Андрей платонович платонов котлован краткое содержание. Андрей Платонов, "Котлован": анализ

Котлован

В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда.

Вощев взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге - в природе было такое положение. Вощев не знал, куда его влечет, и облокотился в конце города на низкую ограду одной усадьбы, в которой приучали бессемейных детей к труду и пользе. Дальше город прекращался - там была лишь пивная для отходников и низкооплачиваемых категорий, стоявшая, как учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на нем одно среди светлой погоды. Вощев добрел до пивной и вошел туда на искренние человеческие голоса. Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и Вощеву стало глуше и легче среди них. Он присутствовал в пивной до вечера, пока не зашумел ветер меняющейся погоды; тогда Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре - оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Где-то, наверно в саду совторгслужащих, томился духовой оркестр: однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак. Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями.

Эй, пищевой! - раздалось в уже смолкшем заведении. - Дай нам пару кружечек - в полость налить!

Вощев давно обнаружил, что люди в пивную всегда приходили парами, как женихи и невесты, а иногда целыми дружными свадьбами.

Пищевой служащий на этот раз пива не подал, и двое пришедших кровельщиков вытерли фартуками жаждущие рты.

Тебе, бюрократ, рабочий человек одним пальцем должен приказывать, а ты гордишься!

Но пищевой берег свои силы от служебного износа для личной жизни и не вступал в разногласия.

Учреждение, граждане, закрыто. Займитесь чем-нибудь на своей квартире.

Кровельщики взяли с блюдечка в рот по соленой сушке и вышли прочь. Вощев остался один в пивной.

Гражданин! Вы требовали только одну кружку, а сидите здесь бессрочно! Вы платили за напиток, а не за помещение!

Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь. Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд, но в городе уже были потушены огни, и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином. Вощев спустился по крошкам земли в овраг и лег там животом вниз, чтобы уснуть и расстаться с собою. Но для сна нужен был покой ума, доверчивость его к жизни, прощение прожитого горя, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется? Из неизвестного места подул ветер, чтобы люди не задохнулись, и слабым голосом сомнения дала знать о своей службе пригородная собака.

Скучно собаке, она живет благодаря одному рождению, как и я.

Тело Вощева побледнело от усталости, он почувствовал холод на веках и закрыл ими теплые глаза.

Пивник уже освежал свое заведение, уже волновались кругом ветры и травы от солнца, когда Вощев с сожалением открыл налившиеся влажной силой глаза. Ему снова предстояло жить и питаться, поэтому он пошел в завком - защищать свой ненужный труд.

Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства, - сказали в завкоме. - О чем ты думал, товарищ Вощев?

О плане жизни.

Завод работает по готовому плану треста, А план личной жизни ты мог бы прорабатывать в клубе или в красном уголке.

Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка.

Ну и что ж ты бы мог сделать?

Я мог выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность.

Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем, ты человек несознательный, а мы не желаем очутиться в хвосте масс.

Вощев хотел попросить какой-нибудь самой слабой работы, чтобы хватило на пропитание: думать же он будет во внеурочное время; но для просьбы нужно иметь уважение к людям, а Вощев не видел от них чувства к себе.

Вы боитесь быть в хвосте: он - конечность, и сели на шею!

Тебе, Вощев, государство дало лишний час на твою задумчивость - работал восемь, теперь семь, ты бы и жил молчал! Если все мы сразу задумаемся, то кто действовать будет?

Без думы люди действуют бессмысленно! - произнес Вощев в размышлении.

Он ушел из завкома без помощи. Его пеший путь лежал среди лета, по сторонам строили дома и техническое благоустройство - в тех домах будут безмолвно существовать доныне бесприютные массы. Тело Вощева было равнодушно к удобству, он мог жить не изнемогая в открытом месте и томился своим несчастьем во время сытости, в дни покоя на прошлой квартире. Ему еще раз пришлось миновать пригородную пивную, еще раз он посмотрел на место своего ночлега там осталось что-то общее с его жизнью, и Вощев очутился в пространстве, где был перед ним лишь горизонт и ощущение ветра в склонившееся лицо.

Произведение "Котлован" было начато Андреем Платоновым в 1929 году, после выхода в свет статьи Сталина, которая называлась "Год великого перелома".

За тему произведения можно взять рождение социализма в городах и деревнях. Социализм в городе представляет собой строительство нового здания, а в деревне образование колхоза. Именно этими идеями были заняты главные герои. Название повести "Котлован" держит в себе особый смысл. На самом деле котлован-всеобщее дело, процесс объединения надежд и усилий, а так же веры и жизни. Он заставляет каждого отстраниться от личных идей и принципов. Но в итоге объединение коллективизма сводит людей в могилу, которая хоронит все их надежды на будущее.

Краткое содержание рассказа Котлован Платонова

В день своего тридцатилетия Вощев был уволен с механического завода по причине «слабосильности» и задумчивости. Это рождает сомнения в его душе, он не знает, как жить дальше и уходит в другой город. После дня, проведенного в дороге, он засыпает в глубокой теплой яме. Вощева будит косарь, который отправляет его спать в барак, рассказав о том, что на месте этой ямы будет построено огромное здание.

Вощев просыпается вместе с мастеровыми, которые рассказывают ему о том, что строят дом, который предназначается для местного пролетариата. Он присоединяется к работе, предполагая, что сумеет выжить и здесь.

Господин Пашкин, председатель окрпрофсовета, часто появляется на стройке и поторапливает мужиков, призывая их ускорить темпы работы. По вечерам, после работы Вощев много думает о светлом будущем.

Один из рабочих, Сафронов, хочет где-нибудь отыскать радио, чтобы быть в курсе достижений.

Чиклин приходит к кафельному заводу и находит там маленькую девочку, сидящую рядом с умирающей матерью. В женщине он узнает дочь владельца этого завода, которая давным-давно поцеловала его. Она умирает, и Чиклин забирает с собой в барак девочку.

Пашкин призывает мастеровых к борьбе с колхозными капиталистами, они отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают.

Мастеровые проводят собрание, на котором зачитывается список крестьян, которые переходят в колхоз и список «кулацкого сектора», тех, кого сажают на плот и «отправляют по речке в море».

После этих событий девочка Настя сильно заболела, она умирает. После этого Чиклин решает, что нужно рыть еще больший котлован, чтобы в доме мечты хватило места всему пролетариату. Жачев отказывается принимать в этом участие и уползает в город, чтобы убить товарища Пашкина.

Рассказ раскрывает конфликт между личностью, с её духовными терзаниями, и исторической действительностью.

Читать Подробнее

Вощёв-мужчина тридцати лет, он работал на небольшом механическом заводе и именно в день рождения, пришел приказ об его увольнении. Причина увольнения гласит якобы Вощёв был слишком задумчив, а это мешало темпу работы. На самом деле причина такой невнимательности состоит в обычная пустота на душе. После потери работы главный герой идет залить горе в бар, а потом наведаться в соседний город. Блуждая по городу где-то на окраинах он познакомился с инвалидом Жачевым, он был еще и попрошайкой. С наступлением ночи Вощёв пытается устроится на ночлег в траве на пустом месте. Но его сон прерывает появившийся косарь. Он разбудил Вощёва и приказал идти спать в барак по соседству, так как тут вскоре намечается строительство.

Город полностью погружен в строительство. Главная цель сейчас, это возвести большой котлован, куда в дальнейшем можно будет переместить рабочий городской класс. В повести, котлован представляется особым символом некой индустриализации.

Поутру Вощева разбудили здешние рабочие, они выслушали историю мужчину о том, как его уволили с работы, после чего, Сафронов дает работу копателя котлована. Отдохнув рабочие вместе с новой прибывшей силой отправляются на стройку, там инженер уже разметил территорию. Дав Вощеву лопату все принялись за работу, как показало время, самым слабым оказался-Козлов, его работа была самой минимальной. Вощев же наблюдая за людьми, решает, что как-нибудь проживет.
Главный инженером и разработчиком был Прушевский, он был настроен на то, что его проект станет одним общим домом, а так же мечтая о том, что спустя год он сможет вывести пролетариат из малоимущего города. На следующее утро приехал на стройку-Пашкин, один из председателей окрпрофсовета. Его визит был направлен на оценку хода строительства котлована, но в итоге он посчитал, что процесс идет медленно и необходимо повышать производительность, поэтому в скором времени к рабочим добавилась новая сила.

Козлов, которого не особо любили в бригаде, решается пойти на общественные работы. Остальные же продолжают трудится, но Пашкин всё так же считает производительность низкой.

Чиклин идет на завод, вспоминая как однажды его поцеловала там дочь самого хозяина. На данный момент завод находится в заброшенном и полуразрушенном состоянии. Чиклин бродя среди разрушенных стен находит комнату, в которой оказывается женщина. Она была в тяжелой состоянии и кажется умирала, с ней рядом была её маленькая дочь. Спустя некоторое время Чиклин узнает в этой женщине, дочь хозяина, ту самую, которая его поцеловала. Она умерла на глазах у него, поэтому Чиклин забрал девочку и ушел обратно в барак.

Рабочим-землекопам делают радио, из которого доносятся призывы о мобилизации всех ресурсов строительства. Жачев и Вощев против радио, но Сафронов не позволяет его выключать. Девочка, которую принес Чиклин, интересуется чертами меридианов на карте, на что получает ответ, что это стены от буржуев. Позднее рабочим также становится интересным происхождение этой девочки, откуда и кто она. Девочка же вспоминая слова матери, говорит, что родителей уже не помнит.

Ранее знакомый нам Пашкин выдвигает решение об увеличении размера котлована примерно в шесть раз. Козлов уже пробился в члены профсоюзных активистов, поэтому имеет право ездить на стройку, следить и ругать рабочих, если что-то ему не понравится.

Вместе с Сафроновым, Козлов отправляется на коллективизацию в соседнюю деревню, но эта поездка заканчивается для них печально.

Этих двоих там убивают сельские простые люди. Вскоре после этого случая, туда приезжают Чиклин и Вощёв. Они находят тела своих знакомых в сельсовете, Чиклин остается рядом с телами на ночь, видя как туда заходит какой-то неизвестный мужчина, Чиклин набрасывается на него, ведь считает того убийцей, и убивает.

Организационный Двор собирает много народа. Чиклин и Вощев сооружают из бревен плот якобы для того, чтобы убрать классы и отправить по реке кулацкий сектор. Это всё приводит людей в отчаяние, слышен крик и плач, они окружены горем, чтобы колхозу ничего не досталось, они вынуждены убивать свое хозяйство, а также всё есть до тошноты и рвоты. Для обычных крестьян образование колхоза было настоящим концом света, поэтому некоторые люди даже ложились в гроб, дабы ждать там своей смерти. Активист показывает и оглашает список тех, кто будет в колхозе, а кто отправится на плот.

В образованный колхоз наведывается Прушевский и Жачев. С собой они везут Настю, которая уже отходила некоторое время в советский детсад и теперь хочет «ликвидировать кулака как класс». Чиклин изучая списки деревенских жителей замечает там некого батрака, который всю жизнь работал почти ни за что в различных дворах и кузницах. Он решает пойти к кузницу, чтобы попросить того, избавить этого несчастного от эксплуатации. Этот батрак оказался медведем, который мог раздуть меха и владел молотком. Чиклин взяв с собой медведя идет с ним искать дома, где проживают местные кулаки. Возле домов с мироедами, медведь начинал громко рычать, ему было сигналом для Чиклина, и тот в свою очередь заходил в дом "раскулачивать". Кулаков, которых удалось распознать было решено отправить по реке следуя течению.
Избавившись от кулаков местный активист помещает на крыльце Оргдома радио, благодаря которому весь народ слышит радостный марш. Услышав это все начинали радоваться, это касалось не только людей, но и лошадей, те приходили ко двору Оргдома чтобы ржать.

Вощев в это время ходит по деревне и собирает то, что "плохо лежит", ему жаль всех брошенных вещей. Вернувшись в Оргдвор активист принимается записывать весь собранный хлам в некую ведомость, а потом часть из этого отдает Насте, как игрушки.

Утром же население колхоза идет к кузнице, где уже на протяжении долгого времени слышны удары молота. Это работает медведь, он без усталости садит по железу. Чиклин вызывается на помощь ему. Удары кажутся уж слишком сильными, Чиклин и медведь сильно крушат металл, а также неправильно закаляют, что придает большей ломкости.

С Настей приключилась беда, она простудилась во время марша. Эта болезнь серьезно сказывается на ребенке. Насте возвращают в город, там ее пытаются вылечить, но всё оказывается безрезультатным. Девочка умерла. Вощев не успевает застать Настю живой, очень тоскует по ней и делает для неё особое место под могилу. Гибель девочки является разрушительным ударом по светлым надеждам тех людей, кто трудился над котлованом. Ведь Настя была надеждой и символом будущего, а её смерть означала крах строительству.

Картинка или рисунок Котлован

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ремарк Ночь в Лиссабоне

    На фоне ужасов нацистского режима тема настоящей, крепкой, но трагичной любви, романа Ночь в Лиссабоне завораживает читателя и заставляет физически ощутить атмосферу книги, наполненную безропотной надеждой на спасение и счастье.

  • Краткое содержание Маленькая хозяйка Большого дома Лондон

    Есть люди, жизнь которых насыщенна трагедией и трудностями с самого ее начала. Про таких говорят: «Лучше бы они не рождались совсем». Одна юная особа, которая славилась крепким характером и храбростью

  • Краткое содержание Красный цветок Гаршин

    Однажды сумасшедший дом одного из небольших городов пополнился новым пациентом. Измученные бессонными ночами сотрудники с трудом доставили буйного мужчину из-за очередного приступа.

  • Краткое содержание Вниз по волшебной реке Успенский

    Приехал как – то мальчик Митя к бабушке. Она жила в деревне. Там он стал плавать и загорать. А перед сном она рассказывала ему волшебные истории.

Завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году.

Краткая история создания

Зачастую в качестве времени написания «Котлована» указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на титульной странице второй машинописной редакции произведения на месте вырезанного первоначального варианта. Современные исследователи творчества писателя не считают, что повесть создавалась точно в указанный период. Впрочем, вышеназванный временной промежуток Платонов выбрал не случайно. Этот период – пик коллективизации, о которой и идет речь в «Котловане».

Название

Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – «Бруски» Панферова, «Цемент» Гладкова, «Лесозавод» Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение. В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе, но и рабочий класс, которому суждено скрепить «трудовые народные массы» и выступить в роли фундамента новой жизни. Платонов следует литературному шаблону того времени. Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика. Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев. В финале котлован так и не выкопан до конца.

Тематика

Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.

Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.

«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.

Персонажи

В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.

Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.

Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, - фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет.

Композиция

Повесть состоит из двух частей. Первая – городская. В центре повествования – копание котлована. Вторая – деревенская. Здесь основное внимание уделено созданию колхоза и раскулачиванию. Такая композиция возникает не случайно. Она соотносится с речью Сталина «К вопросам аграрной политики в СССР», произнесенной в конце декабря 1929 года на конференции аграрников-марксистов. В ней особенное внимание уделялось вопросу «уничтожения противоположности между городом и деревней». В финале действие возвращается в котлован – композиция закольцовывается.

Языковые особенности

«Котлован», как и другие платоновские произведения, отличает особенный язык. Одна из ключевых его особенностей – индивидуально-авторские сочетания. Они выполняют функции средств художественной изобразительности, а также помогают отразить авторскую философию, обратить внимание читателей на проблемы, волнующие автора.

Литературное направление и жанр

В 1920 году, будучи еще начинающим автором, Платонов заполнял анкету Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди прочих там был следующий вопрос: «Каким литературным направлениям вы принадлежите или сочувствует?». Платонов ответил: «Никаким, имею свое». Этой позиции он придерживался на протяжении всего творческого пути.

Согласно определению самого Платонова, жанр «Котлована» - повесть. Кроме того, различные исследователи находили в произведении элементы других жанров. Среди них – антиутопия, производственный роман и даже мистерия.

Сюжет

Повесть «Котлован» - это социальная притча, философский гротеск, жёсткая сатира на СССР времён первой «пятилетки ».

В повести группе строителей дано задание построить так называемый «общепролетарский дом», цель которого - стать первым кирпичиком в утопическом городе будущего. Однако строительство заканчивается на котловане будущего фундамента дома, дальше дело не идёт, и к строителям приходит понимание тщетности создания чего-либо нового на обломках уничтоженного старого, а возможно, и осознание того, что цель не всегда оправдывает средства. На другом плане сюжета повести бездомная девочка Настя, являющаяся воплощением будущего , будущих жильцов дома, живущая на стройке (что символично, ввиду отсутствия кроватей строители подарили девочке два гроба, отобранных ими предварительно у бедных крестьян - один в качестве кровати, второй - в качестве коробки для игрушек) умирает, так и не дождавшись постройки общего дома для всех: светлая когда-то утопия, логически зайдя в тупик, неотвратимо превращается в жёсткую антиутопию. Повесть показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя тогдашнего СССР. Текст описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи. Жёстко утончённые, до гротескного сюрреализма , реалии тех времён изображены ярко и выразительно. Несмотря на гротескность описания и иносказания в тексте, в повести отражены многочисленные элементы реального быта в эпоху Сталина . Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом .

Цитаты из произведения

Чиклин сказал, что вчера вечером близ северного пикета на самом деле было отрыто сто пустых гробов; два из них он забрал для девочки - в одном гробу сделал ей постель на будущее время, когда она станет спать без его живота, а другой подарил ей для игрушек и всякого детского хозяйства: пусть она тоже имеет свой красный уголок.

- Дядя, это буржуи были? - заинтересовалась девочка, державшаяся за Чиклина. - Нет, дочка, - ответил Чиклин. - Они живут в соломенных избушках, сеют хлеб и едят с нами пополам. Девочка поглядела наверх, на все старые лица людей. - А зачем им тогда гробы? Умирать должны одни буржуи, а бедные нет! Землекопы промолчали, еще не сознавая данных, чтобы говорить. - И один был голый! - произнесла девочка. - Одежду всегда отбирают, когда людей не жалко, чтоб она осталась. Моя мама тоже голая лежит. - Ты права, дочка, на все сто процентов, - решил Сафронов. - Два кулака от нас сейчас удалились. - Убей их пойди! - сказала девочка. - Не разрешается, дочка: две личности - это не класс… - Это один да еще один, - сочла девочка. - А в целости их было мало, - пожалел Сафронов. - Мы же, согласно пленума, обязаны их ликвидировать не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов! - А с кем останетесь? - С задачами, с твердой линией дальнейших мероприятий, понимаешь что? - Да, - ответила девочка. - Это значит плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало. - Ты вполне классовое поколение, - обрадовался Сафронов, - ты с четкостью сознаешь все отношения, хотя сама еще малолеток. Это монархизму люди без разбору требовались для войны, а нам только один класс дорог, да мы и класс свой будем скоро чистить от несознательного элемента.
Молотобоец попробовал мальчишку за ухо, и тот вскочил с горшка, а медведь, не зная, что это такое, сам сел для пробы на низкую посуду. Мальчик стоял в одной рубашке и, соображая, глядел на сидящего медведя. - Дядь, отдай какашку, - попросил он, но молотобоец тихо зарычал на него, тужась от неудобного положения. - Прочь! - произнёс Чиклин кулацкому населению. Медведь, не трогаясь с горшка, издал из пасти звук, и зажиточный ответил: - Не шумите, хозяева, мы сами уйдём.

Литература

  • Платонов А. П. Собрание сочинений в 5-ти томах . - Т. 2. - С. 308#397.
  • Бабкина Н. А. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ЖИЗНЬ VS. ТЕМП В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА КОТЛОВАН (рус.) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика . - 2006. - № 2. - С. 36 - 41.
  • Короткова А. В. Народ и герой в прозе А.Платонова ("Сокровенный человек", "Чевенгур", "Котлован", "Ювенильное море"), Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук . - 2006.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Котлино
  • Котлубаевка

Смотреть что такое "Котлован (повесть)" в других словарях:

    Котлован - У этого термина существуют и другие значения, см. Котлован (повесть). Заливка фундамента в котловане Котлован выемка в грунте, предназначенная для устройства основан … Википедия

    Река Потудань (повесть) - У этого термина существуют и другие значения, см. Потудань. Река Потудань Жанр: повесть

    Платонов, Андрей Платонович - современный писатель. Сын слесаря ж. д. мастерских, рабочий изобретатель. Писать начал с 1918, по преимуществу стихи. Выступил в 1927 со сборником рассказов и повестей "Епифанские шлюзы". Излюбленный образ творчества П. человек … Большая биографическая энциклопедия

    1930 год в литературе - Годы в литературе XX века. 1930 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия

    Платонов, Андрей Платонович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Платонов. Андрей Платонов Имя при рождении: Андрей Платонович Климентов Псевдонимы: Плат … Википедия