Что такое иллюстрация к произведению. Искусство иллюстрации

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - по-латински illustratio - освещение, наглядное изображение Объект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту.

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение. Их назначение - помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.

Что же делает иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к высокому искусству? Что выделяет иллюстрацию как особый жанр изобразительного искусства? На эти вопросы нужно ответить себе, прежде чем выносить суждение о качестве иллюстраций.


Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте, иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует.


Но для изображения предметов художнику нужны такие средства, как линия, определяющая границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь всех этих сторон - рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.


Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.


Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников.

В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными: фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

Книжная иллюстрация - это жанр графического искусства.

Естественно, что книга своими размерами и своим устройством, структурой не может не влиять на особенности иллюстрации.


Размеры страницы ограничивают размеры иллюстраций , их непосредственное соседство со шрифтом обязывает художника найти гармоническое решение книжного разворота. Техника печати также принуждает художника согласовать средства изображения со способом печати, который предназначен в данном издании.

Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых выпускается книга. Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга конца XIX века нередко оказывается в руках иллюстраторов-ремесленников.


Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, что она нравится или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным знакомством с художественными произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Неудовольствие может быть вызвано встречей с непривычным, неожиданным способом изображения, хотя этот способ диктуется самим литературным произведением.

Общая культура и эстетическое воспитание обязательны и необходимы для верного понимания художественной иллюстрации.

История жанра иллюстрации

Цель сегодняшнего занятия: Изучить виды иллюстрации, основные характеристики и особенности, а также создать творческую работу на формате А4.

Иллюстрация

Иллюстрация-изображение поясняющее или дополняющее основной текст.

Виды: Художественно образные,научно познавательные,рисунок,фотография, чертеж,схема,карта,план,график.

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского “illustratio” - освещение, наглядное изображение. Их назначение - помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным содержание любого произведения – литературного, научного, и всякого другого.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - “осветить”, “сделать наглядным” то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными - фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

И ллюстрации различают:

  • расположению в тексте: Иллюстрации в книге могут быть расположены на суперобложке, обложке, переплете, форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, в виде заставок (перед началом текста) или буквиц (в начале глав, частей и т.д.), в любом месте текста, а также в виде концовки(в конце книги). Существует много способов верстки иллюстраций в тексте: распашные, полосные, полуполосные, под обрез, на полях, закрытые, глухие и др.
  • по содержанию: документальные, художественно-образные,декоративно-орнаментальные
  • по способу исполнения: оригинальные (творческий рисунок, технический рисунок, чертеж, схема, диаграмма, фотография);заимствованные.
  • по цвету: одноцветные (черно-белые штриховые и тоновые);многоцветные
  • по способу воспроизводства: высокая, плоская и глубокая печать, которая предваряет или завершает текст.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

Элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом.

. Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него. Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

— Оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях — менее значимых событий.

помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте».

Техник выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом. Рассмотрим некоторые из них.

— Живописные материалы (акварель, гуашь, акрил);

— Графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш);

(фр. collage –приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Бракомв 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов.

Аппликация — лат. applicatio – прикладывание). Кусочки какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) нашиваются, наклеиваются на ткань, бумагу, картон. Созданные таким образом изображения или орнамент придают произведению особую рельефность и выразительность .

— Фотомонтаж – композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в ХХ в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий.

— компьютерная графика:

«Растровое изображение - это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселов или точек цветов (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.

Векторная графика - это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображения как матрицу пикселов (точек)».

Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) - раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Больше всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации,кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности.

Самый древний способ иллюстрирования – это использование печатной графики. Линогравюра, ксилография, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

У каждого инструмента есть свой звук и свое ощущение в пальцах. От выбора инструментов во многом влияет на характер изображения. Зачастую сама тематика иллюстрации выбирает технику и стиль изображения. «Стиль - это в значительной степени выбор инструмента. В хорошей типографике всегда виден след каллиграфического инструмента. Это не проблема, если делать иллюстрацию на бумаге, но в цифровой графике нужно прилагать отдельные усилия, чтобы сохранить генетический отпечаток живого рисования». Например, Jonathan Edwards - использует вектор, но его иллюстрация живёт (Рис 25. Приложение 1). Рисование даже с использованием растровой, векторной или трёхмерной графики необходимо «сохранять жизнь» изображения.

Абсолютно все техники изобразительного искусства доступны иллюстрации, по традиции сложилось, что в иллюстрировании используются графические материалы, но это далеко не так.

В современной иллюстрации постоянно образуются определённые новшества, тренды, это может быть черно-белый линарт (использование при изображении одной чёрной линии, без штриховки, пятен и заливок), включение в рисунок немного такой странной неоготики, могут быть небольшие оп-арт эффекты, ядреный колороэкспрессизм, стрит-арт.

Упражнение №1.

На формате А5 создать линейную иллюстрацию на определенную тематику.

Этапы выполнения задания:

  • Мозговой штурм (определяемся с идеей, с тематикой иллюстрации)
  • Зарисовка карандашом (для последующей корректировки)
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и обводка ручкой (учитывая толщину линий и штриховку)

Особенности создания иллюстрации

Иллюстрация должна отражать происходящие действия, при этом не обязательно должна охватывать какой-то длительный промежуток времени, скорее это отражение важного момента.

Какие могут быть критерии хорошей иллюстрации?

Подходящий технический прием (лиричная прозрачная акварель, детализированная графика или что-то еще отражающее атмосферу)

Идеальный коло рит. Выдержанный монохромный или полное буйство цвета?

Композиционное решение. Передача спокойствия или динамичного момента

Выбор формата. Иллюстрация в книге не обязательно должна вписываться в прямоугольник. Она может быть и продолговатой, и вписана в круг.

Выбор стилистики. В зависимости от целей, это может быть минималистичное решение, или подробно прорисованное, с большим количеством деталей.

Рисунок иллюстрация, рисунка иллюстрации … Орфографический словарь-справочник

рисунок-иллюстрация - рису/нок иллюстра/ция, рису/нка иллюстра/ции, м … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Изображение, арабеска, виньетка, гравюра, заставка, иллюстрация, карикатура, политипаж, чертеж, фигура. Ср … Словарь синонимов

1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое либо положение; 2) рисунок в тексте к. н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от лат. illustratio освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства изобразительное… … Художественная энциклопедия

См. пример … Словарь синонимов

Джесси Уилкокс Смит (англ. Jessie Willcox Smith). Иллюстрация визуализация, такая как рисунок, фотогра … Википедия

- [илю], иллюстрации, жен. (лат. illustratio освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее… … Толковый словарь Ушакова

иллюстрация - и, ж. illustration f. <лат. illustratio < illustrare прояснять. 1. Снабжение текста рисунками. Разговор зашел.. о новой иллюстрации библии французским художником. Толст. А. Каренина. || устар.? С картинками, скабрезный. Любил разговаривать … Исторический словарь галлицизмов русского языка

иллюстрация - ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Книга маркизы. Сборник поэзии и прозы. В 2-х книгах , . "Книга маркизы" является антологией французской эротической прозы и поэзии XVIII в., среди авторов текстов были Вольтер, Казанова и многие другие. Составитель и иллюстратор Константин…
  • Иллюстрированный травник. 350 видов лекарственных растений , Гензель Вольфганг. Более 1500 цветных фото. - Комментарий, иллюстрация и рисунок к каждому виду. - Рецепты из лекарственных растений: целебные чаи, настои, отвары, мази. Наш обширный справочник научит вас…
  • Линия - это точка, которая пошла погулять. Творческий блокнот для рисования и вдохновения , Джо Фернихо. О книге Это непохожий на другие творческий блокнот для рисования, на создание которого вдохновила цитата Пауля Клее. В нем читателям предлагается мыслить нестандартно, создавая свои рисунки.…

Чтобы стать успешным иллюстратором одного умения рисовать мало. Помимо владения художественными навыками и талантом нужно разбираться в существующих стилях и познакомиться с творчеством выдающихся иллюстраторов, работы которых стали знаковыми в этой сфере. Только тогда вы сможете найти свой неповторимый стиль и свободно творить, не боясь быть уличенным в плагиате.

Как все начиналось

Иллюстрации существуют давно, еще со времен Древнего Египта, когда заклинания и гимны на папирусах стали сопровождать изображениями. Самые яркие из сохранившихся рукописей того времени - античные «Илиада» и «Энеида».

Иллюстрация (от лат. - illustratio - освещение) - это наглядное изображение, не идентичное изображаемому объекту.

Вплоть до 19 века иллюстрации в основном использовали как украшения книг. Существовали они в различных формах: гравюры, виньетки, миниатюры, графические зарисовки и просто декоративный орнамент.

Во второй половине XIX века начинается так называемый Золотой век иллюстрации, связанный с распространением массовых журналов и газет. В это время в Европе и Америке работают мастера, оказавшие огромное влияние на все последующие поколения художников: Говард Пайл и его ученики, Норман Роквелл, Джеймс Флэгг (создатель знаменитого дяди Сэма), Чарльз Дана Гибсон и его идеальные девушки.

Говард Пайл

Норман Роквелл

Джеймс Флэгг и его дядя Сэм

«Девушка Гибсона» – один из первых американских стандартов женской красоты

Перелом в развитии иллюстрации как жанра случился в 50-е годы XX века. Фотография стала основным способом отражения и передачи происходящих событий, и художникам ничего не оставалось, как начать изображать нематериальные, «идейные» сюжеты.

Так появилась концептуальная иллюстрация, которая развивалась под влиянием современной на тот момент живописи: кубизма, экспрессионизма, дадаизма, сюрреализма. Роберт Эндрю Паркер, Саул Стейнберг, Борис Арцыбашев - одни из самых ярких представителей «другого» направления.

Роберт Эндрю Паркер

Саул Стенберг

Борис Арцыбашев

Примерно в это же время иллюстрации, помимо книг, журналов и газет, начинают активно использоваться в рекламе и различной пропаганде. Популярной становится плакатная иллюстрация, а также новое развитие получают карикатурная и сатирическая.

Иллюстрация сейчас - это дизайн сайтов, инфографика, упаковка и оформление, а также все, где используется визуальный контент. С развитием компьютеров и программного обеспечения появился новый вид - векторная иллюстрация, которая пользуется большим спросом на стоках.

Стили иллюстрации

Стилей и жанров иллюстрации огромное количество: как очень старых, так и появившихся совсем недавно. Несмотря на все разнообразие, есть несколько основных направлений, о которых мы и расскажем ниже. В качестве примеров, характеризующих стиль, мы выбрали работы самых ярких и известных иллюстраторов.

1. Фэшн-иллюстрация

Существует около 500 лет, но популярность этот стиль приобрел только в начале XIX века - время появления большого количества модных журналов. Одним из основателей фэшн-иллюстрации был американец Карл Эриксон , который знаменит работами для Vogue и американской косметической компании Coty.

2. Плакатная иллюстрация

3. Ретро-иллюстрация

Это для нас сейчас такие иллюстрации - это ретро, а для Эрла К. Бэрги , к примеру, это была современная ему реальность. Американец проиллюстрировал огромное количество книг, журналов, газет в знаменитом «винтажном» стиле, который сейчас так популярен.

4. Декоративная иллюстрация

Это, пожалуй, один из самых старых стилей иллюстрации. Виднейший декоратор XX века - Уильям Моррис , неофициальный лидер Движения искусств и ремесел.

5. Иллюстрация детской литературы

Еще один классический жанр иллюстрации. Меняются техники, стили, эпохи, не меняется одно - иллюстрации к детским книжкам должны быть красочными, забавными и интересными.

Один из самых известных детских художников-иллюстраторов - Эдмунд Дюлак . Согласитесь, такое ощущение, что одну из ваших детских книг иллюстрировал именно Дюлак.

6. Иллюстрация комиксов

Комиксы, конечно, отдельный жанр, но нельзя отрицать того, что, по сути, комикс - это проиллюстрированная история. К тому же знаменитого иллюстратора Чарльза Шульца с его зарисовками про мальчика Чарли и собаку Снупи считают крестным отцом современных комиксов.

7. Сатирическая иллюстрация

Истоки сатирических иллюстраций - любимые во все времена карикатуры. Не теряют популярности они и сейчас. Вспомните хотя бы известный французский журнал Charlie Hebdo с провокационными карикатурами.

Один из самых первых карикатуристов - англичанин Джордж Крукшенк . Излюбленные темы - социально-политические и общественные проблемы.

8. Концептуальная иллюстрация

Концептуальная иллюстрация возникла как реакция на появление и распространение фотографии и развивалась под влиянием различных модернистских течений в искусстве. Кроме перечисленных выше иллюстраторов, можно еще выделить Роберта Осборна .

Эдд Картер

Борис Валеджио

10. Спортивная иллюстрация

Пик популярности спортивных иллюстраций - 1930–1950 гг., когда их можно было встретить практически в каждой газете. Один из самых известных художников - Виллард Муллин , большую часть своей карьеры работавший в The New York World-Telegram.

Мы уверены, что после просмотра подборки многим иллюстраторам захотелось попробовать себя в новом стиле. Мы выбрали самые популярные на наш взгляд жанры иллюстрации, и если вы хотите рассказать о каком-то другом стиле и известном представителе, будем рады прочитать все в комментариях.

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа.

Если немного углубиться в историю, то первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки и только после изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей идее, которая побудила автора написать книгу.

Вы конечно уже встречались с тем, что одним и тем же словом "иллюстрация " называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, а так же по связи между рисунком и текстом, или технике исполнения.

Схемы, фотографии, документы, графики, чертежи и рисунки с натуры, находясь на страницах книги, тоже являются иллюстрациями, т.к. помогают дополнить и сделать более наглядной информацию, которую несет нам текст. Такой тип иллюстраций называется научно -познавательным .
Но, если говорить именно о детской книжной иллюстрации, то здесь гораздо чаще встречается другой тип иллюстраций – художественно-образный . Они помогают ярче передать сюжет произведения, показать главные конфликты, образы героев, подчеркнуть важность тех или иных событий.

В зависимости от размера и положения в книге выделяются следующие виды иллюстраций:
Обложка, фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

Иллюстрации на обложке или переплете


Отражают самое главное и существенное в литературном произведении. Изображение на обложке может относиться к определенному важнейшему моменту текста или отражать в целом характер произведения. Чаще встречаются обложки второго типа. Важно, чтобы рисунок на обложке не был просто иллюстрацией к названию, так как не всегда заглавие книги характеризует ее идейное содержание.

Иллюстрации-фронтиспис


Располагаются перед титульным листом, является иллюстрацией ко всему литературному произведению, поэтому передает его общий характер. Фронтиспис может синтетически обобщать главные темы книги, раскрывать наиболее яркую идею автора, представлять собой портрет главного героя или портрет писателя.

Иллюстрации-заставки


Помещаются вначале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом,означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях


Располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа и т. д. содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.


иллюстрация на развороте