Зигмунд Йен (Zigmund Yen). Биография


Автор - Олаф Штампф (Olaf Stampf)

Интервью с немецким космонавтом Зигмундом Йеном (Sigmund Jaehn), в котором он рассказывает об истории пилотируемой космонавтики, начавшейся 50 лет назад, о его собственном полете в космос, а также о полетах к отдаленным небесным телам.

Зигмунд Йен стал первым немцем, полетевшим в космос. В 1978 году тогдашний подполковник военно-воздушных сил ГДР в течение нескольких дней находился на орбите Земли на борту советской космической станции «Салют-6».

Spiegel: Господин Йен, 12 апреля 1961 года советский летчик-истребитель Юрий Гагарин стал первым человеком, покорившим космос. Вы лично с ним встречались?

Йен: Для этого я был слишком молод. Но в тот момент, когда он спустя семь лет после своего полета в космос трагически погиб, я учился совсем недалеко от этого места в военной академии советских военно-воздушных сил. Я был и на траурной церемонии в Москве. При этом я непосредственно мог наблюдать за тем, как люди часами стояли со слезами на глазах для того, чтобы с ним попрощаться. Это был настоящий траур, никакой пропаганды.

Относительно причин крушения самолета Гагарина до сих пор существуют легенды. Это был несчастный случай? Или он совершил самоубийство? Или это было убийство?

- Все это только слухи. Тот, кто никогда не сидел в кабине пилота истребителя МиГ-15 УТИ, тот пусть лучше помолчит. В качестве инструктора мне приходилось много летать на этом самолете, и я изучал причины похожих катастроф. Даже на большой скорости я мог на этом боевом реактивном истребителе перейти в сваливание с потока – особенно в облаках. Кроме того, после своего космического старта Гагарин почти не имел летной практики. Поэтому я присоединяюсь к тем, кто считает, что машина оказалась в нестабильном состоянии, и после этого уже было слишком мало времени для того, чтобы остановить падение.

- Первопроходческий подвиг Гагарина пробудил у вас мечту о том, чтобы самому полететь в космос?

Нет, до этого было еще очень далеко. Конечно, мы, летчики-истребители, радовались тому, что в космос полетели такие же боевые пилоты, как и мы. Но этим дело и ограничивалось.

- А как случилось, что вы в 1976 году были отобраны для прохождения подготовки в отряде космонавтов?

Это было покрыто тайной, и, на самом деле, все было строго секретно. Однажды утром меня вызывали к командующему ВВС. Я ничего не знал и только подумал: что же ты натворил? Помимо меня там было около десятка опытных пилотов, и каждый из нас прошел подготовку в советской военной академии. В конечном счете нам сказали, о чем идет речь. Я сразу же согласился. Четверо из нас были направлены в Звездный городок для прохождения курса подготовки космонавтов. Позднее мне стало известно, что этот список утвердил Хонеккер, и я там был под вторым номером.

- Как вам удалось в конечном итоге стать первым?

Последнее слово принадлежало русским, в конечном итоге мы собирались лететь на их космических кораблях. Я лучше всех прошел медицинские тесты, в том числе и испытания на центрифуге. В действительности на орбите я не страдал от космической болезни, которую многие космонавты испытывают в первые дни полета.

- Вам было страшно перед стартом?

Нет, если кто-то, будучи летчиком-истребителем, испытывает страх, то его дела плохи. Но это не было похоже на то, что я уже испытывал в самолете. В космическом корабле ты, скорее, являешься пассивным гостем и находишься во власти ракеты, а также техников на земле. Представьте себе, что вы сидите на коне, мощность которого составляет несколько миллионов лошадиных сил, и вдруг он пускается в галоп!

- Тем не менее вы взяли с собой в качестве талисмана песочного человечка – героя программ телевидения ГДР.

Да, это был мой талисман, и речь в данном случае шла об очень важном задании. Я должен был провести на орбите съемку для детской передачи. Песочный человечек для этих целей был даже облачен в специально сделанный для него скафандр. Однако в результате все пошло не так, как было запланировано.

- В чем было проблема?

У командира экипажа Владимира Коваленка была с собой кукла Маша. И мы тогда ради шутки решили устроить кукольную свадьбу. Всему помешало глупое решение. Телевидение ГДР просто не захотело представлять детям женатого песочного мужчину. Поэтому снятая нами пленка так и не была показана по телевидению.

- Что вас больше всего поразило в невесомости?

Вид Земли, северное сияние, хрупкая на вид атмосфера, быстро сменяющие друг друга восходы солнца – все эти картины навсегда запечатлены в моей памяти. Если смотреть из космоса, то становится ясно – наша планета не такая большая, и человек вполне способен ее уничтожить своей жаждой наживы.

- Как прошла посадка?

Незадолго до контакта с поверхностью командир хотел нажать на кнопку и отстрелить парашют. Однако он не смог этого сделать. А потом было уже поздно. Сильный ветер раздул парашют, нас стало носить по степи и мы несколько раз переворачивались. Самые сильные удары получил я, и после этого у меня стала болеть спина.

Одновременно ваш полет стал крупнейшим триумфом ГДР? Вот заголовок из газеты Neues Deutschland: «Первый немец в космосе – гражданин ГДР».

Я не хотел, чтобы из меня делали народного героя, это было мне неприятно. И это не мое дело – произносить торжественные речи. Находиться в центре всеобщего внимание было для меня сложнее, чем сам полет в космос. Но, тем не менее, я не хочу жаловаться. И сегодня я еще получаю письма от фанатов, просьбы об автографе или приглашения выступить с докладом. Моя жена постоянно ругает меня за то, что я отвечаю почти на каждое письмо.

В первые годы советы все время немного опережали американцев. Они первыми запустили на орбиту искусственный спутник, затем первого человека, и советский космонавт первым совершил выход в открытый космос. Почему американцы в конечном счете оказались первыми на Луне?

Многие не знают о том, что в шестидесятые годы русские начали работать над реализацией своей собственной лунной программы. Гагарину также удалось стать ее участником. Однако для первого испытательного полета лунного космического корабля «Союз» предпочтение было отдано его коллеге Владимиру Комарову. На орбите возникли проблемы, системы управления работали со сбоями, и миссия были прекращена, а при приземлении Комаров погиб. Эта катастрофа привела к задержке программы на 18 месяцев. Затем произошел отказ двигателей ракеты, подготовленной для полета на Луну – она просто не смогла подняться со стартовой площадки. Они проиграли эту гонку, и американцев они уже не могли догнать.

- Как вы оцениваете будущее российской космонавтики?

Российская космонавтика была не такой плохой, как ее представляли на Западе. Многие после переломных событий в этой стране полагали, что там уже все разрушено – только потому, что на Байконуре осталась только пара ржавых дверей. Однако ракеты «Союз» продолжают и сейчас взлетать четко по расписанию.

Сами американцы теперь вынуждены пользоваться русскими ракетами для того, чтобы полететь в космос. По завершении последнего полета шаттла только «Союзы» сохранят возможность доставки людей на Международную космическую станцию. Но это практически те же самые модели, которые использовались еще в 1960-е годы. Если ли какие-нибудь новые разработки?

Зачем нужно менять ракетоносители «Союз»? Нигде в мире нет более надежных ракет. Тем не менее российские инженеры работают в настоящее время над созданием нового космического корабля «Союз» для экипажа из шести человек. Он должен будет также использоваться для того, чтобы доставлять на орбиту богатых туристов. В таком случае они смогут провести свой отпуск на надувной орбитальной станции. Конечно, это смогут себе позволить только очень богатые люди – ведь даже в космосе теперь правит капитализм. На этом космическом корабле можно будет также доставлять людей на Луну.

- А на Марс?

Когда-нибудь мы совершенно точно полетим на Марс. Экипаж этого корабля вознесется к небу, выполняя опасную или даже безнадежную миссию, и он будет вооружен самыми последними достижениями человечества.

- Создадут ли люди когда-нибудь колонии в дальних мирах?

Я не разделяю мнения тех, кто считает, что человек когда-нибудь навсегда покинет Землю и отправится в космос. Эволюция связала нас с Землей. Я предпочитаю путешествовать по лесам Фогтланда, а не плавать вечно по узким переходам космического корабля.

Летчик-космонавт ГДР подполковник Зигмунд Йен

Подполковник Зигмунд Йен родился 13 февраля 1937 года в Раутенкранце, небольшом местечке вблизи Клингенталя в Фогтланде. Его отец работал на лесопильне. Мать была швеей-надомницей, временами работала в лесном хозяйстве, поддерживая семью.

В обстановке трудностей и нужды рабочей семьи того времени, окруженный заботой и любовью простых и трудолюбивых родителей Зигмунд Йен вырос талантливым юношей с разносторонними интересами. В нем рано развилось чувство принадлежности к рабочему классу.

Получив лучший аттестат среди окончивших тогдашнюю восьмилетнюю школу, Зигмунд Йен в 1951 году начал учиться на печатника. Опыт, приобретенный им в детстве и юности, марксистско-ленинские знания, полученные им в эти годы, определили его позицию в отношении государства рабочих и крестьян. Поэтому 18-летний юноша перед лицом растущей в те годы политической и военной угрозы ГДР со стороны реакционных сил ФРГ решил поступить на службу в вооруженные органы Германской Демократической Республики. Его целью было стать кадровым офицером. В Национальной народной армии ГДР Зигмунд Йен смог осуществить свою мечту: он стал летчиком-истребителем.

В высшей офицерской школе ПВО Военно-воздушных сил ГДР имени Франца Меринга Зигмунд Йен считался одним из образцовых слушателей.

Хорошие черты характера, сильная воля, целеустремленные и решительные действия, быстрая реакция в неожиданных ситуациях были определяющими для оценок, которые слушатель получал от своих преподавателей и командиров.

Служа в качестве летчика-истребителя в одном из подразделений ВВС, молодой офицер все свои усилия отдавал мастерскому овладению современным оружием. Его открытое, товарищеское поведение, его богатые политические и военные знания и его готовность в любой момент выполнить свой долг обеспечили ему уважение в коллективе летчиков-истребителей. В боевой подготовке, в технике пилотирования, в стрельбе по воздушным и наземным целям Зигмунд Йен был одним из лучших в своем полку.

Становление личности Зигмунда Йена как члена партии рабочего класса и как офицера, его твердая классовая позиция и его качества командира были решающими, когда на него пал выбор для откомандирования в советскую военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина. В этом богатом традициями военном учебном заведении он в 1966-1970 годах получил новейшие познания из области советской военной науки. В академии подполковник Йен был назначен командиром учебной группы. По всем основным предметам он окончил учебу с оценкой «отлично».

Впоследствии он снова занимал ответственные должности в ВВС Национальной народной армии ГДР. В кратчайший срок он опять достиг летного мастерства высшего класса. Особых успехов добился подполковник Йен в разработке и практической проверке новых элементов в подготовке летчиков-истребителей и боевом применении истребительной авиации. За выдающиеся достижения ему было присвоено звание «Заслуженный военный летчик ГДР».

Подполковник Зигмунд Йен женат. Его жена Эрика по профессии слесарь и имеет специальность чертежника. В ее лице Зигмунд нашел верную спутницу жизни, твердо поддерживающую его во всех ситуациях. С 20 лет она член СЕПГ. В семье Йен двое детей. Старшая дочь Марина, 1958 года рождения, секретарь-машинистка, а младшая дочь Грит, 1966 года рождения, учится в школе.

К любимым занятиям Зигмунда Йена в свободное время относится чтение. Страстный охотник подполковник Йен находит разрядку в работе в охотничьем обществе. На природе он отдыхает и черпает новые силы для дальнейшего повышения своих физических и психических способностей.

В Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в СССР подполковник Зигмунд Йен получил обширные научно-технические знания и приобрел во время совместных интенсивных тренировок с советскими космонавтами необходимые практические навыки для успешного выполнения своего ответственного задания.

40 лет назад первым из немцев в космосе побывал Зигмунд Йен — 90-й в списке всех летавших в космос, а также первый и единственный космонавт из ГДР.

Маленьким глоточком водки отметил свое благополучное прибытие на борт советской орбитальной научной станции «Салют-6» первый немец в космосе Зигмунд Вернер Пауль Йен.

Каким образом очутился горячительный напиток в пакетике с надписью «Сок», история умалчивает, однако Зигмунд Йен часто и с удовольствием вспоминает о той исторической встрече на орбите. Водка в космосе? Да, видимо, не педантами были русские, отправлявшие экипажи в космос, хотели сделать космонавтам приятное. «Да разве и повредит такое количество», — хитро улыбаясь, добавлял много лет спустя первый и единственный летчик-космонавт из ГДР, побывавший на околоземной орбите.

Первый немецкий космонавт

Запуск корабля «Союз-31», доставившего первого немецкого космонавта на орбиту, был произведен с космодрома «Байконур» 26 августа 1978 года в 14.51 UTC. Командиром корабля был Валерий Быковский, летавший еще на «Востоке» — в первом из летательных аппаратов этого типа совершил один виток вокруг Земли в 1961 году Юрий Гагарин. Спустя 20 лет Зигмунд Йен так вспоминал момент старта в интервью журналу Superillu:

«Голос руководителя полетом в наушниках прозвучал почти торжественно: „Подъем!“ Поначалу было похоже на отдаленную грозу. Глухой рокот приближался все быстрее и быстрее. Ракета начала вибрировать, как будто дрожала, стремясь как можно скорее оторваться от кратера вулкана под собой. Я, правда, ничего не видел из нашей капсулы на высоте 50 метров над землей, но очевидцы позднее рассказывали мне об этом уникальном зрелище. Как будто огнедышащий дракон, извергающий море пламени и дыма. Красные, желтые, синие, фиолетовые лучи вырывались из пяти ракетных двигателей. Фантастическая картина. У меня участился пульс. Но сердцебиение было не от страха — скорее от восторга. И то, что я увидел потом, было абсолютным блаженством: наша Земля, окутанная сияющей голубизной. Красота упоительная».


На орбитальной научной станции «Салют-6», где немецко-советскую экспедицию посещения принимали космонавты основного экипажа Владимир Коваленок и Александр Иванченков, Йен и Быковский провели неделю. За это время космонавт-исследователь из ГДР выполнил программу по 25 научным экспериментам из области наблюдений за Землей, медицины, биологии, материаловедения и геофизики. Планету гэдээровский космонавт фотографировал отечественным аппаратом — многозональная аэрофотокамера MKF-6M, изготовленная на предприятии «Карл Цейс» в Йене, входила в состав бортового оборудования.

Снимки не канули в бездну. Зигмунд Йен часто показывает их на больших экранах во время своих публичных докладов и лекций, неизменно подчеркивая, что ощущение от пребывания там наверху все равно не поддается описанию, сколько фотографий не показывай. «Сокровище, что хранится в голове, можно описать только приблизительно. Каждые 90 минут восход солнца. Это меняет человека», — рассказывал Зигмунд Йен во время своего выступления в Лейпцигском университете.

В общей сложности полет первого немецкого космонавта — предполетную подготовку Зигмунд Йен проходил полностью в «Звездном городке» и поэтому именовался «космонавтом», а не «астронавтом» — длился 7 суток 20 часов 49 минут 4 секунды. На борту станции «Салют-6» Йен совершил 124 витка и вернулся на Землю 3 сентября 1978 года на корабле «Союз-29». Посадка была не совсем мягкой. Сильный ветер протащил спускаемый аппарат с Быковским и Йеном по казахской степи — парашют не удалось отсоединить вовремя. Йен получил травму позвоночника. О травме, разумеется, деликатно умолчали. Гораздо важнее было, что первый немец в космосе — гражданин ГДР!

Зигмунд Йен — идол ГДР


Так у ГДР появился свой Гагарин. После полета Зигмунд Йен был награжден званиями Героя ГДР и Советского Союза, орденами и медалями, в его честь были названы школы и улицы, открыты музейные экспозиции.

Из рабочей семьи и с образцовой карьерой: вожак пионеров, замполит, военный летчик и, наконец, в сорок с небольшим, космонавт, Йен был кумиром восточных немцев и никогда не скрывал своего отношения к ГДР. «Мне было очень хорошо в ГДР, меня там продвигали, и мы могли путешествовать: в Венгрию, Румынию, Болгарию. Благодаря моей профессии у меня были привилегии», — скажет он много лет спустя в интервью еженедельнику Die Zeit. Впрочем, героем он себя никогда не считал. И свое назначение в космос комментирует с юмором. «У меня был весьма хороший русский, и на центрифуге я мог долго крутиться без тошноты. Даже после двух-трех стаканов водки». Йен охотно перемежает свои публичные выступления забавными историями.

Одна из них стала легендарной. В багаже у Йена во время его полета в космос была, наряду с портретом Хонеккера и томиками Гете и Маркса, фигурка Песочного человека, популярного во времена ГДР мультипликационного персонажа. На борту уже была кукла по имени Маша. И вот космонавты в знак дружбы между двумя странами в шутку «поженили» эти две игрушки. Архивные кадры этой импровизированной свадьбы вошли в немецкий фильм «Гуд-Бай, Ленин!», в котором Зигмунда Йена, который в условиях объединенной капиталистической Германии стал таксистом, играет очень похожий на него актер Штефан Вальц.

После воссоединения Германии гэдээровский идол действительно лишился всех привилегий. Более того, он оказался безработным — бундесвер не нашел применения для генерал-майора ВВС ГДР. Лишь благодаря ходатайству астронавта Ульфа Мербольда, земляка и второго немца в космосе, Йен начал сотрудничать с Немецким центром аэрокосмических исследований (DLR), а также Европейским космическим агентством (ESA). С 1993 по 2002 годы он курировал в «Звездном городке» под Москвой немецких и европейских астронавтов по программе совместных полетов на станцию «Мир».

Выйдя на пенсию, Йен поселился в Штраусберге в окрестностях Берлина. На родину, в Моргенрете-Раутенкранц неподалеку от Хемница, ездит регулярно на дачу. Несмотря на маленькую пенсию, своей нынешней жизнью доволен. Внуки, правда, «не знают, кто такой Маркс, — сказал он как-то в одном интервью, — но и я не знаю их капиталистических ученых-экономистов». Слетал бы он еще раз в космос? Ответ не заставил себя ждать: «Непременно!»

В 1958 году закончил училище и проходил службу в частях Военно-воздушных сил Национальной народной армии ГДР. В 1966 году был направлен на учебу в Военно-воздушную академию (ныне - имени Ю.А.Гагарина) в Москве.


Первый космонавт Германии. Родился 13 февраля 1937 года в поселке Раутенкранц в семье рабочего лесопильного завода и швеи-надомницы. Детские годы пришлись на период Второй мировой войны. В 1943 году пошел в школу в родном поселке Раутенкранц. В 1951 году закончил 8-й класс и пошел учиться печатному делу. На народном предприятии "Типография Фалькенштейн" в городе Клингенталь получил диплом печатника. В 1955 году по призыву Союза свободной немецкой молодежи вступил в Национальную народную армию ГДР и был зачислен курсантом Высшего офицерского училища ВВС и ПВО имени Франца Меринга. В 1958 году закончил училище и проходил службу в частях Военно-воздушных сил Национальной народной армии ГДР. В 1966 году был направлен на учебу в Военно-воздушную академию (ныне - имени Ю.А.Гагарина) в Москве. Закончил учебу в 1970 году и продолжил службу в качестве летчика-инспектора штаба Военно-воздушных сил Национальной народной армии ГДР. Постоянно совершенствовал свое летное мастерство, принимал участие в разработке и практических испытаниях новых элементов подготовки и применения истребительной авиации. В 1976 году был удостоен звания "Заслуженный военный летчик Германской Демократической Республики". Прекрасно зная русский язык, перевел на немецкий ряд произведений советской военной и общественно-политической литературы. В 1976 году вместе с другим немецким летчиком Eberhard KOELLNER был отобран для подготовки к полету в космос на советском космическом корабле по программе "Интеркосмос". В декабре того же года приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Прошел ускоренный курс подготовки к полетам на космических кораблях "Союз" и орбитальной станции "Салют-6". 26 августа 1978 года вместе с советским космонавтом Валерием Федоровичем БЫКОВСКИМ начал полет в космос в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз-31". В течение семи дней космонавты работали на борту орбитальной станции "Салют-6" вместе с членами основной экспедиции Владимиром Васильевичем КОВАЛЕНКОМ и Александром Сергеевичем ИВАНЧЕНКОВЫМ. 3 сентября 1978 года возвратился на Землю вместе с Валерием Федоровичем БЫКОВСКИМ на борту корабля "Союз-29". Продолжительность полета составила 7 дней 20 часов 49 минут 4 секунды. После полета возвратился на родину и продолжил службу в Национальной народной армии ГДР. С 1980 года по 1983 год являлся заместителем начальника управления ВВС ГДР. С 1983 года по 1990 год служил в одном из военных научно-исследовательских учреждений ГДР. После объединения двух Германий был отправлен в отставку и до 1993 года фактически находился не у дел. С 1993 года работает представителем Германского космического агентства в Европейском космическом агентстве. Занимается вопросами подготовки космонавтов для полетов в космос на американских и российских космических кораблях по программам Европейского космического агентства.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1978 года). Герой Германской Демократической Республики (Указ Государственного совета ГДР от 3 сентября 1978 года). Награжден советским орденом Ленина, немецким орденом Карла Маркса, другими немецкими орденами и медалями.

«Районка», №8, 2005

Таких вот берут в космонавты!

Интервью с первым немецким космонавтом Зигмундом Йеном

Биографическая справка

Зигмунд Йен. Родился в 1937 году в Моргенрёте- Раутенкранц (Южная Саксония) в семье рабочего лесопильного завода. После окончания профессионального училища приобретает специальность работника типографии. В 1955 году становится курсантом офицерской школы пилотов. В 1970-м успешно заканчивает советскую Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина в Монино. В 1976-м в рамках программы «Интеркосмос» отбирается в космонавты, а с 26 августа по 3 сентября 1978 года вместе с командиром корабля ветераном советской космонавтики Валерием Быковским осуществляет космический полет, длившийся около 8 суток.

В ГДР Зигмунд дослужился до генерал-майора, и после увольнения из армии в 1989 году стал работать представителем немецкого космического агентства ( DLR,) а потом и Европейского Космического Агентства ( ESA) в Российском Центре подготовки космонавтов.

Доктор наук. Герой Советского Союза. Кавалер ордена Ленина. Герой ГДР. Кавалер ордена Карла Маркса (ГДР). Почетный гражданин объединенного Берлина. Автор книги «Освоение космического пространства».

В сентябре 1978 года состоялся международный космический полет советского космонавта Валерия Быковского и гражданина бывшей ГДР Зигмунда Йена.

С тех пор прошло много лет. Нет больше СССР, нет и ГДР. Снесли Берлинскую стену, разделявшую Восток и Запад. Многое изменилось в жизни жителей Германии. В космосе уже побывал десяток немецких астронавтов. Но Зигмунд Йен навсегда останется Первым. Первым немцем, шагнувшим во Вселенную.

Сегодня Герой бывшей ГДР наслаждается заслуженным отдыхом на собственной вилле в Штраусберге, с супругой Эрикой воспитывает внуков, увлеченно занимается садоводством.

Тем не менее, интерес прессы к персоне немецкого космического пионера не иссякает. Новому его всплеску послужил выход на экраны культового немецкого фильма «Гуд бай, Ленин!», одним из персонажей которого является Зигмунд Йен, бывший космонавт, ныне таксист, которому предлагают занять пост Эриха Хонеккера.

Об этом фильме и о многом другом мы беседуем с господином Йеном в день его возвращения из Москвы, где он вместе со своими «звездными братьями» отмечал День космонавтики.

- Зигмунд, на старонемецком Ваше имя означает «хранитель победы». Значит, Вам на роду написано побеждать?

Наверное. Несколько раз мне повезло очень сильно. Впервые - когда из большого количества претендентов я был отобран в международный экипаж к Валерию Быковскому.

-Не испортились ли ваши отношения с Эберхардом Кельнером, когда на финишной прямой выяснилось, что полетит не он, а Вы?

С самого начала нам обоим было понятно, что для немецкого космонавта-исследователя в корабле есть только одно место, и что один из нас обязательно отсеется. Окончательное решение принимали не мы, а серьезная комиссия. Так вышло, что мне повезло больше. Мы с Эберхардом вместе учились в Монинской академии и регулярно общаемся на ежегодной встрече ее выпускников. У нас - очень теплые отношения.

- После Вашего приземления все средства массовой информации оптимистично сообщили, что международный экипаж, выполнив программу, успешно возвратился на Землю. И только много лет спустя стало известно, насколько «успешным» было это возвращение. Расскажите, что за ЧП произошло с кораблем при приземлении.

На самом деле никакого ЧП не было. Его придумали падкие на сенсации журналисты, которым всегда больше нравится когда что- то не ладится. У нас же просто получилась жесткая посадка. Дул сильный ветер, из-за чего парашют не позволил нам мягко лечь на землю и поднял вверх еще раз. После этого скачка спускаемый аппарат пару раз перевернулся и завалился на бок. Тем не менее, все это не выходило за рамки штатной ситуации.

- Ситуация была настолько штатной, что при медицинском обследовании выяснилось, что у Вас непорядок с позвоночником и наступила частичная утрата трудоспособности!

Все не так драматично. Я ведь после этого еще много летал на МиГ- 21, а у летчиков- истребителей рано или поздно начинаются проблемы с позвоночником. Это- наша профессиональная болезнь.

– В ГДР Вы являлись культовой фигурой. Сейчас этого нет. Тяжело было перестроиться?

Начнем с того, что я никогда не был культовой фигурой…

- Бросьте, Зигмунд! Вы не вылезали из президиумов, Вас бесконечно принимали в почетные пионеры и комсомольцы, Вы везде были свадебным генералом, давали различные интервью, Ваши портреты украшали обложки газет и журналов. Одним словом, Вы были самой настоящей VIP- персоной.

Ну да. Но это ведь не мой личный почет, а той номинальной фигуры в форме с Золотой звездой на кителе.

- Вы ее до сих пор носите?

По особо торжественным случаям. Несколько лет назад надевал ее на встречу с Президентом России Владимиром Путиным, когда он приезжал в Берлин.

- А как насчет узнавания на улице?

На Западе страны меня не знают, а вот на Востоке бывает и узнают, особенно женщины моего возраста. Порой просят автограф. До сих пор еще получаю письма, правда, больше от коллекционеров автографов, которые просят меня, чтобы я взял их у своих российских коллег- космонавтов.

- Как-то в одном интервью Вы признались, что выпивали на орбитальной станции «Салют- 6» вместе с Быковским, Коваленком и Иванченковым. Не могу не полюбопытствовать: как вам удалось пронести на борт спиртное?

В космический корабль нам положили несколько тюбиков с наклейками «Сок смородиновый», которые на самом деле были заполнены коньяком. Делалось это неофициально. Начальство особо не придиралось. Что может случиться от 200 граммов на четверых здоровых мужиков? Разве такой дозой напьешься? Одним словом, слегка подняли себе настроение в День металлурга.

-Знаю, что Вы любите советский кинематограф. Какой из наших фильмов является для Вас любимым? Небось, «Белое солнце пустыни», которое наши космонавты засмотрели до дыр?

Хороший фильм, не спорю. Но мне больше по душе «Летят журавли» и экранизация шолоховского «Тихого Дона».

-Кстати, о русской литературе, которую Вы читаете в подлиннике. Какую последнюю книгу наших писателей Вы держали в руках?

Роман Константина Симонова «Живые и мертвые».

-Сколько времени в году Вы проводите в России?

У меня в Звездном городке есть квартира. Раньше я проводил там большую часть своей жизни, изредка наведываясь в Германию. Сейчас бываю в России реже. Когда мне исполнилось 65, я решил, что пора уже и отдохнуть. Руководство заявило, что отпустит меня только в случае, если я найду себе достойную замену. И я нашел. Формально представителем Кельнского центра астронавтов ( European Space Agency) пока являюсь я, но основную работу делает Юрий Каргаполов.

-Расскажите о движении «Живой пояс планеты», в котором Вы приняли активное участие.

Идея этого проекта зародилась в Эвенкии, где я с другими космонавтами был в экологической экспедиции. Заключается она в отделении неприкосновенной части земли от эксплуатируемой и создании здоровых участков, которые со временем могут помочь выздороветь больным. Каждый из участников экспедиции пообещал на своих частных земельных участках не трогать определенный кусочек. У меня, например, имеется 1600 квадратных метров. Мы с моими домочадцами условно выделили из них две сотки под «живой пояс». Они являются маленьким заповедником, куда не ступает нога человека. Там, в Эвенкии имеются сказочные места, и их стоит охранять для будущих поколений Может, действительно так, по клочкам, и создадим "Живой пояс планеты". А для моего любимого хобби- садоводства- места на вилле вполне достаточно.

- В прессе я читала, что у Вас не менее двухсот пород деревьев. Мои коллеги не переврали цифру?

А Вы приезжайте на нашу дачу в Моргенрёте- Раутенкранц, сами увидите. Красота необыкновенная! У меня там одних елей- более десяти разновидностей и сосен столько же. А саженцы кедров я привез из того самого района, где когда-то упал Тунгусский метеорит.

Есть несколько разновидностей клена. А здесь, в Штраусберге, растет слива, вишня, черешня, пять сортов яблонь. Яблони- ваши землячки. Мне саженцы подарили на Украине. Одним словом, садоводство- моя страсть. Обожаю зарываться в землю.

-Вы живете на берегу озера и, говорят, моржуете.

Не моржую уже лет десять. Возраст не тот, и проблемы со спиной не позволяют. А вот при терпимой температуре утречком переплываю озеро пару раз.

- Вижу, весь Ваш дом увешан охотничьими трофеями. Одних рогов оленьих штук…

-…двадцать. Это -старые трофеи. Там, где я родился, водилось много оленей. Был в моей жизни период, когда, узнав из газет о моем хобби, люди часто меня приглашали на охоту. Я не раз ходил и на кабана. Но это, к радости моей супруги, уже позади.

-Почти полвека Вы женаты на одной и той же женщине. Не устали друг от друга?

В связи с этим я вспоминаю услышанный в Москве анекдот. Журналист спрашивает на золотой свадьбе у пожилого супруга: «Неужели за 50 лет вам ни разу не хотелось развестись с вашей женой?». - «Развестись- нет, а убить хотелось не раз».

А если серьезно, то раньше многие так жили, как мы с Эрикой. И это, я думаю, правильно. Нынче в моде легкомысленные отношения: сплошные бой-френды, смена партнеров, хоть это и можно еще понять. А вот нежелание вступать в брак и ответственно относиться к воспитанию и выращиванию детей пагубно сказывается на следующем поколении.

-Чем занимаются ваши дочери?

Старшая, Марина,- мать троих ребят, по профессии секретарь- делопроизводитель.

Младшая, Грит, работает анестезиологом. Медицинское образование она получила в Москве. У нее- двое детей. Таким образом, я- дед пяти внуков.

-Кто-нибудь из них в летчики подался?

Только самый старший, 27-летний Даниэль. Он- старший лейтенант авиации.

- Знаю, что Ваша супруга готовит для Вас русские блюда.

Эрика научилась в Звездном городке лепить пельмени и делать солянку. Это- мои любимые русские кушанья, и, когда мы ждем дорогих гостей, она всегда их готовит.

- Если позволите, Зигмунд, задам щекотливый вопрос: «Как вы относитесь к упрекам в свой адрес за то, что поддержали материально Эриха Хонеккера, оплатив ему поездку в Чили?

Я не оплачивал поездку, а принял участие в сборе средств, который проводил Комитет солидарности. А вообще, я всегда поступаю так, как считаю нужным. И мне обидно, что и Горбачев, и Ельцин бросили на произвол судьбы человека, посвятившего всю свою жизнь дружбе с СССР.

В газетах в то время писали, что у Хонеккера имеются счета в Швейцарском банке и парк из 24-х автомобилей. Какой бред! У него даже не было средств на поездку в Чили (он уже тогда был тяжело больным). Очень поддержали Эриха и ребята из Чили, получившие в ГДР высшее образование и ставшие со временем у себя в стране очень влиятельными чиновниками. На мой взгляд, Эрих Хонеккер был честным и очень порядочным человеком.

Чепуха! Всем понятно, что такая стена не могла бы вечно существовать. Она ушла в историю, и не стоит уже восстанавливать ни ее, ни ГДР. Я- человек военный и очень хорошо представляю, что было бы, если бы противоборствующие военные блоки продолжали вести друг против друга войну. От Германии бы ничего не осталось. Сейчас мы отошли от этой опасности. Так что, все, что ни делается- к лучшему.

А то, что многие жители новых земель «остальгируют», это понятно. Многие ведь ждали от объединения, что будут работать, как на Востоке, а жить, как на Западе: ездить на Мерседесах, а не на Трабантах, есть бананы, путешествовать по миру, как «весси» два раза в год. А вышло по- другому.

- Как Вы оцениваете фильм «Гуд бай, Ленин!», получивший приз на Берлинале и девять наград Национального киноконкурса?

На твердую четверку по русской шкале. Мне понравилось, что более или менее реально была показана ситуация на Востоке страны в первые годы объединения, когда «весси» брюзжали, что должны теперь из-за восточных земель нести финансовые убытки.

- Согласитесь, что брюзжат «весси» небезосновательно, ведь именно им приходится платить за воссоединение. 116 миллиардов евро в год, расходуемых федеральным правительством на поддержку «осси», это совсем немало.

Конечно, после того, как все сломано, надо строить новое. Подавляющая масса народа бывшей ГДР ликовала при получении марок ФРГ, не предполагая, что вскоре потеряет надежные рабочие места. Отсюда и тоска по прошлому, так хорошо показанная Вольфгангом Беккером в фильме «Гуд бай, Ленин!». Кстати, он очень хотел, чтобы я сам сыграл себя в фильме, прислал мне сценарий, но я отказался.

-Почему?

Во-первых, я не комедиант, а офицер. Во- вторых, мне не понравились фокусы с тем, что я, по сценарию, должен заменить Хонеккера на его посту. В- третьих, был не в восторге от придумки, что я работаю таксистом.

- А Вы, на самом деле, таксистом никогда не работали?

Да бог с Вами! Это- фантазия в чистом виде. В 89-м году, когда распустили армию ГДР, и весь командный состав оказался на улице, мне в очередной раз повезло: мои знания русского языка и контакты с командным составом Российского Центра подготовки космонавтов выручили. ФРГ как раз вела переговоры с Россией о полете в космос астронавта из ФРГ. Ко мне обратились из Кельнского центра космонавтики с просьбой поучаствовать и в этих переговорах, и в подготовке астронавта. Так я стал работать в Москве сначала для Немецкого центра воздушных и космических полетов ( DLR), а затем и для Европейского Космического Агентства ( ESA).

- Что Вы думаете об амбициозных планах американской администрации послать на Марс пилотируемую экспедицию, расходы на которую обойдутся США более чем в 200 миллиардов долларов.

Когда-то человек все равно окажется на Марсе. Безусловно, это- очень дорого, но дешевле, чем вести войну, например, в Ираке. Это- очень смелый проект, но долгосрочный, десятилетия на три. А вот полеты на Луну- весьма близкое будущее. Что касается Марса, то уверен, что у России имеются аналогичные проекты и не удивлюсь, если россияне окажутся на Марсе раньше американцев.

- Ну да, в России как раз пара сотен лишних миллиардов завалялась. И ей некуда их пристроить, окромя как в «воздухтрест». Перед тем, как марсиан навещать, недурно было бы пенсионеров накормить, чтобы те не рылись в мусорниках.

Россия, по людским и природным ресурсам является самой богатой страной мира. Просто ей надо жестче контролировать своих миллиардеров, держащих капиталы в заграничных банках. Если истинные доходы скрываются, налоги не платятся, откуда брать деньги на приличные пенсии?

-Кстати, о пенсиях. Вы, Зигмунд, получаете генерал- майорскую?

Как бы не так! Поскольку мы не считаемся офицерами Бундесвера, то даже сравниться не можем с ними в пенсионном плане. Я, правда, в отличие от моих коллег, не бедствую. Нормальный материальный уровень поддерживаю благодаря тому, что все годы проработал в России.

Я вообще люблю русских людей, русскую культуру. Горжусь тем, что получил в России академическое образование, сотрудничал с российскими «звездными братьями» и сейчас поддерживаю с ними дружеские отношения.

А российским иммигрантам хочу посоветовать: как бы вам ни было хорошо на чужбине, никогда не говорите плохо о своей земле. Любите свою родину, не забывайте ее. Она того стоит.