формируем) усредненного, безынициативного, пассивного ученика, работающего только по командам учителя: «Открой, прочитай, запиши, проверь» и т. д. Для реализации заявленных целей, достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку обязательны индивидуальная, парная, групповая работа. Именно эти формы организации урока должны превалировать над фронтальной работой (хотя отмечу, что фронтальная работа, безусловно, необходима, но не более чем в сорока процентах учебных занятий в течение учебного года).
В-третьих, обязательной составляющей современного урока русского языка является внимание к индивидуальным особенностям учащегося - уровню его развития, темпу работы, особенностям памяти и т. п. Только учитывая все психологические особенности ученика, учитель может отобрать и адресно направить конкретному ученику задание, упражнение или предложить такую форму их выполнения (индивидуальную, парную, групповую), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.
В-четвертых, современный урок русского языка в начальной школе - это и обязательное знакомство с темами, которые не предполагают отработки, то есть темами, расширяющими кругозор ученика, формирующими его мотивацию к изучению предмета, направленные на зону его ближайшего развития, прогнозирующими продолжение изучения русского языка в среднем звене школы.
В-пятых, это формирование интереса к изучению языка, на котором говорит ученик. Причем у разных детей этот интерес может быть сформирован на разных основаниях: одному интересно, какой частью речи является то или иное слово, другому - почему мы пишем так, а не иначе, третьему - какова история происхождения слова, четвертому - как составить текст, чтобы быть максимально точно понятым, и т. д. Следовательно, программа, учебник, по которому работает учитель, должны учитывать все перечисленные аспекты.
Однако позволю себе подняться на еще более высокую ступень обобщения, точнее, на предполагаемую мотивацию к изучению русского языка, которая в идеале должна быть сформирована у ученика начальной школы при изучении русского языка: «Я изучаю русский язык, потому что это язык моей страны, язык, на котором говорят не только мои родители и друзья, но и все, кто живет в России. Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нем выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой. Я бы хотел узнавать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей. Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность - это показатель моей культуры. Мне бы хотелось научиться так выражать свои мысли в устной или письменной форме, чтобы мой собеседник однозначно понял меня, чтобы моя речь, устная или письменная, свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек. И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками».
Думаю, что, если хотя бы какая-то часть подобной мотивации (а в идеале вся) в процессе изучения русского языка будет сформирована у учеников начальной школы, можно утверждать, что реализованы цели, сформулированные стандартом второго поколения.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
Тема: Большая буква в именах отчествах фамилиях людей кличках животных и географических названиях.
Цель : развивать умение писать слова с большой буквы имена отчества фамилии людей клички животных географические названия речь память учащихся. Воспитывать внимание, аккуратность, любовь к своей стране.
Оборудование: слайды, слова, лепестки разных цветов
Ход урока
- Организационный момент
Работа по карточкам, перфокартам
- Минутка чистописания: О ы Л м А и д
Назовите буквы. На какие две группы их разделим?
- Словарная работа
Послушайте загадки и напишите отгадки
Через поле напрямик
Скачет белый воротник
Посреди двора стоит копна
Спереди вилы сзади метла
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна
Проверка, обмен тетрадями
4 Подготовка к восприятию нового
(Слайд) - Владимир, Вера, Виктор
Прочитайте. Что их объединяет?
Сообщение темы урока (слайд)
Составьте из рассыпанных букв слова (слайд)
Сегодня мы с вами отправляемся в страну больших букв
5 Чтение стихотворения
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв- подруг.
Буква расти не сама захотела
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Послушайте стихотворение и вспомните какие вы знаете правила написания большой буквы в словах.
Чтение вывода (слайд)
6 Прочитайте слова в столбиках (слайд)
Что вы можете сказать о словах 1 столбика, 2столбика?
От каких имен образуются отчества людей?
Назовите пары слов.
Чтение вывода (слайд)
Отчества образуются от мужских имен и пишутся с большой буквы.
7 (Слайд) кошка, собака
Дайте клички кошке, собаке.
Вспомним и запишем в тетради названия и клички главных героев из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»
Запомни! Клички животных пишутся с большой буквы. (слайд)
8 Прочитайте стихотворение и найдите клички животных
Кошка Маришка,
котенок Тишка,
щенок Дружок,
цыпленок Пушок,
корова Буренка,
коза Найденка.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной.
9 Физминутка: я называю слова, если слово является именем собственным, вы руки поднимаете вверх, если не является именем собственным- приседаете.
10 (Слайды) герб нашего района, карта района, герб Белгородской области, герб страны.
11 Работа по учебнику (по группам)
12 Рефлексия (выбирают лепесток, соответствующий их настроению)
13 Итог урока
Какие слова мы учились писать?
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В самом общем виде, не вдаваясь в проблемы лингвистики, психологии и методики, я бы ответила так: современный урок русского языка - это, во-первых, не один урок, а система уроков. Даже самый прекрасный, зрелищный открытый урок, который продемонстрировал учитель, все равно не позволяет оценить место этого урока в системе работы по изучению конкретного предмета в конкретном классе, подчеркиваю - в конкретном классе. А если это система уроков, то их последовательность должна быть обусловлена четкой научной логикой, чтобы не по желанию учителя, завуча или методиста изучалась та или иная тема, отбирались те или иные методы или формы организации урока, а эти темы, методы и формы были предусмотрены логикой самого курса, авторской логикой в первую очередь.
Во-вторых, современный урок русского языка ни в коем случае нельзя представить себе как урок, на котором ученики работают только фронтально: при стопроцентной фронтальной работе мы получаем (сами формируем) усредненного, безынициативного, пассивного ученика, работающего только по командам учителя: «Открой, прочитай, запиши, проверь» и т. д. Для реализации заявленных целей, достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку обязательны индивидуальная, парная, групповая работа. Именно эти формы организации урока должны превалировать над фронтальной работой (хотя отмечу, что фронтальная работа, безусловно, необходима, но не более чем в сорока процентах учебных занятий в течение учебного года).
В-третьих, обязательной составляющей современного урока русского языка является внимание к индивидуальным особенностям учащегося - уровню его развития, темпу работы, особенностям памяти и т. п. Только учитывая все психологические особенности ученика, учитель может отобрать и адресно направить конкретному ученику задание, упражнение или предложить такую форму их выполнения (индивидуальную, парную, групповую), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.
В-четвертых, современный урок русского языка в начальной школе - это и обязательное знакомство с темами, которые не предполагают отработки, то есть темами, расширяющими кругозор ученика, формирующими его мотивацию к изучению предмета, направленные на зону его ближайшего развития, прогнозирующими продолжение изучения русского языка в среднем звене школы.
В-пятых, это формирование интереса к изучению языка, на котором говорит ученик. Причем у разных детей этот интерес может быть сформирован на разных основаниях: одному интересно, какой частью речи является то или иное слово, другому - почему мы пишем так, а не иначе, третьему - какова история происхождения слова, четвертому - как составить текст, чтобы быть максимально точно понятым, и т. д. Следовательно, программа, учебник, по которому работает учитель, должны учитывать все перечисленные аспекты.
Однако позволю себе подняться на еще более высокую ступень обобщения, точнее, на предполагаемую мотивацию к изучению русского языка, которая в идеале должна быть сформирована у ученика начальной школы при изучении русского языка: «Я изучаю русский язык, потому что это язык моей страны, язык, на котором говорят не только мои родители и друзья, но и все, кто живет в России. Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нем выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой. Я бы хотел узнавать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей. Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность - это показатель моей культуры. Мне бы хотелось научиться так выражать свои мысли в устной или письменной форме, чтобы мой собеседник однозначно понял меня, чтобы моя речь, устная или письменная, свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек. И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками».
Думаю, что, если хотя бы какая-то часть подобной мотивации (а в идеале вся) в процессе изучения русского языка будет сформирована у учеников начальной школы, можно утверждать, что реализованы цели, сформулированные стандартом второго поколения.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
Тема: Большая буква в именах отчествах фамилиях людей кличках животных и географических названиях.
Цель : развивать умение писать слова с большой буквы имена отчества фамилии людей клички животных географические названия речь память учащихся. Воспитывать внимание, аккуратность, любовь к своей стране.
Оборудование: слайды, слова, лепестки разных цветов
Ход урока
Организационный момент
Работа по карточкам, перфокартам
Минутка чистописания: О ы Л м А и д
Назовите буквы. На какие две группы их разделим?
Словарная работа
Послушайте загадки и напишите отгадки
Через поле напрямик
Скачет белый воротник
Посреди двора стоит копна
Спереди вилы сзади метла
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна
Проверка, обмен тетрадями
4 Подготовка к восприятию нового
(Слайд) - Владимир, Вера, Виктор
Прочитайте. Что их объединяет?
Сообщение темы урока (слайд)
Составьте из рассыпанных букв слова (слайд)
Сегодня мы с вами отправляемся в страну больших букв
5 Чтение стихотворения
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв- подруг.
Буква расти не сама захотела
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Послушайте стихотворение и вспомните какие вы знаете правила написания большой буквы в словах.
Чтение вывода (слайд)
6 Прочитайте слова в столбиках (слайд)
Что вы можете сказать о словах 1 столбика, 2столбика?
От каких имен образуются отчества людей?
Назовите пары слов.
Чтение вывода (слайд)
Отчества образуются от мужских имен и пишутся с большой буквы.
7 (Слайд) кошка, собака
Дайте клички кошке, собаке.
Вспомним и запишем в тетради названия и клички главных героев из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»
Запомни! Клички животных пишутся с большой буквы. (слайд)
8 Прочитайте стихотворение и найдите клички животных
Кошка Маришка,
котенок Тишка,
щенок Дружок,
цыпленок Пушок,
корова Буренка,
коза Найденка.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной.
9 Физминутка: я называю слова, если слово является именем собственным, вы руки поднимаете вверх, если не является именем собственным- приседаете.
10 (Слайды) герб нашего района, карта района, герб Белгородской области, герб страны.
11 Работа по учебнику (по группам)
12 Рефлексия (выбирают лепесток, соответствующий их настроению)
13 Итог урока
Какие слова мы учились писать?
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глумова С.Н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя школа» посёлок Вейделевка Белгородской области
В самом общем виде, не вдаваясь в проблемы лингвистики, психологии и методики, я бы ответила так: современный урок русского языка - это, во-первых, не один урок, а система уроков. Даже самый прекрасный, зрелищный открытый урок, который продемонстрировал учитель, все равно не позволяет оценить место этого урока в системе работы по изучению конкретного предмета в конкретном классе, подчеркиваю - в конкретном классе. А если это система уроков, то их последовательность должна быть обусловлена четкой научной логикой, чтобы не по желанию учителя, завуча или методиста изучалась та или иная тема, отбирались те или иные методы или формы организации урока, а эти темы, методы и формы были предусмотрены логикой самого курса, авторской логикой в первую очередь.
Во-вторых, современный урок русского языка ни в коем случае нельзя представить себе как урок, на котором ученики работают только фронтально: при стопроцентной фронтальной работе мы получаем (сами формируем) усредненного, безынициативного, пассивного ученика, работающего только по командам учителя: «Открой, прочитай, запиши, проверь» и т. д. Для реализации заявленных целей, достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку обязательны индивидуальная, парная, групповая работа. Именно эти формы организации урока должны превалировать над фронтальной работой (хотя отмечу, что фронтальная работа, безусловно, необходима, но не более чем в сорока процентах учебных занятий в течение учебного года).
В-третьих, обязательной составляющей современного урока русского языка является внимание к индивидуальным особенностям учащегося - уровню его развития, темпу работы, особенностям памяти и т. п. Только учитывая все психологические особенности ученика, учитель может отобрать и адресно направить конкретному ученику задание, упражнение или предложить такую форму их выполнения (индивидуальную, парную, групповую), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.
В-четвертых, современный урок русского языка в начальной школе - это и обязательное знакомство с темами, которые не предполагают отработки, то есть темами, расширяющими кругозор ученика, формирующими его мотивацию к изучению предмета, направленные на зону его ближайшего развития, прогнозирующими продолжение изучения русского языка в среднем звене школы.
В-пятых, это формирование интереса к изучению языка, на котором говорит ученик. Причем у разных детей этот интерес может быть сформирован на разных основаниях: одному интересно, какой частью речи является то или иное слово, другому - почему мы пишем так, а не иначе, третьему - какова история происхождения слова, четвертому - как составить текст, чтобы быть максимально точно понятым, и т. д. Следовательно, программа, учебник, по которому работает учитель, должны учитывать все перечисленные аспекты.
Однако позволю себе подняться на еще более высокую ступень обобщения, точнее, на предполагаемую мотивацию к изучению русского языка, которая в идеале должна быть сформирована у ученика начальной школы при изучении русского языка: «Я изучаю русский язык, потому что это язык моей страны, язык, на котором говорят не только мои родители и друзья, но и все, кто живет в России. Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нем выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой. Я бы хотел узнавать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей. Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность - это показатель моей культуры. Мне бы хотелось научиться так выражать свои мысли в устной или письменной форме, чтобы мой собеседник однозначно понял меня, чтобы моя речь, устная или письменная, свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек. И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками».
Думаю, что, если хотя бы какая-то часть подобной мотивации (а в идеале вся) в процессе изучения русского языка будет сформирована у учеников начальной школы, можно утверждать, что реализованы цели, сформулированные стандартом второго поколения.
^ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
Тема: Большая буква в именах отчествах фамилиях людей кличках животных и географических названиях.
Цель: развивать умение писать слова с большой буквы имена отчества фамилии людей клички животных географические названия речь память учащихся. Воспитывать внимание, аккуратность, любовь к своей стране.
Оборудование: слайды, слова, лепестки разных цветов
^ Ход урока
Организационный момент
Работа по карточкам, перфокартам
Минутка чистописания: О ы Л м А и д
Назовите буквы. На какие две группы их разделим?
Словарная работа
Послушайте загадки и напишите отгадки
Через поле напрямик
Скачет белый воротник
Посреди двора стоит копна
Спереди вилы сзади метла
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна
Проверка, обмен тетрадями
4 Подготовка к восприятию нового
(Слайд) - Владимир, Вера, Виктор
Прочитайте. Что их объединяет?
Сообщение темы урока (слайд)
Составьте из рассыпанных букв слова (слайд)
Сегодня мы с вами отправляемся в страну больших букв
5 Чтение стихотворения
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв- подруг.
Буква расти не сама захотела
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Послушайте стихотворение и вспомните какие вы знаете правила написания большой буквы в словах.
Чтение вывода (слайд)
6 Прочитайте слова в столбиках (слайд)
Что вы можете сказать о словах 1 столбика, 2столбика?
От каких имен образуются отчества людей?
Назовите пары слов.
Чтение вывода (слайд)
Отчества образуются от мужских имен и пишутся с большой буквы.
7 (Слайд) кошка, собака
Дайте клички кошке, собаке.
Вспомним и запишем в тетради названия и клички главных героев из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»
Запомни! Клички животных пишутся с большой буквы. (слайд)
8 Прочитайте стихотворение и найдите клички животных
Кошка Маришка,
котенок Тишка,
щенок Дружок,
цыпленок Пушок,
корова Буренка,
коза Найденка.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной.
9 Физминутка: я называю слова, если слово является именем собственным, вы руки поднимаете вверх, если не является именем собственным- приседаете.
10 (Слайды) герб нашего района, карта района, герб Белгородской области, герб страны.
11 Работа по учебнику (по группам)
12 Рефлексия (выбирают лепесток, соответствующий их настроению)
13 Итог урока
Какие слова мы учились писать?
Главная > УрокМуниципальное общеобразовательное учреждение
«Баткатская общеобразовательная средняя школа»
«Современный урок русского языка в начальной школе»
Выполнила учитель
Бондарюк В. Ф.
«Современный урок русского языка в начальной школе» В настоящее время в системе образования актуальны проблемы повышения творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе, поиска способов стимулирования общеинтеллектуального развития учащихся и повышения качества их знаний по конкретным учебным дисциплинам, в том числе по русскому языку. Методика обучения средствами субъективизации, нацеленная на решение этих вопросов, предназначена для использования в традиционной системе обучения и усиления её развивающей направленности. Под субъективизацией понимается качественно новый уровень организации учебного процесса, предусматривающий прямое и непосредственное участие школьника в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока русского языка. В качестве основных средствсубъективизации выступают (слайд №2): 1.Систематическое использование антиципации на всех структурных этапах урока. 2.Применение системы специально разработанных логических упражнений, предполагающих активную интеллектуальную деятельность школьников. 3.Интенсивное использование устной речи учащихся. Реализация указанных методических средств обеспечивается новациями в содержании учебной деятельности школьников. Изменения в содержании можно назвать обогащением учебного материала, предусмотренного в используемой учебной программе. Изменения в содержании обучения касаются его нескольких направлений (слайд №3). Первое направление -работа с терминами, с лексическими значениями словарных слов как с понятиями. Элемент новизны по сравнению с традиционной системой заключается в том, что школьники овладевают содержанием соответствующих терминов и слов более глубоко и осмысленно за счёт практически самостоятельного (под общим руководством учителя) прохождения пути формирования того или иного понятия, включая формулирование его определения. Второе направление -введение в процесс обучения лексико-орфографических упражнений нового типа для которых характерны специфический подбор, необычная компоновка языкового материала и нетрадиционная постановка заданий, обеспечивающих разностороннее воздействие на интеллект учащихся. С помощью каждого из этих упражнений одновременно развиваются внимание, память, мышление, устная речь школьников. Третье направление – новый подход к выполнению текстовых упражнений. В соответствии с принципами данной методики в ходе работы с текстовыми упражнениями требуется соблюдение ряда условий: а) все тексты должны иметь воспитывающе-познавательный характер; б) текст предъявляется учащимся в незавершённом виде без сформулированного к нему задания; в) работа с текстом завершается выполнением школьниками дополнительных заданий поискового характера относящихся к разным разделам русского языка. Более значительные изменения предусматриваются в организации процесс обучения русскому языку.Они связаны с введением нового этапа урока- мобилизующего, существенным изменением методики проведения каждого структурного этапа урока, реализацией новых принципов проведения уроков русского языка, используемых на ряду с общепринятыми. К их числу относятся(слайд №4):- Принцип опережающего отражения в сознании учащегося содержания и видов предстоящей ему учебной деятельности, который заключается в постепенно увеличивающейся роли школьников в планировании, организации и проведении урока русского языка. Школьники прогнозируют и словесно формулируют тему и дидактическую цель урока, содержание работы на минутке чистописания, определяют тему словарной работы, составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям и т.д., т.е. становятся активными и сознательными участниками учебной деятельности. Принцип комплексного воздействия на интеллект ребёнка, предполагающий, что учитель использует в учебно-воспитательной работе такие методы и приёмы, подобранные и составленные им упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируется лингвистические знания, умения, навыки и одновременно вырабатываются и совершенствуются интеллектуальные качества. Набор их может быть различен, но включает не менее четырёх качеств одновременно(например, развитие речевых способностей, словесно –логического мышления, устойчивости и распределения внимания, долговременной памяти). Принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа школьника, реализация
- Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной строгости и требовательности к учащимся с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения; возможность свободного высказывания учащегося на уроке по изучаемой теме; обеспечение должного внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, ответам одноклассников, уважительное отношение к другим учащимся.
- определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и её элементов.
Цель: формировать умение обосновывать написание слов, распознавать орфограммы; развивать внимание и память; обогащать речь учеников; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: конверт с письмом; рисунок медведя с вопросами; лесные тетради; грибочки; зернышки со словами; корзина с яблоками с домашним заданием; проектор.
План работы.
1. Организационный момент.
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
2. Сообщение цели урока.
Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его прочитаю.
(учитель читает)
“ Здравствуйте ребята!
Я принимаю вас в лесную школу.
Помогите мне повторить со зверятами тему урока.
С уважением …”
3. Повторение пройденного материала.
1. К какой группе относятся данные буквы?
(гласные буквы).
2. Что вы знаете о гласных звуках?
(Они образуют слог. Могут быть ударными и безударными).
III. В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной?
IV. Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне?
(В безударном слоге корня нужно писать ту же гласную букву, которая написана в ударном слоге).
По мере ответов на вопросы учитель складывает на магнитной доске рисунок медведя.
Кто изображен на рисунке?
(медведь)
Рисунок 1.
Мишка косолапый
В школу к нам пришел,
Повторить с ребятами тему
Просит он.
Ребята, как вы думаете, какую тему мы будем повторять?
(Правописание безударных гласных)
Правильно. Тема нашего урока “ Правописание безударных гласных”. Отправляемся в “Лесную школу”
(Звучит грамзапись песни Шаинского “ Голубой вагон”
Рисунок 2.
– Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь – учитель очень строг.
Ребята, ученики этой школы тоже пишут в тетрадях, но не обычных, а в “лесных”. Они лежат у вас на партах (учеников на парте лежат тетради сделанные в виде осенних листочков).
Раскройте. Там, где нарисован на строке зеленый листик, напишите число, на следующей строке слова “ Классная работа”
4. Минутка чистописания.
Ребята, какие безударные гласные в корне надо проверять? (а, о, е, я, и)
Свяжем одной веревочкой эти буквы.
Давайте еще раз вспомним, как проверить безударную гласную в корне?
(Нужно ее поставить под ударение)
V. Тема урока.
Учитель есть. А где же ученики?
Отгадать должны вы сами. Я читаю загадки, а вы называете отгадку – название животного– ученика “ лесной школы”
Летом шубку серую,
А зимою белую
Носит попрыгайчик –
Боязливый зайчик … (зайчик)
Рисунок 3.
(На проекторе зайчик)
Зайчику нужно помочь выполнить задание. В тексте вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.
“ Широка стр… на м…я р…дная,
Много в ней л…сов, п…лей и рек!
Списать текст в свои “ лесные” тетради, подчеркнуть безударные гласные.
VI. Физкультминутка.
VII. Работа с деформированным предложением.
Бежал зверек и рассыпал зернышки. Соберем их, составим предложения и узнаем, кто еще учится в лесной школе.
Живут, в корнях, мышки, деревьев
(Мышки живут в корнях деревьев)
Мышь, грибами, и, лесная, плодами, питается,
(Лесная мышь питается семенами, плодами и грибами)
О ком говорится в первом предложении?
О ком говорится во втором предложении?
Рисунок 4.
На проекторе – мышка.
Мышки тоже ученики нашей школы. Что поставили в конце предложения?
По цели высказывания эти предложения?
В словах поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные?
Физкультминутка.
Отгадайте еще загадку, про ученика “ лесной школы”
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это … (еж).
Рисунок 5.
(На проекторе еж)
Лесной ученик принес вам грибочки. Особые грибочки! На каждом грибочке записано слово с пропущенной буквой. Называете слово, безударную гласную, проверочное слово.
Ч…сло ст…на р…ка м….чи гр….бы сл…ды с….ва п…нал
IX. Словарная работа.
Ребята, как называются слова с непроверяемой безударной гласной?
(словарные).
Мы с вами закончили изучать словарный блок “ Птицы”. Поэтому сейчас будет картинный диктант.
Рисунок 6. | Рисунок 7. |
Рисунок 8. | Рисунок 9. |
На проекторе появляются ворона, воробей, сорока, петух.
Самопроверка.
X. Проверка домашнего задания.
Мы закончили изучать словарный блок “ Птицы” И сегодня каждый из вас должен показать свою творческую работу по данным словарным словам. Данную работу вы выполняли в течении недели.
(Каждый ученик показывает свою работу).
XI. Итог урока.
Ребята, понравилось вам в “ лесной школе?”
Какую тему мы сегодня повторяли?
Как поверить безударную гласную в корне слова?
Медведь – учитель благодарит вас за помощь.
Мы встретимся в “лесной школе” с ним и его учениками зимой.
До встречи!
Рисунок 10
XII. Домашнее задание.
Ежик оставил вам сюрприз с заданием. На каждом яблоке записка с домашней работой. Съедите яблочко и выполните задание.
Вставьте попущенные буквы и допишите знаки препинания в конце предложений.
– Белка, где твой склад гр…бов
– По карманам у дубов
– Где д…мишко твой
– В с..сне
– А постель
– Постель на мне